«После школы»: вышел новый сезон документального подкаста о насилии в школьной среде
Новый сезон подкаста «Дочь разбойника» продолжает тему многолетнего насилия над детьми в образовательных коллективах.
Автор подкаста Настя Красильникова еще в сезоне под названием «Ученицы» рассказывала о многолетнем сексуализированном насилии над подростками в Летней экологической школе. В продолжении с подзаголовком «После школы» ведущая расследует груминг учеников в школе № 57 в Москве, а также в близких к ней образовательных проектах, например сообществе творческой иудаики «Самбатион».
Формально расследование опирается на скандал, произошедший в школе еще в 2016 году. Но подкаст повествует о новых деталях и героях, которые тогда остались неизвестными.
Этот сезон получился еще более мрачным и тяжелым для прослушивания, чем «Ученицы». Рассказываем, о чем он и почему все-таки важно с ним ознакомиться.
Для кого: для всех, кто старше 18
Где послушать: на всех платформах
Потенциальные триггеры: подкаст не стоит слушать с детьми — в нем открыто описывают многочисленные эпизоды сексуализированного насилия, а также используется ненормативная лексика. Взрослым также рекомендуем оценить свои силы перед прослушиванием: детали могут травмировать.
Чем известна школа № 57 Москвы
Это одна из старейших школ Москвы. Уже много лет она занимает верхние строчки рейтинга столичных школ. Качество образования подтверждают и соревнования, в которых участвуют школьники: на официальном сайте учреждения указано, что лишь за последние три года несколько сотен учеников школы стали победителями и призерами международных и ведущих российских олимпиад. Поступить туда непросто: для зачисления необходимо пройти конкурсный отбор.
В 2016 году школа № 57 оказалась в центре скандала, связанного с сексуализированным насилием над детьми. Бывшие выпускники рассказали, что преподаватель истории Борис Меерсон и его коллега Мария Немзер много лет занимались совращением школьников. После нескольких крупных журналистских расследований следственный комитет возбудил уголовное дело против преподавателей. В результате Бориса Меерсона и Марию Немзер заочно арестовали, но реального наказания никто из них не понес. К этому моменту оба уже были в Израиле, где проживают и сегодня.
На фоне скандала в школе сменилось руководство: директор школы Сергей Менделевич, который занимал пост в течение 30 лет, ушел в отставку. С тех пор в учреждении сменился уже второй директор — Михаил Случ, который занял эту должность после Сергея Менделевича, в 2020 году передал пост Анне Вахнеевой.
О чем подкаст «После школы»
В центре подкаста — истории двух выпускниц 57-й школы, Ревекки Гершович и Сары Безрукавниковой. Обе девушки на протяжении многих лет подвергались насилию со стороны преподавателей, выпускников школы и участников близких школе образовательных проектов. Основные описанные в подкасте эпизоды связаны с Борисом Меерсоном, Машей Немзер, а также профессором математики Орхусского университета в Дании Сергеем Архиповым и научным сотрудником Франкфуртского университета имени Гете Марком Гондельманом.
Первый эпизод насилия, о котором рассказала в подкасте Сара Безрукавникова, произошел, когда ей было 12 лет. Гершович же столкнулась с домогательствами преподавателя в 14. Обе девушки пытались разорвать «отношения» с одними преподавателями, но вскоре оказывались втянуты в другие.
Гершович и Безрукавникова — не единственные жертвы насильников в школе № 57. Кроме них в записи подкаста поучаствовали и другие выпускники, столкнувшиеся с насилием от тех же людей. А также преподаватели, которые узнавали об этом и обращались за помощью к администрации школы, но не смогли добиться ни увольнения преступников, ни даже порицания их действий директором и большинством коллег.
Настя Красильникова не ограничивается пересказом шокирующих деталей насилия, а пытается исследовать его причины и понять, почему взрослые свидетели этой ситуации не смогли или не захотели остановить коллег. Для этого она обращается к самим преподавателям, о которых рассказали девушки; другим учителям, признавшимся в отношениях с ученицами; взрослым, которые точно знали о происходящем и не вмешались. Также Красильникова говорит с исследовательницами сексуализированного насилия и травм Дженнифер Фрайд и Шерри Хэмби.
Выводы, к которым приходят авторы подкаста, нельзя назвать обнадеживающими. Многочисленные обращения жертв насилия в разные инстанции не принесли результатов: ни один из совершавших насилие мужчин не понес наказания. Более того, все они продолжают преподавать. А связанные с ними образовательные организации не делают ничего, чтобы защитить других учеников от повторения подобных ситуаций.
