Как мы организовали раздельный сбор отходов и теперь выбрасываем мусор раз в полгода
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала ее и оформила по стандартам журнала.
Все началось два года назад.
Мы с мужем стали собирать макулатуру, которой у нас, учителей, копилось немало. От макулатуры мы перешли к разделению перерабатываемых и неперерабатываемых отходов.
Контейнера для вторсырья в нашем дворе тогда еще не было, поэтому мы ходили к ближайшему контейнеру-сетке и тратили на это около 20 минут. В результате мы стали выносить мусор примерно два раза в неделю вместо четырех.
Это могло бы продолжаться, если бы больше двух лет назад мы не задали себе вопрос: «Что из собранного действительно переработают, а что все-таки отправят на свалку?» После этого мы изучили виды вторсырья и обнаружили: далеко не все, что раньше нам казалось перерабатываемым, таковым является. Узнали о концепции «ноль отходов» и начали потихоньку перестраивать свой быт.
В то время мы отвозили все вторсырье на метро в экоцентр. Делали это примерно пять раз в течение полугода. В целом нам нравилось, но такие поездки отнимали время: приходилось тратить около часа в одну сторону. Это ужасно раздражало и выматывало, хотя мы находили для себя плюсы. Например, можно было остаться на бесплатный мастер-класс в экоцентре, пообщаться с единомышленниками или поволонтерить.
Это был отличный опыт, потому что дискомфорт заставлял нас шевелить мозгами, мотивировал отказаться от ненужного барахла. Если бы мы комфортно возили вторсырье на машине, то едва ли достигли таких успехов в zero waste, как сейчас. Мы поняли, что нужно задуматься о сокращении количества упаковки, чтобы ездить в экоцентр не каждый месяц, а хотя бы один раз в три месяца.
Условия для раздельного сбора вторсырья в нашем районе
Мы живем в Москве. Городскими контейнерами для мусора и вторсырья я не пользуюсь, потому что не особо им доверяю. Я считаю, что для раздельного сбора важно информировать людей и проводить инструктаж, — тогда сырье будет нормального качества. А когда в синий контейнер выливают борщ и бросают грязные подгузники, вся партия приходит в негодность. Для меня важно, чтобы переработали сто процентов сырья, поэтому я использую специальные пункты приема.
В Москве много частных организаций, которые принимают вторсырье. Так, рядом с нашим домом находится «Немузей мусора». Туда можно сдать много фракций — это очень удобно. Все известные мне организации работают на благотворительной основе. Например, «Собиратор», «Сборка», «Немузей» появились по инициативе граждан, за что им большое спасибо. В таких экоцентрах принимают почти все: от самых простых фракций — стекла, ПЭТ, жести — до сложных вроде бритвенных станков, пластиковых карточек, магнитов. Что принимает конкретный центр, нужно заранее уточнить в инструкции по разделению отходов у самой организации.
В целом я уже привыкла к такой инфраструктуре, но хотелось бы иметь больше центров, которые финансирует государство. Все в наших руках, нужно показывать, что это важно.
Какой подход к сортировке и утилизации мы выработали
Организация жизни по принципу «ноль отходов». Если изучить принципы zero waste, можно увидеть, что переработка находится только на четвертом месте. На первом и втором — принципы «откажись» и «уменьши». Нам не нравилось часто сдавать вторсырье. Поэтому мы много думали, от чего можем отказаться и как нам выстроить покупки, чтобы вообще не брать продукты в упаковке. Для этого я проходила обучение по экологизации быта, читала книги. Нам пришлось работать над своими привычками, перестраивать мышление и быт. Мне кажется, это сильно прокачало нашу фантазию.
Сейчас мы не покупаем ничего лишнего — только то, чем сто процентов будем пользоваться. Некоторую одежду и предметы берем сразу на всю семью. Это очень удобно, когда одни и те же футболки могут носить сразу все. Нужно брать в полтора раза меньше вещей в отпуск. Раньше я даже не могла себе такого вообразить, а теперь для нас это норма.
Отказ от упаковки существенно повлиял и на питание. Оно стало более разнообразным и полезным. К примеру, мы стали есть больше овощей и фруктов с рынка, потому что их всегда можно взять в свой мешочек. Из-за упаковки нам пришлось отказаться от чипсов, печенья, сухариков, газировки и тому подобного. Но я не могу сказать, что мы скучаем по этим продуктам. Теперь в дорогу мы берем самодельные сэндвичи, так как понимаем, что не найдем по пути еду без упаковки.
Zero waste однозначно расчистил наше пространство от лишних предметов и позволил посмотреть на наше питание с другого ракурса.
Раздельный сбор вторсырья для сдачи в экоцентр. Когда мы жили на съемной квартире площадью 43 м², приходилось хранить вторсырье на балконе. Мы не покупали контейнеры, а держали все в коробках, чтобы понять, каких фракций у нас копится больше всего и что можно изменить в привычках для сокращения объема отходов. Из-за того, что многое мы пробовали впервые и еще не сформировали определенный тип мышления, наш балкон больше походил на свалку. Это очень раздражало. Но мы понимали, что это не повод прекращать попытки, а возможность проанализировать свое потребление и образ жизни. В этот период мы очень многому научились и выработали для себя оптимальную стратегию.
В результате мы пришли к такой системе: складывали все в одну емкость, а потом раз в месяц распределяли скопившиеся отходы по разным контейнерам. В первый раз разбор вторсырья по фракциям занял очень много времени и сил. Но благодаря некоторым умственным заключениям и оптимизации временных затрат на сортировку стало уходить не более 30 минут.
Сейчас мы живем в просторной квартире — у нас достаточно места для хранения каждой фракции отдельно. Когда мы начинали делать ремонт, сразу спланировали пространство для бытовых отходов. Например, у нас есть контейнеры для:
- Твердого и мягкого пластика.
- Стекла.
- Металла.
- Бумаги.
- Тетрапака.
- Редких видов вторсырья.
Даже есть контейнер «на будущее» — для фракций, которые еще не перерабатывают, но могут начать. Это, например, термоусадочная пленка или упаковки от мелких бытовых предметов. Такой тип пластика еще не принимают, но его так часто используют, что мы верим: однажды получится опустошить и это ведерко. Пока оно нам не мешает — стоит тихонько и ждет своего часа. В основном там лежит сырье из прошлой жизни: тогда мы не задумывались, в какой упаковке покупаем. Теперь стараемся следить за покупками, чтобы не складировать неперерабатываемые отходы.
Контейнеры для фракций хранятся в шкафчиках на кухне. Захламленности нет, так как все аккуратно разложено по своим местам. Да и в целом у нас сейчас практически не копится вторсырье. Мы вывозим две небольшие сумки и рюкзак один раз в шесть месяцев. В основном собирается мягкий пластик и бумага. Это легкие фракции, поэтому мы быстро отвозим их на электросамокате до ближайшего экоцентра. Дорога занимает около десяти минут в одну сторону.
Утилизация органики с помощью измельчителя пищевых отходов. Раньше органика составляла примерно 60% отходов. После отладки системы домашней сортировки мы заметили, что все равно часто выносим мусор — раз в полторы-две недели, — потому что отходы начинают неприятно пахнуть. Так мы задумались об отделении органики от остального мусора.
Впервые мы начали отделять органические отходы, когда жили за городом. Там компостировать проще простого, нужно всего лишь изучить несколько статей. Когда мы вернулись в Москву, привычка осталась, но встал большой вопрос, куда девать органику. Мы решили, что будем удобрять палисадник за домом. Удивительно, но в земле все действительно перегнивало за три месяца: мы проверяли. Зимой земля замерзала, поэтому мы замораживали органику и отвозили ее раз в месяц в специальные пункты приема таких отходов.
В результате мы стали выносить мусор всего раз в месяц, а то и реже. Это было круто, но потом мы увидели интервью девушки, которая рассказывала, что выбрасывает мусор четыре раза в год. Подумали, что вызов принят, и начали оптимизацию всех отходов.
С середины июля до апреля мы вообще не выбрасывали мусор.
В то время у нас было мусорное ведро, в котором потихоньку копились все остальные отходы. Наличие свободного места в нем вселяло оптимизм, что мы легко продержимся до июля и не выбросим ни одного ведра. Общая масса мусора на тот момент составляла 600 г. Мы хотели достичь такого уровня, чтобы выбрасывать одну маленькую банку мусора в год. А потом — вообще жить без мусора, ведь все реально, если захотеть.
В итоге наша жизнь кардинально изменилась, когда мы переехали в свою квартиру, где заранее продумали вопрос с органикой. Для ее переработки мы установили измельчитель под раковину: кидаем туда все пищевые отходы, они перемалываются и исчезают в пучине канализации. На этом все наши пляски с органикой завершились.
Отношение окружающих
Трудностей в сортировке отходов у нас не было, ведь мы понимали, почему для нас это важно. Мы не ленились и не искали отговорок, что это сложно, что кто-то нам должен. Просто убирали за собой по максимуму, чтобы планета была чистой, а на других не смотрели.
Но реально трудно было с отношением окружающих и к окружающим. Тяжело работать со своим осуждением других за их неэкологичность, потому что замечаешь буквально каждую мелочь, каждый бумажный стаканчик, каждую трубочку.
Окружающие тоже не торопились носить нас на руках. Много раз возникали споры, когда мы пытались внедрить раздельный сбор отходов на пикниках, вылазках с друзьями, мероприятиях. Споры были и о том, что это ничем не поможет, что мы сошли с ума, а этот вопрос должен решаться на другом уровне. Было трудно, ведь вроде ты ничего плохого не делаешь, а в ответ получаешь море негатива.
Сейчас все в порядке: у нас просто больше нет друзей. Шутка! Друзья остались, просто мы потихоньку переманили их в свой лагерь думающих людей. Теперь среди них больше сортирующих, чем несортирующих. Это прогресс. Да и мы сами стали разумнее: поняли, что только личным позитивным примером можно показать, почему это важно. Все остальные методы не работают, сколько ни убеждай.
Итоги
Расходы. Как сократились наши расходы при таком образе жизни, точно не скажу. Но траты и правда сильно уменьшились, особенно на ненужную одежду. Раньше на нее уходило по 50 000 ₽ за сезон. А сейчас — ноль, так как мы носим то, что уже есть, и обмениваемся надоевшими вещами с друзьями. С едой та же история: мы стали покупать меньше «мусорных продуктов» и перекусов. Теперь наша еда более простая и сбалансированная.
Расходы на организацию пространства для домашней сортировки — 26 000 ₽
12 икеевских контейнеров разного размера и выдвижная система | около 10 000 ₽ |
Мощный измельчитель органических отходов | 16 000 ₽ |
Расходы на организацию пространства для домашней сортировки — 26 000 ₽
12 икеевских контейнеров разного размера и выдвижная система | около 10 000 ₽ |
Мощный измельчитель органических отходов | 16 000 ₽ |
Регулярных расходов у нас почти нет, так как мы отвозим вторсырье на самокате. Иногда вызываем такси, если накопилось много отходов, которые не принимают рядом с домом, но такое случается примерно раз в год.
Нам потребовалось полтора года, чтобы пройти путь от обычного потребителя до зеровейстера и полностью перестроить быт и мышление. Поначалу было непросто, а теперь мы не представляем, как можно иначе. Уже около двух лет мы живем по принципам zero waste и не испытываем никаких трудностей.
При этом мы очень много путешествуем, бываем в разных городах России и мира, и пока нам везде удавалось построить нашу безотходную жизнь: и в подмосковном городке, и на тропическом острове, и в горах. Например, когда мы зимовали три месяца на Шри-Ланке, по итогу накопили ровно 0 кг мусора. Если сложить мусор из всех мест, в которых мы бывали, выйдет около 1 кг на человека в год.