Для каждого третьего россиянина общественный транспорт — это основной способ передвижения при поездках по своему населенному пункту.

Популярнее только личный автомобиль. Среднестатистический россиянин пользуется городским транспортом 17 раз в месяц, проводя в дороге 43 минуты ежедневно.

Мы посмотрели, какой общественный транспорт есть в крупных российских городах и сколько стоит проезд.

Каким общественным транспортом пользуются россияне

По данным Росстата, общественным транспортом пользуется 42% населения. В понятие «общественный транспорт» входят все виды транспорта, которые перевозят людей по заранее установленному маршруту с остановками. Это разные виды автобусов, троллейбусы, трамваи, метро, поезда, электрички, паромы, самолеты и даже канатные дороги.

Росстат утверждает, что за 2021 год россияне воспользовались общественным транспортом 13,7 млрд раз. Больше всего поездок совершили на автобусах: 8,1 млрд. На втором месте — метро: 2,7 млрд поездок. На третьем — поезда: 1,1 млрд. Дальше идет электротранспорт: трамваем воспользовались 992 млн раз, троллейбусом — 808 млн.

Активнее всего пользуются общественным транспортом школьники старших классов и пенсионеры: они составляют 60% пассажиров.

Источник: Росстат
Источник: Росстат
Источник: Росстат
Источник: Росстат

От чего зависит стоимость проезда

Цена на топливо, запчасти и обслуживание транспорта — все это влияет на стоимость проезда.

Также до недавнего времени владельцев автобусов и маршруток обязывали покупать тахографы — приборы для контроля скорости и режима работы водителя. Но действие этого требования приостановили до 1 марта 2024 года, чтобы цены на проезд росли не так быстро.

Еще стоимость проезда зависит от статуса оператора. Автобусы и маршрутки можно разделить на две категории: муниципальные — те, что выбрали по конкурсу местные власти, и частные — обычно их называют маршрутными такси.

Сколько будет стоить проезд в муниципальном общественном транспорте, решают органы местного самоуправления. А частные перевозчики работают по нерегулируемым тарифам — сами определяют стоимость проезда и теоретически имеют право повышать цены хоть каждый месяц.

Однако по закону частники должны согласовывать изменения цен с муниципалитетом. Иначе им придется отвечать за необоснованное повышение цен перед ФАС. Такие случаи не редкость: например, в марте 2022 года в Пензе за завышение стоимости проезда оштрафовали пять перевозчиков на 2 млн рублей.

Где в России самый дорогой и самый дешевый общественный транспорт

В крупных российских городах проезд в общественном транспорте можно оплатить несколькими способами: наличными, банковской картой, транспортной картой — правда, они есть далеко не везде. Также можно купить проездной. В Москве есть возможность платить еще одним способом — с помощью Face ID, технологии, которая использует распознавание лиц для подтверждения платежей.

Мы посмотрели, как в крупных городах России различается стоимость проезда в городском транспорте — автобусах, троллейбусах и трамваях. Стоимость проезда указали на внутригородских маршрутах для среднестатистического пассажира без социальных льгот. Кроме того, мы посмотрели, как цена зависит от способа оплаты. Например, часто расплачиваться банковской картой выгоднее, чем наличными.

Автобус. Дороже всего ездить в муниципальных автобусах в двух столицах: в Москве разовая поездка по городу стоит 61 Р, в Санкт-Петербурге — 60 Р. На третьем месте среди городов-миллионников — Казань: 36 Р. Самая низкая цена — в Воронеже: 23 Р.

Если пользоваться транспортной картой — пластиковой картой для оплаты проезда в городском и пригородном транспорте, получится сэкономить. Например, в Москве проезд по карте «Тройка» будет стоить 46 Р, а в Санкт-Петербурге по карте «Подорожник» — 40 Р.

Из миллионников транспортных карт нет только в Воронеже — но и там планируют внедрять карточную систему. Существеннее всего они позволяют экономить в Москве и Санкт-Петербурге: 15—20 Р с поездки. В других городах экономия менее ощутимая: например, омская карта «Омка» удешевляет проезд на 5 Р, а екатеринбургская «Екарта» — всего на 2 Р.

Транспортные карты выгодны также тем, что можно оформить безлимитный тариф — и пользоваться транспортом без ограничений, например, в течение месяца. Среди городов, где есть метро, дешевле всего безлимитная транспортная карта в Самаре: 1985 Р в месяц. Если же посмотреть на ситуацию в городах, где подземки нет, то самое выгодное предложение — в Челябинске: за месячную безлимитную карту на весь наземный общественный транспорт здесь нужно отдать 1100 Р.

Еще один способ сэкономить — платить банковской картой. Почти везде поездка будет дешевле на 5 Р, а в Москве — на 10 Р. Но в Перми, Уфе и Красноярске цена при оплате наличными и картой одинаковая.

Троллейбус и трамвай. Электротранспорт есть во всех городах-миллионниках, кроме Воронежа. В целом стоимость проезда в троллейбусах и трамваях такая же, как в автобусах. Единственный город, где передвигаться на электротранспорте дешевле, — Ростов-на-Дону: поездка на автобусе за наличные стоит 32 Р, а на трамвае и троллейбусе — 23 Р.

Метро. Метрополитен есть в семи городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Самаре. Самая высокая стоимость проезда — в Москве и Санкт-Петербурге: 61 и 65 Р соответственно. Самая низкая — в Новосибирске: 27 Р. Но стоит учесть, что в Новосибирске всего две ветки, в то время как в Москве, например, 14.

Источник: данные муниципалитетов и сообщения СМИ
Источник: данные муниципалитетов и сообщения СМИ
Источник: данные муниципалитетов и сообщения СМИ
Источник: данные муниципалитетов и сообщения СМИ