Недавно мы спросили у читателей Т—Ж, что они думают о распродажах и праздничных скидках.
Некоторые отметили, что у них получается хорошо сэкономить, но были и противники этого явления. Приводим аргументы, почему распродажи, акции и скидки могут разочаровать покупателей и даже навредить продавцам.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Цены на товары не меняются или даже становятся выше
Распродажа распродаже рознь. Про Черную пятницу кричат из каждого утюга, но много ли реальных скидок? Знаю онлайн-школу, которая подает свои цены как мегасуперскидку, но по факту такие цены у них круглый год.
Когда акция действительно помогает клиенту — это одно. А если это способ сбыть залежавшийся товар или под видом скидки подать обычные цены — ну его.
В распродажах меня ничто не радует и ничто не раздражает. Ровно 20 лет назад, в ноябре 2003 года, когда у меня появился первый цифровой фотоаппарат, я сходил в магазины «Эльдорадо» и «Евросеть» и сфотографировал ценники на десяток позиций: от телевизоров и утюгов до сотовых телефонов и CD-плееров. Потом сходил и сфотографировал в начале декабря — практически везде ценники подросли процентов на сорок.
В третий раз я еще раз сходил и сфотографировал за неделю до Нового года, в сезон так называемых распродаж, — да, вот такой я был душный и въедливый экспериментатор. Цены упали относительно начала месяца, так что да, формально это были распродажи. Но при этом цены были значительно выше, чем в начале ноября.
С тех пор к слову «распродажа» у меня сформировался иммунитет. Я на него не реагирую ни в мобильном приложении условного «Вайлдберриз», ни на входе в магазин, где висит зазывающий баннер.
Нравится, когда цена честно низкая, а не сниженная от никогда не существовавшей. Например, на «Озоне» в дни распродажи продается наполнитель для кошачьего туалета по 72 ₽ за 100 г, и это со скидкой — якобы раньше было 200 ₽ за 100 г, то есть 2000 ₽ за кг. При этом без всяких Черных пятниц за 200 ₽ можно купить минимум 5 кг наполнителя в обычном супермаркете.
Я не понимаю, на кого эти псевдоскидки рассчитаны? Ведь я хочу купить вещь, цена которой низкая в абсолютном, а не относительном выражении. Если у меня есть 1000 ₽, я хочу потратить именно 1000 ₽, а не 9999 ₽, пусть раньше товар и стоил 99 999 ₽.
Бесят маркетплейсы. За неделю-две до анонсированной распродажи продавцы повышают цены на товары, а потом снижают для участия в акции. Иногда конечная распродажная цена получается выше, чем за несколько недель до сейла. Это, как правило, распространяется на 90% моего списка избранных товаров.
Скидки и распродажи — просто способ сбыть залежавшийся товар
Самые низкие цены на все — в две последние недели ноября и с середины по предпоследнюю неделю апреля. В этот период они сбывают неликвид. В остальное время это, как правило, обманные маневры, которые не сулят никакой реальной выгоды.
Косметические сети в основном делают реальные скидки на многие товары. Но тут иногда я вижу скорее желание избавиться от товаров с истекающим сроком годности либо от товаров, на которые существенно упал спрос, в том числе из-за роста цен.
Цены на одежду не отслеживала: чаще понравившуюся вещь могу найти, например, на «Озоне» и дождаться на нее реальных скидок, использовать бонусы и так далее.
Акции могут быть невыгодны для бизнеса
Сейчас на «Вайлдберриз» на любом товаре с плашкой «Черная пятница» есть снижение цены, иначе он не попадет под условия распродажи: ниже средней цены октября примерно на 15—20%. Тогда карточка сильно упадет в выдаче. Искусственный интеллект победил, поставщиков загнали в угол.
Реклама распродаж только раздражает
Это ежегодное верещание, которое раздается отовсюду, — Черная пятница, 11.11 и так далее — бесит неимоверно. Везде баннеры, рассылки, пуши, просто реклама в приложениях. С баннерами и рассылками еще как-то можно бороться, с остальным — с трудом. И главное — феерическое количество этих липовых ценников, прям бесит, бесит, бесит!
Раздражает, что снижение цены на три копейки преподносят как великую милость, а от бонуса хочется плакать. Вот как в 90-х на Пресне висел билборд «При покупке квартиры бейсболка в подарок», так и тут что-то типа «При покупке такого-то продукта наш уникальный чек-лист в подарок». Я в восторге от самомнения и уровня притязаний, но, простите, нет. Этот маркетинг по-русски огорчает, а не вдохновляет.
Акции и скидки способствуют чрезмерному потреблению
С возрастом, пресыщением вещами после пустых 80-х и голодных 90-х и с пониманием важности осознанного потребления на распродажи перестала обращать внимание. Нет желания ни толкаться по магазинам, ни тратить время на онлайн-шопинг.
Единственный вариант — если покупка была запланирована, а вещь нужна не срочно. Вот, например, хочу беспроводной пылесос «Дайсон». Я знаю его обычную цену и увижу, снижена она или нет. Аналогично с другими запланированными покупками: добавляю в список желаний, помню цену и вижу, насколько она реально снижена. Если достаточно, то покупаю. А нет — так подожду до следующих распродаж. А они будут: склады-то освобождать нужно.
Дешевый товар можно найти всегда
Вообще не обращаю на распродажи внимания. Покупаю что-то тогда, когда оно действительно нужно. Благо конкуренция на рынке огромная, маркетплейсов куча, и всегда можно найти самую низкую цену на какой-то необходимый товар.
Скидки часто не распространяются на самые ходовые товары
Бесит, хоть и понятна суть этого явления, что скидки и акции в Черную пятницу обходят стороной реально необходимые товары. В моем случае это корм и наполнители для кошек. Вообще ни разу не было скидок именно в период распродаж на нужные мне бренды.