«Общаюсь сама с собой»: как подру­житься с коллегами

История из дневника трат и комментарий эксперта
6
«Общаюсь сама с собой»: как подру­житься с коллегами

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

anseris amans

хочет подружиться с коллегами

Страница автора

Мне 29 лет, я ИТ-аналитик в финтехе.

В дневнике трат я рассказывала, что у меня инвалидность, врожденные патологии и заболевания опорно-двигательного аппарата и костной системы. А еще диагностированы ментальные расстройства — биполярное аффективное расстройство и синдром дефицита внимания и гиперактивности. Раньше выживала на внутреннем ресурсе организма, но ресурс истончается: почти 30 лет как-никак. В прошлом году основательно взялась за здоровье.

До 27 лет меня не интересовало ничего, кроме концертов, баров, тусовок и скроллинга ленты. Но в прошлом году развлечения стали достаточно скучными и домашними — рукоделие, пианино, компьютерные игры. Сейчас вот ищу себя в творчестве, уже именуюсь начинающей художницей, хотя от художницы у меня пока только внешний вид. Я декорирую мебель и вяжу. Еще у меня неплохо получаются сумки из модной трубчатой пряжи. Называю все это рукоделием начального уровня. Мечтаю заняться плотничеством.

В компанию, где сейчас работаю, я пришла в апреле 2023 года. Коллектив большой, но в моем отделе девять человек. Мне всегда было достаточно сложно строить отношения. Я — тот социально неловкий человек, который в незнакомой компании может спросить «Хотели бы вы попробовать чайку?», а на совещании рассказать анекдот про Пупу и Лупу. Так что в основном я общаюсь сама с собой, хоть и очень пытаюсь подружиться — правда, в специфической манере.

Сюда же накладываются особенности СДВГ: я могу быть чересчур откровенной, много говорить и перебивать собеседников. Несмотря на это, у меня достаточно много знакомых, просто не на работе. А тут я за деньги. Конечно, интересно было бы узнать, как вписываться в коллектив и нравиться коллегам, не ломая себя и не притворяясь кем-то другим.

Как подружиться с коллегами, если ты достаточно странная женщина с ментальными особенностями, которая чувствует себя белой вороной в «стандартных» компаниях и стесняется «пригласиться» на обед к группе коллег?

Аватар автора

Мария Кочанова

психолог, гештальттерапевт

Страница автора

Судя по тому, что вы рассказываете о себе и своих увлечениях, вы очень симпатичная творческая личность. Думаю, со временем вы научитесь помогать окружающим узнавать вас. И при этом вам не придется ломать себя, пытаясь под них подстроиться.

То, что с коллегами не всегда удается подружиться, нормально. Ведь друзей мы выбираем сами: по общим интересам, схожим принципам, ценностям. Об этом уже много писали в бесплатном курсе Т⁠—⁠Ж «Как дружить, если ты взрослый».

А коллег для нас находит работодатель, по нужным для бизнеса компетенциям и характеристикам. И среди них не всегда есть те, с кем возможна дружба. Дело не в отсутствии социальных навыков, а в том, что конкретно для вас выборка изначально не очень удачная.

Но выход есть: если дружба с коллегами не складывается, можно создать с коллегами нейтрально-деловые или приятельские отношения. Вот несколько советов, как это сделать.

Проанализируйте, как взаимодействуют коллеги. Каковы стиль общения и рамки дозволенного в вашей компании? Насколько уместно шутить и делиться личным? В некоторых компаниях все общаются на «ты», на встречах можно пошутить и посмеяться, разрешен неформальный дресс-код, поощряется творчество. А в других это идет вразрез с корпоративной культурой.

Устраиваясь на работу, мы входим на уже созданную кем-то территорию с уже существующими правилами. Важно относиться к ним с вниманием и учитывать, когда общаетесь с коллегами.

Оцените, подходят ли вам эти правила. Если неформальное общение не принято, а потребность в нем есть, попробуйте наладить его на обеденном перерыве или вне офиса. В непринужденной обстановке обсуждение личных тем более уместно.

Если вас стесняет слишком формальная атмосфера, полезно понять, готовы ли вы находиться на этой работе. Можно сделать упражнение: мысленно рассмотреть компании с более неформальной и творческой атмосферой и оценить, насколько вам по душе такая альтернатива.

Выберите для общения коллег, которые вам нравятся. Кто интересен настолько, чтобы углублять общение? А с кем лучше остановиться только на деловой коммуникации? Возможно, вы обнаружите, что импульс на сближение зависит от того, кто перед вами. Это нормально, ведь все мы разные. Помните о своем комфорте: для более близких отношений выбирайте только тех, кто вызывает симпатию.

Поразмышляйте, что мешает идти на контакт. Может, вы не знаете, как начать беседу, что сказать или спросить? Или боитесь выглядеть неловко? Если мешает смущение, можно прямо сказать коллегам, что вам неловко начинать неформальные разговоры, но вы очень хотите. Если сложно предложить пообедать вместе — поделиться, что вы стесняетесь, но очень хотите присоединиться к коллегам за столом. Спросите, как они отнесутся к вашей компании.

Возможно, вам будет нелегко высказать это группе людей. Тогда обратитесь к тому, кто вызывает доверие.

Начните с нейтральных тем для неформальной беседы. Например, расскажите про хобби. Если не уверены, что это интересно, всегда можно спросить собеседника напрямую, интересно ли ему. Это снимет напряжение и даст вам информацию, на которую можно будет опереться при построении диалога.

Организуйте себе поддержку с учетом диагнозов. Врач-психиатр должен назначить медикаментозное лечение, а психолог — помочь вам социально адаптироваться и, возможно, потренировать навыки общения. В частности, поэкспериментировать с уровнем откровенности в разговоре и отрегулировать его с помощью обратной связи от специалиста.

Если нюансы СДВГ продолжат вызывать сложности при общении с коллегами, предупредите их о своей особенности. Так им будет проще понимать, что с вами происходит и почему.

Можно договориться с ними о сотрудничестве в диалоге. Например, объяснить, что вас нужно аккуратно останавливать, когда вы переходите на слишком откровенные темы. Так всем будет комфортно. Расскажите, как вас поддержать, какое поведение не стоит воспринимать лично или буквально. Эта информация поможет окружающим лучше понять вас.

РедакцияА вы бы ​что посоветовали?
  • Сырная палочкаНа самом деле на работу мы приходим работать за денежные средства. И дружбу заводить чревато. Особенно с начальством) Но некоторые из моих знакомых смогли найти даже вторые половинки, нежели друга\подругу. По своему опыту скажу так, навязывать себя кому то, искать темы для обсуждения, чтобы впечатлить человека и завоевать его доверие, смысла не вижу абсолютно. Если вы в коллеге увидели действительно интересного собеседника с которым вероятно в будущем смогли бы проводить время за пределами офиса, это было бы хорошей возможностью создать дружескую линию. Тут первоначальный аспект составляет именно взаимность. В основном у людей уже есть друзья и семьи. Они не готовы расширять свой круг общения порой. И это совершенно нормально. Тем более вы смените работу, либо тот сотрудник уйдет, ваша связь исчезнет. "Конечно, интересно было бы узнать, как вписываться в коллектив и нравиться коллегам, не ломая себя и не притворяясь кем-то другим." Ваша самая логичная и мудрая цитата. Будьте собой, не забывая об офисном этикете, уважайте чужие границы и иногда будьте проще к людям. Искать в коллегах "друзей" не нужно. Поддерживать весьма позитивные и уважительные взаимоотношения с коллегами, полезно и эффективно.7
  • АнастасияКак правило если ты владеешь интересной информацией, ценной, то ты будешь в центре внимания, желанным собеседником, и тогда будет интересно и твое хобби и вообще вся твоя жизнь, но если ты просто странный или с особенностями и никому в данном коллективе твои особенности не интересны то шансов конечно ноль, можно юмором взять, но не переборщить)) подумайте на этим, заодно будет стимул прокачать себя! Удачи!1
  • Arniz"Сюда же накладываются особенности СДВГ: я могу быть чересчур откровенной, много говорить и перебивать собеседников." Ну вот любителя говорить поменьше и больше слушать еще можно найти, но люди-перебивалки не нравятся никому.6
  • ИринаУ меня такое было лет до 29. Я даже уволилась из одного довольно неплохого для себя места именно из за того, что коллектив там был семейный и я туда за три месяца никак не вклинивалась. Со мной тупо не общались и перешептывались, так как раннее такой должности не было и зп у меня была очень даже. Хотя у меня был офигительный свой кабинет, который мне директор разрешил сделать под себя и я вполне могла там тупо сидеть и смотреть кинчики)) Меня очень напрягала вся эта обстановка в коллективе и я решила оттуда уйти. Сейчас мне вот вообще параллельно на дружбу в коллективе, даже больше-я ее не ищу и не хочу, так как после 30 новых знакомств как то и не хочется, со старыми бы раз в год увидеться. Плюс своя семья, приоритеты стали совсем другие. Сейчас на работе коллектив нормальный. У нас частичный опенспейс, но с друг другом общаемся привет-пока и пицца в офисе на чей то др. Никого токсичного нет, все просто нейтральные. И меня это более чем устраивает, вышла с работы, сказала всем пока и забыла про всех до след дня.2
  • У нас есть такая перебивалка в отделе. Ее никто не любит. Разговаривать с ней невозможно. Это реальный косяк. Не пойму, где человека не научили элементарным навыкам социализации в обществе. Вы же тем более понимаете, что перебиваете людей и не даете им договорить, так почему не исправляетесь?3
  • Елена ЮС годами стает это общение не нужно.в скором будущем переезжать и дала сама себе совет на работе только о работе или что-то нейтральное .про семью детей и личную жизнь табу 🙃никаких гостей с работы только вне дома .и конечно уметь говорить 🙂‍↔️ нет .все мы немного актеры .0
Вот что еще мы писали по этой теме