Мнения
3K

Мнение: возможности удаленного обучения никогда не сравнятся с очным

38

Этот текст раньше был комментарием. Вы тоже можете поделиться своим мнением под любым материалом или написать пост в Сообщество.

Аватар автора

happywalrus

предпочитает сидеть в аудитории

Страница автора

Большего отстоя, чем удаленное обучение, невозможно придумать.

Дом и учебное заведение — абсолютно разные помещения по обстановке и ощущениям. На удаленке теряются микрокоммуникации внутри группы. Инструменты удаленного обучения не приспособлены для интерактивов и групповой работы. Невозможно и близко сравнивать возможности объемной аудитории и пяление в плоский монитор.

Я учился на курсе по системному менеджменту, который из-за перехода в ковидный режим пришлось перенести в онлайн. Преподаватель предложил вернуть деньги тем, кто не хочет менять формат, но я остался.

Вовлеченность людей и качество групповой работы упали на дно.

Живая дискуссия с возможностью что-то обсудить, выйти к доске, что-то нарисовать или поспорить невозможна и ломается об инструменты взаимодействия.

У меня на работе есть корпоративный онлайн-университет, я проходил там несколько курсов — это показалось удобным только для поверхностного знакомства с предметом, ну и всякой бездушной обязаловки типа «при пожаре выдернуть шнур, выдавить стекло», «если увижу, что коллега ворует канцтовары, предупрежу его о неэтичном поведении».

Да и гундеж косноязычных курсеровских индусов ничем не лучше бормотания под нос вузовских пенсионеров. Я как-то взял пару курсов и через полчаса плюнул, несмотря на высокие оценки курса: банально не мог сосредоточиться на происходящем.


РедакцияСогласны с таким мнением? Поделитесь своими аргументами:
  • Да, ДинараСогласна. Ничто не заменит живого общения с лектором.6
  • Алексей ПетровВообще я, конечно, согласен, но по своему опыту добавлю несколько тезисов. Во-первых, дистанционное обучение имеет смысл, только если слушатели реально мотивированы. Если ученик в чате спит, преподаватель может быть хоть Демосфеном, хоть Макаренко - он никак повлиять на ситуацию не может, и никакие веб-камеры тут тоже не помогут. Большую аудиторию сложно контролировать даже очно, а дистанционно - вообще никак (и на экзаменах тоже. Я пытался). Во-вторых, некоторые предметы дистанционно можно читать, некоторые в принципе нельзя. Отчасти тут вопрос технических средств и методологии. Например, обучать дистанционно программированию, когда вы видите экран ученика, он видит ваш, вполне можно, по идее очно вы бы видели все то же самое. Или, скажем, что-то по конструкции машин рассказывать с чертежами в презентациях - тоже можно. Но дистанционно вести практические занятия по анатомии нельзя :) Ну, можно пофантазировать, дистанционно управляемые манипуляторы, 3д-очки, но все равно хирурга так не выучишь. Или лабораторные работы по инженерным дисциплинам - гипотетически существуют в природе дистанционно управляемые стенды с трансляцией данных, практически все это хорошо работает когда начальству показываешь, а если работать реально - что-нибудь да отвалится в электронном смысле в самый неподходящий момент. У нас и так все разваливается из-за нехватки денег и персонала, а тут ещё дистанционно… Ну и контроль - и тесты, и экзамены дистанционно не сдаст только самый ТУПОЙ студент. Ещё вопрос подготовки. К дистанционным занятиям надо готовиться совсем не так, как к очным - другие презентации, другие тесты. Видео, анимация… Это все требует много времени и денег, и большинство преподавателей этого делать или не могут, или не хотят. По идее надо бы им доплачивать и выделять в помощь на дополнительные ставки молодых, кто бодрее общается с компами. Но руководство на это все плюет, оно приказало - читать дистанционно с понедельника, отчиталось - перешли, и все, остальное его не волнует.25
  • Скажи, ктоОтсутствие привязки к конкретной географической точке ИМХО важнее21
  • ЛидияВсе же хорошо стало видно после удалённого обучения во время ковида, результаты налицо. Есть только небольшой процент людей, которым действительно лучше заниматься удалённо. В живом коллективе вовлеченность в процесс значительно выше и результативность больше!8
  • Скажи, ктоРоза, вы так говорите про лень ездить как будто это плохо11
  • Моя дорогаяЛюбая удаленка - это прежде всего вопрос мотивации. Если человек хочет получить знания, он их получит и через "пяление в плоский монитор". Лично для меня минус в офлайне - наличие людей, которые задают преподавателю банальные и очевидные вопросы и тратят мое время. Самостоятельно в своем темпе гораздо проще. В идеале, наверное, должно быть что-то смешанное, онлайн + очная практика7
  • Карина МальцеваЕсли вести речь о первом образовании (т.е. учащиеся — молодые люди 18-20 скольки-то там лет), то онлайн-образование — жутчайший минус по всем параметрам: студенческая жизнь, дружба, знакомства, походы домой после лекций и все такое прочее. Даже не важно какое там качество у этих онлайн-лекций — первый вуз это всегда как обряд взросления и онлайн его не провести. Если же речь о любом другом (втором, профессиональном, дополнительно, каком угодно, кроме того самого первого в молодости) образовании, то онлайн-формат зачастую на голову выше по преимуществам: более-менее свободный режим просмотра лекций, географическая гибкость, потрясающая экономия на транспорте и проживании. Если вдобавок идет еще достойная библиотека (не отсканированные преподами собственные методички, а что-нибудь серьезное, вроде Oxford Online, Cambridge Core, Jstor), то для серьезного обучения больше ничего особо и не надо (ну, кроме желания). Вся эта "групповая работа" спокойно делается в зуме / вотсапе / гуглдоксе или Офис365 или что там у конкретного университета есть. Просто то, о чем автор пишет — это не онлайн-обучение, это просто интернет-аналог тех "семинаров", на которые спам-рассылки постоянно приходят: "Новое в трудовом законодательстве", "Методика учета основных средств в 2022 году", "Природоохранные мероприятия на предприятиях черной металлургии" и прочее такое.19
  • Ксения ТихомироваПлюсы удаленки,я поняла во время пандемии,я незаметно для учителя находилась на уроке,и к сожалению могу сказать,что у большей половины учителей низкий уровень подготовки,я от лица сына задала вопрос по теме,и учительница не смогла полноценно ответить.Да и вообще учителя ведут себя не корректно.Если удаленка будет нормой,то и педагогам придется тщательнее готовиться,и следить за своими словами,так как в любой момент к уроку может присоединиться родитель10
  • Скажи, ктоРоза, ну не знаю Я ездил 2,5 часа в одну сторону до Универа, экономил на сне и сомневаюсь, что это в плюс учебе. Снять рядом с универом не было финансовой возможности.9
  • Скажи, ктоРоза, ага, надо жить хорошо, а плохо жить не надо))12
  • a bit of workНу, в общем, офлайн нужен тем, кто не мотивирован, не тянет, пришёл за общением. Мотивированным, готовым много работать самостоятельно, пришедшим за знаниями не нужен ни офлайн, ни вся эта желающая общаться группа - они только отнимают время. Конечно, не относится к предметам, требующим практики с "телом" (механизмом, материалом). Также, к сожалению, качество материалов для онлайн обучения, в том числе в вузах, просто убогое.15
  • Скажи, ктоРоза, как безапелляционно)))8
  • Юлия СилкинаПриходилось, главным образом, не обучаться, а , наоборот, обучать в формате удаленки. Отчасти- в связи с пандемией, отчасти- по причине большого расстояния между мной и клиентами. При этом опыт оффлайн- обучения был к тому моменту накоплен серьезный. Занятия провожу как для школьников, так и для взрослых. От " удаленки" с детьми в итоге пришлось отказаться, так как удаленку " тянут" только более- менее разбирающиеся в предмете ученики, которые изначально пришли на обучение с какой-то базой знаний. Чтобы объяснить материал слабому ученику- иногда приходится практически водить его рукой, чтобы вместе нарисовать рисунок.. Несколько раз " ткнуть" в формулу или какую-то часть схемы. Обвести ее более жирно. Попросить ученика " точечно" что-то обозначить, подчеркнуть. Демонстрация заранее подготовленных презентаций- это совсем не то. Слабые ученики плохо воспринимают термины на слух, а все задания заранее подготовить в письменном виде невозможно. Иногда они возникают спонтанно, по ходу занятия. Также были обнаружены случаи " мухлежа" со стороны учеников- т.е. подглядывания в Интернет вместо самостоятельного выполнения заданий. При работе со взрослыми - другие проблемы. Кто-то позвонил, кто-то зашел, кто-то отвлек. Если это групповая конференция- то нередки проблемы с разным уровнем слышимости у разных пользователей. Пока один слушает, другой только пытается наладить связь. Потом приходится повторять одно и то же. Бывает, что связь исчезает совсем- у любого из участников, или у меня. Понятно, что иногда возможна только удаленка. Но это, скорее, как суровая необходимость, чем как эффективная альтернатива.3
  • DariaУдаленка убирает все проблемы межличностного общения и оставляет только учебу, это идеально9
  • Андрей РотаревНе сказал бы что прямо отстой, есть свои минусы и свои, как и во всём остальном. Я лично учился очно, опыта удалённого обучения не было. Контакт лицом к лицу с преподавателем, лектором, ничего плохого не скажу, мне всё нравилось. А там, каждому своё.0
  • Кактус в иголкахСмотря о каком конкретно формате речь. Я репетитор и уже несколько лет работаю только онлайн. Никакой разницы между смотрением друг на друга вживую или через экран нет. Про курсеру частично согласна, действительно очень много нудного, а некоторые презентации прямиком из времён Windows 98. Но с другой стороны, где и при каких обстоятельствах я могу послушать лекции преподавателя Стенфорда? Сейчас переходный период, нам рано или поздно придётся научиться учиться онлайн, тенденция к потерям живых социальных связей усиливается.2
  • Чёрный ЛекарьНа моей памяти (а она у меня довольно короткая и плохая) это уже третья попытка разжечь учебный холивар "удаленка vs очка". Алло, редакторы, вы там вообще не стараетесь уже!7
  • ЛораЕсли формат - записанные лекции+материалы+практическая домашка - удаленный формат отличен, так как можно заниматься в любое время в любом месте, часто с любого устройства. А что касается "живых занятий", особенно предполагающих общение со стороны слушателей - вот тут ужасно. Кто-то не слышит, кто-то не видит, где-то виснет..... Еще как вариант - модульное обучение, когда много материалов для самостоятельного изучения, он-лайн лекции, а раз в месяц - очные занятия.5
  • ЛораРоза, когда я ездила с окраины в центр в вуз (автобус - метро - троллейбус), там не то что почитать, там думаешь, как бы не раздавили. И ради чего? Ради лекций в стиле "открываем ИНТУИТ и читаем такую-то главу". Это я бы и дома отлично сделала. И это СПБГУ. Что в провинциальных ВУЗах творится, вообще не представляю. И всё равно бОльшая часть школьников не могут осознано выбрать ВУЗ и потом переквалифицируются.9
  • Ангва УбервальдПоделюсь своим опытом. Сейчас учусь в заочной магистратуре, с обучением онлайн по субботам. Должна отметить, что если преподаватель компетентен в реализации синхронного онлайн-обучения - то все отлично. Это гораздо удобнее, чем таскаться после работы в универ, достаточно организовать рабочее место и запланировать время, в которое ты учишься и занимаешься только этим. Платформы позволяют реализовать групповую работу на потоке, делать активности и вовлекать слушателей. У нас есть в занятии и элементы лекции, и дискуссии, и групповая работа - все это реально сделать. Но если преподаватель не компетентен в создании такого рода уроков - действительно, выходит унылая лекция. Думаю, что тут все, как и в "прошлой жизни", только с использованием цифровых инструментов. У всех же были в одном офлайн-обучении преподы, которые диктовали свои конспекты полтора часа?:) Также у нас есть чаты курса, официальные и нет, где мы довольно много общаемся, в т.ч. на профессиональные и личные темы. А в конце года даже собрались очно и очень порадовались) Онлайн-обучение - это просто суперинструмент, который позволяет получить образование из любого региона и страны в московском вузе - и это большой плюс. Конечно, для целого ряда профессий оно не подойдёт, но многие специальности можно освоить так. На каком уровне - вопрос в первую очередь к студентам и организаторам обучения. У меня были серьезные сомнения по продуктивности такого обучения лично для меня, но сейчас всё идёт очень хорошо. Я бы, наверное, никогда и не смогла получать вышку с условием, что надо ещё и впахивать на работе, и жить жизнь, если бы не онлайн. Короче говоря - плюсы перевешивают, хотя и минусы, конечно, есть. Все то, о чем пишет автор, может быть проблемой такого обучения при неправильной организации.1
  • Маргарита ЛукинаОбожаю, когда свои личные пристрастия выдают за абсолютную истину. > Дом и учебное заведение — абсолютно разные помещения по обстановке и ощущениям. А зачем мне ощущать помещение? У меня в этот момент в голове всякие воздушные замки из мыслеобразов строятся. Мне вообще пофигу, где я нахожусь. Хоть в бочке, как Диоген. В момент учебы я вообще не обращаю внимание на то, что вокруг, я живу в своих мыслях. > На удаленке теряются микрокоммуникации внутри группы. А зачем мне микрокоммуникации с группой? Я предпочитаю учиться не у равных (моей группы), а у того, кто знает предмет лучше меня (у преподавателя). Преподаватель, кстати, необязательно должен быть живой. Это может быть автор книги, возможно, умерший много веков тому назад. Как Аристотель, Платон, Шекспир. Как там дела у моей группы, мне вообще неважно для процесса обучения. Для процесса перерыва между уроками/парами - да, важно, но это другая социальная сфера жизни. Для меня это - типа дружба, приятельство. Но для процесса обучения мне вообще неважно. > Живая дискуссия с возможностью что-то обсудить Опять то же самое. С группой мне не особо прям важно что-то обсуждать. А вот с преподавателем или с отличниками группы - да, это интересно. Мне лично удобнее всего делать это в формате общения емейлами. Когда в одном письме ты можешь задать все интересующие вопросы и затем асинхронно получить ответ. > Да и гундеж косноязычных курсеровских индусов ничем не лучше бормотания под нос вузовских пенсионеров Ненавижу учиться в формате слушания. Я предпочитаю формат чтения. В целом, я понимаю людей, которым больше подходит очное обучение. Но довольно ограниченно утверждать, что это единственно верный способ обучения, который подходит большинству лучше, чем что-то другое. Не мешайте свои личные особенности с общественными нормами, пожалуйста. Людей очень много и все настолько разные, что даже вообразить сложно. И всем подходит разное.4
  • miss LeoGreta, вот я согласна с вами. Меня вот эти все "микрокоммуникации" капец как бесят. Я пришла учиться, а не хихикать и перешептываться сплетнями. Хочешь общаться - иди на тусовку или нетворкинг, воркшоп, если я прихожу учиться меня наоборот всё это только отвлекает.4
  • a bit of workЛеона, ещё постепенно накапливается: я не сделал домашку, я болел, собака съела проект - и к концу курса никто уже ничего не понимает и только присутствует. Зачем коммуникации с такой группой? Только чтобы чувствовать себя лучше, мол, я не один ничего не усвоил?1
  • miss LeoGreta, ой а вот это? Когда человек вертится, всё время сидит в телефоне, чем-то занимается своим - а потом начинается: ой, а я не понял, ой, а это откуда, ой, а почему так???? 🙈 Блин, ну емае, тебе ведь не семь лет! Ты деньги так-то платишь! 🐿️Отложи телефон на часик, сосредоточься, для себя ведь ходишь уже, не для бабушки! 🤷 Ну вот зачем мне такие коммуникации? 😬1
  • ЕленаВообще не нужно мне вот это вот общение с группой и т.д. Ни онлайн, ни офлайн. Я заканчивала вуз очно и это было чудесно. Сейчас у меня конкретная цель и я не хочу тратить время на ненужные вопросы, опоздания, оправдания одногруппников, а так же на дорогу. Предпочитаю курсы в записи с методическими материалами и обратной связью по почте. Недавно купила курс и в комплекте, кроме видео по темам, шли записи с прошлых онлайн занятий. Как я и думала. То, что я прослушала за 3 часа, постоянно останавливая видео, делая пометки, заглядывая в методичку, там шло 5.5 часов. Ради интереса включила в случайном месте, ну а вдруг там на целых 2 часа больше полезного. Чуда не случилось. Опоздуны, пропавший звук и очевиднейшие вопросы. Да, есть люди, которым онлайн не подходит, по разным причинам: от личных предпочтений до низкой мотивации (если никто за спиной с указкой не стоит, можно и не слушать). Есть профессии, которым не научить дистанционно. Но в целом, это так здорово, что сейчас есть выбор, и образование стало более доступным. Кроме того, что мне просто нравится новый формат, учиться очно я себе не могу сейчас позволить, имея работу, детей и живя в пригороде. Добавьте к этому финансовую сторону. Онлайн занятия дешевле очных, а видео еще дешевле. Никто не заставляет вас выбирать то, что вам не по душе. Но не стоит говорить за всех.2
  • София ЕрофееваЛеона, я хочу с вами не согласиться 😅. Лично в моем случае, если бы у нас в универе была изначально удаленка, то я бы не познакомилась со всеми теми людьми, с кем я дружу до сих пор. Тусовки и воркшопы - это конечно хорошо, но учась в одном и том же коллективе вживую, на мой взгляд, гораздо больше шансов узнать людей вокруг: то, что они говорят, как выполняют свою часть групповой работы и тд. Да и вживую как-то приятнее обсуждать учебные моменты. Ну и плюс, кто-то не ходит на тусовки, или ходит не на каждую - и в этом случае поддерживать контакт гораздо сложнее, если вы общаетесь пару раз в месяц. В итоге, я конечно считаю, что каждому свое, но в моем случае я разделяю мнение, что университет - это про живое общение в коммьюнити схожих людей2
  • AlexanderАвтор свои проблемы выдаёт за общие. Удаленное образование - возможность получить образование в любом университете мира без необходимости безумных трат на дорогу/проживание и прочее. Курс по программированию в Гарварде (CS50 например, который в открытом виде лежит на ютубе) даст студенту в разы больше невнятного бубнежа у себя в региональном пединституте. А если ломается курс по системному менеджменту, то это вообще какое-то позорище.1
  • miss LeoСофия, я же не спорю с вами, что университет - это здорово и классно формирует коммьюнити, я говорю лишь о том, что "обучение" и "общение" это совсем разные цели по своей структуре и не нуждаются в совмещении для эффективности каждого из них. Если только мы не учимся софтскиллам и "живым" коммуникациям. ))) У нас тоже, например, был очень дружный класс, до сих пор видимся, общаемся и тд. Но разве мы ходили в школу учиться? Мы ходили туда "тусоваться", а что уж там усвоится на уроках, ну и слава богу. Коммуникации нам были интереснее, чем знания. Ну про большинство говорю, не про всех, конечно. Некоторые люди так до сих пор ходят на работы, например, просто поболтаться, "потусить", а свой функционал выполняют по остаточному принципу. И если подросток выбирает ВУЗ по принципу "все побежали и я побежал" или "меня родители поступили" - то на лекциях у такого студента мотивация к формированию устойчивых ЗУН будущей профессии будет минимальная, а степень вовлечения своих сокурсников в свое "безделье" на парах намного выше, потому что ему тупо скучно и неинтересно. Страдать в таком случае будут те, которые как раз хотят учиться, потому что динамика обучения группы будет замедляться. А теперь представьте, что таких студентов большинство, а не один или два? Или представьте, что это уже взрослые по паспорту люди пришли учиться, а внутри мотивация та же "все в айти и я в айти" или "в декрете ведь все тупеют, муж сказал идти учиться" и т.д. Поэтому я говорю лишь о том, что для обучения не всегда нужно общение, а общение можно организовать полноценно отдельно от обучения, и эти процессы не обязательно смешивать. )0
  • Mary BЯ преподаю английский онлайн и позволю себе высказаться. Я до начала пандемии была твёрдо убеждена, что онлайн-образование - зло. В то время и по текущий момент я преподавала в университете, на курсах для взрослых и на детских курсах (подготовка к ЕГЭ). И я убедилась, что онлайн-обучение может быть вполне эффектным, если человек мотивирован, ответственен и целеустремлен. Кстати, самыми-пресамыми мотивированными и ответственными оказались две группы подростков 😄 И баллов ЕГЭ у них от 90 до 98! Некоторые студенты и взрослые не могли заниматься онлайн, но, если честно, они и оффлайн не особо могли заниматься. Сейчас я полностью перешла на онлайн формат. Ко мне приходят люди, уже готовые учиться онлайн и у меня практически не бывает случаев, что кто-то безответственно подходит к занятиям, не делает дз и т. д. То есть всё зависит от человека. Ну и от преподавателя (в смысле подачи материала) Однако! Я твёрдо убеждена, что онлайн-обучение на постоянной основе категорически не подходит детям до 10 класса. В качестве доп. курсов - возможно, но школьное обучать онлайн заменять нельзя.1
  • Nikita GaziullinНекорректно противопоставлять. Изобретение книгопечатания не заменило очную передачу знаний, а многократно усилило возможности. Взять тот же медицинский. Лекторы постоянно читают одни и те же лекции нескольким потокам студентов. Иногда, в течение всего дня преподаватель ОДИН И ТОТ ЖЕ материал вычитывает разным группам студентов. Зачем? Гораздо круче записать один раз на очень хорошем уровне цикл лекций, с разными вставками, экспериментами, доказательствами, примерами обследования пациентов и много другого, а потом просто предоставлять доступ студентам. И так по каждой дисциплине. Огромное количество времени студентов и лекторов, а так же ресурсов ВУЗа тратится на обеспечение этих лекций. А студенты смогут, в свою очередь, просматривать лекции с той скоростью, с которой удобно, увеличить в два раза, если лектор говорит медленно, перемотать непонятные моменты. Плюс, можно все это делать у себя на кухне и есть одновременно с этим свои любимые хлопья, а не ехать на другой конец города только для лекций. Никто не отменяет очного контроля знаний и приобретения навыков. Конечно, для этого нужно ехать на семинар или в клинику. Но огромное количество сопутствующего материала, например, в виде древних методичек, которые разваливаются при дыхании над ними, можно перевести в онлайн-формат и увеличить скорость их восприятия. Я уже не говорю про возможности анимации. Достаточно один раз очень классно сделать визуализацию работы ферментов, чтобы все было сразу понятно, вместо древнего рисования мелом на доске убогих схем.1
  • happywalrusЧестно говоря, дорогая редакция довольно провокационно превращает отдельные комментарии к статьям в самостоятельные публикации. Я и не планировал писать статью на эту тему, текст был частным мнением к статье, восхваляющей дистанционное обучение, не более. Лет 10 назад, чтобы освоить Python, мне хватило книжки, онлайн-учебника и сопровождения старшего коллеги. Но это не образование, а самостоятельное изучение чего-либо.0
  • happywalrusПовторюсь, как ответил к другому комментарию, дорогая редакция довольно провокационно превращает отдельные комментарии к статьям в самостоятельные публикации. Я и не планировал писать статью на эту тему, текст был частным мнением к статье, восхваляющей дистанционное обучение. Иначе бы потребовалось и чуть шире раскрывать смысл написанного. Например, у меня дома нет компьютерного стола, отдельного кабинета, маркерной доски. И не будет, не планирую превращать дом в офис. В многоквартирном доме дети плачут, люди ругаются, кто-то делает ремонт. Это мешает сосредоточиться, а сидеть в наушниках с шумодавом мне не нравится. Вдобавок, любой, кто работал на удалёнке, знает, что за рабочий день невозможно полностью изолироваться от отвлекающих бытовых факторов на 100%. Учебное заведение позволяет комфортно сосредоточиться на учебном процессе. То же самое касается и общения в группе. Например, на MBA преподаватели являются носителями теоретических знаний и агрегаторами практики своих учеников, но абсолютно не выступают в качестве непререкаемых авторитетов в своей области. Общение с равными людьми разного опыта в этом случае крайне важно. Нередко мы заканчивали обмен мнениями, взглядами, контактами в кафе после учёбы. С первым высшим образованием или получением какого-то отдельного навыка типа создания презентаций сравнить это довольно сложно. Но опять же, я не планировал раскрывать это в комментарии к оригинальной статье0