Сколько россиян погибает в ДТП с электросамокатами

И кто чаще попадает в аварии

83
Сколько россиян погибает в ДТП с электросамокатами
Аватар автора

Екатерина Шамаева

самокатя

Страница автора

За последние три года количество ДТП с участием электросамокатов, гироскутеров и электромопедов выросло в семь раз.

При этом речь о происшествиях, в которых есть пострадавшие, — ГИБДД учитывает только такие случаи. В 2019 году было 142 аварии, в 2022 — уже 941. Число раненых тоже увеличилось в семь раз, с 147 до 976 человек, число погибших — в три раза, с 7 до 19.

Мы изучили, как часто происходят такие аварии, по каким причинам, а также где и когда.

Как часто происходят ДТП с самокатами

МВД не учитывает отдельно ДТП с электросамокатами, объединяя их в группу с гироскутерами, моноколесами и сегвеями — на языке полицейских это называется «средства индивидуальной мобильности», СИМ. Также к ним относятся электромопеды с мощностью двигателя менее 4 кВт. В 2022 году, как мы уже упоминали, с участием таких транспортных средств случилась 941 авария, или 0,7% от всех ДТП в России.

В большинстве из них — в 720 случаях — участвовали электросамокаты и другие электрические средства передвижения малой мощности. Остальные — это аварии с участием транспорта высокой мощности, например мопедов.

Самый частый вид происшествий с такими транспортными средствами — наезд авто на электросамокатчика: 95%. Как показывает статистика, большинство таких аварий не заканчивается смертельным исходом: в 2022 году погибло 19 человек, годом ранее — 20.

Источник: Научный центр БДД МВД России

С кем и почему случаются аварии

Электросамокатами и другим подобным транспортом пользуется преимущественно молодежь, поэтому чаще именно молодые люди оказываются пострадавшими в таких авариях. В 2022 году почти половина пострадавших в ДТП самокатчиков — люди до 25 лет.

Среди них много подростков: больше 20% — тинейджеры в возрасте от 14 до 19 лет. Например, в июле 2023 года в Санкт-Петербурге водитель сбил пятнадцатилетнего подростка, который пересекал дорогу на электросамокате на красный сигнал светофора.

В подавляющем большинстве случаев россияне, которые попадают в ДТП на электросамокатах, трезвые: алкоголь в крови находят только у 5% самокатчиков. Для сравнения: среди водителей автомобилей алкогольное опьянение фиксируют в два раза чаще, среди водителей мотоциклов — в четыре раза.

Источник: Научный центр БДД МВД России

Где и когда происходят ДТП

Поскольку СИМ — преимущественно городское средство передвижения, 99% аварий произошло в населенных пунктах.

Первое место по количеству ДТП с электросамокатами занял Краснодарский край. Сколько именно аварий произошло на территории региона, в МВД не уточняют. Также в числе аварийных регионов Тюменская, Свердловская и Нижегородская области, Москва и Санкт-Петербург.

В целом почти половина ДТП произошла в местах пересечения проезжей части: при выезде из двора или с заправки либо на полноценных перекрестках. Например, когда водитель выезжал с заправки и не заметил самокат. Или наоборот — самокатчик выехал и врезался в автомобиль. По предположениям специалистов МВД, аварии происходят из-за того, что самокаты появляются на дороге внезапно и часто незаметны в транспортном потоке.

Типичный пример: в июне 2023 года в Екатеринбурге россиянин на самокате налетел на машину, которая выезжала из двора. Мужчина врезался в бок автомобиля, повредил крыло и лобовое стекло. А в Воронеже девушка на электросамокате едва не погибла, решив пересечь оживленный перекресток из крайнего ряда.

77% аварий зарегистрировано в светлое время суток, 21% — в темное время, 2% приходится на сумерки. То есть здесь плохая видимость меньше влияет на аварийность: например, наезды на пешеходов в 39% случаев происходят ночью.

Источник: Научный центр БДД МВД России

Что еще в ГИБДД говорят о таких авариях и какие прогнозы

Статистика и основные выводы Научного центра безопасности дорожного движения МВД говорят о том, что количество аварий с участием электросамокатов, скорее всего, будет расти. Причем очень быстро. Причин тому несколько.

Во-первых, даже в небольших городах активно развиваются сервисы почасовой аренды электросамокатов: в 2022 году каждый третий попавший в ДТП самокат оказался арендным.

Во-вторых, дорожная сеть не рассчитана на новую категорию дорожного движения: велодорожек и специальных светофоров почти нет, самокаты проезжают перекрестки по общим правилам. В результате получается, что самокат неожиданно выскакивает перед автомобилем, и все заканчивается трагедией.

При этом стоит отметить, что с 1 февраля 2023 года вступил в силу специальный гост, посвященный таким транспортным средствам. В числе прочего он устанавливает ограничения скоростного режима для разных типов электросамокатов.

Кроме того, с 1 марта изменились правила дорожного движения — теперь скорость движения электросамокатов, гироскутеров и других аналогичных устройств не должна превышать 25 км/ч. А если масса такого транспортного средства больше 35 кг, на нем нельзя ездить по пешеходным или велосипедным дорожкам. Но даже если самокат весит меньше, пешеходы все равно имеют перед ним приоритет.


Как вы относитесь к электротранспорту?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество