«Подросткам сложно предвидеть последствия»: психолог — об агрессии в переходном возрасте
Подростки могут срываться на родителях, избивать одноклассников и нападать на учителей.
Иногда доходит до того, что они становятся героями новостных сводок. В конце 2022 года под Волгоградом ученик напал на директора школы. А в 2023 подобное произошло в Пермском крае: ученик с ножом напал на одноклассника.
Откуда у детей берется жажда к насилию и как родителям оградить от нее своего ребенка, мы узнали у кандидата психологических наук Кирилла Хломова.
— Насколько агрессия свойственна подростковому возрасту?
— Сначала давайте отделим научное представление об агрессии от бытового понимания.
Когда мы говорим об агрессии в научном представлении, речь идет о целенаправленном нанесении ущерба кому-либо либо угрозе этого.
В бытовом понимании под ней обычно понимают различные проявления эмоций: злости, гнева, ярости.
Человеку, как и другим приматам, агрессивное поведение свойственно с младенчества. Под фразой «Подростки слишком агрессивны» обычно подразумевают, что форма, которую ребенок выбирает для выражения раздражения, злости, гнева или возмущения, слишком интенсивна и наносит неадекватно большой ущерб другим людям.
К подростковому возрасту уже созревают зоны головного мозга, связанные с энергетическим блоком. Поэтому подростки обычно довольно активны и их возможности близки ко взрослым. Эмоционально и интеллектуально они тоже развиты.
Но зона планирования и эмоционально-когнитивной саморегуляции созревает чуть позже. Из-за этого подросткам часто сложно предвидеть последствия своих поступков.
Еще они порой довольно жестоки: на это может влиять недостаток эмпатии и представлений о том, насколько болезненным может оказаться причиненный ими вред. Нанося удары в драке, они даже не представляют, насколько больно может быть человеку.
Для подросткового возраста характерны гротескные вспышки агрессии, но ребята, чье эмоциональное состояние и среда достаточно благополучны, будут демонстрировать гнев в пределах нормы. И таких большинство. Чрезмерно агрессивное поведение свойственно лишь некоторым, но они настолько привлекают к себе внимание, что подростковый возраст воспринимается как особенно агрессивный.
— Какие проявления агрессии можно считать нормальными, а на какие стоит обратить внимание?
— Конфликты — это часть жизни. Отдельная вспышка гнева может означать, что подросток устал, голоден, не выспался, то есть его поведение вызвано психофизиологическими причинами. Но если такие вспышки становятся слишком яркими и повторяются регулярно, ситуация выходит из-под контроля.
Еще стоит обратить особое внимание на самоповреждения, например самопорезы. Важно вовремя заметить, когда подросток, чтобы отрегулировать свое эмоциональное состояние, начинает прибегать к алкоголю, психостимуляторам, энергетикам и другим подобным способам — не в качестве разовой пробы, а регулярно. В таком случае необходимо обратиться к психологу.
— Почему подросток может стать чрезмерно агрессивным?
— Есть две ведущие концепции, которые объясняют чрезмерную агрессию. Первая — концепция фрустрации, когда человек становится агрессивным, если лишается чего-то и его потребности не удовлетворены. Вторая — концепция подражания. В подростковом возрасте люди только осваивают агрессию и ее формы, учатся ее проявлять и пример для подражания берут из внешней среды.
Безусловно, на формирование поведения влияет социальное окружение подростка: семья, школа, СМИ. Но именно первый фактор можно выделить как основной. А вот сильной прямой связи между потреблением жестокого контента и насильственным поведением нет.
В интернете почти все подростки встречают такой контент: среди детей 11—12 лет 21% опрошенных практически ежедневно испытывает из-за него отрицательные эмоции.
Но в школе больше шансов столкнуться с враждебными ситуациями. Ученые МГУ опросили 3395 человек: подростков 12—17 лет и их родителей, а также молодых людей 18—30 лет. Оказалось, каждый второй подросток сталкивался с тем, что его публично оскорбляли в интернете, провоцировали, преследовали или угрожали ему. При этом все респонденты признали, что болезненные ситуации и враждебное отношение тяжелее переживать в реальной жизни, чем онлайн.
Я думаю, что статистика соответствует реалиям.
— Можно ли сказать, что случаев проявления детской агрессии стало больше? Или просто раньше было не принято их афишировать?
— Одно из первых упоминаний нападения ученика на сотрудников школы в США относится к 1764 году, в России — к 1874. Это были единичные случаи, но все же они относятся к проявлениям чрезмерной подростковой агрессии. Хотя такие эпизоды периодически происходили и в России, в зарубежных странах эта тема исследована лучше.
На развитие агрессивного поведения влияют различные факторы. Например, с массовыми расстрелами или аутоагрессией может быть связано привлечение к произошедшим событиям дополнительного общественного внимания. Это описывается как эффект Вертера. Частое освещение в СМИ, фильмах и в целом избыточное внимание именно к нападавшему, его героизация, а не внимание к пострадавшим, поддерживают такой способ реализации агрессии. Но есть и другие факторы, в том числе представление о маскулинности, доступность оружия, личностные качества.
Рядовых эпизодов агрессивного поведения становится меньше, и на это влияет в том числе большее социальное благополучие. При этом яркие проявления агрессии становятся более заметными.
Колкости и внушительный объем враждебности достаются родителям, но в то же время именно их грубость отмечают подростки. Также, согласно исследованию Юнеско, по всему миру почти каждый третий ребенок в возрасте от 9 до 15 лет хотя бы раз за месяц сталкивался с травлей в школе. Гораздо сильнее, чем избиения, на подростков действуют формы косвенной агрессии, к которым относится исключение из чата, изоляция. К счастью, в последнее время психологическому здоровью детей уделяют все больше внимания.
— Какие критерии могут указывать на то, что у ребенка возникнут проблемы с выражением агрессии?
— Есть общепринятые нормы проявления агрессии, которые могут быть закреплены юридически, а могут поддерживаться в обществе как неформальные. Подростку кажется, что они стабильны, но на самом деле они меняются. Так, когда в 1990-х подросток дрался с ребятами из соседнего двора, это считалось нормой. Сейчас — нет: общественные нормы изменились.
Обращать внимание стоит прежде всего на эмоциональную регуляцию подростка. Полное отсутствие агрессии так же плохо, как и чрезмерное ее выражение.
Родители, которые не вовлечены в воспитание ребенка, могут способствовать развитию у него чрезмерной агрессии в подростковом возрасте. Но те, кто душит своим вниманием и заботой, тоже могут этому способствовать. Все потому, что подросток прибегает к агрессии или для большей заботы о себе, или, наоборот, чтобы получить большую свободу. Нужна золотая середина.
— Насколько распространена подростковая аутоагрессия?
— В последние годы наблюдается рост суицидальных попыток, и особенно заметен он у девочек. Это мировая тенденция.
Одно из возможных объяснений — большее одиночество, дефицит социальной поддержки подростков в больших городах при более интенсивном онлайн-общении. Это отчасти связано с современной структурой общества. Усложняет эмоциональную саморегуляцию изменившийся баланс между телесным, вербальным и зрительным опытом. За счет того, что сейчас подростки больше времени проводят в соцсетях и меньше общаются в реальной жизни, тактильный опыт изменился. В некоторых странах, например во Франции или Китае, это даже привело к ограничениям использования гаджетов в школах.
Но так как общение тоже идет через гаджет, родителям не стоит запрещать их. Лучше предложить другое занятие, без использования компьютера, которое тоже доставит ребенку удовольствие. Например, пригласить друзей в поход или кино.
Подростковая аутоагрессия проявляется не только в суицидальных попытках. Иногда дети занимаются самоповреждением. К сожалению, родители часто не обращают внимание на такие явные знаки или не знают, что с ними делать. Но бывают ситуации, в которых без психолога не обойтись. Например, если ребенок наносит себе порезы на руки и ноги при получении плохих оценок, ссорах с друзьями или переживании других неудач — и это происходит постоянно. Бывают и менее заметные сигналы: подросток грызет ногти или, к примеру, вырывает у себя волосы. Они тоже могут означать, что ребенку нужна помощь.
— Как быть, если дома ребенок ведет себя спокойно, а в школе жалуются, что он обижает одноклассников?
— Такое возможно, потому что социальные среды разные: в одной ребенку может быть комфортно, а в другой уровень фрустрации, то есть ожидания успеха, академических или поведенческих требований может быть для него слишком высок.
Примером могут быть сложности, иногда сопровождающие социализацию детей с расстройствами аутистического спектра. Чтобы регулировать агрессию, их родители иногда вынуждены создавать определенный режим, распорядок дня. Также определенные социальные условия нужны и обычным подросткам, например уважение, позитивное отношение, вовлеченность, доступность интересных занятий.
На мой взгляд, важно сотрудничество школы, ребенка и родителей, подключение психолога. Конечно, в некоторых учебных заведениях может быть один психолог на 3000 детей — тогда очень сложно оказать поддержку и сделать всю работу. Но ситуация в нашей стране и в мире постепенно меняется к лучшему.
Иногда бывает, что ребенку не подходит конкретная школа или коллектив. Поменять темперамент или какие-то психофизиологические особенности подростка сложно, но родители могут изменить социальную среду. К примеру, перевести ребенка в другой класс или школу.
Также при конфликтах или травле могут помочь специальные технологии, тренинги, программы развития коммуникативных навыков. Но сначала конкретную проблему нужно изучить, а для этого часто необходима работа с квалифицированным психологом. Еще в нормализации сложной ситуации должно быть заинтересовано руководство школы.
Если психолога в школе нет, можно обратиться в районный центр. Иногда помогает подключение некоммерческих организаций, которые помогают подросткам. Порой родителям самим удается решить проблему с помощью дополнительных внеклассных мероприятий, походов и поездок, сотрудничества с педагогами или другими родителями. Важно не опускать руки, искать поддержку и подходящее решение.
— Могут ли родители повлиять на то, станет ли ребенок агрессивным в подростковый период или нет?
— У нас есть острая проблема, по которой нет четко выраженного решения, — это проблема семейного насилия. Когда о нем говорят, в первую очередь обращают внимание на враждебное поведение супругов по отношению друг к другу. Но к сожалению, сейчас очень трудно изучить объем и формы семейного насилия в отношении детей.
Для начала стоит обратить внимание на агрессивное поведение внутри семьи. Важно помнить, что взрослый остается образцом не по тому, что он говорит, а по тому, что делает. Если взрослый говорит подростку, что курить плохо, но сам при этом курит, он показывает обратное: курить хорошо, и об этом надо врать. Родители должны служить примером во всем, как бы трудно это ни было. Так же и с агрессивным поведением, насилием — эмоциональным или физическим, — враждебностью.
Бывает и такое, что семья только кажется благополучной, а в реальности подросток растет в условиях фрустрации, одиночества, отсутствия поддержки, психологического или даже физического насилия. Понять это со стороны сложно.
Хорошо, если у родителей с подростком налажен контакт, если он не переживает, что из-за плохой оценки дома на него будут давить, если может поделиться с родителями своими переживаниями, не боясь осуждения.
В целом быть родителем подростка сложно, и есть много факторов, которые приводят к агрессивному поведению. Важно не отчаиваться и не закрываться, а искать решение, обращаться за помощью. Может быть, не с первого раза, но даже в очень сложных случаях его наверняка можно найти. Профессии «родитель» нет. Это всегда поиск правильных решений, нужных вопросов и ответов — и он часто трудный.
Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety