Как я съездила из Черногории в Россию и обратно транзитом через Финляндию
Этот текст написан в Сообществе. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Несколько месяцев мы с мужем живем в Черногории, и недавно мне потребовалось съездить в Россию.
Прямых рейсов между странами нет с весны 2022 года. Я искала варианты с пересадками. Обычно в Черногорию добираются через Турцию или Сербию. Такой перелет туда и обратно обошелся бы мне минимум в 60 000 ₽ за рейсы с неудобными ночными стыковками и долгими пересадками — больше суток.
Но у меня есть многократная туристическая шенгенская виза. Я решила добираться до России через Хельсинки и так же возвращаться в Черногорию. Хотя Финляндия не пускает российских туристов, транзит через эту страну разрешен. Такой путь обошелся мне в два раза дешевле — в 34 000 ₽.
Расскажу, как я спланировала поездку через Финляндию, как прошла дорога в Россию и обратно и что спрашивали на границе.
Правила транзита через Финляндию
Финляндия ограничила въезд российским туристам с 30 сентября 2022 года. Пересекать границу могут только близкие родственники граждан Финляндии и ЕС, а также те, кто едет на работу или учебу. Есть и другие исключения — полный список разрешенных категорий можно найти на сайте погранслужбы страны. Там же висит грозное предупреждение о возможной отмене визы из-за нарушения правил.
Но транзит через Финляндию в страны, не входящие в Шенгенскую зону, разрешен всем, у кого есть шенгенская виза. То есть прилететь в аэропорт Хельсинки, чтобы затем отправиться по земле в Россию, можно. Кроме того, разрешено въехать в Финляндию из России, если на руках есть авиабилет из аэропорта Хельсинки в Черногорию, Турцию или другую страну, которая не входит в Шенген.
Я немного опасалась за свою визу. В интернете часто обсуждали, что на границе ее могут аннулировать без объяснения причин, — этот вопрос решает пограничник. Нет гарантий, что он не решит, что финский туристический шенген я использую не по назначению. Но я решила рискнуть.
Перед покупкой билетов я перестраховалась и написала письмо в пограничную службу Финляндии на английском языке по почте rajavartiolaitos@raja.fi. Я описала свой маршрут и спросила, могу ли через Финляндию въехать в Россию. Мне в тот же день, пришел ответ, что транзит разрешен, но нужно покинуть Финляндию «максимально ранним способом из возможных».
Покупка билетов в Россию
Перелет из Черногории в Финляндию. После ответа из погранслужбы я сразу же купила авиабилет. Из Тивата в Хельсинки напрямую летает лоукостер Norwegian. Но рейсы есть не круглый год, а только с конца марта по конец октября раз в неделю. Мой билет на самый первый рейс 29 марта стоил дешевле всего — 5836 ₽ без багажа. Следующий рейс обошелся бы уже в 8000 ₽, дальше — еще дороже.
Покупала с помощью сервиса Путешествия и оплачивала российской картой. Обратный билет из Хельсинки в Тиват пока брать не стала: решила сделать это, если успешно пройду границу в Финляндии.
Транзит из Финляндии в Россию. Дальше нужно было забронировать поездку из Хельсинки до Санкт-Петербурга или Петрозаводска — он был моей конечной точкой. Есть два способа добраться по земле из Финляндии в Россию: с частными перевозчиками или на больших регулярных автобусах Ecolines или Lux Express.
Сначала я искала частного перевозчика, потому что думала, что цены у них ниже. Смотрела сайт blablacar.ru и два чата: «Попутчики Россия — Финляндия» и «Граница Рос-Фин (Йоэнсуу)». Вариантов на «Бла-бла-каре» не было. В чатах предложений много, но все они не подходили по времени. Зато, когда я оставила там свой запрос, в личку стали приходить сообщения от мошенников, которые предлагали внести предоплату на странных сайтах, похожих на «Бла-бла-кар» или перевозчика Fintransfer, у которого место в маршрутке из Санкт-Петербурга до Хельсинки стоит 5000 ₽. На сайте fintransfer.ru есть предупреждение, что мошенники используют похожий на их адрес домен.
Честные перевозчики чаще всего не просят вносить предоплату вообще или предлагают сделать это на официальном портале blablacar.ru.
Рейсы крупных компаний Lux Express и Ecolines из Хельсинки есть три-четыре раза в день. У них большие автобусы и неплохой сервис: удобные кресла, розетки у каждого сиденья, экраны с большим количеством фильмов, игр и аудиокниг, кофемашина и биотуалет, который работает все время пути.
Автобус стартует с автовокзала в центре Хельсинки, через 45 минут заезжает в аэропорт — сесть можно на любой из этих остановок. Дорога до Петербурга занимает чуть больше 7 часов.
Я сразу не выбрала этот вариант из-за цены, хотя автобус для меня предпочтительнее маршруток и частных водителей из-за четкого графика и комфорта. Так как я была в Черногории, то заходила на европейские версии сайтов перевозчиков — именно их выдавал Гугл. Билет там стоил 80—90 € (7200—8100 ₽). Надеялась, что смогу найти более выгодный вариант у частников.
Но оказалось, что на российских версиях сайтов билеты дешевле. Например, на ecolines.net поездка Хельсинки — Санкт-Петербург стоила 80 € (7200 ₽), а на ecolines.ru — 4900 ₽. У Lux Express цена была 5400 ₽ на российском сайте и 90 € (8100 ₽) на европейском.
В итоге я выбрала рейс Ecolines за 4900 ₽. Места в автобусе на мои даты пользовались большим спросом — за шесть дней до выезда я купила последнее место у окна.
Если два рейса разных компаний выходят с разницей в полчаса, лучше ехать на том, что стартует раньше: так вы избежите очередей на границе. В Россию я ехала во втором или третьем автобусе и провела на границе около 3 часов. На обратном пути выбрала рейс пораньше, и весь процесс занял всего 1,5 часа, так как наш автобус выехал первым.
Дорога в Россию
Перелет. За сутки до полета я попыталась зарегистрироваться на рейс онлайн, но на сайте такой возможности не было. Поэтому я регистрировалась уже в аэропорту бесплатно. Регистрация открывается за 2 часа.
Полет прошел прекрасно: в самолете на 150 мест было не больше 20 человек. Единственная неприятность: кофе и еду на борту можно купить только по карте, выданной не в России, а у меня ее не было.
Паспортный контроль. В аэропорту Хельсинки на паспортном контроле меня попросили показать билет на автобус. Больше никаких вопросов не было. Я на всякий случай по-английски уточнила у пограничника, могу ли в следующий раз выехать на автомобиле. Тот ответил, что такой вариант возможен.
У девушки, которая общалась с пограничником в соседнем окне, возникли проблемы. Наш самолет прилетел около 16:00, а билет на автобус у нее был куплен на утро следующего дня. Строгий сотрудник погранслужбы по-английски несколько раз переспросил, почему она не покидает Финляндию сегодня. Когда та ответила, что билетов на автобус не было, он обвинил ее в обмане, сказав: «It’s a lie». Не знаю, чем закончилась ее история.
Прогулка в Хельсинки. При покупке билета на автобус я выбрала пункт отправления от автовокзала в Хельсинки. До автобусного рейса было 6 часов, и ждать его в аэропорту я не хотела — запланировала прогулку по городу.
Из аэропорта до центра города я добралась на поезде за 4,1 € (370 ₽). Билет можно купить за наличные или по карте в R-kioski, он находится в аэропорту рядом с эскалаторами, ведущими к платформам поездов. Там же продают билеты на автобус.
До центра Хельсинки я доехала за 35 минут, успела прогуляться по городу и зайти в магазин Lidl за санкционными продуктами. Автобус в Петербург отправлялся от автовокзала в центре Хельсинки — он находится в торговом центре Kamppi. Дойти туда от ж/д вокзала можно примерно за 10 минут. Чтобы найти платформы, надо спуститься вниз по эскалатору справа от входа, рядом с большим табло с расписанием. Эскалаторов два: один идет в метро, другой — на платформы.
Наземная граница с Россией. Мы выехали из центра в 22:45, в 23:30 заехали в аэропорт, а к 01:30 автобус подъехал к границе в Торфяновке. На финской стороне мне поставили штамп и не задали вопросов. На российской границе нужно было выйти со всеми вещами и прокатить их через ленту на досмотре.
Российские пограничники уточнили, когда и с какой целью я покидала Россию, больше вопросов не было. К 06:30, с задержкой на 30 минут, автобус приехал в Санкт-Петербург на автовокзал № 2 на Обводном канале.
Путь из России в Черногорию
После успешного возвращения в Россию я купила билет на обратный рейс Хельсинки — Тиват. Он обошелся мне в несколько раз дороже — в 17 900 ₽ с багажом 23 килограмма.
До Хельсинки я добиралась тоже на автобусе Ecolines, он отправлялся в 22:00 из Санкт-Петербурга. На российской границе просветили мой багаж, не открывая его, хотя некоторых попросили показать содержимое сумок. Еще спросили о цели выезда. Финские пограничники попросили показать билет до Черногории.
Оказалось, на тот же рейс ехало большинство пассажиров. Я стояла в конце очереди на паспортный контроль и слышала, как все, кто подходил к окну до меня, на вопрос пограничников о маршруте отвечали, что летят в Тиват.
Автобус приехал в аэропорт на полчаса раньше расписания — в 05:30. Самолет вылетал в 10:30. Стойки Norwegian уже были открыты. Аэропорт Хельсинки настолько современный, что регистрация и сдача багажа проходит без участия сотрудников.
Я прошла онлайн-регистрацию заранее на сайте компании за сутки до отправления, поэтому в аэропорту просто отсканировала паспорт, получила распечатанный посадочный талон и наклейку на багаж. Потом поставила чемодан на ленту и столкнулась с неожиданной проблемой.
У меня был перевес. Но рядом не было ни одного сотрудника, кто мог бы простить лишние 200—300 граммов. Багаж принимается автоматически — если он весит 23 килограмма или меньше, лента его увезет. Если вес чемодана даже 23,1 килограмма, лента не поедет. Я забрала часть вещей в ручную кладь и все-таки сдала багаж.
Лучше заложить побольше времени на зону досмотра. Я провела там около часа: передо мной была огромная очередь в несколько сотен человек. Толпа проходила досмотр довольно быстро только благодаря слаженной работе персонала.
После зоны досмотра мне понадобилось еще 30—40 минут, чтобы дойти до дальних гейтов, откуда должен был вылетать мой самолет.
Через границу на своем автомобиле
Коротко расскажу про опыт своих друзей, которые путешествовали из России в Черногорию и обратно. В Финляндию они въезжали на своем автомобиле через пограничный пункт в Вяртсиля в Карелии.
У них тоже не возникло особых сложностей. Но нужно учитывать время работы погранпунктов: «Торфяновка» открыта круглосуточно, а «Вяртсиля» работает с 09:00 до 21:00.
Ребята пересекли границу около 15:00. Были опасения, что пограничникам может не понравиться такой ранний въезд в страну, так как до самолета оставалось еще почти 20 часов. Но никаких вопросов не возникло. Их вещи очень тщательно досмотрели, машину подняли на подъемнике, а все прохождение границы заняло около двух часов.
К ночи они доехали до Хельсинки, переночевали там и с утра поехали в аэропорт. Машину оставили на платной парковке за 100 € (9000 ₽) на неделю, парковочный талон сохранили и показали пограничникам на обратном пути.