«После школы» — это еще и международное расследование
Тематически новый сезон подкаста продолжает исследование, которое Настя Красильникова начала в «Ученицах»: это все еще разговор о насилии в образовательных коллективах для одаренных детей. Но «После школы» делает расследование гораздо более масштабным. Сезон демонстрирует, что проблема не только в конкретных преступниках и локальных сообществах, но и в системном равнодушии к насилию — причем по всему миру.
Подкаст основан не только на историях жертв. Настя Красильникова пытается дать слово всем причастным: не только пострадавшим героям и героиням, но и насильникам, и свидетелям насилия. Не все из них соглашаются разговаривать или давать комментарии под запись — но отказ от ответа оказывается не менее сильным высказыванием.
Кроме того авторы проводят и журналистское расследование. Они находят доказательства фактам насилия — в частности, недвусмысленные переписки взрослых преподавателей с несовершеннолетними девушками. Часть найденных материалов опубликована на лендинге подкаста.
Герои и авторы подкаста ищут помощи по всему миру. И преподаватели, совершившие насилие, и пострадавшие от него герои сейчас живут в разных странах: Израиле, Германии, Дании, США. Подкаст рассказывает, как многие жертвы годами пытаются добиться отстранения насильников от преподавания в новых учреждениях — но это не дает никакого результата. Хотя они готовы предоставить все доказательства и просят даже не наказания, а предотвращения будущих эпизодов насилия.
Команда подкаста тоже пытается связаться с представителями российских и иностранных образовательных учреждений, чтобы узнать их позицию по вопросу защиты учеников от насилия. Например, с представителями Франкфуртского университета, Нью-Йоркского университета, самого ГБОУ города Москвы «Пятьдесят седьмая школа». Но и эти многочисленные обращения остаются без ответа.
Одна из немногих институций, представители которой согласились пойти на контакт и объяснить свою позицию, — международное сообщество творческой академической иудаики «Самбатион». Но и они после разговора отозвали согласие на использование голосов в подкасте, хотя частично их мнение об отношениях Марка Гондельмана с несовершеннолетними ученицами узнать удастся.
У подкаста есть англоязычная версия — Adults in the Room. Это не перевод сезона на английский, а отдельная версия. Хотя основные герои подкаста остаются прежними, в англоязычной версии появляются новые голоса, свидетельства и детали происходящего.
Adults in the Room уделяет больше внимания тому, чтобы объяснить контекст происходящего зарубежным слушателям. Но услышать его будет интересно и русскоязычной аудитории. Первый эпизод почти полностью посвящен феномену 57-й школы и тому, чем это образовательное учреждение отличается от других. В разговорах с выпускниками Настя Красильникова пытается понять, почему система, выстроенная на идеях свободомыслия, стремления к достижениям и высокому качеству обучения, остается равнодушной к эпизодам насилия и не защищает от них детей.
Обращение к зарубежной аудитории важно не только для того, чтобы рассказать о злоупотреблениях российских преподавателей. Англоязычная версия заостряет внимание на том, что это не только российская проблема. Она касается огромного количества образовательных учреждений по всему миру — в том числе тех, которые принято считать ведущими. И даже те школы и институты, где организованы специальные отделы по борьбе с неравенством и насилием, в реальности тоже занимают сторону преподавателей вместо защиты учеников.
Это международное расследование: в нем действие происходит в нескольких странах — не только в России, но и в Израиле, где я сейчас живу и стала гражданкой, в США, Дании, Германии. Это основная причина, почему подкаст вышел в том числе на английском языке.
Проблемы и явления, которые в нем описаны, касаются всего мира, а не только какого-то узкого сообщества московской интеллигенции. Поэтому хочется об этом рассказать как можно большему количеству людей на разных континентах. И у меня есть амбиция распространять по миру сделанную в России журналистику в аудиоформате. Мне хочется международного внимания к тому, что происходит с правами женщин в местах, откуда я родом.
В англоязычном расследовании контекст дан чуть шире, потому что международной аудитории нужно было объяснить какие-то вещи, которые русскоязычным слушателям понятны априори. Но принципиально оно не отличается ничем. Это та же история, но драматургически рассказанная иначе, чем в русскоязычном подкасте.
