Точно нет
226K

Точно нет: 6 причин, почему клиенты не хо­тят платить через СБП

Читатели Т⁠—⁠Ж — на заметку бизнесу
333
Точно нет: 6 причин, почему клиенты не хо­тят платить через СБП
Аватар автора

Тимофей Разов

собрал мнения

Страница автора

Мы уже рассказывали, как клиенты банков и предприниматели могут использовать Систему быстрых платежей.

Этот способ оплаты товаров многие считают удобным, но есть и те, кого он не устраивает и даже раздражает. Читатели Т⁠—⁠Ж рассказали в комментариях, что ради кэшбэка по карте или удобства при покупках им приходится искать других продавцов или идти на хитрость. Собрали их аргументы о том, почему не все клиенты хотят использовать СБП.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Лейбл заголовка
Причина № 1

Для оплаты другим способом нужно идти на уловки

Аватар автора

Ирина М.

придумала способ рассчитаться картой

Страница автора

Оплатить через СБП просят практически все. «Спортмастер», «Остин» — из последних. Говорю, что плачу кредиткой — это моя уловка, — сразу все вопросы снимаются. Все это бесит, потому что часто специально ставлю повышенную категорию на спорттовары или одежду-обувь и каждый раз почему-то должна оправдываться за оплату картой.

Лейбл заголовка
Причина № 2

Ради покупок приходится терпеть неудобства

Аватар автора

Не Он

пытался заплатить за еду

Страница автора

Была ситуация в ресторане. Официант говорит: «Как будет удобно оплатить — картой, наличными? А можете QR-кодом оплатить?». Я: «Мне картой удобнее». Он продолжает уговаривать, я согласился. И тут выясняется, что, конечно же, не ловит интернет. Он мне говорит: «А вы подключитесь к нашему вайфаю». Пытаюсь — надо указывать свой телефон, какие-то манипуляции производить. Да идите вы!

Если хотите сэкономить на эквайринге, вы сделайте, чтобы клиенту удобно было. И вообще, если клиент сказал, что ему удобно платить картой, — значит, ему удобно платить картой!


Аватар автора

орнитолог

оставляет отзыв, если что-то не устраивает

Страница автора

Я делаю просто: если отказываются принимать оплату картой, я не плачу и пишу отзыв с единицей на популярном сервисе. Нигде нет ни одного такого места, куда я бы шел за товаром или услугой, где этот товар настолько уникален или привлекателен по цене в сравнении с конкурентами, чтобы я геморроился с СБП, QR-кодом или, прости господи, налом. Кэшбэк важен для меня, но гораздо важнее скорость, чем удобство оплаты смартфоном.


Аватар автора

Juise

предпочитает карты

Страница автора

Кэшбэк — это полбеды. Куайринг — это не так удобно, как бесконтактные платежи. Это ж надо открыть приложение, отсканировать, подтвердить. Даже пластик лично мне приложить к терминалу проще. ЦБ бы подумать как-то над маркетинговой составляющей.

Лейбл заголовка
Причина № 3

За многие траты через СБП нельзя получить кэшбэк

Аватар автора

НеГомер

съездил в офис за деньгами

Страница автора

Компании, в которых я совершал большие покупки, вполне крупные. Самый свежий пример: пару месяцев назад купили мебель в компании, у которой 12 салонов в Москве, — стоимость 150 000 ₽, внес предоплату 60 000 ₽ в салоне картой. Изготовили, и оператор, которая звонила согласовать доставку, снова уперлась в оплату строго через СБП, так как «картой можно только в офлайн-точке». Съездил, доплатил 90 000 ₽, получил кэшбэк 5% по категории «Дом и ремонт»: 4500 ₽ явно не лишняя сумма.

Конторы, у которых больше 10 точек продаж по Москве, точно имеют большие обороты, и когда речь идет о таких суммах, устраивать сложности с оплатой — это просто бред, я все-таки не помидоры на рынке покупаю. Товарищи явно заложили все издержки в стоимость.


Аватар автора

Георгий Рудаков

не готов платить через СБП без скидки

Страница автора

Объясните мне, чем платеж через СБП удобен? Зайди в приложение, выберите оплату через СБП, наведи камеру и так далее. Достал карту, приложил — все гуд, плюс кэшбэк. В магазинах, где склоняют к оплате через СБП, я обычно говорю: «Скидку 5% делаем? Нет — тогда по карте!»


Аватар автора

Персиковый кумкват

бережет свои копеечки

Страница автора

Ни разу пока не сталкивался именно с требованием оплаты по QR-коду или СБП. Обычно спрашивают: «Есть ли у вас возможность?» Всегда отвечаю, что нет. Мне нет смысла терять свои копеечки кэшбэка и дарить компании дополнительную прибыль. Если бы предлагали скидку на размер кэшбэка, тогда еще понятно, а так смысла нет.


Аватар автора

Undisclosed Muse

возмущена наглостью продавцов

Страница автора

Продавцы уже заложили в цену свою прибыль и даже затраты на эквайринг — и хотят еще 2% за наш счет, не жирно будет? Да, клиенты хотят кэшбэк, и что? Мы его получаем от банка, а не от этих контор. Наглость — второе счастье, как говорится. Поэтому давайте так: конторы будут честно отдавать то, что они заложили в цену, а я буду хотя бы частично возвращать то, за что я уже заплатила, купив этот товар.

Покупатели получили возможность оплачивать картой, а это очень удобно. И что же, вы предлагаете отказаться еще от этого 1% или более? Цена-то на товары все равно для всех одна — хоть наличкой плати, хоть картой, хоть через СБП.


Аватар автора

ri miu

знает все изнутри

Страница автора

Оплата через СБП часто не засчитывается в историю покупок — например, если карта с дополнительным кэшбэком и с условием трат от определенной суммы в месяц. Я в продажах работаю и знаю об этом. Но как покупателю какое мне дело до экономии продавца? За наличку или СБП скидку же никто не делает.

Лейбл заголовка
Причина № 4

Оплата занимает много времени

Аватар автора

Кирилл Нафиков

сделал выбор

Страница автора

Один раз ради интереса согласился оплатить по QR-коду в «Красном и белом» — после того как оплата заняла 10 минут, решил, что больше никогда не буду использовать этот способ.


Аватар автора

Ice Bear will not bless you

не хочет тратить время на оплату

Страница автора

Не люблю вопрос про оплату через СБП, тем более у меня телефон подвисает — пока зайдешь в приложение банка и оплатишь через СБП, сто лет пройдет. Единственное место, где мне это удобно, — «Бургер-кинг», потому что они сделали скидку в 10% при оплате через СБП. Ну и там терминалов стоит несколько — ты никого не задерживаешь обычно, пока заходишь в приложение.

Лейбл заголовка
Причина № 5

Можно попасть в неприятную ситуацию

Аватар автора

Ольга К.

не собиралась платить дважды

Страница автора

Продавец дважды распечатал QR-код, а моя камера отсканировала оба. Таким образом я оплатила одну покупку дважды. Продавец заверил меня, что возврат денег произойдет автоматически. Но ничего не вернулось. И как произвести возврат по QR-коду, никто не знает. В банке заявили, что возврат должен производить продавец. Продавец настаивает, что возврат должен происходить по инициативе Сбера. И что делать?


Аватар автора

inga

ощутила себя не в своей тарелке

Страница автора

Как-то раз в «Зарине» кассир агрессивно просила заплатить через СБП, на «нет» не реагировала. Все наседала, как это просто: «Посмотрите, просто открываете приложение банка и наводите камеру на код». Мне 30 еще нет, выгляжу на свой возраст. Выходя оттуда, почувствовала себя бабулькой, которую пытаются облапошить мошенники.

Лейбл заголовка
Причина № 6

Хочется отказаться от покупки, когда на тебя давят

Аватар автора

Максим

не изменяет принципам

Страница автора

Я просто отказываюсь оплачивать. Чаще всего в этот момент происходит какое-то чудо — и продавец соглашается принять оплату картой. Обычно я не хожу к таким продавцам, но бывают случаи, когда магазин идеально подходит и приходится вести диалог на эту тему.


Аватар автора

Марина

хотела спокойно выпить кофе

Страница автора

Меня выбесило кафе, на дверях которого была наклейка Сбера о приеме карт, но в самом кафе предложили два варианта оплаты: на карту официанту или через СБП. С кредиткой это так себе варианты. Напомнила им, что у них висит наклейка о приеме карт. Мне ответили, что терминала нет, а наклейку «ща сдерут». Уже месяца три прошло, наклейка на месте.


Аватар автора

Julia Savelyeva

спорит на кассе

Страница автора

Очень и очень бесит, что приходится каждый раз тратить время на препирания и доказывать, что терминал у продавцов все-таки работает. Недавно готовилась к очередному бою — шла покупать цветы и торт. И в этих конторах однозначно всегда «проблемы» с терминалами. Ну что ж — на войне как на войне!


Аватар автора

juarhala

предлагает думать наперед

Страница автора

Постоянно предлагают оплатить по QR-коду в «Детском мире». Вроде такая крупная компания, а экономит на сервисе — смешно. А почему не спросить клиента заранее, до оформления заказа, есть ли возможность оплаты картой или без нее он откажется покупать? По-моему, это проще, чем беситься после оформления и изготовления.


Тимофей РазовКакие плюсы есть у оплаты покупок по СБП?
  • pajaritoОплата по СБП это по QR-коду? Ни разу не пользовалась. Но согласна, что раздражает, когда тратят твоё время и пытаются заставить платить какими-то переводами. У меня Samsung pay отлично работает и занимает полсекунды времени.39
  • АнтиконсьюмеристПокупаю всё только в интернет-магазинах, так что плачу всегда только картой и получаю кэшбек. Изредка могу оплатить переводом - например, доплату за заселение в частный гостевой дом в отпуске. Но это капля в море от всех платежей...18
  • Мамин_абьюзерЗачем куда-то заходить, что-то жмакать, сканировать, подтверждать, ожидать оплаты, если можно просто приложить карту или телефон 🤔 Стоят вот они там на кассе, ковыряются по пять минут, бедные люди из 2024 года 😓150
  • Undisclosed Museу СБП только один плюс - выручит, если карту дома забыл) летом был комичный случай: пошла вынести мусор, потом в магаз. и только на кассе выяснилось, что рюкзак дома остался) ну, а телефон в кармане был :) а NFC я не пользуюсь, т.к. для этого должен стоять пароль, ненавижу вводить его по сто раз в день.31
  • Far AwayПричина одна - потому что это выгодно и удобно бизнесу, а не покупателю. И бизнес этой выгодой не очень то хочет делиться. Вот и все.207
  • ДЭто ж сколько действий надо совершить, чтобы оплатить таким образом. Да ну. У меня даже оплата телефоном не привязана только лишь потому, что его надо достать, разблокировать и т.д. Всегда только пластиком плачу: сунул руку в карман, достал карту, приложил, засунул карту в карман - все.50
  • ВиалеттаДа, бесит такое. В последнее время, не просто вежливо интересуются про возможность оплаты по СБП, а прям требуют оплату таким образом. А у меня кешбек по категориям. И вообще, картой в разы удобнее платить. Совсем покупателя в рамки загнали((94
  • Юрий ЦвигуненкоСБП оплачиваю только когда у них акции на скидки, или кэшбэк больше чем в банке. С Сентября по 31 декабря был кэшбэк ща оплату в ржд пассажирам в пригородных электричках по СБП 20% вот тогда и оплачивал по СБП. Акция кончилась, снова в РЖД пассажирам картой плачу и кэшбэк получаю.50
  • Tram PamДля покупателя - никаких.55
  • ElenНе вижу плюсов. Я плачу картой, чтобы получать кэшбек, зачем его терять.130
  • Константин ПавленкоUndisclosed, ещё можно установить разблокировку по отпечатку пальца, если смартфон это поддерживает. Тогда пароль вводить не потребуется.29
  • ЧёрноКотовый КоточёрновичНе, спасибо, никаких оплат СБП. Ни кэшбека, ни чарджбэка толком не выставить в случае чего.47
  • user1442512Никаких для покупателей. Особенно в магазинах бытовой техники, не важно в каком чуть ли не унижаясь просят оплатить по СБП.32
  • Юлиана Орловаочень неудобная штука,особенно в магазинах,можно воспользоваться раз в жизини,если по какой-то причине не будут работать терминалы21
  • Софья КоневаСБП - много возни с приложением, потом интернет у них в магазине не ловит, бонусы Сбера не начисляются... Одни минусы))21
  • Алексей СусловУ СБП оплаты есть один серьезный минус: даже оплата покупки есть прямой перевод денег с вашего счета на счет продавца. Любая техническая неполадка в процессе (выключили свет, завис компутер, пропал интернет) и продавец не получит подтверждения от банка и вам придется проявить настойчивость в возврате своих денег. Не зря же все таки была поидумана технология холд-клиринг.49
  • АлексейГоворю, что у меня нет приложения банка19
  • Pavel NikonovПостоянно в Ленте затариваюсь. Был у них период внедрения QR и они давали кэшбэк более чем в тиньке. Я даже виджет вытащил и платил. Потом они от кэшбэка отказались, но стали докапываться на кассе мол удобно ли. Нет не удобно теперь. Терять кэшбэк и время очень неудобно.37
  • AlexanderУ меня бомбит, но только от подобного принуждения в крупных федеральных розничных сетях.(маленькие сами себе буратины) Так как менеджмент этих сетей действует максимально мерзко, через депремирование персонала. И плевать что продуктовый в подвале и у покупателей даже при желании заплатить через СБП ничего не заработает, но сотрудников за невыполнение нормы платежей по СБП мы депремируем, это да. Отдельный цирк когда QR-код СБП печатается кассой, с дешевой термолентой и(или) изношенной термоголовкой, настолько что отсканировать его просто невозможно. Скоро дойдём до того, что при выборе способа оплаты на кассе самообслуживания заставят решать капчу "подтверди что ты не робот" по пять раз если вдруг решишь картой оплатить. (уже в 1 пятёрочке в которой тестируют все нововведения есть капча на печать бумажного чека. готовятся-с.) Вообще так как эквайринг в РФ и СБП это всё одно и то же НСПК, онная может начать выкручивать вниз комиссионные эмитентам за транзакции по картам (из которых кешбеки всякие) и в результате "невидимая рука рынка" обеспечит рост доли СБП. Классика жанра "а не будут брать отключим газ".41
  • Люблю котиковДля себя плюсов не вижу. Только вечное неудобство испытываю, когда кассиры очень просят (иногда даже требуют) оплатить покупки по куаркоду((( Пока пользовалась сберовской картой только, соглашалась, хотя и дольше. А когда перешла на Тинькофф и стала получать кэшбек, то перестала соглашаться. Если мне не предлагают скидку за это, перекрывающую кэшбек, то смысла нет. У ЯндексТакси недавно была скидка 30% при оплате через СБП, а кэшбек на такси у меня был 7%, тут например, смысл был) И вот в пекарне у дома, всегда просят оплатить наличкой, даже скидку дают 10%, это приятно, если наличка есть, то почему бы и нет. Но чаще наличных нет, а они стоят и уговаривают. Понимаю, что не работники это придумывают, а владельцы бизнеса, но как же бесит то!18
  • Агент желирующийЕдинственный плюс сбп при оплате покупок, только если ты забыл кошелек дома. В иных случаях просто говорю: «нет, я хочу оплатить картой».39
  • Дмитрий АтакаЗдравствуйте. Я один такой, который вместо аббревиатуры 'СБП' всегда видит слово 'СПб' * (?) _______ *Санкт-Петербург31
  • НатальяЯ работаю кассиром.нас заставляют руководство ,чтобы мы предлагали покупателям платить Qr-кодом.нам кассирам без разницы кто чем будет платить.я согласна,что картой легче,чем Qr-кодом.из за Qr кода очередь покупателей становится больше.68
  • Павел КостюшенковГусь_люблю_бабусь, стоять на кассе и задерживать очередь тупыми приколами с КурКодами действительно не хорошо! Платить телефонами как-то не очень...8
  • Забаненый за правдуХотите сэкономить на эквайринге? Отлично, тогда поделите сэкономленное с клиентом-сделайте скидку20
  • ЛеонидМне как-то в магните перед новым годом предложили так оплатить, обещали кэшбэк по акции 10%. Ну, думаю, 500 ₽ не будут лишними. Спустя месяц не выдержал, начинаю узнавать, а где кэшбэк? Магнит направляет на какую-то контору, которая делала этот кэшбэк. Контора говорит об оплате через какое-то специальное приложение... В общем, плачу теперь исключительно картой.18
  • ЛевПавел, телефоном платить нормально, если разблокировал, приложил и оплата прошла. Некоторые в своих сумках и карманах карты ищут дольше, а вот QR-коды - это действительно неудобно.37
  • Алексей СусловАндрей, у меня было. Продавец получил "оплата не прошла", а она прошла. По карте в такой ситуации бы повис холд, который бы через 30 дней отвалился. По СБП же единственный вариант выбивать обратный перевод с магазина.27
  • Елена ЕжоваЛев, давайте уже без этих своих заморочек. Все удобно, но не всем. И если Вы платите с телефона, это не значит, что всем так удобно. Я, вообще, предпочитаю наличку.4
  • Galina ChepurinaМаня, Аналогично. Даже ношу с собой свою старую Нокию и прошу помочь с СПБ. Да, мне за 70, все вопросы отпадаю.25
  • Alex BlackДанил, чёт я не особо тут вижу понимания происходящего. где ты видел 5 и 10% за эквайринг, во сне? Зачастую комиссия не превышает 2,5% и это на самые захудалые категории товаров где высокая добавленая стоимость, в основном вообще услуги. На все остальное около 2% (одежда, обувь, стройматериалы, электроника), ниже всякие льготники типа супермаркетов и фастфудов. Последним все банки дают ставку в районе 1,5% +/- 0.1. Зато кеш бек почти у всех банков 5% на фаст фуд, как то не работает с твоей логикой да? Всё что выше относилось к мелкой торговле. А ещё есть крупные и средние бизнесы, которые выбивают хорошие ставки по эквайрингу и могут раскатать эти условия на всех партнёров франшизы. К примеру у пятёрки ставка 0.7%, у магнитов/ашанов и прочих крупных сетей на вряд ли сильно выше как и у твоего КБ. Так что твой примитивный пример не работает так. Ко всему прочему банк получает только треть с комиссии за эквайринг, и вся эта тема с сбп немного сложнее49
  • Far AwayДанил, я не знаю, что вы пытались донести, но донесли суть происходящего - при оплате картой покупатель получает кэшбек, а продавец оплачивает банку услуги эквайринга. И как раз это логично и никого не смущает. Идем дальше. У меня кроме траты денег на товар, других действий не происходит. Продавец же в момент покупки зарабатывает. Если вы тут пытаетесь в логику, не кажется ли вам странной попытка продавца возложить часть своих трат на покупателя? С какой радости? Ты заработал - будь добр оплати банку его услуги. Выгода продавца очевидна всем, и даже покупателю. Жаль только, что как раз покупатель в этой сделке - лицо самое незащищенное и логично, что он будет думать о себе, а не о чужом дядьке. Хочешь бесплатный эквайринг - делись скидкой, то есть частью прибыли, которую ты оставишь себе вместо того, чтобы отдать банку. Нет, продавец не хочет, он не дурак. Ну так и покупателю какой резон?84
  • JTДанил, помолчали бы, за внесение налички на банковский счёт, которую обязаны делать продавцы, предусмотрена комиссия банка, а эквайринг освобождает их от поездок в банк, траты времени и той комиссии. Какая вам разница, заплатить банку за внесение наличных или за эквайринг? Разбаловали вас с этим СБП, распоясались уже от наглости. И за какое место? Ж..пу? Не ЗАместо, а Вместо есть такое слово.25
  • Bogdan RibitskiyПавел, если предприниматель не хочет нести издержки за эквайринг, пусть оставит только опции оплаты наличкой или СБП и явно уведомит покупателей об этом -- кажется простое же решение? Да, часть потока покупаетелей это отсечёт, что ж.20
  • Кирилл КанаевПавел, а в чем разница карточку вы приложили или телефон, карточку достать надо, а телефон 100% у вас всегда в руках4
  • МихаилFar, да красное белое сначала 3% даже предлагал, все равно не удобно было. Картой шлеп - и все. А когда стал 1%, да и то на товары без скидки(не желтые, которых меньше 100%)17
  • МихаилНаталья, конечно заставляют, им же )% 0,7 будет.еще и скрипты небось используют5
  • МихаилАлексей, да обычный возврат занимает подчаса и касса замирает и не работает в это время. У меня так было в Калининграде, в магазе касса 1 и все ждали, пока девушке вернуться деньги.3
  • АндрейПавел, "себестоимость товара" не меняется от того каким способом платит покупатель :-D Изменяются операционные расходы продавца и, соответственно, его прибыль. Если бы продавец менял цену на товар в зависимости от способа оплаты (давал скидку за нал или СБП, например) ни у кого не было бы вопросов. А так получается, что покупателю менее удобен процесс оплаты, и к тому же он лишается кешбека. А всё только для того чтобы сделать сделку ещё чуть более выгодной для продавца (и так зарабатывающего на продаже товара).21
  • АндрейКирилл, вот кстати телефон адекватного человека 99% времени лежит в его кармане, где-то рядом с карманом в котором кошелёк и карты. ;-) Если карта одна, то прикладывать прямо кошелёк не доставая из него карту примерно то же что и приложить телефон. Когда карт много - выбрать на телефоне нужную проще, чем ковыряться в кошельке, это бесспорно. Это если мы о классическом способе оплаты, бесконтактном. Ковыряние в телефоне чтобы зайти в приложуху банка и сфотографировать QR - это точно нет-нет, даже если телефон у меня в виде протеза и "100% всегда у меня в руке".6
  • АндрейАлександр, это проблема глобальная, психологическая, и с ней каждый должен бороться сам. Если продавец не стесняется сопливо клянчить у вас оплату по СБП ради экономии в 1,5% - почему вы должны стесняться сказать "у меня кешбек 5%, дайте скидку или сдувайте пыль с терминала"? ))18
  • Сергей ТихоновМихаил, какие скрипты?0
  • Veronika TFar, у меня небольшие обороты. С терминала 2%. С сбп обещали 0,4. Но… да ну. Как есть , так и есть. Живу с 2%2
  • Николас УайлдГусь_люблю_бабусь, или с наличкой из 2001 го))0
  • Anton AntonovСергей, которые проговаривают клиентам на кассе. Заодно, сопутствующие товары продать0
  • СветланаПавел, люди правда что ли все такие нервные на кассе например?0
  • СветланаЛев, пусть ищут. Не в вашей же барсетке, а в своей сумке).1
  • СветланаЕлена, наличка дело важное. Верить всегда нужно глазам. А не счетам, кюаркодам, картам.1
  • СветланаВиалетта, во время наличных так наличные не тасовали аки карточную колоду).1
  • СветланаМихаил, а второй кассы нет? Тоже пресловутая экономия на кассе?0