«Ученицы» — это подкаст о сексуализированном насилии над подростками в «Летней экологической школе» — ЛЭШ, которое продолжалось десятилетиями.

Подкаст записала журналистка Настя Красильникова совместно со студией «Либо/Либо». Это уже не первая их работа в формате расследования. До этого в рамках подкаста про права женщин «Дочь разбойника» вышел сезон «Цена поездки» — о домогательствах и сексуализированном насилии в такси.

«Ученицы» оказались гораздо масштабнее предшественника — и по содержанию подкаста, и по вызванной реакции. Сами создатели называют его не новым сезоном, а спин-оффом «Дочери разбойника». Рассказываем, почему этот подкаст стоит послушать всем: даже тем, кто уже давно окончил школу, не планирует в ближайшее время отдавать туда детей и считает себя далеким от идей феминизма.

Для кого: для всех, кто старше 18

Где послушать: на всех платформах

Потенциальные триггеры: события, о которых рассказывает подкаст, могут травмировать. Если вы сталкивались с сексуализированным насилием, знакомы с преподавателями из подкаста, бывали в ЛЭШ или ваши дети ездили туда — сперва оцените свои силы. Самый безопасный эпизод подкаста — № 5, «Понятия». В нем юрист, психолог и психотерапевт рассказывают о сексуализированном насилии с точки зрения закона и ментального здоровья.

С детьми слушать подкаст не рекомендуем: в нем много откровенных описаний секса в разных его формах. Неприятные детали будут появляться и в этом материале. Обратите на это внимание, если для вас это неприемлемо.

Что это вообще за «Летняя экологическая школа»?

«Летняя экологическая школа», или ЛЭШ, — образовательный проект для одаренных учеников. Это не школа в привычном понимании, а скорее выездной лагерь. Несколько недель дети живут в походных условиях и при этом ежедневно посещают занятия и сдают зачеты.

У школы несколько направлений: биологическое, математическое, физическое, гуманитарное и медицинское. Помимо летних смен проводятся зимние и весенние выезды — ЗЭШ и ВЭШ.

Курсы ЛЭШ отличаются от обычных школьных предметов. Тут проводят занятия по миражам и галлюцинациям, криптографии или истории советской экономики.

Отношения между учениками и преподавателями в ЛЭШ тоже построены не совсем так, как в обычных школах. Создателям было важно сформировать неформальную атмосферу, основанную на принципах равноправия, а не иерархии.

Школьники могут обращаться к взрослым на «ты», по имени или даже прозвищу: допустим, Эльф, Сойка или Саймон. А еще в ЛЭШ позволяют более свободно взаимодействовать со всеми участниками школы. Школьники и преподаватели могут лежать вповалку в гамаках, делать друг другу прически, обниматься.

Школа существует с 1990 года. За эти годы сменилось множество поколений учеников. Многие из них теперь приезжают на ЛЭШ в качестве преподавателей.

Примерно так выглядят занятия в ЛЭШе. Многие курсы ведут студенты, разница в возрасте между учениками и преподавателями бывает совсем небольшой. Источник: сообщество «ЛЭШ» во «Вконтакте»

О чем подкаст «Ученицы»

Подкаст начался всего с одной истории. По словам Насти Красильниковой, к ней обратилась подписчица и слушательница Аша. Она рассказала об опыте насилия со стороны педагога «Летней экологической школы», которому подвергалась с 14 до 20 лет.

В итоге Аша стала первой героиней подкаста. Истории ее отношений с преподавателем Саймоном — Евгением Тарановым — посвящен весь первый выпуск «Учениц». Это сильная, страшная и мерзкая история: Аша рассказывает, как «учитель» лишил ее девственности в 14 лет, как она дважды беременела от него еще до совершеннолетия, как он занимался сексом с другими девушками прямо при ней. В разных формах насилие продолжалось на протяжении шести лет.

Первые два выпуска подкаста рассказывают только о Евгении Таранове и его «ученицах». Оказывается, кроме Аши были и другие жертвы-школьницы. На одной из них тот в конце концов женился. Дальше все еще хуже. Красильникова выясняет, что история Саймона не только была известна многим взрослым участникам ЛЭШа, но и не была уникальной. Часть преподавателей также занимались сексом с учениками.

В 10 эпизодах подкаст рассказывает жуткие истории сексуализированного насилия по отношению к школьницам и школьникам. Причем со стороны как минимум шестерых мужчин: Евгения Таранова, Сергея Ястребова, Вячеслава Горбоносова, Алексея Штеренгаса, Александра Хачатуряна и Ильи Иткина. Некоторые из них не только участвовали в «Летней экологической школе», но и работали в других элитных московских учебных заведениях. Например, частной школе «Муми-тролль» и школе-интернате «Интеллектуал».

Но подкаст этим не ограничивается. Настя Красильникова не просто раскрывает шокирующую информацию, но и пытается разобраться, откуда возникает и почему продолжается насилие взрослых над подростками. Для этого она приглашает психологов и психотерапевтов, а те комментируют отдельные ситуации и истории в целом. Еще Красильникова задает вопросы юристу, чтобы узнать, как действовать людям в подобной ситуации: стоит ли обращаться в полицию и как доказать насилие спустя время.

Это настоящий документальный сериал

«Ученицы» — не первое расследование о сексуальной эксплуатации школьников за последние несколько лет. Многие издания публиковали расследования о похожих домогательствах в целом ряду московских элитных школ: «Лиге школ», Московской центральной художественной школе, СУНЦ МГУ. Самая громкая публикация касалась 57-й школы: преподаватель истории Борис Меерсон с тех пор находится в международном розыске.

Но «Ученицы» — самое убедительное и мощное высказывание о сексуализированном насилии над подростками из когда-либо выходивших. И вот почему.

В подкасте звучат голоса авторов насилия. Когда о насилии рассказывают только жертвы, историю гораздо проще подвергнуть сомнению, обвинить жертву в манипуляциях или даже откровенной лжи. Часто так и происходит: многим людям сложно поверить, что заслуженный уважаемый человек может совершить что-то ужасное. Например, предложить сфотографироваться ученику обнаженным или потрогать несовершеннолетнюю школьницу за грудь.

Подкаст решает эту проблему: Настя Красильникова приглашает к микрофону не только пострадавших, но и тех, кто совершал насилие. Разумеется, признаний от них мы не услышим. Но с каждым их ответом все сложнее усомниться в том, что истории девушек — правда.

Один из самых сильных моментов подкаста — благодарность одного из мужчин после весьма тяжелого для него разговора. Это стоит услышать.

У подкаста сложная композиция. «Ученицы» совсем не похожи на классический подкаст, где ведущие беседуют друг с другом или рассказывают слушателям захватывающую историю. В этом случае сюжет буквально разворачивается на наших глазах: мы как будто пошагово следим за расследованием журналистки и даже участвуем в нем.

Заметно, что команда подкаста очень внимательно подошла к его монтажу. Некоторые разговоры мы слышим сначала только частично, а полностью — спустя несколько эпизодов, когда глубже погружаемся в контекст истории. И звучат они уже совсем иначе.

Концентрация шокирующей информации нарастает от выпуска к выпуску. Но когда слушать становится почти невыносимо, подкаст дает отдышаться. Настя Красильникова приглашает к микрофону специалистов — они не вовлечены в жизнь лэшовцев, но могут ответить на важные и сложные вопросы: что такое возраст согласия, чем педофилия отличается от злоупотребления властью, какие статьи уголовного кодекса описывают такие случаи насилия и какой по ним срок давности.

Поэтому для «Учениц» важен порядок прослушивания эпизодов: начинайте слушать с первого, он называется «Аша».

«Ученицы» выходят за рамки подкаста. У проекта есть свой лендинг: там не только встроенный плеер для прослушивания, порядок эпизодов и их краткие описания, но и дополнительные материалы — фотографии героев и скриншоты их высказываний в интернете. Все это делает историю еще более убедительной.

Скриншот из ЖЖ Саймона. Источник: uchenitsy.libolibo.me

Почему стоит послушать «Учениц»

Подкаст слушать действительно сложно: в нем подробно описываются ситуации насилия над подростками. Но этот опыт все-таки стоит пережить.

Столкнуться с насилием может каждый: важно знать, как оно выглядит. Реальное насилие далеко от расхожего представления о нем. Подкаст демонстрирует, что насилие совершают не только асоциальные и подозрительные персоны. Это могут делать и приятные в общении люди, и уважаемые профессионалы с большим опытом. Насилие не отменяет их предыдущих заслуг. Но и никакие регалии не могут служить гарантией порядочности человека.

