Как я открыла ателье и с какими подводными камнями столкнулась

33

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Александра Павловская

Страница автора

Меня зовут Александра. Я связана с миром моды по роду деятельности: оказываю услуги как стилист, а также руководила в Москве собственным ателье, которое пришлось закрыть из-за всех локдаунов.

Все чаще сталкиваюсь с тем, что люди представляют себе эту сферу бизнеса совсем иначе. Захотелось поделиться опытом и рассказать детальнее, как все устроено в реальности. Смотрела как-то на «Ютубе» видео на эту тему: везде говорили, как это легко, прибыльно, дерзайте, всегда найдете пару клиенток, готовых годами отшивать весь гардероб. И ни слова о подводных камнях. Я взбесилась и стала везде писать посты и выкладывать влоги с правдой про свой бизнес. Очень хочется максимально донести ее до людей. Итак, расскажу про основные особенности ателье как бизнеса.

В чем разница между ателье и швейным производством

В ателье одежда шьётся индивидуально:на конкретную фигуру со всеми нюансами. Мастер снимает индивидуальные мерки, по ним строит лекало и готовит изделие.

На производстве лекала уже изготовлены. В основном, их делают под фигуру «стройная колонна», проще говоря, девушка без намёка на талию, она наиболее распространена в Азии, а там проживают основные потребители одежды разных ценовых сегментов. Швеи строчат одинаковые изделия по этим лекалам.

Мастера в ателье обладают высоким уровнем квалификации. Могут самостоятельно разработать лекало, могут проклеить и продублировать изделие, а не только прошить-прострочить, могут посадить вещь на любую фигуру. Таких специалистов правильно называть портной.

Мастеров с производства — швей — в штате ателье не встретить. Они умеют лишь строчить изделия. Кроме того, швеи не умеют работать с клиентами. Речь не идёт даже об обсуждении ценовой политики — зачастую они не могут верно снять мерки.

В ателье работа не может быть проведена быстро без потери качества. В среднем пошив занимает 10-12 дней и требует проведения 2-4 примерок в зависимости от сложности изделия и фигуры. На производстве главное — скорость. одна швея может в день выполнять два пальто. Ателье не берётся за массовые заказы по стандартным меркам либо передаёт их на производство. Либо принимает в работу 5-7 единиц одежды в случае корпоративных заказов, но и их готовит по индивидуальным меркам.

Массовые заказы — стандартная практика для производства. Цена работы в ателье никак не может быть ниже стоимости аналогичного изделия в масс-маркете, ведь к его созданию приложено значительно меньше усилий. С миддл-сегментом цены уже могут быть сравнимы, но всё зависит от нюансов как изделия, так и фигуры. Если вам нужно отшить что-то быстро, дёшево и по стандартным меркам, вам — на производство. Не стоит обращаться в ателье в поисках доступных цен.

Как устроено ценообразование в ателье

Вопрос «Почему так дорого?» от клиентов всегда повергает меня в шок. Нет, ну а как дешевле? Мы же не подпольные. Дважды я слышала эту фразу за последнюю неделю в ответ на вопрос о стоимости укорачивания брюк. У нас она может быть от 700 до 900 в зависимости от наличия подкладки и необходимости сохранения швов. Сразу добавлю: на ряд услуг ателье узнавать цены заранее смысла нет, вилка составляет десятки тысяч в зависимости от множества деталей — срока работы, усложнений изделия, наличия карманов, материала. Скажем, работа с шифоном всегда сложнее и, разумеется, дороже.

Итак, укорачивание брюк за 700-900 рублей — «дорого». А почему тогда за стрижку вы платите столько же, а за маникюр — в два раза больше? Они не требуют больше времени и сил. Портной трудится, трудится часами, а получит лишь 30-42 % от ремонта, в разных ателье свои условия.

Оставшаяся сумма идёт на зарплаты других сотрудников: руководители, администраторы, бухгалтер, smm, уборка, IT. Часто все эти функции выполняют лишь 1-2 человека, на электроэнергию (при включенных швейных машинках это значительная статья расходов), аренду, налоги, поддержание машинок в рабочем состоянии — часто требуется недешёвая профилактика, оплату банка-эквайринга-кассы, фурнитуру для ремонтов (нитки, снипперы, иглы итд).

По стоимости пошивов у нас есть минимальная планка. Топ или юбка — от 5000 ₽, платье — от 10 000 ₽, пиджак — от 16 000 ₽ и так далее. Изменяться в зависимости от усложнений стоимость может многократно. Портной работает над пошивом минимум неделю: подберет материалы, проведет примерки, посадит изделие на фигуру, создаст вещь мечты. А получит не более 50% обозначенной суммы.

Если на другие затраты ателье не оставить хотя бы 50% с каждого заказа, убытков не избежать. И закрытия бизнеса, как следствия. Получить меньшую стоимость можно лишь при отсутствии других затрат. Скажем, в подпольном ателье, оформленном как ИП без сотрудников (такие организации могут не регистрировать кассы и не платят за работников), или у совсем уж подпольной швеи, работающей на дому за бытовой машинкой без документов.

Честно ли, если неделю провозившись, скажем, с платьем, вложив душу и идеально его посадив, портной получит меньше 5 000 ₽? За неделю работы получит меньше, чем мастер за три педикюра?

А вообще стоимость любого заказа может варьироваться очень сильно и определяется в момент оформления заказа. Однако если вы ищете самую доступную услугу, это возможно действительно только подпольно. Также хочу ещё раз подчеркнуть: пошив всегда значительно дороже покупки. И никак это не может быть иначе.

Подводные камни

Основные клиенты — люди с весьма ограниченным бюджетом и нестандартной фигурой. Они вынуждены прибегать к услугам ателье. Например, пару вещей мы шили для баскетболиста ростом 2 метра. А бывали клиенты с горбами или с очень широкими бедрами. Они не могут ничего подобрать в магазинах и понимают, что лучше потратиться, но получить вещь, которая идеально сядет конкретно на их фигуру, поэтому обращаются к нам. У богатых клиентов, готовых регулярно шить на заказ, есть свои портные.

Основной заработок ателье — ремонт одежды, на котором не отбить и половины расходов. Поэтому постоянно приходится искать клиентов на пошив, но их доля мала.

«Инстаграм» не помощник в продвижении. Так как 90-95% пошивов — это обычные брюки/джинсы/рубашки, которые никак не привлекут внимание к странице. Люди шьют вещи в первую очередь потому, что не могут подобрать себе что-то на каждый день, а не потому, что хотят иметь уникальные наряды. А из оставшихся 5% не более половины согласны на размещение фото. Итог: классные фото, благодаря которым можно раскрутиться, появляются не чаще пары раз в месяц.

Требуются значительные вложения в оборудование на старте. Берется в аренду либо держится на балансе оборудование — швейные машинки. Расходы у ателье огромные: нитки-иголки-молнии-ткани. Оптом эти вещи покупать бессмысленно, так как под каждый заказ нужны изделия разного качества, разных цветов, из разных тканей и ценовых категорий.

Ателье — это бизнес с довольно сложной бухгалтерией. В этой сфере обязательна довольно сложная налоговая система «доходы-расходы», которая требует сложного документооборота и редко дает возможность четко предсказать, сколько затрат вы понесете и когда сможете получить выхлоп.

Сложный момент для меня: работа с персоналом не из офисного мира. Сложно управлять теми, кто намного старше, кто всегда уверен, что ты хочешь его обворовать.Также особенностью этой сферы является необходимость работы с клиентами-физлицами. Здесь просто «no comments»

Почему я продолжала вести бизнес

Причин много:

  1. Я не из тех, кто сдаётся, споткнувшись даже десятки раз, поскольку точно знаю, что я — из крайне невезучих, и что для достижения результата мне нужно значительно больше попыток, чем любому другому человеку.
  2. Это бизнес из сферы моды, которую я страстно люблю и обожаю. Но я точно не хотела бы быть просто стилистом потому что не особо люблю фриланс и работу без привязки к месту и графику. Свое дело — это тоже не особо про стабильность, но всё-таки есть определённые дисциплинарные условности, которые для меня значимы.
  3. Хобби как бизнес — далекая от меня история. Я твёрдо уверена, что если постоянно заниматься чем-то одним, то даже если изначально ты горел этим занятием, то в итоге просто потеряешь отдушину. Интерес к занятию, которым занимаешься постоянно, рано или поздно теряется. А если от него ещё и зависит уровень твоего благосостояния, появляется своего рода нервяк и напряжение от этого дела. И зачем так? Тем занятием, которое по любви, как по мне, надо заниматься лишь время от времени. А именно зарабатывать по-другому.
  4. Вариант вернуться в найм я не рассматриваю. По крайней мере, пока. Пока же мне по множеству причин необходимо что-то своё.
  5. Мне нравится возможность планирования рабочего графика. Да, время работы ателье определено, но в целом, если мне нужно решить какие-то вопросы днём, я имею возможность это сделать. И за дочкой в сад я успеваю до 18:50, в основном, что при необходимости работать в офисе до 18 как минимум в Москве было бы нереально. За 50 минут я в жизни ни с одной работы не возвращалась.
  6. Что бы ни происходило в мире, люди всегда будут одеваться. И всегда будет хватать тех, кто ничего при всем желании не может подобрать в магазинах на свою нестандартную фигуру. Соответственно, и доход у ателье будет всегда. Но весьма нестабильный, да. Скажем, после этой пандемии сейчас люди остались без денег и у нас ощущается резкий спад количества заказов.

  • Заур1) Ну если укорачивать брюки вы можете только за 700-900 руб, а другие, "подпольные", за 300 руб, то, наверное, это не ваш бизнес. Я покупаю штаны за 800 не для того, чтобы потом за укорачивание этой тряпки еще 800 платить. 2) Не понял, в чем острая необходимость налоговой системы "доходы-расходы". На таких услугах надо делать "доходы" и не заниматься мазохизмом. Персонал, да, возможно придется оптимизировать, как это делают конкуренты. Например, оформлять самозанятыми.12
  • Александра ПавловскаяЗаур, Как показало время, это действительно не мой бизнес. Но совсем не потому, что штаны на ваш взгляд должны укорачиваться за 300 рублей (это точно не причина для того, чтобы бизнес работал в убыток, а выход в плюс в этой сфере при такой ценовой политике объективно невозможен). Моя фирма не ведёт деятельности около полутора лет, сейчас находится на финальной стадии ликвидации. Я была вынуждена закрыть её по семейным обстоятельствам - после смерти близкого человека многое изменилось и ведение полноценного бизнеса стало для меня невозможно (как минимум на некоторое время). Данный текст я писала 2,5 года назад в другой ветке Тинькофф-журнала, по согласованию со мной он был перенесён модераторами и в этот раздел. По сути деятельности ателье всё так и остаётся, я бы ничего не изменила, экономика бизнеса в этой сфере именно такая и сейчас. Но я сегодня больше не имею отношения к миру ателье и работаю теперь только как стилист, так что в словах о том, что это "не мой бизнес", логика есть. :) Налоговая система "доходы-расходы" обусловлена огромным количеством затрат в этом бизнесе по сравнению со многими другими отраслями сферы услуг. Подробно перечисляла их в тексте, здесь упомяну основные статьи - фурнитура, ткани, поддержание работы швейных машин. Всё это выходит в оооочень большую сумму. При таких расходах налоги бизнеса выходят ниже в ситуации, если выбрана система "доходы-расходы", а прибыль оказывается наоборот чуть выше. Система "доходы" в данном случае экономически не оправдана, что проверялось в расчтах неоднократно. Спасибо за ваш комментарий.11
  • ЗаурАлександра, 1) Все-таки по поводу цены на укорачивание брюк есть много ателье, которые это делают за 300-350. В областном городе год назад делал за 200. Наверное, они не платят налоги. Наверное, эта работа является неким закрытием потенциальных простоев работников, а основной доход они получают на других видах работ. Вам с вашими ценами тяжеловато было среди них выживать. А с точки зрения потребителя, если брюки везде начнут подшивать не меньше, чем за 800, то я куплю б/у швейную машинку не сильно дороже. Подшивка на ней у меня, непрофессионала, займет минут 40. И не надо никуда идти, никому ничего объяснять, расстраиваться, что сделали не совсем так, как хотелось бы. И таких, как я, которые сейчас пользуются дешевыми ателье, думаю, будет не мало. 2) При УСН "доходы" в большинстве случаев, в том числе вашем, 3% процента можно сразу отнести на страховые взносы. Вам остается налог - 3% с выручки. При УСН "доходы-раходы" минимальный налог - 1% с выручки. Разница, 2% с выручки, и есть ПРЕДЕЛ вашей потенциальной экономии. Но за это вы получали: - бухгалтер не будет работать дешево, так как это трудоемко. А при УСН 6% будет работать дешево. - вы лишены гибкости в закупках. Вам надо выбирать поставщиков с нормальными документами и оформлением. Цены и другие условия у них могут быть отнюдь не оптимальными. - вам надо постоянно собирать документы на расходы, контролировать их оформление, переделывать их. При этом, подозреваю, что основными вашими налогами были отнюдь не УСН, а НДФЛ и страховые взносы. Поэтому я и написал, что в оформлении работников придется делать оптимизацию. Можно много рассуждать про честный бизнес, но если ваши конкуренты делают такую оптимизацию, а вы нет, то они и работают, а вы нет.6
  • Александра ПавловскаяЗаур, Я согласна, что таких, как вы, есть и будет немало. Однако, ателье как классу в этих условиях не выжить. Поэтому уверена, что в скором времени в принципе останутся либо дешёвыё службы быта, где быстро ремонтируют всё подряд от одежды до электроники за копейки, либо супердорогостоящие персональные портные. Чего-то среднего не будет вообще. Ателье уйдут в небытие также. Хорошо это или плохо, покажет время, но это не только моё видение, со многими специалистами мира индивидуального пошива мы в этом единодушны. По пункту 2... Не считаю такое оптимизацией... Это не совсем честно по отношению к работникам, да и наверняка такая практика будет скоро контролироваться со стороны государства, чтобы ему не терять во взносах. Тем не менее, работников мы пробовали оформлять по-разному, да, и оптимизации всякие тоже проходили. И сотрудники на патенте из других стран у нас также работали (что наиболее выгодно). Однако, все равно расходы были гигантские в первую очередь за счёт дорогостоящих фурнитуры и тканей. И их всё-таки нужно куда-то списывать, слишком ощутимая статья затрат.0
  • Елена ЛюцернаЗаур, я год назад купила в магазине секондхэнд крутые джинсы, но слишком длинные, низ расклешен. В наличии швейная машина, но т.к. практики мало, а запороть вещь не хотелось, то понесла в небольшое местное ателье. Вроде рублей 500-600 запросили, срок - 2-4 дня, общались сквозь зубы. Швея по соседству взяла с меня 300 рублей и справилась за 1 день. Я ее потом другим советовала и другие вещи носила, например, новый купальник для плаванья. Люди разные, требования тоже. Ателье тоже разной категории бывают. Вы наверное не сталкивались, когда реально заковыристая работа по ткани, это чаще с девушками случается. А вы действительно можете хоть вручную подшивать, вообще бесплатно. Никто не запрещает ))7
  • Ольга ИвановаАлександра, такие как вы это какие? Которые не хотят платить за одинаковую работу в два раза дороже?4
  • Александра ПавловскаяОльга, Которые хотят платить как можно меньше и совершенно не переживают о том, не обесценивают ли они чужой труд.3
  • Marina IlinaЯ сама шью, но тут что-то было лениво и в Доме быта мне подшили джинсы за 300 руб и это Москва, в другом городе ещё было дешевле. Поэтому с ценой 700-900 за данную услугу автор просто НЕ в рынке и никакие рассуждения на тему "обесценивания труда мастера" тут не помогут! И не локдаун причина того, что бизнес закрылся, при таких раскладах и без локдауна автор сидела без заказов, капитализм и рынок штука жестокая.13
  • Валерия РайнЯ бы готова заплатить за одежду мечты, но пока не находила хороших мастеров. А в очередной раз тратиться и получить разочарование не охота4
  • Яна СедоваРазве бывают стандартные фигуры? Даже моя знакомая с идеальными параметрами (на вид - пресловутые 90-60-90) говорит, что у нее разные размеры одежды для блузок и для брюк/юбок.4
  • Наталья КуляшоваСтранно, что вы так долго вели бизнес, если простое возражение клиентов повергало вас в шок. Людям дорого, потому что у них в голове сформировано понимание, сколько денег они готовы заплатить за подшив брюк. А ваша цена этому понимаю не соответствует. И если вы хотите работать с людьми и дальше, вам придется формировать у них правильные ожидания. И тем не менее всегда останутся те, кому дорого, потому что сейчас продается много дешевой одежды.3
  • Биполярная ЗвездаЯна, а для производителей одежды почему-то 90-60-90 совсем не стандарт. Например, для российского 42 размера стандартные размерные сетки указывают - 84 см в груди и 90 см для бёдер.4
  • 8
  • Юлианна ОрловаОчень редко встретишь хороших мастеров в ателье. Одна - платье шила 3 месяца, с 1 примеркой. Другая - запорола дизайнерский купон, не смогла посадить платье и сшила откровенную хрень. И все это за бешеные бабки. Да, я готова платить. Без возражений и воплей, почему так дорого. Я люблю свои платьишки и готова за них платить. Но платить - за качество!!! Очень боюсь обжечься в очередном ателье.2
  • Ещё один торгашОх уж эта сложная система «доходы-расходы». Дальше читать не стал. Бизнес (любой) - это не ваше.2
  • Natalia BalaevaАлександра, так ткань клиент сам приносит, если только вы замок и подклад свой предлагаете... Поэтому доходы и расходы странный выбор0
  • Наталья КуляшоваСаша, а как то, что написала я, противоречит тому, что написали вы?3
  • Кирилл СкачковУ меня сеть Ателте уже 4 года. Налоговая система Доходы 6% отлично подходит, и бухгалтер каждый год за 10 минут Решает все вопросы по этой части. По поводу цены дороговато, но нужно понимать про какую целевую аудиторию мы говорим. Возможно и нормально. У меня 400- 500₽ стоит в питере. Ремонт приносит 90% дохода. А это значит рас в 3 месяца закупил расходников на 20000₽ и забыл об этом. Самое сложное в этом бизнесе- найти адекватный персонал!2
  • Алена ПечниковаЗаур, укоротить джинсы за 300,да,я дома могу ,а ателье,это все таки структура с большими накладниками,поэтому это должно быть хотя бы 7001
  • Алена ПечниковаОльга, отношение в России такое к мастерам швейникам,как к рабскому труду,мол,что там делать то? Можно и за три копейки. При этом сами на своих работах за нефиг делать хотят бешеную зарплату1
  • Биполярная ЗвездаАлена, объясняю специально для тех, кому с первого раза не доходит: смысл в том, что для конкретного размера стандарт подразумевает разные объемы груди и бëдер. Например, не 90-60-90, а 84-68-90. Стало ли понятнее? Или совсем с мозгом плохо?2
  • Вера ВишняAleksey, у нас 500, джинсы, с сохранением, татарстан0
  • user2356117Aleksey, в Воронеже 250-300 рублей стоит подшить джинсы, а кофе у нас 80-100 рублей1
  • Кирилл СкачковЕсть такая волшебная штука как патент, у меня сеть ателье по ремонту одежды. Всем рекомендую, головной боли никакой с бухгалтерией.0
  • Валентина Мирдалеевадавно заметила чем медленее человек делает работу свою тем больше запрашивает за нее0
  • ОлесяNatalia, я вот тоже не пойму этот пункт расходов.... У меня тоже много лет уже свое ателье. Расходы я отдельно беру с клиента. Работа плюс стоимость замка например. Замена подкладки -цена работы плюс выбранная ткань. Пошив изделия так же. Работа плюс все расходы.0
  • ОлесяБиполярная, ей надо было сумничать, а не получилось!))))0
  • ОлесяНаталья, вы правы! Изобилие дешёвой одежды обесценил труд портного. Я , например всегда предлогаю клиентам альтернативу. Любую работу можно сделать не заморачиваясь и дешево, а можно со всеми правилами и выкрутасами. Думаю мастера меня поймут о чем я. Тут уж клиен сам и решает, что ему по вкусу0