Купил товар за 1% от стоимости. Не заберут ли его назад?

21
Аватар автора

Иван Павлов

спросил в Сообществе

Страница автора

При покупке любого товара сайт магазина показывал, что 99% стоимости я могу оплатить бонусами, а остальное — картой. Можно было взять даже телевизор стоимостью 999 999 ₽ за 10 000 ₽.

Я купил и забрал из магазина несколько вещей. Могут ли меня теперь попросить вернуть их или обязать оплатить их полную стоимость? Хотелось скупить весь магазин, но я сдержался.

Вот так я купил смартфон стоимостью 118 999 ₽ за 1190 ₽
Вот так я купил смартфон стоимостью 118 999 ₽ за 1190 ₽
Аватар автора

Алиса Маркина

юрист

Страница автора

Из вопроса неясно, что именно случилось. Возможны два варианта:

  1. вы накопили бонусы и расплатились ими в интернет-магазине — тогда все законно и возвращать товары или доплачивать за них вас никто не заставит;
  2. на сайте магазина произошел технический сбой, и из-за него вы оплатили покупки несуществующими бонусами — тогда есть вероятность, что магазин потребует вернуть товары или доплатить за них.

Расскажу обо всем подробнее.

Рассылка с разбором новых законов
Истории о том, как законы влияют на деньги, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Как по закону совершаются покупки в интернет-магазинах

В карточке товара в интернет-магазине обычно указаны основные характеристики вещи, ее цена и способы получения. Такое предложение товаров, содержащее условия передачи любым желающим, считается публичной офертой  .

Оформление заказа на сайте считается акцептом оферты — это значит, что покупатель принял предложение магазина. По закону такая ситуация равнозначна подписанию бумажного договора купли-продажи. По этому договору одна сторона платит, а другая что-то отдает. То есть если кто-то захочет купить вещь и оформит заказ, это свяжет продавца обязательством передать товар.

Когда покупатель оформил заказ, продавец уже не вправе в одностороннем порядке менять условия оплаты и требовать изменить соотношение денег и внутренней валюты сайта в стоимости товара.

Верховный суд в деле о покупке в Цуме вещей на 2787 ₽ указал  , что цена фиксируется, когда покупатель оформляет интернет-заказ и ему присваивается номер. После продавец уже не вправе в одностороннем порядке изменить ее. Даже если на самом деле вещи стоят 2,4 млн рублей.

То же самое ВС РФ написал в деле о покупке Мицубиси  , где покупатель заказал машину за 3 497 000 ₽, а с него в итоге потребовали 3 969 000 ₽. При пересмотре этого дела  покупатель взыскал с автосалона убытки — 501 209 ₽ с учетом процентов по кредиту и более дорогой страховки, а также 250 605 ₽ штрафа.

Законно ли оплачивать товары бонусами

Да, иногда часть стоимости товара можно оплатить виртуальной валютой — бонусами или баллами. Бывает, интернет-магазины предусматривают в правилах, что виртуальными деньгами разрешено заплатить только 10, 30 или 50% стоимости. Но встречается и возможность списать до 99% цены. Закон не регулирует размер доли, но если продавец в публичной оферте на сайте обязался принимать оплату бонусами в той или иной доле, то должен ей следовать.

Если вы действительно накопили баллы и хотите ими расплатиться, нужно смотреть условия бонусной программы: какую часть стоимости товара разрешено заплатить ими и сколько рублей стоит бонус.

Если по правилам можно внести баллами 99% стоимости и у вас их миллион, вы можете заказать телевизор за 1 000 000 ₽ и заплатить только 10 000 ₽. И у магазина не будет оснований оспаривать сделку. Уже полученный товар у вас не отберут и доплатить разницу до полной цены не заставят: покупать вещи очень дешево не запрещено.

Я нашла много судебных решений по спорам продавца и покупателя о количестве бонусных баллов. Но там совсем другая история.

Первый вариант: покупатель оплатил часть товара бонусами, продавец отменил заказ, но готов вернуть только деньги. Суды обязывают продавцов возвращать и бонусы тоже, хотя я не встречала уточнений, каким тогда будет срок действия возвращенных баллов.

В Барнауле мужчина больше года судился с магазином, чтобы получить в рублях бонусные баллы, потраченные на неисправную электромясорубку. Он купил ее за 15 490 ₽, при этом с учетом скидок и бонусов реально заплатил только 532 ₽. В суде мужчина просил вернуть деньги за неисправный товар и разницу в 16 288 ₽ до актуальной цены товара.

Суды двух инстанций решили, что магазин должен вернуть только уплаченные 532 ₽ и разницу 1270 ₽, ведь большая часть покупки оплачена бонусами. Кассационный суд отправил дело на пересмотр, потому что рекламные акции не могут нарушать права потребителя. В итоге покупатель получил 19 900 ₽ на новую электромясорубку, 1351 ₽ компенсации и 3000 ₽ за расходы на юриста  .

Второй вариант: покупатель взял некачественный товар, хочет вернуть его и получить разницу до текущей стоимости такой же вещи. И возникает спор, как рассчитывается разница: внесенные бонусы возвращаются рублями, чтобы покупатель действительно смог купить аналог, или же они теряются.

Что будет, если оформить заказ во время технического сбоя

Ситуации, когда из-за технического сбоя отдельные покупатели заказывают вещи по очень низкой цене, не редкость. Но обычно большую часть таких «ошибочных» заказов маркетплейсы отменяют. Я рассказывала, законно ли это, в другой статье в Тинькофф Журнале.

После этого некоторые идут в суд, требуя передать товары. И чаще всего суды встают на сторону потребителей: тем предложили товар по конкретной цене, они согласились и теперь вправе его получить. Например, вот история мужчины, который полтора года судился, чтобы получить от магазина телевизор за 480 ₽.

Раньше была и отрицательная судебная практика по таким делам: суды утверждали, что технический сбой не позволил сторонам согласовать условия купли-продажи, а значит, договор они не заключили. Но в октябре 2023 года вышел обзор ВС РФ, и в нем высший судебный орган РФ полностью встал на сторону потребителя.

Правда, это не значит, что остальные суды теперь всегда будут применять подход Верховного суда, по которому нельзя отменять заказ, оформленный во время технического сбоя. И возможно, для защиты своих прав по-прежнему придется идти по всем инстанциям.

Как может поступить продавец

Я не нашла разъяснений Роспотребнадзора и судебных решений относительно ситуации с оплатой бонусами, которых не было. Остается только предполагать, как могут развиваться события в таком случае.

Вариант 1. В суде признать договор купли-продажи недействительным. Если удастся, магазин вернет вам деньги, которые вы заплатили, и потребует обратно товары  .

Но чтобы суд встал на сторону продавца, нужны веские причины. Например, ему придется доказать, что сделка была притворной, нарушила закон, противоречила основам правопорядка или нравственности. В вашей ситуации доказать это сложно.

Вариант 2. Взыскать неосновательное обогащение. В теории, если покупатель оплатил покупку несуществующими бонусами, магазин может представить в суд распечатку о начислении и списании баллов и так доказать, что на дату оформления заказа их было недостаточно для покупки, — следовательно, покупатель должен доплатить разницу. И если на скриншоте покупателя баллов тоже нет, доказать свою правоту ему будет сложно. Но судебной практики по таким делам я не нашла.

Вариант 3. Обвинить покупателя в мошенничестве. Если рассуждать логически, покупатель видел в личном кабинете, что у него нет бонусов. То есть можно было бы сказать, что в его действиях есть признаки мошенничества — умышленного преступления с целью получить выгоду путем обмана.

Но преступный умысел тоже надо доказать. Если на сайте был сбой, вероятно, не получится точно определить, что отображалось на экране у покупателя. Вряд ли он придет с повинной и скажет, что видел ноль бонусов, но специально скинул с цены миллион рублей.

Вариант 3. Ничего не делать. На практике, раз вы уже получили товары, маркетплейс может и не пойти в суд: расходы на юристов могут быть больше, чем доход от перепродажи купленных вами товаров. Особенно учитывая, что электроника и бытовая техника, которые были в употреблении, резко теряют в цене. То есть продавец уже не сможет продать их за полную стоимость другим покупателям.

Что в итоге

Если у вас были накопленные бонусы и программа лояльности предусматривала возможность оплатить ими 99% корзины, товары у вас не заберут и доплатить не попросят.

Если же вы воспользовались техническим сбоем и на самом деле бонусов у вас не было, маркетплейс может потребовать, чтобы вы вернули товар или доплатили деньги за него. Возможно, суд встанет на сторону продавца.

Споры, связанные с техническими сбоями, попадают в суды по меньшей мере с 2016 года. При этом я не нашла судебной практики, по которой покупатель оставался бы в минусе или обвинялся в мошенничестве. Все иски предъявляли клиенты, магазины не требовали расторгнуть договор купли-продажи или признать его недействительным и вернуть товар.

Покупали что-то дешевле из-за технического сбоя? Расскажите об этом:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой

+2

Ну, если столько бонусов есть, а акция так работает-какие к вам претензии? Вы же не артмани себе их накрутили)

27
0
Герой Т—Ж

+1

Занимайте оборону. Охранники из магазина уже выехали к вам.

15

Евгения, я пока не встречал,тчтобы они сгорали.
У меня копятся достаточно быстро по повышенным категориям:
Такси - 5%
АЗС - 10%
Транспорт - 20%
Кафе - 5 %

Обычно коплю до 20000 и трачу на еду в СберМегаМаркет

9
0

Автор, вы все доказательства на себя сами и выложили :)))

7
0

Абузеры Мегамаркета дошли и до Т-Ж )))

7
0
Герой
Отредактировано

Если это настоящие бонусы - никаких проблем. Но судя по всему никаких бонусов у вас нет, поэтому вероятность претензии со стороны магазина (с намеком на ст. 1102 ГК РФ или даже ст. 159 УК РФ) весьма высока.

5

Ваньша, откуда тогда бонусы взялись и почему их приняли?

4

Ваньша, сейчас всё превращается в "ненастоящие бонусы" - даже рубли теперь "цифровые" - как фантики

0
0
Герой

Хотелось бы узнать, что понимается под техническим сбоем в данном случае? Именно как потенциальный аргумент в суде.
В моем понимании - технический сбой - это сбой в технике.. но как сбой в технике может привести к супер-низким ценам? Обычно технический сбой приводит к недоступности базы данных или самого сайта (к примеру). А низкие цены - это либо ошибка допущенная в кодовой базе, либо ошибка оператора, который цены забивал.. Техника тут не при чем, списать все на "компьютер виноват, с него и спрашивайте" не получится.

4
Автор статьи

Aleksandr, в реальности магазины не раз ссылались в суде на технический сбой и никак это не подтверждали, и у них прокатывало: суды отказывали покупателям.

3
Герой

Алиса, да, классно..) суды в России - лотерея...)

0
0

То есть если у них на сайте сбой, виноват покупатель?
А если из-за сбоя наоборот по завышенной цене купят-"это другое"?)

4
Автор статьи

Бендер, это прибыль)

0

Алиса, ага, прямо как с неправильными ценниками в продуктовых) Они правда говорят что не успевают поменять. Да-да, десятилетиями сеть существует но процесс замены ценников не наладили-фактически по разным ценам один и тот же товар могут продать и при этом дебет с кредитом не расходится-охотно верим(нет)

0
0

Вот ты где! Жди, мы выехали!!

1
Герой

Евгения, на мегамаркете 33% возврата - частое явление, например.

1

Алексей, пост написан в марте прошлого года. Примерно через пару месяцев в СММ стали вбухивать миллионы (за счет кэшбека и промокодов) и бонусы потекли рекой.
До этого они действительно почти не копились.

1
0
Сообщник

Видимо у вас накопилось много баллов "спасибо" от сбербанка. Их баланс вы можете увидеть в своем банковском приложении. Их ограниченное количество)

Балы спасибо это кеш бек от сбербанка, если у вас есть какой нибудь сберпрайм, то они вообще быстро копятся, до 5-10% за каждую покупку

0
0

Вот ответ на вопрос.
У Сбера был баг, чем автор и воспользовался.

https://overclockers.ru/blog/DenebCore/show/88704/nekotorye-polzovateli-sbermegamarketa-poluchili-tovary-so-skidkoj-v-99-v-rezultate-sboya-pl

0

Gals, это год назад было

0

Сообщество