
За последние три года количество ДТП с участием электросамокатов, гироскутеров и электромопедов выросло в семь раз.
При этом речь о происшествиях, в которых есть пострадавшие, — ГИБДД учитывает только такие случаи. В 2019 году было 142 аварии, в 2022 — уже 941. Число раненых тоже увеличилось в семь раз, с 147 до 976 человек, число погибших — в три раза, с 7 до 19.
Мы изучили, как часто происходят такие аварии, по каким причинам, а также где и когда.
Как часто происходят ДТП с самокатами
МВД не учитывает отдельно ДТП с электросамокатами, объединяя их в группу с гироскутерами, моноколесами и сегвеями — на языке полицейских это называется «средства индивидуальной мобильности», СИМ. Также к ним относятся электромопеды с мощностью двигателя менее 4 кВт. В 2022 году, как мы уже упоминали, с участием таких транспортных средств случилась 941 авария, или 0,7% от всех ДТП в России.
В большинстве из них — в 720 случаях — участвовали электросамокаты и другие электрические средства передвижения малой мощности. Остальные — это аварии с участием транспорта высокой мощности, например мопедов.
Самый частый вид происшествий с такими транспортными средствами — наезд авто на электросамокатчика: 95%. Как показывает статистика, большинство таких аварий не заканчивается смертельным исходом: в 2022 году погибло 19 человек, годом ранее — 20.

С кем и почему случаются аварии
Электросамокатами и другим подобным транспортом пользуется преимущественно молодежь, поэтому чаще именно молодые люди оказываются пострадавшими в таких авариях. В 2022 году почти половина пострадавших в ДТП самокатчиков — люди до 25 лет.
Среди них много подростков: больше 20% — тинейджеры в возрасте от 14 до 19 лет. Например, в июле 2023 года в Санкт-Петербурге водитель сбил пятнадцатилетнего подростка, который пересекал дорогу на электросамокате на красный сигнал светофора.
В подавляющем большинстве случаев россияне, которые попадают в ДТП на электросамокатах, трезвые: алкоголь в крови находят только у 5% самокатчиков. Для сравнения: среди водителей автомобилей алкогольное опьянение фиксируют в два раза чаще, среди водителей мотоциклов — в четыре раза.

Где и когда происходят ДТП
Поскольку СИМ — преимущественно городское средство передвижения, 99% аварий произошло в населенных пунктах.
Первое место по количеству ДТП с электросамокатами занял Краснодарский край. Сколько именно аварий произошло на территории региона, в МВД не уточняют. Также в числе аварийных регионов Тюменская, Свердловская и Нижегородская области, Москва и Санкт-Петербург.
В целом почти половина ДТП произошла в местах пересечения проезжей части: при выезде из двора или с заправки либо на полноценных перекрестках. Например, когда водитель выезжал с заправки и не заметил самокат. Или наоборот — самокатчик выехал и врезался в автомобиль. По предположениям специалистов МВД, аварии происходят из-за того, что самокаты появляются на дороге внезапно и часто незаметны в транспортном потоке.
Типичный пример: в июне 2023 года в Екатеринбурге россиянин на самокате налетел на машину, которая выезжала из двора. Мужчина врезался в бок автомобиля, повредил крыло и лобовое стекло. А в Воронеже девушка на электросамокате едва не погибла, решив пересечь оживленный перекресток из крайнего ряда.
77% аварий зарегистрировано в светлое время суток, 21% — в темное время, 2% приходится на сумерки. То есть здесь плохая видимость меньше влияет на аварийность: например, наезды на пешеходов в 39% случаев происходят ночью.

Что еще в ГИБДД говорят о таких авариях и какие прогнозы
Статистика и основные выводы Научного центра безопасности дорожного движения МВД говорят о том, что количество аварий с участием электросамокатов, скорее всего, будет расти. Причем очень быстро. Причин тому несколько.
Во-первых, даже в небольших городах активно развиваются сервисы почасовой аренды электросамокатов: в 2022 году каждый третий попавший в ДТП самокат оказался арендным.
Во-вторых, дорожная сеть не рассчитана на новую категорию дорожного движения: велодорожек и специальных светофоров почти нет, самокаты проезжают перекрестки по общим правилам. В результате получается, что самокат неожиданно выскакивает перед автомобилем, и все заканчивается трагедией.
При этом стоит отметить, что с 1 февраля 2023 года вступил в силу специальный гост, посвященный таким транспортным средствам. В числе прочего он устанавливает ограничения скоростного режима для разных типов электросамокатов.
Кроме того, с 1 марта изменились правила дорожного движения — теперь скорость движения электросамокатов, гироскутеров и других аналогичных устройств не должна превышать 25 км/ч. А если масса такого транспортного средства больше 35 кг, на нем нельзя ездить по пешеходным или велосипедным дорожкам. Но даже если самокат весит меньше, пешеходы все равно имеют перед ним приоритет.
17.07, 07:37
Я если честно до сих пор понять не могу, почему электро-транспорт (самокаты, электро-мотоциклы, велосипеды с мотором и т.п.) ездят по тротуарам?
На тротуаре или ты со помощью мышц передвигаешься или проваливай на дорогу к машинам.
17.07, 10:28
Дмитрий, тысячу раз да. Сейчас беременная, очень боюсь этих людей, мчащихся по тротуарам на дикой скорости. Некоторые самокатчики для своей защиты прям по тротуарам гоняют в шлемаказ и всю прочую защиту надевают))) о себе они позаботились) и несутся. А мне, видимо, тоже надо в полной мотоциклетной защите выходить на обычный пешеходный тротуар, чтобы иметь какие-то шансы в случае чего…
17.07, 10:31
Ксения, есть такие супер упортые причем на каких-то своих не прокатных самокатах и видно, что ехать они могут очень быстро.
18.07, 12:39
Дмитрий, упоротые как раз на прокатных, потому что, во-первых, там помеинуная оплата, а во-вторых, казённое им не жалко ушатывать такой ездой.
17.07, 11:32
Дмитрий, Да и велосипедистов взрослых нужно на дорогу выгонять (я сам велосипедист)
16.08, 15:28
Валентин, детей в коляске перед мешают их родители, силой собственных мышц.
25.07, 12:09
Валентин, А всех работников доставок - под страхом уголовного преследования.
17.07, 07:40
Считаю, что нужно одновременно ограничивать скорость для самокатов и велосипедов в пешеходных зонах до 7-10 км/ч и прокладывать новые велодорожки для них. По дорогам, где едут машины, ездить просто опасно, нужна альтернатива, но не в виде тротуара, где ходят пешеходы. Последние не обязаны постоянно оглядываться при смене курса в поисках очередного гонщика на тротуаре.
17.07, 07:46
Дмитрий, на велосипедах все примерно и ездят 10 ну максимум 15 км в час, 20 км это уже надо крутить педали с усилием, а чтобы до 30 раскочегариться, и держать скорость, надо спортсменом быть, у 90% велосипедистов через 10 минут сердечный приступ случится, если они будут ехать 30 км час.
Про роллеров, скейтеров и прочих моноциклистов вообще молчу, их мало или почти нет и они обычно не быстрее пешеходов.
Вся проблема от ТС с эл. моторами, которые по определению. не должны передвигаться по тротуару.
17.07, 14:47
Дмитрий, 15 км/ч это слишком быстро, этого вполне достаточно для получения серьёзной травмы. Скорость для электросамокатов в населённых пунктах (кроме специально отведённых зон) следует законодательно ограничить до скорости бега с трусцой - т.е. 7-8 км/ч.
17.07, 10:35
Дмитрий, я обычно езжу 25-35 на гравийнике, но при любой вероятности появления человека и пересечения траектории, снижаю скорость до разумной/пешеходной. Этого достаточно, чтобы все чувствовали себя в безопасности, а я насладился скоростью, но далеко не все э-самокатчики так ездят
17.07, 08:49
Туман, если коляски начнут ездить по тротуарам со скоростью 10-20км в час, то придется попросить и их гонять по дороге.
17.07, 08:00
Последние пару лет, пешком по тротуару стало непросто ходить, рядом кто на велосипедах, кто на самокатах, кто на роликах, все, у кого есть звонок, считают хорошим тоном звонить, типа, освободи лыжню, дай проехать спецтранспорту. В большинстве своем это молодые и очень молодые люди, мы с женой удивляемся, нам в 50 лет в удовольствие пройти пару километров до парка и погулять там не спеша пешком, а молодежи лень.
На гудки в спину стараюсь никак не реагировать, пусть объезжают как хотят, тротуар не место для колесного транспорта.
17.07, 15:59
WTF, велосипед и ролики это вполне себе спортивный транспорт, причём тут лень?
Не всем интересно ведь за ручку с мамой гулять в молодом возрасте. И звонки это не для самоутверждения, а чтобы вы с женой и мамой знали, что сзади опасность и не прыгнули им под колёса, о вас заботятся а том числе. Если что, по тротуарам хожу пешком и не вижу проблемы полшага правее сделать, а идиотов, которые специально перекрывают дорогу в ответ на звонок, пускай сбивают, не жалко. Общая проблема, вместе компромиссный вариант искать надо! Им тоже не нравится с нами по тротуарам ездить! И на дорогах они тоже не нужны! Не все настолько «неленивые», чтобы пешком на работу 20-50 км гулять, а автомобилисты подвержены бОльшим рискам.
Спасут только велодорожки, иного выхода нет.
18.07, 07:22
Александр, повторю для непонятливых - ТРОТУАР ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ. Завтра сделают еще какие-нибудь низколетающие средства транспорта, напишешь, что пешеходам нужно каски одевать для заботы о них же, чтобы травму не получить, если по голове случайно заденут.
Если кому-то не нравится ездить по тротуарам - пусть едут по дороге, или там сразу страшно становится, теряется преимущество в скорости и массе? И уже тебе постоянно начинают сигналить, исключительно "для заботы о тебе" :)?
Что касается "специально сбивать", то тут как говорится, но комментс, показалась, так сказать, истинная сущность, закамуфлированная словами про поиск компромисса. А, что, если в ответ будут кирпичи кидать под колеса движущихся на скорости самокатов (как вариант)?
И что касается пешком 20-50 км на работу, можно пример такого маршрута, ежедневно преодолеваемого на самокате? И время, затрачиваемое на такую дорогу?
21.09, 18:23
Александр, Идиоты? Пусть сбивают? Сделаю полшага назад чтобы идиота пропустить.
07.10, 06:09
Максим, так и правильно сделаете. Идиоты с обеих сторон могут быть - как те, кто специально перекрывают дорогу, так и те, кто едет на скорости в толпу.
Разве надо их жалеть?)
17.07, 07:47
Ограничения скорости и запрет катания по тротуарам при наличии велодорожки. Кто бы только это контролировал.
17.07, 10:30
Путешествовали на авто по России, любили гулять по вечерним городам (Тверь, Нижний Новгород, Казань, Йошкар-Ола...), так после 22 наступает полный ахтунг на улице, когда выезжают толпами на прокатных э-самокатах, по двое несутся на полной скорости, много детей, много пьяных, опыта катания мало. В Казани оказывали пп влетевшему в поребрик ребёнку - отделался ушибом. Культуры вождения такой техники еще нет, строгость наказания и уровень контроля нарушений минимальны,- буду крутить головой на 360, идя по тротуару, чтоб защитить хотя бы себя и семью)
17.07, 11:18
Китнис, то, что какие-то люди нарушают правила и создают опасность для других участников транспортного движения, не даёт никому другому повод ещё сверху добавлять опасности безумными самокатами и велосипедами на тротуарах.
17.07, 18:28
Жанна, ну да, люди именно так себя и ведут. Тупят, утыкаются в мобилу, вышагивают по трое-четверо в ряд. А ещё от вашего сигнала могут испугаться и наоборот шарахнуться под колёса, видала такое. И что? На тротуаре - имеют полное право. Вы со своими колёсами залезаете на чужую территорию, где у вас нет приоритета. Снижайте скорость, объезжайте либо тошнитесь с той же скоростью, что идущие впереди вас. Вы представляете бОльшую опасность для пешехода, чем он для вас. А правил для вас толком нет.
17.07, 15:11
Сахаров, вопрос - почему тебе кто-либо ОБЯЗАН дать проехать ДАЖЕ если ты сигналишь? Представь себя на месте пешехода, которому за 10 минут раз 15 посигналят любители "быстро, удобно и недорого". Ехать ты можешь на кого угодно, только рано или поздно такое противостояние может закончится потасовкой, а там дальше, в зависимости от того, на кого нарвешься либо просто разбитый нос, либо более серьезные травмы, оно того стоит? Или будешь специально фильтровать, кого можно давить, а от кого лучше подальше держаться?
17.07, 19:14
Я слабослышащая. Когда сигналят самокатчики - я не слышу, особенно когда шумная дорога. Появился страх ходьбы по тротуарам.
17.07, 19:54
Не так давно, шла с ребенком 2,5 лет по тротуару, и внезапно, в узком месте, где часть тротуара занимает остановка, ребенок поменял траекторию (решил пойти на детскую площадку). Наперерез ему (обгоняя нас сзади) двигался самокат, на котором ехал взрослый мужчина и девочка лет 7-ми, слава Богу, с небольшой скоростью. В итоге самокат вырулил на боковую дорожку, чтобы избежать столкновения. Сыну в очередной раз объяснила, что резко менять траекторию движения нельзя, но себя все чаще ловлю на мысли, что выйти погулять по улицам в городе - это уже уходящее в прошлое понятие. Постоянно верчу головой, чтобы не пропустить выезжающие из-за угла машину|электросамокат |велосипед| гироскутер и т.д. Что раз повторяю ребенку правила движения, что нужно смотреть по сторонам и т.д. Выйти погулять по улицам с ребенком теперь - тот ещё квест!
17.07, 08:33
Мне кажется, это вопрос для коллективного решения. Т.е. пока пешеходы на улицах будут послушно шарахаться и пропускать, самокаты так и будут ездить. Если же регулярно люди будут просто смыкать ряды, не давая им ездить по особенно узким улицам в толпе, в голове что-то перещелкнет. Есть шанс - были бы желающие на такой флэшмоб. Я негативно отношусь не к самокатам на тротуарах, а к людям на них, потому что даже при наличии спецдорожек они катят мимо них. Ну и дорожки эти, надо сказать, узковаты: один по ней едет, встречному уже нет места. Мне непонятно, кому и зачем нужно было вводить такие вещи, ведь раньше люди как-то обходились без самокатов и даже великов в городе. Пользователей не остановить, но вот тех, кто расставил везде эти электрочудища и придумал это все, я бы с удовольствием отправила в котел с кипящим маслом.
17.07, 16:04
Курочка, когда сдадите на права, увидите, что перемещение этих людей на дороги, тоже не выход.. Там при контакте вам больно не будет, но страдания могут затянуться на несколько лет.
17.07, 16:33
Александр, "этих" людей раньше вообще не было, и моя мечта - вернуть то время. Вот как они, бедные, раньше-то без самокатов перемещались? Худели, наверное, от шагания...
17.07, 16:49
Курочка, ну раньше тоже были проблемы, идёшь такой в лаптях к амбару, а там эти сорванцы на лошади перед тобой по мостовой несутся!)
Народу все больше, транспортная и инфраструктурная пропускная способность, увы, не успевают.
Утром в автобус влезть многие не могут (привет «Чистое небо» в СПБ!). А эти хоть немного, но разгружают это дело.
Устал повторять, но проблема общая, пока велодорожки не построят - вместе идём на компромиссы и терпим...
17.07, 14:22
Китнис, я смотрю, большинство велодорожек устроены путем простого отрезания части пешеходной дорожки или тротуара, причем оставшаяся часть не позволяет пешеходам идти хотя бы вдвоем и расходиться с идущими навстречу без того, чтобы кто-то из расходящихся не оказывался на части пешеходной дорожки, которая теперь используется как велодорожка. Большой привет властям, решающим проблему за 3 копейки путем использования ведра краски и кисточки, вместо проектирования и устройства нормальных велодорожек, безопасных и для велосипедистов и для пешеходов.
Что касается нарушения ПДД, то для меня, как водителя, гораздо больший нежданчик представляют курьеры на электровелосипедах, внезапно выезжающие навстречу по дороге с односторонним движением, либо проносящиеся на скорости 25-30 км/ч по пешеходному переходу на электросамокатах, которых практически невозможно отследить.
17.07, 15:30
WTF, у нас так и сделали на тротуаре, просто откусили половину пешеходного тротуара и начертили дорожку. «Что нам стоит дом построить - нарисуем, будем жить»
17.07, 17:48
Искренне уверен, что электросамокатами должны быть вправе пользоваться только люди, получившие права на управление транспортным средством любой категории или старше 25 лет.
17.07, 18:37
Sergey, ловите адеквата!
Ещё бы как-нибудь вариант ОСАГО для них и прочих, в тч велосипедистов сделать. Довольно справедливо для всех.
17.07, 10:55
Всем СИМам - место на ограждённых выделенных площадках типа скейт-парков. Это очевидно. Пусть электросамокатчики расшибают там друг другу головы и не калечат жизни нормальных людей - пешеходов и водителей нормального транспорта (размером не меньше авто).
Кому непонятно, что город, тротуары и автодороги - это не место СИМов - те опасные для общества глупые инфантилы. Их легко разводят беспринципципные искатели наживы типа сервисов аренды, которые «ни за что не отвечают», а просто «создают удобный и дешёвый сервис» с лозунгами «больше никаких пробок», «покоряй город», «цени своё время». Как им всем не стыдно 🤦🏻♀️
18.07, 06:54
Maria, тоже самое хотела написать
17.07, 18:30
Жанна, по ПДД пешеходы имеют приоритет на тротуаре перед велосипедистами и самокатчиками. Никто не обязан уступать самокатчикам, как бы им того не хотелось.
17.07, 18:35
Поражает, что самокатчики, включая тех, что в комментариях, совершенно спокойно относятся к возможности наезда на пешехода, типа "а че такого? сам виноват, не так шел по тротуару."
17.07, 14:56
Я для себя определилась - единственный допустимый колесный транспорт на тротуаре - коляски. Остальные - на дорогу. Но, сейчас у нас, к сожалению, Дикий Запад, правила крайне лояльны к СИМам, соблюдают их единицы, остальные ездят, как хотят. И, пока количество прокатных самокатов только растет, ситуация будет только ухудшаться.
И почему прокатные велосипеды нужно возвращать на стойку, а самокаты можно бросать, где попало?
17.07, 15:47
Самокатчики - новые пи**ры.
18.07, 10:33
В моем городе в прошлом месяце меньше, чем за сутки самокатчики сбили двоих детей детсадовского возраста. Оба "героя" на самокатах даже скорость не сбросили, просто сбежали. Дети с травмами в травматологии. Это все, что нужно знать о людях на самокатах. А по поводу самого явления: хотим как европах, законодательство и инфраструктура отсутствуют, ну и фиг с ними! Когда появились и стали расти травмированные и погибшие, все дружно стали вопрошать "ой, а что же делать-то?!". Запретить до разработки соответствующих законов и правил + инфраструктуры.
17.07, 17:55
Полиция, не ставлю целью оскорбить, скорее проинформировать. Всегда есть группа людей, кто в определённый момент носит на себе знак пи**ра, но это не об их сексуальной ориентации. Например, не так давно ими были люди с блютус колонками. Теперь знамя в надёжных руках
18.07, 08:30
удивительная вещь эти самокаты - сумели объединить автомобилистов и пешеходов в едином порыве) потому что реально у СИМов нет своего места, нет культуры вождения, не ясен правовой статус, большинство (не все, конечно) ведут себя нагло как на дороге, так и на тротуаре, гоняют на красный, гоняют по пешеходнику, резко выезжают на дорогу из-под машин, которые их скрывают, проносятся в полуметре от людей на тротуаре на скорости света
по городу стал некомфортно гулять пешком, стало некомфортно ездить на машине потому что самокатчики как дикие чайки то там, то сям и абсолютно непредсказуемые. теже велосипедисты никогда себя так не вели (речь опять же про большинство)
запрещать, конечно, не надо, но регулировать давно пора. скажем, приняли закон в этом году, но лично я пока не вижу чтобы он хоть минимально исполнялся. или сделали зоны для велосипедистов, но почему-то самокатчики предпочитают им тротуар и пищать людям, которые спокойно идут по своим делам на своей законной территории - по тротуару
18.07, 13:29
Максим, я конечно пошутил, когда писал про лыжню, но, поверь, если один раз за полчаса посигналят, это ничего, даже забавно, а когда идешь эти полчаса и сигналят практически каждую минуту или даже чаще, это начинает здорово раздражать.
Пешеход на то и пешеход, чтобы из ПДД знать про регулируемый/нерегулируемый переход, красный-стой, зеленый-иди и про свой приоритет на внутридворовой территории. Оглядываться и осторожничать он должен только при переходе автомобильных дорог.
Когда я занимался бегом, часть маршрута у меня проходила по тротуару, иногда те, кто шел в попутном направлении неожиданно меняли курс так, что пересекали направление, в котором я бежал, но мне и в голову не приходило призывать кого-то оглядываться и обвинять в неосторожности тех, кто этого не делает, потому что они не должны были предполагать, что по тротуару кто-либо движется с намного большей скоростью, чем скорость пешехода.
Хотя скорость бега 10-12 км/ч и даже с такой скоростью уже возникают проблемы.
17.07, 16:08
Я самокатчик, катаюсь на арендных практически каждый день. Сокращаю время в дороге от метро/до метро или до локаций в центре Москвы. 90% случаев еду по дороге, а не по тротуару, никогда не сигналю пешеходам, потому что тротуар - место для пеших. Могу только посигналить, если человек идет, пялится в телефон и его траектория меняется каждую секунду, а у меня нет выбора, куда съехать.
Когда самокатчики и велосипедисты сигналят мне в спину (когда я пешком) с просьбой убраться - всегда шлю в пешее эротическое😄
Считаю, что надо развивать инфраструктуру, вводить экзамены ПДД для управления СИМ, но не запрещать. Летом без самоката в Москве и области тяжко.
17.07, 16:47
Да вроде ок без самоката
17.07, 17:23
Отношусь скорее отрицательно. Особенно к тем, кто катается ради развлечения по людным улицам. Всем пешеходам советую учиться ходить прямо, не шатаясь из стороны в сторону-за спиной может быть самокатчик, велосипедист, или я - другой пешеход. Пропускать специально отдельно идущий человек никого не должен, но идти придерживаясь правой стороны и оставляя место для встречных и обгоняющих тебя сзади людей, если дорожка узкая - это элементарное воспитание. Также как не стоит идти втроем-вчетвером-впятером в ряд, перекрывая половину или большую часть дороги.
19.07, 05:41
На скоростных колёсиках и с моторчиком, извольте на проезжую часть!
По тротуарам резвятся так, что в ушах свист ) Это небезопасно.
Поймите, в конце концов, никто из нас ни от чего не застрахован. Давайте быть уважительными другой к другу.
К сожалению, кроме самих пешеходов (для которых, собственно говоря, тротуар и предназначен), защитить права на безопасность никто не может.
Нет пока у нас фактического контроля за самокатчиками/велосипедистами и прочими обладателями СИМов.
17.07, 18:14
Ненавижу.
17.07, 08:24
«Наезд на велосипедиста: 1» кто этот счастливец 😂
17.07, 15:17
Вообще к электротранспорту я отношусь лояльно, это отличное решение для забитых пробками городов. К сожалению, с большим но: чем выше макс скорость, тем выше должна быть ответственность водителя. Свободная аренда самокатов - это колоссальная опасность.
Я иногда езжу на самокате, но довольно медленно, т.к. жутко боюсь кого-то задеть невзначай. Ну и выбираю дороги, где сравнительно немного людей.
Мне очень жаль видеть, что отличная в целом идея просто тонет в болоте:
- нет инфраструктуры
- нет правил (хотя немного уже есть)
- нет регуляции (к примеру, сделать аренду самокатов аналогично аренде автомобилей - с регистрацией акканутов, копией документов и т.п.)
- добавить датчики веса (чтобы определить, что садятся двое)
Нда, работа ещё нужна здесь.
Сама недавно столкнулась с самокатом. Я была на велике, мы оба ехали по велодорожке. Но на выезде из двора нам перегородила видимость машина, и мы одновременно попытались её объехать. И столкнулись. Скорость была невелика, к счастью. Но все равно, падение, синяки - не очень приятно.
17.08, 01:02
Сахаров, вы хоть понимаете что на тротуаре у пешехода приоритет и даже на велополосе которая часть того же тротуара, человек реально может не слышать ваш сигнал по разным причинам?! Вот поэтому и хотят запретить у знакомой так ребенка велосипедист сбил и уехал со словами "Я же сигналил" , причем ему как будто невдомёк что даже взрослый пешеход не успел бы увернуться. Просто пока вы буквально не столкнетесь с подобным видимо не поймёте