Можно ли переоформить симкарту на себя, если нет связи с владельцем?
Моя симкарта оформлена на другого человека. Мы не общаемся уже больше трех лет. Я пользуюсь этим номером и оплачиваю его. К нему же привязаны все мои мобильные банки и приложения.
Может ли так получиться, что этот человек придет в салон с паспортом и заблокирует номер, а я лишусь возможности подтверждать операции? Сможет ли он выпустить новую симкарту и получить на нее пароль для входа в приложение моего банка? Могу ли я переоформить номер на себя на том основании, что давно им пользуюсь и оплачиваю со своей карты?
Александра
Номером телефона должен пользоваться тот человек, на кого оформлен договор. Если оператор узнает, что номером пользуется кто-то другой, и направит запрос абоненту, в течение 15 дней он должен представить оператору свои данные. Если этого не сделать, симкарту могут заблокировать.
Возможно оператор согласится переоформить договор на вас, но гарантировать это нельзя. Если он откажет, нужно быть готовой к тому, что придется менять номер. Расскажу подробнее, чем вы рискуете и что стоит предпринять.
О чем расскажем
Что владелец номера может сделать с симкой
Оператор может приостановить оказание услуг связи, если окажется, что информация об абоненте недостоверна.
Человек, на которого оформлена ваша симкарта, может расторгнуть договор с оператором. Для этого ему придется обратиться в салон связи или направить оператору письменное заявление о расторжении договора.
Не факт, что человек, на которого был оформлен номер, помнит о заключенном договоре. Но если вдруг вспомнит и решит временно заблокировать вашу симку или вообще расторгнуть договор, вы действительно можете оказаться без связи. Кроме того, придется восстанавливать доступ к различным аккаунтам, связанным с этой симкартой.
Еще владелец номера может перевыпустить симку — в таком случае звонки и сообщения будут приходить ему, а не вам. Это будут в том числе смс об операциях в банке, рассылки сервисов и компаний, где у вас есть личный кабинет. Человек сможет узнать, какими сервисами вы пользуетесь, где совершаете покупки и на какие суммы.
Теоретически он может забрать себе ваши учетные записи в каких-то сервисах, если они привязаны к номеру телефона и плохо защищены. Но крайне маловероятно, что владелец симки сумеет получить доступ к вашим банковским счетам.
Может ли владелец симкарты получить доступ к вашим деньгам
Номер телефона — не единственный ключ для входа в мобильный или интернет-банк. Личная информация клиента банка охраняется гораздо строже и имеет несколько уровней защиты.
Представим, что человек, на которого оформлена ваша симка, решил перевыпустить ее и воспользоваться вашими деньгами. Вряд ли ему удастся это сделать.
При установке приложения на телефон или входе в интернет-банк с нового устройства банк может запрашивать дополнительные данные, чтобы понять, что это действительно вы. Могут потребоваться данные карты или логин и пароль для входа. Также банк может запросить кодовое слово или ответы на дополнительные вопросы из анкеты, которые вы указывали для дополнительной защиты.
Каждый банк сам подбирает систему защиты, чтобы никто посторонний не получил доступ к данным и счетам клиента. Вряд ли человек, на чье имя оформлена симка, имеет доступ к вашим документам, знает ваши логины и пароли, кодовое слово или ответы на секретные вопросы.
Для примера я установила приложения нескольких банков на другое устройство, на котором раньше банковских приложений не было, и нажала на кнопку «Забыли пароль». Моего номера телефона банкам было недостаточно — они запросили дополнительные данные.
Получается, даже если человек знает ваш номер телефона и в каком банке у вас есть счет, банк запросит у него дополнительные данные, чтобы он мог использовать приложение. Аналогично работает защита при попытке войти в интернет-банк.
Человек не сможет узнать номер вашей карты, позвонив в банк. Даже сотрудник банка не видит данные карты полностью — и тем более не имеет права разглашать их просто по звонку другого человека.
Если позвонить на горячую линию, банк может проверять совпадение по голосу. Сотрудник банка может задать дополнительные вопросы, если клиент звонит с неизвестного номера или есть подозрения, что это другой человек.
Наконец, у каждой симкарты есть код IMSI. Это уникальный идентификатор: у каждой карты он свой, повторов нет. При перевыпуске симкарты IMSI меняется.
Некоторые банки используют проверку IMSI для дополнительной идентификации клиента. Если клиент звонит со своего номера, но IMSI был другой, банк может запросить дополнительную информацию, чтобы убедиться, что он говорит именно с клиентом.
Какие сложности возможны из-за чужой симкарты
Вряд ли человек, на имя которого оформлена ваша симкарта, сможет что-то сделать с вашими деньгами, даже перевыпустив симку. Однако если из-за него вы останетесь без симкарты, возможны сложности с привычными приложениями и сервисами, в которых вы использовали этот номер.
Без этой симки вы не сможете получать звонки и сообщения. Также весьма вероятны проблемы с мессенджерами, учетные записи которых привязаны к этому номеру: «Вотсапом», «Вайбером», «Телеграмом».
Если для доступа к каким-то сайтам или соцсетям нужно вводить одноразовый код из смс, вы тоже не сможете это сделать. Аналогично не получится совершить покупку в интернете, так как вы не получите смс из банка с кодом для оплаты.
Если вы забудете пароль от почты или личного кабинета на каком-нибудь сайте, вам будет сложно его восстановить, так как прежний номер будет недоступен. Восстановление доступа займет время, а некоторые сервисы и вовсе могут в этом отказать.
Для таких случаев лучше указывать дополнительные контакты на случай потери номера. К примеру, запасной номер телефона, номер доверенного лица или дополнительный адрес электронной почты.
Что вам стоит сделать
Переоформить номер на себя. Это идеальный вариант. Я советую вам найти человека, на которого оформлен ваш номер, и договориться с ним о переоформлении. Так вы точно сохраните номер за собой.
Вам надо будет обратиться в салон связи вашего оператора вместе с этим человеком. Там заполнить заявление, образец которого даст сотрудник салона.
Если люди находятся в разных городах, оператор может предложить обратиться в салон связи по месту жительства и составить заявление. Первым в любом случае должен обратиться текущий владелец номера, то есть тот, на кого оформлен договор.
Если связаться с этим человеком не получится, идите в салон связи самостоятельно. При себе нужно иметь симкарту и свой паспорт. В салоне надо будет написать заявление о смене владельца. Вам могут задать дополнительные вопросы, например когда и на какую сумму в последний раз вы пополнили счет.
Заявку будут рассматривать до 60 дней. Оформят на вас этот номер или нет, точно неизвестно. Оператор может и отказать: решение примут в индивидуальном порядке. Если откажут, номер останется за прежним владельцем.
Некоторые операторы могут взимать плату за переоформление договора. Так, переоформление договора в «Билайне» будет стоить 150 ₽, а в «Мегафоне» — 200 ₽. В «Теле2» такая услуга предоставляется бесплатно.
Завести себе другую симкарту. Если у вас не получится переоформить номер на себя, я советую вам постепенно переходить с чужой симкарты на собственную.
Заведите новый номер, оформив договор с оператором на свое имя. Постепенно давайте этот номер новым контактам, просите близких и друзей заменить ваш номер на новый, привяжите к новому номеру соцсети, банковские приложения и другие сервисы. Все новые сервисы и соцсети регистрируйте на новый номер.
В дальнейшем лучше оформлять номера телефонов и другие подобные услуги только на себя. Это упростит вам жизнь.