При этом насилие опасно не только для жертвы. Рано или поздно авторы насилия сталкиваются с последствиями — как минимум теряют работу и близких людей, а некоторые потом годами вынуждены скрываться от полиции. Коллективы, которые закрывали глаза на насилие, также распадаются. Это не проходит бесследно ни для участников события, ни для тех, кто оказался свидетелем и не вмешался.

Понимание того, как и почему действуют насильники, поможет вовремя обратить внимание на красные флаги. И защитить от насилия себя и окружающих.

Подкаст позволяет переосмыслить прошлый опыт. Во время прослушивания можно осознать, что вы тоже оказывались в такой ситуации: возможно, в роли жертвы, а возможно — в роли автора насилия.

Это важно: с травматичным опытом прошлого могут быть связаны психологические трудности в настоящем. Подкаст может стать отправной точкой для терапии или хотя бы поможет осознать, что что-то было сделано не так. Чем раньше автор насилия осознает опасность своего поведения, тем менее катастрофическими могут стать последствия.

Жертвы насилия смогут понять, что добиться справедливости реально. Многие случаи насилия скрываются годами, а о некоторых мы не узнаем никогда. Просто потому, что жертвы не знают, как обратиться за помощью и доказать, что с ними действительно все это произошло. Часто ситуация осложняется дисбалансом власти: слово школьницы весит меньше, чем слово именитого профессора.

Подкаст показывает, что о пережитом стоит говорить. А еще дает правовую инструкцию: приглашенный юрист рассказывает, куда обращаться жертве и чем поможет.

Родители смогут узнать, как защитить ребенка от насилия. Подкаст не даст гарантии, что ребенок никогда не столкнется с насилием. Но расскажет о некоторых причинах произошедшего. Отчасти в случившемся с героями виноваты не только насильники, но и другие взрослые — в том числе учителя и родители. На эти причины можно повлиять, и лучше узнать о них из подкаста, чем из собственного опыта.

При этом «Ученицы» заставляют родителей задуматься о планах. Например, стоит ли отдавать ребенка в проекты для одаренных детей, если мы узнали о стольких случаях насилия в этой среде? Как разобраться, можно ли доверять учителю? Как строить отношения с ребенком, чтобы вовремя узнать о происходящем? Ответы вряд ли удастся найти в эпизодах подкаста, но задуматься о них — уже полезнее, чем принимать решения спонтанно.

«Ученицы» показывают, что мир не черно-белый. «Летняя экологическая школа» — действительно уникальный образовательный проект. Сотни учеников вспоминают о ЛЭШе с теплотой и благодарностью. Множество учителей в ЛЭШ действительно горят желанием научить детей науке и делают это талантливо.

Но насилие может произойти и в таком сообществе. Одна из причин, почему насилие стало возможным и продолжалось так долго, — это то, что взрослые и дети ожидали от школы только хорошего. И не обращали внимания на настораживающие детали.

Что стоит послушать еще

«Дочь разбойника». Основной подкаст Насти Красильниковой о правах женщин и о том, как добиться справедливости.

Где послушать: на всех платформах

«Трасса 161». Рассказы о серийных убийцах и жестоких преступлениях. Истории перемежаются интервью выживших и их родственников, а также комментариями экспертов.

В первом сезоне речь пойдет об абаканском убийце-таксисте, во втором — о печально знаменитом ангарском маньяке. Третий посвящен таинственному исчезновению подростка Димы Чебыкина, которое не могли раскрыть почти 20 лет.

Где послушать: на всех платформах

«Женский срок». Печальный и глубокий портрет российских женских тюрем. Ведущие рассказывают, как устроена зона, какие люди там сидят и как их пытаются «перевоспитать» — с помощью насилия или тюремных конкурсов красоты. Первый выпуск не зря называется «Самооборонщицы»: многие героини подкаста оказались за решеткой, пытаясь всего лишь защитить свою жизнь.

Где послушать: на всех платформах

«Галкино гнездо». Каждый выпуск — одна невероятная криминальная история: таинственное нераскрытое убийство или погоня за очередным маньяком. На момент выхода этого материала доступно уже более 50 выпусков «Галкиного гнезда». Сюжетов для ночных кошмаров хватит надолго.

Где послушать: на всех платформах

Другие подкасты студии «Либо/Либо». У студии множество подкастов практически на любую тематику. Например, «Любить нельзя воспитывать» — о здоровых детско-взрослых отношениях. «Хорошо, что вы это сказали» — о ментальном здоровье. Или «Так вышло» — о сложных этических вопросах современного мира.

Обложка — «Либо/Либо»
Полина Калмыкова
Расскажите о подкасте, который вас потряс:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Евгения Изотова

Огромное спасибо за эту статью — очень рада, что такие материалы есть в Т—Ж ❤️

26
0
Ольга Черных

Очень интересное расследование. Уважение Насте Красильниковой и всем героиням этого сезона!

14
Скрам-матерь

Алексей, бедняжка Саймон, рос без отца, тогда конечно пусть растлевает малолетних сколько влезет.
По согласию в 14 лет быть не может, тем более с учителем: взрослый мужик воспользовался заведомо беспомощным состоянием несовершеннолетней девушки. Это статья

7
Дре

Скрам-матерь, мне странно называть 18-летних мальчиков взрослыми мужиками. По факту у них с Ашей разница 4 года, два подростка со своими травмами. Но да, их отношения совершенно не здоровые и большая часть ответственности на Саймоне как на более старшем.

1
Скрам-матерь

Дре, сорян, думала он старше.

2
Евгения Изотова

Дре, тут не могу согласиться. Разница 4 года в подростковом возрасте — это гигантская пропасть, совсем не то же самое, что 20 и 24 года, например. Девочка в 14 лет, скорее всего, будет менее опытная, более уязвимая, у нее меньше опор в жизни и понимания своих желаний и границ.

Что уж говорить о том, что в этом возрасте заниматься сексом рановато — в том числе вводить любые околосексуальные практики. Хотя бы просто потому, что у нас нет нормального секс-просвета и у детей нет навыка в том, чтобы сказать «нет». Тем более в ситуации, когда говорить «нет» надо человеку, который просто уйдет, если это сделать — а в окружении кроме него больше нет близких. А 18-летний чел вряд ли будет ждать, когда девочка повзрослеет и будет по-настоящему к этому готова — как и случилось в истории Аши, например.

7
Евгения Изотова

Мне очень нравится вот такая схема от @kristinaboyar из твиттера — считаю ее максимально адекватной справкой о том, ок ли вообще начинать отношения с каким-то человеком

Изображение пользователя Евгения Изотова
4
Дре

Евгения, кстати, в схеме ошибка. Сексуальные отношения человека 16 лет и 18+ лет законны, но стрелочка идёт к 134 статье

2
Евгения Изотова
28.10.22, 10:43
Отредактировано

Дре, возможно, надо стрелочку в самый левый край увести, тут не подскажу! В любом случае тут нужно будет смотреть на разницу лет — там вступает вопрос дисбаланса власти

1
Дре

Евгения, да, согласна

2
Дре

Евгения, https://mel.fm/deti/podrostki/947285-on-govoril-chto-ya-umneye-moikh-rovesnits-pochemu-shkolnitsy-vstrechayutsya-s-muzhchinami-starshe-se
Мне вот эта статья понравилась.
Отрывок: "У меня такой взгляд на разницу в возрасте: если одному из партнеров нет 18, разница не должна превышать 3–4 лет. А если 18 есть обоим, то это уже личное дело каждого. Тут с точки зрения закона все нормально, а моральные принципы, вписывающиеся в законодательные нормы, у каждого свои."

0
Евгения Изотова

Дре, ну слушайте, это слова школьницы, на них я бы не опиралась( Хотелось бы скорее услышать мнение специалиста

1
Дре

Евгения, Эта цитата совпадает с моим личным мнением. Специалистов слушать всегда интересно и полезно. Я бы разбирала каждый случай индивидуально в любом случае. Разница в 5 лет и больше вызывает у меня сильную тревогу, меньшая особой тревоги не вызывает. Но за подростковыми отношениями в принципе неплохо бы кому-то взрослому присматривать, независимо от разницы в возрасте

1
Rikka V

Pushkinist, а какой ещё может быть бок у этой истории, если Саймон засовывал в девушку предметы, которые бились током? И если его отношения с девочками-подростками были постоянными, то с одной, то с другой?

7
0
Анастасия Иванова

Для женщин в России до сих пор есть запрещённые профессии. Мы считаем на официальном уровне, что ни одна женщина не может работать ни авиационным механиком, ни на многих позициях в нефтедобыче и металлургии, ни даже в полиграфии. Список большой. Спрашивается, сколько еще детей должны быть изнасилованными и убитыми, чтобы появились запрещённые профессии для мужчин?

6
BookwormA

Анастасия, т.е вы предлагаете в отместку запретить мужчинам работать с детьми??? Типа все мужчины - это потенциальные насильники и убийцы?

1
Чай Улун

Анастасия, распространенное заблуждение. Среди женщин и педофилы, и насильники тоже есть, просто там все не так очевидно и гораздо сильнее замалчивается. А чуть что - такая мадам легко перевоплощается в жертву. Отчасти потому, что многие, как Вы, уверены, что женщин-насильниц и педофилок не бывает. Ну и в принципе у нас как-то принято женщин жалеть.

3
Евгения Изотова

Дре, а какие вполне нормальные моменты вы имеете в виду?

3
Vulpes

Elena, ну чтож, в чем-то вы правы, такая дискриминация наверное действительно имеет место быть. Но как вся эта тема связана с этим подкастом?)))

3
Willow Rosenberg

Pushkinist, а мне кажется, контекст иной - в принципе мерзотно "пользовать" в сексуальном плане другого человека, опираясь на его/ее ранимость и незащищенность и для меня дикое удивление вызывает, что это кажется "нормальным". Ау, это не норма! "Пользовать" людей в своих интересах (особенно сексуальных) не норма, любить - норма, а использовать как секс-игрушку, как объект - нет! И тк обычно это делают М (а не Ж), они и виноваты, да, не надо смещать фокус на жертву. А про суды вообще смешно, в РФ, у нас прямые изнасилования не расследуют и не привлекают, эта история нереальна для нашего "правосудия". И вообще помимо УК РФ (который здесь реально имеет место быть из-за возраста) есть еще такие понятия, как человечность, понимание, уважение и т. д. Нет чувств к ранимой травмированной девушке - проходи мимо, а не юзай ее как хочется. Мне кажется нормальным, что проходя мимо тех, кто слабее/в более уязвимом положении, люди не начинают их избивать, чтобы забрать ресурсы, или, например, беременным и пожилым уступают места и помогают, а не вешают на них сумки и предлагают пройти пешком 20 км. Это ведь и есть человечность. Вообще простейшие правила, разве их надо объяснять!?

3
BookwormA

Анастасия, как вы лихо оскорбили 50% населения. А почему только сфера образования? Мужчины - это отцы, соседи, родственники, друзья. С ними что будете делать?

2
Vulpes

Анастасия, почему вы отвергаете запрет определенных профессий для женщин? Как насчет шахтера, грузчика и прочих вредных химических производств? Во-первых: такой запрет оберегает самих женщин от вредных условий труда, поскольку женщины в целом ценнее с точки зрения биологии, во-вторых: объективно женщина слабее мужчины физически и нельзя их равнять, руководствуясь принципами какими-то, массу работы женщина не сможет выполнить просто из-за своих физических данных. Редкая женщина способна поднять рояль на 16 этаж, поэтому тут просто рынок порешает, и женщина не сможет удержаться в такой профессии. Исключения конечно же бывают в обе стороны, но в целом это так. Ситуация меняется постепенно, например автоматизация и механизация позволяет женщинам получать ту работу, которая раньше им была недоступна, но процесс этот не быстрый. Однако никакого равенства между женщиной и мужчиной нет, и глупо отрицать этот факт: в чем-то лучше мужчина, в чем-то женщина.

Ваша одержимость феминитивами удивительна: машинистки давно существуют (но не как водители поезда)))). А уж от «капитанки» у меня и вовсе глаза вытекли, так и до полковницы и майорши недалеко))) Все же некоторые слова я не готов воспринимать в виде феминитива))

2
Elena Elena

Vulpes, А решить сама женщина не в состоянии, сможет ли она поднять рояль на 16 этаж или нет? Почему запреты? Мужчинам почему-то дано право выбора: если он физически слаб,то он просто не идет в эту профессию,а за женщин кто-то вдруг решил, что они слабые принцессы?

0
Vulpes

Elena, возможно лично вы не слабая, но государство проводит свою политику через соответствующие законы по охране труда женщин не индивидуально, а массово. Подобное законодательство существует везде.

1
Vulpes

Elena, в ТК РФ существует целый ряд статей, регулирующих обязанность работодателя предоставлять более легкие условия труда для беременных женщин. Считаете, что это тоже нужно отдать на откуп самим беременным женщинам, или оставить как есть?

2
Евгения Изотова

Дре, не готова согласиться с тем, что такие пары естественны. Я убеждена, что «взрослость» девочек совершенно не влияет на то, о чем я говорила: недостаток опыта и опор, большая уязвимость. И по поводу того, что девочки взрослее, хотелось бы спросить психологов:

— Взрослее — что это значит? В чем эта взрослость проявляется?
— Когда мальчики догоняют девочек в развитии? Когда это происходит, какие именно признаки взрослости есть у обеих сторон? Тут хочется понять, действительно ли равны ли по так называемой взрослости 14-летние девчонки и 18-летние парни.
— Осознают ли девочки в 14 лет свои границы, готовы ли их отстаивать? Особенно в России, где нет как такового полового воспитания. Интеллект ≠ эмоциональный интеллект ≠ опыт.

Ну и важно снова вспомнить о дисбалансе власти, который я упоминаю ниже.

1
Дре

Евгения, я бы ещё сказала, что законы у нас немного странные. Секс между подростками 12 и 15 лет - ок, 16 и 19 - ок. А 15 и 18 - уже упс, не ок. Хотя это могут те же люди. Бытовое решение понятно - не заниматься сексом до 16. Но это не отменяет того, что выше описанная ситуация очень странно юридически рассматривается

1
Дре

Евгения, отношения людей, связанных отношениями, где один имеет власть над другим, однозначно плохие, имхо.
Опыт и понимание своих границ обычно появляются как раз в процессе отношений, хотя и не только. На мой взгляд, ещё очень важно наличие близких людей у подростка. Если у девушки 14 лет есть люди, с которыми можно всё обсудить, я бы за неё не переживала. А кто-то остаётся неопытным и не умеющим отстаивать свои границы до 18 или даже дольше. И в 30 может влезть отношения, где ему сделают плохо. Так-то у нас всё плохо и с секс-просветом, и с псих-просветом, и большая часть романтических отношений нездоровые, мне кажется.

0
Евгения Изотова

Дре, не думаю, что в 14 лет стоит рисковать и на опыте получать эти знания — хотя бы потому, что человек в этом возрасте попросту физически не до конца сформирован (его мозг, нейронные связи и т. д.). И влиять на такого человека в этом гормональном и эмоциональном состоянии намного проще. Проще отделить его от родных, с которыми в подростковом возрасте вполне нормально быть в конфронтации. Проще вкладывать в голову любые идеи. Проще убеждать в том, что вот это нормально, а вот это нет и вообще я лучше знаю, что тебе нужно.

А еще ребенок редко способен выйти из болезненной ситуации, особенно когда выходить-то некуда — в 14 лет у тебя намного меньше возможностей и контроля над своей жизнью, чем когда тебе 30. У тебя в принципе практически никогда нет денег, нет работы, нет свободы передвижений.

3
Pushkinist

Анастасия, какие еще механики, механички наверное или механини

0
Vulpes

Elena, если по-вашему это "псевдозабота", то есть и не забота вовсе, то объясните тогда, почему существует такое ограничение до настоящего времени?

0
Чай Улун

Elena, грузчик и машинист - высокооплачиваемая профессия? Как интересно)

И вот это, пожалуйста, примерами подтвердите: "запрещены только наиболее высокооплачиваемые работы, а работы с такими же рисками, но оплачиваемые хуже или вовсе бесплатные совершенно легальны"

А то звучит это все как обида на запрет совать пальцы в розетку.

0
0
Марина Цымбалова

Прослушала весь подкаст «ученицы». И меня очень удивляет, почему мать Саймона спокойно относилась к тому, что у неё дома живёт несовершеннолетняя девочка?…
А родители Аши тоже не интересовались где живёт их ребёнок??? О них как-то очень мало упоминалось в расследовании. Хочется услышать их мнение про эту историю.

0
0
эксперт

Он о жизни, о том, что происходит в каждой школе. Больше всего их где есть слово одаренность - пели, занимались математикой, школа для одаренных детей, 57 и тп. Как только Вам говорят гиперопека - это говорят учителя, которые любят детей. Это не лечится. Я предалгаю их кастрировать. Он выйдет и опять найдет жертву, вопрос кто из детей это будет - Ваш ребёнок, ребёнок, чьи родители поняли слово стремно быть рядом со своим ребёнком от учителя и перестали его сопровождать или это будет ссора.

0

Сообщество