Может ли сервис доставки или ресторан устанавливать минимальную сумму заказа?
Вправе ли сервис доставки или ресторан установить минимальную сумму заказа для доставки? Мне кажется, что нет, поскольку есть статья 16 закона «О защите прав потребителей» и статья 426 гражданского кодекса. Но на деле такое повсеместно.
Попытался найти информацию в интернете, но ничего нет. Хотелось бы узнать ваше мнение насчет этого.
Константин
Константин, вы частично правы. Рестораны не вправе устанавливать минимальную сумму заказа для платной доставки — об этом как раз нормы законов, на которые вы ссылаетесь. Но ресторан может установить минимальную сумму заказа, чтобы доставка стала бесплатной, — это законно.
С сервисами доставки дело обстоит иначе, так как они не продают свои товары, а только аккумулируют информацию, которую дают им рестораны. Единственное, что они предлагают потребителям, — доставить заказ из ресторана или кафе. Или вообще оказывают только информационные услуги.
Минимальная сумма заказа для платной доставки
Если продавец предлагает купить товар или услугу любому, кто к нему обратится, и оплатить доставку, он не вправе устанавливать минимальную сумму заказа.
Предложение о покупке, например меню в ресторане или каталог товаров с ценами в интернет-магазине, — это публичная оферта. Когда покупатель приобретает товар или услугу, он заключает с продавцом публичный договор. Заключить такой договор с потребителем — обязанность ресторана или магазина.
Допустим, ресторан установил минимальную обязательную сумму, на которую покупатель обязан заказать у него еды для доставки. При этом у ресторана есть в меню блюда меньшей стоимости. Получается, что из-за ограничения по сумме потребитель не может их заказать. Значит, ресторан нарушает закон: отказывается заключить публичный договор с потребителем, хотя обязан это сделать.
Еще по закону нельзя ставить покупку нужных покупателю товаров и услуг в зависимость от приобретения дополнительных, в которых потребитель не нуждается. То есть, если вам нужно какое-то блюдо из меню с доставкой, даже всего одно, ресторан не может требовать, чтобы вы вдобавок заплатили за что-то еще.
Аналогичное правило действует для заказов в помещении ресторанов — мы об этом уже писали.
Если заказ оформлен через сервис доставки
Сервисы доставки работают не так, как рестораны. Они не продают собственные товары, а только размещают на своих сайтах информацию от продавцов — ресторанов и кафе, — принимают плату за заказы и доставляют их покупателю.
Так что все будет зависеть от того, кто доставляет ваш заказ. Если его должна привезти служба ресторана, то минимальная сумма для платной доставки незаконна. А если еду вам везет сторонняя служба доставки, то получается, что нарушений нет.
У доставщика есть всего одно публичное предложение — привезти заказ из пункта А в пункт Б, но только если его стоимость не меньше определенной суммы. Услуги дешевле нет, а значит, публичное предложение распространяется на всех потенциальных потребителей услуги. Ничьи права не нарушаются, противоречий статье 16 закона «О защите прав потребителей» и статье 426 гражданского кодекса нет.
Минимальная сумма заказа для бесплатной доставки
Ресторан или сервис может установить минимальную сумму заказа, после которой вы не будете платить за доставку. Это законно.
Если вам обещают привезти заказ бесплатно, вы получаете безвозмездную услугу. В таком случае ресторан или сервис может поставить условие — указать, что бесплатная доставка возможна только при покупке на определенную сумму. У вас ведь есть выбор: заказать еду на сумму ниже установленного лимита и оплатить доставку либо воспользоваться бесплатной услугой, но для этого купить что-то еще.
Что делать, если ресторан нарушает закон
При заказе обращайте внимание на то, кто доставит вам еду. Если сам ресторан и при этом установлен минимальный размер заказа для платной доставки, можете пожаловаться в Роспотребнадзор.
Такие действия ресторана ущемляют права потребителей — за это его могут наказать. Размер штрафа для руководителя — от 1000 до 2000 ₽, для компании — от 10 000 до 20 000 ₽.
Например, один гражданин пожаловался в Роспотребнадзор на компанию, которая на своем сайте поставила минимальную сумму заказа 500 ₽, хотя в ассортименте были товары стоимостью ниже установленного лимита.
Роспотребнадзор признал компанию виновной, привлек к административной ответственности по статье 14.15 КоАП РФ и назначил административное наказание в виде предупреждения. Также вынес предписание устранить нарушение.
Компания обжаловала наказание в суд, но первая инстанция отказала ей, а вторая оставила решение в силе.