Авто
94K

Штрафуют машины за нештатное оборудование, это законно?

42

Происходит следующее: сотрудники ГИБДД останавливают автомобили, которые выделяются на дороге, и обнаруживают в них изменения, которые установил владелец и которых не было в автомобиле с завода. Далее выписывают штраф по ст. 12.5 ч. 1 — 500 рублей — и постановление на повторное прохождение техосмотра. В противном случае автомобиль автоматически снимается с регистрации через 10 дней.

Все было бы хорошо, если бы это касалось исключительно автомобилей, которые после модификаций несут угрозу безопасности на дороге, например с установленным газовым оборудованием. Но под наказание попадают автомобили, у которых:

  1. заменена подвеска: занижена или установлена пневмоподвеска;
  2. заменен воздушный фильтр на нештатный;
  3. заменены диски на произведенные не заводом-изготовителем автомобиля;
  4. установлен спойлер или другие декоративные элементы на кузове.

Я хочу купить зимние нештатные колеса, но теперь не могу оценить степень законности их использования.

Каким регламентом в данном случае пользуются сотрудники ГИБДД? Законно ли это?

Буду благодарен за ответ письмом или в вашем журнале!

Антон Б.

На самом деле никто не запрещает вносить любые изменения в конструкцию автомобиля. Но их надо узаконить, чтобы избежать штрафов.

Аватар автора

Дмитрий Сергеев

эксперт по ГИБДД

Страница автора

Расскажу, как это сделать.

Что написано в законе

Закон не запрещает вносить любые изменения в конструкцию машины. Штрафуют владельцев таких машин не за сам факт внесения изменений. Эта норма прописана в ч. 1 ст. 12.5 КоАП: в этой статье написано о несоблюдении определенных условий при эксплуатации автомобиля. Вносить любые изменения своими силами или на СТО закон не запрещает.

Если водитель вносит изменения в конструкцию автомобиля и не получает на них разрешения, ГИБДД может отказать в регистрации автомобиля при изменении собственника либо аннулировать имеющуюся регистрацию до устранения недостатков.

Если я поменяю масло в машине или установлю другие сидения — мне надо получать разрешение в ГИБДД?

Нет, менять запасные части автомобиля на аналогичные можно без ограничений. Обязательное разрешение нужно получать только на определенные существенные изменения: например, изменение типа кузова, установку нештатных колес, замену галогеновых лампочек на ксеноновые. Полный перечень изменений смотрите в приложении № 9 к регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Абсолютно точно запрещено без согласования:

  1. Изменять тип кузова. Например, своими силами переделать седан в универсал.
  2. Устанавливать в кузове и салоне специальное несъемное оборудование, не предусмотренное заводом-изготовителем. Например, разные силовые бамперы, лебедки, самодельные элементы подвески, нештатные колеса, так называемые шнорхели — устройства на воздушный фильтр, напоминающие паровозную трубу.
  3. Устанавливать или демонтировать газовое оборудование.
  4. Переделывать фары и лампочки или менять их конструкцию. Класс источников света в фарах просто так тоже менять нельзя. За замену галогеновых лампочек на ксеноновые можно лишиться прав на 6—12 месяцев.
  5. Устанавливать стальные конструкции, выступающие вперед относительно линии бампера. Это требование не распространяется на металлические решетки массой менее 0,5 кг, предназначенные для защиты фар. Важно: брызговики, ветровики и различные декоративные накладки под действие этого пункта не попадают, штрафовать за них нельзя.

Это неполный список запрещенных изменений. Полный — в приложении № 9 к регламенту Таможенного союза.

Зачем нужны такие ограничения

Эти требования связаны с безопасностью дорожного движения. Газобаллонное оборудование, установленное вашим знакомым слесарем в гараже, может взорваться, прикрученный на саморезы к кузову нештатный бампер может отвалиться, машина на нештатной резине может непредсказуемо повести себя на дороге. Как себя поведет нештатная подвеска — вообще никто не знает, она может развалиться на ходу.

Владельцам авто кажется, что ничего серьезного они не изменяют, — ну подумаешь, поставили колеса размером побольше. Но колесная арка рассчитана на определенный размер резины. Только при таком размере производитель гарантирует, что колесо не будет цепляться за элементы кузова. Иначе гарантии нет. Представим, что машина на высокой скорости попадает в яму на дороге колесом нештатного размера. Подвеска отрабатывает нормально, но резина рвется от контакта с внутренней частью крыла. Хорошего в этом мало.

Есть еще скрытые минусы, которые напрямую к безопасности не относятся. Например, пробег автомобиля считается по числу оборотов вала коробки передач, фактически — по числу оборотов колеса. Нештатные колеса большего или меньшего диаметра будут искажать данные по пробегу. Это скажется и на сроках обслуживания автомобиля. Но этого может и не случиться — если все сделано правильно.

Как правильно внести изменения в конструкцию транспортного средства?

Есть два пути.

Первый — сделать все самостоятельно. Нужно найти ближайшую лабораторию с аккредитацией Таможенного союза, которая проведет предварительную техническую экспертизу автомобиля и выдаст заключение о возможности установки дополнительного оборудования. В ГИБДД нужно получить предварительное разрешение на изменение конструкции, установить оборудование, пройти техосмотр, получить диагностическую карту и снова пройти экспертизу — на этот раз уже на безопасность.

За все это придется заплатить госпошлину. Через портал госуслуг это обойдется в 350 рублей за внесение изменений в ПТС. Еще 500 рублей нужно будет заплатить за новое свидетельство о регистрации транспортного средства.

Второй путь более простой, но более затратный. Нужно найти станцию техобслуживания, которая сотрудничает с аккредитованными лабораториями. Эта станция техобслуживания не только выполнит сами работы, но и узаконит все изменения. Единого реестра таких СТО не существует — искать придется самостоятельно.

Единого ценника на работы тоже нет: каждый мастер устанавливает цену сам, руководствуясь платежеспособностью клиента. Например, оформление газобаллонного оборудования в разных регионах может стоить от 7 до 10 тысяч рублей — и это только за оформление, без учета самой установки. Для юридических лиц цены на порядок выше. Оформление газобаллонного оборудования на коммерческий автобус, например, будет стоить от 20 тысяч рублей.

Посчитайте, получится ли сэкономить на вносимых изменениях или это будут траты по принципу «понты дороже денег». На мой взгляд, для водителя личного автомобиля будет эффективна только установка газобаллонного оборудования — с ним вы будете тратить на топливо на 30% меньше. В этом случае при больших пробегах окупится как само оборудование, так и оформление изменений в конструкцию автомобиля.

Итак, если вы хотите внести изменения в конструкцию автомобиля, вот последовательность шагов:

  1. Оцениваем экономическую целесообразность вносимых изменений. Если это принесет ощутимую прибыль или тяга к эстетике победила — переходим к следующему шагу.
  2. Находим организацию, готовую взяться за оформление изменений. Проводим предварительную техническую экспертизу.
  3. Обращаемся в ГИБДД, получаем разрешение на внесение изменений.
  4. Устанавливаем оборудование на автомашину.
  5. Проходим техосмотр.
  6. Снова проходим экспертизу.
  7. Платим госпошлину, идем в ГИБДД, получаем новое свидетельство о регистрации транспортного средства и запись в паспорте транспортного средства о том, какие изменения были внесены.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
  • Илья ИгоревичЖесть0
  • Иван Драго"в разных регионах может стоить от 7 до 10 тысяч рублей " "для юридических лиц цены на порядок выше - будет стоить от 20 тысяч рублей." Как финансист финансисту - "на порядок" это ровно 10 раз. Не в 2 раза, нет. "На 2 порядка" - в 100 раз. И так далее.6
  • Денис Евграфовдебилы на приорах ксенон ставят повально и пофиг2
  • Artem LosiakovИван, меня вся статья очень расстроила, очень неквалифицированные предположения и заявления уровня профановского я.дзена. Отмеченный Вами момент меня покоробил как математика.5
  • Artem LosiakovПоверхностная статья с необходимым автору количеством символов. "Зачем нужны такие ограничения Эти требования связаны с безопасностью дорожного движения." Нет. Это такой же узаконенный отъём денег как и СРО и навязанные аттестации рабочих мест и прочее. Тот кто ставит силовики, нулевики, лифт и ГБО как правило разбирается в вопросе и обращается в достойные компании по переустройству. Швеллер, приваренный к раме не становится безопасней после оформления, однако санкции за неуплату и любой силовик за деньги согласовывается. Ксенон для колхоза уже не продаётся нигде. Светодиодная замена куда актуальнее. "Устанавливать в кузове и салоне специальное несъемное оборудование, не предусмотренное заводом-изготовителем. Например, разные силовые бамперы, лебедки, самодельные элементы подвески, нештатные колеса, так называемые шнорхели — устройства на воздушный фильтр, напоминающие паровозную трубу." 1. Все перечисленные элементы ставятся не в кузове и не в салоне. 2. Лебёдку в бампер невыпирающую за переднюю часть (номер) можно ведь? А сзади в междурамье на пикапе? А на эвакуаторе за кабиной? А по статье нельзя. 3. Слово "шнорхель" уместнее заменить на "увеличенный воздухозаборный патрубок". Труба выводит коптя, а шноркель забирает прихрюкивая. "Посчитайте, получится ли сэкономить на вносимых изменениях " А для экономии ли они делаются? Кому-то для эстетики, кому-то для увеличения проходимости, кому-то для увеличения грузоподъёмности или пассажировместимости есть несчитаемые вещи.3
  • Русфет КадыровЗа два года с момента написания ничего не поменялось? Может, хоть список аккредитованных СТО создали?0
  • Павел ВайсЕще в рассылку "это" засунули, думал тут информация есть а тут брашурка из гаи что и так почти каждый пацан с гаражей в курсе. #ТЖнеТорт уже, не торт.1
  • ВикторияВнештатные усилители звука получается не попадают под штраф. Всё, что связано с музыкой пока можно?0
  • Дмитрий СергеевВиктория, все зависит от того, как музыка установлена. Например, автомобиль с музыкальными колонками из фильма "Безумный Макс" вполне попадает под штраф - там из за усилителей и колонок изменена конструкция кузова. Но обычный усилитель в багажнике и нештатная магнитола в салоне - не наказуемы.1
  • ВикторияДмитрий, а если врезали дополнительные колонки, то есть подключали услуги электриков. Просто в перечне полном, я не нашла ничего про звуковые детали. Или получается всё, что влияет на безопасность, и кто это решает, нельзя устанавливать. Скорее всего будет штраф, а потом мы едем в лабораторию, тратим деньги и получаем заключение, что наши сверхсильные колонки не влияют на безопасность…0
  • Дмитрий СергеевВиктория, то, что вы называете звуковыми деталями вы в перечне и не найдете. Все просто - детали, которые подлежат техническому регулированию Техрегламентом таможенного союза перечислены в таблице 4 этого техрегламента. Там нет аудиосистемы. А это значит, что все, что связано с автозвуком, можно менять без каких-либо технических экспертиз и согласований с ГИБДД. Главное - силовые элементы кузова не режьте для колонок, и лобовое стекло ими не загораживайте, за это точно оштрафуют :) Но не за сам звук, а за то, что стекло мощным динамиком перекрыли. В остальных случаях - штрафа не будет. А если будет - идите в суд обжаловать, и ссылайтесь на таблицу 4 техрегламента.0
  • ВикторияДмитрий, спасибо за подробный ответ)).0
  • Дмитрий СергеевВиктория, мы всегда рады помочь. Я понимаю ваше беспокойство - в последнее время было много новостей о зверствах ГИБДД и штрафах за нештатные магнитолы. Такая ситуация возможна - но только если любитель автозвука серьезно вмешался в конструкцию автомобиля. Но для большинства водителей поводов для паники нет.0
  • ВикторияДмитрий, у нас в городе многих начали штрафовать. Аргументируя тем, что из-за таких новшеств, водители могут не услышать сирены служб и говорят, что это попадает под внесение конструктивных изменений.0
  • Дмитрий СергеевВиктория, к сожалению, не все сотрудники ГИБДД хорошо знают техрегламент. Мы постараемся сделать подробный разбор, чтобы водители знали, как аргументировать свою позицию при обжаловании таких штрафов.0
  • Дмитрий СергеевВиктория, у нас только что вышел подробный разбор по вашему вопросу - https://journal.tinkoff.ru/louder-sound/0
  • Kirrr"Зачем нужны такие ограничения Эти требования связаны с безопасностью дорожного движения." Вы что, б***ть серьезно? Стальной кенгурятник на рузке после сертификации не превращается в ватный0
  • ВикторияДмитрий, Спасибо!!!!0
  • ВикторияДмитрий, думаю, как раз-таки знают, а водители нет. Вот и пользуются.0
  • АлексейДмитрий, Как на счет штатных пластиковых порогов и юбок бамперов сделанных на заводе? Есть комплектации с ними а есть без.0
  • EwgeniyА снимать элементы можно? Я снял молдинги с дверей и заводские накладки порогов, это изменение конструкции?0
  • Дмитрий СергеевEwgeniy, молдинги на дверях и накладки можете снимать и ставить без ограничений. За это не оштрафуют.1
  • Incliner 5Интересно а дело обстоит с реэкспорт ваз0
  • Евгений ССРА пневмобаллоны, устанавливаем в пружины задней подвески, попадают под переоборудование?или пневмостойки которые изготавливать специально для авто0
  • ОлегЗдравствуйте, Установка штатной рамки мультимедиа ваз 2123 с монитором камеры заднего вида на шевроле нива у которой ранее была обычная рамка. А монитор просто крепился на держатель. Не будет ли поводом для штрафов и. т. д.0
  • Дмитрий СергеевОлег, техрегламент не устанавливает требований к рамкам для магнитолы. Вам ничего не грозит.0
  • ОлегДмитрий, добрый день спасибо за ваш исчерпывающий ответ.0
  • Сергей АрсенцевНадо ди оформлять низкопрофильную резину и диски если размер диаметра колеса точно совпадает с заводским. Соответственно искажений спидометра нет?0
  • Дмитрий СергеевСергей, это не считается изменением конструкции. Оформление не требуется0
  • Сергей АрсенцевДмитрий, спасибо. А то статьи напугали что нельзя если не написано на машине.0
  • гостьТ.е. установка ГБО для автора это опасное мероприятие, а изменение подвески, которое может повлиять неблагоприятно на управление, либо изменение вылета дисков с вытекающим изменением нагрузки на элементы подвески, это безопасно. ГБО же только пьяные бомжи в гаражах устанавливают и обязательно с нарушениями, а подвеску изменять 105% наткнешься на суперпрофи, либо если сам делаешь, то всё сделаешь надежнее завода.0
  • Incliner 5Здравствуйте меня интересует, у меня экспортый ВАЗ, обвесы надо регистрировать0
  • Дмитрий СергеевIncliner, на ваш вопрос в такой формулировке нет однозначного ответа. Нужно знать, что за обвесы, вписываются ли они в требования техрегламента.0
  • nik55Всё делается не ради безопасности нас с вами, а для наполняемости безразмерного госбюджета и ни какие экспертизы, заключения, техосмотры по полтора часа на авто не изменят дорожную статистику, сколько бы устрашающих статей и размеров штрафа не ввели. Это государственная фискальная политика!0
  • Миша Суетинстаться ни о чем. на что ссылаться собственнику, если нет ОТТС ? где брать техническую документацию на автомобиль 90-х г.г.в. ?0
  • ИдрисЯ, снял борта с полуприцепа, и мне щас мент говорит слудующий раз анулирую прицеп. Он может анулировать или нет? У меня написано бортовая платформа и есть конники0
  • Владимир ВладимировичНу вот же долбанное государство с дурацкими законами, сертифицированный, заводской кенгурятник фиг поставишь, на вопрос удар по долбанному пешеходу узким бампером или широким кенгуром? И так и так плохо, но кенгурятник не нанесёт таких травм0
  • user2801887Здравствуйте. Будут ли считаться нарушением, если я поменяю капот, фары, бампера, переднюю решетку на более новые, от автомобиля той же марки только следующего поколения?0
  • СергейДа дима! Что то как то однобоко у тебя освещены причины узаконивания изменений. Может быть оторвется, может быть не оторвется. Как в лото. А конкретно чем может угрожать дорожному движению шноркель, фаркоп, лифт в целом? Кто нибуть когда нибуть проводил испытания этих изменений, кто нибуть мониторил количество ДТП на дорогах РФ по вине авто или с участием хотя бы с внесёнными и не узаконенными изменениями в конструкцию????? А вообще Я думаю, что это средство доходов и зачастую не законное различных тех. контрольных организаций и ГИБДД (коррупционная составляющая). Зачастую этот вопрос решается прямо на дороге за 5000 т.р. Всем привет Я Сергей.0
  • СергейА самое интересное следите за мыслью. Я для себя сделал открытие о том что ввезённые иномарки с правым управлением оказывается не представляют никакой опасности дорожному движению. То что у них управление с права при нашем правостороннем движении узаконивается по умолчанию без всяких испытаний хотя все предельно понятно что данные авто это неуправляемые снаряды особенно при обгонах, регулировке освищения ну и т.д.!!!!!!!!0