6 советов тем, кто хочет научиться водить автомобиль в кратчайшие сроки
Читательница Тинькофф Журнала делится опытом обучения вождению
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции.
Я инженер по тестированию ПО, но сейчас нахожусь в отпуске по уходу за ребенком.
Я решила получить права на случай, если придется возить малыша в детский сад. В этом материале я расскажу о психологической и финансовой сторонах процесса вождения: тонкостях взаимодействия с инструктором, первых ощущениях на дороге и стоимости занятий.
Процесс обучения состоит из двух частей — теоретической и практической. Теорию я проходила онлайн, билеты решала в мобильном приложении «Дром ПДД», а практиковалась с инструктором, которого нашла на сайте «Профи-ру».
Обучение оказалось серьезным вызовом не только для меня, но и для моей семьи. Это как большой курс, который нужно во что бы то ни стало пройти, а сил почти нет. Вождение давалось мне средненько, хотя сам процесс доставлял удовольствие. Но эмоционально это очень выматывало. Постоянная синхронизация семейных дел и обучения истощала. Нужно было держать в голове планы — свои, ребенка, мужа, инструктора, что добавляло немало стресса.
Но постепенно появилась стабильность. Мы с инструктором пришли к двум занятиям в неделю длительностью по два часа. Мне стало легче, но чувство незавершенности процесса не давало расслабиться. Хотелось получить готовый инкремент в виде прав.

Определите свою зону ответственности и учитесь принимать самостоятельные решения
Во время занятий я столкнулась с любопытным явлением. Зоны ответственности не всегда ясны. Инструктор должен одновременно контролировать процесс вождения и самого ученика. Если оба не чувствуют свои зоны ответственности, будет непросто. Например, мне приходилось частенько одергивать себя, чтобы не превратиться в тупого исполнителя чужой воли, а думать своим умом. Нужно было одновременно подчиняться указаниям, но быть достаточно самостоятельной для принятия решений.
Прежде я никогда не садилась за руль автомобиля. Всю жизнь я находилась в автомобиле в качестве пассажира, которому абсолютно неважно, как устроено движение на дороге. В голове была пустота…
Поначалу разметка, знаки, светофоры и даже автомобили — для меня все это словно не существовало. В ходе занятий я стала обращать внимание на элементы дороги. Подобно ребенку, мозг которого пока еще не содержит всей полноты картины, я открывала для себя мир фрагментарно, постепенно связывая все в единую систему. Инструктор напоминал, что я могу задавать вопросы, но как можно задавать вопросы, когда почти не знаешь темы, а имеющиеся знания пока не уложились в голове хоть в какую-то систему.
Думаю, что и у инструкторов часто встречается синдром профессора. Когда всем ученикам они рассказывают примерно одинаковые вещи и повторяют их изо дня в день, но каждый из учеников слышит это всего один раз. В результате у профессора складывается чувство, что он говорил тысячу раз каждому из учеников одно и то же, и он с отчаянием восклицает: «Ну я же вам в тысячный раз повторяю!»

Не отвлекайтесь на посторонние темы
Я старалась быть интересной во время занятия. Рассуждала так: инструктор каждый день учит людей, и это ему наверняка наскучило. Мне нужно говорить на посторонние темы. Но вождение стало захватывать меня все сильнее, и каково же было мое удивление, когда всякий раз инструктор с готовностью отвечал на мои вопросы! А когда я спрашивала снова и снова о трамваях, о поворотах, он еще и старался объяснить нюансы.
Со временем я поняла, что разговорами на посторонние темы я как раз отвлекаю инструктора, а главное, отвлекаюсь сама. Значит, получаю меньше и не даю реализоваться профессиональным навыкам инструктора. Обесценивается вся суть его работы. Поэтому гораздо уместнее общаться по теме. Тогда есть и польза, и взаимное удовлетворение от сотрудничества.

Подумайте заранее, что именно вам нужно от обучения
Моя серьезная ошибка была в том, что я сама не определила цель обучения. Инструктор говорил, что учит меня водить, а не сдавать экзамен. Я до последних занятий не понимала смысл его слов. Я пыталась поймать двух зайцев.
В итоге я потратила некоторое количество бесполезных часов на попытки подготовиться к экзамену. Выглядели они жалко. Инструктор по моей просьбе сам собрал площадку и прогнал маршрут по шоссе Революции, там, где ездят на экзамене. Остальные занятия я приставала с вопросами о формальных правилах и о том, как могут придраться.
Мне стоило быть чуточку внимательнее к ситуации и лучше сконцентрироваться на собственной технике, а не на сдаче экзамена. На момент первого занятия я не прошла всю важную часть теории о дорожном движении. Было очень трудно, ведь инструктор давал уже знания конкретных ситуаций на дороге. У меня же в голове не было знаний даже основ.

Обсудите с инструктором нюансы его подхода к обучению
У моего инструктора имелось глубокое убеждение, что если встряхнуть как следует, поддать пинка, придать ускорение, то ученик лучше усвоит урок. Хотя я понимала, что иногда мотивы его были благие, фактически это выглядело как проявление агрессии. Мой организм яростно сопротивлялся, я замирала и в конце концов окончательно путалась.
Проводились замечательные исследования, в которых выяснилось, что те ученики, кто великолепно усвоил тему, при всплеске адреналина показывали даже лучший результат, а те, кто едва понимал, что к чему, делали все наоборот — хуже. Можно предположить, что во время обучения ученик относится ко второй категории, и кричать на него бесполезно, даже наоборот, вредно. Я, например, не просто начинаю плохо усваивать, я замираю. В результате я теряла чувство контроля ситуации и превращалась как раз в тупого исполнителя чужой воли.

Попробуйте договориться с инструктором о разнообразных маршрутах
Почти все занятия мы ездили по одному маршруту. Инструктор объяснял это тем, что я не освоила азы. Вот только на одинаковом маршруте я получала и один и тот же опыт, заучивала конкретную ситуацию, а не систему в целом. Ехала я не напрягаясь, повторяя ошибки, словно заучивая их. Поэтому я бы порекомендовала стараться ездить по разным маршрутам.

Пользуйтесь навигатором, чтобы понимать конечную цель пути
Инструктор заранее говорил, куда повернуть, но со своей стороны я не видела маршрута. Отсутствие понимания направления давало некоторое чувство бессмысленности происходящего, хотя фактически это, конечно, не так. Цель: научиться ездить. Но как бы я ни старалась уяснить это, организм сопротивлялся.
На экзамене инспектор, конечно, сам говорит, куда поворачивать, но я бы порекомендовала дополнить персональные занятия навигатором. Так появится и цель, и некоторая дополнительная уверенность в своих действиях. Ведь будет исключена глупая ошибка недопонимания слов инструктора.

Итоги
Общение с инструктором. Хоть инструктор был мужчина уверенных лет, он был очень умен, красив. И в какой-то момент я почувствовала… Что же вы подумали? В какой-то момент я почувствовала, что начало получаться ездить, но при этом он, казалось, не замечал новую меня и даже немного пролонгировал процесс обучения. Возможно, это все только мои ощущения. А если объективно, общение с инструктором было очень здоровым с точки зрения соблюдения границ и отсутствия обидных намеков на слабый пол.
Расходы. Мне было комфортно еще и с финансовой стороны. Отсутствие нужды позволяет чувствовать себя комфортно, прекрасно общаться с тем, кому платишь. В идеале оба не должны испытывать большой нужды в деньгах. Тогда отношения из меркантильной плоскости переходят в плоскость более высокую, человеческую.
Расходы на обучение вождению — 68 000 ₽
58 часов занятий с инструктором | 58 000 ₽ |
Онлайн-обучение в автошколе | 10 000 ₽ |
Расходы на обучение вождению — 68 000 ₽
58 часов занятий с инструктором | 58 000 ₽ |
Онлайн-обучение в автошколе | 10 000 ₽ |
С первой попытки я сдала только теоретическую часть экзамена. Вождение — площадку, хотя формально ее отменили — я, конечно, провалила. Но в итоге экзамен все-таки сдала.
Всем планирующим получать права я рекомендую определиться с самого начала, что вам нужно: научиться ездить или сдать экзамен. Если научиться ездить, то брать занятия со сторонним инструктором, но садиться за руль с уже пройденной теорией. Также можно попросить инструктора пользоваться навигатором и ездить по разным маршрутам. Тем, кто планирует сдать экзамен, — советую брать инструктора от автошколы, отрабатывать технику, приемы на площадке. Затем брать дополнительные занятия и ездить по экзаменационным маршрутам.
А мамам и папам в отпуске по уходу за ребенком я советую быть готовыми к серьезному испытанию, но не бояться, ведь в итоге вы получите права прямо во время отпуска по уходу за ребенком. Тем самым вы закроете большую задачу и станете более независимы и мобильны.
30.06.22, 08:26
В России я пробовала сдать только один раз, в 18 лет. Провалила. И самое обидное, что меня просто высадили на дороге и уехали. Даже не сказали, почему провалила.
Возможно, в разных городах опыт сдачи экзамена у всех разный. Но тогда по крайней мере было так.
Сейчас у меня финские права, сдала механику со второго раза. И самое интересное, 1й экзамен не закончился на моей критичной ошибке, я водила все 45 минут. В конце инструктор указала на все ошибки, критичные и мелкие. Посоветовала конкретные вещи, надо которыми мне стоит поработать перед следующей попыткой. Брала я где-то 10 уроков (по 50 минут) + 1 дополнительный после провала.
30.06.22, 08:54
Я извиняюсь, вы поехали на дорогу, не зная теории? А смысл тогда ездить, если вы не в курсе, что значит этот знак или как выехать из какой-то ситуации?
Я сдавала дважды, на категорию В и А, первые права получила в 2009 году. Город сдала с 4го раза (о да, я не была гением вождения). Инспектор, отдавая мне документы, сказал: "Езжайте за удостоверением, сдали. Но ездить вы не умеете!". Я счастливая забираю: "Спасибо!", потом снова заглядываю к нему в машину: "А ездить я научусь! Честное слово!". Обещание я сдержала: прошла курс контраварийного вождения, занималась с инструктором на снежном автотреке, участвовала в конкурсе "Автоледи" и вишенка на торте - выучилась на мотоцикл. Надо сказать, что мотоопыт много прибавил к автоопыту. Казалось бы, теория одна и та же, а на практике с мотоцикла многие ситуации видятся по-другому, и здорово расширяют зрение.
30.06.22, 12:55
Анна, вот ваш опыт был бы интересен.
10.07.22, 08:58
Нехетти, ну вкратце я в комментарии рассказала :) А что именно вас интересует?
01.07.22, 07:40
Анна, вы, наверное, с 2009 уже не помните, но в автошколе теория и практика идут параллельно и очень даже легко первое время кататься и не знать теорию.
10.07.22, 08:56
В, когда я училась, начинали вождение с "площадки". Пока её осваивали, проходили почти всю теорию. Жизненно важные вещи про знаки, разметку и правила приоритета точно. Так что нас выпускали на дорогу не совсем уж нулями. А без знаний выезжать - ну разве что "покататься", да.
10.07.22, 10:20
Анна, в 12м году уже не так было, по крайней мере в Питере, сразу был и город и площадка, просто они чередовались.
01.07.22, 07:41
Самое трудное - вытерпеть издевательство в гаи, когда нужно зимой приехать к 8 утра, ждать в тесном помещении, где почти не присесть, пока тебя вызовут на площадку. На площадке ждать своей очереди. Машина неизвестная, на моей, например, надобыло подгазовывать постоянно. Провалился - запись через 2-3 недели, повторить с пункта "приехать к 8 утра".
Это портит весь процесс.
01.07.22, 10:24
Маргарита, мы на улице ждали 🥺
Ещё и самый холодный и дождливый день на неделе выпал, пипец как замёрзли все
31.01.22, 22:30
я сдала экзамен самостоятельно ещё 20 лет назад. научилась ездить несколько раньше, спасибо папе, деду и их водителям
но я училась на права ДО того, как вышла замуж и родила ребёнка, а не выкраивала мгновения для этого всего)) дочь собирается получать права как можно раньше и уже сейчас довольно прилично водит (в свои 14 лет и 174 см роста) - на полностью закрытом полигоне без пешеходов и посторонних машин у знакомых фермеров в Ленобласти, нарабатывает механические реакции. правильно делает. и молодцом у неё всё получается)
01.02.22, 20:22
Kettu, Вы отличная мама! 🙌
01.07.22, 07:55
Когда я училась инструктор как раз учил водить, а не накатывать один и тот же маршрут. Мы могли сегодня кататься по Васильевскоиу где я жила, а назавтра я приезжала например на Просвещения и "везла" себя домой а инструктора к школе, послезавтра мы могли съездить к Петропавловке итд. И по каким улицам ездить начиная занятия с пятого я тоже выбирала сама, у меня была конкчная точка куда надо приехать ну и инструктор говорил по каким улицам нельзя. В итоге к моменту получения прав у меня был десяток нужных мне маршрутов где я саободно ориентировалась и общее понимание как это делать+ до этого я уже хорошо знала город.
56 часов автошколы к экзамену мало, я пришла на экзамен со 120 часами и в момент сдачи думала, что надо бы еще 50.
А что, по шоссе Революции уже разрешили движение учебного транспорта вне экзаменов?
Отдельно хочу сказать про навигатор: лучше приучатся по максимуму обходится без него, запоминать дороги и направления самостоятельно, тогда будет меньше ситуаций "мне навигатор сказал повернуть", он хорош только там где вы едете в первый, максимум второй раз.
06.07.22, 18:21
Учился в 2018 году, автошкола в СПб, стоило все в районе 23к. Конечно 54 или 56 часов (сколько там надо) я не наездил, тогда бы это стоило около 40к, но инструктор был очень толковый, сдал я сам город со 2ого раза (площадку и теорию с первого). На шоссе революции кстати специально не валили, хотя инспектор постарался и провел меня почти по всем возможным ситуациям (ездили около 35 минут по району этому).
Запомнилось, что когда уже прошла половина занятий, инструктор достал и поставил зеркало заднего вида салонное и сказал что-то типа "я специально его убрал на первом занятии, чтобы ты учился ездить по боковым зеркалам и не привыкал к нему". Это оказалось довольно эффективно, теперь постоянно на автомате пользуюсь именно боковыми и могу сдавая назад спокойно маневрировать во дворах и узких местах, чувствуя габариты машины. Мне кажется это одна из проблем, особенно в современных густонаселенных районов, когда люди не чувствуют габариты собственной машины из-за чего возникают хамские парковки и конфликты при разезде. Привет всем ЖК с смешными размерами дорог.
30.06.22, 08:12
Разве полное обучение в автошколе стоит не дешевле?
Я училась полтора года назад, вышло 35 000₽
01.07.22, 07:19
Полинка, дешевле. Я учился в этом году и отдал 37 тысяч за 56 ч вождения и теорию.
01.07.22, 07:42
Сергей, подтверждаю. 1,5 года назад 36 тыс за "живого лектора" и 56 часов вождения.
27.03, 09:43
Анна, хотел уточнить - разве можно учиться онлайн в автошколе, а практиковаться с инструктором с Авито? Звучит как идеальная схема.
Но ведь для допуска к экзамену в ГИБДД нужен "сертификат по профессии водитель". Как в этом случае быть? Ведь инструктор не может выдать сертификат о прохождении 54 часов практики.
01.02.22, 17:18
Интересная статья и опыт!
01.07.22, 07:19
Senja, ага, из которой мы узнали, что как ни странно, но машина и мотоцикл имеют разные физические размеры, как следствие, разное маневрирование
01.02.22, 20:21
Senja, благодарю!
03.02.22, 14:46
Мотивирующая статья👍
14.02.22, 18:08
Что значит " брать занятия со сторонним инструктором"? Разве так можно?
01.03.22, 16:31
Эдуард, отвечаю только сейчас, извините! Да, такая возможность есть, многие автошколы предлагают более низкие тарифы в этом случае
01.07.22, 07:14
Учился в 2015-м, сдал успешно. Необходимость водить появилась только сейчас. Пришлось учится заново. Теорию повторил сам. Инструктора нашел через профи.ру и мне повезло. Умение преподнести ученику информацию и грамотно, спокойно вкладывать ему нужные навыки, считаю очень важным.
+ обучение идет гораздо продуктивнее, когда понимаешь для чего тебе это всё: по итогу нужно уметь ориентироваться в реальных дорожных условиях, а не просто сдать экзамен.
02.07.22, 12:53
Если честно немного у вас странный опыт, конечная цель обучения в автошколе - это получить права. Без них вы все равно не сможете ездить. В автошколе у вас должны быть занятия на площадке и в городе. Я тоже училась и сдавала на права в Петербурге, и из автошколы не выпускали, если не сдашь внутренний экзамен.
А сдать экзамен на Шоссе революции невозможно практически, если не знаешь этот маршрут наизусть, потому что много всяких моментов. У меня получилось только с 4 раза.