За последние три месяца я привез из Республики Беларусь три автомобиля, перепродал их и заработал на этом 550 000 ₽.
Каждую из этих машин было несложно ввезти в Россию и поставить на учет на абсолютно законных основаниях. В этом и заключается прелесть покупки автомобиля в странах — членах ЕАЭС.
Как подобрать автомобиль
Самый выгодный вариант — ехать в Беларусь за машиной и оформлять все документы на себя. Также есть брокеры и компании, которые за отдельную плату все сделают за вас.
В Москве я взял плацкартный билет на поезд Москва — Минск за 3836 ₽. Отправление в 22:10, в 07:25 прибытие в Минск. Брал билет в один конец: все-таки обратно нужно было ехать на машине.
Еще до отъезда я нашел временное жилье. Аренда однушки в центральной части Минска стоит 20—25 $ (1600—2100 ₽). Я забронировал квартиру на три дня, чтобы никуда не переезжать, если придется задержаться, и потратил 6000 ₽. Заселение обычно с 14:00, поэтому я начал звонить по объявлениям уже утром. Нет смысла делать это в Москве, потому что по телефону все всегда отлично, да и вряд ли после разговора с человеком из другой страны кто-то откажет реальному покупателю авто из Беларуси.
Владельцы машин максимально маскируют ремонты кузова, и углядеть их может только эксперт. Важно обратить внимание на номер двигателя: в ГАИ в Минске на него ни разу не смотрели, но в РФ из-за этого могут возникнуть проблемы. В России смотрят на номер двигателя и его параметры. Если все будет как в ПТС, машину поставят на учет. А если нет — появятся проблемы. Пробег тоже скручивают, поэтому важно соотносить состояние обивки салона и лакокрасочного покрытия с показаниями одометра, а в некоторых случаях нужно читать электронные блоки и искать в них признаки того, что пробег корректировали.
Больше всего машин продают в Минске и Минской области. Если все делать оперативно, то за два-три дня вполне можно успеть найти хороший автомобиль и оформить документы.
Учитывайте важный нюанс: авто с экологическим классом ниже Евро-4 невозможно законным путем поставить на учет в РФ. Четких разграничений нет, но большинство автопроизводителей начали соблюдать требования класса с 2008—2010 года. Поэтому лучше не смотреть более старые машины.
Также на российской таможне и в ГИБДД будут проверять наличие у авто сертификата безопасности конструкции транспортного средства — СБКТС. Обычно его составляет либо автопроизводитель, либо импортер, который ввозит авто на территорию ЕАЭС. Нет какой-то базы, в которой можно проверить наличие СБКТС, поэтому остается либо искать авто с ним, либо заложить в стоимость получение этого сертификата — от 20 000 ₽.
Где искать машину. Самые популярные сайты — av.by, «Автобизнес», «Автобарахолка». Самый большой и удобный — av.by, практически аналог «Авто-ру». Есть сайт и мобильное приложение, но проверить машину по VIN не получится. Но есть сторонние сервисы — вот что можно сделать:
- Проверить машину на угон по базе МВД Беларуси.
- Проверить даты таможенного оформления для автомобилей, которые ввезли из-за границы. Информацию оперативно обновляет Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.
- Проверить на залог в реестре движимого имущества, обремененного залогом Республики Беларусь. Услуга платная — 16,8 BYN (506 ₽) за три запроса.
В конце большинства объявлений есть информационная табличка с результатами проверки по VIN. Из нее я узнал, что интересный мне Поло Седан был в залоге у банка, хозяин в этот же день погасил долг, взял в банке справку и через сутки залог сняли. Значит, все в порядке. Если бы автомобиль был в залоге, его не получилось бы снять с учета.
Я нашел Фольксваген Поло Седан в первый день поисков. Хозяин был единственный, обслуживал авто у официалов, ни разу не бил и не ремонтировал кузов, а также хранил все чеки и заказ-наряды на обслуживание. С юридической стороны все тоже было в порядке. Цена в объявлении стояла 13 200 $ (959 904 ₽). Получилось скинуть только 150 $ (10 908 ₽) — в итоге заплатил за машину 13 050 $ (948 996 ₽).
На осмотр нужно ехать с толщиномером: продают много крашеных машин, но красят обычно хорошо. Я посмотрел пару таких перед Поло: хозяева до конца упирались, что авто не бито, не крашено, но толщиномер говорил обратное. Также не советую брать авто из США младше пяти лет: среди них много «топляка» — машин, которые серьезно затапливало водой.
Всего в тот день я посмотрел три машины, ездил до них на такси. За все время в Минске я потратил на такси 1200 ₽.
На билеты в Минск, жилье и такси я потратил 11 036 ₽
Аренда однушки в центре Минска | 6000 ₽ |
Билеты Москва — Минск, плацкарт | 3836 ₽ |
Транспортные расходы за все время в Минске | 1200 ₽ |
На билеты в Минск, жилье и такси я потратил 11 036 ₽
Аренда однушки в центре Минска | 6000 ₽ |
Билеты Москва — Минск, плацкарт | 3836 ₽ |
Транспортные расходы за все время в Минске | 1200 ₽ |
Как оформить автомобиль в Беларуси
Мы с владельцем машины приехали в ГАИ по адресу Тимирязева, 114 в 08:30. Если бы добрались к 08:00, все было бы быстрее: очереди занимают еще до открытия.
Хозяин встал в очередь на сверку автомобиля. Именно он должен проходить эту процедуру: приехать без продавца с ДКП и старым свидетельством транспортного средства, СТС, не получится. Я встал в очередь к окнам, где сдают документы на регистрацию. Потом мы отошли, чтобы оформить договор купли-продажи, ДКП, потому что он понадобится уже на сверке. Образец также есть на av.by, и он мало чем отличается от ДКП в России, только цены в белорусских рублях.
Мы пошли к ребятам, которые оформляют ДКП за 2 $ (150 ₽). По итогам процедуры выдали акт сверки, а с ним и ДКП. Хозяин отправился в соседнее здание и поднялся на третий этаж: там я стоял в очереди, чтобы подать документы на регистрацию.
На этаже есть окна для Минска и Минской области. Куда обращаться, зависит от того, где прописан владелец автомобиля. В тот день электронная очередь работала только для Минской области, а для Минска была живая: предположу, что это связано с наплывом людей. Очередь может состоять из 80—100 человек, но она продвигается достаточно быстро: передо мной было 80 человек, я стоял примерно 40 минут.
На том же этаже есть касса, в которой можно уплатить пошлину за регистрационные действия в ГАИ — 27 BYN (800 ₽). Все три раза, что я приезжал за машиной, платили собственники. Очередь в кассу небольшая и движется очень быстро. Потом собственник заполнил заявление на снятие авто с учета.
В итоге в окно приема документов мы отдали:
- ДКП в двух экземплярах.
- Квитанцию об уплате госпошлины.
- Заявление о снятии автомобиля с учета.
- Чистые государственные регистрационные знаки — это важно для машин, которые будут регистрировать в другой стране.
- Акт сверки.
- Паспорт собственника авто.
- Паспорт покупателя авто.
Через пару минут мне выдали два экземпляра ДКП с печатью ГАИ, наши паспорта и назначили время, в которое мне выдадут транзитные номера: предстояло подождать полтора часа, их должны были выдать в соседнем окошке. И в России, и в Беларуси они действительны три месяца с момента снятия с учета.
Я отстоял очередь, подошел к нужному окошку с паспортом и получил два транзитных номера и разрезанное свидетельство. Режут так, чтобы все данные можно было прочитать, но любой сотрудник ГАИ понимал, что документ недействителен.
После этого я пошел делать справку-счет, договор комиссии, еще один ДКП и отметку в разрезанном СТС — ее ставят на внутренний разворот документа. Справка-счет необходима таможне России, чтобы подтвердить факт и стоимость покупки авто. По закону Республики Беларусь этот документ может выдать только юридическое лицо. Чтобы это случилось, оно должно продать вам авто.
Получается, что юрлицо берет у вашего продавца автомобиль на реализацию и второй договор купли-продажи заключают между вами и этим юрлицом. На основании этого договора составляют справку-счет о том, что вы приобрели авто у юрлица. В целом это бесполезная бюрократическая процедура, но без нее не получится оформить машину в РФ.
Я сделал это через человека, который работает прямо в ГАИ и периодически ходит вдоль очередей, раздавая свои визитки. Документы оформили за 20 $ (1500 ₽) и 15 минут. Вообще, мне показалось, что в Беларуси у частника можно что-то купить только за доллары.
- 20 $
Потом я повесил номера на авто, пожал руку продавцу и спокойно поехал на родину. При въезде в Россию у меня проверили только паспорт.
За оформление автомобиля в Беларуси я заплатил 1650 ₽
Справка-счет | 1500 ₽ |
Оформление ДКП | 150 ₽ |
За оформление автомобиля в Беларуси я заплатил 1650 ₽
Справка-счет | 1500 ₽ |
Оформление ДКП | 150 ₽ |
Оформление авто в России
Для получения номеров необходимо оформить электронный ПТС и получить таможенный приходный ордер, ТПО. Этот документ подтверждает факт ввоза авто на территорию РФ, в нем ставят отметку об уплате утилизационного сбора. Без этого документа ГИБДД не оформит автомобиль.
Я оформил электронный ПТС дистанционно, это можно начать делать еще в Беларуси. Достаточно сфотографировать авто и все документы по инструкции центра экспертизы, оплатить услугу и дождаться оформления. Эту услугу государство доверило коммерческим компаниям. В законе прописано, что стоимость получения ЭПТС не может превышать 600 ₽, но таких цен нет ни в одной компании. Еще важно учесть, что на оформление ЭПТС гигантская очередь: в Москве на это уходит от двух недель до двух месяцев.
Я оформил ЭПТС в Уральском центре экспертизы и подтверждения соответствия на автомобильном транспорте, так как они предложили самую низкую цену и короткие сроки — 3000 ₽ и один день. Параллельно я оформлял ТПО на таможне: уплатил утилизационный сбор и приехал на таможенный пост, чтобы привязать оплату к VIN машины и получить бумажный ордер.
Размер утилизационного сбора зависит от даты производства автомобиля. За авто старше трех лет нужно заплатить 5200 ₽, за машину моложе трех лет — 3400 ₽. Самый простой способ — оплатить в банкомате по реквизитам с официального сайта таможни.
Если авто ввезли на территорию Республики Беларусь и растаможили после 1 апреля 2021 года, придется устанавливать систему ЭРА-ГЛОНАСС и оформлять все необходимые документы. Это еще примерно 25 000—30 000 ₽. Мой автомобиль ввезли и растаможили в 2019 году, поэтому мне не пришлось ставить оборудование.
После уплаты утилизационного сбора я поехал на таможню в Зеленоград. Нашел инспектора, который занимается оформлением утилизационных сборов, отдал все документы, заполнил заявление. Я приехал под закрытие, людей не было, поэтому быстро получил ТПО. Говорят, что на некоторых постах могут затянуть с проверкой. К счастью, в Москве я с таким не сталкивался.
На сайте электронных ПТС моя заявка сменилась на запись об ЭПТС со статусом «Действующий». На этом же сайте я сделал выписку из электронного ПТС. Через несколько дней поехал в ГИБДД получать номера. Процедура стандартная: оформил ОСАГО онлайн и на всякий случай распечатал его, чтобы не возникло споров в ГИБДД.
Через портал госуслуг я записался в ближайший МРЭО. Там же, на сайте, уплатил госпошлину — 1750 ₽ со скидкой.
Я приехал на осмотр и отдал инспектору:
- ДКП.
- Таможенный приходный ордер.
- Распечатанную квитанцию об уплате госпошлины.
- Транзитные номера.
- Выписку из ЭПТС.
- Акт сверки.
Если все делать по инструкции, то с момента отъезда в Беларусь до постановки автомобиля на учет пройдет неделя, при этом можно прилично сэкономить. Итого на машину я потратил 970 836 ₽, а через полтора месяца продал ее за 1 210 000 ₽.
- 239 164 ₽
На оформление машины в России я потратил 8150 ₽
Утилизационный сбор | 3400 ₽ |
Оформление ЭПТС | 3000 ₽ |
Пошлина за выдачу регистрационных знаков | 1400 ₽ |
Пошлина за выдачу свидетельства ТС | 350 ₽ |
На оформление машины в России я потратил 8150 ₽
Утилизационный сбор | 3400 ₽ |
Оформление ЭПТС | 3000 ₽ |
Пошлина за выдачу регистрационных знаков | 1400 ₽ |
Пошлина за выдачу свидетельства ТС | 350 ₽ |
Фольксваген Поло Седан обошелся мне в 970 836 ₽
Стоимость машины | 950 000 ₽ |
Транспортные расходы | 11 036 ₽ |
Оформление в России | 8150 ₽ |
Оформление в РБ | 1650 ₽ |
Фольксваген Поло Седан обошелся мне в 970 836 ₽
Стоимость машины | 950 000 ₽ |
Транспортные расходы | 11 036 ₽ |
Оформление в России | 8150 ₽ |
Оформление в РБ | 1650 ₽ |
Запомнить
- Спланируйте маршрут и забронируйте жилье.
- Детально осмотрите автомобиль, чтобы не взять битый, который хорошо отремонтировали.
- Тщательно проверьте машину перед покупкой, чтобы не попасть под ограничения. Убедитесь, что автомобиль как минимум соответствует классу Евро-4. Внимательно посмотрите на номер двигателя: в Беларуси на него никто не обращает внимания, а в России могут возникнуть проблемы.
- Заранее займите очереди в окна регистрации и кассу.
- Тщательно проверьте документы, которые понадобятся в РФ при регистрации.
- Не затягивайте с постановкой авто на учет в РФ.
Хотите написать такую статью для Т—Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Т—Ж. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.