«Это был суровый автотрип»: как мы съездили из Москвы в Томск и обратно, часть 1

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

В сентябре 2022 года мы с моим коллегой А. отправились в авантюрную автопоездку до Томска и обратно. Это был суровый автотрип, большую часть которого мы крутили баранку и наслаждались бескрайними видами России.

Наш путь в обе стороны занял две недели, за которые мы преодолели больше 8000 км, хотя раньше ни один из нас не ездил на такие далекие расстояния. Ниже я расскажу, как прошла поездка и что мы успели увидеть.

Подготовка

Идея поездки не возникла спонтанно. Весной 2022 года А. сообщил, что осенью собирается поехать с товарищем на его малую родину в город Юрга Кемеровской области (не путать с Югрой в ХМАО) на машине. Мне понравился замысел такого путешествия, и я даже немного позавидовал ребятам.

Чем ближе подходила дата старта, тем меньше было уверенности у товарища А., что он вообще поедет. Хотя изначально идея была его. Это долго, дорого, да и свадьба "вдруг" наметилась. И в начале августа он окончательно отказался. При этом сам А. отказываться от идеи не стал. Зная мой интерес к подобным авантюрам, он предложил занять место его товарища, и я, недолго думая, согласился. К тому моменту я расстался с девушкой и подумал, что такая поездка поможет отвлечься от одолевавших меня грустных мыслей.

Как известно, у самурая нет цели, а только путь. Это был путь двух самураев на малую родину гайдзина, который попросил его туда отвезти, но сам в итоге не поехал.

Как-то особенно мы не готовились. По крайней мере я. Каждый взял отпуск на две недели, некоторое количество личных вещей, да, в общем-то, и все. Предварительно А. сделал ТО автомобиля, чтобы на дороге не было сюрпризов, взял камеру с микрофоном для записи ролика о поездке и набросал основные точки нашего маршрута, в который несколько раз по ходу мы вносили небольшие корректировки.

По нашей договоренности мы делили пополам все транспортные расходы, куда входили бензин и возможные штрафы, и отельные расходы с ночевками и завтраками. В самих же городах каждый платит сам за себя.

Я не представлял, насколько будет тяжело ежедневно проводить большую часть дня за рулем на протяжении двух недель подряд. Дорога в одну сторону из Москвы до Томска по протяженности почти равна пути из Москвы до Барселоны, а это даже не половина России. К счастью, никаких трудностей у нас с этим не возникло.

Как нередко у меня бывает, получилось галопом по Европам. Но оно того стоило.

В субботу утром, 10 сентября, начинается поездка. Встречаемся возле метро Теплый стан и стартуем в сторону Нижнего Новгорода в объезд Владимира. Пока что самое сложное — выехать из Москвы по Горьковскому шоссе, которое, как всегда, стоит. До запуска М12 еще год. По пути ничего необычного: деревни, города и дороги. Где-то после Владимира делаем на заправке небольшую остановку и уплетаем приготовленные с вечера бутерброды.

Нижний Новгород

Около обеда приезжаем в Нижний Новгород и сразу едем заселяться в отель Les&Park, который находится на окраине неожиданно лесопарка Щелоковский хутор. Неплохой двухкомнатный номер с двумя завтраками обходится в 4 064 руб. Почти все отели в поездке я буду бронировать через агрегатор Островок, с которым постоянно все было через одно место. К примеру, в Нижнем Новгороде управляющая, глядя на нас, аккуратно поинтересовалась, точно ли нам нужна одна king-size кровать, как это указано в нашем бронировании. Отвечаем резко отрицательно и показываем, что бронировали номер с двумя раздельными кроватями. Разбираемся с досадным недоразумением, бросаем вещи с машиной и идем заказывать такси, чтобы поехать в центр. Доезжаем за 292 руб.

Прогуливаемся по центру и идем в сторону фуникулера. Стоим в длиннющей очереди из почему-то желающих добраться до Бора — города-спутника Нижнего Новгорода. Проезд на фуникулере туда-обратно обходится в 200 руб. на человека.

В самом Боре совершенно нечего делать: на вид это типичный спальный район. Для вида прогуливаемся в поисках маломальски сносных достопримечательностей, но их там нет. Возвращаемся к фуникулеру и едем обратно в Нижний Новгород. Застаем над Волгой ярко-алый закат, убеждаясь, что город по праву носит неофициальное звание столицы закатов.

Вечереет. Неспешно гуляем по центру и ищем место для ужина. Решаем остановиться на одном из многочисленных гастропабах и тратим на неплохой сет блюд с напитками 1800 руб. После ужина идем гулять в поисках идеальной хреновушки в местных питейных заведениях. Это наша вторая цель помимо Югры в этой поездке. В рюмочной на Сафроновской ждет неудача. Хреновушка там откровенно слаба. С тихой светлой грустью садимся на такси до отеля и едем спать. За такси отдаем 310 руб.

Встаю в 7 утра 11 сентября и иду бегать по лесопарку 5 км. За пару недель до поездки я хорошенько свалился с велосипеда, который после этого пришлось отдать на длительный ремонт. Так как не хватало кардио-нагрузок, я стал бегать, и мне понравилось. В поездке буду по мере сил продолжать.

После бега идем завтракать. На завтрак предлагают кашу, пару сосисок, йогурт и чай — вполне себе для поддержания основных функций организма. Собираем вещи и выезжаем в сторону Казани. Ехать около 400 км.

Чебоксары

Перед заездом в Казань заезжаем в Чебоксары немного перевести дух и пообедать. В Чебоксарах я уже был и в свое время успел изучить места с вкусной кухней. Не раздумывая идем в мое любимое заведение в городе — ресторан национальной кухни "Ехрем Хуса". Берем по две тарелки какай щурпи, наваристого супа с потрошками, второе с колбасками на гриле и безалкогольные напитки, мы же за рулем, от местного производителя "Кер Сари". За все отдаем 2080 руб.

Под забористые поп-шлягеры на чувашском с удовольствием все съедаем и идем делать небольшой круг по Чебоксарам. Продолжаем путь до Казани.

Казань

Из Чебоксар до Казани ехать примерно 160 км и около 2,5 часов. Забавно, что такая недолгая дорога проходит сразу через три республики: Чувашия, Марий Эл и Татарстан. Где-то под Йошкар-Олой колом встаем на дороге, чуть не врезавшись в автомобиль перед нами: с одной стороны из леса выбежал огромный лось, перебежал дорогу и скрылся на другой стороне дороги. Так быстро, что мы даже не успели достать телефоны.

Приезжаем в Казань и по недавней традиции едем заселяться в отель "Старый город". Отель находится в самом центре города, практически на берегу озера Кабан. К сожалению, завтрака нет, но управляющая советует утром заглянуть в одно местечко за углом. За симпатичный двухместный номер оставляем 3 167 руб. Бросаем вещи и машину на бесплатной парковке перед отелем и идем гулять.

В Казани до этого я был весной 2021 года, и тогда город мне не сильно понравился, зато безумно понравился Свияжск. В этот раз я посмотрел на нее новыми глазами и влюбился. Чистые улицы с красивой архитектурой и приятная погода задавали нужное настроение. Идем гулять в сторону Казанского кремля и обсуждаем какие-то высокие темы. Оттуда спускаемся к Дворцу Земледельцев, стараясь не нарваться на навязчивых людей в ростовых фигурах зайцев и ослов, и идем гулять по городу, попутно записывая видео для будущего ролика о поездке.

Проголодавшись под вечер, заходим в "Тюбетей". Это локальная фаст-фуд сеть с татарским колоритом и низкими ценами. Мои фавориты — кыстыбай и татарский чай, разумеется с молоком. После идем ужинать в ресторан "Петровский Штофъ" и продолжать поиски идеальной хреновушки. Замечу, что в этой поездке я трезвый водитель, который испытывает свою выдержку перед лицом соблазнов. Успех! Здесь она на 4,5/5 и как никогда близка к недостижимому идеалу.

Наевшись и напившись, идем на неспешную прогулку вокруг озера Кабан. По периметру озера благоустроены симпатичные прогулочные помосты, выступающие на несколько метров от берега и словно парящие над водой, детские и спортивные площадки, общественные зоны. Даже главный кудрявый урбанист как-то приезжал восхищаться всем этим благолепием. Солидарны с ним. Прогуливаться вечером тут одно удовольствие. После идем в отель.

Встаю в 7 утра и иду на пробежку вдоль озера. Получается плюс-минус 5 км. Освежающий ветерок, греет солнце, вокруг нет людей. Наслаждаюсь моментом и радуюсь, что могу вот так вот бегать в разных городах России, а после не надо идти на работу. Возвращаюсь с пробежки, принимаю душ и собираю вещи. Грузим все в машину и идем завтракать в кафе за углом по рекомендации управляющей. В пустом кафе неприлично долго ждем завтрак, но ожидание компенсируется качеством — все вкусно. Забираем машину с парковки, заплатив за нее 45 руб. Выдвигаемся в стороны Уфы.

Уфа

От Казани до Уфы около 530 км. Рассчитываем приехать к 17-18 часам. Весь путь восхищаемся качеством дорожного покрытия и обилием золотистых полей по обеим сторонам дороги. Пересекаем границу республик и останавливаемся возле въездной стелы поснимать пейзажи с дрона.

Уфа — город-миллионер, на подъезде к которому ощущаешь его масштаб. В самом городе куча машин, повсюду новые стройки, широкие улицы и много людей. Въехав в город, нарушаем традицию и вместо отеля едем смотреть на мечеть-медресе Ляля-Тюльпан. В лучах предзакатного солнца культовое сооружение выглядит эффектно и даже авангардно, если сравнивать ее с тем же более традиционным казанским Кул-Шарифом. Внутри, наоборот, все очень скромно и аккуратно.

Вдоволь нафоткавшись и сняв материал для ролика, отправляемся на поиски достойного ресторана башкирской кухни. По совету знакомых уфимцев идем в лаунж-бар с экстравагантным названием "VOZDYH". В обычной жизни такие места я избегаю: мягкие диваны, темный интерьер и клубы приторного кальянного дыма под навязчивый хаус. В этот раз прислушиваемся к отзывам и совершенно не разочаровываемся. За два ведра салата (буквально), два вкуснейших горячих, два десерта, один из которых кусок чак-чака размером с голову младенца, чашку кофе и поллитровый чайник чая отдаем 2760 руб.

После такого откровенного обжорства срочно идем гулять по городу пока совсем не стемнело в сторону памятника Салавату Юлаеву. Предусмотрительно оставляем машину на парковке у здания ФСБ.

Во время прогулки ищем на Островке места для ночлега. Почему-то в Уфе нормальных отелей за адекватные деньги найти не вышло. Цены за средние номера были выше психологически терпимых 3500 за ночь, а в откровенных хостелах после долгой дороги спать не хотелось. Мы рискнули и остановили свой выбор на мини-отеле "Ардерия", находящемся на первом этаже многоэтажного дома. За смешные 1589 руб. нам предложили две кровати в 6-метровом номере без окон, больше похожие на спальные места в плацкартном вагоне, общую ванную комнату, изобилие ящиков для хранения, два завтрака и вдохновляющую фотографию райского неба на потолке. Я считаю, цена себя полностью оправдала.

На удивление, в таких компактных условиях было комфортно. Под потолком установлена приточка со свежим воздухом, дверь в уборную находилась напротив. Все почти как в нормальном отеле. Ложимся спать под наш спонтанно появившийся "guilty pleasure" в этой поездке — политическую передачу Артема Шейнина. Как пел классик: "Все идет по плану". В воздухе витает призрак мобилизации.

Встаем в 7 утра есть завтрак из каши, бутерброда и заботливо завернутого в салфетку яйца. Собираем вещи и выезжаем в суровый город Челябинск. На выезде из Уфы заправляемся на 3260 руб.

Челябинск

Самая красивая часть всего нашего пути проходит на участке трассы М5 между Уфой и Челябинском. Дорога петляет сквозь южные Уральские горы и поднимается почти на 700 м над уровнем моря. Вокруг расстилается невероятная красота, от вида которой хочется ехать максимально медленно и рассматривать окрестности. Между городами около 420 км и почти половину пути дорога идет по предгорьям и горам. От однотипных полей мы уже устали.

Проезжаем мимо города Аша, находящемся уже в Челябинской области почти на границе с Башкирией. Скоро делаем остановку на выезде из города Сим. Часть Челябинской области представляет собой своеобразный суженный с севера и юга аппендикс или коридор, как кому угодно, уходящий в глубь Башкирии. Выехав из Уфы, мы уже через 1,5 часа были в другой области. Сим находится словно в кальдере вулкана, и с высоты выглядит как минимум любопытно. Снимаем панораму с дрона и отправляемся дальше.

Около 15 часов приезжаем в Челябинск. При въезде в город "к своему огромному разочарованию" я не вижу гигантских заводских труб над домами и облаков черного пепла, застилающих солнце. Знаю, что они где-то есть, но разрыв шаблона при первом впечатлении произошел.

Возобновляем нашу почти что утраченную традицию и едем заселяться в отель. На этот раз нас ждет целый Бизнес-отель "Лофт" в стиле лофт. В том же здании расположилась сауна с романтичным названием "Бригантина", но у нас нет на это времени. За симпатичный двухместный номер, в котором пахло хлоркой так, что слезились глаза, отдаем 2970 руб. Еще сверху 600 руб. платим за два завтрака. Бросаем вещи с машиной и отправляемся обедать в ресторан украинской кухни "Журавлина" на такси за 180 руб. Успеваем за 15 минут до окончания подачи бизнес-ланчей и урываем два. За обед отдаем 640 руб.

После обеда идем прогуливаться по городу и отмечаем, что он выглядит сильно лучше наших представлений о нем. Центральные улицы так вообще не стыдно показывать искушенным иностранцам. Правда, прижизненный памятник барду Розенбауму вызывает вопросы.

После прогулки идем в Государственный исторический музей южного Урала посмотреть на его главную достопримечательность — челябинский метеорит. Я впечатлился, но при этом меня расстроило то, как метеорит представлен: если бы он упал где-то в Европе, то вокруг него соорудили современный интерактивный музей о космосе. У нас же он лежит под странной стеклянной пирамидой посреди помещения с кучей других витрин и экспонатов вокруг, никак не связанных с космосом, как, например, лодка-долбленка. Теряется ощущение, что это тот самый челябинский метеорит, а не какой-то большой камень для рубрики "Минералы Челябинской области" из карьера поблизости. Пробегаем весь музей и выходим гулять дальше по городу. Стоимость билетов в музей — 600 руб.

В 18 часов у нас намечена двухчасовая этнографическая экскурсия с местным жителем, который расскажет городские легенды и покажет основные достопримечательности Челябинска. Больше всего мне запала в душу красивая история про нетипичные для этих широт даурские лиственницы на пересечении улицы Красной и проспекта Ленина, которые обычно произрастают на Дальнем Востоке. По легенде, в доме судебного-поверенного Владислава Сапега-Ольшевского во времена русско-японской войны был организован госпиталь, куда попал один раненный солдат. Предчувствуя скорую смерть, он завещал посадить здесь семена дальневосточной лиственницы, которые хотел отвезти к себе домой, в европейскую часть России. Его воля была исполнена. До сих пор напротив бывшего дома Сапега-Ольшевского растут те самые деревья, с которыми у городских властей постоянные проблемы: начиная засухой, и кончая случайным спилом. От внушительной когда-то аллеи с советских фотографий сегодня почти ничего не осталось.

Не обошлось и без забавных историй, как, например, про возведение памятника Ленину на площади Революции, у которого было две кепки: в руке и на голове. Но как сообщил наш экскурсовод, это откровенная байка, кочующая из города в город. Нигде и никогда Ленина с двумя кепками, к сожалению, не было. Душевная экскурсия обходится в 2600 руб.

Отлично погуляв, идем искать место для ужина и достойную хреновушку, о которой захочется рассказать потомкам. Решаем задержаться в баре "ФортеПьяно". Увы, хреновушки тут нет, а альтернативы оставили после себя неприятное впечатление. Отдаем за ужин 2000 руб. и отправляемся на такси спать в свой модный лофт. Почти подъехав к отелю, наш всю дорогу молчавший таксист вдруг задает риторический вопрос: "А куда вы, мужики"? Видимо, увидев на фасаде ответ на свой вопрос, он с неким ехидным удовлетворением сам же и отвечает: "А, в сауну…". А. стал что-то возражать, мол, да как вы смеете, но мы уже приехали. Поднимаемся в номер и ложимся спать. Поездка на такси обходится в 210 руб.

Уральский марс

Встаем в 7, собираем вещи и выезжаем в сторону Екатеринбурга по вроде как новой скоростной трассе. Сегодня наша цель — "Уральский марс", а после него дорога на Курган. Получается крюк, но так задумано программой. Неподалеку от Екатеринбурга заправляемся на 1000 руб. Весь путь на сегодня составит примерно 630 км.

"Уральский марс" — это Богдановические карьеры, где до сих пор добывают огнеупорную глину. Она имеет приторно-оранжевый оттенок, который будет нас везде сопровождать, отчего окружающее пространство с холмами, ямами и пригорками напоминает поверхность Марса. Отличное место для необычных фотографий.

Вообще территория закрыта для свободного посещения, и какие-то карьеры даже продолжают вырабатываться, но когда это кого-то останавливало. По хэштегу #уральскиймарс можно найти уйму фотографий, будто это не режимный промышленный объект, а пляж в Хургаде. Не спрашивайте как мы туда попали.

Тем не менее, кроме съемки фотосессий тут делать нечего. А. запустил дрона поснимать виды сверху, а я пошел бродить в одиночку в поисках симпатичных ракурсов на земле. Виды завораживающие: отсутствие людей вокруг вместе с облачной погодой погружали в атмосферу фильмов об одиноких космонавтах на далеких планетах. Но хоть место и выглядит красивым, оно крайне опасно. Одному бродить по таким карьерам нельзя, в чем я убедился на собственном опыте.

Глиняный берег у воды напоминает мокрый песок и на вид кажется твердым. Я захотел подойти поближе к разноцветной воде и сделать несколько фотографий, как моя правая нога за секунду погрузилась в вязкую, как крутое пюре, глину до середины голени. Чтобы удержать равновесие, я рефлекторно поставил левую ногу, тут же утопив ее почти по колено. Быстро стало ясно, что тащить ноги самостоятельно бесполезно: пока я тянул одну, другая погружалась еще глубже. Даже если стоять и не двигаться, то ты все равно медленно опускаешься. Благо А. был недалеко: он сначала дал мне попробовать справиться самому, как учил Беар Грилз, но быстро понял, что у меня не выходит, и стал тащить на берег. Глина была настолько вязкая и тяжелая, что мы, два взрослых мужчины, с большим трудом смогли меня достать, чуть было не оставив в дар Посейдону один ботинок.

Оставляя за собой глиняные следы, как фекальный монстр из "Догмы", я доковылял до машины, кое-как обтерся влажными салфетками и переоделся в чистое. Изгаженные ботинки и брюки решил не выбрасывать, а попробовать отстирать в Кургане. К счастью, мне хватило ума взять несколько пар обуви.

По спине пробегает легкий холодок, когда я вспоминаю этот случай. Оступившись одному, можно запросто увязнуть в глине и ни до кого не докричаться.

Выезжаем в Курган и по пути останавливаемся в городе Камышлове на обед в заведении с игривым названием "Пиццарицца". За двоих отдаем 1730 руб., что дороговато для обеда в маленьком городе. После забегаем в Собор Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в русско-византийском стиле. Внутри проходят реставрационные работы, и царит легкий беспорядок. Вертикальные жерди строительных лесов состояли из цельных кусков березы, и возникало ощущение, что алтарь находится посреди березовой рощи. Напротив собора стоит верстовой столб — до Москвы 1901 км. Далеко же нас занесло. Едем дальше в Курган.

Курган

Хоть я и планирую объездить все субъекты России, Курганская область была далеко не на первом месте в списке на посещение. Считаю удачей, что наш маршрут проходил через нее, потому что неизвестно, когда бы в следующей раз довелось сюда попасть. Мчим по дороге сквозь розовый, как зефир, закат.

Несмотря на то, что город имеет важное федеральное значение из-за ряда находящихся на его территории производств и предприятий, жить люди здесь не хотят. Начиная с 2000 года население стабильно сокращается и к 2023 уже уменьшилось на 60 тысяч человек.

Заезжаем в город и едем в апарт-отель "Авангард" — прямо в центре. За свежий вместительный номер с завтраком заплатили 2870 руб. Бросаем машину и идем в сумерках изучать окрестности. Город чистый, улицы ремонтируются, гулять можно.

Идем ужинать в "London pub". Возможно, в Кургане нас ждет удача и хреновушка окажется стоящей, но нет. Ужин на двоих обходится в 2220 руб. Идем гулять дальше в поисках местных достопримечательностей: скульптур орла-белохвоста, жутковатого волка из "Ну, погоди!" и кота-ученого, больше похожего на суслика или бобра. Все скульптуры произвели удручающее впечатление, потому что можно лучше. К примеру, возле здания Почты России на ул. Гоголя стоит качественная скульптура городового. После прогулки снова захотелось есть. Утоляем голод в Додо Пицце за 464 руб. и идем мрачными переулками в отель.

За безалаберность нужно платить. Когда А. лег спать, я еще час отстирывал от почти застывшей глины ботинки и штаны. Коричневым в душе было все, кроме разве что потолка. Намучившись, моюсь и ложусь обессиленный. До конца поездки ботинки так и не высохли и болтались мертвым грузом в багажнике.

Просыпаюсь в 7 утра и иду на 5-километровую пробежку по центру города. То ли виновата радость бегуна, то ли хорошая погода, но при свете дня центр города выглядит привлекательно. Вероятно, на окаринах дело обстоит скромнее. Возвращаюсь и иду есть сытный завтрак.

Сегодня по программе поход в Центр Илизарова, где нам проведут экскурсию по выставочным залам, рассказывающих о жизни и работе доктора Гавриила Абрамовича Илизарова, и выезд в Омск. Скорее всего, многие о нем никогда раньше не слышали, но хотя бы раз видели странное цилиндрическое устройство со спицами — Аппарат Илизарова. Это собственное изобретение Гавриила Абрамовича, которое позволяет сращивать сложные переломы и даже удлинять кости за счет управляемого контролируемого выращивания костной ткани. Изобретение оказалось прорывным для своего времени, поскольку позволило лечить серьезнейшие переломы и патологии за счет свойства костей к росту и регенерации. В 1965 году на базе Курганской городской больницы, где работал Илизаров, был заложен Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии, который в последствии получил его имя и успешно функционирует по сей день. При нем же открыли музей памяти доктора Илизарова.

Слушаем обстоятельную экскурсию, записываем небольшой ролик и фотографируемся на память в бережно сохраненных интерьерах. Из прослушанной экскурсии запомнился случай олимпийского чемпиона по прыжкам в высоту Валерия Брумеля. Он попал в аварию на мотоцикле и так сильно повредил ногу, что даже стоял вопрос о ее ампутации. Три года безуспешного лечения и жизни на костылях привели его к Илизарову, который за сравнительно короткий срок вернул ногу в рабочее состояние и дал Брумелю возможность снова тренироваться. Оставив добрые пожелания в книге отзывов, сердечно прощаемся с экскурсоводом и отправляемся в Омск!

Омск

Доехать из Кургана в Омск можно по прямой дороге через Казахстанский Петропавловск. Но эта идея была сразу отброшена, поскольку не известно, сколько времени мы могли бы провести на обеих границах. Хотя было бы любопытно в течение одного светового дня заехать из России в другую страну, чтобы через нее вновь вернуться в Россию с другой стороны. Пришлось ехать через Ишим, в котором я уже был в этом году, когда ехал по Транссибу во Владивосток, и в котором я окажусь в третий раз по дороге обратно.

От Кургана до Омска 650 км и практически 9 часов однообразного пути. В дороге не происходит ничего интересного — в горизонт по обе стороны упираются бесконечные поля. Болтаем, слушаем музыку и глядим по сторонам от полупустых трасс, которые через пару дней будут забиты желающими срочно выехать из России, но это в ближайшем будущем, о котором мы пока не подозреваем.

Заезжаем в Ишим, где отправляемся на обед в Mart Lounge Bar. За 1252 руб. берем два наивкуснейших бизнес-ланча, достойных лучших московских и петербургских ресторанов, и продолжаем путь до Омска. На выезде из города заправляемся на 3000 руб.

Приезжаем в город к 22 часам и вместо традиционного заселения в отель сразу едем ужинать. Ужин с напитками обходится в 2060 руб. Гулять по полупустому и темному городу около полуночи нет сил. Едем до гостевого дома А-Сьют и отдаем 3431 руб. за комфортабельный номер с завтраком. Уставшие, ложимся спать под Артема Шейнина и новости о головокружительных успехах во всех местах.

Встаем в 8 утра и идем на завтрак. В обеденной были накрыты столы, за одним из которых сидела компания синих воротничков. Завтрак можно было выбрать накануне из нескольких блюд, и я остановился на привычной овсянке, но перед собой увидел неаппетитную яичницу. Когда я уточнил у управляющей, что здесь какое-то недоразумение, выяснилось, что один из довольных работяг по-соседству увидел единственную кашу и взял себе, поставив взамен свою прогорклую яичницу, потому что посчитал, что можно взять понравившееся блюдо с любого стола. Мне предложили дождаться новой порции, но у нас не было времени да и возмущаться и всех напрягать из-за миски каши не хотелось. Доедаем и едем гулять в центр.

В общественном сознании Омск считается городом-мемом, где постоянно происходит чернуха. Достаточно вбить в поисковой строке "в Омске…" и увидеть лавину новостей о каких-то чрезвычайных случаях, зачастую абсурдных. Ну и притча во языцех — это желание местных жителей покинуть Омск во что бы то ни стало. Мне, на беглый туристический взгляд, город приглянулся. Ожидаю в комментарии прихода омичей с объяснениями, почему так быть не должно. Большой, чистый и благоустроенный, с обилием музеев, которые обязательно нужно будет посетить в следующий визит. Возможно, в приятных ощущениях сыграла роль теплая солнечная погода, которая имеет свойство делать самые некрасивые города идеальным местом для жизни, но, тем не менее.

Гуляем по центру, пьем кофе в "Skuratov coffee" — весьма модное в последнее время заведение, основанное как раз в Омске. После доходим до омского метро — памятнику то ли коррупции, то ли несбыточным надеждам города-миллионера, то ли роковым случайностям. В подземном переходе проходит выставка современного искусства, которая по-новому осмысляет это культовое во всех смыслах сооружение. На саму же законсервированную станцию Библиотека им. Пушкина попасть нельзя.

Существует поверье, что в советское время каждому городу-миллионеру полагалось свое метро, и когда дошло дело до Омска и даже началась стройка, Советский союз распался, наступили 90-е и проект стал нерентабельным. В 2000-х постоянно поднималась речь о достройке метро, но всегда все упиралось в финансирование, которого не хватало. В середине 2010-х администрация даже обещала открыть несколько станций к 300-летию города в 2016 году, но этого не произошло. Ближе к 2020-м от строительства метро вообще планировали отказаться и вместо него пустить метротрам по типу Волгоградского, но и этого не случилось. Так и стоит с тех пор одна несчастная станция, из которой сделали подземный переход.

После прогулки по центру города решаем доехать до другой почти что законченной мега-стройки — домашнего стадиона Омского Авангарда G-drive Арене, который до этого много лет не имел своей собственной базы. Выглядит как минимум стильно и авангардно. Ba-dum, tss. Бегаем вокруг в поисках магазина мерча, но оказывается, что единственный такой есть только в центре. Едем обратно. Покупаем сувениры и выезжаем, у нас сжатый график. Прощаемся с Омском на короткое время. Мы еще вернемся, когда будем ехать обратно. Отправляемся в Новосибирск!

Новосибирск

Весь день нам придется провести в дороге с нашими вечными спутниками: фурами и полями с пшеницей. Я вообще не ожидал увидеть такое количество полей здесь, в Сибири, но как раз именно на узкой полосе земли от Краснодарского и чуть ли не до Хабаровского края, вдоль границы с Казахстаном, Монголией и Китаем расположены основные посевные площади России.

Делаем остановку в Барабинске на обед в кафе-баре Paradise. Получаем райское наслаждение от аппетитного сета из двух блюд и напитка и отдаем 1016 руб. На выезде из города заправляемся на 3000 руб. и едем дальше.

Приезжаем в 21 час и едем в ресторан Аркадия Новикова "Сыроварня", где собрался весь местный бомонд. На фоне обворожительных дам и лощеных мужчин двое помятых путников выглядели, мягко говоря, диковато. Параллельно с поеданием блюд выбираем место для отдохновения после утомляющей однообразной дороги. Отдаем за ужин 3100 руб. и едем заселяться в наш Апарт-отель "Гостиниц.net". За двухместный номер без завтраков отдаем 2574 руб.

При заезде в отель узнаем, что Островок вновь накосячил и по какой-то причине не сообщил отелю о нашей брони. Как следствие, в номере не убрано и не застелено белье. Доказываем, что бронь есть и оплачена, и поднимаемся в номер, куда сразу за нами приходит сотрудница отеля. В неловкой тишине наблюдаем, как она пытается быстро сделать все и сразу и у нее не получается. Не выдерживаем и говорим, что справимся сами. Ложимся спать без Артема Шейнина.

Встаю в 7 утра и бегу на 5-километровую пробежку по окрестностям. Как известно, город основан в 1893 году как станция на пути Транссибирской магистрали через Обь. И за 130 лет Новосибирск стал самым густонаселенным сибирским городом, экономическим центром региона и большим транспортным хабом, который постоянно спорит за звание столицы Сибири с более древним Красноярском. Несмотря на это, все мои знакомые, в том числе местные жители, отзываются о городе пренебрежительно, мол, в нем делать нечего и архитектурно он бестолковый. Для меня же, мимокрокодила, город показался как минимум заслуживающим повторного визита. Чего стоит хотя бы роскошный театр оперы и балета, где в 2004-2010-х годах главным дирижером являлся Теодор Курентзис. Все эти мысли посещают меня во время бега. Да.

После пробежки едем в центр города на завтрак. Пышный круассан, бокал апельсинового фреша, каша на кокосовом молоке с ягодами и кофе обходится в 500 руб.

Сегодня хватает свободного времени, чтобы посетить новосибирский Академгородок, а после него музей мировой погребальной культуры. До Юрги осталось всего ничего — некуда спешить. Пока что гуляем по городу и катаемся на метро через Обь ради проездных жетонов в коллекцию. После возвращаемся пешком обратно в центр города и снимаем материал для будущего ролика. Выезжаем в Академгородок.

Пробки как в Москве в 9 утра и на въезде в Академгородок упираемся в глухой затор. Как оказалось, в это время в Технопарке проводились день открытых дверей и параллельно с ним праздничные мероприятия по поводу открытия местного ресторана "Gusi". Находим парковочное место и идем смотреть на окрестности со смотровой площадки Технопарка. Само здание, ставшее в свое время поводом для скандалов среди местных жителей, выглядит эффектной архитектурной доминантой, разбавляющей окрестные многоэтажки. Наверху нас ждет главный аттракцион — стеклянный пол, который, к сожалению, расположен над скучной проезжей частью. Смотреть не на что, только пощекотать нервы тем, кто боится высоты.

Внутри слишком много детей и родителей, для которых организованы лекции по поводу карьер будущего и мастер-классы. Нам там делать нечего. Спускаемся вниз и идем делать круг по району. Снаружи тоже не так много интересного. Возвращаемся обратно к Технопарку отмечать пышное открытие ресторана "Gusi". В честь этого знаменательного события владельцы пригнали диджея и ведущих, поставили большую сцену, а также раскидали несколько точек питания с различными блюдами, за которые приходилось расплачиваться игровой валютой по курсу 100 рублей = 1 жетон. Берем по хот-догу с местной сладкой газировкой за 3 жетона и выезжаем в музей мировой погребальной культуры.

Музей мировой погребальной культуры — единственный музей такой направленности в России. Он был основан местным предпринимателем Сергеем Якушиным на базе его же собственного Новосибирского крематория в 2012 году, так же единственного частного крематория в России. Сам крематорий выглядит нетипично — как храм в стиле классицизма, выкрашенный в охряный цвет. Вокруг него благоустроенная территория с клумбами, лавочками и скульптурами. Не зная, что это за место, можно запросто решить, что это очередной парк, разбитый на окраине города. В 2022 году Якушин скончался от обострившейся онкологии в процессе длительного следствия по факту якобы имевших место взяток сотрудникам моргов за информацию об умерших. Похоронный бизнес in a nutshell. Несмотря на это и свою табуированную тематику, музей продолжает работать и стоит посещения. Правда, цена билетов кусается — 2200 руб. за двоих.

Внутри и снаружи трех корпусов — гигантская экспозиция, на просмотр которой можно запросто потратить часов 6. Если вам интересны death studies (направление в социологии и антропологии, изучающее взаимодействие человека со смертью, похоронные обряды и практики), то этот музей отличное место для расширения своего кругозора по теме: здесь даже крутят учебные видео из моргов. Перечислять спектр имеющихся экспонатов бессмысленно, тут есть все. Лично меня впечатлил раздел о смерти в советском союзе и отношении к ней на протяжении его существования. Там больше всего запомнилась маленькая фотография с таким сюжетом: середина 80-х, типичная советская комната в хрущевке, посреди которой на двух табуретках стоит гроб с телом советского солдата из Афганистана, возле него плачущая мать, а на стене за ними висит постер с Жан-Клод Ван Даммом в боевой позе.

Выходим призадумавшиеся и стартуем в Юргу — нашу официально конечную точку по маршруту. На выезде из Новосибирска заправляемся на 2000 руб.

Юрга

В город въезжаем в ночи. Mission acomplished. Мы удовлетворены, а особенно удовлетворен нашим подвигом товарищ А., который все это заварил и не поехал. Шлем ему привет на фоне брутальной и слегка скособоченной въездной стелы, похожей на советский транспарант. Вокруг кромешная тьма и мрак, пустые улицы и отсутствует освещение. Ощущение, будто город вымер.

По совету этого товарища едем в расположенный на отшибе местный ресторан-пивную "Юргинская пивоваренная компания", где варят собственное пиво и есть живые люди. Напомню, я в этой поездке тренировал свою выдержку и платил за безалкогольное пиво в три раза дороже, чем за алкогольное, что доставляло мне немало душевных мук. За сытный ужин на двоих отдаем 2340 руб.

Гулять по мрачным улицам желания нет. После ужина едем в отель под многообещающим названием "12 футов". Спасибо, что не шесть. Комфортный двухместный номер с завтраком обходится в 1987 руб.

При регистрации состоялся забавный диалог с управляющей. Она уточнила, как мы добрались до города, и где оставили машину. Мы сказали, что прямо у отеля. Управляющая слега смутилась и вежливо попросила переставить ее в другое место, потому что в этом же здании есть ночной клуб "Мед", где сейчас проходит бешеная вечеринка. Видимо, в этой связи на городских улицах и не было людей. Публика в клубе своеобразная, и безопасность нашего транспортного средства не гарантирована.

Какое-то время мы стояли и препирались, потому что управляющая прямо настаивала ехать куда-то в ночи и переставлять машину. Мы же полностью, как нам казалось, понимали риски и были готовы оставить ее здесь, сил не было. Одновременно вместе с нами приехал заселяться еще один мужчина, который сказал, что поедет и проверит рекомендуемую парковку сам. Пока мы разгружали вещи он успел вернуться и сказал, что там свою машину точно не оставит. Решаем последовать его красноречивому примеру и ложимся спать.

Решили себя побаловать и встать в 9 утра, тем более ночью мы спали плохо — в номере было слышно музыку так, словно она играла под подушкой. Как я узнал впоследствии, другой мой коллега работал на заре 2010-х годов в "Меде" фотографом и видал там всякое. После неожиданно вкусного завтрака спускаемся на улицу, предвкушая увидеть нашу машину как минимум без лобового стекла, а как максимум перевернутой на крышу. И разочаровываемся! Ни одной лишней царапинки словно мы оставили ее на парковке у здания ФСБ. Удостоверившись, что все в порядке, идем гулять по городу.

В свете утреннего солнца Юрга выглядит опрятно и не так отталкивающе как прошлым вечером. Вопреки тому, что город включен в категорию муниципальных образований с наиболее сложным социально-экономическим положением, откровенный упадок не ощущается. Видим даже свежие малоэтажные новостройки, что говорит о каком-никаком росте населения. По всему городу установлены новые светофоры, правда, весьма едкого оранжевого цвета, как у Новосибирского крематория, и экзотической конструкции. Причем на некоторых маленьких перекрестках они зачем-то стояли на всех сторонах дороги и для всех участников дорожного движения, что выглядело откровенным нагромождением. Гуляем и записываем видео для ролика. Заходим в кофейню с приятным интерьером и берем ароматный капучино за 180 руб. Узнаем, что одним из 22 почетных граждан города является Сергей Шойгу. Интересно, за какие заслуги.

По изначальному плану, когда в поездку должен был ехать не я, на Юргу было выделено два дня. Оно и понятно: товарищу А. нужно было повидать близких и впитать силу родных мест для очередного длительного погружения в пучину московской суеты. В нашем случае оставаться здесь еще на день было бессмысленно, и мы стали выбирать, куда поехать дальше: в Кемерово или Томск. После недолгого совещания решаем ехать в Томск, как в более привлекательный для изучения город. Плюс Томская область будет еще одним посещенным субъектом Российской Федерации в коллекцию. Не торопясь возвращаемся в отель, попутно забежав подтянуться на турники. Еще раз получаем лучи поддержки и респекта от товарища А. за проделанный путь и выезжаем в Томск.

Томск

Ехать полтора часа — всего ничего по нашим меркам. Сразу скажу, что Томск —удивительно симпатичный город, от которого я ничего не ожидал. Все благодаря внушительному деревянному фонду, который тут с горем пополам стараются сохранять, и в некоторых местах европейским видам, навевавшим мне приятные воспоминания из далекого прошлого, когда можно было спокойно ездить в Европу.

Мы традиционалисты, поэтому едем заселяться в Апартаменты "Шелковый путь", находящиеся в странном, с точки зрения архитектурного стиля, жилом доме. Внутри симпатичная многокомнатная квартира, из которой сделали мини-отель с номерами и общей кухней. Напротив дома уютный круглый парк-сад "Белое озеро" с одноименным водоемом. За двухместный номер без завтрака отстегиваем 1683 руб. Оставляем машину на бесплатной парковке и идем гулять по городу.

Первым делом отправляемся спасать душу и заходим в расположенную неподалеку от отеля Воскресенскую церковь, построенную в редком стиле сибирского барокко. Снаружи все выглядит очень изящно, но внутри — откровенный новодел. В прошлом как и многие культовые сооружения в СССР храм использовался не по назначению, так что простительно. Из любопытного — церковь территориально расположена на Октябрьском взвозе. Это жужжащее слово, взвоз, — устаревшее название улицы в горку в некоторых городах России. Оно мне понравилось.

После духовного возвращаемся к мирскому и забегаем поодаль в небольшой паб "Про крафт" пропустить на ход ноги. Хреновушки нет, так что А. вынужденно довольствуется сладкими настойками. Чуть повеселев, идем смотреть на памятник А. П. Чехову глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку», и наслаждаемся куцыми видами на Томь. После идем в кондитерскую "Baba Roma" за кофе и углеводами.

Из бросающихся в глаза особенностей города — на улицах неожиданно мало пожилых людей и повсюду ходят толпы разновозрастной молодежи, что объясняется наличием здесь крупных федеральных университетов. Википедия даже подсказывает, что Томск неофициально носит титул студенческой столицы России, настолько их там много.

Нагулявшись и отфотографировав кучу роскошных деревянных домов и наличников на пути, идем перекусить в очаровательное кафе "Птичка". За обед на двоих отдаем 1600 руб. Стоит такая замечательная погода, что просто жалко идти в музеи. После обеда мы просто наворачиваем круги по основным достопримечательностям Томска.

Ближе к ужину по совету знакомого томича, который как раз работал фотографом в ночном клубе "Мед" в Юрге, заходим перекусить в гастропаб с двусмысленным названием #Re:bro. Внутри небольшого помещения дым коромыслом и куча людей, на стойке предупреждают об ожидании блюд не менее получаса. Делать нечего, садимся ждать и как оказывается не зря: любые сочные и мощные бургеры нервно курят в сторонке. Вкусно и четко, твердо и точка.

День близится к завершению и обещает красивый закат. Поднимаемся на Воскресенскую гору и в тишине наслаждаемся романтичными видами на Богоявленский собор. Слегка грущу, что не могу разделить такой момент с бывшей девушкой.

После заката А. ищет сатисфакции с хреновушкой, и для этого мы идем второй раз ужинать в рекомендованный знакомыми ресторан "Строганина". Складывается впечатление, что мы целый день безостановочно едим, да и вообще всю поездку, но мы и ходим почти без остановок. К большому сожалению, одноименное блюдо разочаровывает, как и цена на него. А с настойками, и хреновушкой в частности, вообще полная беда. С легким осадком от неидеального завершения вечера идем отдыхать в отель и слушать очередную порцию политинформации от Артема Шейнина.

Встаю в 7 утра и иду на 5-километровую пробежку вокруг Белого озера и по ближайшим районам без лишних взвозов. Сегодня выезжаем в обратный путь и едем в объезд Новосибирска, прямиком в Омск. Заезжаем на завтрак в "Территорию кофе" — одно из немногих мест, работающих с утра. От поглощения еды постоянно отвлекал раскатистый бас баристы, нарочито громко озвучивающий имена посетителей и их заказы. Хочется процитировать классиков: голос у него был такой силы и густоты, что ему позавидовал бы Ричард Львиное Сердце, от крика которого, как известно, приседали кони. Прощаемся с Томском и стартуем вперед, назад в Москву.