Я купил тур, а потом турагент стал требовать доплаты. Это законно?

55

В конце марта 2020 года мы с женой купили путевку на Кипр на осень. Я заключил договор с турагентством и внес аванс — 30% стоимости тура. Цену прописали в договоре в российских рублях. Отдельной строкой была указана стоимость в евро по курсу на дату заключения договора.

Когда я обратился в турагентство с предложением внести оставшиеся 70%, они пересчитали остаток по новому, возросшему курсу. Сказали, что окончательная цена формируется на дату расчета. В договоре об этом ничего не написано. Там вообще не говорится о возможном увеличении стоимости.

Мне пришлось переплатить 5 тысяч рублей. Цена в рублях в договоре осталась старой, то есть по состоянию на конец марта.

Подскажите, как поступить. Могу ли я вернуть переплату? Если да, куда следует обращаться: в турагентство, которое продало тур, или к туроператору, организующему поездку?

Илья

Илья, очень жаль, что вы попали в такую ситуацию. На самом деле вы не должны были переплачивать деньги сверх суммы, указанной в договоре. Расскажу, что говорит закон и что вы можете с этим сделать.

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Что должно быть в договоре о покупке тура

Когда вы обращаетесь в турагентство, подписываете с компанией или ИП договор реализации туристского продукта. В нем говорится, что обязано сделать агентство и сколько стоят его услуги. Такой договор должен соответствовать законодательству, в том числе закону о защите прав потребителей.

Ростуризм разработал типовые формы договоров для турагентств. Сейчас ведомство упразднили, его функции отошли к Минэкономразвития, но шаблоны продолжают действовать. Если компания или ИП решит сделать свой вариант договора, в нем обязательно должны прописать:

  1. Полное и сокращенное наименование, адрес и реестровый номер туроператора.
  2. Размер финансового обеспечения ответственности туроператора, номер, дату и срок действия договора страхования ответственности туроператора.
  3. Сведения о туристе или заказчике и его полномочиях, если заказчик и турист — разные лица.
  4. Общую стоимость тура в рублях. Это самый важный для вас пункт.
  5. Главное о туре: программа пребывания, маршрут, условия путешествия. В этом пункте должна быть указана информация о размещении, условиях проживания и питания, перевозке туриста, наличии экскурсовода, гида-переводчика, инструктора-проводника.
  6. Права, обязанности и ответственность сторон.
  7. Условия изменения и расторжения договора.
  8. Сведения о порядке и сроках предъявления претензий к туроператору, если он нарушит условия договора.
  9. Информацию о порядке и сроках предъявления требований о выплате страхового возмещения и о выплате туристу реального ущерба.
  10. Условие выдачи туристу билета или документа о бронировании.

Если хотя бы одного пункта в договоре не окажется, он будет считаться незаключенным.

Письма о путешествиях и эмиграции
Истории о том, где отдыхать, учиться и жить, — в вашей почте по воскресеньям. Бесплатно

Можно ли привязывать цену в договоре к курсу валют

Туроператор или турагент обязан прописать в договоре общую цену в рублях. Это зафиксировано в статье 10 закона № 132-ФЗ и в пункте 8 правил оказания услуг по реализации туристского продукта.

Турагентство может упомянуть в договоре, что стоимость услуг эквивалентна такой-то сумме в иностранной валюте. Но не вправе привязывать эту сумму к курсу доллара или евро. Если турагентство пропишет в договоре, что стоимость зависит от курса валют, он будет считаться незаключенным. Причина проста: итоговая стоимость тура остается неопределенной для покупателя.

Некоторые турагентства и туроператоры все равно прописывают в договоре, что они оставляют за собой право в одностороннем порядке увеличить стоимость тура. Например, если курсы валют повысятся на 3% и более или увеличится сумма налогов, сборов и других обязательных платежей. Но это незаконно. Суды говорят, что подобные условия нарушают права потребителей на получение достоверной информации об услугах.

  • Приведу пример. Общественная организация «Клуб защиты прав туриста» подала иск к турагентству. Она требовала исключить из текста договора пункты, которые, по ее мнению, нарушали закон. В документе было сказано: турагент вправе увеличить стоимость договора, если вырастут цены на турпродукт или дополнительные услуги. При этом заказчик мог отказаться от исполнения договора, только если заплатит штраф или возместит расходы турагента. Московский городской суд удовлетворил требования истца.

Как поступить, если переплатили

Претензии по поводу договора предъявите той компании, с которой вы его подписывали, независимо от того, кто формировал тур. Взаимоотношения турагента и туроператора не имеют к вам отношения.

Уточните, сможете ли вы подтвердить переплату. Если сумма в договоре осталась прежней и дополнительное соглашение вы не подписывали, проверьте чек или другой платежный документ, который выдали в турагентстве. Если в чеке стоит та же сумма, что и в договоре, доказать, что вы заплатили больше, будет практически нереально.

Вы можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Если инспектор найдет в действиях компании нарушения, он выпишет ей штраф и/или вынесет предписание об устранении нарушений. Тинькофф Журнал рассказывал, как правильно подать жалобу в Роспотребнадзор.

Если решите еще раз воспользоваться услугами турагентства, почитайте, как проверить его благонадежность. Возможно, это сэкономит ваше время и сбережет нервы.

Если у вас есть вопрос о путешествиях, личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
  • Татьяна ХватининаИнтересно, как обстоят дела с покупкой онлайн. Потому что там в целом ситуация такая же - стоимость тура в валюте (у.е.), и если оплачиваешь в рассрочку, то остаток пересчитывается по курсу евро на момент внесения очередного взноса. Упала валюта - заплатишь меньше, выросла - больше. Но я не помню, чтобы при внесении аванса высылали договор, по-моему, это только после полной оплаты. Разве что информация о номере заявки и условиях на почту приходит.3
  • Адвокат Бехметьев EnglishТатьяна, если в этих условиях на почте есть полная стоимость, то она и должна быть итогом. Получаете услугу, потом за возвратом переплаты в суд.0
  • Ivan SАдвокат, браво! Своим развернутым ответом Вы опровергли меня полностью! Но, позвольте, какой же закон обязывает турагента заплатить вместо туриста поставщику услуг курсовую разницу? Самое интересное, что в данном кейсе Илья не отказался от доплаты, хотя мог разорвать договор, сочтя такие условия неприемлемыми. Я допускаю, что агент мог не донести должным образом Илье информацию о рисках изменения курса и особенностях оплаты частями. Это плохо. Но в изменившихся условиях и Илья мог отказаться доплачивать. И туроператор мог отменить бронирование без доплаты. Однако турагент предложил доплатить, а покупатель согласился. И, конечно, эксперт в комментарии очень даже мог упомянуть, что зарубежный тур это комплексный продукт, связанный с платежами поставщикам услуг в валюте, и при частичной предоплате рублевая стоимость оставшейся части меняется вслед за курсом и доплаты в таких ситуациях частая и в общем нормальная практика. О которой, конечно, турагент должен предупреждать заранее. И единственная гарантия от колебаний курса - 100% предоплата.9
  • Mark StefardIvan, это называется предпринимательский риск. Такие риски несет субъект коммерческой деятельности, а не потребитель, на которого этот риск хотят переложить1
  • Irina KuklyaevaЕсли турист не хочет брать на себя риски по колебанию валют, пожалуйста 100% оплата сразу. Агент также не обязан брать на себя подобный риск. Также смутила в тексте фраза о том, что турист предъявляет претензии исключительно агенту. Отношения между туристом, туроператором и агентом регулирует не только закон ЗПП но и ФЗ о туризме. Очень жаль что юрист не в курсе.4
  • Marishka KrasotaIvan, вы абсолютно правы. Хорошо что есть хорошие адекватные люди, а не потребители-террористы. Турагентство не должно эту разницу за тур доплачивать из своего кармана. А туристам никто не мешает сразу вносить всю сумму.2
  • Андрей ГаврилинА я отслеживаю скачки валюты после предоплаты и как падает достаточно срочно доплачиваю остаток. И требую что бы мне все оформили этим днем. Всяко пытались. Я Сегодня не успею в банк и т.д. Мой ответ один. Я внес предоплату 100% и дальше ваша проблема. И чудо. Агент при мне оплачивал со своей кредитной карты и в течении пары часов в ближайшем банкомате пополнял ее моими деньгами. Так что все решаемо.1
  • Никита КMarishka, нет, он не прав. Чем турагент отличается от остальных предпринимателей? Например, выиграли вы крупный тендер на гос. закупках, а цена на доллар изменилась, а у вас для выполнения требуется импортное сырьё. Цена договора не поменяется, не выполните, улетите в реестр недобросовестных поставщиков. Чтобы не было таких проблем, если бизнес связан с импортом/экспортом/иными валютными рисками, то их необходимо хэджировать, как это делают банки, и иные адекватные предприниматели. Для этого есть инструменты: рассчетные фьючерсы, опционы, а в некоторых случаях и поставочные фьючерсы2
  • Никита КПочитал комментарии. В данной ситуации, валютные риски несет тур оператор, и как следствие тур агент, с чего вдруг перекладывание этих рисков на клиента справедливо? Мы живем на территории РФ, валютой которой является рубль, именно в этой валюте и должны заключаться договора. Если не нравятся валютные риски, их можно хеджировать, а не перекладывать на клиента. Кто мешает заложить в свою бизнес-модель покупку опционов, или расчетных фьючерсов? Так делают банки, а так же предприниматели, которые несут валютные риски, почему вдруг тур агент или тур оператор чем-то отличаются? Я уже приводил пример с гос. закупками. Предположим, вы выиграли тендер, где сырье импортное. Стоимость контракта зафиксирована. Не нравятся валютные риски - хеджируете их, не захеджировали, коронавирус, девальвация - сами виноваты. Не исполнили контракт - улетели в реестр недобросовестных поставщиков. Всё просто. Предприниматели несут риски, и задача предпринимателя думать, как их минимизировать, а не переложить на клиента.0
  • Marishka KrasotaНикита, я правильно понимаю что вы предлагаете турагентам не продавать тур по цене туроператора, а накидывать еще нехило так сверху для минимизации рисков? А мы-то дураки не накидываем, работаем по-честному в рамках своей комиссии, чтобы наши туристы имели возможность хорошо отдохнуть, не переплачивая всегда на всякий случай. Вы всех предпринимателей под одну гребенку. Но мы не перепродаем товар, чтобы закладывать туда 40-60-100-200 % прибыли, мы оказываем информационные услуги по подбору и бронированию тура от туроператора и свою комиссию (зачастую в 5-7%, минус еще налог и комиссию банку, если турист оплачивает картой) получаем от туроператора, а не от туриста. Иногда при скачке валют эта разница в доплате вообще превыгает комиссию. Так вы правда предлагаете накидывать сверху на тур еще 10-30%, чтобы путешествия мало кто смог себе финансово позволить?0
  • RogozhkinТурагенты такие милые зайчики, хотят наобещать много всего и ни за что не отвечать. Рассрочка платежа - это фактически дополнительная услуга и дополнительная работа внутри компании, которая делает покупку тура именно у этого поставщика более привлекательной. Если в отсрочке заключены риски, то было бы корректно учесть их в цене продукта и предусмотреть ряд внутренних процессов, но избавить потребителя от нюансов кухни. Есть, наконец, инструменты хеджирования - отложенные контракты на покупку валюты по фиксированной цене за скромный процент. Закон очень корректно расставляет акценты. Это же покупка отдыха потребителем, а не сделка по слиянию-поглощению. Если не хотите дополнительной ответственности, не упоминайте вообще об отсрочке, только 100% предоплата. Туры на сайте оператора, а мы по части "отвезли-привезли документы за скромный процент". С - справедливость. "Банк не торгует семечками, а мы не играем в экспертизу рисков".1
  • Oksana Vasulchenkoа кто мешает оплатить всю сумму сразу? Как быть тогда тур агенту, если сумма выросла в рублях, к примеру, на 10тыс, а его комиссия всего 5тыс? оплачивать со своего кармана чужой отдых? или изначально тогда учитывать этот риск и намеренно завышать цену, чтобы хотя бы заработать свое и не уйти в минус?0
  • Oksana VasulchenkoНикита, вы о чем вообще??.... какие опционы, фьючерсы? и при чем тут банки и закупка импорта? Турагентства это посредники, которые предоставляют УСЛУГУ, а не ПРОДУКТ и работают ТОЛЬКО в рублях. Разницу улавливаете?0
  • Oksana VasulchenkoAlexei, не в минусе, Вы как турист оплатили сразу ТА 100%, тур агентство в свою очередь оплатило сразу ТО по курсу на день оплаты и рисков нет. Тур оператор фиксирует у себя, что оплачено полностью и выдает документы. и какой уже курс завтра-послезавтра никому уже не интересно, сделка закрыта. А расчеты тур оператора это уже его личные дела, часто они вообще происходят после окончания сезона1
  • Никита КMarishka, я говорю про хэджирование опционами, а не накидывать в каждый тур полную сумму вероятного подорожания валюты. Опцион - это право (не обязанность) на покупку (продажу) чего-либо по определенной цене в определенное время. То есть - это как бы страховка, за которую вы платите некоторую комиссию. Можно так же использовать фьючерсный контракт. Вероятно, что этим всем должны обеспокоиться тур. операторы. Чтобы фиксировать цену своих продуктов в разных странах в национальной валюте. Ну а пока они этого не делают - этот риск переходит на тур. агентов и клиентов.0
  • Никита КOksana, Вот вы там выше сами пишете: "Вы как турист оплатили сразу ТА 100%, тур агентство в свою очередь оплатило сразу ТО по курсу на день оплаты и рисков нет" Если ТА предоставляет только информационную услугу по подбору продукта от ТО - тогда и договора должны быть разные. И клиент должен напрямую покупать продукт у ТО. Если вы получаете деньги от клиента, работаете в рублях, но оплачиваете ТО туры в валюте - то тут уж и риски ваши. Договор заключается между кем и кем?2
  • Ivan SНикита, раз вы решили привести пример, я тоже приведу: вот хотите вы купит 1000 долларов в банке, приходите и говорите давайте я куплю 1000 по 71.5, но мы свами подпишем договор и зафиксируем полную рублевую стоимость, а сейчас я заплачу половину, а половину через полгода. Как думаете, получится у вас так? По поводу хэжирования валютных рисков на бирже - требовать такой услуги от агенства с персоналом 5 человек смешно, это удел крупных компаний, со штатом финансистов, и b2b продаж. В качестве ответа на ваш пример про госзаказы - во-первых, это b2b, во-вторых - при взаимоотношениях между частными заказчиками - условие пересчета стоимости валютного договора на неоплаченный остаток - абсолютно нормальная ситуация, которую все участники обоснованно считают справедливой. Если есть возможность зафиксировать курс за отдельные деньги - отлично, нет возможности - пепесчитяваем по актуальному курсу. Возвращаясь к ритейлу еще раз скажу: максимально справедливая ситуация, когда турагент несет риск и ответственность только в рамках услуг по консультированию и перечислению денег туроператору. Почему возможна в законе ситуация, когда туроператор обещает бронировать продукт при частичной оплате, а турагент должен отвечать, за валютные риски вне рамок своих услуг, по стоимости услуг операторв - меня, мягко говоря, удивляет. Почему эксперты в статье предлагают обычным покупателям пользоваться дырой в законе, а по сути необоснованно обогащаться за счет турагента (надеюсь суды не всегда встают в данном случае на сторону покупателя) - вызывает недоумение. И я понимаю, туристы не до конца осознают ситуациию, но адвокаты... Стыд и позор.2
  • Ivan SAlexei, турагент в нормальной ситуации сразу перечислять деньги туроператору, таким образом полностью выполняя свои обязанности по обращению с деньгами клиентов. Поэтому при 100% оплате турагенство ничем не рискует даже при текущем дырявом законе.2
  • Ivan SНикита, что вы прицепились к гос заказам? У нас что физ лица участвуют в гос заказах? Потом, вы видимо не понимаете до конца: турагенство оказывает услуги по консультированию, бронированию и перечеслению денег исполнителю услуг. Оно не может отвечать за стоимость остальных услуг, которые оказывает оператор.2
  • Ivan SАндрей, со своей кредитной карты.. дичь какая. Я б на месте турагента, больше с вами не работал. А со своего банка, когда оплачиваете что-то в валюте, тоже требуете, чтобы он мгновенно проводил операции по счету?)) А то обычно в течении 3-5 дней, вдруг курс вырастет, лишнего заплатите.3
  • больше ныть и ругать властьMarishka, это ваше личное мнение, которое для меня ничего не значит работайте по закону или досвидос! тут благотворителей нет0
  • больше ныть и ругать властьOksana, ок. я приехал к ТА вечером, когда у банка ТА банковский день окончен, заплатил налом. утром валюта взлетела. и чооо???1
  • больше ныть и ругать властьMarishka, да накидывайте сколько хотите, рынок свое отрегулирует... вы так пишете, будто из своего кармана доплачиваете, оспади, мать тереза (рукалицо) на еду хоть хватает? прям святее святых! че тогда каждый год столько опрокинутых туристов?1
  • больше ныть и ругать властьIvan, не работайте! это прям особенность российского предпринимательства щнки дуть. смотрите, чтоб не лопнули))) вот такие в пандемию последний без соли доедали....2
  • больше ныть и ругать властьRogozhkin, о чем и речь! как бабосики брать - все хорошо! как турист заикнулся о своих правах и гарантиях - всеееее, я так не играю, вы террористы, я тут за еду полы мою и т.п. как попросишь договор скинуть за ранее для ознакомления на почту, сразу забывают, некогда и т.п. а потому что так может много неудобных вопросов возникнуть, особенно если договор юрист изучил. поэтому я лучше заплачу юристу за консультацию, зато потом в суде больше поимею с ТА и ТО, которые хотели меня нагреть. а как вы думали? из 10 1-2 хотя бы будут вам сувать раскаленной кочергой, зашевелитесь!!!1
  • Ivan SНикита, а клиент и покупает тур у туроператора, чтоб Вы знали, у турагента клиент ничего не покупает.1
  • Ivan SOksana, так и представляю себе обявление о вакансии: требуется специалист по хеджированию валютных рисков, опыт работы на бирже обязателен))2
  • Ivan SНикита, берите больше: предложите хэджировать опционами и фьючерсами свои риски бабе Маше, торгующей семечками, химчистке с цокольного этажа, магазину автозапчастей. И все, чтоб непременно отгружали в предоплату не больше 50%!2
  • Ivan SRogozhkin, невозможно торговать с премией продуктом, на который объявлена конечная цена на сайте поставщика. Закон, очевидно, не корректен в той части, где обязывает турагента указывать конечную стоимость в рублях в договоре, и при этом разрешает туропепатору бронировать продукт при частичной оплате. Про хэджирование на бирже, еще раз повторюсь, смешно - турагенство на 5 человек и биржа. Да и на чьи деньги, если турагенство отправляет оплату оператору сразу? Я согласен, что не надо обещать отсрочку, но ту же претензию надо адресовать оператору. И обязанность фиксировать валютный риск на всю стоимость продукта тоже к нему. Истина то проста. А работа турагента это не про заполнить бумажки и отвезти. А взять бремя взаимодействия с розничным покупателем на себя за весьма скромный процент. У каждого туроператора есть свой отдел розничных продаж, однако отказываться от агентского канал никто не спешит.1
  • Андрей ГаврилинIvan, Ну так не работайте. Вы же без зарплаты останетесь. Я то к любому другому агенту уйду. А так я несколько лет к одному и тому же хожу. Она даже в отпуске не против придти на 10 минут. Наверное ее устраивает.1
  • Аристарх БражинскийIvan, При частичной предоплате на день покупки курсовые колебания для покупателя турпродукта останавливаются, и в дальнейшем при внесении остатков за турпродукт цена не меняется. Это надо туроператору заложить в свои риски колебания стоимости валюты.0
  • Никита КIvan, это был просто пример для обозначения рисков предпринимателей. "А клиент и покупает тур у туроператора, чтоб Вы знали, у турагента клиент ничего не покупает" "Потом, вы видимо не понимаете до конца: турагенство оказывает услуги по консультированию, бронированию и перечеслению денег исполнителю услуг" У меня вот вопрос, почему клиент физик должен разбираться в этом всем? С чего он тогда должен отдавать деньги ТА, если он не несет никакой ответственности? Должен быть отдельный договор тогда с ТА и отдельный с ТО. Для обычного физика пакетный тур - это как товар в магазине. Он его покупает в рублях, а рассрочка - это как бонус от магазина. Если вы купили некачественный товар - куда вы его понесете? Вопрос риторический, в большинстве случаев в магазин, или гарантийный центр в этом же магазине, если это что-то техническое, а не просто прокисшее молоко. Почему в случае с пакетным туром должно быть по другому? Не хочет ТА брать на себя риски связанные с валютной волатильностью, пусть работает по 100% предоплате. Но ведь тогда клиентов будет меньше и выручка тоже, а если уж ТА использует это как конкурентное преимущество - то ему и нести сопутствующие риски. Риск - это плата за доходность. Хотя, конечно, если бы ТО фиксировали цену в рублях для ТА - всё было бы намного проще. Но ТО это не надо, так как ТА и так согласны работать на текущих условиях. Имеем что имеем. И что мы видим в комментах? Пришли, я так понимаю ТА, которым сейчас, конечно не сладко живется, но вместо того, чтобы думать конструктивно, одно нытьё и эмоции, какие клиенты вокруг плохие. Но нытьём ничего не поменять, и клиенты лучше и понятливее не станут, да и не обязаны. А никаких иных комментариев конструктивных от ТА я тут не видел. Вот предложение от сбера: https://www.sberbank.ru/ru/legal/investments/globalmarkets/hed Я думаю, если эта проблема будет стоять действительно остро для ТА, появится аутсорс.1
  • Никита КIvan, я там вам уже написал развернутый комментарий. Думаю для бабы Маши валютные риски отсутствуют или незначительны. А тут есть проблема, раз появилась эта статья. Никто не заставляет работать по неполной предоплате, сами же берут риски, чтобы клиентов было больше. У меня такое ощущение сложилось, что тут у большинства нет цели придумать какое-то решение проблемы. Я предложил решение, или хотя бы направление для размышлений, не нравится - ну найдите другое, увы на законы и политику ТО вы повлиять не можете.0
  • Ivan SАристарх, вы пишете обезличенными предложениями, так, что непонятно: это вы утверждаете, или цитируете кого-то, и какое ваше отношение к этому вопросу. В любом случае самое время адресовать вопрос туроператору: а чегой-то он не хочет заложить в свои риски колебания валюты. К сожалению в этой дискуссии не видно хоть кого-нибудь, кто бы объяснил позицию оператора.2
  • Ivan SНикита, я, конечно, отвечу, потому что неудобно, вы столько писали. Но это как поток сознания, если честно. Клиент физик должен разбираться во всем, потому что платит свои деньги. И чем хуже человек ориентируется в сути современных взаимоотношений в экономике, тем сложнее ему рационально использовать свои с трудом заработанные деньги. Причем это справедлива для всех областей : будь то покупка тура через турагенство, получение ипотечного кредита, оформление страховки, покупка квартиры, машины, телефона и т. п. Если ты сам плохо разбираешься в любом вопросе, к сожалению может возникнуть недопонимание об условиях любой сделки. Про сравнение турагенства и магазина продуктов - не хочу долго и нудно в очередной раз объяснять, почитайте про суть агентских договоров, услуг в интернете. Надеюсь, поймете, почему сравнение некорректно. По поводу конструктива - все конструктивные предложения давно озвучены: необходмо изменить закон, добавив в него порядок определения стоимости на остаток при частичной оплате. Потому что это нормально. Для покупателей в текущей ситуации - адекватно воспринимать пункты в договоре о возможности увеличения стоимости - потому что это справедливо и логично. И не устраивать свистопляску после того, как согласился на доплату, слетал и отдохнул. И помнить, что шансы потом в суде вернуть переплату не 100% точно. И финальный пункт: не, ну указывать ссылку на сбер в тинькофф журнале, это конечно особое пренебрежение))2
  • Ivan SАндрей, бедная девушка..но про 10 минут вы привираете. вы лучше объясните, почему вы так мучаете девушку и не покупаете тур на сайте туроператора? Это ж и ходить никуда не надо, и всегда работает, хоть ночью и выбирай сам - все, что угодно.2
  • Марина НедрыгайлоТо есть получается, что по предоплате тур нельзя продавать турагенту, так как оплата партнерам по курсу на момент доплаты происходит, Верно? Или турагенты должны уходить в минус согласно Вашей трактовки законодательства? Прошу прокомментировать.0
  • Aleksandr LeonovГосударство, конечно, молодец. Привязывает расходы к курсу рубля. Но дело в том, что наш рубль постоянно обесценивается, а в турах за рубежом оплата идет в евро. Агентство теряет деньги. С другой стороны, туроператор должен оплачивать тур в евро сразу же после покупки, чтобы не зависеть от курса. Но опять же как полностью оплачивать тур, если сейчас в мире творится полный бардак. И в случае какого-то ЧП оператор потеряет много денег. Поэтому в данном случае я на стороне туроператоров, хотя сам к этой отрасли не имею никакого отношения. Покупателю бы рекомендовал в день подписания договора отложить всю стоимость поездки сразу в валюте. Или вы хотите, чтобы в России остались только крупные туристические компании и продавали туры по бешеным ценам, чтоб соблюдать закон???4
  • Радий СадуртиновЮрист оказался не юрист, а так себе, дилетант!0
  • Радий СадуртиновАндрей, только он вам не рассказал, а вы как будто не в курсе, что он при этом потерял от 1,3 до 2,8 %, в зависимости от банка. Вас же это не волнует. И, да, приходите обязательно после обеда ближе к вечеру, чтобы агент точно не успел оплатить по сегодняшнему курсу, вам же так хочется его наказать. Вот только за что?1
  • Радий СадуртиновНикита, блин, столько спецов развелось. А если тур подтвердят через неделю или вовсе не подтвердят. Такое в вашей голове не укладывается?0
  • Радий СадуртиновНикита, объём бизнеса не позволяет турагенту играть в эти игры с хэджированием. Неужели не понятно?0
  • Радий СадуртиновAlexei, браво, высветили своё нутро!0
  • Радий СадуртиновAlexei, нормальный турагент посчитает вам по курсу следующего дня, и ничооо!0
  • VChernyshevА еще юрист не знает, что помимо ЗЗПП есть еще и отраслевые законы, которые имеют бОльший приоритет. Тогда бы она знала, что такое курс ИАТА в авиабилетах и почему это авиакомпании могут увеличивать стоимость забронированного, но не выкупленного билета, хотя на момент бронирования цена в рублях была другой. Еще она бы знала, почему с авиакомпаний нельзя слупить 3% за каждый час задержки рейса, а установлены значительно меньше и почему все тарифы, выплаты и штрафы рассчитывается в каких-то непонятных нуках (NUC).0
  • Артур МасловТатьяна, в этом случае турист оплачивает 100% стоимости тура, и никаких рисков нет. Турист который задал вопрос про увеличение тура на 5 тыс, просто вводит в заблуждение, всех.1
  • Vinnie2 SIrina, ответ для некропостера, ну и ладно. Оплатил всю стоимость, теперь требуют еще столько же за перелет, при чем тур у нас куплен через турфирму наших друзей, делайте выводы.0
  • Елизавета ШиповскаяНикита, турагенство в праве выставить свои условия по курсу, будет оно (турагенство) пересчитывать или нет. И в праве в рамках договора переложить это на клиента так как бывают случаи, когда турагенство берет риски за курс во время оплаты. Турпродукт выставляется в валюте, торговать по законам РФ можно только в рублях. Турист может оплатить сегодня по кусу 92$ (часть), а завтра курс вырос на 1р. Турагенство не оплачивало не подтвержденную заявку. Когда пришло подтверждение по туру оплатили через сутки когда курс уже 93$. Расходы взяли на себя. Прошло время туристу платить остаток курс 95$ конечно он вносит разницу. Либо клиент вносит 100% при покупке тура и не рискует все расходы берет на себя турагенство.0
  • Светлана ВикторовнаСамое интересное, что если курс евро повышается, то агент пересчитывает остаток, который будет больше в рублях. Но если курс евро упал, то в пользу клиента ничего не происходит (вряд ли кто-то доплачивает меньше, чем планировалось изначально из общей суммы)0