Может ли​ авиакомпания сама поменять тариф?

14

В конце февраля 2024 года купила билеты на самолет по тарифу «Оптимум», чтобы подстраховать себя и в случае чего их можно было вернуть. Недавно на почту от авиакомпании пришло уведомление о возврате денег за выбор мест и частичный возврат за билеты, а тариф в маршрут-квитанции указан «Эконом». Но деньги на счет пока не поступили. Может ли авиакомпания самостоятельно изменить тариф?

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Авиакомпания не вправе менять тариф в одностороннем порядке. Вы можете потребовать, чтобы она вернула тот тариф, что вы выбрали, или компенсировала стоимость билета. Расскажу, почему так.

Почему авиакомпания не вправе менять тариф

Купив билет, вы заключили с авиакомпанией договор перевозки. По нему авиакомпания обязуется выделить пассажиру место в самолете и доставить его в пункт назначения. А клиент должен оплатить перелет и дополнительные услуги, которые ему нужны  .

В билете указывают условия договора: маршрут, дату и время вылета, тариф и стоимость перелета. Все это существенные условия. Стороны должны их предварительно согласовать.

По закону одна из сторон договора не может отказаться от обязательств или изменить условия, не согласовав это с другой. Исключение — авиакомпания вправе отменить или задержать рейс, заменить самолет или маршрут перевозки для безопасности пассажиров или по требованию госорганов, например Росавиации, но не меняя тариф  .

Поэтому в вашем случае авиакомпания существенно изменила условия договора и нарушила закон.

В этом билете информация о тарифе зашифрована буквенным кодом. Расшифровки — на сайте «Аэрофлота». HNB — это тариф «Лайт» в экономклассе
В этом билете информация о тарифе зашифрована буквенным кодом. Расшифровки — на сайте «Аэрофлота». HNB — это тариф «Лайт» в экономклассе

Что делать, если авиакомпания поменяла тариф без согласования с вами

Вы можете потребовать, чтобы перевозчик оставил прежний тариф или вернул все деньги за билет.

В любом случае начать надо с претензии. Напишите ее по образцу — для смены тарифа или возврата денег. Укажите ваши требования, контактные данные, а для возврата денег — реквизиты. Приложите копию билета с первоначальным тарифом.

Претензию можно отправить по электронной почте или заказным письмом, в том числе через сервис Почты России, либо вручить в офисе авиакомпании. В последнем случае распечатайте документ в двух экземплярах и попросите, чтобы сотрудник сделал отметку о вручении на том, что останется у вас.

У авиакомпании есть 10 дней, чтобы вернуть деньги или переоформить билет  . Если перевозчик не ответит или откажется выполнить ваши требования, можете обратиться в Роспотребнадзор. Жалобу подают одним из способов:

  1. лично в региональное отделение Роспотребнадзора;
  2. почтой;
  3. на сайте ведомства, авторизовавшись через госуслуги.

Еще вы вправе обратиться в суд. Там можете запросить:

  1. Возврат денег или смену тарифа.
  2. Компенсацию морального вреда.
  3. Штраф за то, что авиакомпания добровольно не выполнила требования, — 50% от присужденной судом суммы  .
  4. Неустойку — не больше стоимости билета.

Неустойку считают по формуле: Не возвращенная в срок сумма × 3% × Период просрочки. Последний начинается со дня, когда авиакомпания получила требование о возврате.

Например, билет стоил 46 000 ₽, а период просрочки — 38 дней. Тогда неустойка: 46 000 ₽ × 3% × 38 дней = 52 440 ₽. Но неустойка не может превышать цену билета. Поэтому рассчитывать можно только на 46 000 ₽.

Сначала направьте исковое заявление авиакомпании заказным письмом или вручите представителю перевозчика под подпись. Затем подайте заявление в суд: если сумма иска больше 100 000 ₽ — в районный, если меньше или равна 100 000 ₽ — мировому судье. Госпошлину платить не нужно.

К иску приложите:

  1. Подтверждение того, что вы отправили претензию и иск авиакомпании, например скриншот электронного письма или уведомление о вручении письма Почтой России.
  2. Копию билета и документ об оплате, например электронный чек.
Анастасия КорниловаКакие тарифы для авиаперелетов вы выбираете и почему:
  • МаксимОлеся, > Вы можете потребовать, чтобы перевозчик оставил прежний тариф или вернул все деньги за билет. Это на выбор пассажира. Вот вы закажете такси по тарифу Ultima, а приедет машина из младшего класса. И вы такая, а ну норм, главное что довезли?4
  • Δημήτρης Δημητριάδης (DD)Олеся, что: Не жили хорошо - и начинать не стоит?3
  • Олеся НикитинаΔημήτρης, нет. Есть первичные цели и вторичные. Моя первичная цель в данном примере - доехать до нужного мне места и вовремя. Вторичная - доехать с комфортом. Упереться в выполнение вторичной цели и не достигнуть первичной, считаю таким же результатом как "у порога сидит старуха, а перед ней разбитое корыто". Лучше доехать на бал в заколдованной тыкве, чем провести вечер дома со сковородками.3
  • РоманОлеся, то есть вариант вернуть деньги и полететь другой ак вы не рассматриваете? А если они на сутки сдвинут рейс? Тоже будете сидеть со словами ну главное что долетели, а то что на пересадку опоздали это не важно?)1
  • LemmingДо 2022го брала всегда самый дешевый тариф, не важно куда. Теперь же по такому принципу летаем только по РФ, а за границу берем билеты уже с возможностью возврата. Все-таки потерять 10к и 100к - сильно большая разница.0
  • Валерия СиротинаПолучается, овербукинг это незаконно?1
  • Александр П."Исключение — авиакомпания вправе отменить или задержать рейс, заменить самолет или маршрут перевозки для безопасности пассажиров или по требованию госорганов" - ага. На одном месте они крутили это. СмартАвиа - "мы отменили перелёт в 16:00 и переоформили на рейс раньше ( скрин в приложении). За 4 дня до вылета. Да, пожалуйста - у вас есть выбор, можем вернуть деньги. Вот только к моменту вылета стоимость других а/к на устраивающее меня время выросла. Т.е. я остаюсь либо с неустраивающим меня рейсом, либо доплачиваю почти 2х стоимость чтоб улететь нормально. Летайте а\к СмартАвиа, они любят ( но нетрадиционной любовью, не всем подходит) своих пассажиров. ПС. Да, наверное в теории можно было погрузиться в судебные дрязги и стрясти по итогу стоимость устраивающим меня рейсом другой а\к, предпосылки были. Но оплачивала билет компания, моей заинтересованности не было. ППС. И да, тот рейс, на который "пересадила" СмартАвиа в итоге вылетел с 2х часовым опозданием, естественно - пассажиров всё это время держали у гейта, обещали что "посадка начнётся через 20 минут".2
  • Александр П.Роман, вы, наверное, не летаете ? Билет, который стоил условно 6000 за месяц до перелёта, за 1-2 дня до вылета может легко стоить 2х а то и 3х ( а в пиковый момент - может и вообще остаться только "бизнес". Если вам всё равно 6 000 или 40 000 - ну я вам искренне завидую, факт)1
  • Лейсан ГильфановаНе исключено, что в статье пострадал фактчекинг. Тариф "оптимум" может являться подвидом тарифа "эконом", поскольку зачастую тарифы билетов на самолёты делятся на эконом и бизнес, а далее уже внутри каждой тарифной группы начинаются маркетинговые названия типа Лайт, Оптимум и т.п. Чтобы точно ответить на вопрос, нужно запрашивать маршрутные квитанции из системы бронирования и анализировать, действительно ли были какие-то изменения. Например, Аэрофлот: Оптимум = эконом. Непонятно, почему юрист никак это не анализирует, хотя по скриншотам в статье видно, что понимание кодов тарифов вроде бы есть, и предлагает обращаться в суд Ещё непонятно почему не предлагается сначала проанализировать правила тарифа по билету. 90% что вопрос отпал бы ещё на этом этапе0
  • KottРоман, может в мск это и не проблема, а вот регионах гемор тот еще. Цены могут в разы вырасти, как уже писали. Там на многих направлениях монополисты, что хотят то и делают0
  • Организатор частных путешествийВ статье изначально написана какая-то ерунда. Оптимум это тип тарифа, эконом -- класс обслуживания. Если речь про Аэрофлот, то в экономе бывают тарифы Лайт, бюджет, оптимум и максимум. Не очень понятно за что вернула деньги авиакомпания и на какой тариф поменяла. Нужны подробности чтобы сказать что у вас не так.1
  • Олеся НикитинаРоман, всё зависит от того есть ли другие свободные рейсы. Например, я летаю в направлении, куда летает всего одна авиакомпания и даже не каждый день. Поэтому если они мне изменят тариф, то я не стану и не смогу полететь другим рейсом. Если они будут сдвигать рейс - то это уже другая проблема. И я буду решать её отдельно. Смотреть есть ли другие возможности или нет: если в нужном мне направлении рейс с пересадкой стоит 100 тысяч, а прямой этой авиакомпанией стоит 40 тысяч, то возможно потерплю и перенесу бронь отеля. Вопрос у автора был конкретный, а Вы ещё десять других ситуаций предлагаете. В каждой конкретной буду действовать исходя из других дополнительных данных.0