Можно ли переоформить симкарту на себя, если нет связи с владельцем?

31

Моя симкарта оформлена на другого человека. Мы не общаемся уже больше трех лет. Я пользуюсь этим номером и оплачиваю его. К нему же привязаны все мои мобильные банки и приложения.

Может ли так получиться, что этот человек придет в салон с паспортом и заблокирует номер, а я лишусь возможности подтверждать операции? Сможет ли он выпустить новую симкарту и получить на нее пароль для входа в приложение моего банка? Могу ли я переоформить номер на себя на том основании, что давно им пользуюсь и оплачиваю со своей карты?

Александра

Часто бывает, что номер телефона оформлен на одного человека, а пользуется им другой. К примеру, супруг, несовершеннолетний ребенок, друг или просто знакомый. И это действительно может привести к проблемам.

Аватар автора

Мишель Коржова

узнала, как переоформить номер

Страница автора

В 2018 году вступили в силу поправки в закон о связи: номером телефона должен пользоваться именно тот человек, на кого оформлен договор. По сути, такое требование было и раньше, но сейчас контроль стал более строгим.

Если оператор узнает, что номером пользуется другой человек или вообще кто-то неизвестный, у этого человека будет 15 дней, чтобы представить оператору свои данные. Если этого не сделать, симкарту могут заблокировать.

Оператор может приостановить оказание услуг связи, если окажется, что информация об абоненте недостоверна. Это условия «Мегафона»
Оператор может приостановить оказание услуг связи, если окажется, что информация об абоненте недостоверна. Это условия «Мегафона»

Есть вероятность, что ваш оператор согласится переоформить договор на вас, но гарантировать это нельзя. Если оператор откажет, нужно быть готовой к тому, что придется менять номер.

Теперь подробнее о том, чем вы рискуете и что стоит предпринять.

Что владелец номера может сделать с симкой

Человек, на которого оформлена ваша симкарта, может расторгнуть договор с оператором. Для этого ему придется обратиться в салон связи или направить оператору письменное заявление о расторжении договора.

Абонент вправе в любое время расторгнуть договор. Источник: условия оказания услуг связи «Теле2»
Абонент вправе в любое время расторгнуть договор. Источник: условия оказания услуг связи «Теле2»
«Билайн» указал, что договор могут расторгнуть, если абонент написал заявление о расторжении договора и у него при этом нет задолженности
«Билайн» указал, что договор могут расторгнуть, если абонент написал заявление о расторжении договора и у него при этом нет задолженности
1/2
Абонент вправе в любое время расторгнуть договор. Источник: условия оказания услуг связи «Теле2»

Не факт, что человек, на которого был оформлен номер, помнит о заключенном договоре. Но если вдруг вспомнит и решит временно заблокировать вашу симку или вообще расторгнуть договор, вы действительно можете оказаться без связи. Кроме того, придется восстанавливать доступ к различным аккаунтам, связанным с этой симкартой.

Еще владелец номера может перевыпустить симку — в таком случае звонки и сообщения будут приходить ему, а не вам. Это будут в том числе смс об операциях в банке, рассылки сервисов и компаний, где у вас есть личный кабинет. Человек сможет узнать, какими сервисами вы пользуетесь, где совершаете покупки и на какие суммы.

Теоретически он может забрать себе ваши учетные записи в каких-то сервисах, если они привязаны к номеру телефона и плохо защищены. Но крайне маловероятно, что владелец симки сумеет получить доступ к вашим банковским счетам.

Расскажем, как уберечь свои деньги
От воров, хакеров и других нехороших ребят. Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить важные статьи

Может ли владелец симкарты получить доступ к вашим деньгам

Номер телефона — не единственный ключ для входа в мобильный или интернет-банк. Личная информация клиента банка охраняется гораздо строже и имеет несколько уровней защиты.

Представим, что человек, на которого оформлена ваша симка, решил перевыпустить ее и воспользоваться вашими деньгами. Вряд ли ему удастся это сделать.

