Сколько автомобилей производят в России

И что случилось с заводами по сборке иномарок

12
Сколько автомобилей производят в России
Аватар автора

Артем Иволгин

изучил статистику

Страница автора

Весной 2022 года практически все российские заводы по производству иномарок встали.

Мы узнали, насколько сильно это повлияло на общий выпуск машин в России и что стало с этими заводами за прошедшие два с лишним года.

Как менялись объемы выпуска российского автопрома

В середине девяностых в России производили около миллиона машин за год, а в пиковые 2012—2013 годы — больше двух миллионов. Весь этот период производство автомобилей непрерывно росло, за исключением 2009—2010 годов: тогда из-за снижения курса рубля спрос на машины упал, но уже на следующий год восстановился.

После обесценивания рубля в 2014 году объем производства сократился — и до 2020 держался на уровне около 1,5 млн машин в год.

В 2022 году основные зарубежные производители автомобилей ушли из страны и общий объем производства сократился в 2,5 раза, причем производство легковых машин — втрое, а грузовых, специальных и прочих автомобилей — в 1,3 раза.

В 2023 году произвели 720 тысяч автомобилей, в том числе 537 тысяч легковых. В 2024, по прогнозу Минпромторга, в России выпустят 800 тысяч машин — это четвертый с конца результат после 2022, 2023 и 2009 годов.

Источники: Росстат, Минпромторг

Статистику по числу выпущенных машин Росстат публикует ежемесячно. Поэтому мы знаем, что в мае 2022 года из-за санкций достигнут антирекорд выпуска: 3720 машин за месяц. Для сравнения: в кризис 2008 выпуск падал до 19,4 тысячи машин, в кризис 2020 года — до 31 тысячи.

С июня 2022 производство стало расти. По последним на момент публикации данным, в апреле 2024 выпустили 62,8 тысячи легковых машин. Это все еще один из самых низких показателей за весь период наблюдений, но уже больше, чем было в худшие месяцы после финансового кризиса 2008—2009 годов.

Источник: Росстат
Источник: Росстат

Что значит «произведено в России»

В России полтора десятка крупных автомобильных заводов. Они производят машины в трех основных режимах, которые различаются степенью локализации.

Собственное производство. Машины, которые, как правило, спроектированы в России, изготавливаются на российских платформах из деталей, большая часть которых произведена внутри страны. При этом в машине могут быть импортные части. Например, по оценке «Автостата», в марте 2022 года на «Автовазе» было около 20% импортных комплектующих. Минпромторг оценивает степень локализации по балльной системе: за каждую операцию, которая проводится внутри страны, начисляются баллы. РБК подсчитал, что Лада Гранта в 2022 году была локализована на 4621 балл из 8800 возможных — то есть на 52,5%.

Мелкоузловая сборка, или производство полного цикла. На российское предприятие приходит кузов — как правило, неокрашенный и несваренный — и некоторые детали. Часть деталей, в том числе двигатели или трансмиссию, могут покупать у местных поставщиков. Например, в Калуге машины Citroen C5 Aircross сейчас собирают из 800 групп компонентов и 1700 деталей. Завод «Автотор» в Калининграде получал «сваренный голый кузов», на который устанавливались все остальные детали.

Крупноузловая сборка. На завод приходят машинокомплекты, из которых собирают готовые автомобили. Иногда заграничный партнер снимает с готового автомобиля детали — двигатель, коробку передач, зеркала заднего вида, — перевозит через границу, а потом на местном заводе их возвращают на место. Например, завод «Москвич» начинал в 2023 году со сборки машин из 50 деталей.

Как и где производили машины до 2022 года

В докризисном 2020 году 21% машин произвел главный завод «Автоваза» в Тольятти: кроме отечественного бренда «Лада», на заводе собирали также машины Renault Logan и Sandero. Вторым по объему выпуска с 15,3% стал завод Hyundai в Петербурге, третьим — калининградский «Автотор», который собирал машины Kia, Hyundai и BMW.

Заводы по производству иномарок собирали машины в основном мелкоузловым методом. Например, завод Hyundai в Петербурге уже с 2010 года работал по полному сборочному циклу  , а с 2021 там стали использовать российские двигатели — произведенные на той же площадке. На завод Mercedes в подмосковном Есипове все детали, видимо  , поступали из Германии — но варили и красили кузова на месте.

Из заводов по производству иномарок только один занимался «отверточной» сборкой — на предприятии Mazda Sollers во Владивостоке методом крупноузловой сборки собрали 1,9% общероссийского объема машин. При этом на той же площадке производили двигатели для нужд Mazda, которые отгружали в Японию.

Часть компонентов и для «российских машин», и для «иномарок» также производили в России. Часто это были предприятия, созданные совместно с иностранными партнерами. Например, завод Toyota Boshoku производил сиденья, Magna — элементы интерьера, Faurecia — выхлопные системы, Bosch — электронику и так далее. Иностранные компании создавали производства со второй половины девяностых: сначала для рынка запчастей, потом для сборочных производств — на машины и российских, и зарубежных брендов, — а иногда даже на экспорт.

Источник: Автостат
Источник: Автостат

Как изменилось автопроизводство после 2022 года

Отечественные автомобили. «Автоваз», ГАЗ, КАМАЗ и УАЗ испытывали трудности с поставкой иностранных компонентов: например, «Автоваз» останавливал работу на три месяца в 2022 году, а потом возобновил выпуск меньшего числа моделей в более скудных комплектациях.

Но заводы сравнительно быстро вернулись к работе: итоговые объемы выпуска в 2023 году у всех, кроме ГАЗа  , даже выросли по сравнению с 2020. Производство остальных машин в стране сократилось, так что доля этих четырех заводов выросла с 34% в 2020 году до 69% в 2023.

Источник: Автостат
Источник: Автостат

Сборка иномарок. Из 12 крупнейших заводов, которые собирали иномарки в начале 2022 года, весной прекратили работу 11: владельцы европейских, корейских и японских брендов ушли из страны. Продолжал работу только один завод — китайский Haval.

На момент публикации перезапущено восемь из 11 остановленных заводов. Из них половина пока занимается крупноузловой сборкой:

  1. «Автотор»  делал кузова для Kia, Hyundai и BMW, а после кризиса стал собирать машины Kaiyi на основе уже окрашенного кузова. Завод планирует перейти на полный цикл сборки, развивает сотрудничество с семью брендами и запускает ряд новых производств.
  2. «Лада Санкт-Петербург»  выпускает Chery Tiggo 7 Pro под именем XCite X-Cross 7.
  3. «Автомобильные индустриальные технологии»  с осени 2023 года собирает пикапы JAC под брендом Sollers. Планируется локализация двигателей и коробок передач на российских заводах.
  4. «Автодом»  с июля 2024 года начнет серийную сборку машин Exeed.

Сборка полного цикла началась на четырех предприятиях:

  1. «АГР»  с февраля 2024 собирает машины под брендом Solaris, производство включает штамповку деталей кузова, сварку и окраску.
  2. «Москвич»  начал в декабре 2022 года с крупноузловой сборки, с мая 2024 перешел на полный цикл — правда, по мнению экспертов, Москвичи от этого дешевле не станут.
  3. «Автомобильные технологии»  возобновил работу с декабря 2023 года. Выпускает машины Citroen C5 со сваркой кузова, в будущем планируют использовать отечественную продукцию: «аккумуляторы, шины, технические жидкости».
  4. «Соллерс Алабуга»  с августа собирает легкие коммерческие автомобили под брендом Sollers. На момент публикации производство включает сварку и окраску кузовов.

Оставшиеся заводы пока не работают, но анонсированы сроки запуска:

  1. Бывший завод Volkswagen  в Калуге, по обещанию Минпромторга, должен был начать работу в первом полугодии 2024. Завод приобрела компания АГР — та же, что наладила производство на бывшей площадке Hyundai в Петербурге.
  2. Завод ГАЗ  планирует запустить крупноузловую сборку Changan под брендом «Волга» в 2024 году.
  3. Бывший завод Toyota в Петербурге  продали ФГУП «НАМИ», эта же организация стала владельцем доли Renault в «Автовазе». Производство автомобилей Aurus планируют запустить на заводе до конца 2024 года.
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ
Источники: Автостат, сообщения предприятий и СМИ

Что в итоге

  1. 2022—2024 — годы с историческими антирекордами по производству машин.
  2. Автомобилей на российских платформах — Лада, Нива, УАЗ — выпускается сейчас больше, чем до кризиса.
  3. Практически все заводы по сборке иномарок в 2022 прекращали работу. Большинство крупнейших заводов перезапущены, оставшиеся переданы новым владельцам, а запуск производства анонсирован. Все новые партнеры по сборке — из Китая.
  4. Некоторые заводы уже варят и красят кузова, но уровень локализации у большинства производств пока ниже, чем был.

Жизнь россиян в цифрах: что едят, сколько работают, куда ездят и на что тратят деньги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное: @t_stata

Артем ИволгинВ чем главная проблема российского автопрома?
  • Забаненый за правдуГлавная проблема в постоянных дотациях и и заградительных пошлинах для иномарок. И автозаводы знают что что какое г они не произведут-их в любом случае вытащат а потребителей вынудят купить. Был Руссо-Балт в свое время.. Частный автомобиль на уровне мировых. С тех пор только копии или скромные доделки1
  • d1mmmkЗабаненый, во всем развитом мире заградительные пошлины на иномарки, и тоже регулярно поднимаются, ибо нечего вывозить из страны капитал, пусть внутри страны заводы строят.6
  • Сергейd1mmmk, одно дело вводить пошлины на Китай, чтобы VW продавать. И другое дело вводить пошлины на всё подряд, когда в стране только один производитель, который «ай ладно и так купят без abs, зачем стараться».0
  • Царица полейДанные о бывшем заводе Nissan очень далеки от реальности. Во-первых, Lada так и не смогла договориться с FAW и те пару сотен а/м, что им поставили из Китая так и подвисли даже с непоменяными китайскими шильдиками. Без подписанного соглашения Lada не может ничего с ними сделать. Около года Lada ведет переговоры с другим китайским брендом чтобы «выпускать» их а/м на своем заводе, но пока с завода не уехал ни один а/м, Хотя китайцы поставили несколько сотен. Так что правильнее было бы написать 0, ведь по сути с завода не выехал ни один а/м. Такие талантливые менеджеры в ладе😣2
  • Григорий ГоловановЦарица, спасибо за бдительность, поправили! Только история с FAW тоже старая, на заводе все же собирают Икскроссы Но не Ладу, а Иксайт, и не 5, а 71
  • Пенсионер-КонструкторПроблема не в автопроме, проблема в политике и в рководстве страны, в тех, кто не давали развиваться рассийскому автопрому, в тех, кто пустил (получив откаты) и кому то в правительстве сумел доказать, что импортные производители престижнее российских. Знаю что говорю, с 1969 работала на ВАЗе, знаю, какие работали специалисты, на что способны, что предлагали для развития вазовского производства. С самого начала прихода на ВАЗ Рено, работала с ними от момента приемки документации и постановки на производство узлов авто Рено, знаю какое старье они привезли в Россию, была в командировке на их заводах и инженерных центрах, хорошо знала и понимала их спецов. В некоторых случаях наши были гораздо квалифицированнее, а у них узкая специализация. А ещё проблема в Главных конструкторах авто. Там где спец, там и результат. Извечная проблема России, кто радеет за Россию, а кто её продаёт. А СУДЬИ КТО???5
  • Иван КарпухинВесь российский автопром до сих пор окологосдарственный. Эффективности от него ждать не приходится, свойство такое у госпредприятий. Опять же жуткая концентрация производства в одних , государственных ,руках. Нет сотен частных предприятий производства компонентов. Есть десяток монополистов. Наверное, результат тех годов, когда МСБ государству был откровенно не нужен, и развивался он только в высококомаржинальных нишах. Интернет там , торговля..0
  • Владимир ЮрьевичПроблема в том, что его не развивают. И долгосрочных нормальных планов не видится. Сделали весту, молодцы. И на этом все. А сама по себе машина тупиковая. Грустно смотреть на ниву из которой можно было сделать реально качественную и интересную машинку. Она интересная, но с остальным проблемы. Больно читать про уазики, которые, там где больше всего сейчас нужны - плохо справляются со своими задачами, дополнительно подвергая риску наших бойцов. Почему нельзя сделать нормальную надежную внедорожную машину? Необходимо было сразу после запуска весты делать свою платформу как у ведущих производителей - ваг, например. Под эту платформу разработать турбо моторы (пусть даже и на основе шеснаря, чтобы сэкономить). Нормальный автомат. Легковую полноприводную трансмиссию. Да, под это потребовалось бы еще кучу миллиардов, но это был бы конкурентный автопром, тк была бы широкая линейка вариантов кузовов и классов авто. И сейчас бы все эти заградительные пошлины действительно пошли бы на пользу такому автопрому. А так, только и остается кусать локти, смотря на утекающий поток денег как за нормальные авто в недружественные страны, так и за китайские поделки.2
  • SnegИван, в Китае огромные дотации были, может и сейчас есть на их аатопром.0
  • Иван КарпухинSneg, ну там государственных компаний две, по моему. Остальные , вполне частные. Субсидии одно, управление другое. Субсидиями можно было спасти российский ТагАЗ, но решили, что проще разорить , поменять на рено тойты и Форды.0
  • Иван КарпухинИван, вру , три государственных , остальное частное0