
Baldur’s Gate 3: 14 советов для начинающих
Готовимся покорять самую амбициозную ролевую игру года
Baldur’s Gate 3 — большая и комплексная игра. Неподготовленного пользователя она может ввести в ступор.
Но не стоит бояться: мы вам все объясним. У нас уже выходили материалы о том, как купить Baldur’s Gate 3 в России и что нужно знать перед запуском. Теперь поделимся полезными советами, которые помогут новичку сориентироваться в происходящем.
Что мы рекомендуем
Играйте собственным героем
Baldur’s Gate 3 начинается с меню создания персонажа. Там вы можете придумать собственного героя. Есть возможность выбрать одного из готовых — но при первом прохождении лучше этого не делать. Все эти персонажи — ваши потенциальные спутники с уникальными характерами и личными историями. В полной мере оценить их вы сможете лишь со стороны, общаясь с героями и помогая им.
Особенно этот совет касается существа по имени Темный Соблазн: даже сами разработчики рекомендуют выбирать его только при повторном прохождении. Играя за него, вы фактически увидите альтернативный вариант развития сюжета, более мрачный и жестокий. И он будет гораздо эффектнее, если вы уже знаете, как бы развивались события при другом раскладе.

Не бойтесь ошибиться с выбором класса
Рас и классов в Baldur’s Gate 3 очень много, остановиться на чем-то конкретном тяжело. Но если вы с порога начнете взвешивать преимущества и недостатки, рискуете испортить себе удовольствие от игры.
Лучше всего создать героя, который нравится вам. Не бойтесь ошибиться с выбором. Вы можете поменять класс любого члена вашей команды, включая главного героя, с помощью особого персонажа по имени Иссохший. Найдите его в локации «Заросшие руины» и пригласите в ваш лагерь. Также он предоставляет услуги наемников — за небольшую плату.
При смене класса все очки характеристик сбрасываются и вы можете переназначить их с нуля. Опыт вы не потеряете: у персонажа останется тот же уровень.
К тому же по мере прокачки есть возможность выбрать подкласс и даже создать гибридный класс. Например, объединить способности плута и следопыта, чтобы создать универсального скрытного убийцу. Или скрестить паладина с чародеем — тогда получится грозный боевой маг. Пробуйте разные варианты, пока не найдете свой идеал.
Пройти Baldur’s Gate 3 удастся при любом раскладе. Но будет гораздо приятнее играть именно тем персонажем, что близок лично вам. А спутники помогут заполнить пробелы в навыках и способностях.
Но если вы толком не знаете, чего хотите, вот несколько самых простых решений.
Человек-воин — самый гибкий вариант. Воину доступны все типы оружия и брони, его можно развивать во множестве направлений. А человек — нейтральная раса без сильных и слабых сторон.
Варвар — выбор тех, кто любит врываться в толпу и рвать врагов в клочья. Он получает бонусы к характеристикам, если не пользуется броней. А благодаря способности впадать в ярость может наносить и терпеть огромный урон. К тому же варвар лучше всех кидается предметами и даже врагами, а во многих диалогах решает проблемы грубой силой. Играть за него легко и весело, особенно по достижении третьего уровня: тогда можно выбрать подкласс «берсерк».
Если любите заклинания, лучший выбор новичка — волшебник. Поначалу этот класс слабоват. Но со временем ему откроется множество магических приемов — от мощных стихийных заклятий до воскрешения мертвецов. К тому же он может изучать несвойственные его классу заклинания благодаря свиткам. Среди спутников эту нишу может занять Гейл.

Любителям скрытности, ловкости и обмана подойдет плут. Но тогда вам в партии не пригодится вампир Астарион.
Друид — выбор тех, кто любит разнообразие и неравнодушен к дикой природе. Этот класс позволит вам превращаться в разных животных и использовать это как в бою, так и при исследовании мира. Но в Baldur’s Gate 3 вы сможете завербовать аж двух спутников-друидов.
Если для вас важнее диалоги, бард — лучший выбор. Он вдохновляет союзников, унижает врагов, умеет расположить к себе народ и неплохо шутит. Его даже можно научить разговаривать с собаками и мертвецами. В бою бард играет скорее роль бойца поддержки, зато он отлично умеет находить мирное решение и делает приключение более комедийным.

