Сколько автомобилей производят в России

И что случилось с заводами по сборке иномарок
14
Сколько автомобилей производят в России
Аватар автора

Артем Иволгин

Страница автора

Весной 2022 года практически все российские заводы по производству иномарок встали.

Мы узнали, насколько сильно это повлияло на общий выпуск машин в России и что стало с этими заводами за прошедшие два с лишним года.

Как менялись объемы выпуска российского автопрома

В середине девяностых в России производили около миллиона машин за год, а в пиковые 2012—2013 годы — больше двух миллионов. Весь этот период производство автомобилей непрерывно росло, за исключением 2009—2010 годов: тогда из-за снижения курса рубля спрос на машины упал, но уже на следующий год восстановился.

После обесценивания рубля в 2014 году объем производства сократился — и до 2020 держался на уровне около 1,5 млн машин в год.

В 2022 году основные зарубежные производители автомобилей ушли из страны и общий объем производства сократился в 2,5 раза, причем производство легковых машин — втрое, а грузовых, специальных и прочих автомобилей — в 1,3 раза.

В 2023 году произвели 720 тысяч автомобилей, в том числе 537 тысяч легковых. В 2024, по прогнозу Минпромторга, в России выпустят 800 тысяч машин — это четвертый с конца результат после 2022, 2023 и 2009 годов.

Источники: Росстат, Минпромторг

Статистику по числу выпущенных машин Росстат публикует ежемесячно. Поэтому мы знаем, что в мае 2022 года из-за санкций достигнут антирекорд выпуска: 3720 машин за месяц. Для сравнения: в кризис 2008 выпуск падал до 19,4 тысячи машин, в кризис 2020 года — до 31 тысячи.

С июня 2022 производство стало расти. По последним на момент публикации данным, в апреле 2024 выпустили 62,8 тысячи легковых машин. Это все еще один из самых низких показателей за весь период наблюдений, но уже больше, чем было в худшие месяцы после финансового кризиса 2008—2009 годов.

Источник: Росстат
Источник: Росстат

Что значит «произведено в России»

В России полтора десятка крупных автомобильных заводов. Они производят машины в трех основных режимах, которые различаются степенью локализации.

Собственное производство. Машины, которые, как правило, спроектированы в России, изготавливаются на российских платформах из деталей, большая часть которых произведена внутри страны. При этом в машине могут быть импортные части. Например, по оценке «Автостата», в марте 2022 года на «Автовазе» было около 20% импортных комплектующих. Минпромторг оценивает степень локализации по балльной системе: за каждую операцию, которая проводится внутри страны, начисляются баллы. РБК подсчитал, что Лада Гранта в 2022 году была локализована на 4621 балл из 8800 возможных — то есть на 52,5%.

Мелкоузловая сборка, или производство полного цикла. На российское предприятие приходит кузов — как правило, неокрашенный и несваренный — и некоторые детали. Часть деталей, в том числе двигатели или трансмиссию, могут покупать у местных поставщиков. Например, в Калуге машины Citroen C5 Aircross сейчас собирают из 800 групп компонентов и 1700 деталей. Завод «Автотор» в Калининграде получал «сваренный голый кузов», на который устанавливались все остальные детали.

Крупноузловая сборка. На завод приходят машинокомплекты, из которых собирают готовые автомобили. Иногда заграничный партнер снимает с готового автомобиля детали — двигатель, коробку передач, зеркала заднего вида, — перевозит через границу, а потом на местном заводе их возвращают на место. Например, завод «Москвич» начинал в 2023 году со сборки машин из 50 деталей.

Как и где производили машины до 2022 года

В докризисном 2020 году 21% машин произвел главный завод «Автоваза» в Тольятти: кроме отечественного бренда «Лада», на заводе собирали также машины Renault Logan и Sandero. Вторым по объему выпуска с 15,3% стал завод Hyundai в Петербурге, третьим — калининградский «Автотор», который собирал машины Kia, Hyundai и BMW.

Заводы по производству иномарок собирали машины в основном мелкоузловым методом. Например, завод Hyundai в Петербурге уже с 2010 года работал по полному сборочному циклу  , а с 2021 там стали использовать российские двигатели — произведенные на той же площадке. На завод Mercedes в подмосковном Есипове все детали, видимо  , поступали из Германии — но варили и красили кузова на месте.

Из заводов по производству иномарок только один занимался «отверточной» сборкой — на предприятии Mazda Sollers во Владивостоке методом крупноузловой сборки собрали 1,9% общероссийского объема машин. При этом на той же площадке производили двигатели для нужд Mazda, которые отгружали в Японию.

Часть компонентов и для «российских машин», и для «иномарок» также производили в России. Часто это были предприятия, созданные совместно с иностранными партнерами. Например, завод Toyota Boshoku производил сиденья, Magna — элементы интерьера, Faurecia — выхлопные системы, Bosch — электронику и так далее. Иностранные компании создавали производства со второй половины девяностых: сначала для рынка запчастей, потом для сборочных производств — на машины и российских, и зарубежных брендов, — а иногда даже на экспорт.

Источник: Автостат
Источник: Автостат

Как изменилось автопроизводство после 2022 года

Отечественные автомобили. «Автоваз», ГАЗ, КАМАЗ и УАЗ испытывали трудности с поставкой иностранных компонентов: например, «Автоваз» останавливал работу на три месяца в 2022 году, а потом возобновил выпуск меньшего числа моделей в более скудных комплектациях.

Но заводы сравнительно быстро вернулись к работе: итоговые объемы выпуска в 2023 году у всех, кроме ГАЗа  , даже выросли по сравнению с 2020. Производство остальных машин в стране сократилось, так что доля этих четырех заводов выросла с 34% в 2020 году до 69% в 2023.

Источник: Автостат
Источник: Автостат

Сборка иномарок. Из 12 крупнейших заводов, которые собирали иномарки в начале 2022 года, весной прекратили работу 11: владельцы европейских, корейских и японских брендов ушли из страны. Продолжал работу только один завод — китайский Haval.

На момент публикации перезапущено восемь из 11 остановленных заводов. Из них половина пока занимается крупноузловой сборкой:

  1. «Автотор»  делал кузова для Kia, Hyundai и BMW, а после кризиса стал собирать машины Kaiyi на основе уже окрашенного кузова. Завод планирует перейти на полный цикл сборки, развивает сотрудничество с семью брендами и запускает ряд новых производств.
  2. «Лада Санкт-Петербург»  выпускает Chery Tiggo 7 Pro под именем XCite X-Cross 7.
  3. «Автомобильные индустриальные технологии»  с осени 2023 года собирает пикапы JAC под брендом Sollers. Планируется локализация двигателей и коробок передач на российских заводах.
  4. «Автодом»  с июля 2024 года начнет серийную сборку машин Exeed.

Сборка полного цикла началась на четырех предприятиях:

  1. «АГР»  с февраля 2024 собирает машины под брендом Solaris, производство включает штамповку деталей кузова, сварку и окраску.
  2. «Москвич»  начал в декабре 2022 года с крупноузловой сборки, с мая 2024 перешел на полный цикл — правда, по мнению экспертов, Москвичи от этого дешевле не станут.
  3. «Автомобильные технологии»  возобновил работу с декабря 2023 года. Выпускает машины Citroen C5 со сваркой кузова, в будущем планируют использовать отечественную продукцию: «аккумуляторы, шины, технические жидкости».
  4. «Соллерс Алабуга»  с августа собирает легкие коммерческие автомобили под брендом Sollers. На момент публикации производство включает сварку и окраску кузовов.

Оставшиеся заводы пока не работают, но анонсированы сроки запуска:

  1. Бывший завод Volkswagen  в Калуге, по обещанию Минпромторга, должен был начать работу в первом полугодии 2024. Завод приобрела компания АГР — та же, что наладила производство на бывшей площадке Hyundai в Петербурге.
  2. Завод ГАЗ  планирует запустить крупноузловую сборку Changan под брендом «Волга» в 2024 году.
  3. Бывший завод Toyota в Петербурге  продали ФГУП «НАМИ», эта же организация стала владельцем доли Renault в «Автовазе». Производство автомобилей Aurus планируют запустить на заводе до конца 2024 года.
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ

Что в итоге

  1. 2022—2024 — годы с историческими антирекордами по производству машин.
  2. Автомобилей на российских платформах — Лада, Нива, УАЗ — выпускается сейчас больше, чем до кризиса.
  3. Практически все заводы по сборке иномарок в 2022 прекращали работу. Большинство крупнейших заводов перезапущены, оставшиеся переданы новым владельцам, а запуск производства анонсирован. Все новые партнеры по сборке — из Китая.
  4. Некоторые заводы уже варят и красят кузова, но уровень локализации у большинства производств пока ниже, чем был.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Артем ИволгинВ чем главная проблема российского автопрома?
  • Забаненый за правдуГлавная проблема в постоянных дотациях и и заградительных пошлинах для иномарок. И автозаводы знают что что какое г они не произведут-их в любом случае вытащат а потребителей вынудят купить. Был Руссо-Балт в свое время.. Частный автомобиль на уровне мировых. С тех пор только копии или скромные доделки1
  • d1mmmkЗабаненый, во всем развитом мире заградительные пошлины на иномарки, и тоже регулярно поднимаются, ибо нечего вывозить из страны капитал, пусть внутри страны заводы строят.6
  • Сергейd1mmmk, одно дело вводить пошлины на Китай, чтобы VW продавать. И другое дело вводить пошлины на всё подряд, когда в стране только один производитель, который «ай ладно и так купят без abs, зачем стараться».0
  • Царица полейДанные о бывшем заводе Nissan очень далеки от реальности. Во-первых, Lada так и не смогла договориться с FAW и те пару сотен а/м, что им поставили из Китая так и подвисли даже с непоменяными китайскими шильдиками. Без подписанного соглашения Lada не может ничего с ними сделать. Около года Lada ведет переговоры с другим китайским брендом чтобы «выпускать» их а/м на своем заводе, но пока с завода не уехал ни один а/м, Хотя китайцы поставили несколько сотен. Так что правильнее было бы написать 0, ведь по сути с завода не выехал ни один а/м. Такие талантливые менеджеры в ладе😣2
  • Григорий ГоловановЦарица, спасибо за бдительность, поправили! Только история с FAW тоже старая, на заводе все же собирают Икскроссы Но не Ладу, а Иксайт, и не 5, а 71
  • Пенсионер-КонструкторПроблема не в автопроме, проблема в политике и в рководстве страны, в тех, кто не давали развиваться рассийскому автопрому, в тех, кто пустил (получив откаты) и кому то в правительстве сумел доказать, что импортные производители престижнее российских. Знаю что говорю, с 1969 работала на ВАЗе, знаю, какие работали специалисты, на что способны, что предлагали для развития вазовского производства. С самого начала прихода на ВАЗ Рено, работала с ними от момента приемки документации и постановки на производство узлов авто Рено, знаю какое старье они привезли в Россию, была в командировке на их заводах и инженерных центрах, хорошо знала и понимала их спецов. В некоторых случаях наши были гораздо квалифицированнее, а у них узкая специализация. А ещё проблема в Главных конструкторах авто. Там где спец, там и результат. Извечная проблема России, кто радеет за Россию, а кто её продаёт. А СУДЬИ КТО???5
  • Иван КарпухинВесь российский автопром до сих пор окологосдарственный. Эффективности от него ждать не приходится, свойство такое у госпредприятий. Опять же жуткая концентрация производства в одних , государственных ,руках. Нет сотен частных предприятий производства компонентов. Есть десяток монополистов. Наверное, результат тех годов, когда МСБ государству был откровенно не нужен, и развивался он только в высококомаржинальных нишах. Интернет там , торговля..1
  • Владимир ЮрьевичПроблема в том, что его не развивают. И долгосрочных нормальных планов не видится. Сделали весту, молодцы. И на этом все. А сама по себе машина тупиковая. Грустно смотреть на ниву из которой можно было сделать реально качественную и интересную машинку. Она интересная, но с остальным проблемы. Больно читать про уазики, которые, там где больше всего сейчас нужны - плохо справляются со своими задачами, дополнительно подвергая риску наших бойцов. Почему нельзя сделать нормальную надежную внедорожную машину? Необходимо было сразу после запуска весты делать свою платформу как у ведущих производителей - ваг, например. Под эту платформу разработать турбо моторы (пусть даже и на основе шеснаря, чтобы сэкономить). Нормальный автомат. Легковую полноприводную трансмиссию. Да, под это потребовалось бы еще кучу миллиардов, но это был бы конкурентный автопром, тк была бы широкая линейка вариантов кузовов и классов авто. И сейчас бы все эти заградительные пошлины действительно пошли бы на пользу такому автопрому. А так, только и остается кусать локти, смотря на утекающий поток денег как за нормальные авто в недружественные страны, так и за китайские поделки.3
  • SnegИван, в Китае огромные дотации были, может и сейчас есть на их аатопром.0
  • Иван КарпухинSneg, ну там государственных компаний две, по моему. Остальные , вполне частные. Субсидии одно, управление другое. Субсидиями можно было спасти российский ТагАЗ, но решили, что проще разорить , поменять на рено тойты и Форды.0
  • Иван КарпухинИван, вру , три государственных , остальное частное0
  • КлонИ что бы не говорили, что бы не предпринимали, Японкам нет равных! Весь Дальний Восток на Японцах. Такие прибыли шли от пошлин в казну! Нет, Починок, царствие ему небесное... Постарался запрптили ввоз, подняли по конски пошлины. Люди остались без работы во всех сферах. И повалили пачками из Приморья. Что сейчас хотите??? Вообще все уедут! Дальневосточную 2-х процентную ипотЭку убрали для моложежи. Для многодетных дают землю под строительство хер знает где. Всë по себе разобрали бывшие, Мэры, Начальники УВД, Депутаты, Архитекторы, что Аы хотите уже от простых граждан?! Сколько можно людей гнуть? Тупые законы и постановления. Дайте уже людям головы приподнять!!! Все закредитованы и в ипотеках. Дурдом! Слов нет(0
  • Андрей НеудержимовУже не знают как ободрать бедный народ0