При установке приложения на телефон или входе в интернет-банк с нового устройства банк может запрашивать дополнительные данные, чтобы понять, что это действительно вы. Могут потребоваться данные карты или логин и пароль для входа. Также банк может запросить кодовое слово или ответы на дополнительные вопросы из анкеты, которые вы указывали для дополнительной защиты.

Каждый банк сам подбирает систему защиты, чтобы никто посторонний не получил доступ к данным и счетам клиента. Вряд ли человек, на чье имя оформлена симка, имеет доступ к вашим документам, знает ваши логины и пароли, кодовое слово или ответы на секретные вопросы.

Для примера я установила приложения нескольких банков на другое устройство, на котором раньше банковских приложений не было, и нажала на кнопку «Забыли пароль». Моего номера телефона банкам было недостаточно — они запросили дополнительные данные.

Тинькофф-банк помимо номера телефона запросил у меня номер карты
Тинькофф-банк помимо номера телефона запросил у меня номер карты
Райффайзен запросил полные данные карты: номер, срок действия и CVV⁠-⁠код
Райффайзен запросил полные данные карты: номер, срок действия и CVV⁠-⁠код
1/2
Тинькофф-банк помимо номера телефона запросил у меня номер карты

Получается, даже если человек знает ваш номер телефона и в каком банке у вас есть счет, банк запросит у него дополнительные данные, чтобы он мог использовать приложение. Аналогично работает защита при попытке войти в интернет-банк.

Человек не сможет узнать номер вашей карты, позвонив в банк. Даже сотрудник банка не видит данные карты полностью — и тем более не имеет права разглашать их просто по звонку другого человека.

Если позвонить на горячую линию, банк может проверять совпадение по голосу. Сотрудник банка может задать дополнительные вопросы, если клиент звонит с неизвестного номера или есть подозрения, что это другой человек.

Наконец, у каждой симкарты есть код IMSI. Это уникальный идентификатор: у каждой карты он свой, повторов нет. При перевыпуске симкарты IMSI меняется.

Некоторые банки используют проверку IMSI для дополнительной идентификации клиента. Если клиент звонит со своего номера, но IMSI был другой, банк может запросить дополнительную информацию, чтобы убедиться, что он говорит именно с клиентом.

Какие сложности возможны из-за чужой симкарты

Вряд ли человек, на имя которого оформлена ваша симкарта, сможет что-то сделать с вашими деньгами, даже перевыпустив симку. Однако если из-за него вы останетесь без симкарты, возможны сложности с привычными приложениями и сервисами, в которых вы использовали этот номер.

Без этой симки вы не сможете получать звонки и сообщения. Также весьма вероятны проблемы с мессенджерами, учетные записи которых привязаны к этому номеру: «Вотсапом», «Вайбером», «Телеграмом».

Если для доступа к каким-то сайтам или соцсетям нужно вводить одноразовый код из смс, вы тоже не сможете это сделать. Аналогично не получится совершить покупку в интернете, так как вы не получите смс из банка с кодом для оплаты.

Если вы забудете пароль от почты или личного кабинета на каком-нибудь сайте, вам будет сложно его восстановить, так как прежний номер будет недоступен. Восстановление доступа займет время, а некоторые сервисы и вовсе могут в этом отказать.

Для таких случаев лучше указывать дополнительные контакты на случай потери номера. К примеру, запасной номер телефона, номер доверенного лица или дополнительный адрес электронной почты.

Что вам стоит сделать

Переоформить номер на себя. Это идеальный вариант. Я советую вам найти человека, на которого оформлен ваш номер, и договориться с ним о переоформлении. Так вы точно сохраните номер за собой.

Вам надо будет обратиться в салон связи вашего оператора вместе с этим человеком. Там заполнить заявление, образец которого даст сотрудник салона.

Если люди находятся в разных городах, оператор может предложить обратиться в салон связи по месту жительства и составить заявление. Первым в любом случае должен обратиться текущий владелец номера, то есть тот, на кого оформлен договор.

