Сколько в России велосипедистов
Каждый третий автовладелец в России готов пересесть с автомобиля на велосипед.
Если верить ВЦИОМу, это второй по популярности альтернативный вид транспорта после электромобиля. А когда у респондентов спрашивали, что им мешает постоянно передвигаться на велосипеде, самый частый ответ был «отсутствие инфраструктуры». Мы посмотрели, как в России обстоят дела с велодорожками и почему происходят ДТП с участием велосипедистов.
Много ли россиян ездит на велосипеде
Если ориентироваться на данные соцопросов, в теплое время года примерно каждый четвертый взрослый россиянин регулярно просто катается или ездит по делам на велосипеде. По данным ВЦИОМа, 23% опрошенных используют велосипед несколько раз в неделю, а еще 28% — хотя бы раз в месяц.
Если верить опросу «Левада-центра», личный велосипед есть у 27% жителей России. А согласно исследованию, которое проводили сервис доставки «Деливери-клаб» и агентство ResearchMe, велосипед есть у 58% опрошенных. Правда, здесь опрашивали только жителей городов с населением более 500 тысяч человек.
По данным «Деливери-клаба» и ResearchMe, количество велосипедистов среди мужчин и женщин примерно одинаковое: 51 и 49% соответственно. Большая часть тех, кто выбирает этот вид транспорта, — люди зрелого возраста: 57% велосипедистов — это россияне 25—44 лет.
Для большинства россиян велосипед — это не средство передвижения, а развлечение: 57% тех, кто хотя бы раз в год ездит на велосипеде, выезжали просто покататься. Но 35% опрошенных используют велосипед именно как транспорт — съездить в магазин или по делам, еще 14% добираются так на работу или учебу.
Тех, кто готов регулярно использовать велосипед в качестве основного транспорта, сильно больше. Например, 35% опрошенных ВЦИОМом россиян готовы пересесть с автомобиля на велосипед. А если верить опросу, который провела компания «Суперджоб», 28% жителей Москвы и Санкт-Петербурга хотели бы ездить на велосипеде на работу.
Самая частая причина, которая останавливает тех, кто готов поменять автомобиль на велосипед, — отсутствие инфраструктуры: дорожек, парковок и прочего. Больше половины опрошенных ВЦИОМом россиян на вопрос «Есть ли в вашем населенном пункте условия для комфортной езды на велосипеде?» отвечали отрицательно.
Сами велосипедисты называют главной проблемой отсутствие велодорожек: на это жалуются 41% опрошенных. На втором месте — плохие дороги: 13%. На третьем — отсутствие специальных парковок.
На что жалуются россияне, которые пользуются велосипедом хотя бы раз в год
Отсутствие велодорожек / не развита инфраструктура | 41% |
Плохие дороги / ямы / мусор | 13% |
Нет парковок для велосипедов | 6% |
Не пропускают автомобилисты / агрессия водителей | 4% |
Высокий трафик движения на дорогах / опасно ездить | 4% |
Негде ездить на велосипеде | 4% |
Высокие бордюры | 2% |
Автомобилисты лихачат, нарушают скоростной режим | 2% |
Совмещение велодорожек с тротуаром / недовольство пешеходов | 1% |
Зимой не чистят дороги | 1% |
По велосипедной дорожке ходят люди | 1% |
Отсутствие знаков / разметки / сломанные светофоры | 1% |
Велосипедисты не знают ПДД | 1% |
Экология / грязный воздух | 1% |
Цены на велосипеды и запчасти | 1% |
Другое | 2% |
Нет проблем | 35% |
Затрудняюсь ответить | 9% |
На что жалуются россияне, которые пользуются велосипедом хотя бы раз в год
Отсутствие велодорожек / не развита инфраструктура | 41% |
Плохие дороги / ямы / мусор | 13% |
Нет парковок для велосипедов | 6% |
Не пропускают автомобилисты / агрессия водителей | 4% |
Высокий трафик движения на дорогах / опасно ездить | 4% |
Негде ездить на велосипеде | 4% |
Высокие бордюры | 2% |
Автомобилисты лихачат, нарушают скоростной режим | 2% |
Совмещение велодорожек с тротуаром / недовольство пешеходов | 1% |
Зимой не чистят дороги | 1% |
По велосипедной дорожке ходят люди | 1% |
Отсутствие знаков / разметки / сломанные светофоры | 1% |
Велосипедисты не знают ПДД | 1% |
Экология / грязный воздух | 1% |
Цены на велосипеды и запчасти | 1% |
Другое | 2% |
Нет проблем | 35% |
Затрудняюсь ответить | 9% |
Как обстоят дела с велоинфраструктурой в России
Сегодня в российских городах стремительно растет востребованность разных видов микромобильности, в том числе велосипедной. Россияне рассматривают велопоездки уже не только как досуг, но и как удобный способ ежедневных перемещений по городу: жители миллионников активно передвигаются на велосипедах по 70% улиц.
При этом велоинфраструктура во многих городах не готова к возрастающей нагрузке. Чтобы создать комфортные и безопасные условия для всех участников движения, нужен системный подход к развитию велосреды, включая дорожки, парковки, аренду и мультимодальность — возможность легко менять способ передвижения.
Исследование велоинфраструктуры в 15 городах-миллионниках, которое мы провели совместно с «Деливери-клабом», показало, что велодорожек часто не хватает или они располагаются не там, где нужно. В результате в городе много неудобных или опасных участков для велосипедистов и других участников движения. Тем не менее стоит отметить, что в Уфе, Перми и Волгограде на момент исследования удобных участков оказалось больше, так что у этих городов более высокий потенциал для создания масштабной комфортной сети велодорожек.
В последнее время стало появляться больше проектов по развитию инфраструктуры для велосипедистов. В Москве протяженность велодорожек в 2022 году планируют увеличить на 10% — до 380 км. Город с отрывом лидирует в протяженности дорожек и полос, при этом их основная часть расположена за пределами участков повышенного спроса. Велосипедисты в Москве чаще, чем в других городах, вынуждены прокладывать маршруты в объезд неудобных и опасных участков.
В этом году мастер-план разработал Челябинск. Белгородские активисты вместе со специалистами разработали план развития велоинфраструктуры в своем городе. Рыбинск тоже приступил к строительству велоинфраструктуры.
Инфраструктура развивается не только в отдельных городах, но и между ними. Например, в 2021 году разработали мастер-план веломаршрута Вело1 между Москвой и Санкт-Петербургом. В сентябре уже открылся пилотный участок. Общая протяженность велодорожки составит 1426 км, она будет проходить через 16 городов. В ходе строительства 30 железнодорожных станций оборудуют велоинфраструктурой, что поможет развитию мультимодальности.
Однако если смотреть на ситуацию в целом, развитие велоинфраструктуры в российских городах находится в самом начале пути. Низкий уровень обеспеченности велоинфраструктурой и развития городской велокультуры усугубляется тем, что размещение происходит стихийно и не обеспечивает связности маршрутов. Среди городов с наименее развитой инфраструктурой — Омск, Воронеж и Нижний Новгород.
Как велоинфраструктура развивается в крупных городах
Единой статистики по велодорожкам и велопарковкам в стране никто не ведет. Более того, нет единой системы, что и как считать. Например, власти Москвы утверждают, что у них 850 км дорожек, а велоактивисты говорят о 140 км, так как считают по-другому. Например, мэрия называет дорожками выделенные полосы для автобусов: по ним можно ездить на велосипеде, но не везде и не всегда.
Но ситуация в крупных городах действительно меняется в лучшую сторону. Причем речь не только о Москве и Санкт-Петербурге. Например, по данным уже упоминавшегося исследования «Стрелки», в пятерку городов с наилучшими условиями для велосипедистов входят Уфа, Пермь, Волгоград, Екатеринбург и Самара. При составлении рейтинга авторы учитывали несколько показателей: протяженность и расположение велодорожек, количество ДТП с велосипедами и автомобилями на 100 км улиц, соотношение объездных маршрутов.
Одновременно с появлением большего числа велодорожек растет и количество велопрокатов. По данным «2ГИС» и «Яндекс-карт», сейчас в городах с населением свыше 500 тысяч человек насчитывается почти две тысячи таких точек, но на самом деле, возможно, их больше: многие пункты проката работают лишь в теплое время года.
Лидер — Санкт-Петербург, где на 100 тысяч жителей приходится 6,5 пункта велопроката. На втором месте — Москва: 5,8 на 100 тысяч. На третьем — Краснодар: 5,3. Хуже всего ситуация в Ульяновске, Астрахани и Владивостоке.
Как часто происходят ДТП с велосипедистами
Отсутствие велоинфраструктуры — одна из причин ДТП с участием велосипедов. По статистике ГИБДД, в 2021 году в России произошло 4795 таких аварий, пострадало 4795 и погибло 308 человек. В полицейскую статистику попадают только аварии с пострадавшими, и происшествия с велосипедистами — это 4% от общего числа таких ДТП.
Самый опасный регион — Новгородская область. Здесь в 2021 году на 100 тысяч жителей приходилось 7,8 ДТП с велосипедистами. На втором месте — Тюменская и Нижегородская области: 6,8. На третьем — Кировская область: 6,4 ДТП на 100 тысяч человек. Реже всего велосипедисты попадают в ДТП в Дагестане, Чечне, Карачаево-Черкесии и Ингушетии: менее одной аварии на 100 тысяч жителей.
Как отсутствие велодорожек влияет на статистику ДТП
Появление велосипедистов на популярных улицах без велоинфраструктуры неизбежно приводит к конфликтам и происшествиям. Если велосипедисты выезжают на дорогу, это опасно для них самих, на тротуар — еще и для пешеходов.
В среднем на улицах с активными потоками транспорта и пешеходов происходит в два раза больше ДТП с велосипедистами, чем на всех остальных улицах города. Именно в этих местах больше всего нужно разведение потоков и комфортная инфраструктура для всех участников движения. Велосипедисты предпочитают объезжать опасные участки с интенсивным автомобильным движением и недружелюбной средой через парки, бульвары, набережные и другие пешеходные пространства.
Развитие инфраструктуры позволит сделать безопаснее зоны, где сегодня происходит больше всего ДТП: популярные улицы, перекрестки, пешеходные переходы, дворовые территории, тротуары, транспортные остановки. Вот что необходимо делать:
- развивать велоинфраструктуру с помощью исследований, основанных на данных о конкретном городе, и комплексного подхода к инфраструктуре микромобильности как части транспортной инфраструктуры города;
- закладывать строительство велодорожек в рамках развития отдельных территорий, например благоустройства улиц, а также при разработке стратегического мастер-плана города;
- внедрять дополнительные механизмы регулирования в зонах повышенной опасности, где стихийно пересекаются потоки разного типа транспорта и пешеходов. Это может быть разметка, предупредительные знаки, светофорное регулирование и тому подобное;
- обеспечивать связность велодорожек и велополос — с расчетом маршрутов, которые позволяют добраться до точки назначения наиболее коротким путем.
Развитие и разнообразие средств микромобильности приводит к тому, что на велодорожках оказываются и самокаты, и моноколеса. Регулированию подобного совместного использования велоинфраструктуры стоит уделить отдельное внимание: предусмотреть правила общего пользования, расширить дорожку там,и где это необходимо, разместить предупредительные знаки.
Также культуру вождения всех участников движения повышает просвещение. При обучении в автошколах необходимо делать акцент на возросшем потоке велосипедистов, что позволит системно сформировать знания. Кроме того, надо обучать детей правилам безопасности во время велопоездок. Сейчас дети составляют 25% от всех велосипедистов, попадающих в ДТП. Например, в школах можно внедрить нашу образовательную программу для велосипедистов. Также нужно распространять ПДД в пунктах продажи и аренды велосипедов.