На западных стриминговых сервисах вышел «Черный телефон» — ретротриллер от режиссера «Синистера» и первого «Доктора Стрэнджа» Скотта Дерриксона.

По сюжету школьник Финни попадает в лапы серийного убийцы. В подвале маньяка мальчишка продумывает план побега. Помогают ему духи умерших подростков — они звонят герою по сломанному черному телефону.

Рассказываем, почему фильм оценят фанаты Стивена Кинга и жанрового кино 1970-х. А заодно признаемся в любви к Итану Хоуку.

Причина № 1
«Черный телефон» — отличное кино в духе Стивена Кинга

1978 год, пригород Денвера. Таинственный маньяк в шляпе-котелке по кличке Хвататель держит в страхе весь город. Он периодически увозит подростков в неизвестном направлении на своем черном фургоне. После этого детей никто не видит.

Очередной жертвой злодея становится мальчишка Финни (Мэйсон Темз). Маньяк прячет его в темном подвале, где на стене висит старый черный телефон. Устройство отключено от сети, но это не мешает духам предыдущих жертв названивать парню. Они подсказывают герою, как выбраться из плена.

Оригинальный рассказ «Черный телефон» написал Джо Хилл — автор романа «Страна Рождества» и сын Стивена Кинга. Хилл уже давно выработал свой фирменный почерк и вышел из тени отца, но впечатления от творчества Кинга-старшего явно не прошли бесследно.

Актеру Мэйсону Темзу всего 15 лет, но играет он потрясающе. Источник: Universal Pictures
Актеру Мэйсону Темзу всего 15 лет, но играет он потрясающе. Источник: Universal Pictures

Преемственность Кинга и Хилла особенно заметна в «Черном телефоне». Маленький городок с жуткой тайной? Есть. Детская травма? Имеется. Причем не только у Финни с его отцом-тираном, но и у главного злодея.

Маньяк специально не закрывает дверь в подвал и на выходе поджидает непослушных подростков с ремнем. Судя по всему, Хвататель и сам когда-то был пленником или жертвой домашнего насилия. Фильм намекает, что непроработанные травмы заставляют убийцу раз за разом воспроизводить наказания из собственного детства.

В фильме хватает и городской мистики. Финни общается с мертвыми, а его сестра Гвен видит вещие сны. С их помощью она пытается отыскать брата.

Причина № 2
Это жуткий мистический триллер

В «Черном телефоне» постановщик Скотт Дерриксон ловко жонглирует жанрами. В триллер о похищении он добавляет мистические элементы. Весь город ищет пропавшего Финни, а в это же время сам мальчик расставляет ловушки и продумывает план побега.

Герои взаимодействуют не так часто, как хотелось бы, но их редкие беседы всегда вызывают тревогу. Источник: Universal Pictures
Герои взаимодействуют не так часто, как хотелось бы, но их редкие беседы всегда вызывают тревогу. Источник: Universal Pictures

Дерриксон и оператор «Очень странных дел» Бретт Юткевич проверяют зрителей на прочность. Вот герой вводит код от входного замка рядом с уснувшим Хватателем, а вот роет ход, чтобы сбежать: в любой момент к Финну может спуститься убийца. Плавные, зловещие движения камеры заставляют вздрагивать от каждого шороха.

В фильме хватает и элементов хоррора. Все же благодаря этому жанру Дерриксон и получил известность в Голливуде. В «Черном телефоне» можно найти и эффектные скримеры в духе «Избави нас от лукавого», и жуткие пленочные кадры, как в «Синистере». Будьте готовы: пару раз придется закрыть глаза от страха.

Даже маска злодея выглядит как дань жутким слэшерам 1970-х. Источник: Universal Pictures
Даже маска злодея выглядит как дань жутким слэшерам 1970-х. Источник: Universal Pictures

Причина № 3
Фильм не относится к себе слишком серьезно

«Черный телефон» не стесняется быть глупым. Авторы рассуждают о детских травмах и проблемах взросления, однако в самые напряженные моменты разряжают обстановку нелепыми шутками. Даже маньяк ведет себя нетипично для экранного злодея: он слишком неловкий и невнимательный.

Дерриксон подражает малобюджетным хоррорам, таким как «Техасская резня бензопилой» и «Пятница 13-е». Ужасное он совмещает с комичным, и потому «Черный телефон» оказывается очаровательным кино без претензии на заумный социальный комментарий. Жанровый аттракцион здесь важнее любых подтекстов

Финал фильма и вовсе превращает сюжет в фарс. Впрочем, такой поворот ничуть не выбивается из стиля «Черного телефона». Источник: Universal Pictures
Финал фильма и вовсе превращает сюжет в фарс. Впрочем, такой поворот ничуть не выбивается из стиля «Черного телефона». Источник: Universal Pictures

Причина № 4
Итан Хоук играет одну из лучших ролей в карьере

Итан Хоук гениально исполняет роли экстравагантных персонажей. В сериале «Птица доброго господа» он играл христианского фанатика и боролся с рабством, а в фильмах Ричарда Линклейтера «Пленка» и «Перед рассветом» ему достались образы харизматичных разгильдяев. Однако маньяк из «Черного телефона» — самый хаотичный персонаж в его фильмографии.

Хоуку удается быть одновременно пугающе жестоким и до смешного нелепым. Маньяк хладнокровно отнимает жизни у подростков, но теряется, когда его обводит вокруг пальца обычный мальчишка. Его непостоянство подчеркивают маски — злодей постоянно меняет их на протяжении фильма. Хвататель может в течение одной сцены метаться в своих амплуа от снисходительного добряка до хладнокровного убийцы. Это сбивает с толку — в хорошем смысле.

Дерриксон не пытается разобраться в психологии злодея и смотрит на него без эмпатии. «Черный телефон» заставляет бояться полной неопределенности и хаотичности зла. Возможно, монстрам и не стоит показывать свое истинное лицо за маской: только так они могут по-настоящему напугать.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.