У меня получилось два отдельных произведения. И мне нравится, что они разные. В англоязычной версии на первом плане герои и героини, которые дали мне интервью на английском. А в русскоязычном варианте больше внимания уделяется тем, кто говорил со мной по-русски.
В целом на английском писать, расследовать, работать мне было приятно и увлекательно. Более того, английский будто бы лучше подходит для разговора на чувствительные темы. Сейчас мы получаем много внимания из разных стран. Я считаю, что это было правильное решение.
Почему стоит послушать «После школы»
Чтобы научиться распознавать насилие. Не все герои подкаста сразу поняли, что происходит: это касается и пострадавших, и тех, кто наблюдал. Из-за этого насилие продолжалось годами, а детей, с которыми это произошло, становилось все больше.
Подкаст показывает, какие странности в поведении взрослых по отношению к детям должны насторожить других взрослых. Как действовать, чтобы пресечь насилие. А что, напротив, не приводит ни к каким результатам.
Найти в себе силы не закрывать глаза. Вероятно, многих лет насилия и появления новых жертв можно было бы избежать, если бы взрослые свидетели сразу вмешались в ситуацию. Тяжелые и травмирующие подробности наглядно показывают, почему важно не закрывать глаза на происходящее и не отказывать в прямых просьбах о помощи.
Избавиться от стереотипов. Многие взрослые, узнав о многолетнем насилии над детьми, занимали сторону преподавателей. Другие пожалели жертв, но объяснили ситуацию тем, что с самими школьницами было что-то не так, если они раз за разом сталкивались с насилием. Это частый стереотип, который мешает жертвам насилия добиваться справедливости.
Подкаст помогает увидеть, в чем проблема такой точки зрения. Эпизоды знакомят слушателей с большим количеством жертв. Они многим отличаются друг от друга, но все пострадали от действий одних и тех же насильников.
А еще авторы дают героям возможность поделиться последствиями произошедшего. Один из самых сильных эпизодов подкаста — «Ковбой, который не знает моральных законов». В нем Ревекка Гершович описывает, как на нее повлияло перенесенное насилие. Важно послушать его, чтобы осознать, с чем сталкиваются жертвы, даже когда насилие прекратилось.
В эпизоде «Храбрость» Настя Красильникова просит запомнить по крайней мере один вывод из подкаста: «Совершить насилие над тем, кто слабее тебя, — это выбор, который делает конкретный человек. Ответственность за этот выбор тоже лежит на нем. Закрыть глаза на насилие, которое совершают с уязвимыми людьми, — это тоже выбор».
Узнать о природе институционального предательства и научиться этому противостоять. Исследователи травм и сексуализированного насилия рассказывают в подкасте о феномене «институционального предательства». Когда один участник институции, в частности школы, университета или корпорации, совершает насилие, учреждению проще встать на его сторону или прикрыться формальностями и бюрократией, чтобы затянуть разбирательство и сделать его безрезультатным.
Это происходит из-за того, что в институции множество людей пытаются удержать власть. А такой эпизод может поставить ее под сомнение — поэтому проще коллективно закрыть глаза. Так насилия становится только больше, а жертвам все меньше хочется делиться публично своими историями: это только привлекает к ним враждебное внимание общественности, но не приносит никакой пользы и не помогает предотвратить новые эпизоды.
Знание об этом механизме помогает ему противостоять: если больше участников институции будут неравнодушно относиться к насилию, предательства может и не произойти.
Куда можно обратиться, если вам нужна помощь
Если вы понимаете, что попали в ситуацию насилия, можно обратиться за помощью в следующие организации:
«Тебе поверят». Проект, миссия которого — борьба с сексуализированным насилием над детьми. Дети и взрослые, столкнувшиеся с насилием в детстве, могут бесплатно получить восемь консультаций с психологом.
«Сестры». Центр помощи пострадавшим от сексуализированного насилия предоставляет три бесплатных психологических консультации.
«Помощь рядом». Психологическая помощь детям и подросткам в формате онлайн-чата.
Что стоит послушать еще
«На каком основании». Еще один подкаст студии «Либо/Либо». Он посвящен правам человека и тому, как добиться их соблюдения.
Где послушать: на всех платформах.
«Анатомия травли». Подкаст, посвященный другому виду насилия, с которым часто сталкиваются школьники, — буллингу. Журналистка Лена Аверьянова вместе с экспертами и другими героями подкаста пытается ответить на вопрос, как возникает травля и как ее остановить.
Где послушать: на всех платформах.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult