Я создала мобиль­ную игру, которая облегчает изучение иностран­ных языков

История читательницы
42
Я создала мобиль­ную игру, которая облегчает изучение иностран­ных языков
Аватар автора

Алихан Исрапилов

задавал вопросы

Страница автора

Изучение иностранных языков упрощают игровые методики и форматы.

Читательница Т⁠—⁠Ж рассказала, как ушла от преподавания английского языка в геймдев и использовала свой опыт, чтобы создать мобильную игру для упрощенного изучения иностранных языков.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Предыстория

Аватар автора

Екатерина Акчурина

создала игру

Страница автора

С 2016 по 2020 год я работала в учебном центре и готовила старшеклассников к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку. Кроме преподавания занималась написанием учебников и методических материалов. Чтобы ученикам было легче в обучении, мы с командой методистов старались разнообразить подачу и закрепление материала: задействовали игровой формат и отсылки к современной поп-культуре.

Еще мы часто советовали мобильные приложения. Помню, мне особенно нравились ELSA Speak, которое прокачивает произношение английского, News in Levels, где можно читать новости на разных уровнях владения языком, и приложение Lyrics Training, в котором пользователь заполняет строчки песен нужными словами. Мне всегда казалось, что в формате игры учить язык проще.

Знакомство с геймдевом

В 2021 году я уже не работала в учебном центре и занималась репетиторством английского по авторскому курсу. О геймдеве впервые услышала от своих друзей-айтишников. Они часто обсуждали, что хотели бы собраться и разработать собственную игру.

Мне захотелось познакомиться с индустрией поближе. Чтобы я могла присоединиться к друзьям и поучаствовать в создании, они посоветовали изучать Unity — бесплатную платформу для разработки игр.

На сайте Unity я нашла бесплатный курс для новичков Junior Programmer, рассчитанный на 12 недель. На курсе создала пять мини-игр, в процессе обучаясь основам языка программирования C#. Затем стала проходить англоязычные курсы на «Ютубе» — смотрела каналы Jason Weimann, Mercenary Camp и Coco Code. На основе роликов создала еще три небольшие игры.

Из-за загруженности на работе у моих друзей все-таки не получилось объединить усилия и сделать игру, как они хотели.

Зато меня затянул геймдев — я занялась разработкой в одиночку.

Через полгода обучения геймдеву я начала разработку своей первой игры — для этого искала обучающие видео под возникающие вопросы: UI, анимация, сохранение игровых данных и так далее.

Не обходилось без трудностей — бывало, автор видео упускал какую-то часть кода или нарушал последовательность изложения. Получается, что все делаешь по видео, а по факту ничего не работает. К счастью, в таких случаях можно найти решение в комментариях к ролику или на форумах Unity Discussions, Reddit или Stack Overflow.

В конце 2022 года вышла моя первая игра под названием «Тащи борщи» — про доставщика супа в постсоветском городе. Это забавная и небольшая игра для браузера, но ее создание принесло мне немало удовольствия. Во время работы над «Тащи борщи» я поняла, что хотела бы объединить две области, которые мне так нравятся: разработку игр и обучение иностранным языкам. С этой мыслью я приступила к созданию еще одной игры.

Скриншот из браузерной игры «Тащи борщи»

Разработка новой игры

Идея. Одна из самых распространенных проблем, с которой ко мне обращались почти все ученики, — это запоминание новых слов. Сложный процесс можно упростить с помощью визуального контекста для формирования нужной ассоциации, многократного повторения, активного прослушивания правильного произношения слова и какого-нибудь элемента игры, чтобы процесс не был скучным.

В начале 2023 года я начала думать, как все это объединить в рамках одной игры. Мне пришла в голову идея с механикой поиска скрытых объектов: игра произносит слово, а пользователь ищет его на изображении. Сначала показывают предмет, его написание и перевод, а через несколько повторений остается только закадровое произношение.

Так выглядит один из уроков по изучению немецкого языка. На изображении нужно найти огурец, чашку, томат, холодильник и ложку
Так выглядит один из уроков по изучению немецкого языка. На изображении нужно найти огурец, чашку, томат, холодильник и ложку

Разработка и дизайн. На создание игры я потратила восемь месяцев — все это время посвящала непосредственно разработке и не работала.

Всеми процессами занималась в одиночку. Иллюстрации рисовала сама, но не с нуля: использовала референсы, а также корректировала и дорисовывала бесплатные векторные изображения с правом на использование. Аудиофайлы с произношением слов брала из онлайн-словарей по лицензии Fair Use, а также обращалась к бесплатным нейросетям.

Сам процесс разработки очень затягивал. Меня не демотивировали такие монотонные вещи, как скачивание файлов озвучки для каждого отдельного слова или рисование очередного, четырехсотого по счету предмета. Игру я создала на игровом движке Unity — это бесплатная платформа, поэтому я нисколько не потратила на разработку.

Когда выбирала языки, которым будет обучать игра, отталкивалась от четверки самых популярных в приложении Duolingo: английский, испанский, немецкий и французский. К сожалению, последний не удалось добавить сразу. Игру я назвала LangLike.

Я вдохновлялась цветовой палитрой фильмов Уэса Андерсона
Я вдохновлялась цветовой палитрой фильмов Уэса Андерсона

Публикация. Мне нравилось разрабатывать игру, но ее выпуск дался с трудом. Предыдущую игру я опубликовала в браузере, а LangLike мне хотелось выпустить на смартфонах. Это был мой первый опыт публикации в мобильных магазинах, поэтому из-за незнания нюансов пришлось помучиться.

В Google Play для аккаунтов разработчиков, созданных после ноября 2023 года, действует правило: перед публикацией приложение должны протестировать минимум 20 людей в течение 14 дней. Разработчик должен сам найти этих людей и дать им доступ через электронную почту. Казалось, будет сложно, но задача оказалась вполне выполнимой.

Главные трудности возникли при регистрации аккаунта Apple Developer. Он стоит 99 $⁣ (8787 ₽), но я долго не могла внести эту сумму. В официальном приложении у меня был закрыт доступ к оплате, а через сайт оформление затянулось надолго, хотя процесс обычно якобы занимает два дня. Пришлось искать решение на Reddit — в обсуждениях я узнала, что разработчики не из США ждут оформления месяцами.

Спустя неделю молчания Apple я начала писать в поддержку. Лишь на третий запрос мне ответили и открыли доступ для оплаты через приложение. Деньги списались с баланса мобильного телефона как за подписку.

В итоге я потратила на публикацию игры 124 $⁣ (11 006 ₽) — 99 $⁣ (8787 ₽) за аккаунт Apple Developer и еще 25 $⁣ (2219 ₽) за аккаунт Google Play Developer.

Итоги и планы

Поскольку у меня не было и нет бюджета на рекламу, я стараюсь использовать бесплатные методы продвижения. Писала на Reddit, DTF и «Пикабу» о том, что создала обучающую игру. Посты залетали в «Горячее» и «Популярное», а главное — собирали в основном добрые и поддерживающие отзывы. Такая реакция мотивирует продолжать развивать игру.

Сейчас мне важно найти аудиторию, которой игра будет нравиться. Без рекламы это сложно сделать, но я надеюсь, что со временем все получится.

Меня особенно вдохновляет пример Александра Бебриса, который преподавал в моем университете. Он снимал видео с обучением английскому языку на «Ютубе». Сначала собирал лишь десятки просмотров, но не бросил это дело. И десять лет спустя он считается одним из самых популярных онлайн-преподавателей среди русскоязычной аудитории. Это мотивирует меня и заставляет верить, что никогда не стоит опускать руки.

Сейчас я не занимаюсь репетиторством и ничего не зарабатываю с LangLike, потому что игра полностью бесплатная. Вместе с другом мы разрабатываем Spinning the Globe — игру про страны и флаги. В ней точно будет реклама — надеюсь, тогда я и начну зарабатывать на разработке игр.

Планирую и дальше развивать LangLike — скоро добавлю в игру французский и русский языки, а заодно новые уровни с изучением глаголов. Возможно, в будущем пойму, как лучше монетизировать игру.

Если говорить о долгосрочных планах, у меня много идей о комбинировании привычных игровых форматов и обучающих методик. Сложно сказать, получится ли воплотить их в рамках этой игры или следующей. Мне бы очень хотелось когда-нибудь сделать RPG для изучения языков — с диалогами, нахождением и использованием предметов. Но потребуется много картинок и анимации, а это очень трудно для соло-разработчика.

Алихан ИсрапиловКакие приложения помогли вам выучить иностранный язык?
  • Ксюш, чушь!вопрос к Екатерине - я скачала игру (визуал очень клевый, мне понравился), но звук не воспроизводится( куда написать?)1
  • Екатерина АкчуринаКсюша, спасибо большое) Проверьте, пожалуйста, не включен ли у вас беззвучный режим (тумблер, который находится на левой грани гаджета). Если хотите оставить беззвучный режим, то используйте наушники, тогда звук будет.4
  • Ксюш, чушь!Екатерина, спасибо, помогло! p.s. кстати, если нужен будет тестировщик - мне интересно заиметь опыт в мобильной разработке (бесплатно, конечно)4
  • EndorfinПонравилась концепция, цвета и сама игра. Очень хотелось бы увидеть иврит14
  • Екатерина АкчуринаEndorfin, спасибо) В ближайшем обновлении добавятся французский и русский. Надеюсь, что иврит тоже скоро будет.7
  • Екатерина АкчуринаКсюша, отлично, спасибо за предложение)0
  • user3134356Классное приложение! Жаль не монетизируете1
  • Яна АйрихЗдравствуйте! Очень интересно,опробую на себе и буду предлагать своим ученикам 😍2
  • IswlmwjfЗдравствуйте. Арабский можно,)))✨0
  • IswlmwjfА как называется?0
  • Something ForeverПолиглот 16 базовый и продвинутый и WordTheme — словарик с озвучкой и возможностью создавать мини-игры на знание изучаемых слов.0
  • ирина маркодееваМожно, пожалуйста, итальянский?0
  • Alex SlivkinСкачал, будем посмотреть1
  • Anton DyominLingvo Legend0
  • XELAЗвучит просто невероятно! Твоё приложение просто супер, умоляю добавь японский😭🙏5
  • ДашаВот это целеустремленность! Игра действительно выглядит полезной.3
  • Екатерина АкчуринаЯна, спасибо большое)0
  • Екатерина АкчуринаIswlmwjf, было бы здорово со временем и арабский добавить)0
  • Екатерина АкчуринаIswlmwjf, LangLike)0
  • Екатерина Акчуринаирина, да, итальянский собираюсь добавить.0
  • Екатерина АкчуринаAlex, отлично, спасибо)0
  • Екатерина АкчуринаXELA, спасибо за добрые слова) Постараюсь японский тоже со временем добавить.1
  • Екатерина АкчуринаДаша, спасибо за поддержку)1
  • ГерцОчень круто! Не бросайте это дело, это нужный и суперский проект🥺🙏4
  • Екатерина АкчуринаГерц, спасибо, мне очень приятно)0
  • Мария ШолохА китайский будет?)0
  • Екатерина АкчуринаМария, надеюсь, что в будущем получится и китайский добавить)0
  • Анна ШифреХочется увидеть турецкий и нидерландский. Оба не пользуются спросом. Очень мало материалов для их изучения.0
  • Екатерина АкчуринаАнна, поняла вас. Постараюсь со временем добавить.0
  • Robert DuboisЕкатерина, Тестируя русско-английскую комбинацию на моем айпаде, я дошел до 15-го экрана (412 очков). Это последний экран? Сколько слов позволяет выучить Ваша игра? Сам найденный Вами метод заучивания слов мне кажется довольно удачным для начинающих изучать язык. Жду появления англо-русской или французско-русской комбинации, чтобы порекомендовать их кое-кому.1
  • Екатерина АкчуринаRobert, спасибо за поддержку! Да, на данный момент 15 локаций/экранов по 5/6 уровней в каждом. Сейчас это около 400 слов. Добавляю еще. Англо-русская и французско-русская комбинация будут в ближайшем обновлении.0
  • Robert DuboisЕкатерина, Спасибо за ответ. С нетерпением жду обновлений. Робер (в транскрипции с французского)1
  • Robert DuboisЕсть одно расширение для Google Chrome и MacOS, которое называется FluentAI. Оно позволяет просматривать видео с субтитрами на Netflix, YouTube и Disney+ с остановкой воспроизведения после появления и прослушивания аудио каждого оригинального субтитра и с возможностью вызова на экран (добавления) субтитра на вашем родном языке, перевода незнакомого слова и даже получения примеров его употребления в разных контекстах благодаря использованию искусственного интеллекта (AI). Отсюда и название этого расширения - FluentAI. По мере просмотра видео можно добавлять незнакомые вам слова с их переводом в ваш персональный словарь с возможностью их последующего просмотра. Рекомендую, особенно тем, кто хочет улучшить понимание изучаемого языка на слух.0
  • СирожаОбязательно попробую ваше приложение и оставлю отзыв в апп сторе) По поводу монетизации не думали пойти по пути того же дуолинго? Считаю, что там достаточно хорошая адаптация монетизации для подобных проектов. Весь контент доступен бесплатно, но в бесплатной версии ограничено кол-во жизней в сутки1
  • Robert DuboisЕкатерина, Только что обнаружил, что Вы добавили возможность заучивания русских слов для франкофонов и англофонов. Срочно сообщу об этом одному молодому франкофону, начавшему учить русский язык. Пусть проверит / пополнит свой запас русских слов. Спасибо. 🙂1
  • Екатерина АкчуринаRobert, как раз хотела вам написать, что добавила русский и французский, а вы уже заметили. Спасибо большое за поддержку! :)1
  • Екатерина АкчуринаСирожа, спасибо большое! Да, с монетизацией хорошая идея.0
  • Robert DuboisК сожалению, я забыл уточнить, что расширение FluentAI пока работает лишь на десктопных компьютерах и ноутбуках. Теперь его можно использовать ешё и с браузером FireFox.0
  • Alexandra TitovaAlex, то, что работает для вас, необязательно работает для всех. Мне кажется, автор замечательно знает, что ищут изучающие язык. А инфоцыганство -- это продажа фуфла за деньги, обман. Рынок же образовательных приложений (в тч с геймификацией) огромен. У учеников разные потребности, в том же ДуоЛинго масса разных механик -- и каждый выбирает своё. Про рекламу с недоверием я тоже первым делом подумала, но тут нет никакой материальной выгоды. Да и на Т-Ж бы не опубликовали. Только уважение вызвала эта статья.0
  • Alexandra TitovaОтличная идея! Большая вам поддержка и пожелания процветания!0