Здравствуй, Т—Ж!

Уже не в первый раз меня путают с моей полной тезкой из другого города. В первый раз из-за этого были проблемы с кредитом: хотели отказать из-за того, что я по ошибке оказалась в черном списке банка. Сейчас списали половину зарплаты и немалую сумму с карты. Я думаю, что это очередной долг моей тезки.

Как быть в такой ситуации? Куда бежать: в банк или к приставам? Или можно решить проблему напрямую с работодателем?

Ирина Ф.

Ирина, очень жаль, что вы оказались в такой ситуации. В этом ни банк, ни работодатель не виноваты: они просто выполняют требования исполнительного производства и пристава, который его ведет.

В исполнительном производстве обязательно должны быть указаны ФИО должника, его дата рождения и место рождения. На основании этой информации выносятся решения о списании денег. Поскольку данных мало, случаются ошибки.

Я расскажу, как в этой ситуации взаимодействуют приставы и банки, борются ли с такими ошибками и что делать, если деньги ошибочно списали у вас.

Как пристав направляет запросы

Взыскатель обращается в службу судебных приставов с документом: исполнительным листом, судебным приказом, соглашением об алиментах или с каким-то другим. На основании этого документа открывается исполнительное производство.

В документе указано ФИО должника, дата и место рождения. Иногда еще указывают место работы и проживания. Других данных по закону не требуется. Из-за этого возникает много проблем.

Получив исполнительный документ, пристав возбуждает исполнительное производство и начинает поиск должника. На территории Российской Федерации действует единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). К этой системе подключены все ведомства и банки. Это ускоряет процесс получения информации о должнике. Отправив специальный запрос, пристав получает данные из ГИБДД, загса, УФМС, МВД, ПФР, Росреестра, а также из кредитных организаций.

Приставу не нужно собирать данные из каждого ведомства по отдельности — достаточно просто отправить запрос через СМЭВ. Информация с ответами формируется в электронную таблицу, где напротив каждого ведомства и организации есть блок с данными должника. Если никакой информации нет, блок останется пустым, если есть — будет заполнен автоматически.

Информация из ведомств может быть такой:

Как я уже сказала, в исполнительном документе указаны только ФИО должника, его дата и место рождения. Эти же данные пристав включает в запрос. Из-за того что ведомства и банки получают запросы от пристава с ограниченной информацией о должнике, вероятность совпадения очень велика: они могут предоставить приставу данные по другим людям.

Почему происходят ошибки

В полученной таблице из ведомств будет информация по всем Ивановым Иванам Ивановичам с датой рождения 19.09.1999 из региона, в который были направлены запросы. Если нашлось пять Ивановых Иванов Ивановичей, в этой таблице информация будет по каждому из них. Получается, если хотя бы у одного из Иванов будут деньги на счете, пристав вынесет постановление о взыскании этих денег. Если у всех пяти — достаться может всем сразу, даже если виноват один.

Конечно, если внимательно анализировать каждый ответ на запрос, можно найти ошибки и понять, что здесь что-то не так. Но работы у приставов много, самих приставов мало, поэтому, получив сведения о наличии у должника денег на счетах или зарплаты, пристав выносит постановление о взыскании — и переходит к следующему делу.

Если бы в исполнительных документах и запросах использовали уникальные данные — номер СНИЛС, ИНН или паспортные данные, — вероятность ошибок можно было бы снизить.

Люди, которые столкнулись с ошибочными списаниями, часто винят в этом банки или работодателей: информацию не проверили и никак не предупредили. Но банки и работодатели не имеют права игнорировать запросы и постановления пристава: пришли требования — они их исполняют.

Если взыскатель знает, в каком именно банке у должника есть счета, он или его представитель может напрямую направить исполнительный документ в банк. При таком способе вероятность ошибки ниже, ведь взыскатель знает должника лично и обращается напрямую в организацию. Банк сам проверит информацию и примет меры: арестует счет или, при наличии средств, перечислит суммы со счета на реквизиты, указанные в обращении взыскателя.

Если банк обнаружит ошибку, он может сообщить об этом взыскателю и вернуть исполнительный документ. Но, поскольку данных в исполнительном документе мало, банк может и не заметить.

Как вернуть ошибочно списанные деньги

Банк обязан уведомить клиента о списании средств. Единого стандарта таких уведомлений нет: это может быть просто смс с указанием суммы списания, а может быть и полная информация с указанием номера исполнительного производства и ФИО пристава.

Если вам пришло смс о списании, нужно срочно связаться со своим банком. Специалист проконсультирует вас, по какой причине списали деньги. Если это ошибка и деньги списали просто из-за совпадения ваших данных и данных должника, уточните у сотрудника банка данные отделения судебных приставов и ФИО пристава. Номер телефона можно узнать на портале ФССП. Также вы можете запросить у банка копию постановления пристава, чтобы самостоятельно сверить данные.

Далее нужно связаться с приставом. Можно направить письменную претензию или лично прийти на прием, но для начала попробуйте просто позвонить. Так вы узнаете, какие именно документы нужно представить, чтобы пристав смог понять, что произошла ошибка. Это может быть СНИЛС, ИНН или копия паспорта гражданина Российской Федерации или заграничного паспорта.

Если пристав уходит на больничный, в декрет или увольняется, его дела переходят к другому судебному приставу. При звонке можно уточнить эту информацию. Если возникнет заминка и будет непонятно, кому именно передали дела, нужно связаться с начальником отдела. Его номер также можно узнать на портале ФССП.

К сожалению, дозвониться до пристава удается не всегда. В таком случае направьте письменную претензию — опишите ситуацию и сразу приложите копии документов с уникальными сведениями о вас: паспорт Российской Федерации, СНИЛС или ИНН.

Претензию можно отправить через личный кабинет на портале ФССП или через Почту России. Если будете использовать почту, сделайте копии своей претензии и отправляйте заказное письмо с уведомлением. Эти меры помогут, если вопрос будет решаться в суде.

В письме обязательно укажите все возможные способы связаться с вами: электронную почту, номер мобильного телефона и почтовый адрес. Также рекомендую в самом письме прописать, чтобы копию ответа на жалобу направили на вашу электронную почту.

После того как подтвердят, что вы действительно не должник, пристав обязан снять все аресты и ограничения. Так сказано в письме ФССП от 29 мая 2017 года «О вопросах ошибочной идентификации граждан как должников по исполнительному производству».

Далее пристав проверит информацию о долге: находится ли он на счету ФССП или уже переведен взыскателю. Если деньги будут еще в ФССП, вам быстро их вернут. Если нет, пристав обязан будет связаться со взыскателем для возврата средств.

Когда деньги уже перечислены взыскателю, срок возврата зависит от того, кто именно выступал взыскателем. Если это государство, пристав свяжется с соответствующим ведомством, и деньги скоро вернут. Если взыскателем выступает компания или физическое лицо, ситуация может быть сложнее: деньги могут быть уже потрачены. Тут может потребоваться помощь адвоката и обращение в суд.

После того как снимут все аресты, рекомендую направить в территориальный отдел ФССП заказное письмо с письменным требованием, чтобы в базу внесли информацию о том, что вы выступаете «двойником» должника.

Некоторые специалисты рекомендуют регулярно мониторить портал ФССП на наличие долгов по вашим ФИО и дате рождения. На мой взгляд, это трудоемко и не совсем эффективно — лучше так делать перед крупными покупками, продажей недвижимости или поездками за границу. Также рекомендую проверять почтовый ящик по месту регистрации, чтобы в случае ошибки успеть принять меры.

Если у вас есть вопрос об инвестициях, личных финансах или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.