Я открыл кружок по робототехнике, но так и не смог ничего заработать

Я открыл кружок по робототехнике, но так и не смог ничего заработать

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции.

Я бросил работу на заводе и устроился в колледж информатики.

Работал педагогом на полставке, но брался за все подряд, так как преподавателей не хватало. По профессии я инженер-электрик, у учеников вел электротехнику, физику и управление проектами.

Как-то мне сказали, что в школах планируют запускать по государственной программе занятия по робототехнике — нужна была реклама колледжа и все такое. Я согласился и принялся за дело: купил белый халат, очки как у профессора. Мне дали конструкторы, я приобрел батарейки.

На пробное занятие пришли дети. Не знаю как, но я их очаровал: кто-то играл в «Лего», кто-то на компьютере программировал в Scratch. В общем, всего ко мне записалось 130 человек. Для сравнения: второе место было у кружка танцев — 20 человек на две группы, — а на английский язык пришло 18 детей. Ну, думаю, надо бы и свой бизнес тогда открыть. Что сложного: нужно помещение, конструкторы, ноутбуки.

Перед запуском я все изучил: подводные камни, директ, сайты конкурентов, налоги. Нашел помещение в торговом центре, которое можно было арендовать за 50 000 Р в месяц, но их менеджер уволился и перестал выходить на связь, а я завис. Нашел другое — коммерческий этаж в доме стоимостью 45 000 Р в месяц. Я был рад, но в итоге коммуналка, интернет и обеспечительный платеж обошлись в 90 000 Р. В итоге договорились, что я буду платить 70 000 Р, пока не закрою обеспечительный платеж.

Для старта я взял кредит на 350 000 Р. Если прибавить страховку и проценты, то сумма долга составляла 425 000 Р. Я закупил ноутбуки и мебель, заказал микросхемы и паяльники на «Алиэкспрессе». Друг сделал мне сайт и настроил директ: лиды, конверсия, 2—3 звонка в день. Мы составили хороший и стильный договор. Так как кружок находился прямо в моем жилом районе, до этапа договора доходил каждый второй.

В результате в первый месяц пришли четыре человека, которые платили по 4000 Р в месяц. Во второй месяц записались еще шесть учеников, в итоге кое-как набралось 12 человек. Теперь мне хватало денег на то, чтобы просто покрыть аренду, не считая оплаты коммуналки. По сути, я работал на хозяина помещения. Детям нравилось, но я чувствовал, что мне не хватало времени на подготовку.

Моя неделя проходила так:

  1. Еду в колледж, веду пары.
  2. Из колледжа еду в школу проводить кружок. А там аншлаг — в кабинете по 30—40 детей из начальной школы, которые не сидят за партой, а играют.
  3. Из школы еду в свой кружок и веду еще одно занятие.

В выходные тоже приходилось проводить занятия, а в свободное время я писал методику. Потом еще частный детский сад взял меня работу на два занятия в неделю. Не жизнь, а танцы с бубном. Помимо этого, я занимался доработкой сайта и расписания, отмечал детей, пересчитывал оплаты, ремонтировал конструкторы, постоянно покупал датчики, контроллеры Arduino и провода.

В один момент я решил двигаться в сторону 3Д-принтеров, чтобы хоть как-то заработать. Продавал их на «Авито», сборка занимала часов пять — сейчас вспоминаю и сам себе не верю, что это было со мной. Я печатал 3Д на заказ, поставил коробку «Примем сломанную бытовую технику», записал пару видео, где дети разбивали кувалдой телевизоры, наслаждаясь процессом.

Потом открыл направление для старших: паяльники, программирование на С++, дети 9—12 лет. Собрал две группы по 10 человек. Поступление денег увеличилось, и я почти вышел в ноль. Даже нанял в помощники студента, которому платил: в выходные мы ездили в Щелково, где грузили коробки, столы, паяльники и ноутбуки. Мы также пробились в три школы. Кроме того, я нашел реально крутого программиста — прекрасный человек, математик из РУДН, который студентом писал модуль для Алисы. Он вел занятия в Щелкове.

Самое большое финансовое поступление составило 120 000 Р. Плюс 10 000 Р, которые я заработал на продаже 3Д-принтеров и оружейных сейфов на «Авито».

Но летом дети разъехались по бабушкам и лагерям.

Я кое-как пережил это время. Кредит на тот момент давно закончился, как и рекламная кампания. Я заказал листовки, раздал их детям, чтобы они за 500 Р раскладывали их под дворниками автомобилей. Прошел дождь, листовки прилипли. После этого мне позвонили четыре человека, но не чтобы записаться, а с готовностью прикончить меня, потому что краска с листовок не отмывалась с машины.

Я перенес занятия в торговый центр. Договорился на аренду в размере 30 000 Р, включая коммунальные платежи. В итоге арендодатель поднял цену на 5000 Р. К тому же мне пришлось платить налоги как ИП на патенте репетиторства — 12 000 Р, страховые и пенсионные взносы — еще 32 000 Р. Я уже не помню, как выгребал.

Очередным летом дети разъехались, денег не было, за аренду я не платил два месяца, долг по налогам составлял 27 000 Р. В результате я закрыл помещение, закрыл ИП, обновил резюме, вывез все ненужное в гараж программиста и забыл об этом барахле.

Итого:

Спасибо огромное моей супруге, которая вынесла этот период жизни и дала мне наиграться. И прости, что подверг финансовым рискам. Я получил целый танкер опыта.

Выводы, которые я сделал:

  1. Не нужно открывать бизнес на кредитные деньги.
  2. Не нужно выбирать помещение с дорогой арендой.
  3. Вы не только преподаватель, но и предприниматель: если сегодня не закажете микросхемы и паяльники, то через месяц их не будет.
  4. Бизнес — это процессы: реклама, логистика, снабжение, переговоры, лиды, конверсия, расписание, графики, налоги, договоры, риски, поиск людей, ресурсов, клиентов, партнеров. Снимите розовые очки.
  5. Ядро образовательной деятельности — это методика. Это процесс, чек-лист, пособия, материал. Если не знаешь, чему учить, дети будут скучать и разрушать все вокруг: ломать паяльники, ронять ноутбуки, прожигать столы. Надо держать аудиторию в фокусе. Это вопросы по ораторскому мастерству.
  6. Нужно уделять особое внимание процессам с точки зрения системы организации рабочего пространства 5S. Все должно быть оборудовано, подписано, промаркировано так, чтобы ребенок пришел и взял для занятия ящик со своей фамилией. Раздаточный материал нужно разложить по папкам, инструменты и микросхемы — в специальные лотки на раздачу.
  7. Бизнес-план — лажа, если вы в розовых очках. Нужны точные расчеты, ключевые показатели, математика. И все это надо фиксировать в метриках. Кажется, у Тинькофф есть хорошая CRM для этого. Но есть и Гугл.
  8. Всю документацию лучше вести в гугл-аккаунте. Это лучший офис.
  9. Банк для ИП у меня был Тинькофф. Это единственный светлый луч в этом трэше. Потому что с другим банком я бы, похоже, вообще сдох. Выручил удобный конструктор с разъяснениями и книгой.
  10. Лучшая книга по рекламе — Наталия Франкель, «Event-маркетинг».

Редакция
10.01, 12:02
Тоже решили открыть свое дело и не справились с управлением? Расскажите, что пошло не так:

Я думаю вам помешало такое сильно распыление. У вас бизнес получился по остаточному принципу. А так нельзя - это серьезное вложение вашего времени, сил и, конечно, денег. Идея замечательная, сил и ума у вас хватало. Мне кажется, вас подвело несерьезное отношение. Я думаю вы должны попробовать еще раз, в этот раз с учетом своих ошибок.

50
Отредактировано

Автору удачи. Лучше попробовать и пожалеть, чем витать в мечтах о своём бизнесе.
Как идея - курсы электроники для взрослых?
большой спрос на курсы для взрослых, а рынок пустой. Не ремонт компов и телефонов, а сборка усилителей, терменвоксов, синтезаторов, ламп с вай-фай управлением, умным домом. Самим травить платы, паять. Рынок в петерьурге пустой, я знаю только курсы синтеза звука в дк розы

Была 3 года преподавателем основ электроники и программирования. Первые два года вела бесплатные кружки при лэти, ИТМО, политехе для студентов. Потом - еще три месяца в выборге для детей 7-11 лет за смешные 5 тысяч (все уходило на дорогу и еду).
Со студентами очень нравилось- я училась вместе с ними, обрабатывали технологии изготовления плат в домашних условиях. Радовались успехам не меньше, чем дети, а дисциплинированности и благодарности- в разы больше. Очень заряжало позитивом.
С детьми в выборге... во-первых, директриса набрала две группы семилеток вместо обговоренной группы одинадцатилеток- я скрипят сердцем согласилась, не расформировывать же группу. Материалонь-технической базы почти никакой не было, приходилось на ходу проектировать и на лазере вырезать конструкторы, докупать детали, настраивать компьютеры. В неделю ходило на подготовку 10-20 часов в неделю + 6 часов на занятия + 5 часов на дорогу туда-обратно. И за это 5 тысяч - то есть, практически бесплатно, не смотря на то, что курсы были платными (почему согласилась- отдельная история). Самый абзац был когда меня на последнем занятии побила родительница одного из мальчишек моей группы - поспорили насчет пропусков и качеттсва образования. А так дети ко мне привязались и просили остаться еще вести на следующее полугодие.

20

Алиса, что-что, простите, побила?

5

Evgenia, не до синяков, но нормальным поведением это было сложно назвать. Самое неприятное в этих курсах - когда попадались расстроенные/недовольные учебой и успеваемостью родители. Я из кожи вон лезла, чтобы детям нравилось, но не все зависит от меня. Важна мотивация ребёнка

9

Алиса, тысячу раз да!! Сама искала подобные курсы для взрослых в СПб, ничего не нашла. Пыталась организовать в политехе, но денег не дали. Ситуация удручающая, студенты технической физики (в последствии электроники) паяльника даже не видели, проходили только основы вроде pn переходов и базовые понятия в РЦТС, и то все на втором курсе закончилось. В итоге прикладных знаний ноль, до сих пор не знаю как восполнять

2

Dinky, есть хакспейс b4sp4ce, на сайте есть ссылка на чат тг. Ребята иногда организовывают пайку и другие мероприятия технической направленности. Вдруг вам еще актуально.
А про образование - спасибо, не знала, что все так грустно. Я как раз давала пайку и технологию изготовления плат в домашних условиях. Под конец третьего года занятий уже выгорела - думала, какую фигню рассказываю, никому не нужно. -ан нет, кому-то может быть полезен способ изготовления платы при помощи утюга)

1

Алиса, благодаря импортозамещению скоро всё пригодится.

1

Интересно рассказано, читаешь на одном дыхании. А про "мокрые" листовки в дворниках и звонки владельцев авто смеялся минуту))))
Автор сделал прекрасные выводы, мне кажется ему обязательно стоит рискнуть еще в бизнесе с учетом набитых шишек.

20

наконец то нашел на ТЖ краткую и по делу статью, без того, что автор ест на завтрак в понедельник и как он принимает душ!

17

Роман, немного напрягает ненавязчивая реклама в конце. Но в целом согласен. Хотя конечно в жизни веселее всё равно. Причём во всех смыслах.

1

Прикольно. А мне бы хотелось такого сумасшедшего движа и событийности, только не на кредитные деньги, конечно. Я тупо на инстаграм и рекламу 1к жму, ибо "не заработала еще, вот когда будет зп под 80, тогда можно будет и на рекламы отстегивать." Хотелось бы чуток вот этой веры в светлое будущее и розовых очков как у автора, а то я слишком переживаю и жмочусь. ))

8

ЛюблюИзюм, а тут уже получается какой-то замкнутый круг: нет заработка под 80к потому что нет рекламы, которой нет из-за отсутствия заработка

7

Андрей, ага, именно так. )

1
Герой Т—Ж

очень много энергии у автора. как представлю такую нагрузку, понимаю, что я бы не выгребла даже будучи здоровой. тем более с кредитом. но, с другой стороны, без кредита может вообще не быть возможности всё нужное закупить, снять помещение и сделать какую-никакую рекламу. нужно конечно более тщательно просчитывать на несколько ходов вперёд всё и конечно без розовых очков, ведь риски оплачивать самому придётся, чудеса случаются слишком редко - случайно открыть бизнес ничего не просчитав и не прогореть всё равно что выиграть в лотерею, мало кому удаётся. надеюсь, этот опыт автору всё равно как-нибудь пригодится в будущем.

6
Отредактировано

Классическая ситуация когда начинающий бизнесмен занимается всем и сразу ничем. Нужно на чём-то одном концентрироваться

5

Автор, подумайте о том, чтобы стать преподавателем в ВУЗе, особенно продвинутом. В таком месте, как ИТМО, например, очень поощряют подобную деятельность и могут выделить финансирование. Мой научный руководитель занимался бизнесом по ремонту МРТ, сейчас пришёл в физтех, занимается наукой, участвует в конференциях, ему предоставлены финансы для заказа оборудования, эксперименты проводит на аппаратах. Пару раз в неделю ведёт пары у студентов. То есть вы и образовательной деятельностью сможете заниматься, и реализовывать свои проекты по курсам.

3

Konstantin68, так и что, согласен с первым пунктом его выводов?

2
Герой Т—Ж
Отредактировано

Лучи поддержки.
У меня сейчас итог: минус 900 000 руб. за последние пол года. А доход был только тысяч 100 000 с натяжкой.

Но у меня ситуация немного другая, мой текущий бизнес это часть уже давно работающего, так сказать новое направление.

2

Spitfire82, просим поподробнее)

0
Герой Т—Ж

Андрей, может быть я как-нибудь об этом статью в ТЖ напишу) деятельность Системного интегратора (IT).

1

Я всё-таки не считаю что кредит на бизнес это табу. Если есть уверенность в идее и расчетах - уай нат, как говорится. Ну или хотя бы 50/50. Мне кажется плохой идеей было изначально сочетать бизнес и чем-то ещё, особенно на начальном этапе.

1

А вам платили за преподавание в школе? Может быть, было бы лучше вкладывать эти силы в развитие своего дела?

1
Герой Т—Ж

Понятно почему в БЛ нет рута с Электроником или Шуриком…

0
Герой Т—Ж 🏆

Konstantin68, пионеромзнмл?

0
Отредактировано

Ты просто купил опыт, как и все остальные начинающие (и существующие) бизнесмены. Кто-то подороже, кто-то подешевле. У тебя цена в пол ляма, это норм!

0

Спасибо за отличный рассказ. Очень близка эта тематика - занимаюсь ровно тем же, но на зарплате в детском саду, и в Эстонии. Работаю образовательным технологом, внедряю 3D-моделирование, программирование дронов и прочие чудеса в учебный план для детей 6-7 лет. А за ведение кружка по робототехнике для начальной школы получаю отдельную доплату.
В новой технике дефицита нет - каждый год закупают тонну всего. Есть и 3D-сканер, и VR-шлем, и огромный парк роботов. Но в коммерцию идти не хочу, даже тренером в чужой бизнес, куда настойчиво зовут. Здесь у меня сейчас отличный полигон для отработки методик и для постепенного профессионального роста. А там придётся делать привлекательную доя маркетинга программу, и отвечать за результат, которого будут ждать требовательные родители.

0

У меня ребёнок тоже занимался в кружке робототежники.
На старте были ребята, но потом группа сократилась до 3х человек.
Многое зависит от преподавателя. Как я понял это были студенты, не особо мотивированные и не особо энтузиасты этой темы.
Когда открыли поблизости "Кванториум" где всё те же занятия, но бесплатно. Да ещё и база намного мощнее, то кружок оказался не нужен. (Туда ему и дорога).

0

Классная статья! И как Вы это всё успевали??!! Согласен с одним из комментов, что это бизнес по остаточному принципу. Тут уж нужно было либо кружки развивать, либо свой бизнес. Ну и да, верно подметили, для кружка 400тыс. в кредит.. Это ещё хорошо у вас такая подушка была с таким множеством работ.

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество

Лучшее за неделю