За последние три года количество ДТП с участием электросамокатов, гироскутеров и электромопедов выросло в семь раз.
При этом речь о происшествиях, в которых есть пострадавшие, — ГИБДД учитывает только такие случаи. В 2019 году было 142 аварии, в 2022 — уже 941. Число раненых тоже увеличилось в семь раз, с 147 до 976 человек, число погибших — в три раза, с 7 до 19.
Мы изучили, как часто происходят такие аварии, по каким причинам, а также где и когда.
Как часто происходят ДТП с самокатами
МВД не учитывает отдельно ДТП с электросамокатами, объединяя их в группу с гироскутерами, моноколесами и сегвеями — на языке полицейских это называется «средства индивидуальной мобильности», СИМ. Также к ним относятся электромопеды с мощностью двигателя менее 4 кВт. В 2022 году, как мы уже упоминали, с участием таких транспортных средств случилась 941 авария, или 0,7% от всех ДТП в России.
В большинстве из них — в 720 случаях — участвовали электросамокаты и другие электрические средства передвижения малой мощности. Остальные — это аварии с участием транспорта высокой мощности, например мопедов.
Самый частый вид происшествий с такими транспортными средствами — наезд авто на электросамокатчика: 95%. Как показывает статистика, большинство таких аварий не заканчивается смертельным исходом: в 2022 году погибло 19 человек, годом ранее — 20.
С кем и почему случаются аварии
Электросамокатами и другим подобным транспортом пользуется преимущественно молодежь, поэтому чаще именно молодые люди оказываются пострадавшими в таких авариях. В 2022 году почти половина пострадавших в ДТП самокатчиков — люди до 25 лет.
Среди них много подростков: больше 20% — тинейджеры в возрасте от 14 до 19 лет. Например, в июле 2023 года в Санкт-Петербурге водитель сбил пятнадцатилетнего подростка, который пересекал дорогу на электросамокате на красный сигнал светофора.
В подавляющем большинстве случаев россияне, которые попадают в ДТП на электросамокатах, трезвые: алкоголь в крови находят только у 5% самокатчиков. Для сравнения: среди водителей автомобилей алкогольное опьянение фиксируют в два раза чаще, среди водителей мотоциклов — в четыре раза.
Где и когда происходят ДТП
Поскольку СИМ — преимущественно городское средство передвижения, 99% аварий произошло в населенных пунктах.
Первое место по количеству ДТП с электросамокатами занял Краснодарский край. Сколько именно аварий произошло на территории региона, в МВД не уточняют. Также в числе аварийных регионов Тюменская, Свердловская и Нижегородская области, Москва и Санкт-Петербург.
В целом почти половина ДТП произошла в местах пересечения проезжей части: при выезде из двора или с заправки либо на полноценных перекрестках. Например, когда водитель выезжал с заправки и не заметил самокат. Или наоборот — самокатчик выехал и врезался в автомобиль. По предположениям специалистов МВД, аварии происходят из-за того, что самокаты появляются на дороге внезапно и часто незаметны в транспортном потоке.
Типичный пример: в июне 2023 года в Екатеринбурге россиянин на самокате налетел на машину, которая выезжала из двора. Мужчина врезался в бок автомобиля, повредил крыло и лобовое стекло. А в Воронеже девушка на электросамокате едва не погибла, решив пересечь оживленный перекресток из крайнего ряда.
77% аварий зарегистрировано в светлое время суток, 21% — в темное время, 2% приходится на сумерки. То есть здесь плохая видимость меньше влияет на аварийность: например, наезды на пешеходов в 39% случаев происходят ночью.
Что еще в ГИБДД говорят о таких авариях и какие прогнозы
Статистика и основные выводы Научного центра безопасности дорожного движения МВД говорят о том, что количество аварий с участием электросамокатов, скорее всего, будет расти. Причем очень быстро. Причин тому несколько.
Во-первых, даже в небольших городах активно развиваются сервисы почасовой аренды электросамокатов: в 2022 году каждый третий попавший в ДТП самокат оказался арендным.
Во-вторых, дорожная сеть не рассчитана на новую категорию дорожного движения: велодорожек и специальных светофоров почти нет, самокаты проезжают перекрестки по общим правилам. В результате получается, что самокат неожиданно выскакивает перед автомобилем, и все заканчивается трагедией.
При этом стоит отметить, что с 1 февраля 2023 года вступил в силу специальный гост, посвященный таким транспортным средствам. В числе прочего он устанавливает ограничения скоростного режима для разных типов электросамокатов.
Кроме того, с 1 марта изменились правила дорожного движения — теперь скорость движения электросамокатов, гироскутеров и других аналогичных устройств не должна превышать 25 км/ч. А если масса такого транспортного средства больше 35 кг, на нем нельзя ездить по пешеходным или велосипедным дорожкам. Но даже если самокат весит меньше, пешеходы все равно имеют перед ним приоритет.