Как продавцу вернуть деньги за платную приемку товара на маркетплейсе?
В сентябре 2022 года я, как поставщик, завозил товары на склад Wildberries с помощью транспортной компании «Деловые линии». Видимо, у площадки были проблемы с наплывом товара: за две поставки я заплатил свыше 200 000 ₽ при стоимости товара 50 000—70 000 ₽. О платной приемке я узнал по факту, когда деньги уже списали.
Я спросил у Wildberries, откуда взялась платная приемка, и получил ответ, что в каких-то новостях про это было сказано. В договоре я не нашел пунктов о платной приемке, на сайте площадки эта информация не отображалась. Также нигде не указано, что информацию о платных услугах я должен черпать из новостей.
С чего мне начать? Досудебная претензия, финансовые отчеты и оферта за тот период есть. Как вернуть деньги?
К сожалению, вернуть деньги, скорее всего, не получится. Маркетплейсы, в том числе Wildberries, скрупулезно контролируют вопросы оплаты своих услуг. Например, я ни разу не сталкивался с тем, чтобы Wildberries брал плату за какую-то услугу без упоминания в оферте. Платная приемка — не исключение.
Что такое платная приемка товара на Wildberries
Приемка — это процесс, когда маркетплейс принимает, пересчитывает и упаковывает товар, чтобы дальше отправить его в пункт выдачи и покупателю. Когда приемка платная, все это происходит за счет селлера, то есть продавца товара. Маркетплейс вычитает оплату сам, а селлер получает на расчетный счет сумму с продажи товаров за вычетом стоимости платной приемки и других услуг площадки.
Wildberries ввел платную приемку в августе 2022 года. Это произошло из-за того, что в горячий период, например перед праздниками, склады маркетплейсов сильно загружены.
Платная приемка актуальна только для селлеров, которые работают по системе FBS , то есть хранят товар у себя, а потом привозят на склад маркетплейса, который сортирует заказы и отправляет покупателям.
Платная приемка действует не всегда. Wildberries вводит ее временно и предупреждает об этом селлеров в личном кабинете.
Как считают стоимость приемки
Про правила оплаты приемки сказано в подпункте 2 пункта 6.4 оферты продавца: «При исполнении поручения Wildberries оказывает продавцу, а продавец обязуется оплатить услуги по хранению и складской обработке товара на складе Wildberries». Фактически это значит, что приемка платная всегда, а то, что иногда она бывает бесплатной, — добрая воля маркетплейса.
Чтобы рассчитать стоимость платной приемки, действуйте так:
- В личном кабинете, в разделе «Калькулятор тарифов» введите размер товара в сантиметрах и вес в килограммах — получится объем товара в литрах. Исходя из этого объема, Wildberries посчитает стоимость логистики и хранения.
- Зайдите в раздел «Поставки». Введите дату поставки товара на склад маркетплейса, получите коэффициент приемки на эту дату — он влияет на итоговую стоимость приемки. Его можно узнать заранее, но, скорее всего, это не поможет: коэффициент может меняться в течение дня. Для складов, на которых приемка в тот или иной день бесплатная, будет соответствующая пометка.
- Возьмите стоимость товара, умножьте на коэффициент приемки и объем в литрах — получится стоимость приемки
Бывают дни, когда приемка бесплатная. Предугадать их невозможно, это дело случая. Поэтому, если можете, разбейте партию товаров и привозите их несколько раз в неделю или месяц. Тогда и за объем поставки надо будет платить меньше, и есть вероятность попасть на бесплатную приемку.
Что делать вам
Скорее всего, вернуть деньги не удастся.
Думаю, что сотрудники маркетплейса сослались на новости, потому что сочли этот источник самым доступным. Насколько мне известно, в сентябре 2022 года маркетплейс уже уведомил продавцов о введении платной приемки в личном кабинете. В суде Wildberries просто поднимет архивы сообщений и легко докажет, что в тот день, когда вы сдавали товар, приемка была платной и деньги удержаны законно.
Если вы понимаете, что платная приемка съедает существенную часть бюджета, рекомендую сократить объем поставляемого товара на склад за одну приемку. Тогда поставки будут чаще, хотя и мелкими партиями, но есть шанс поймать дни с бесплатной приемкой, а не отгрузить весь товар разом в платный день.