6 правил, которых стоит придерживаться, чтобы не стать жертвой мошенников

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж

В этой статье хочу рассказать о наболевшем — о киберпреступлениях. Знакома с этим не понаслышке, сталкиваюсь практически ежедневно. И не перестаю удивляться все новым видам мошенничества.

Лет 10 назад сама чуть не пострадала от такого обмана. Раздался звонок свекрови. Она умоляла срочно привезти 100 000 рублей, так как ее сын, мой супруг, сбил пешехода. Представитель органов правопорядка ждет гонорар, чтобы не заводить уголовное дело.

Я сначала испугалась, судорожно начала собираться к ней. Вызвала такси. Уже на улице, пока ждала машину, в сотый раз прокручивала в голове эту ситуацию. Но потом позвонила напарнику мужа, чтобы узнать, где они. Оказалось, на обеде — мирно едят пельмени в столовке. Хэппи энд.

Но сколько людей заглотили наживку, а преступники обогатились. Кибермошенники все чаще используют психологические и социальные методы. Манипулируют поведением человека, представляются сотрудниками отдела безопасности. С целью завладеть денежными ресурсами доверчивых клиентов жулики выманивают у своих жертв информацию по вкладам и счетам либо намеренно заставляют открыть на телефоне или компьютере вредоносную программу. На сегодняшний день это одна из самых больших проблем в финансовой сфере.

Если раньше для злоумышленников самой привлекательной категорией граждан были пенсионеры, то теперь это люди младше 40 лет. Молодежь полагается на информационные технологии, причем нередко не совсем понимает, что происходит. Как с этим бороться?

Проявляйте разумную бдительность и придерживайтесь следующих правил:

  1. Никогда, ни при каких обстоятельствах не сообщайте полученные пароли, кодовые или контрольные слова, номер пластиковой карты, CVC-код (цифры на обратной стороне пластика), другие личные сведения, даже если звонящий представился банковским служащим.
  2. Прежде, чем выполнить просьбу, якобы вашего друга из соцсетей: спонсировать лечение, оплатить сотовую связь, занять сумму, перезвоните товарищу и убедитесь, что его страница не взломана и ему действительно понадобилась матпомощь.
  3. Если решили оформить покупку через интернет, обратите внимание на способы расчетов. С вас требуют частичную или полную предоплату? Возможно, вы столкнулись с аферистами.
  4. Увидели выгодную цену на понравившуюся продукцию в интернет-магазине, а оплату следует провести на карту или электронный кошелек продавца? Не делайте этого. Вы никогда не докажете, что приобрели несуществующий товар или сервис.
  5. Не доверяйте email-рассылкам от коммерческих структур, судебных приставов или других госорганов с уведомлением о задолженности по налогам, штрафам или кредитам. Не переходите по ссылкам, не открывайте вложения. Они могут быть заражены вирусами или предназначены для хищения ваших персональных данных.
  6. Соблюдайте принципы кибербезопасности — установите антивирусы, не читайте сомнительные почтовые и смс, не заходите на неизвестные сайты, внимательно относитесь к программному обеспечению, которое хотите загрузить на свои гаджеты.

Если финансы все-таки списали, можно обратиться в банк с письменным заявлением о возврате потерянных средств (Ст. 9 закона «О национальной платежной системе»). По обращению вам или вернут деньги, или откажут с объяснением причин.

Будьте бдительны!

Герой Т—Ж
Отредактировано

Вот ещё бесит когда звонят и спрашивают: "Это Анна Петровна?" Бл, вы звоните - представьтесь, расскажите о цели своего звонка, а я уже решу - позвать ли Анну Петровну или её нет 😁 Когда я все это говорю - почему-то недовольны, а разве я не права? Вот себя представляю: если я куда-то звоню - я первая представляюсь и далее, почему другие заставляют меня им все рассказывать, не давая никакой информации?

13

Если подняли звонок с незнакомого номера, то не говорите слова "Да" и "Нет", пока не убедитесь, что это не мошенники.

Спасибо биометрии, блин.

5

Анатолий, главное не говорить флюгегенхаймен, остальные слова можно говорить.

3

Анатолий, чушь

0

Антивирусы уже нерентабельны, их использование только засоряет систему пк. Мало того, что бесплатные антивирусы полная лажа, а навороченный, как уже было сказано выше, даст возможность смотреть на рабстол и ничего кроме.

4

Кот, теряюсь в догадках. Навороченный - это какой? У меня платный Касперский. Его замечаю только когда он не даёт мне перейти по ссылке на сайт с вирусами. В остальное время спокойно пользуюсь ноутбуком. Могу и на рабочий стол посмотреть, если хочется))

6

Александр, благодарю за отклик. Жалко людей. У многих это последние накопления, на чёрный день. Сейчас мошенники ещё умудряются оформить кредит в личном кабинете жертвы, и пострадавший мало того, что теряет своё, но и банкам остаётся должен.

3

На интернет досках объявлений очень много мошенников - сам летом чуть два раза не попался.
Если покупаете, то Вас должны насторожить:
1) профиль продавца зарегистрирован условно в день размещения объявления
2) очень низкая цена - 50% рыночной для данного товара или ниже
3) в профиле только один товар или несколько по ценам из предыдущего пункта
4) не указан номер телефона либо он зарегистрирован в другом регионе (не совпадает с регионом объявления)
5) мошенник никогда не согласится чтоб Вы приехали и посмотрели товар - в моём случае он то в командировке, то еще где-то. Также для начала он спрашивал из какого я города - если я говорил что из того, где объявление - то он встретиться не может. Если говорю что из другого - с радостью предлагал отправить транспортной компанией по предоплате 50%. Но когда я говорил что могу через час приехать у него сразу какие-то проблемы и встретиться не возможно. Товары мошенники подбирают для которых не доступна "безопасная сделка" от Юлы или Авито.

1

Игорь, еще много мошенников среди покупателей. Вот некоторые их признаки:
1) сразу говорят что готовы купить вещь (в моём случае готовы были снять квартиру), без осмотра и проверки. Хотят перевести аванс или всю сумму - а дальше стандартная история: либо ссылка на фишинговый сайт, в моём случае - подойдите к банкомату и продиктуйте код для проверки вашей карты.
2) подмена купленного исправного товара неисправных и затем возврат продавцу. Моего знакомого обманули таким образом: он продавал приставку, как порядочный человек дал два дня на проверку, покупатель позвонил через несколько часов - не исправен привод для дисков с играми. Знакомый как порядочный без проблем вернул назад деньги, а ему принесли приставку. Он думая что покупатель просто не разобрался как пользоваться или диски были царапанные просто положил приставку в багажник не проверяя. Через пару дней решил всё-таки проверить - привод действительно не работает, он вскрыл приставку - исправный привод заменили на нерабочий - это заметно по разным годам выпуска.

1

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю