По данным «Авито-услуг», в 2022 году спрос на услуги бьюти-специалистов вырос на 53%.
А число объявлений от мастеров увеличилось на 37%. При этом цены на товары и услуги в сфере красоты из-за инфляции и санкций продолжают расти.
Мы узнали, сколько россияне тратят на красоту и что пользуется наибольшим спросом.
Сколько россияне тратят на уход за собой
По данным Росстата, в 2022 году объем парикмахерских и косметических услуг на душу населения вырос на 18,3% и составил 1294,1 ₽ за год. Но это в пересчете на всех граждан, включая младенцев и тех, кто не пользуется парикмахерскими и косметическими услугами. В реальности же расходы выше.
По данным аналитиков проекта T-Bank Data, средний чек на услуги красоты в августе 2023 года составил 1839 ₽. Больше всех тратят на красоту на Кавказе. Например, средний чек в Чечне — 3313 ₽, в Дагестане — 2857 ₽, в Карачаево-Черкесии — 2629 ₽.
В дальневосточных регионах, таких как Еврейская автономная область и Магаданская область, высокие цены из-за дорогих материалов. Средний чек там превышает 2817 и 2297 ₽ соответственно. Также бьюти-услуги традиционно дороги в самых крупных городах страны — Москве и Санкт-Петербурге: 2518 и 2100 ₽.
Мы посмотрели, какую долю трат в общем объеме расходов среднестатистического семейного бюджета занимают услуги красоты, если учитывать, что такие траты есть хотя бы у одного члена семьи, а в парикмахерских или салонах красоты он оставляет ежемесячно столько же, сколько типичный клиент Т-Банка. Оказалось, что в целом, по России на долю таких расходов приходится 7,2% всего бюджета.
Сильнее всего бьюти-услуги бьют по семейному бюджету жителей республик Северного Кавказа. В Чечне это 18,5% от всех ежемесячных трат, в Карачаево-Черкесии — 15%, в Дагестане — 13,9%. Много тратят на красоту жители отдаленных регионов России: Алтая — 12%, Тывы — 11,1%.
Как изменились цены в бьюти-индустрии
Интересно, что за последний год доля бьюти-расходов в семейном бюджете россиян выросла в 1,4 раза. В конце первого квартала 2023 года она, как мы уже упоминали, составляла 7,2% от общего объема расходов, тогда как в январе 2023 — 4,6%, а в январе 2022 — 5,3%.
Если верить официальной статистике, основная причина этого — сильный рост цен на материалы, которые используют салоны, и, как следствие, повышение стоимости услуг мастеров. По данным Росстата, на конец августа 2023 года средняя стоимость женской и мужской стрижки по стране составляла 737 и 542 ₽ соответственно. За год рост составил 9,5% для женских стрижек и 7,1% для мужских. Это примерно соответствует официальному показателю инфляции во всей сфере услуг — 9,5%.
Сильнее всего подорожали услуги мастеров маникюра. На конец августа 2023 года средняя цена выросла до 943 ₽ — это почти в два раза выше, чем годом ранее. Причем значительный всплеск цен пришелся на январь 2023 года — сразу на 81% за месяц.
Мастера по маникюру сильнее всего ощутили рост цен на расходные материалы из-за санкций и нарушения логистики: они предпочитают использовать в своей работе материалы из США, Канады и европейских стран. На протяжении 2022 года у мастеров оставались запасы расходников, поэтому цены менялись не так сильно, но к концу года материалы закончились — и закупки пришлось делать по обновленным ценам.
Дорожали и другие сопутствующие товары, которые используют салоны красоты. Например, краска для волос выросла в цене на 13% за год. Цены на туалетную воду выросли на 5,7% — до 2834 ₽ за флакон в среднем по стране. При этом средний рост цен на непродовольственные товары составил всего 3,58%. По всей видимости, причина в ограничении импорта. Однако это коснулось не всех товаров: например, кремы для лица и тушь для ресниц подорожали на 2,7% — до 605 и 622 ₽ за упаковку соответственно.
Самые популярные бьюти-процедуры
Согласно исследованию «Авито-услуг», в 2022 году пользователи чаще всего интересовались стрижкой, макияжем и уходом за ногтями — маникюром и педикюром.
Сильнее всего за год вырос спрос на макияж — на 54%, маникюр и педикюр — на 53%, услуги парикмахеров — на 39%. Среди мастеров в сфере красоты и здоровья на том же «Авито» 26% — мастера маникюра и педикюра, 12% — парикмахеры, 10,5% — мастера по наращиванию ресниц и коррекции бровей.
Популярность той или иной бьюти-услуги зависит от сезона. Мы проанализировали поисковые запросы Яндекса — и оказалось, что пик популярности большинства бьюти-услуг приходится на предновогодний период. На маникюр спрос также растет летом — в период отпусков, свадеб и выпускных. Потребность в услугах парикмахеров и барберов обычно возрастает в конце лета — перед началом учебного года и с окончанием отпусков.
А вот сколько денег у россиян уходит на другие статьи семейного бюджета: