Как окончить автошколу в Белграде и получить сербские права
В ноябре 2022 года я прилетел в Белград и обнаружил, что мое российское водительское удостоверение заканчивается через пару месяцев.
Чтобы обменять российские права на сербские, нужен ВНЖ. Заявление на него я подал только 1 февраля 2023 года, когда права уже были недействительны. Поэтому не успел поменять их на местные в Сербии.
Инспектор дорожной полиции предложила два варианта: съездить в Россию и получить действующее водительское удостоверение или записаться в местную автошколу, сдать экзамен и получить сербские права.
Слетать в Россию и обратно стоило как обучение в сербской автошколе — 800 € (79 501 ₽). Я выбрал второй вариант. Если бы инспектор рассказала, что обучение будет длиться так долго, а по итогу я получу пробные права с ограничениями, то я слетал бы домой. Тем не менее расскажу, какой путь мне пришлось для этого пройти.
Записаться в автошколу
Я получил ВНЖ в первых числах марта и решил, что пора записаться в автошколу. Выбрал ближайшую по отзывам в интернете и не пожалел. На ресепшене меня встретил один из инструкторов и удивился, когда увидел русского ученика. Я рассказал свою историю и он искренне мне посочувствовал.
Чтобы записаться в автошколу, нужен российский паспорт, ВНЖ и первоначальный взнос. Я подписал с автошколой договор и взял себе один экземпляр. Заявление, справки или дополнительные документы не потребовались.
Оплатил все обучение сразу — 80 000 RSD (66 645 ₽). Но местные платили частями — так тоже можно. Курс состоит из теоретической и практической частей по 40 академических часов каждая.
Отдельно оплачивал то, что не входило в стоимость:
- Экзамен по теории («Теориjски испит») — 5000 RSD (4165 ₽). В сумму входит госпошлина и дополнительные услуги автошколы: запись ученика на экзамен в полиции, предоставление места для испытаний. За каждую попытку нужно платить отдельно.
- Практический экзамен («Практични испит») — 5000 RSD (4165 ₽).
- Медкомиссия («Лекарско уверенье») — 2700 RSD (2249 ₽).
- Экзамен по первой помощи («Прва помоч») — 2000 RSD (1666 ₽).
По новому закону о дорожном движении, доврачебную или первую помощь изучают вне стен автошколы за отдельную плату. Медкомиссию и экзамен по первой помощи необходимо оплатить в тех лечебных учреждениях, где человек проходит медкомиссию и сдает экзамен. Их выбирает ученик: доступны государственные или частные клиники, а также отделения Красного Креста. Важно, чтобы у медицинского учреждения была лицензия на проведение курсов первой помощи для автошкол.
Вот план, по которому учат в сербских автошколах:
- Теоретические занятия.
- Экзамен по теории.
- Занятия по вождению.
- Практический экзамен.
Обучение можно прервать в любой момент и взять сертификат. В нем напишут, что вы сдали экзамен по теории или прослушали определенное количество часов. В теории можно устроить перерыв в учебе или уйти в другую автошколу.
В автошколе для местных учат только на сербском языке. Тем не менее на экзамене по теории можно выбрать сербский на латинице или кириллице, венгерский или албанский. Может показаться, что сербский и русский языки похожи, но это не так. Когда слышишь живую речь почти ничего не понятно. Первые занятия приходилось втягиваться, но уже на четвертом или пятом я даже начал понимать местные шутки.
Изучить теорию
Учебный класс был небольшой, с отличным освещением, мебелью и кондиционером. На каждом из пятнадцати учебных мест — ноутбук с мышью. На занятиях часто пользовались обычной доской и маркером, а иногда телевизором, подключенным к компьютеру: все наглядно и ярко. На стенах — плакаты с дорожными знаками.
Нельзя опаздывать на занятия или пропускать их. Если есть риск не успеть на урок, необходимо предупредить об этом автошколу — вам согласуют другое время. Например, можно прийти не утром, а вечером того же дня на урок по той же теме. В моей автошколе было три группы, которые учатся по одной программе. Занятия были в 09:00, 18:00 и 20:00 по понедельникам, средам и пятницам. Если по какой-то причине у утренней группы пропадает занятие, то у вечерних групп его тоже переносят.
Автошкола следит, чтобы ученик посетил все занятия. Вот что для этого делают:
- В классе непрерывно работают три камеры видеонаблюдения.
- Инструктор отмечает в журнале всех присутствующих и расписывается.
- Студент автошколы обязан носить паспорт. У меня его выборочно спрашивали пару раз во время теоретического курса, а на практике я каждый раз показывал его инструктору перед началом занятий. Еще паспорт может потребоваться в экстренной или аварийной ситуации, его нужно будет предъявить дорожному инспектору.
В программе 40 академических часов теории. Законодатель позаботился, чтобы студенты не перетрудились: допустимо заниматься три дня в неделю по 2 академических часа. Весь теоретический курс должен был длиться месяц, но учебные дни совпадали с праздниками или датами экзаменов в автошколе. Поэтому мы начали учиться 17 марта, а закончили только 26 апреля.
Первое занятие провел директор автошколы. Это был вводный урок о правилах школы и о том, что нас ждет. Нам выдали книжку кандидата в водители — «Джачку книжицу». Также нам открыли доступ к личному кабинету на сайте местного МВД. Там была информация об инструкторах, датах и времени теоретических занятий и практического вождения и пробные тесты.
Правила дорожного движения состояли из 14 разделов и 2500 экзаменационных вопросов. На теоретических занятиях инструктор вел первую половину, а вторую следил, чтобы мы решали тесты, и помогал разобраться в спорных ситуациях. Учиться было интересно. Не жалею, что потратил столько времени на теоретическую часть.
Правила дорожного движения в Сербии отличаются от российских. Вот примеры:
- Движение в населенном пункте ограничено 50 км/ч, вне населенного пункта — 80 км/ч, на автомагистрали — 130 км/ч.
- Нет «нештрафуемого порога»: ограничение скорости такое, как указано на знаке.
- Правила буксировки авто и перевозки грузов совершенно другие.
- Автомобили с включенными проблесковыми маячками и звуковым сигналом подчиняются сигналам светофора или регулировщика.
- Главный приоритет — пешеходам на дороге, особенно детям.
В Сербии распространен знак «Стоп», а «Уступи дорогу» встречается редко. Не знаю почему, но не всегда есть знак «Главная дорога». Много знаков, которые жители крупных российских городов не привыкли видеть из-за географии местности. Например, обозначение петель на серпантинах или высотности.
Пройти медкомиссию
Еще на первом занятии директор рассказал, что нужно пройти медкомиссию: она понадобится к началу практической части. Я не стал с этим тянуть и прошел врачей в тот же день. Выбрал частную клинику ближе к дому.
На медкомиссию можно записаться заранее по телефону или прийти в рабочее время. Как правило, все нужные врачи для прохождения комиссии работают здесь же. Они проверяли меня дотошно, особенно психиатр и нарколог. Я не знал сербский, поэтому меня испытывали разными тестами, картинками и вопросами на английском. У меня все получилось.
Тогда я еще не знал, что у этой справки есть срок годности — 6 месяцев. Поэтому рациональнее проходить медкомиссию после экзамена по теории.
Сдать теоретический экзамен
Когда закончилась теория, работники автошколы записали меня на теоретический экзамен. Я только оплатил его в автошколе и получил квитанцию. Полиция назначила дату — 16 мая, которая появилась в личном кабинете. Три недели по местным меркам — практически моментально. За несколько дней до испытания инструктор из автошколы позвонил и еще раз напомнил дату и время.
В один день теорию сдавали несколько групп по 10 человек. На экзамене была абсолютная тишина и никаких сотовых телефонов. Авторизовались через учетную запись в личном кабинете на портале Министерства внутренних дел Сербии. На 41 вопрос теста нужно было ответить за 45 минут и сделать не более пяти ошибок. Я с трудом понимал формулировки на сербском, но допустил всего две ошибки и увидел заветный «зеленый экран».
Экзамен был непростым — он дублировал общеевропейский стандарт. Я справился, потому что учился вождению раньше и повторял дома экзаменационные билеты.
Сдать экзамен по первой медицинской помощи
До начала вождения у меня было время, и я постарался использовать его с пользой — за день сдал экзамен по первой медицинской помощи. Для этого оплатил курс за 2000 RSD (1666 ₽) в частной клинике со специальной лицензией от государства.
На лекциях я узнал, как оказывать доврачебную помощь и действовать в аварийной ситуации на дороге. Врач говорил на сербском, но все было понятно благодаря анимированной презентации. Общаться с доктором было сложно, но когда мой словарный запас сербских слов заканчивался, он переходил на английский.
В конце дня был экзамен: в теоретической части нужно ответить на несколько вопросов, а в практической — продемонстрировать навыки и «оживить» тренажер. У меня снова все получилось.
Научиться водить
В белградской автошколе мне назначили двух инструкторов. Первый провел вводное и заключительное занятия и сопровождал на экзамене, а второй откатал со мной 36 часов практики.
Я уже умел водить машину, так как ездил несколько лет за рулем в разных погодных условиях. На первом занятии 19 мая инструктор сказал: «Я знаю, что ты можешь ездить, но я все равно должен рассказать, что такое руль и какие педали нужно нажимать при движении». Он отвез меня на полигон, и я два часа готовился к поездке: проверял, как работает аварийная сигнализация, сигналы поворота и освещение, пристегнут ли ремень безопасности, регулировал под себя сиденье и руль. Это задание было в первой части практического экзамена.
Вот что еще нужно делать, чтобы не получить штрафные баллы на экзамене:
- Держать симметрично руки на середине руля. Оторвать их можно только, чтобы переключить передачи или включить указатели поворота.
- Поворачивать и останавливаться на второй передаче.
- Ждать сигнала на светофоре на первой передаче с выжатым сцеплением.
- При маневрах, объездах, обгонах и поворотах смотреть во все три зеркала.
- Включать указатель поворота только после того, как убедился, что маневр безопасный, а не наоборот.
- Включать поворотники намного раньше, чем учат в российских автошколах.
- Ехать прямо, если инструктор или инспектор молчит.
Второй инструктор уже пустил меня за руль. Мы ездили по району, где было много нерегулируемых перекрестков, учились водить в темное время суток и на автомагистрали — так положено по программе.
Я не сразу привык к сербским названиям: руль — «волан», колесо — «точок», тормоз — «кочница», переключатель передач — «меньач», сцепление — «квачило». А в некоторых словах путался: прямо — «право», а право — «десно».
Практика закончилась 26 июня, и автошкола записала меня на экзамен по вождению 24 августа. Я только оплатил его, проверил личный кабинет и ждал звонка от инструктора. По желанию можно договориться с автошколой и взять несколько часов дополнительного вождения за отдельную плату, но я этого не делал.
Пришлось ждать экзамена два месяца по нескольким причинам:
- Экзамены проходят всего четыре или пять раз в месяц.
- Инспекторов не хватает на все автошколы в городе.
- Очередь увеличивают те, кто пересдает экзамен.
- Лето — пора отпусков местной полиции.
Сдать экзамен по вождению
Экзамен состоит из двух частей: полигон и город. В Сербии сдают обе части в любом случае — даже если заваливают полигон, все равно едут в город. А оценку не знают до конца.
На экзамене нужна подходящая одежда: запрещено приходить в шортах, шлепках и блузках с глубоким декольте. Мужчинам рекомендуют брюки и рубашку, а женщинам — платье или джинсы с футболкой при любой погоде. Когда я сдавал экзамен, температура была выше +34 °C.
В группе желающих получить права в тот день нас было семь человек. В 08:00 мы пришли к автошколе, и инструкторы отвезли нас на полигон. Позже подъехал инспектор и проверил паспорта.
На полигоне нужно было выполнить семь элементов за две попытки:
- Проехать по прямой на первой скорости и плавно переключиться на вторую.
- Проехать задним ходом «змейкой» и изменить полосу движения.
- «Полоса разгона» — ускориться до 30 км/ч и затормозить за 70 метров.
- Развернуться в три приема на ограниченном пространстве.
- Припарковаться параллельно дороге задним ходом.
- Заехать в «гараж» задним ходом.
- «Эстакада» — проехать по наклонной плоскости вперед, остановиться, включить ручной тормоз и тронуться.
Тут я получил первый штрафной балл — тронулся с места с пробуксовкой. Экзамен по городу должен длиться не менее 20 минут. Рядом с водителем садится директор автошколы — член экзаменационной комиссии со специальной инструкторской лицензией. Она дает право оценивать экзамен совместно с инспектором. Инспектор сидит сзади справа и видит все, что делает водитель. Рядом инструктор — следит за безопасностью движения.
За 22 минуты директор ни разу не вмешался в управление, а только повторял команды инспектора. В городе я получил еще два штрафных балла: один за превышение скорости на 5 км/ч, а второй — включил поворотник до того, как убедился в безопасности маневра. Ошибки были не критичными, и я сдал экзамен первым из потока.
Я ждал этого момента пять с половиной месяцев, но радости не было — я знал, что получу пробные права.
Получить права
После экзамена я собрал документы и отправился в полицейское управление, чтобы получить водительское удостоверение. Заранее не записывался — очереди нет. Инспектор внимательно посчитал срок действия медицинской справки, который истекал через две недели, и принял документы.
Вот список документов, которые я предоставил:
- Паспорт.
- ВНЖ.
- Квитанция об оплате госпошлины — 1950 RSD (1624 ₽). Оплатить можно в ближайшем банке по реквизитам инспекции, или на сайте местного МВД.
- Подтверждение сдачи экзамена по вождению в автошколе. Это обычный лист формата А4, с печатью и подписью администрации.
- Подтверждение сдачи экзамена «Первая помощь».
- Справка о прохождении медкомиссии.
- Заявление. Его заполняет инспектор, нужно только проверить все данные и поставить подпись.
- Фотография. Ее тоже делает инспектор в полицейском управлении.
Права делали пять рабочих дней, и они «обнулили» мой предыдущий водительский стаж. Теперь я мог ездить, но не везде и не всегда. Для борьбы с молодыми водителями, которые часто нарушают правила дорожного движения, в Сербии решили выдавать пробные права с ограничениями:
- Запрещено ездить в ночное время с 23:00 до 06:00.
- Скорость должна быть ниже на 10% от ограничения на знаке.
- Штрафные баллы за нарушение правил начисляются в двойном размере.
- Запрещено ездить на автомобилях с мощностью двигателя более 110 л. с. или 80 кВт.
- Нужно обязательно наклеить на переднее и заднее стекло автомобиля знак «П» — пробные права.
За нарушения начисляют штрафные баллы, которые фиксируются в системе МВД. Количество баллов определяет суд, который рассматривает дело, а сгорают они только через два года. Водителя, который набирает от 14 до 17 баллов в год, считают «опасным», а за 18 баллов суд лишает прав. Шанс расстаться с пробными правами в два раза выше, но если водить аккуратно, то через два года можно получить постоянные.
Если бы я знал об этих ограничениях до поступления в автошколу, то слетал бы домой и продлил российские права. Но пробные права все же лучше, чем ничего. Поэтому не унываю и пытаюсь вновь стать счастливым автомобилистом.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil