Как различается транспортный налог в регионах России

И от чего зависят ставки
20
Аватар автора

Артем Иволгин

ходит пешком

Страница автора

Т⁠—⁠Ж подробно рассказывал о том, кто и как должен платить транспортный налог и как на нем сэкономить.

Если коротко, этот налог платят владельцы автомобилей, снегоходов, вертолетов и других транспортных средств. Ставку налога устанавливают власти каждого субъекта самостоятельно — и поступают собранные деньги тоже в региональный бюджет. Согласно закону, тратят их только на дороги. Впрочем, в целом доля транспортного налога в дорожных фондах составляет около 8%.

В этой статье мы расскажем, от чего зависят ставки налога в разных регионах и где в итоге самый высокий и самый низкий транспортный налог для людей, которые ездят на обычных легковых машинах.

Сколько платят россияне

За истекший год россияне заплатили за свои легковые автомобили 134,4 млрд рублей транспортного налога — примерно по 3183 ₽ на каждую из 42,2 млн легковых машин, по которым исчислен налог. Как мы уже говорили, налог собирается и тратится в регионе. Например, в Москве за 2021 год собрали 23,2 млрд рублей — и это сопоставимо с расходами бюджета столицы на ремонт дорог, которые на 2022 год запланированы в размере около 30 млрд рублей.

Самая большая средняя сумма налога — в Москве: 7291 ₽. Это примерно как платеж за Киа Спортейдж с двигателем 151 л. с. На втором месте — Петербург со средней суммой 5968 ₽. Самый маленький средний налог — в Забайкальском крае: 1513 ₽. В пяти регионах сумма в пределах 1700—1800 ₽: это Челябинская область, Крым, Тыва, Алтай и Ингушетия.

Этот показатель отражает состав автопарка: если в регионе много дорогих и мощных автомобилей, то средний налог будет высоким. Особенно сильно на него влияют машины стоимостью больше 10 млн рублей, налог за которые платится в тройном размере: 42% таких автомобилей зарегистрированы в Москве, 11% — в Петербурге.

С другой стороны, на среднюю сумму влияют и региональные ставки налога. Например, очевидно низкие ставки в Крыму, Челябинской и Свердловской областях. Подробнее о разнице ставок расскажем ниже.

От чего зависит налоговая ставка

Мощность автомобиля. Чем мощнее автомобиль, тем выше ставка. Обычно регионы устанавливают разные ставки для пяти диапазонов мощности: до 100 лошадиных сил, 100—150, 150—200, 200—250 и свыше 250.

Эти границы для легковых автомобилей установлены во всех регионах, кроме Кировской области. В большинстве регионов действует 5—7 различных ставок. Чаще всего добавляют градации по мощности на уровне 80, 125 или 175 л. с.

Но некоторые регионы подходят к дифференциации ставок основательно: для пермяков ставка увеличивается каждые 25 лошадиных сил автомобиля. Пермский край вообще рекордсмен по числу ставок транспортного налога: для автомобилистов тут предусмотрено 40 разных тарифов.

Возраст автомобиля. В 11 регионах ставка налога кроме мощности зависит от возраста автомобиля: это Татарстан, Кабардино-Балкария, Бурятия, Пермский, Хабаровский и Приморский край, Новгородская, Пензенская, Ростовская, Саратовская и Иркутская области. Обычно чем новее автомобиль, тем выше ставка. Например, в Кабардино-Балкарии за старую Ладу Гранту с двигателем мощностью 90 л. с. ничего платить не нужно. А налог на новую такую машину составит 630 ₽ в год.

На кого оформлен автомобиль. Для граждан и организаций могут устанавливаться разные ставки: например, в Ханты-Мансийском автономном округе за ту же Ладу Гранту физлица платят в три раза меньше, чем юрлица: 450 и 1350 ₽ соответственно.

В целом дифференциация ставок по этому признаку встречается только в восьми регионах. Помимо ХМАО это Ямало-Ненецкий автономный округ и Архангельская область, Татарстан и Башкортостан, а также ряд республик Северного Кавказа: Кабардино-Балкария, Дагестан и Северная Осетия.

Число автомобилей у владельца. В соседних Башкортостане и Оренбургской области во внимание принимают количество машин, зарегистрированных на автовладельца. За вторую платят больше: если у уфимца две Гранты, то за первую он отдаст 900 ₽, а за вторую — уже 2250 ₽. Оренбуржец за первую машину вообще не платит. Заметим, что такая скидка распространяется только на сравнительно маломощные машины: до 150 л. с. в Башкирии и до 100 л. с. в Оренбургской области.

Страна производства автомобиля. В Приморском крае на ставку транспортного налога также влияет страна, где сделана машина. В других регионах такого нет. На отечественную машину мощностью 100 л. с. налог составит 450 ₽, а на аналогичную новую импортную машину — 1800 ₽. Возможно, это связано с тем, что Приморский край — лидер по ввозу подержанных иномарок из Японии. По данным «Автостата», в Приморье 84% легковых автомобилей — праворульные.

Тип топлива. В Белгородской области установлена льготная ставка для машин, которые заправляются экономичным видом топлива — природным газом: за бензиновую 90-сильную Гранту придется выложить 1350 ₽ транспортного налога, за такую же Гранту на пропане — 1125 ₽. Для более мощных машин, а тем более для грузовиков, автобусов и спецтехники разница будет более существенной.

Вероятно, это связано с тем, что именно в Белгородской области реализуют пилотный проект по развитию рынка газомоторного топлива: в его рамках, например, можно получить субсидию на перевод машины на газ.

Модель автомобиля. В России владельцы дорогих автомобилей платят транспортный налог с повышающим коэффициентом. В 2023 коэффициент будет применяться для моделей средней стоимостью больше 10 млн рублей. Конкретного перечня пока нет, но в 2021 году в него входили 223 модели 14 разных автобрендов. Больше всего там было Мерседесов, Бентли и Астон Мартинов: 42, 40 и 27 моделей соответственно. Впрочем, список моделей устанавливается федеральным Минпромторгом и на различия между регионами не влияет.

Если подытожить, транспортный налог можно назвать прогрессивным: владельцы новых, больших и дорогих машин платят больше, чем владельцы старых, маленьких и дешевых. Если посмотреть на поступления транспортного налога от владельцев легковых автомобилей, то окажется, что 2% самых мощных машин — с двигателем больше 250 л. с. — обеспечили 23% всей суммы.

Источник: ФНС, расчеты Т⁠—⁠Ж
Источник: ФНС, расчеты Т⁠—⁠Ж

В каких регионах самый высокий и самый низкий транспортный налог

Базовые ставки транспортного налога устанавливаются федеральным налоговым кодексом. Регионы могут их увеличивать или уменьшать, но не более чем в десять раз. Получается, что в теории между регионами ставки могут различаться в сто раз. Мы взяли с сайта ФНС ставки транспортного налога по всем регионам России на 2023 год и проверили, как обстоят дела на самом деле.

На практике оказалось, что регионы почти никогда не уменьшают налоговые ставки, поэтому разница все-таки меньше: до десяти раз — на маломощные автомобили, в пять-шесть раз — для более новых и мощных. Рассмотрим подробнее, сколько налога заплатят владельцы некоторых типовых автомобилей в разных регионах.

Лада Гранта, 90 л. с. Жителям Оренбургской области за такие машины начисляют нулевой налог. То есть платить совсем ничего не нужно — правда, только если это единственная машина. Жители Калининградской и Свердловской областей заплатят всего 225 ₽ за год владения: ставка здесь установлена на уровне федеральных 2,5 ₽ за лошадиную силу. В десять раз больше заплатят жители Пермского края, Марий Эл и Мордовии: 2250 ₽.

Хендай Солярис, 123 л. с. По 7 ₽ за лошадиную силу, то есть 861 ₽ за год, заплатят жители Крыма и Севастополя, Ингушетии и Ханты-Мансийского автономного округа. В этих регионах налог на менее мощные машины также довольно низок. По-прежнему невелик налог в Свердловской области — 1156 ₽. Среди регионов с самым высоким налогом остаются Марий Эл и Мордовия, но к ним добавляется Орловская область и целый ряд северо-западных регионов: Санкт-Петербург с областью, Вологодская область и Карелия, жители которых должны будут заплатить 4305 ₽.

Киа Спортейдж, 151 л. с. Максимальная ставка на такой автомобиль установлена сразу в 27 регионах — по 50 ₽ за лошадиную силу, или 7550 ₽ в год. Самый низкий налог начислят в Ингушетии и Магаданской области — 2265 ₽ в год, а также в Якутии — 2567 ₽.

