«Анатомия падения»: 5 причин посмотреть победителя Каннского кинофестиваля и фаворита «Оскара»
19 октября в российский прокат вышла драма «Анатомия падения».
Картина Жюстин Трие в мае взяла главный приз на Каннском фестивале, «Золотую пальмовую ветвь». Описание фильма может показаться скучноватым: это судебная драма, где два с половиной часа выясняют, убила ли героиня своего мужа. А все действие построено на диалогах.
В 2024 году «Анатомия падения» претендует на пять «Оскаров» — в том числе как лучший фильм. Кроме того, постановщица Жюстин Трие номинирована на премию американской киноакадемии как лучший режиссер.
Но фильм захватывает с первых минут и не отпускает до финала. Объясняем, почему стоит обратить внимание на эту драму.
Что за «Анатомия падения» (Anatomie d’une chute)
Дата премьеры: 19 октября 2023 года — в российском прокате
Страна производства: Франция
Режиссер: Жюстин Трие
Сценаристы: Жюстин Трие, Артур Харари
В ролях: Сандра Хюллер, Сванн Арло, Мило Машадо Гранер, Антуан Райнарц, Сэмюэл Тейс, Дженни Бет, Саадиа Бентайеб, Камилль Рутерфорд, Софи Фийер
Жанры: драма, детектив, триллер
Фильмы, похожие на «Анатомия падения»: «Крамер против Крамера», «Сцены из супружеской жизни», «История о супружестве».
Продолжительность: 2 часа 30 минут
Фильм сочетает детектив и судебную драму
Известная немецкая писательница Сандра Войтер живет во Франции с мужем Самуэлем и слабовидящим сыном Даниэлем. Однажды к Сандре приходит студентка и берет у женщины интервью. Но в разгар беседы муж громко включает музыку и прерывает диалог. Вскоре сын возвращается с прогулки и обнаруживает у дома тело Самуэля.
Неизвестно, погиб ли мужчина в результате несчастного случая, совершил ли самоубийство или же к смерти причастна жена. Быстро выясняется, что жизнь семьи была далеко не безоблачной: супруги часто ссорились и у них накопились нерешенные проблемы. Так Сандра оказывается на скамье подсудимых. Защищать писательницу берется ее старый друг — адвокат Венсан.
Завязка «Анатомии падения» напоминает камерный детектив: в центре сценария небольшое количество героев и таинственная смерть с постепенно всплывающими подробностями. Вот только в сюжете нет условного Пуаро или Холмса, который разложит все по полочкам и раскроет зрителям глаза. Мы узнаем новые обстоятельства дела вместе с участниками процесса.
Эксперты проводят следственные эксперименты. Мог ли сын слышать разговор родителей, если они не кричали? Могла ли брызнуть кровь погибшего на стену после падения — или такие капли появляются только после удара? На самом деле правда в этой истории никому не нужна. Даже адвокат прямо скажет подруге, что они должны представить не истину, а наиболее реалистичную версию произошедшего.
«Анатомия падения» концентрируется не на внезапных поворотах сюжета, а на долгих заседаниях. Здесь два разных эксперта по крови могут сделать ровно противоположные выводы. Следователь утверждает, что может описать драку, ориентируясь лишь на аудиозапись. А основной свидетель — и вовсе слабовидящий ребенок. Но в итоге важным оказывается не итог процесса, а то, что раскроют во время расследования.
«Анатомия падения» — реалистичная семейная драма
Название «Анатомия падения» можно трактовать двояко. Это и изучение обстоятельств гибели жертвы, и наблюдение за разрушением отношений в паре.
Легче всего фильм сравнить с сериалами «Лестница» — и документальным от Netflix, и художественным от HBO Max. Даже сюжеты схожи: там у мужчины-писателя погибала жена, а потом всплывали неприглядные подробности их жизни.
На самом деле картина Трие намного ближе к «Сценам из супружеской жизни» Ингмара Бергмана. Через диалоги и обсуждения постановщица вскрывает все раны семейных отношений. А у зрителя несколько раз меняется мнение о героях. Поначалу легко попасться на главную уловку фильма и подумать: неважно, убила Сандра своего супруга или нет, он все равно был тем еще негодяем. На это намекает даже вступительная сцена, где тот мешает жене давать интервью.
Но потом в фильме начинает звучать и голос погибшего. Сначала метафорично — в виде показаний его психолога. А затем буквально — на аудиозаписи и в воспоминаниях сына. Самуэль предстает как минимум трагической фигурой. Может, и не жертвой, но несчастным и травмированным человеком. Десятиминутный флешбэк с диалогом супругов — самый сильный момент «Анатомии падения». Он ставит фильм в один ряд если и не со «Сценами из супружеской жизни», то точно с «Историей о супружестве» Ноа Баумбака.
Бергман когда-то иронично хвастал, что из-за его фильма в Дании выросло количество разводов. Нетрудно представить, что напряженный эпизод из «Анатомии падения» может иметь похожий эффект. В пылу ссоры супруги вываливают друг на друга буквально все обиды, связанные с разделением домашних обязанностей, помехами в самореализации и работе, навязанном чувстве вины, подозрениями в изменах, проблемах с финансами.
«Анатомия падения» не идеализирует и не демонизирует ни одну из сторон конфликта. Зато показывает, что после подобных обсуждений жизнь уже не сможет остаться прежней.
Здесь одни из лучших актерских работ года — в том числе у пса
В 2023 году уже вышел популярный французский фильм о суде над женщиной за убийство — «Мое преступление» Франсуа Озона. Там тоже в ходе расследования мало кого волнуют истинные события и мотивы. Но Озон показывал не людей, а комедийные маски — хоть и прятал за ними трагедию.
«Анатомия падения» — мрачная противоположность «Моему преступлению». Жюстин Трие подобрала максимально реалистичных персонажей. Главная героиня — не роковая красотка из «Основного инстинкта» и не типичная «дама в беде». Эта женщина сама пробила себе путь к славе и привыкла справляться с трудностями. Известная по «Реквиему» и «Тони Эрдманну» Сандра Хюллер идеально вписывается в образ: она в любых ситуациях старается сохранять спокойное лицо, выдавая переживания лишь дрожанием голоса и чуть заметной мимикой.
Ее героиня — немка, она живет во Франции, но плохо знает язык. Большую часть времени она говорит по-английски, в том числе и с адвокатом. Однако на заседании суда Сандре приходится переходить на французский, с трудом подбирать слова. И это добавляет тревожности в и без того напряженные ответы.
Всегда вежливый Венсан сразу вызывает доверие и успокаивает. Именно таким и должен быть адвокат. А вот прокурора к финалу фильма хочется ненавидеть — настолько реалистичным получился образ дотошного юриста, играющего словами и придирающегося к каждой детали. Но и злодеем его не назовешь — он просто выполняет свою работу.
Но главное достоинство фильма — Мило Машадо Гранер, сыгравший Даниэля. Во многом это заслуга сценария и режиссера. В драмах персонажей-детей слишком часто делают просто функциями для раскрытия взрослых. Но Даниэля на протяжении всего фильма показывают самостоятельным героем, он влияет на сюжет: парень сомневается, делает выводы и сам хочет участвовать в процессе. Ребенок всеми силами старается быть взрослым.
Сын больше всех хочет докопаться до правды и даже решается на опасный эксперимент с любимым псом. Именно Даниэль произнесет самый трогательный монолог о том, как разобраться в чувствах. Словно обвиняя всех взрослых в неумении понять такие простые истины.
Его пес Снуп — еще один важнейший персонаж фильма. Он появляется в кадре первым, он же находит тело Самуэля. Его будет спасать ребенок, словно компенсируя невозможность вернуть отца. Рядом с ним же окажется Сандра в самом финале. Химия между Даниэлем и Снупом — еще один повод посмотреть фильм.
Фильм снят минималистично, но изобретательно
Жюстин Трие доказывает, что захватывающий фильм можно снять с минимальными вложениями. Бюджет картины всего 6,2 миллиона евро. Большая часть сюжета разворачивается в трех локациях, герои чаще всего просто стоят и говорят. Мало того, у фильма практически нет саундтрека — лишь при переходе от одной сцены к другой ребенок играет на пианино.
Но «Анатомия падения» раз за разом удивляет остроумными съемками. Зритель не просто наблюдает за процессом со стороны, а словно участвует в нем. Поначалу эффекта добиваются при помощи ручной камеры — из-за этого фильм выглядит как документальное кино. Но когда дело доходит до суда, подход меняется.
Флешбэк со спором супругов и последующей дракой показывают только до определенного момента. В кульминационный момент Трие переносит действие в зал суда, оставляет только звук — пусть зритель слушает вместе со всеми и догадывается, что именно произошло. Когда Даниэль вспоминает важные слова отца — тот во флешбэке лишь двигает губами, но звучит голос ребенка. Так мы понимаем, что это — не достоверный факт, а лишь воспоминания сына.
Во время перекрестного допроса Даниэля камера фиксируется исключительно на лице мальчика и снимает одним длинным кадром. Но при этом перемещается то на место адвоката, то на место прокурора, чтобы передать давление на ребенка. Подобных простых, но действенных приемов в фильме еще много.
Это простое кино без скрытых смыслов
В 2021 году в Каннах победил фильм «Титан» Жюлии Дюкурно — боди-хоррор о женщине, которая занялась сексом с автомобилем, забеременела, убила своих друзей, а потом притворялась сыном спасателя. В 2022 «Золотую пальмовую ветвь» получил «Треугольник печали» Рубена Эстлунда — сатирическая комедия, где критикуют мир моды и высшее общество.
Часть неподготовленных зрителей ошибочно считает, что авторское и фестивальное кино — обязательно сложное, запутанное и социальное. «Анатомия падения» опровергает этот миф.
При желании в картине можно найти какие-то подтексты. Например, намек на трудную судьбу писателя и других творцов: окажется, что муж завидовал литературному успеху Сандры, а та, возможно, украла у него идею книги. Или притянуть действие к социальному расколу европейских государств: основной конфликт происходит между говорящими по-английски немкой и французом.
Но проще и лучше воспринимать «Анатомию падения» ровно как она есть — без поисков двойного или тройного дна. Это прямолинейная драма, которая иногда притворяется детективом. Ее единственная философская идея: грань между фактами и домыслами очень тонка.
Картина Трие получилась захватывающей, но абсолютно понятной любому зрителю. Здесь нет политической и социальной повестки или запутанных сюжетных линий — только частная трагедия одной типичной семьи.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult