«Анатомия падения»: 5 причин посмотреть победителя Каннского кинофестиваля и фаворита «Оскара»
Поп-культура
24K
Источник — Le Pacte

«Анатомия падения»: 5 причин посмотреть победителя Каннского кинофестиваля и фаворита «Оскара»

10
Аватар автора

Алексей Хромов

отказался отвечать без адвоката

Страница автора

19 октября в российский прокат вышла драма «Анатомия падения».

Картина Жюстин Трие в мае взяла главный приз на Каннском фестивале, «Золотую пальмовую ветвь». Описание фильма может показаться скучноватым: это судебная драма, где два с половиной часа выясняют, убила ли героиня своего мужа. А все действие построено на диалогах.

В 2024 году «Анатомия падения» претендует на пять «Оскаров» — в том числе как лучший фильм. Кроме того, постановщица Жюстин Трие номинирована на премию американской киноакадемии как лучший режиссер.

Но фильм захватывает с первых минут и не отпускает до финала. Объясняем, почему стоит обратить внимание на эту драму.

Что за «Анатомия падения» (Anatomie d’une chute)

Дата премьеры: 19 октября 2023 года — в российском прокате
Страна производства: Франция
Режиссер: Жюстин Трие
Сценаристы: Жюстин Трие, Артур Харари
В ролях: Сандра Хюллер, Сванн Арло, Мило Машадо Гранер, Антуан Райнарц, Сэмюэл Тейс, Дженни Бет, Саадиа Бентайеб, Камилль Рутерфорд, Софи Фийер
Жанры: драма, детектив, триллер
Фильмы, похожие на «Анатомия падения»: «Крамер против Крамера», «Сцены из супружеской жизни», «История о супружестве».
Продолжительность: 2 часа 30 минут

Причина № 1

Фильм сочетает детектив и судебную драму

Известная немецкая писательница Сандра Войтер живет во Франции с мужем Самуэлем и слабовидящим сыном Даниэлем. Однажды к Сандре приходит студентка и берет у женщины интервью. Но в разгар беседы муж громко включает музыку и прерывает диалог. Вскоре сын возвращается с прогулки и обнаруживает у дома тело Самуэля.

Неизвестно, погиб ли мужчина в результате несчастного случая, совершил ли самоубийство или же к смерти причастна жена. Быстро выясняется, что жизнь семьи была далеко не безоблачной: супруги часто ссорились и у них накопились нерешенные проблемы. Так Сандра оказывается на скамье подсудимых. Защищать писательницу берется ее старый друг — адвокат Венсан.

Жюстин Трие уже не в первый раз показывает суд в своем кино. В комедии «В постели с Викторией» женщина-адвокат защищала друга, которого обвиняли в домашнем насилии. Но на этот раз режиссер избавляется от всех побочных линий и делает основой сюжета сам процесс
Жюстин Трие уже не в первый раз показывает суд в своем кино. В комедии «В постели с Викторией» женщина-адвокат защищала друга, которого обвиняли в домашнем насилии. Но на этот раз режиссер избавляется от всех побочных линий и делает основой сюжета сам процесс

Завязка «Анатомии падения» напоминает камерный детектив: в центре сценария небольшое количество героев и таинственная смерть с постепенно всплывающими подробностями. Вот только в сюжете нет условного Пуаро или Холмса, который разложит все по полочкам и раскроет зрителям глаза. Мы узнаем новые обстоятельства дела вместе с участниками процесса.

Эксперты проводят следственные эксперименты. Мог ли сын слышать разговор родителей, если они не кричали? Могла ли брызнуть кровь погибшего на стену после падения — или такие капли появляются только после удара? На самом деле правда в этой истории никому не нужна. Даже адвокат прямо скажет подруге, что они должны представить не истину, а наиболее реалистичную версию произошедшего.

«Анатомия падения» концентрируется не на внезапных поворотах сюжета, а на долгих заседаниях. Здесь два разных эксперта по крови могут сделать ровно противоположные выводы. Следователь утверждает, что может описать драку, ориентируясь лишь на аудиозапись. А основной свидетель — и вовсе слабовидящий ребенок. Но в итоге важным оказывается не итог процесса, а то, что раскроют во время расследования.

Сандра Хюллер играла у Жюстин Трие в фильме «Соблазн». Но там у нее была второстепенная роль
Сандра Хюллер играла у Жюстин Трие в фильме «Соблазн». Но там у нее была второстепенная роль
Причина № 2

«Анатомия падения» — реалистичная семейная драма

Название «Анатомия падения» можно трактовать двояко. Это и изучение обстоятельств гибели жертвы, и наблюдение за разрушением отношений в паре.

Легче всего фильм сравнить с сериалами «Лестница» — и документальным от Netflix, и художественным от HBO Max. Даже сюжеты схожи: там у мужчины-писателя погибала жена, а потом всплывали неприглядные подробности их жизни.

Мило Машадо Гранер уже появлялся в небольших ролях в популярных французских фильмах «Эта безумная любовь» и «Застрявшие вместе». Но здесь у него первая крупная роль — он играет сына главной героини
Мило Машадо Гранер уже появлялся в небольших ролях в популярных французских фильмах «Эта безумная любовь» и «Застрявшие вместе». Но здесь у него первая крупная роль — он играет сына главной героини

На самом деле картина Трие намного ближе к «Сценам из супружеской жизни» Ингмара Бергмана. Через диалоги и обсуждения постановщица вскрывает все раны семейных отношений. А у зрителя несколько раз меняется мнение о героях. Поначалу легко попасться на главную уловку фильма и подумать: неважно, убила Сандра своего супруга или нет, он все равно был тем еще негодяем. На это намекает даже вступительная сцена, где тот мешает жене давать интервью.

Но потом в фильме начинает звучать и голос погибшего. Сначала метафорично — в виде показаний его психолога. А затем буквально — на аудиозаписи и в воспоминаниях сына. Самуэль предстает как минимум трагической фигурой. Может, и не жертвой, но несчастным и травмированным человеком. Десятиминутный флешбэк с диалогом супругов — самый сильный момент «Анатомии падения». Он ставит фильм в один ряд если и не со «Сценами из супружеской жизни», то точно с «Историей о супружестве» Ноа Баумбака.

У Сванна Арло не так много главных ролей в кино — можно обратить внимание на картины «Анархисты» и «Анонимные романтики». В «Анатомии падения» его персонаж — один из самых комфортных экранных адвокатов в истории кино
У Сванна Арло не так много главных ролей в кино — можно обратить внимание на картины «Анархисты» и «Анонимные романтики». В «Анатомии падения» его персонаж — один из самых комфортных экранных адвокатов в истории кино

Бергман когда-то иронично хвастал, что из-за его фильма в Дании выросло количество разводов. Нетрудно представить, что напряженный эпизод из «Анатомии падения» может иметь похожий эффект. В пылу ссоры супруги вываливают друг на друга буквально все обиды, связанные с разделением домашних обязанностей, помехами в самореализации и работе, навязанном чувстве вины, подозрениями в изменах, проблемах с финансами.

«Анатомия падения» не идеализирует и не демонизирует ни одну из сторон конфликта. Зато показывает, что после подобных обсуждений жизнь уже не сможет остаться прежней.

Причина № 3

Здесь одни из лучших актерских работ года — в том числе у пса

В 2023 году уже вышел популярный французский фильм о суде над женщиной за убийство — «Мое преступление» Франсуа Озона. Там тоже в ходе расследования мало кого волнуют истинные события и мотивы. Но Озон показывал не людей, а комедийные маски — хоть и прятал за ними трагедию.

В Каннах фильм также получил премию «Пальмовая собака» — за лучшую собачью роль. Ранее ее получали животные из «Бесславных ублюдков», «Однажды в… Голливуде» и «Догвилля»
В Каннах фильм также получил премию «Пальмовая собака» — за лучшую собачью роль. Ранее ее получали животные из «Бесславных ублюдков», «Однажды в… Голливуде» и «Догвилля»

«Анатомия падения» — мрачная противоположность «Моему преступлению». Жюстин Трие подобрала максимально реалистичных персонажей. Главная героиня — не роковая красотка из «Основного инстинкта» и не типичная «дама в беде». Эта женщина сама пробила себе путь к славе и привыкла справляться с трудностями. Известная по «Реквиему» и «Тони Эрдманну» Сандра Хюллер идеально вписывается в образ: она в любых ситуациях старается сохранять спокойное лицо, выдавая переживания лишь дрожанием голоса и чуть заметной мимикой.

Ее героиня — немка, она живет во Франции, но плохо знает язык. Большую часть времени она говорит по-английски, в том числе и с адвокатом. Однако на заседании суда Сандре приходится переходить на французский, с трудом подбирать слова. И это добавляет тревожности в и без того напряженные ответы.

Всегда вежливый Венсан сразу вызывает доверие и успокаивает. Именно таким и должен быть адвокат. А вот прокурора к финалу фильма хочется ненавидеть — настолько реалистичным получился образ дотошного юриста, играющего словами и придирающегося к каждой детали. Но и злодеем его не назовешь — он просто выполняет свою работу.

Прокурора сыграл Антуан Райнарц. Персонажа показывают только в зале суда, больше о нем ничего не известно. И это идет герою лишь на пользу
Прокурора сыграл Антуан Райнарц. Персонажа показывают только в зале суда, больше о нем ничего не известно. И это идет герою лишь на пользу

Но главное достоинство фильма — Мило Машадо Гранер, сыгравший Даниэля. Во многом это заслуга сценария и режиссера. В драмах персонажей-детей слишком часто делают просто функциями для раскрытия взрослых. Но Даниэля на протяжении всего фильма показывают самостоятельным героем, он влияет на сюжет: парень сомневается, делает выводы и сам хочет участвовать в процессе. Ребенок всеми силами старается быть взрослым.

Сын больше всех хочет докопаться до правды и даже решается на опасный эксперимент с любимым псом. Именно Даниэль произнесет самый трогательный монолог о том, как разобраться в чувствах. Словно обвиняя всех взрослых в неумении понять такие простые истины.

Его пес Снуп — еще один важнейший персонаж фильма. Он появляется в кадре первым, он же находит тело Самуэля. Его будет спасать ребенок, словно компенсируя невозможность вернуть отца. Рядом с ним же окажется Сандра в самом финале. Химия между Даниэлем и Снупом — еще один повод посмотреть фильм.

Причина № 4

Фильм снят минималистично, но изобретательно

Жюстин Трие доказывает, что захватывающий фильм можно снять с минимальными вложениями. Бюджет картины всего 6,2 миллиона евро. Большая часть сюжета разворачивается в трех локациях, герои чаще всего просто стоят и говорят. Мало того, у фильма практически нет саундтрека — лишь при переходе от одной сцены к другой ребенок играет на пианино.

Но «Анатомия падения» раз за разом удивляет остроумными съемками. Зритель не просто наблюдает за процессом со стороны, а словно участвует в нем. Поначалу эффекта добиваются при помощи ручной камеры — из-за этого фильм выглядит как документальное кино. Но когда дело доходит до суда, подход меняется.

В статье Deadline «Анатомию падения» назвали «„Исчезнувшей“ наоборот: разочарованный писатель умирает по подозрительным причинам, оставляя после себя подсказки, обвиняющие его жену»
В статье Deadline «Анатомию падения» назвали «„Исчезнувшей“ наоборот: разочарованный писатель умирает по подозрительным причинам, оставляя после себя подсказки, обвиняющие его жену»

Флешбэк со спором супругов и последующей дракой показывают только до определенного момента. В кульминационный момент Трие переносит действие в зал суда, оставляет только звук — пусть зритель слушает вместе со всеми и догадывается, что именно произошло. Когда Даниэль вспоминает важные слова отца — тот во флешбэке лишь двигает губами, но звучит голос ребенка. Так мы понимаем, что это — не достоверный факт, а лишь воспоминания сына.

Во время перекрестного допроса Даниэля камера фиксируется исключительно на лице мальчика и снимает одним длинным кадром. Но при этом перемещается то на место адвоката, то на место прокурора, чтобы передать давление на ребенка. Подобных простых, но действенных приемов в фильме еще много.

Причина № 5

Это простое кино без скрытых смыслов

В 2021 году в Каннах победил фильм «Титан» Жюлии Дюкурно — боди-хоррор о женщине, которая занялась сексом с автомобилем, забеременела, убила своих друзей, а потом притворялась сыном спасателя. В 2022 «Золотую пальмовую ветвь» получил «Треугольник печали» Рубена Эстлунда — сатирическая комедия, где критикуют мир моды и высшее общество.

Часть неподготовленных зрителей ошибочно считает, что авторское и фестивальное кино — обязательно сложное, запутанное и социальное. «Анатомия падения» опровергает этот миф.

При желании в картине можно найти какие-то подтексты. Например, намек на трудную судьбу писателя и других творцов: окажется, что муж завидовал литературному успеху Сандры, а та, возможно, украла у него идею книги. Или притянуть действие к социальному расколу европейских государств: основной конфликт происходит между говорящими по-английски немкой и французом.

Премьеры всех полнометражных работ Жюстин Трие состоялись в Каннах: первые две — в альтернативных программах, следующие — в основной
Премьеры всех полнометражных работ Жюстин Трие состоялись в Каннах: первые две — в альтернативных программах, следующие — в основной

Но проще и лучше воспринимать «Анатомию падения» ровно как она есть — без поисков двойного или тройного дна. Это прямолинейная драма, которая иногда притворяется детективом. Ее единственная философская идея: грань между фактами и домыслами очень тонка.

Картина Трие получилась захватывающей, но абсолютно понятной любому зрителю. Здесь нет политической и социальной повестки или запутанных сюжетных линий — только частная трагедия одной типичной семьи.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Алексей ХромовКакие судебные драмы нравятся вам?
  • Vsevolod SveshnikovПосмотрел. Честно говоря, фильм не показался убедительным. Сюжетная линия вялая, героиня тоскливая, интриги нет. Только собака молодец. Интересно было следить за судебным процессом и выступлениями адвоката и прокурора, но и их интенсивные дебаты пали жертвой невнятного финального монолога одного из героев.3
  • Шахерезада СтепановнаЕщё похожие фильмы "Лестница" с Колином Фертом и французский "Он и она"1
  • Скажи, ктоVsevolod, прочитал статью, прочитал ваш коммент — что же там такого делает собака то 😳0
  • Анастасия ПодлесныхШахерезада, как вам «Лестница»? Мне вообще не понравилась, уж насколько я люблю Колина Ферта...1
  • Шахерезада СтепановнаАнастасия, ну такое, в конце был вопрос - а зачем сняли? И кстати ещё один вспомнила похожий, с Райаном Гослингом, Всё самое лучшее, тоже занудь. А вот Он и Она отличный0
  • Анастасия ПодлесныхШахерезада, у меня был такой же вопрос...1
  • Олег СергеенкоФильм идет не как указано в рецензии 2 часа, а 2.30. Из них большая часть времени занято диалогами, и 2/3 долгими экспозициями. Половина зала уснула, вторая ушла. Мне понравился только, тем что показана работа судебной системы. За допросом было интересно следить. Интриги практически нет, все проблемы героев кажутся высосанными из пальца. Понравится точно не всем.1
  • ИванОтличный фильм!1
  • user772416Нравятся все, кроме этой0
  • Андрей Франчика почему музыка финала так напоминает что-то из Таривердиева?0
Вот что еще мы писали по этой теме