Я стала ветеринарным врачом, потому что ветеринары не смогли вылечить мою собаку — ньюфаундленда Неру.
Ее много лет наблюдали разные специалисты, и я тратила на это огромные деньги. У собаки были мокнущие экземы, которые покрывались коркой. Когда корки отпадали, оставались проплешины. Врачи назначали витамины и мази, после которых одни экземы пропадали, но появлялись новые.
Истинную причину болезни никто не устанавливал: ветеринарам был выгоден постоянный клиент. По ветеринарным справочникам я сама поняла, что у Неры был нарушен обмен веществ, — надо было изменить и сбалансировать питание. Когда я составила индивидуальный рацион для собаки, у нее навсегда прошли экземы, а шерсть стала блестящей и густой.
После истории с Нерой я решила поступать в Санкт-Петербургскую государственную академию ветеринарной медицины, чтобы стать ветеринаром. Уже тогда я увлекалась кинологией и была руководителем питомника, поэтому ветеринарные знания мне все равно были нужны. Позже я сменила профессию — стала юристом. Но своих животных до сих пор лечу сама.
В статье расскажу, как найти хорошую ветеринарную клинику и врача и что делать тем, кто столкнулся с некачественной ветеринарной помощью и потерял деньги или домашнего любимца.
Кто оказывает ветеринарную помощь в России
По закону специалисты в области ветеринарии — это люди с высшим или средним ветеринарным образованием. То есть помощь животным в России могут оказывать ветеринарные врачи, окончившие вуз, и ветеринарные фельдшеры, окончившие колледж.
Ветеринарную помощь можно получить в государственных ветслужбах субъектов РФ — их еще называют ветстанциями, а также в частных ветеринарных клиниках. Государственные ветстанции можно найти через интернет или на сайте госуслуг субъекта.
Нельзя сказать, что качество ветеринарной помощи в государственной ветеринарной службе лучше или хуже, чем в частных ветеринарных клиниках. Все зависит от профессионализма ветеринарного врача и условий в конкретной ветклинике.
Например, после учебы в ветеринарном вузе я работала в государственной ветслужбе, где было много хороших специалистов. Но у всех были разные подходы к лечению животных. Для себя я выбирала наставниками тех, кто проявлял эмпатию к людям и животным: могли поддержать владельцев в тяжелой ситуации и искренне любили своих пациентов.
Зачем заключать договор с ветеринарной клиникой или врачом
По закону к животным применяются общие правила об имуществе: собственник животного вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им. Еще животные могут быть предметом гражданско-правовых договоров: купли-продажи, оказания услуг и так далее. То есть к отношениям между людьми относительно животных применяется гражданское законодательство. При этом запрещено жестокое обращение с животными, которое противоречит принципам гуманности: нельзя, чтобы животное страдало, в том числе при оказании ветеринарных услуг.
Ветеринарные услуги — это такие же услуги, как, например, парикмахера или дизайнера. Поэтому права владельцев животных при оказании ветуслуг защищаются законом «О защите прав потребителей», но с учетом правовых актов в сфере ветеринарии.
Основной документ, который защищает права владельцев животных, — письменный договор на оказание ветеринарных услуг. Его надо заключать с ветеринаром или ветклиникой до начала лечения питомца.
По закону в договоре должно быть прописано, какие именно ветеринарные услуги будут оказаны и кто их оказывает: ФИО врача или фельдшера и наименование клиники. Обычно все услуги указываются в амбулаторной карте, это неотъемлемая часть договора.
Еще важно указать в договоре стоимость ветеринарных услуг и порядок их оплаты. Эту информацию ветеринарная клиника или ветеринар в любом случае обязаны донести до владельца животного.
Еще один пункт договора, на который стоит обратить внимание, — права и обязанности ветеринарной клиники или врача и потребителя, то есть владельца животного или другого лица. Тут могут быть прописаны последствия неисполнения договора или некачественного оказания услуг.
Если в договоре что-то не устраивает, можно его дополнить или исправить. Например, можно указать, что любое дополнительное лечение, анализы и их стоимость должны быть письменно обоснованы и согласованы с владельцем животного.
Иногда письменный договор не нужен — например, при разовой консультации или осмотре питомца. Тогда ветклиника или ветеринар должны выдать хозяину жетон, талон, кассовый чек, квитанцию или другой подобный документ.
А бывают ситуации, когда договор очевидно необходим: например, при проведении сложной полостной операции, лечении хронического заболевания, оказании услуг стационара и так далее.
Если в таких ситуациях ветклиника или ветеринар не заключают договор на оказание платных ветеринарных услуг и предлагают владельцу животного кассовый чек, стоит обратиться в другую клинику, которая работает по договору. Так вы обезопасите себя на случай проблем с лечением или увечья животного: не нужно будет собирать лишние документы, чтобы доказать, что вред возник из-за непрофессионализма ветеринара. Хотя отсутствие договора не лишает владельцев животных возможности защищать свои права — подробнее об этом я расскажу ниже.
Как искать ветклинику и врача
Неквалифицированная ветеринарная помощь часто приводит к увечью или гибели животного и большим тратам на навязанные и ненужные ветеринарные манипуляции и лекарства.
Например, когда я стала заниматься селекционно-племенной работой в своем кинологическом клубе, то получила щенка ньюфаундленда очень высокого породного качества. На него возлагали большие надежды как на племенного производителя. После выставки семимесячный щенок заболел: он перестал есть, у него поднялась температура и началась рвота.
Владельцы обратились в известную ветеринарную клинику, заплатили большие деньги, но собаке в результате лечения становилось только хуже. Как потом показало вскрытие, щенок умер от другого заболевания, а не того, от которого его лечили.
Грамотный ветеринарный врач, как правило, не ошибается в предполагаемом диагнозе. В ветеринарной академии нас учили: существует пять признаков заболевания, и по трем из них врач уже должен поставить диагноз. Кроме того, хороший ветеринар не назначает ненужных исследований и анализов и оказывает услуги по разумной цене, а не увеличивает стоимость, например, только из-за того, что собаку привезли на прием ночью, а не днем.
Вот способы, которые помогут найти хорошего специалиста или ветклинику.
Спросить у заводчика. На мой взгляд, это оптимальный вариант, так как заводчики знают рынок ветеринарных услуг, могут порекомендовать ветеринара с большим опытом и сразу сориентировать по стоимости лечения.
У заводчиков, как правило, есть список ветеринарных врачей, которые не только знают особенности конкретной породы, но и могут оказать качественную ветеринарную помощь в разных ситуациях. Если нужна хирургическая помощь, то это одни ветеринарные клиники и врачи, а если терапевтическая — другие.
Узнать в организации, где покупали животное. Например, в кинологическом или фелинологическом клубе либо зоомагазине. Там могут дать контакты нескольких ветеринарных клиник или врачей, из которых можно выбрать специалиста. Обычно качество работы таких ветеринаров проверено годами работы клуба, питомника или магазина.
По сути, этот способ эффективен, если нет контакта с заводчиком. Например, так было с Нерой. Мы покупали ее уже подращенную, у первого владельца в кинологическом клубе ДОСААФ (РОСТО), поэтому контакты ветеринарного врача спросили в клубе у руководителя породы. Поначалу мы пользовались услугами этого ветеринара, а также обращались в районную госветклинику, когда надо было брать справки на выставки и делать профилактические прививки.
Спросить у знакомых, кто держит животных. Друзья могут рассказать в деталях о самом враче, его методах лечения, отношении к животному и ценах — это плюс. Но врач, которого порекомендовали друзья или знакомые, может лечить только кошек и не лечить собак. Или, например, он терапевт, а не хирург.
Однажды Нере срочно понадобился ветеринарный врач: нужно было вылечить последствия нервной чумы. Наш ветеринар тогда не работал, поэтому я обратилась к однокласснице, у которой тоже был ньюфаундленд. Она порекомендовала своего врача как хорошего специалиста. Осмотрев мою собаку, ветеринар сказал, что у нее глисты, и выписал таблетки. Но на вопрос, как лечить нервный тик правой лапы, ответил, что в этом он не специалист. В итоге тик прошел сам, без ветеринарного вмешательства.
Искать в группах в соцсетях. В соцсетях много групп для владельцев животных по видам и породам питомцев или по районам города. Там хозяева общаются и обмениваются информацией, можно найти отзывы о конкретных ветеринарных врачах, клиниках, специфике их работы и ценах.
На таких площадках в процессе общения можно узнать, какие заболевания свойственны той или иной породе, где и кто их лечит. А иногда можно получить бесплатные готовые ответы на вопросы о некоторых ветеринарных проблемах.
Кроме того, часто в специализированных группах есть ветеринарные врачи, с которыми можно пообщаться и заранее составить впечатление — понять, стоит ли к ним обращаться или нет.
Выбрать из списка по договору страхования. В России есть компании, которые страхуют домашних животных. Если вы застраховали питомца, то ветеринара или клинику можно выбрать из перечня в страховом полисе.
Страховые компании обычно выбирают хороших специалистов, в том числе чтобы минимизировать свои затраты: они не заинтересованы платить за ненужное и плохое лечение.
Набор услуг на рынке страхования животных практически одинаковый, поэтому каждый может выбрать оптимальный для себя вариант. Я советую страховать молодых питомцев, поскольку у них выше риск получить неожиданную травму. Большинство компаний страхуют животных как раз до 8 лет.
Воспользоваться сервисом подбора. Ветеринарную клинику или врача можно найти по старинке — через поиск в Яндексе или Гугле, а можно воспользоваться сервисом подбора специалиста, например «Петстори». Они предлагают только те ветклиники и врачей, которые сотрудничают с сервисом.
На мой взгляд, такой способ найти ветеринара самый ненадежный: никто не будет детально анализировать дипломы врачей и качество оказываемых ими ветеринарных услуг — сервис ни за что не отвечает.
На что обращать внимание при выборе ветклиники и ветеринара
Наличие лицензии и законность деятельности. Лицензирование платных ветеринарных услуг в России отменили с 2007 года. Сейчас лицензия должна быть, только если ветеринарная клиника оказывает, например, фармацевтическую деятельность, то есть продает лекарства для животных, или если в клинике делают рентген. Это разные виды лицензируемой деятельности и разные лицензии.
При этом за ветеринарными услугами следит Россельхознадзор и госветслужба субъектов РФ. Специалисты, которые занимаются предпринимательской деятельностью в области ветеринарии, обязаны зарегистрироваться в уполномоченном органе региона.
На сайте такого уполномоченного органа можно посмотреть информацию о ветеринарных специалистах, которые легально оказывают ветуслуги. В реестре есть ФИО ветеринаров, сведения об их образовании и профквалификации, место ведения деятельности, виды услуг, которые они оказывают.
В этот реестр не входят ветеринарные врачи и фельдшеры, которые, например, работают по трудовому договору или по гражданско-правовому договору в ветеринарной клинике. Информацию о них лучше уточнить в клинике.
Если есть сомнения в законности работы ветклиники или ветеринара, дипломе ветеринарного специалиста или его наличии в принципе, то лучше всего обратиться в правоохранительные органы. Они могут проверить подлинность диплома и в случае подделки привлечь к ответственности.
Юридические сведения из открытых источников. В интернете можно найти информацию обо всех компаниях и ИП, в том числе тех, кто оказывает услуги в области ветеринарии.
На сайте ФНС, в сервисах «Спарк» или «Руспрофиль» можно проверить сведения о видах деятельности, руководителе и прибыли. Если окажется, что прибыль ветеринарной клиники идет вниз, то в случае судебного спора будет сложно взыскать деньги. Кроме того, так можно получить информацию, которая понадобится для суда или жалобы в госорганы: ИНН, ОГРН, адрес.
Еще полезно проверить участие ветклиники или ветеринара в судебных спорах, например, на ГАС «Правосудие» или на «Судакте» и обратить внимание на разбирательства из-за некачественного оказания ветеринарных услуг. Если таких дел много, это повод задуматься о компетентности специалистов.
Если ветеринарная клиника или ветеринар привлекались к административной ответственности за нарушение ветеринарного законодательства, это тоже плохой знак. Скорее всего, есть проблемы с подходом к лечению животных или документами.
Связь клиники и врача. Важно знать, какое отношение к ветклинике имеет специалист, который оказывает ветеринарную помощь. Часто в ветеринарных клиниках врачи работают без оформления за процент от стоимости ветеринарной услуги. В этом случае есть риск, что при оказании некачественной ветеринарной помощи будет сложнее взыскать убытки: нужно будет устанавливать связь между врачом и клиникой.
Поэтому важно внимательно читать договор на оказание ветеринарных услуг — кто конкретно оказывает услугу, брать чеки и любые документы и сохранять их.
Сайт ветеринарной клиники или специалиста. Если он есть, стоит обратить внимание на его информативность. На сайте должны быть указаны контакты клиники или врача, специализация ветеринарных услуг, цены. Еще должны быть ссылки на контролирующие органы и доступны образцы договоров.
Хорошо, если на сайте есть профессиональная информация о ветеринарах, ссылки на лечебные блоги, ютуб-каналы, которые они ведут. Если опубликованы научно-практические статьи или есть рубрика «Вопрос-ответ», это тоже плюс. Это говорит о клиентоориентированности ветклиники или специалиста: если владелец животного бесплатно получит профессиональные советы по несложным ветеринарным вопросам, то обратится и за платной ветеринарной помощью в сложной ситуации.
Отзывы о ветеринаре или клинике можно найти на специальных платформах типа «Айрекомменда» или «Отзовика», а также в Яндексе или Гугле.
Отзывы нужно тщательно изучать, особенно негативные. Например, многочисленные отзывы, в которых есть реальные данные владельцев и подробное описание ситуаций о гибели животных после лечения могут говорить о том, что задача клиники — не вылечить животное, а максимально заработать. Владельцу такие недобросовестные клиники навязывают ветеринарную помощь за большие деньги, хотя врачи понимают, что спасти питомца невозможно.
Положительные однотипные отзывы или отзывы с перечислением конкретных фамилий врачей, к которым прикреплено по одному фото, скорее всего, написаны на заказ. Такие отзывы обычно означают, что ветеринарная клиника или специалист пытают разбавить отрицательные отзывы положительными.
Что еще важно учесть
Какая ветеринарная помощь нужна. Ветеринарная помощь бывает двух типов:
- Экстренная — например, при отравлении или травме.
- Плановая — например, при стерилизации, вакцинации или лечении хронического заболевания.
При плановой ветпомощи есть время выбрать ветеринарную клинику или врача. Например, если предстоит стерилизация кошки, можно объехать разные клиники, посмотреть условия и выбрать лучшую, пока животное растет.
Но когда требуется неотложная ветеринарная помощь — например, если животное попало под машину, — ветеринара нужно выбрать очень быстро. Обычно в таких случаях врача ищут в интернете по отзывам.
Еще поиск ветеринара зависит от того, какая конкретно ветеринарная помощь нужна. Если нужно сделать осмотр и прививки, то можно выбрать любую клинику и специалиста, исходя из стоимости услуги и вакцины. В моей практике щенков обычно вакцинировали у заводчиков, или они давали координаты ветеринарного врача, который мог приехать домой и сделать прививку.
Труднее всего искать ветеринаров при сложных заболеваниях, например онкологии, кожных болезнях и так далее. В таком случае важна высокая квалификация врача именно в этом виде ветеринарных услуг. Поэтому нужно собрать максимум информации о самом враче и ветклинике, где он работает. Обязательно проверить специализацию и квалификацию ветеринара. Еще важно прочитать отзывы и обратить внимание на поток пациентов и количество животных, которых удалось вылечить.
Когда у Неры была саркома, я спросила о лучших хирургах-онкологах в Санкт-Петербурге у двух ветеринаров и руководителя породного клуба. Все трое посоветовали одного специалиста. Когда я показала ему собаку, он сказал, что делать операцию смысла нет, объяснил почему и дал рекомендации. Мы не мучили Неру ненужными операциями, ухаживали за ней, как рекомендовал врач, максимально продлив ее жизнь. Иногда важно не делать операции и другие манипуляции, если они не приведут к выздоровлению, а только отнимут время и силы как животного, так и владельца.
Профильного ветеринарного специалиста можно найти в другом городе или другой стране и дистанционно получить консультацию, переслав заранее необходимые анализы и исследования. Совета можно спросить у ветеринара в своем городе: у них обычно есть контакты коллег из другого города или за границей. Еще можно позвонить в ветслужбу региона.
Доступность. Для владельца животного важна доступность врача — чтобы он был на связи, если появятся вопросы или проблемы во время и после лечения. Если это ветеринарная клиника, то доступность должна быть 24 часа в сутки — возможность связаться с дежурным врачом клиники. Если это частный ветеринарный врач, то его доступность стоит оговорить заранее, а еще лучше — предусмотреть в договоре оказания ветеринарных услуг.
Плюсом будет, если за животным можно наблюдать во время лечения в стационаре через личный кабинет на сайте клиники или приложение.
Телеветеринария. Стоит обратить внимание, использует ли ветеринарная клиника или врач ветеринарную телеветеринарию — возможность получить услуги дистанционно по видеосвязи или переслать видео своего животного. Например, животному стало плохо после оказания ветеринарной помощи. Хорошо, если владелец может дистанционно спросить у ветеринара, нормально ли это, надо ли посещать клинику, и задать вопросы.
Что делать, если ветеринарные услуги оказали некачественно
Если ветеринарное лечение не помогло, животному стало хуже или оно погибло, с ветеринара или клиники можно взыскать:
- Убытки — расходы на лечение и лекарства, стационар, недополученные доходы или упущенную выгоду, если животное, например, было племенным производителем.
- Неустойку — процент за каждый день просрочки добровольного удовлетворения требований владельца животного.
- Компенсацию морального вреда.
- Расходы на представителя, юруслуги, экспертизу и другие судебные издержки.
- Штраф по закону «О защите прав потребителей» — 50% от присужденный судом суммы в пользу владельца животного.
Вот что для этого нужно сделать.
Собрать доказательства. Это может быть договор на оказание ветеринарных услуг, амбулаторная карта животного, где указан диагноз, проведенное лечение и рекомендации после, а также чеки об оплате, записи разговоров с врачом и работниками ветклиники, переписка и прочее — все, что может подтвердить причиненный вред и то, что в этом виноваты клиника и ветеринар, который лечил животное. Эти доказательства потребуются для суда и жалоб в контролирующие органы.
Сделать вскрытие. Если животное погибло, обязательно надо делать вскрытие, чтобы диагностировать причину смерти. Протокол вскрытия поможет установить причинно-следственную связь между смертью животного и лечением.
Проводить вскрытие вправе ветеринарный врач-патологоанатом или судебный ветеринарный эксперт с высшим ветеринарным образованием, который прошел профпереподготовку по программе «патологическая анатомия животных». Если это невозможно, то вскрытие проводят с фото- или видеофиксацией, чтобы в случае чего пересмотреть результаты.
Чтобы провести вскрытие, лучше обратиться в ветеринарный вуз, где есть кафедра патологической анатомии животных, или в государственную ветлабораторию, которая проводит судебную экспертизу. Если таких учреждений нет — в любое учреждение, где оказывают такие услуги.
Нельзя делать вскрытие в той клинике, где лечили животное: это запрещено законом из-за конфликта интересов. Хотя многие клиники предлагают такую услугу, и хозяева, которые находятся в шоке после смерти питомца, соглашаются. Если животное умерло в ветклинике, его надо забрать и отвезти на вскрытие в другое место и при необходимости обеспечить хранение в холодильнике.
Протокол вскрытия понадобится в суде и до него как аргумент, что лучше разрешить спор мирно. Без протокола доказать, что в гибели животного виноваты ветклиника или ветеринар, невозможно. Обычно суды отказывают владельцам животным, которые не представили в суд результаты патологоанатомического исследования.
Заказать ветеринарную экспертизу о качестве ветеринарных услуг и лечении. В интернете можно выбрать подходящую по срокам и стоимости независимую экспертную организацию в своем регионе. Цена варьируется от 25 000 до 50 000 ₽. Результат экспертизы может стать весомым аргументом в споре с ветклиникой или ветеринаром, а ее стоимость можно взыскать с ответчика.
- Например, в Иркутской области женщина судилась с ветклиникой, которая лечила ее щенка лабрадора. У собаки были проблемы с животом — ветеринар поставил диагноз «гастроэнтерит» и назначил лечение. Несмотря на это, щенок умер. Владелица требовала в суде взыскать с ветеринарной клиники стоимость щенка, расходы на авиаперелет и лечение собаки, неустойку, компенсацию морального вреда и штраф. Добровольно эти требования клиника не исполнила.
- Причину смерти собаки установили протоколом патологоанатомического вскрытия — это была ветка в пищеварительном тракте. А в акте судебно-ветеринарной экспертизы эксперт пришел к выводу, что изначально ветеринар ошибся при постановке диагноза: симптомы, описанные в анамнезе, характерны не только для гастроэнтерита — это признаки инородного тела в пищеварительном тракте. Поэтому щенка следовало направить на рентген. Терапевтическое лечение в любом случае бы не помогло — без операции гибель собаки была неизбежной.
- Суд решил, что работники ветклиники не использовали все необходимые методы диагностики и в результате назначили неправильное лечение, и иск владелицы щенка удовлетворил.
- 10 000 ₽
Написать досудебную претензию. В ней необходимо изложить факты и требования к ветеринарной клинике или врачу, приложить доказательства: протокол патологоанатомического вскрытия и заключение независимого эксперта — и другие документы. Претензию лучше направить ценным заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы впоследствии подтвердить суду, что вы пытались урегулировать конфликт мирно.
Еще можно написать отзывы о клинике и ветеринаре. Часто отзывов в соцсетях и досудебной претензии достаточно, чтобы решить спор без суда.
Обратиться в контролирующие органы: в управление Роспотребнадзора или госветнадзора региона с просьбой провести внеплановую проверку ветклиники, а также в региональную прокуратуру с жалобой о нарушении прав владельца животного по закону «О защите прав потребителей». Во все органы можно обратиться электронно, но потребуется авторизация на портале госуслуг.
Результаты такой проверки могут помочь разрешить дело до суда или будут дополнительными аргументами в суде.
- Например, в Москве хозяйка кота Пуфи обратилась в ветклинику с жалобами на болезненное мочеиспускание своего питомца. Врачи клиники провели коту цистоцентез, но не предоставили владелице достоверной информации об этой процедуре. В результате у Пуфи развилась саркома мягких тканей и его пришлось усыпить.
- Ветеринарная клиника разрешать спор в досудебном порядке отказалась. Поэтому владелица кота обратилась в суд и просила взыскать с ветклиники расходы на оплату лечения питомца и на свое лечение — женщина испытала сильные нравственные страдания. А также взыскать стоимость кота, компенсацию морального вреда, неустойку и штраф.
- До обращения в суд хозяйка кота обратилась в управление Роспотребнадзора по Москве и городскую прокуратуру. Роспотребнадзор представил в суд заключение о том, что ветеринарная клиника оказала некачественные ветеринарные услуги. А прокуратура города Москвы выявила многочисленные нарушения закона «О защите прав потребителей».
- В итоге Бабушкинский районный суд присудил хозяйке кота 338 159 ₽. Мосгорсуд оставил решение в силе.
Обратиться в суд. Иск можно предъявить по выбору владельца животного:
- по своему месту жительства;
- по месту нахождения ветклиники или месту жительства ветеринара-ИП;
- по месту заключения договора.
Госпошлину платить не надо.
В исковом заявлении нужно указать, что произошло, со ссылками на закон, расчет исковых требований и сами требования. При цене иска менее 100 000 ₽ спор будет рассматривать мировой судья.
К иску необходимо приложить копии договора, заключения ветеринарной экспертизы, протокола вскрытия, квитанции и чеки с почты о направлении претензий и другие документы, которые помогут обосновать свою позицию. Например, можно приложить заключения контролирующих органов.
Владелец животного может сам подготовить исковое заявление в суд или обратиться за помощью к юристу. Еще можно привлечь управление Роспотребнадзора своего региона к участию в суде на вашей стороне.
Суды обычно встают на сторону владельцев животных и присуждает им стоимость питомца, его лечения, компенсацию затрат на лекарства и анализы, доставку животного в клинику и обратно, расходов на кремацию, экспертизу, вскрытие и прочее. Еще владельцы животных успешно взыскивают судебные издержки и компенсацию морального вреда — правда, суды обычно уменьшают эти суммы.
Запомнить
- Тщательно выбирайте ветеринарную клинику или ветеринарного врача, чтобы сохранить жизнь и здоровье своего домашнего любимца, свои нервы и деньги.
- До обращения к ветеринарному врачу или в ветеринарную клинику читайте отзывы о них и любую доступную информацию из открытых источников, чтобы ясно понимать, с кем будете иметь дело.
- Лучший способ найти хорошего ветеринарного врача — использовать все доступные средства: спросить заводчика, руководителя питомника, проанализировать отзывы, изучить сайт клиники и то, как врачи или ветеринарные клиники ведут соцсети. Еще можно пообщаться с врачом лично до лечения питомца.
- Заключите письменный договор на оказание услуг с ветеринарной клиникой или специалистом. Возьмите чеки и другие документы, которые касаются оказания ветеринарных услуг. Эти документы пригодятся в случае спора о некачественном лечении.
- Если ветеринарное лечение не помогло, животному стало хуже или оно погибло, с ветеринара или клиники можно взыскать расходы на лечение, стоимость животного, убытки, неустойку, компенсацию морального вреда, судебные издержки и штраф по закону «О защите прав потребителей».
- Сначала стоит попытаться разрешить спор мирно — написать досудебную претензию. Предварительно необходимо заказать ветеринарную экспертизу и вскрытие, если животное погибло, и приложить копии протокола и заключения к претензии.
- Если ветклиника или ветеринар не идут навстречу, обращайтесь в суд. Госпошлину платить не нужно.
- Жалуйтесь в контролирующие органы — управление Роспотребнадзора или госветнадзора региона и региональную прокуратуру.