Я купил тур, а потом турагент стал требовать доплаты. Это законно?
В конце марта 2020 года мы с женой купили путевку на Кипр на осень. Я заключил договор с турагентством и внес аванс — 30% стоимости тура. Цену прописали в договоре в российских рублях. Отдельной строкой была указана стоимость в евро по курсу на дату заключения договора.
Когда я обратился в турагентство с предложением внести оставшиеся 70%, они пересчитали остаток по новому, возросшему курсу. Сказали, что окончательная цена формируется на дату расчета. В договоре об этом ничего не написано. Там вообще не говорится о возможном увеличении стоимости.
Мне пришлось переплатить 5 тысяч рублей. Цена в рублях в договоре осталась старой, то есть по состоянию на конец марта.
Подскажите, как поступить. Могу ли я вернуть переплату? Если да, куда следует обращаться: в турагентство, которое продало тур, или к туроператору, организующему поездку?
Илья
Илья, очень жаль, что вы попали в такую ситуацию. На самом деле вы не должны были переплачивать деньги сверх суммы, указанной в договоре. Расскажу, что говорит закон и что вы можете с этим сделать.
Что должно быть в договоре о покупке тура
Когда вы обращаетесь в турагентство, подписываете с компанией или ИП договор реализации туристского продукта. В нем говорится, что обязано сделать агентство и сколько стоят его услуги. Такой договор должен соответствовать законодательству, в том числе закону о защите прав потребителей.
Ростуризм разработал типовые формы договоров для турагентств. Сейчас ведомство упразднили, его функции отошли к Минэкономразвития, но шаблоны продолжают действовать. Если компания или ИП решит сделать свой вариант договора, в нем обязательно должны прописать:
- Полное и сокращенное наименование, адрес и реестровый номер туроператора.
- Размер финансового обеспечения ответственности туроператора, номер, дату и срок действия договора страхования ответственности туроператора.
- Сведения о туристе или заказчике и его полномочиях, если заказчик и турист — разные лица.
- Общую стоимость тура в рублях. Это самый важный для вас пункт.
- Главное о туре: программа пребывания, маршрут, условия путешествия. В этом пункте должна быть указана информация о размещении, условиях проживания и питания, перевозке туриста, наличии экскурсовода, гида-переводчика, инструктора-проводника.
- Права, обязанности и ответственность сторон.
- Условия изменения и расторжения договора.
- Сведения о порядке и сроках предъявления претензий к туроператору, если он нарушит условия договора.
- Информацию о порядке и сроках предъявления требований о выплате страхового возмещения и о выплате туристу реального ущерба.
- Условие выдачи туристу билета или документа о бронировании.
Если хотя бы одного пункта в договоре не окажется, он будет считаться незаключенным.
Можно ли привязывать цену в договоре к курсу валют
Туроператор или турагент обязан прописать в договоре общую цену в рублях. Это зафиксировано в статье 10 закона № 132-ФЗ и в пункте 8 правил оказания услуг по реализации туристского продукта.
Турагентство может упомянуть в договоре, что стоимость услуг эквивалентна такой-то сумме в иностранной валюте. Но не вправе привязывать эту сумму к курсу доллара или евро. Если турагентство пропишет в договоре, что стоимость зависит от курса валют, он будет считаться незаключенным. Причина проста: итоговая стоимость тура остается неопределенной для покупателя.
Некоторые турагентства и туроператоры все равно прописывают в договоре, что они оставляют за собой право в одностороннем порядке увеличить стоимость тура. Например, если курсы валют повысятся на 3% и более или увеличится сумма налогов, сборов и других обязательных платежей. Но это незаконно. Суды говорят, что подобные условия нарушают права потребителей на получение достоверной информации об услугах.
- Приведу пример. Общественная организация «Клуб защиты прав туриста» подала иск к турагентству. Она требовала исключить из текста договора пункты, которые, по ее мнению, нарушали закон. В документе было сказано: турагент вправе увеличить стоимость договора, если вырастут цены на турпродукт или дополнительные услуги. При этом заказчик мог отказаться от исполнения договора, только если заплатит штраф или возместит расходы турагента. Московский городской суд удовлетворил требования истца.
Как поступить, если переплатили
Претензии по поводу договора предъявите той компании, с которой вы его подписывали, независимо от того, кто формировал тур. Взаимоотношения турагента и туроператора не имеют к вам отношения.
Уточните, сможете ли вы подтвердить переплату. Если сумма в договоре осталась прежней и дополнительное соглашение вы не подписывали, проверьте чек или другой платежный документ, который выдали в турагентстве. Если в чеке стоит та же сумма, что и в договоре, доказать, что вы заплатили больше, будет практически нереально.
Вы можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Если инспектор найдет в действиях компании нарушения, он выпишет ей штраф и/или вынесет предписание об устранении нарушений. Т—Ж рассказывал, как правильно подать жалобу в Роспотребнадзор.
Если решите еще раз воспользоваться услугами турагентства, почитайте, как проверить его благонадежность. Возможно, это сэкономит ваше время и сбережет нервы.