Создайте любовный интерес своей мечты
Сразу после генерации персонажа вам предлагают создать «хранителя». Этот персонаж будет приходить к вашему герою во снах, искушать его обещаниями власти и буквально соблазнять. Можно поддаваться чарам хранителя или противостоять — выбор за вами.
Это простая вещь, но многие новички поначалу теряются и не понимают, что за героя им предлагают создать и зачем он нужен. Лучше всего думать о нем как об идеальной паре для вашего героя или героини.
Привыкайте к кубикам
Baldur’s Gate 3 использует ролевую систему D&D пятой редакции. Новичков она может сбить с толку уже при создании персонажа.
Почти каждое действие в игре, будь то атака, взлом замка, использование навыка или попытка кого-то убедить, сопровождается броском виртуального кубика. В зависимости от ситуаций используются игральные кости с разным количеством граней. Если вы видите в описании атакующего навыка что-то вроде 1d12 + 5, это расшифровывается как «один кубик (dice) с 12 гранями и 5 очков сверху». Получается, что вы нанесете от 6 до 17 единиц урона.
В Baldur’s Gate 3 вилки урона отображаются отдельно крупным шрифтом, поэтому формулы можно просто игнорировать. Но если захочется вникнуть в расчеты, стоит посматривать в бою на специальное окно, которое фиксирует историю действий. Вам достаточно понимать, что КБ — это класс брони. Если атака героя превосходит по силе КБ, то он наносит врагу урон, который рассчитывается отдельно.

Не перезагружайте игру после каждого провала
В диалогах и при исследовании мира вы тоже часто будете бросать двадцатигранный кубик. Чтобы действие возымело успех, нужно получить значение выше определенного порога. Добрать недостающее помогают характеристики героя и особые навыки.
Если вам не повезло и бросок провален, можно загрузить сохранение и попытать удачу снова. Но тогда вы лишите себя веселья.
Ведь смысл этого кубика — в элементе непредсказуемости. Именно он сделает ваше приключение уникальным и драматичным, заставит искать альтернативные пути и подстраиваться под обстоятельства. А заодно откроет доступ к контенту, который вы могли бы не увидеть или просто не заметить. Поэтому неудачный бросок кубика стоит воспринимать не как проигрыш, а как сюжетный поворот.
А уже при повторном прохождении можно будет навязать игре свои правила и настаивать на нужном развитии событий.

Используйте вдохновение
В начале игры вы выбрали своему герою происхождение. Оно не только открывает уникальные реплики и дает бонусы, но и подталкивает к соответствующему поведению. А все благодаря механике вдохновения.
Ваш герой получает очки вдохновения, когда действует определенным образом. Например, солдат может вдохновиться, если в сюжетном бою никто из гражданских не умрет. Или если он даст беженцу пару уроков владения мечом.
Ваши спутники тоже получают вдохновение в соответствии со своими предысториями. На всю партию можно набрать до четырех очков. Они тратятся на попытки перебросить кубики, если вам не повезло при проверке навыка.
Приглашайте сопартийцев при первой возможности
Второго шанса может не быть. Если вы откажетесь добавить кого-то в отряд, рискуете позже обнаружить его бездыханное тело.
При первом прохождении лучше собрать максимум доступных спутников, чтобы всегда иметь выбор. Одновременно в отряде может быть не больше четырех героев. Другие останутся в лагере, пока не понадобятся вам.
Поручайте сопартийцам проходить часть проверок за вас
Вы создали себе могучего воина, но хотите решить конфликт дипломатией? Выберите сопартийца с подвешенным языком и заговорите с нужным персонажем. Спутник решит проблему за вас.
Чтобы успешно проходить как можно больше проверок, чередуйте активных героев и качайте их в разных направлениях. В Baldur’s Gate 3 невозможно создать универсального героя, а сильная партия — та, где каждый хорош в чем-то своем.

Освойте все доступные действия
В Baldur’s Gate 3 действия делятся на четыре типа:
- Основные — стандартные манипуляции с врагами и окружением. Восполняются каждый ход.
- Бонусные — действия, которые можно использовать каждый ход в дополнение к основным. Среди них — прыжок, скрытность, толчок и возможность окунуть оружие, например, в горящее масло. Здесь же — использование расходных предметов вроде зелий.
- Классовые — уникальные для разных персонажей навыки. Обычно это заклинания. Эти действия даются вам в ограниченном количестве и обычно перезаряжаются после привала или долгого отдыха.
- Фокусы — особые заклинания, которые можно использовать в любом количестве и когда угодно.
Даже из самых банальных действий можно извлечь огромную пользу. Например, бонусное действие «отпихнуть» позволяет толкнуть врага с обрыва. Он упадет и получит урон, а вы — преимущество в дальнобойной атаке по нему.
Прыжок позволяет исследовать недоступные места и быстро сокращать дистанцию до врага. Допустим, добраться до лучника, который занял высоту и расстреливает вашу команду.
Не пренебрегайте действием «метнуть». Оно особенно полезно для сильных воинов. С его помощью можно швырять во врагов что под руку попадется, кидать одного противника в другого или бросать предметы из инвентаря. Швыряться врагами не только приятно, но и полезно: это позволяет собрать их в кучу и применить заклинание, бьющее по площади. Или бросить противника в какой-нибудь взрывоопасный предмет.
Даже бросок расходника из инвентаря бывает крайне полезен. Если вам нужно срочно привести в чувство павшего союзника, просто бросьте в него бутылку лечебного зелья — он сразу встанет и восполнит часть здоровья.
Стоит сразу разобраться в доступных вам действиях — и всегда искать возможность применить их на практике.

Включайте пошаговый режим для опасных действий
По умолчанию события Baldur’s Gate 3 протекают в реальном времени. Пошаговый режим активируется только в схватках. Но вы в любой момент можете включить его вручную: достаточно нажать на большую иконку с часами.
Это поможет обезвреживать ловушки, подкрадываться к NPC и выполнять прочие действия, требующие точности и осторожности. Не пренебрегайте этой возможностью.
Не бойтесь отдыхать в лагере
По сюжету вы заражены паразитической личинкой, которая постепенно подчиняет вашу волю и превращает вас в иллитида. Из-за этого кажется, что любая минута промедления может стоить жизни. Но в игре нет таймера.
В путешествии вам доступны два важных действия: короткий привал и долгий отдых. Первый перезаряжает некоторые умения и восстанавливает часть здоровья. Делать его можно дважды в день. В игре нет динамической смены дня и ночи, поэтому вы ничего не теряете.
Долгий отдых полностью восстанавливает здоровье и умения, но расходует припасы. День завершается, вы перемещаетесь в лагерь, где можете пообщаться со всеми спутниками и поспать. Многие сцены и диалоги доступны только во время долгого отдыха.
Берите все, что плохо лежит
Инвентарь каждого героя в вашей партии ограничен. Но вы можете одним щелчком мыши отправлять лишние предметы в лагерь: там они будут складироваться в отдельном сундуке. К тому же отдельная кнопка позволяет открыть сразу все окна инвентаря и перемещать предметы между героями.
Ненужное всегда можно продать. А у воинов достаточно силы, чтобы таскать множество предметов. Если в партии есть хороший вор, можно обчищать карманы нейтральных персонажей и быстро разбогатеть.
Только не берегите расходники вроде свитков с заклинаниями «на всякий случай». Пока этот случай настанет, они могут стать бесполезными: и у вас, и у врагов будет слишком высокий уровень.

Нападайте первыми, действуйте скрытно
Одно из самых полезных действий в игре — возможность перейти в скрытный режим. В нем вы увидите конусы зрения врагов и сможете незаметно передвигаться. Это помогает обойти слишком грозных противников или подготовиться к атаке.
Хороший плут способен отлавливать врагов по одному и убивать незаметными атаками. Но даже если открытое столкновение неизбежно, скрытность дает огромное преимущество. Нападаете первыми — застаете врагов врасплох: они пропустят первый ход, а вы успеете нанести урон и занять наиболее выгодные позиции.
Если готовитесь к атаке, стоит разомкнуть строй вашей партии и заранее поставить каждого бойца там, где от него будет больше пользы. Стрелку лучше занять место повыше: тогда он будет получать бонусы к меткости и урону. А бойцам ближнего боя — подобраться как можно ближе к врагу, чтобы сразу перейти в наступление.
Используйте окружающие предметы и рельеф
В Baldur’s Gate 3 есть множество способов добиться тактического преимущества над врагом. Взаимодействие с окружением — один из них: это часто позволяет одолеть даже превосходящие силы.
Обычно вокруг много взрывоопасных предметов, бочек с водой и смолой. С ними можно взаимодействовать в бою, чтобы наносить больше урона противникам или обезопасить свою партию. Вода тушит пламя, но проводит электричество и замерзает на холоде. А смола замедляет, хорошо горит и может заставить поскользнуться.
Но самый очевидный ваш друг — высота. Она дает бонус к урону и точности при стрельбе, а заодно позволяет сталкивать врагов. Если рядом нет удобных возвышенностей, можно создать их самостоятельно. Скажем, поставить три ящика друг на друга и запрыгнуть на них. Этого достаточно, чтобы усилить свои дальнобойные атаки.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult
Лариан - одна из любимых студий. Проходил что-то из старых Divinity и затем, конечно, divinity original sin 1, 2.
В оригинальные Baldurs gate 1, 2 не играл, но с DND вселенной несколько знаком.
В бету не играл, ждал, чтобы сразу за всю игру взяться.
В ближайшее время этим и займусь )
Ппц, в балдурс гейт 3 я полтора часа делал персонажа xD
Игорь, Original Sin 2 отличная игра - искренне кайфую от геймплея и от юмора. Например рецепт крафта: молоток + помидор = кетчуп, всегда вызывает улыбку
Сергей, тоже сейчас прохожу её и такие моменты веселят)
Я пропала, ребята 🤣 баловалась в раннем доступе, трепетно ждала балдуру после прохождения Divinity Original Sin 2 🤍 и вот пятый день меня ни для кого нет: муж, дети и кот выживают сами по себе, ибо жена/мать/кормилица теперь дроу/плут/ассасин 🤣
Никогда ни во что подобное не играла..
Взялся муж, очень хвалил, во что-то там такое уже гамал (для меня те названия - непереводимая игра слов)). Ну, бегать, исследовать и кликать мышкой я люблю. Посмотрела, интересно стало; значит, мне тоже надо. Очень быстро прошла все стадии от полнейшего непонимания до... «Мамочки, вытащите меня в реальный мир обратно»! Хотя, нет, не надо)) Оставьте там)
Безумно интересно, чем же оно, зараза, кончится))) (или не кончится, это не точно)))
Долговато, абсолютно непонятно для новичков в этом жанре (только немножечко сперва дотумкиваешь и левой пяткой там чего-то выбираешь), но безумно залипательно. А потом… ух!… и эти муки выбора… Я в восторге!
Евгений, мне самому ДнД не нравится. Но для знакомства советую Divinity original sin 1 и 2, они менее хардкорные, но при этом заставляют думать
BuTeK, только не Snowrunner. У меня в нём уже больше 1000 часов.
Евгений, как вы сюда приплели скайрим с ведьмаком - вообще непонятно, это абсолютные разные игры по механикам, неудивительно, что вам не зашло. Ну и в ведьмаке от рпг - только циферки, смешно его упоминать в таком ключе.
Шевалье, я в итоге постаивил, и забросил работу
Любой класс, а не только барда можно научить говорить с животными и мертвецами.
Ман, да, но тут смысл именно в том, что барда можно сделать универсальным переговорщиком для любой ситуации.
BuTeK, уже 230 играю в дивинити, пока не надоела)
Первые строки прям про меня! Шел 3й день релиза, а я все еще в редакторе персонажа)
Проблеема в том, что хочу взять в пати карлах, лаэзель и шэдоухарт, но и сам люблю классических мечников, а 3 мили дд в пати это перебор, вот и ломаю голову.
Хотел играть плутом, но обязаловка действовать от преимущества дико бесит.
Moon, им всем всё равно можно в ходе игры поменять класс через спец НПС
Kot, это я знаю, но теряется нить повествования, был колдуном, стал палладином. Загоняюсь слишком на эту тему, всегда так с созданием перса)
Играл только в divinity original sin 2, прошел трижды в пати с друзьями. От игры в восторге. Тут чуть чуть отпугивает кубик ДНДшный, подскажите знающие, зайдет ли мне игра?
Роман, абсолютно точно стопроцентно да. Говорю это как фанат Larian и всей серии Divinity)
Я бы ещё добавил "подрубайте геймпад", это сделает шрифты больше и читабельнее =_='
Но игра, для фанатов рпг (и особенно тех, кто знаком с нри) находка
Играл на релизе, совет, не переделывать у Иссохшего всех четырёх героев в следопытов, уже на 3 лвл героев будет 12 юнитов (например 4 героя с арбалетами 4 медведя и 4 ворона), делают бои не сложными , даже на максимальной сложности, можно уже на 3 лвл ходить выносить всех подряд, не напрягась. К тому же следопыту-рыцарю доступна тяжёлая броня.
Совет, играть на максимальной сложности, игра очень лёгкая, поэтому выбирать самые сложные пути, например в диалогах, зачищать всех под ноль и плохих и хороших, особенно если переделать всех в следопытов на третьем уровне ))
Не люблю традиционное фэнтези, но описание игры прямо заставляет сыграть.
Спасибо большое за материал!