Фольксваген Туарег, 249 л. с. Обычно за такую машину нужно платить 18 675 ₽, такая ставка встречается в 45 регионах. А в Магаданской области — в три с лишним раза меньше: 5727 ₽. К регионам с низкой ставкой относятся также Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Забайкальский край и Ингушетия. Здесь, как и в следующем случае, мы будем считать, что эта модель не входит в перечень роскошных автомобилей.

Тойота Лэнд Крузер, 288 л. с. В 49 регионах налог на такую машину составит 49 500 ₽ — по 150 ₽ за лошадиную силу. А самая низкая ставка — опять в Магаданской области: всего 45 ₽, то есть 12 960 ₽ за подобный автомобиль. Меньше 20 000 ₽ заплатят жители Ненецкого автономного округа, Ингушетии и Забайкальского края.

На графике могут быть отображены не все регионы из‑за отсутствия данных. Источник: ФНС, расчеты Т‑Ж. Идея карт — «Авто⁠-⁠ру»
На графике могут быть отображены не все регионы из‑за отсутствия данных. Источник: ФНС, расчеты Т‑Ж. Идея карт — «Авто⁠-⁠ру»
На графике могут быть отображены не все регионы из‑за отсутствия данных. Источник: ФНС, расчеты Т‑Ж. Идея карт — «Авто⁠-⁠ру»
На графике могут быть отображены не все регионы из‑за отсутствия данных. Источник: ФНС, расчеты Т‑Ж. Идея карт — «Авто⁠-⁠ру»
На графике могут быть отображены не все регионы из‑за отсутствия данных. Источник: ФНС, расчеты Т‑Ж. Идея карт — «Авто⁠-⁠ру»

Артем ИволгинСколько у вас уходит на содержание автомобиля? Это окупается?
  • Ещё один торгашЕдинственное, что я не могу понять, так это при чем тут лошадиные силы. цена — да, тут вопросов нет8
  • Кирилл ТюменевМарина, деньги в Украине, очевидно же.0
  • Артем АртеменкоА почему в анализе нет данных по налогам в новых регионах РФ? Или там раждане пока освобождены от их уплаты?1
  • Ещё один торгашЮрий, Самая большая глупость, которую я слышал) То есть пердящая дедовская копейка 60 л.с. загрязняет атмосферу сильнее, чем современная машина евро 6 с мотором, 251 л.с.?))) А если я скажу, что выхлопа у дефорсированного движка мощностью 249 сил такая же, как и у того же мотора для других рынков, 258 сил?) А налогов надо платить в два раза больше + за 9 лишних лс сверху) Это же цирк и клоунада, если наши законотворцы руководствовались таким же принципом, то тогда мне все понятно)))10
  • Black RavenАртем, забудь0
  • Black Ravenвсе ставки зависят от степени нищеты и терпильности населения в регионе. Обычно немножко разжиревшему плебсу этой страны есть что терять и он больший терпила с которого можно стричь чуть больше за его собственность, при чём вложив транспортный налог ещё и в акциз на топливо.4
  • Артем АртеменкоBlack, что я должен забыть?))0
  • Ещё один торгашЕщё, про копейку я хотел написать "слабее", конечно же)0
  • Роман ЛанскойЛучше и грамотнее всего закладывать цену на налог в топливо. Чем больше ездишь, тем больше платишь. Также как - чем мощнее мотор, тем больше расход топлива и соответственно больше расплата. Это было бы справедливо для всех: почему, если у меня мощный мотор, но езжу я только летом, я должен платить повышенный налог, перед теми, кто ездит на малолитражках круглый год?6
  • Инокентий СеменовЕщё, dodge dakota 1 конца 80х 5,2л 99л.с. Chevrolet Tahoe 97 года 6,5л дизель 182л.с. загрязняют атмосферу меньше 2л турбопушки евро-6 =)1
  • Инокентий СеменовРоман, у нас так и сделали, пообещав отменить налог на мощность, но зная, что население - терпилы, оставили.6
  • Игорь БогдановПоследовательные гибриды и электрички в них л.с. не может быть мало, это тогда вообще телега. А 300 - 500 лошадей для таких авто, это норма и это не те автомобили которые относятся к сегменту роскошь. Ездишь на электричке и ещё. 1000 баксов в год, к страховке, бензину, - закинь )))0
  • Александр ЧернышовДа0
  • Валентина ПосадскаяАвтомобиль это сплошной убыток.0
  • Валентина ПосадскаяЮрий, если вообще не ездил, за что платить?0
  • Алексей КузнецовВозраст машины в Пензенской области влияет на налог. Вранье и не верте0