Мнение: пластиковые цветы на кладбище — это мусор, который нужно запретить
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Я не покупаю сама и отговорила маму от кладбищенского декора.
До 2019 года раз в год мама покупала искусственные цветы для двух могил. Выцветшие букеты выбрасывала, а пригодные оставляла еще на год и добавляла новые.
В моем регионе, Архангельской области, в 2018—2020 годах бушевали страсти вокруг Шиеса
Сейчас мы покупаем воду на разлив в свои пятилитровки, их можно использовать несколько раз, что намного выгоднее — 30 ₽ за пять литров. Я стараюсь ответственно относиться к деньгам, поэтому траты на мусор, который никому не приносит пользы, в том числе кладбищенский декор, недопустимы для меня.
Я рассказала маме, что пластик вреден для экологии, долго разлагается, а мы бываем на кладбище в лучшем случае раз в год и не видим эту «красоту». Через пару лет цветы и венки окажутся в лесу рядом или на свалке. К тому же покойникам нет разницы, лежат цветы или нет. Памятника у могилы, на мой взгляд, вполне достаточно.
Мама с этим согласилась и перестала покупать декор. Некоторые родственники все же не поддержали идею. При удобном случае могу высказать им свое мнение по этому вопросу, чтобы не навязываться. Не хочу доказывать с пеной у рта, что так правильно, ссориться — это глупо и непродуктивно.
Считаю, что нужно вводить полный запрет на производство пластиковых украшений для кладбища. Пакеты хоть и вредны для экологии, но хотя бы несут функцию, а от этой требухи ни красоты, ни пользы. Удивляет, что активисты кричат о необходимости сортировки отходов и запрета пакетов, но не замечают тонны бесполезного пластикового мусора на кладбищах.
Пока производить цветы и венки выгодно, их будут выпускать. Но теплится небольшая надежда, что когда-нибудь об этом задумаются, тему станут поднимать сначала в соцсетях, а потом и на государственном уровне. Пока государство всерьез не озаботится этой темой и не примет меры, люди не перестанут покупать.
10.11, 12:22
А я согласен. Умершим от этого ни горячо ни холодно, а после сезона все это добро сваливается в ближайшую импровизированную свалку рядом с кладбищем.
Памятника и поддержания места захоронения в достойном состоянии вполне достаточно.
10.11, 13:37
WTF, на одном местном кладбище решили расширяться: зону для мусора освободили от контейнеров и начали хоронить там умерших. Некоторые люди не удосуживаются отнести ритуальный хлам в виде старых искусственных венков, цветов, сгнивших гробниц на другую мусорку, а оставляют его рядом с чужими могилами, если есть свободное пространство. С вашим комментарием полностью согласна.
10.11, 12:25
Видела, как люди сажают многолетние цветы, небольшие кустовые розы, например. Идеальный вариант, как по мне, если хочется чего-то на могилу все же установить. Можно еще деревце какое-нибудь посадить маленькое и постригать его периодически.
Или срезанные цветы принести, все же лучше, чем пластик.
10.11, 14:33
Ольга, многолетние цветы и деревья - это просто супер круто, но нужен большой участок
10.11, 12:16
Наши кладбища в принципе похожи на свалки, да ещё и с этим пластиком
10.11, 17:01
Не самая важная проблема. Ну сколько раз в год мы приносим эти цветы на кладбище? Один, два? Да и то не каждый год их обновляем. В супермаркетах нам продают за наши деньги ГОРЫ пластиковых упаковок, посылки с алиэкспресса приходят в тройном пластике, а тут именно цветочки прям не нравятся… Если же смотреть на вещи шире, то вся наша кладбищенская культура - это язычество, идущее от тризны и курганов древних славян. С христианской точки зрения, на кладбище вообще ничего носить не надо, а надо побольше денег нести в церковь попам за поминовение. С рациональной точки зрения, умершие живут в памяти тех, кто их помнит, а что произойдет с телом и какой поставят памятник - в общем без разницы. Не станет тех, кто нас помнит - и памятник будет никому не нужен, никто не прочтет, что там написано. Тут лучше бы прах развеивать в месте, которое нравилось человеку при жизни, а для памяти хватит и фотокарточки. Но если родным легче оттого, что они приносят цветы - значит, цветы нужны. Просто надо продумать как их лучше утилизировать с кладбища, а не на помойку контейнером возить. Но это касается любого пластика, проблемы все те же.
10.11, 13:14
А ещё надо запретить столики, убрать оградки, клумбы, сделать единый дизайн код для памятников.
10.11, 15:56
Илья, вы правла думаете, что запретить общепринятые традиционные атрибуты и навязать единый дизайн скорбящим - хорошая идея?
Ради чего, чтобы кладбища выглядели, как в кино, и радовали глаз мимопроходящих?
10.11, 15:29
Предлагаю запретить всем гипермаркетам и остальным продуктово-сетевым заказывать кучу ненужной бесполезной пластмассовой и резиновой фигни, которую они вручают на кассе. Бесит.
10.11, 14:33
Как по мне, то лучше просто прекратить традиционное погребение. Крематорий, урна в колумбарии, утилизация невостребованного (т.е. с неоплаченным хранением) праха после N лет хранения.
Помимо проблемы пластиковых цветов решит еще кучу проблем.
13.11, 20:08
Ваньша, каких?
10.11, 13:26
Согласна, это свалки пластика, давно пора. Если вы думаете, что без этих украшений окружающие будут думать, что вы забросили могилы близких - зря паритесь.
10.11, 14:32
Мне кажется, что пластиковые цветы выглядят супер дешево и не украшают место захоронения. Я всегда покупаю красивый свежий букет цветов, это на много эстетичнее выглядит.
10.11, 14:56
Ваши рассуждения логичны, но ритуальные традиции крепки. Мертвым редко приносят живые цветы, к тому же не у всех есть возможность навещать кладбища часто, поэтому выбор в пользу искусственных цветов, которые простоят долго, очевиден.
10.11, 16:35
Anna, нужно купить специальный саженец (а не выращивать его из черенка цветка, купленного в ближайшем цветочном) и все будет ок. Саженец должен быть от садового растения, предназначенный специально для выращивания на улице, ну и с корнями,конечно. Я так розу посадила на могилу- растет вот уже девятый год славно. Ничего никто не поливает.
10.11, 17:49
Велена, возможно вы живете в благодатном месте, где цветы легко растут из палок, воткнутых в землю, а СПЕЦИАЛЬНЫЙ САЖЕНЕЦ дает 100% гарантию. Но я про свой регион.
Чтобы вырастить розы из специального саженца, мне придется летом поливать по 2 раза в день, а в другие сезоны регулярно укрывать, чтобы не замерзли и раскрывать, чтобы не сгнили. Т.е. фактически жить на кладбище.
Более стойкие растения поливать придется реже, но тоже регулярно.
10.11, 18:05
Anna, да, я живу в очень благодатном регионе под названием Спб.
Да, специальные саженцы на то и специальные, что дают гарантию. Они для того и нужны. Есть такое понятие "сорт". Можно погуглить что это и для чего сделано. Я тоже раньше любила встать в позу и орать, что я буду, буду, буду выращивать авокадо с манго, гранаты с апельсинами в Ленобласти - и хоть что угодно. Без подсветок и оранжерей.Ну мне простительно было, наверное, я маленькая была.
Так вот, вернемся к нашим баранам: да, люди для этой цели придумали СПЕЦИАЛЬНЫЕ САЖЕНЦЫ. КОТОРЫЕ РАСТУТ В ВАШЕЙ МЕСТНОСТИ ХОРОШО, ЗАСУХО/ХОЛОДО/ВРЕДИТЕЛЕУСТОЙЧИВЫЕ.
О КАК ОНО БЫВАЕТ.
Я ничего не укрываю. И не поливаю. Сестра этого саженца растет у меня под окнами, нам прислали два, один на кладбище, второй под окно. Плетистая роза какая-то уличная.
10.11, 14:45
Выше уже писали, присоединюсь: неприхотливые живые цветы - отличное решение, если есть хотя бы небольшая площадь земли. Бордюрные травки, плетистые розы или кустарники - выбирайте сами, а шанс что приживутся есть при любой конфигурации участка и освещенности.
10.11, 14:56
WTF, почему не ходят? Газоны бывают достаточно устойчивы, зависит от вида. + Вряд ли там прям толпы гуляют. Это же не парк.
10.11, 14:30
Согласна с вашей позицией.
Но ритуальные традиции крепки, многие люди привыкли выражать любовь к умершим и чтить память посредством искусственных цветов.
Тоже пришлось искоренять семейную традицию — носить на могилы искусственные цветы. Вместо них — живые тюльпаны.
Заметила, что некоторые садят рядом с могилами большие кустарники, деревья. Это красиво, вот только когда случается сильный ураган, например, сломанные ветки, кладбищенские украшения и прочий мусор порой тащат не на мусорки, а оставляют рядом с чужими могилами.
13.11, 20:11
Грешница, а на кладбищах разве не прибирают? Какой-то служащий же там есть?
14.11, 11:00
Перепела, не знаю, как на других кладбищах, но на кладбище в городе, где я сейчас проживаю, не всегда убирают. Как я поняла, обычно вывозят или сжигают мусор, который скапливается в специально отведенных мусорных зонах. Мусор, который накапливается рядом и между могилами, часто не трогают.
Неоднократно видела рядом с могилами мусор, который явно принесли с других захоронений. Некоторые люди не способны донести его до специальной мусорки.
10.11, 14:03
Запрещать не надо, но можно ввести налог на производство любого пластика, а тратить этот налог на последующую переработку пластика.
10.11, 14:57
Boris, экологический сбор называется, уже давно есть.
10.11, 15:04
Екатерина, сбор есть, а переработки всего пластика нет
10.11, 14:43
Просто замощенный тротуарной плиткой участок с простыми прямоугольными памятниками выглядит намного лучше и требует меньше ухода. Сужу по своим родственникам. Можно посадить многолетнее деревце, если хочется зелени.
12.11, 11:20
Пухоспинка, деревце разнесеи корнями все что рядом находится, в том числе плитку которая вам нравится.
13.11, 20:39
Полина, вообще-то как раз для живых.