Если связаться с этим человеком не получится, идите в салон связи самостоятельно. При себе нужно иметь симкарту и свой паспорт. В салоне надо будет написать заявление о смене владельца. Вам могут задать дополнительные вопросы, например когда и на какую сумму в последний раз вы пополнили счет.

Заявку будут рассматривать до 60 дней. Оформят на вас этот номер или нет, точно неизвестно. Оператор может и отказать: решение примут в индивидуальном порядке. Если откажут, номер останется за прежним владельцем.

Некоторые операторы могут взимать плату за переоформление договора. Так, переоформление договора в «Билайне» будет стоить 150 ₽, а в «Мегафоне» — 200 ₽. В «Теле2» такая услуга предоставляется бесплатно.

Завести себе другую симкарту. Если у вас не получится переоформить номер на себя, я советую вам постепенно переходить с чужой симкарты на собственную.

Заведите новый номер, оформив договор с оператором на свое имя. Постепенно давайте этот номер новым контактам, просите близких и друзей заменить ваш номер на новый, привяжите к новому номеру соцсети, банковские приложения и другие сервисы. Все новые сервисы и соцсети регистрируйте на новый номер.

В дальнейшем лучше оформлять номера телефонов и другие подобные услуги только на себя. Это упростит вам жизнь.

  • Павел БасистовМашина по доверенности, номер чужой, съем квартиры без договора. Типичный русский подход. У меня вот корпоративный номер, бесплатный. Так к нему вообще ничего не привязано. Мало ли что.6
  • ИринаПользуюсь сим-картой отца уже, наверное, лет 10. Он мне её отдал ещё когда я училась в школе, с тех пор только тарифы меняла, а симка та же. Не сталкивалась с проблемами по этому поводу и вообще не задумывалась до прочтения этой статьи.2
  • Сергей ВасильцовПавел, а у меня на работе был случай, когда сотрудник привязал Сбербанк-онлайн к корпоративному номеру. Когда этого сотрудника уволили и его номер передали другому сотруднику, ещё около месяца приходили смс-оповещения о покупках с номера 900. Я не знаю как, но этот номер мы потом быстро отвязали.3
  • MakiritoУ меня была аналогичная ситуация. В 2005 году я переехал в другой город, где у меня уже жил друг, он сразу по приезду дал мне купленную на его жену симку, чтобы не потеряться, быть на связи и так далее. В то время даже как то не задумывался о том что симка не моя, исправно платил за связи и ладно. Друг в какой то момент развелся. Его бывшая уехала в другой город, да и я с ней в общем то не имел никакого общения и прежде, а потом и тем более. Потом мне как то понадобилось сменить формат симки на более мелкий, вот тогда то я поплясал, доказывая что именно я ее владелец. Ну доказать владение мне удалось, тогда же задумался о смене владельца, написал заявление. Но оператор не смог связаться с женой бывшего по старым данным, поэтому переоформление не было завершено (о чем я узнал когда мне снова нужно было поменять формат симки). Консультант в тот раз мне сказал, что если я попытаюсь еще раз поменять владельца, то оператор может заблокировать номер, ввиду подозрительности. Поэтому я решил не рисковать от греха подальше, и продолжил пользоваться симкой и далее без переоформления. Но вот наступил 2018, новые законы на мобильную связь и все такое, оператор стал настойчиво слать мне смс с требованием подтвердить личность. Я понял что мне реально могут заблокировать номер. Я пришел в офис оператора и рассказал всю подноготную, что де человек в другом городе, скорее всего сменил фамилию и связи с ним у меня нет. На что получил ответ что мне помочь ничем не могут. Если человек находится в другом городе, то он должен лично прийти в салон связи, написать заявление о смене владельца номера, после этого уже я должен посетить оператора в своем городе и завершить перерегистрацию. Впоследствии мне все таки удалось поднять старые контакты и связаться с владелицей номера, но проблема была в том, что консультанты в ее городе видимо никогда не сталкивались с такой проблемой, потому заявили, что и тот, на кого переоформляется номер должен присутствовать лично при подаче заявления. Пришлось мне ехать в другой город (благо я там бывал, когда ездил в отпуск), чтобы присутствовать при переоформлении. Затем уже в своем городе я снова пришел к оператору и завершил миграцию номера. Вот такой квест.18
  • Pavla TolokoninaИра, видимо, вы ни разу не теряли телефон вместе с симкой. ну или у вас отец всегда рядом и готов восстанавливать ее вместе с вами.5
  • Татьяна ХватининаКак-то мой парень купил две симки оператора "Просто" - для меня и для себя. Потом "Просто" превратился в тариф Мегафона. С парнем я рассталась, переехала в другой город, но продолжала ходить с этой симкой, удобно же, все знакомые знают этот номер. Но однажды у меня обнулился счет - исчезли деньги, которые я положила совсем недавно. Когда я позвонила оператору, мне сообщили, что если на абонента оформлено несколько сим-карт, и на одной из них долг за связь, он может быть списан с любой другой сим-карты, что, собственно, и произошло)9
  • Artem SimonenkovMakito, Какая жесть.... Неужели нельзя никак проще... Ужас. Поздравляю с миграцией))4
  • Ivan PetrovПочему бы не ввести право обязательной бесплатной возможности передачи номера хотя бы между ближайшими родственниками. Сейчас невозможно представить жизнь без мобильного телефона, поэтому даже маленькие дети имеют телефон, естественно оформленный на кого-то из родителей. И если это остаётся на усмотрение оператора, то всегда есть возможность потерять не только номер, который за продолжительное время обретает привязку к различным аакунтам, включая банковские, то и тариф, что иногда не менее важно.6
  • Олег НьюбиНу во-многом ошибочно. Технически банки не знают IMSI карты. Они знают номер и ФИО. И оператор знает номер и ФИО. Но знает и IMSI. IMSI и номер телефона - не персональные данные. Так и выкрутились все, создав открытый для банков реестр номеров телефонов. При смене сим-карты номер сохраняется, но IMSI меняется и банк при обращении к реестру может заметить изменение и заблокировать операции. Однако в случае смены оператора IMSI тоже меняется, однако ряд банков такое изменение не видит. Отчасти это справедливо - сменить оператора может лишь человек, пользующийся картой со своим паспортом и раз он сменил, то дополнительная проверка не нужна. Второй момент - сама политика операторов связи. У МТС она строгая - при обращении не со своим номером номер блокируют даже если ты его оплачивал, знаешь кому и когда звонил и т.д. У Билайн политика иная - если можешь доказать что пользуешься номером, то можешь переоформить его на себя. Надо знать кому когда звонил, когда и где оплачивал и подобные штуки и так доступные в Личном кабинете. Про Мегафон не скажу, не сталкивался. Теле2 наверняка тоже имеет какие-либо правила, однако свободной раздачи сим-карт Теле2 я не встречал у метро (а вот первых трех до сих пор бывает).1
  • Василий МакровУ МТС есть услуга "Замена SIM-карты пользователю". Владелец симки заполняет заявление, затем ему звонят из дата-центра и предлагают ответить на несколько вопросов типа "Сколько сейчас баланс на симке", "Когда был последний звонок", и прочие, всего 6. Если ошибиться, то можно будет попробовать еще только через месяц. Если все правильно, договор переоформляется в течение суток-двух, но на это время симка блокируется "в ноль", даже СМСки от банков не будут проходить.3
  • MakiritoОлег, ну с билайном мне отказали в переоформлении без заявления владельца, хотя я доказал владение номером: рассказал по памяти кому куда и когда звонил и пополнял когда и на какие суммы номер. Так что все зависит от ситуации видимо.0
  • Валерий МоисеевТо чувство, когда симкарту тебе оформили будучи школьником, потом перешел на Yota как только появилась эта услуга. Yota отказывается менять владельца2
  • Aleksandra NВасилий, tele2 cделайте также,плиз0
  • Vladimir NoskovПомню, я купил новую симку, и решил с ней зарегаться на Юле. ну а поскольку номера же теперь кочуют от абонента к абоненту, оказалось, что на этот номер в Юле уже зарегистрирован аккаунт. И я смог восстановить доступ в него - это оказался какой-то свадьбо-фотограф, я видел всю его переписку с клиентами и т.д. Я решил удалить этот аккаунт, чтобы зарегистрировать новый, свой, с нуля - но Юла не дает этого сделать даже после удаления старого аккаунта - мол, этот номер уже использован другим человеком. Так я перестал быть клиентом Юлы, даже не начав :))1
  • Юлия ПетроваВ 2003 году купила симку "Просто" (Мегафон) с красивым номером, пользовалась какое-то время но была студенткой и не потянула финансово тот тариф, симку отдала подруге. Мы с ней перестали общаться в 2012 году совсем, разругались, в итоге она вышла на меня в 2016, попросила переоформить симку, я про нее уже забыла если честно. Но встретились, переоформила.0
  • Андрей АкашевIvan, вся проблема возникает из-за того, что номер не принадлежит нам. Мы грубо говоря его арендуем у государства0
  • Ivan PetrovАндрей, а он и никогда не будет принадлежать. Даже в новом законопроекте вся "собственность" на поверку липовая.0
  • Herrn KovalА вот кстати нет.. если у человек сбер, то на номер 900 он может отправить команды баланса и переводы1
  • Евгений ТужилкинТатьяна, вам новая сим-карта не нужна? 😆0
  • Ivan PetrovСергей, а у меня другое мнение по поводу корпоративных номеров: вероятность мошенничества с ними на порядок меньше, то есть случаев, когда по липовой доверенности переоформляют номер - меньше. Если человек имеет возможность контроля за номером, мне кажется, безопаснее привязывать банковские аккаунты именно на корпоративные номера.0
  • Ольга АлехинаОлег, в Билайне тоже переоформить сложно, либо вдвоем с владельцем приходить, либо без владельца писать заявление с просьбой переоформить, они письмо шлют владельцу и если он не ответит или даст свое согласие, то переоформят, но 60 дней надо ждать ответа.0
  • WoodleyПользуюсь номером с 2010 года и когда поменял тел.симка к нему ни подходит так как старая,а обрезать как мне оператор сказал никак(Хотя думаю можно края есть)хозяин симки мой друг живет на чукотке и ни работает чтобы пойти в отпуск и прилитеть ко мне чтобы переоформить на меня номер. Как мне быть. В данный момент симка в старом кнопчатом телефоне и меня это уже бесит. Может есть такие разделители куда вставляються симки или как?или другу что то там надо сделать чтобы я сдесь этот номер переоформил?помогите пожалуйста0
  • Алексей ЯкунинArtem, надо через пробив решать вопрос0
  • Алексей ЯкунинОльга, а что с симкой в течение этих 60 дней? Она остается доступной для использования или ее лочат на период ожидания ответа от прежнего владельца?0
  • Наталья РусаковаА ситуация такая, оформлена на мужа в каком то лохматомгоду, лет 20газад.Пользовалась только я. Умирает муж и что? Все 20 лет жизни к чертям с этим номером?0
  • Nicole MetaxaНе понимаю проблемы. Когда-то мне оператор МТС предложила бесплатную услугу приехать ко мне домой и помочь разобраться с проблемой. На мой взгляд, присутствует чёрная бюрократия и человеческая бездушность. Обидно за Билайн. Лично у меня от Билайна столько проблем, которые граничат с анекдотом: кошелёк или жизнь. Бессовестные люди, вот и всё.0
  • Начало есть Артём СухановИ я имею дядю, который лишь в январе и приедет - увидеть лично мой ПК!!0
  • user2872641А если sim-карта левая и я ей пользуюсь 18 лет и её оплачиваю и крутой номер что в таком случае можно сделать как я могу переоформить на себя если в МегаФоне мне говорят этого сделать нельзя0
  • user3133541Телефон получен в подарок а теперь появилась необходимость и сын хочет переоформить симку на меня, почему оператор может отказать в этом?0
  • user3346637Я хочу оформить сем карту0