Кто должен оплачивать замену счетчиков — собственник или УК
Живу в Московской области, во Фрязине, на проспекте Мира.
В 2013 году всем жителям нашего дома заменили старые счетчики электроэнергии на новые. Поменяли бесплатно, но документы на руки жильцам не выдали. Мы и не просили, поскольку думали, что счетчики в подъезде — это общедомовое имущество, которое обслуживается за счет УК.
В 2019 году ресурс у этой модели счетчиков закончился. УК всех оповестила, что счетчики будут менять за счет собственников. Я ходил разбираться, потому что платить 8000 рублей за замену не хочу: счетчики — это общедомовое имущество, обслуживание которого должна оплачивать УК. Мне ответили, что УК оплачивать ничего не будет, но никакими нормативными документами ответ, правда, не подкрепили.
Кто в итоге должен оплачивать замену счетчиков и на каком основании? В интернете, к сожалению, исчерпывающего ответа на этот вопрос не нашел. Во всех статьях написано, что должны менять либо за счет собственников, либо за счет УК, но ссылок на нормативную документацию нет.
Можно ли вернуть деньги, которые я потратил на замену счетчиков, если выяснится, что со стороны УК это было неправомерно?
Илья, в 2019 году управляющая компания была права, но с 2020 все иначе. Во-первых, в доме есть один общедомовой счетчик электроэнергии и индивидуальные счетчики, которые принадлежат жильцам. Их еще называют индивидуальными приборами учета (ИПУ). На самом деле общедомовой счетчик (ОПУ) — это тоже собственность владельцев квартир, но он принадлежит одновременно всем в доме.
Во-вторых, все свои действия управляющая компания совершает за счет собственников многоквартирного дома (МКД). То есть и за ваш счет тоже. Но иногда — за счет разовых платежей, а чаще — за счет регулярных взносов на содержание дома.
Теперь за замену электросчетчиков отвечают поставщики электроэнергии и сетевые организации. Стоимость замены включена в тариф, сбытовую надбавку и плату за технологическое присоединение. Если счетчик сломается, истечет межповерочный интервал или его украдут, энергосбыт должен установить новый бесплатно. Это касается индивидуальных и общедомовых приборов учета. Собственник покупает новый счетчик и оплачивает работу по замене, только когда прибор исправный, но хочется поставить новый, например многотарифный.
Можно ли не менять счетчик
Приборы учета израсходованного электричества должны стоять везде, где это возможно .
Электросчетчик может стоять в квартире или подъезде. Но в обоих случаях, если он считает энергопотребление в одной квартире, он не становится общедомовым имуществом.
С 2020 года ответственность за замену и установку приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах лежит на энергосбыте. Если поставщик электроэнергии вовремя не поменял счетчик с истекшим межповерочным интервалом, он все равно должен считать по его показаниям . Если позже будет поверка и окажется, что счетчик не в порядке, энергосбыт сделает перерасчет по среднемесячному потреблению в последние полгода межповерочного интервала .
Если электросчетчика не было или он сломался, система расчетов сложнее. На поверку, замену счетчика или его установку там, где это технически возможно, у энергосбыта есть шесть месяцев с даты выявления неисправности или истечения межповерочного интервала. Пока показаний нет, в квартире возможно только начисление по нормативу исходя из числа прописанных или собственников. Потребителю это невыгодно, так что он получает право на скидку от поставщика электроэнергии с того месяца, в котором направил письменную претензию об истечении полугодового срока.
В 2025 году скидка составит 7%, с четвертого месяца просрочки — 14%. Общедомовое потребление без исправного счетчика рассчитывают по средним фактическим показаниям за предыдущие 12 месяцев либо по нормативу — по наибольшему числу .
Энергосети обязаны предупредить потребителя заказным письмом, когда хотят менять счетчик, расположенный внутри квартиры. Потребитель в течение десяти рабочих дней обязан дать согласие или договориться о другой дате. Если по вине потребителя установка или замена счетчика дважды сорвалась, через четыре месяца после первой предложенной даты плату начнут выставлять с повышающим коэффициентом 1,5. Вина может быть в недопуске в квартиру, отсутствии ответа на предложение или в письменном отказе .
Коммунальщикам тоже невыгодно затягивать с установкой и заменой счетчиков электроэнергии: они могут получить штраф от 50 000 до 100 000 ₽ .
Нужно ли доплачивать за замену счетчика
Заменить исправный прибор учета электроэнергии на новый можно только за свой счет: купить счетчик и оплатить установку. Энергосети обязаны ответить на заявление потребителя на замену в течение пяти рабочих дней — исполнитель должен выдать счет на оплату услуг. А в течение 30 рабочих дней с даты оплаты счета специалист должен заменить и опломбировать счетчик .
Хотя переходный период к новым правилам начался еще в 2020 году, проблемы с заменой приборов учета остаются. Людям приходится обращаться в прокуратуру с жалобами, что энергосбыт не заменил индивидуальный прибор учета в шестимесячный срок. В Москве и Московской области для решения проблемы хватает помощи прокурора.
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga