В детстве я мечтала: как было бы здорово никогда не работать.
А если и выбирать, чем заниматься, то фотографией. Фиксировать красивые моменты, например закат у бабушки в деревне. Все летние каникулы я проводила в ее доме в Пензенской области. Там окошки выходят на лес — из них видно, как солнце садится за горизонт.
Мне удалось реализовать эту детскую мечту и сделать фотографию своей деятельностью. А также освоить технику соларографии, пока не очень известную в России. Расскажу обо всем подробнее.
Как я заинтересовалась фотографией
Я родилась и выросла в Пензе. После школы училась в местном художественном училище, но не окончила его. Решила попробовать свои силы и подала документы в СПбГИК на режиссерское направление. Поступила, отучилась и осталась в Питере жить. Сейчас я главный редактор в региональной телекомпании, занимаюсь фото- и видеосъемкой.
В 14 лет я начала снимать: нашла старые пленочные фотоаппараты Olympus и «Зенит» и стала экспериментировать. Долгое время это была любительская съемка: я фотографировала друзей, домашних животных и красивые локации.
Еще одним моим хобби в детстве было наблюдение за звездами. И когда в 2017 году мне в руки попал старый цифровой Canon Powershot с отличной возможностью зума, я решила две эти любви соединить. Мне спонтанно пришла в голову идея сфотографировать звездное небо.
Для съемки ночного неба требовалась длинная выдержка, поэтому мне нужно было зафиксировать фотоаппарат. Штатива дома не было, первое время его заменяла огромная стопка книг — я вытаскивала ее на улицу и сверху ставила камеру. Это были мои лучшие фотографии Луны: на них даже были видны кратеры.
Потом у моей бабушки, которая жила в деревне, начался ремонт, и я приехала к ней на каникулы — помочь по хозяйству. В свободное время сколотила из старых деревянных плинтусов свой первый штатив с огромным гвоздем, на который нужно было накручивать камеру. Это выглядело очень смешно, но у меня было большое рвение сделать классный снимок.
Я стала копить деньги и купила себе штатив и хорошую камеру Nikon D610 с широкоугольным объективом Nikkor 24mm f/2.8. Позже моя коллекция пополнилась беззеркальной полнокадровой камерой Nikon Z5. Еще мне всегда хотелось приобрести астротрекер — устройство, которое повторяет движение нашей планеты. Его настраиваешь по Полярной звезде, которая не меняет свое положение. Получается, будто ты крутишься вслед за звездами. Пока я его не купила.
Когда я стала изучать астросъемку, завела блог в «Инстаграме»*. Особой популярностью он тогда не пользовался, я выкладывала снимки для себя и смотрела работы других фотографов. Спустя несколько лет мне в ленте впервые выпал соларографический снимок. Сначала я подумала, что это какие-то кольца Сатурна, и была очень впечатлена. Так, в 2020 году, я начала изучать соларографию.
Как устроена соларография
Соларография — съемка на сверхдлинных выдержках, разновидность техники создания изображения с помощью аппарата без объектива. Камерой может служить коробка, непрозрачная банка или любой другой предмет, в который можно поместить лист фотобумаги нужного размера и проделать отверстие для света. Такие «коробки», традиционно называемые «камера обскура», появились еще в древнем Китае. Веками они использовались художниками и учеными для разных задач — от астрономических наблюдений до изучения законов перспективы.
Несмотря на простоту, для фотографии эту технику стали использовать совсем недавно — в конце 90-х. Во многом потому, что здесь нужна действительно длинная выдержка — до нескольких лет. Запечатлеть можно только большие статичные объекты и движение Солнца, день за днем меняющую высоту по сезону. Красивые линии, которые его траектория оставляет на фотобумаге, дали название этому направлению фотографии.
Как я мастерила камеры из пивной банки, «Монпансье» и тыквы
Мой первый соларографический опыт был на банку из-под чая. В новогодние каникулы я снова гостила у бабушки. С собой у меня была только фотобумага. А камеру важно было изнутри зачернить, чтобы не возникло переотражений из-за длинной выдержки. Для этого я купила в деревенском магазине клей ПВА, набрала в бане золу и нашла в своих запасах тушь для каллиграфии. Все это смешала и покрасила банку.
Мне предстояло сделать в банке сверхтонкое отверстие — для этого используют калиброванную иглу. В деревне ее, конечно, не было. Тогда меня осенило заменить ее инсулиновым шприцем. В итоге все получилось, я установила камеру на фонарном столбе в деревне, и первый снимок экспонировался девять месяцев. Получилось изображение с минимальным искажением.
Дальше я решила экспериментировать и выбирать самые разные основы для камеры: от пивной банки до тыквы. Первая подошла идеально. А вот с последней были сложности: растение само по себе влажное. Поэтому я дважды повторила этот опыт. В первый раз неправильно нарезала бумагу, а во второй уже все получилось.
Я выкладывала свои работы в «Тикток» и «Инстаграм»* — в большей степени для себя. Но все-таки получить одобрение как художнице мне тоже хотелось. Думаю, многим важно знать, что их творчество нравится кому-то еще.
Поначалу мне казалось, что соларография никому не интересна. В России человека три занимаются ею на постоянной основе и около полусотни — во всем мире. Ерунда какая-то — фотография на банку пива. Но внезапно видео с моими снимками взлетело на два миллиона просмотров. И тогда я решила больше делиться своими экспериментами.
Как сделать соларографическую камеру
🥫 Найти основу для фотоаппарата. Материал должен защищать фотобумагу от воздействия окружающей среды и не пропускать свет. Подойдет любая жестяная банка — например, из-под пива или чая. Я практиковалась и на других вещах, но начать стоит с базы.
🪡 Сделать объектив — миниатюрный прокол в банке. Сначала я делаю маленькое отверстие швейной иглой на алюминиевой пластинке, но продавливаю ее не до конца. Далее начинаю шлифовать наждачной бумагой или пилочкой. Периодически измеряю диаметр под микроскопом, чтобы достичь нужного размера. Это небыстрый процесс: недавно я шесть часов подряд делала объективы для 58 камер.
Слишком маленькое отверстие мешает полному экспонированию кадра, а слишком большое дает размытый результат. Оптимальный диаметр определяет проекционное расстояние — от отверстия до задней стенки камеры. Для измерения советую использовать формулу Фраунгофера.
⚫ Покрасить банку внутри в черный цвет. Это важно сделать, чтобы не засветить снимок. Лучше всего использовать баллончик черной матовой краски — акрил или эмаль. После я оставляю камеру сохнуть примерно на сутки.
🎞 Заправить фотобумагу в камеру. Раньше достать хороший материал было проще — после 2022 года его все сложнее купить. Скажем, одна из популярных фотобумаг у европейских соларографистов — Kodak. Но в России она недоступна, да и стоит дорого: около 150—200 $ за пачку в 100 листов. А еще порой попадается брак — тогда совсем обидно.
Я рекомендую мультиконтрастную фотобумагу Foma, которая отлично ведет себя и летом, и зимой. К тому же ее легче достать: можно приобрести всего 20 листов за 2000—3000 ₽. Еще многие европейские фотографы используют бумагу Ilford, но мне она не понравилась.
От того, как скрутить бумагу внутри камеры, зависит степень искажения пространства на снимке. Чем сильнее — тем больше дисторсия .
После заправки бумаги камера готова — можно приступать к установке.
Где я устанавливаю камеры
Соларография отличается от других видов съемки тем, что на снимке единственный движущийся объект — это солнце. Все остальное — самолеты, люди, машины — не отображаются. Пытаться запечатлеть движущийся объект посредством соларографии бессмысленно.
Как правило, я выбираю локации по следующему принципу: установка, на которой будет закреплена камера, не должна быть подвержена вибрациям и колебанию ветра. Это должно быть что-то устойчивое, иначе снимок получится смазанным.
Я всегда стараюсь договариваться с местными охранниками или сотрудниками, когда планирую установить камеру. Так больше вероятность, что ее случайно не выкинут и не сломают. Уже несколько раз общалась с владельцами кораблей, чтобы повесить камеру на стоянке.
Как-то мне пришла идея установить камеру на корабль, который уходит в Ладожское озеро дрейфовать. Моряки уходят в плавание и целое лето ловят рыбу. Я решила договориться с ними и оставить несколько камер на борту. В июне поставила три штуки. Спустя три месяца моряки вернулись и сняли камеры, но я их пока не забрала. Интересно посмотреть, какой рисунок солнечных треков получился на снимке.
Три месяца — неплохой временной отрезок для создания снимка. Чтобы на бумаге что-то проявилось, летом достаточно недели. Зимой этот срок увеличивается, так как солнца гораздо меньше, и для хорошего кадра лучше подождать хотя бы три недели.
Эталонными снимками считаются те, на которых запечатлен полный солнечный цикл — от летнего солнцестояния до зимнего, и наоборот. В идеале нужно оставлять камеру на шесть месяцев.
Как соларография стала больше чем просто хобби
Сейчас соларография начинает набирать популярность как направление пинхол-фотографии . Как правило, ее обсуждают в сообществах «Вконтакте». Очень много ребят занимаются пинхолом, устраивают встречи, где делятся знаниями. Часто они это делают бесплатно.
Я тоже не монетизирую свое увлечение. Стараюсь отвечать всем, кто хочет посоветоваться, в соцсетях. Знания не должны иметь границ. Я их получила бесплатно — и мне хочется отдавать их так же.
В 2023 году, когда мои видео стали вирусными, меня начали приглашать на лекции. Первый мастер-класс прошел в Московском физтехе. Следующий — на фестивале «Дни науки» в Карелии. Последний на сегодняшний день был на астрономическом форуме «Астрофест». Там выступали серьезные дядьки в костюмах: передо мной была лекция академика из РАН про квантовую физику. За ним шла я без регалий. А потом опять какой-то физик. Они по-доброму смеялись: «Мы тут огромные телескопы привозим на машинах, а вы делаете камеры из пивных банок».
Сейчас мне поступает много предложений. Так, договорились с культурно-историческим комплексом «Старая Ладога» осенью 2025 года сделать выставку. Это популярное место в Ленинградской области — одно из старейших каменных зданий во всей Восточной Европе, сюда Рюрик приехал на княжение.
Также мне предложили провести выставку в петербургской галерее «Артмуза». Кто-то хочет купить фотографии в частные коллекции. Так соларография перерастает из обычного хобби в какую-то деятельность. Но я только начинаю заниматься этим профессионально.
Когда я рассказываю о соларографии, вспоминаю про знаменитый спор Альберта Эйнштейна с Нильсом Бором по поводу квантовой механики. Эйнштейн говорил, что бог не играет в кости. Нельзя механизмы существования нашей Вселенной описать с точки зрения вероятности и неопределенности. Не может быть такого, что сейчас яблоко упадет, а через пять минут нет. Или что гравитация перестанет работать. А Бор, наоборот, считал, что в квантовой механике всегда есть момент неопределенности. То же самое и в соларографии: это все чистая случайность. На конечный результат может повлиять миллиард причин. Никогда не знаешь, что у тебя получится. Но, как правило, снимки всегда радуют.
Я часто не задумываюсь о смысловом наполнении своих хобби. Я скорее ремесленник. Мне больше нравится процесс, нежели результат. Философских воззрений по поводу соларографии у меня нет. Но это здорово, что ты можешь запечатлеть момент, который никогда не повторится, или то, что никогда не увидит человеческий глаз.
Если вы не знаете, куда сходить, что есть и чем заняться на выходных, поищите в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_gorod