Настольные игры — отличный способ расслабиться и весело провести время. А еще — поругаться без последствий и почувствовать дух соревнования. Но для начала стоит выбрать, во что играть.
Согласно исследованию Т—Ж, россияне особенно любят «Ужас Аркхэма», «Каркассон» и «Манчкин». Но это лишь малая часть того, что может предложить индустрия сегодня.
Мы пригласили в рубрику АМА совладельца Уральского игрового клуба Илью Мурсеева. Больше восьми лет он развивал ютуб-канал OMGames, где обозревал игры, рассказывал новости индустрии и записывал прохождения настолок. А сейчас вместе с супругой Натальей открыл клуб в Екатеринбурге, где проводит игротеки, презентации новинок и турниры по настольным играм для посетителей.
В течение недели Илья будет отвечать на вопросы о настолках в России. Как адаптируют зарубежные игры и кто выпускает отечественные? Как попасть в индустрию и с чего начать разработку собственной игры? Какие навыки пригодятся в работе? И во что сыграть, если надоели популярные настолки? Спрашивайте все, что вас интересует, в комментариях и поддержите лайком другие вопросы.
Правила игры:
- Пишите вопросы в комментариях с 14 по 21 июня — до 15:00. Если пришлете вопрос позже, возможно, на него ответит кто-то из читателей.
- Эксперт ответит только на вопросы с положительным рейтингом и только на заданную тему. Если вам интересен вопрос, ставьте ему лайк. Если считаете, что вопрос не по теме или неуместен, ставьте дизлайк.
- Эксперт начнет отвечать в понедельник, 17 июня, и закончит в пятницу, 21 июня, в 19:00.
- Мы оставляем за собой право не отвечать на самые каверзные вопросы в трансляции: для сложных случаев возьмем дополнительное время, чтобы чуть позже посвятить им подробные разборы.
- Илья МурсеевРебята, всем привет! Буду рад ответить на ваши вопросы и оказаться полезным 😊26
- Альбина КудряковаКакую настольную игру можно порекомендовать друзьям, которые пока еще не стали фанатами настолок?8
- Павел ЕфановРасскажите, пожалуйста про экономику клубов настольных игр. Можно на примере относительных цифр и соотношений. Я регулярно хожу с друзьями в такие места в Москве. И по моим подсчетам, во многих клубах, например, счет за бар и снеки обычно сильно перекрывает счет за стол. А некоторые клубы, особенно варгейм-ориентированные, обходятся совсем без бара. Выживают чисто за счет посетителей? А другие гиганты, типа Единорога - вообще предлагают и настолки, и бар, и варгеймы, и днд. Как это работает? Что нужно учесть в успешной экономике клуба? Спасибо!19
- Полина ПрошинаДобрый день! Очень интересно узнать о настолках на большое количество человек (от 8 человек) С простыми правилами. А то компания сложно включается в игру😂 Что-то новое и свежее7
- Лесная деваДобрый день! Расскажите про лучшие игры со скрытыми ролями. Наша компания очень любит в такие играть (фавориты Авалон, Переворот, Мафия). Возможно, посоветуете что-то ещё?3
- Ольга СеливановаДобрый вечер! Есть ли интересные настолки для одного-двух человек? Пока из подходящего на двоих у меня дома только UNO, есть еще Имаджинариум и Диксит — но парная игра как будто бы очень притянута за уши в этих играх, в компании они интереснее. Есть Каркассон — в целом понравился, хотелось бы еще что-то подобное, еще все не могу присмотреть интересную бродилку, все как будто бы детские. А с игрой для одного игрока вообще все сложно, часто у меня нет компании, а поиграть охота :(5
- StudentNPIРасскажите, почему так сильно различаются цены на настольные игры? Я понимаю еще, что может быть где то лучше полиграфия, а где-то много мелких фигурок, но иногда эти вещи не коррелируют между собой, т.к. какая нибудь карточная игра может стоит дороже, чем игра с кучей элементов. Почему некоторые игры при схожем наполнении нереально дорогие? Например "Пандемия" последняя около 7 - 8 тыс., хотя первая столько не стоила (даже с учётом инфляции), а наполнение не сильно изменилось? Почему никто не задумывается о длительности эксплуатации игры и не кладёт в коробку приспособления для хранения элементов? Очень редко бывают мешочки, да и всё. Приходится самому заморачиваться с кармашками для карт и всякими коробочками для мелких элементов. Кто в процессе выпуска игры получает больше? Тот кто придумал или издатель?10
- Вячеслав ПухановНа чем основываются авторы настолок, когда изменяют и дополняют правила в новых переизданиях игры? С онлайном все понятно — есть постоянный доступ к статистике и аналитике. А вот для игр которые играются полностью офлайн процесс непонятен. Конечно люди дают обратную связь, но это наверное единицы?3
- Juise1. Как должна выглядеть домашняя коллекция настольных игр, чтобы максимально закрывать потребности в плане жанрового разнообразия? Как выглядит этот топ у вас? 2. Как быстро въезжать в правила? Существуют ли лайфхаки? Не всегда, к сожалению, есть многочасов, чтобы вникнуть, например, перед походом в клуб. 3. Посоветуйте какие-нибудь хорошие телеграм-каналы по теме, с новинками, обзорами, новостями. С ютубом попроще, но иногда хочется почитать. P.S. Рада была, когда узнала, что мы с вами земляки)8
- Ostap BenderОльга, мы с женой рубимся в "Предназначение" и особняки безумия прям запоем. Ещё отлично заходят детективы типа "тайны Аркхема" и Шерлока Холмса.4
- Mar AlexДобрый вечер! Сколько издательство настольных игр обычно отчисляет дизайнеру (если придумать настолку самому)? Есть ли примеры успешных русских дизайнеров и игр, известных за рубежом? Что мне нужно уметь, чтобы выпустить свою настолку в РФ? Как вообще придумать игру? Как определяется издательством коммерческий потенциал игры?15
- Валентин МякоткаStudentNPI, Есть проблема во многом в жадности издателей. На примере той же Hobby World можно увидеть как они выкидывают методично органайзеры из своих игр на протяжении всего своего существования. Во многом все делается в угоду максимизации прибыли путем удешевления компонентов и удорожания стоимости.1
- Георгий ФедоровПолина, сырный переполох, кольт экспресс (но 8 человек только с дополнением "Шериф и Заключенные" либо "Курьеры и Бронепоезд")2
- Валентин МякоткаJuise, На первый вопрос - есть видео Нужны ли тебе вообще настольные игры на канале Время настолки. На второй вопрос - посмотреть видео правила либо летсплей На третий вопрос - есть хороший канал в телеграмме https://t.me/secondrack2 и в вк https://vk.com/denumozhnodoveryat2
- Валентин МякоткаMar, Роялти бывает разным все зависит от именитости автора. Но как правило не больше 5-6%. Если оно вообще есть. Часто работают за фиксу, то есть с выкупом прав на игру. Успешные авторы за рубежом: Лашин, Тихомиров, Тузовский5
- Валентин МякоткаПолина, Challengers, Beat That, Декодер, A Fake Artist Goes to New York, LongShot, На старт внимание вскачь, Тип Топ, Опасные Слова, Бумажные кварталы, Картографы.2
- Валентин МякоткаАльбина, Стоит прощупать их хобби и отталкиваться от этого. Настолки сильно зависят от темперамента игрока.6
- E.D.Mar, помню в детстве мечтали с ребятами придумать свою настолку1
- Александра ТоктарёваОльга, на двоих отлично заходит «взлёт разрешён» — игра об авиации, которую придумал российский пилот :) она же здорово раскладывается и до шести игроков, если вдруг компания собралась побольше. ещё неплохая серия именно дуэльных игр — «карточные войны». она основана на вселенной мультсериала «время приключений», но для игры знать его вовсе не обязательно, мы спокойно играем, хотя не видели ни одной серии)) правда, не все коробки этой серии одинаково хорошо сбалансированы — в некоторых одному игроку заведомо прощу выиграть, чем другому. у нас, например, «ливнерог против бимо», и в ней этот дисбаланс прямо ощущается. если хочется чего-то лёгкого и недолгого, можно присмотреться к классическому Азулу. он очень красивый, а кирпичики-компоненты приятно держать в руках :) ну и иногда под настроение весело играется «шакал» — как раз своего рода бродилка, где вы бродите по острову в поисках сокровищ и открываете по очереди клетки, на которых может быть что угодно: от коварного людоеда до воздушного шара. такая непредсказуемость как раз и держит в тонусе, хотя некоторые из моих знакомых игролюбителей недолюбливают «шакал» за то, что здесь сложно выстроить какую-то надёжную тактику, которая привела бы к победе. говорят: «тут не вы играете в игру, а игра — в вас». в общем, всё как всегда на любителя)4
- Айнур АбдуллаеваЗдравствуйте! У меня большая семья. Мне нужна такая настольная игра , чтобы и взрослым и детям было интересно. Что можете посоветовать?3
- Илья НистратовПавел, присоединяюсь к вопросу. Расскажите про открытие клуба. Живу в новом жк в Химках, народ про настолки не знает, только подростки в теме и только в пати-геймах. Сколько стоит в среднем открытие, какие ошибки лучше не совершать, как раскачать незнакомых. И все все мысли которые придут Напишите, пожалуйста.8
- Владимир ШаламовОльга, для двоих и соло отлично подходят сюжетные и детективные игры. Несколько примеров, которые отлично играются соло: Оскверненный грааль, Roll player adventures, Earthborne rangers, Too many bones, ужас аркхэма: карточная игра, Робинзон Крузо, Шерлок Холмс: детектив консультант, Тайны Аркхэма. К сожалению, большинство игр с довольно кусачей ценой4
- Никита Кожемяка-СелезневЗдравствуй! Я автор многих настолок, которые очень заходят моим друзьям и даже другим авторам, но в издательствах не хотят выпускать мои игры. Может дашь совет что делать, чтобы издать свою игру?3
- Евгения ПодлевскихОльга, для одного Трек 12 и другие roll-and-write Для двоих 7 Чудес Дуэль, Улей, шахматы 👍🏻 можно попробовать в Руммикуб4
- СветланаИлья, вы классный позитивный человек, люблю ваши обзоры.1
- Анна РешетниковаПавел, скажите, пожалуйста, в какие ходите? Знаю ещё Терру, от Хобби геймс игротеки0
- Илья МурсеевПавел, экономика клуба складывается из аренды помещения (тут нам повезло — знакомые предложили крутое недорогое по меркам меитного рынка недвижимости помещение) и его обслуживания (кроме ЖКХ, это ещё поддержание чистоты, вентиляция и кондиционирование), мебели (шкафов, полочек, стендов, столов, стульев и служебной мебели вроде ресепшена), пополнения (тут нам снова повезло — многие издательства поддерживают нас, присылая свои игры для клуба, — это наследие блога OMGames) и обслуживания коллекции игр (протекторы (защитные кармашки) для карт и другие аксессуары), расходников вроде стаканчиков для воды и другой посуды, зарплаты гейм-мастеров и администраторов, а также оплаты бухгалтера, эквайринга (платёжной системы), дорогого коммерческого интернета и охраны. Недёшево это, в общем 😅 Если вы хотите предложить гостям ещё и печеньки, хороший кофе, газировку, энергетики, снэки, еду и прочее, готовьте большой бюджет в районе десятков или даже сотен тысяч рублей в зависимости от объёма ваших желаний. Пример. В московском Единороге я тоже видел тот бар — там куча денег вложена. Екатеринбургский же Единорог, как и местный франшизный Hobby Games, немного скромнее: они хранят прохладительные напитки в небольших холодильниках — не думаю, что они шибко дорогие, и вообще говорят, что такой холодильник можно получить бесплатно от производителя напитков, однако тут встаёт вопрос, сможете ли вы закупать и обновлять тот объём продукции, который нужен производителю. Продолжаю пример. Вендинговые компании нашему клубу отказали в своих услугах, а было бы так здорово. Отдельно такой аппарат стоит 200-300 тысяч рублей — в нём можно хранить и напитки, и снэки, и даже заморозку вроде чебупелей, и с продажей администратору возиться не нужно. Следующий вопрос — в закупочных ценах. Когда мы увидели цены местных оптовых компаний (не прямых поставщиков напитков), мы поняли, почему в клубах еда и напитки значительно дороже, чем в сетевых магазинах, но пока не поняли, как быстро мы отобьём вложенные в закуп, скажем, тысяч 50 — эти деньги будут очень долго находиться в обороте, потому что высокой наценку на продукты не сделать, иначе цены в клубе будут близки к ценам в аэропорте. Далее — во что мы предлагаем играть. В отличие от московского Единорога, например, мы играем только в настольные игры. Клубных НРИ-мастеров у нас нет, хотя, разумеется, можно прийти компанией со своим мастером. А вот Warhammer и ККИ (коллекционные карточные игры — Magic the gathering, Берсерк) мы вежливо не пускаем, поскольку именно от них мы сбежали из Hobby Games и Единорога. Посещение нашего клуба стоит 2 рубля в минуту, максимальный чек по будням 400 рублей, по выходным 500. Есть скидка 20% школьникам, студентам и постоянным посетителям. По столичным меркам, это низкая цена. Но в Екатеринбурге мы самый дорогой настольный клуб (наравне с антикафе). Иногда нам предпочитают бесплатные игротеки, например, от Мосигры, а иной раз к нам заходят и спрашивают, бесплатный ли у нас клуб, в надежде услышать положительный ответ, и, получив отрицательный ответ, разворачиваются и уходят. Моей мечтой был клуб-магазин, в котором я бы тут же продавал игру, которая понравилась гостям. Но свирепствующие маркетплейсы, активный рост цен в последние годы и наш небольшой стартовый капитал, которого не хватило на закуп необходимого объёма игр для продажи (опять же из-за роста цен), убили эту мечту. Если под франшизой, например, Hobby Games ещё есть смысл открывать магазин, то под своим брендом точно нет, это будет очень тяжёлый бизнес. В общем-то, и клуб настольных игр — бизнес нелёгкий и больше про идею, чем про какой-то существенный заработок. Мы стараемся завлекать гостей игротеками разных форматов (есть и бесплатные игротеки, и детские, и презентации новинок), турнирами, внутриклубными состязаниями и другими мероприятиями (недавно у нас прошла встреча с авторами блога BoardGames With Us). Но сейчас, помимо игротек, мы планируем предложить помещения для почасовой аренды. Тут нужно уследить за тем, чтобы не извратить идею настольного клуба и не превратить его в непонятное нечто. К сожалению, на данный момент это вынужденный для нас шаг.10
- Илья МурсеевИлья, на открытие нужно заложить несколько миллионов рублей в зависимости от того, что вы хотите предложить своим гостям (я описал выше). В Екатеринбурге на новый клуб площадью 100 м² я бы закладывал от 2 000 000 рублей, в Москве эта сумма может быть выше из-за аренды и оплаты работ. Среди наших ошибок, замеченных после 3 месяцев работы, я могу сказать, что мы очень зря не проверили наличие вентиляции и шумоизоляции в помещении, зря не проконсультировались с дизайнером интерьера и не прикрепили панели, защищающие стены от контакта со стульями и столами — потеряли в эстетичности. Сейчас на устранение этих ошибок нужно выделить ещё несколько сотен тысяч рублей. Незнакомых людей нужно сначала привлечь, например, рекламой в соц. сетях, а потом — просто играть с ними, быть вежливым и внимательным к их желаниям. Людям важен хороший сервис.6
- Илья МурсеевАльбина, подход может быть разным — можно рекомендовать игры для новичков (Каркассон, Лоскутное королевство, Билет на поезд, Средневековая академия, Повелитель Токио, Азул, Каскадия, Гармония), а можно действительно отталкиваться от их интересов. Например, если человек любит Звёздные войны, то ему можно рекомендовать Бэнг!, Тайное вторжение и Spyfall в этой тематике (тоже лёгкие игры), Внешнее кольцо или Восстание (сложные игры, особенно, вторая, зато эффектные и очень тематичные) или Star Wars The Deckbuilding game (на английском языке и сложно достать в России, но можно поискать в специализированных магазинах или на барахолках). Подобное жанровое разнообразие можно найти и по другим популярным франшизам — Властелин колец, MARVEL, Рик и Морти и другим. Когда я работал продавцом, люди на основе своих интересов сметали с полок Игру престолов и Fallout, хотя я всегда предупреждал, что к сложности и объёму правил этих игр нужно быть готовым. Часто спрашивают, что похожего есть на известные Монополию и Мафию. У второй игры даже на российском рынке масса прямых аналогов — Бэнг!, Сопротивление, За бортом, Находка для шпиона, Письма призрака, Бункер, Кто накормит Кракена, а скоро выходят игры Авалон и Кровь на часовой башне. У нас в клубе можно поиграть в Don't mess with Cthulhu — просто хит. А вот с аналогами Монополии немного сложнее. Вам нужно выбрать экономическую стратегию, и все они сильно отличаются от того, что нужно просто кидать кубик, ходить по кругу и приобретать недвижимость. Правда, недавно на рынке появилась игра Капиталия — это самый близкий аналог Монополии из современных, но у этой игры детское оформление. Я же из экономических стратегий всегда любил Acquire, которую в России сегодня довольно трудно достать (опять же нужно обращаться к специализированным магазинам и барахолкам), и Энергосеть, которой сто лет в обет, зато в ней есть зависимость цены товара от спроса на него.5
- Илья МурсеевПолина, Валентин предложил отличные варианты, особенно, Challengers — эта игра, которая мне особо понравилась за последнее время. Я бы ещё добавил Цитадели, Корова 006, Блиц, Диамант — культовые игры, Camel Up, Фиеста (игра на ассоциации, прекрасный аналог заигранному Имаджинариуму), Письма призрака и Бункер (популярные нынче аналоги Мафии), Кто накормит Кракена (эффектная игра на социальную дедукцию), В общих чертах, а скоро выйдет игра Призрачные чернила. Если вы отважитесь на более сложные игры, то для 8 человек можно предложить Комнату 25.3
- Илья МурсеевStudentNPI, на цену игры влияет множество факторов, самый важный из них — тираж игры, то есть количество штук. Напечатать 10000 игр на весь мир дешевле, чем выпускать 1000 штук для небольшого рынка. Разные игры печатаются в разных условиях — например, местный издатель, подготовив перевод на свой язык, может вложиться в мировой тираж крупного производителя — так всем участникам тиража будет дешевле. Или местный издатель может самостоятельно напечатать всего несколько сотен копий игры — это будет гораздо дороже, и цена за печать в итоге равными порциями ляжет на плечи конечного потребителя. К этому добавляются текущие экономические и геополитические условия. Курс зарубежной валюты влияет же на цены не только настольных игр, но и других товаров. А различные ограничения на прямой ввоз и таможню удорожают логистику. Производство — пожалуй, самый спорный и сложный вопрос в этой схеме, особенно, сейчас. Никого не удивит цена игры, если объявить, что её печать — оригинальная, то есть осуществлялась на том же заводе, что и у всего мирового тиража. Но если издатель объявляет, что печать местная, люди сильно возмущаются, когда видят за такую игру цену, аналогичную цене игры, произведённой за рубежом. Тут математика не так очевидна, и нужно снова учитывать условия производства и труда в разных странах; нужно учитывать, какое сырьё и станки используются на заводах; специализацию завода (я полагаю, специализированный завод содержать дороже, чем широкопрофильную типографию), количество выпускаемой продукции (это примерно как с тиражом) и многое другое. В России я знаю всего 3 завода по производству настольных игр — Солнечный город, SuperWave и завод Hobby World. Если посмотреть видео про них, то будет понятно, что многие компоненты в России не могли выпускать довольно продолжительное время, приходилось вкладываться в новое современное оборудование, а это очень дорогой и медленно окупающийся процесс. Также можно посмотреть интервью с автором Антоном Медведевым о том, как и за сколько денег он издавал свою игру Легенды Шервуда. Далее. В любой около творческой сфере, где мы касаемся чьих-либо авторских прав, а также прав на обладание и перепродажу товара, цены могут различаться сильно, например, из-за того, что есть художник, чьи работы дороже, есть автор, который в данный момент более востребован, и есть производитель, который относится к своему продукту настолько трепетно, что с трудом соглашается на его распространение по той или иной причине и может просить больше денег, просто потому что хочет. Все эти и многие другие экономические элементы влияют на конечную цену. При этом стоит не забывать, что цена на товар формируется не только для того, чтобы заработать деньги на сегодняшний день, но и чтобы подготовить средства на случай непредвиденных экономических и геополитических событий.7
- Илья МурсеевNiko, удивительно, как это вы прошли мимо игры Бэнг! 😄 Подобные игры — недавно вышедшие Пассажиры, ещё Ночь ниндзя, Письма призрака, Бункер, Кто накормит Кракена, скоро на русском выпустят игру Кровь на часовой башне. У нас в клубе очень любят Don't mess with Cthulhu (её можно купить за рубежом). Плюс те, что назвали ребята. К определению "игры со скрытыми ролями" также можно отнести игры Цитадели, Шаман, Тайные лидеры и — Комната 25 и Нечто (самые сложная из названных мной).3
- Илья МурсеевВладимир, самое тяжёлое в блоге — искать вдохновение и средства для воплощения новых идей; бороться с выгоранием и прокрастинацией; успевать за трендами и темпом событий. Больше всего мне нравилось создавать с душой и юмором видео по самым любимым играм. Не все идеи удалось воплотить, к сожалению, но порой, несмотря на сложность производства ролика, было весело. Безусловно, нравились и нравятся до сих пор развиртуализация — живые встречи с блогерами и подписчиками.4
- Илья МурсеевЛеонид, настольных игр, созданных по франшизам кино/мультфильмов, комиксов и видеоигр, очень много. Есть удачные — Дюна Империя, Звёздные Войны Восстание, Властелин колец Странствия в Средиземье, Игра престолов, Battlestar Galactica, MARVEL Champions, Ведьмак Старый мир, Harry Potter Stupefy!; есть не очень — Dark Souls, Horizon Zero Dawn, спорный Firefly, Гарри Поттер Битва за Хогвартс; есть игры, не получившие большой популярности, хоть и любимы многими настольщиками — DOOM, Bloodborne Настольная игра. Есть обратная ситуация, когда игры наверняка были вдохновлены известными франшизами, но издатели не получили разрешение на их использование — Комната 25 (фильмы серии Куб), Немезида (фильмы серии Чужой). Поэтому интерес настольщиков к игре, в первую очередь, обуславливается её игровыми качествами. Если к хорошему игровому процессу прилагается классная тема — это отлично!3
- Илья МурсеевНикита, первый совет, который я даю всем начинающим авторам, — посетить встречу Гильдии разработчиков настольных игр (ГРаНИ) в своём городе и/или обязательно посетить Граникон — специализированный контент. На Граниконе ты получишь обратную связь от специалистов в разработке настольных игр, лично познакомишься с представителями издательств и презентовать им свои игры. Так твои шансы на издание игры кратно возрастут.2
- Илья МурсеевАртемий, об этом, кстати, появляется всё больше видео на YouTube. Ты можешь посмотреть моё интервью с авторами Евгением Петровым (Почта, Новые римляне) и Антоном Медведевым (Легенды Шервуда), а также свежее видео на канале BoardGames With Us о том, как стать автором игр. У каждой игры свой путь. Может случиться так, что ты придумаешь гениальную механику за одну ночь, и потом издательство вырастит из неё отличную игру (Индустрия), а можешь потратить на разработку 12 лет, в конце концов получив признание игроков (Городской убийца). Тестировать игры лучше начать одному. Когда ты увидишь, что основные механизмы работают, можно показать друзьям. Следом лучше всего принести свою разработку в местную ячейку Гильдии разработчиков настольных игр (ГРаНИ) или свозить игру на специализированный конвент Граникон.2
- Илья МурсеевНикита, мой личный топ на данный момент: 1. Каркассон 2. Клинок и Колдовство 3. Suburbia 4. Challengers 5. Сумерки империи 6. Neuroshima Hex 7. Mino Dice 8. Descent Сказания тьмы 9. Сквозь века 10. Сквозь века 7 Чудес, Маленький мир, Билет на поезд и Колонизаторы до сих пор в моём сердце — они занимают следующие 4 места после десятки. Хочется отметить необычные игры Миг на связь, Tumblin' dice, Maglev Metro, Sound Box. Сейчас я играю в настолки очень лениво, и из последнего понравились Don't mess with Cthulhu, Потрясающий город, Зелень.3
- Илья Мурсеев🅸🅶🅾🆁, в клубе мы собрали 22 человека на 7 Чудес Дуэль, на кемпе (выездном мероприятии) собрали 32 человека на Challengers (эта игра рождена для турниров), всегда ажиотаж на Unmatched, из более тяжёлых игр на турнирах популярны Покорение Марса и Дюна Империя. Одно время магазины Hobby Games активно проводили турниры по Каркассону, вскоре ждём турнир по Колонизаторам от Hobby World. Активизировалось издательство Эврикус — они проводят турниры по своим играм; охотнее всего игроки собрались на Этот безумный мир и Нидавеллир.2
- Илья МурсеевМангуст, Драконье королевство, Носочные монстры, Зомби в школе, Коварный лис и Книга Чудес — начать можно с этих настолок. Недавно на канале OMGames Kids вышло видео с 15 лучшими детскими играми по мнению сами детей, принявших участие в голосовании3
- Илья МурсеевMar, издательство может отчислять дизайнеру фиксированную сумму (я слышал о суммах в пределах 100-200 тысяч рублей, но это было в 2021 году, сейчас могут быть другие числа) или роялти, то есть процент с продаж от оптовой или розничной цены. Стандартное роялти — 4-6% от оптовой цены, это около 2-3% от розничной цены. Тиражи обычно составляют 2-3 тысячи штук; если игра продаётся хорошо, то издательство может напечатать повторные тиражи. Самые успешные игры продаются десятками тысяч в год, но таких игр единицы. Пример игры, проданной общим тиражом более ста тысяч штук, включая зарубежные продажи, — Spyfall Александра Ушана и Hobby World. За рубежом активно свои игры продвигают Hobby World и Cosmodrome Games. Первая компания все свои российские разработки печатает, в том числе, для западного рынка — упомянутый Spyfall (Александр Ушан), Индустрия (Иван Лашин), Неон (Игорь Склюев, Катя Горн), Почта (Евгений Петров). Вторая компания ориентируется на зарубежный рынок в первую очередь, и у неё на западе весьма популярны гик-проекты — Акватика (Иван Тузовский), Корпорация Смартфон и Mobile Markets (Иван Лашин), Frozen Frontier (Андрей Колупаев), а также патигейм Первый контакт (Дамир Хуснатдинов). Как мне кажется по активности издательств, с них пример взяли Стиль Жизни, который выпустил на западе, например, игру Новые римляне (Евгений Петров), и Crowd Games, выпустившие на западе игры Покорителей космоса (Юрий Журавлёв), Тайная власть (Константин Селезнёв) и Город Великой Машины (Герман Тихомиров). Другие издательства сегодня тоже мало-помалу покоряют западный рынок настольных игр. Одной из самых успешных российских игр на западе можно назвать и отечественную Эволюцию Дмитрия Кнорре и Правильных игр — за границей игра была не просто локализована, а доработана командой издательства North Star Games; там она получила новые иллюстрации и массу новых дополнений и версий. Одной из первых локализаций российской игры за рубежом является игра ныне самого плодовитого и активного автора Юрия Ямщикова — он разработал её совместно с Надеждой Пенкрат. Сейчас самая известная изданная за рубежом игра Юрия — Карманный детектив, который, как и Spyfall, разошёлся сумасшедшим тиражом на несколько стран. Прежде всего, чтобы создать свою игру, нужно сыграть во много игр, чтобы иметь представление о современном геймдизайне. Можно посмотреть на YouTube интервью с Юрием Ямщиковым, Иваном Лашиным, Евгением Петровым и Антоном Медведевым (как пример самиздата) — они очень много знают и рассказывают о том, что нужно, чтобы создать свою игру. Придумать игру можно, отталкиваясь от темы (как делают Сергей Шаповалов и Джейми Стегмайер) или отталкиваясь от механик и математических моделей (как делают Иван Лашин и Райнер Книциа). В первом случае нужно быть готовым к тому, что издательство наверняка изменит тематику. С коммерческим потенциалом игры не всегда можно угадать. Как рассказывал Влад в видео Низа Гамс о собственных разработках, порой особо ничем не примечательная игра становится самой хайповой новинкой сезона, а игра с выверенным процессом и трендовыми элементами пролетает как фанера над Парижем. Зато всегда можно положиться на маркетинговую кампанию — грамотная реклама продаст любой продукт.5
- Илья МурсеевБиба, как правильно заметили ребята в комментариях, комплексный обзор занимает огромное количество времени и сил. Хотя бы потому, что для такого обзора нужно наиграть десятки партий. Подобное можно провернуть только с игрой, которую человек искренне любит. Сегодня очень высокий темп жизни, и десятки издательств стараются поспевать за ним со своими предзаказами и новинками. В таком темпе наигрывать десятки партий физически некогда, поэтому блогеры снимают ознакомительные обзоры с презентацией механик, отличительных особенностей игры и эмоций, которые блогеры получили в первых партиях. Из таких обзоров становится понятно, что игра из себя представляет, и большинству — как издателей, так и зрителей — этого достаточно. К тому же, кроме обзоров блогеры публикуют летсплеи — для тех, кому хочется больше разобраться в деталях. Реальный пример: мне не раз приезжала игра, а обзор нужен был уже пару дней назад. Впоследствии я стал отказываться от подобной работы (это к слову о том, почему на OMGames практически не было негативных обзоров — я с позитивными-то не успевал, а снимать игры, которые мне совсем не нравились, я просто отказывался).2
- Juliya VoronovaMar, придумать настолку самому, это уже сделали за тебя(0
- Илья МурсеевJuise, 1. Вкусы каждого игрока специфичны, и какой-то универсальной формулы тут нет. Кто-то больше любит евростратегии, коллекционирует все игры одного автора или одного издательства, и не приемлет увеселительные патигеймы; кто-то, напротив, собирает патигеймы для вечеринок, а в сложные настолки играет у друзей. Чтобы собрать коллекцию по жанрам, нужно смотреть топы (хоть они также специфичны и субъективны) по этим жанрам и брать примеры оттуда. Если игра упоминается в топах нескольких блогеров, значит, она точно достойна внимания. Также можно обратить на тематические списки сайта boardgamegeek.com — там можно найти и лучшую евростратегию (сейчас это Brass Бирмингем), и лучшую приключенческую игру (сейчас это Мрачная гавань), и лучший патигейм (сейчас это Кровь на часовой башне).2
- Илья МурсеевJuise, 2. Правила часто объясняют на больших игротеках (у нас так делают, например, Hobby Games и Мосигра) и в клубах. Например, записываясь к нам на определённую игру, вы можете попросить, чтобы администратор изучил правила и помог вам разобраться. Бывает, блогеры снимают именно видеоправила. Я пару раз изучал игру по видео блога Watch it played. Но лучше метода изучить правила игры, чем читать эти самые правила, нет.2
- Илья МурсеевJuise, новости — к https://t.me/IvNNewsIvN и https://t.me/bgwithus, обзоры — к https://t.me/games_naprokat, необычные новости изредка публикует https://t.me/ninrya, про необычные игры рассказывает https://t.me/nastolki_live, а серьёзно углубиться в хобби можно вместе с https://t.me/heartcoregames2
- Илья МурсеевJuliya, у меня сейчас 2 любимые игры — Каркассон для любой ситуации и Клинок и Колдовство для атмосферного погружения2
- Илья МурсеевАркадий, попробую объяснить на примерах. Бар мне не кажется лучшим местом для НРИ, потому что таким играм нужна закрытая камерная атмосфера. Если вам выделяют отдельную комнату — то хорошо. Начать проводить игры на нейтральной территории — тоже здравая идея. В Екатеринбурге есть мастера, которые предлагают свои услуги в частном порядке (500 рублей за человека за игровую сессию) и проводят игры, как я понял, на дому. Мне кажется, это странно 😅 Также в Екатеринбурге есть несколько клубов, где проводят НРИ, включая наш Уральский Игровой Клуб. Далее все цены — за человека за сессию. Основным клубом я считаю Никогде — они довольно давно существуют, у них собственное помещение с соответствующим НРИ антуражем, полно аксессуаров и большая команда из сильных мастеров, знающих разные системы. Но чтобы узнать ценник, нужно увидеть анонс, успеть записаться к мастеру и узнать цену у него. Чаще всего это 500 рублей. Я знаю ещё 4 клуба в городе — у всех соответствующее оформление помещения и наполнение аксессуарами, но разные условия посещения, и в самом дорогом клубе ценник доходит до 1800 рублей для опытных игроков. Эту информацию я дал к тому, что недавно к нам в клуб пришёл мастер НРИ с желанием зарабатывать. При этом он один из тех, кто проводит игры на дому за 500 рублей. Мы согласились, сели, посчитали экономику (клубу ведь тоже нужно зарабатывать) — и повысили цену с 400 до 700 рублей, отменив при этим скидки. Дешевле нам невыгодно проводить НРИ с мастером, который хочет у нас зарабатывать. В итоге люди перестали ходить к нам на НРИ, и я сделал определённые выводы из этой ситуации.2
- Илья МурсеевАркадий, ну, вот со стоимостью разобрались, понимание экономики проведения игр у тебя есть — это уже отлично. В идеале, конечно, будет переехать в своё помещение, потому что чужое помещение рано или поздно может подвести. Пример: местный Hobby Games проводит бесплатные игротеки, но всё время на разных площадках, и однажды магазин подвело антикафе, просто отказав им в проведении игротеки прямо перед мероприятием. Ещё в чужом помещении ты можешь быть ограничен в реализации своих идей. Так, пока снимали разные площадки для игротек, мы не могли планировать что-то масштабное. Сейчас в своём (арендуемом, зато постоянном помещении) я провожу и турниры, и встречи с блогерами, и вот гоночную игротеку с трансляцией гран-при Австрии проведём 30 июня. Но да — в своём помещении встаёт неудобный вопрос аренды. Далее — сервис. Замечательно, если ты оказываешь на высоком уровне, но от этого можно быстро устать. Тебе понадобится отдых. Кстати, в чужом помещении ты легко его себе устроишь — возьмёшь да уедешь на пару недель 😅 Но я к тому, что в идеальном будущем тебе придётся развиваться и расширяться — хороший бизнес не стоит на месте и не довольствуется достигнутым. Тебе нужно будет нанимать команду. Но никому не будет так важно и интересно поддерживать уровень твоего бренда, как тебе самому. Нужны надёжные увлечённые люди, и найти таких — очень тяжело. Пока вижу вот эти две вещи, можем вместе ещё порассуждать)2
- Илья МурсеевВадим, 1. Мы сняли топ с Дэном с год назад примерно, но из-за занятости я до сих пор его не смонтировал. За это время мои предпочтения значительно изменились, и потому нужно снимать уже новый топ 😄 2. Здесь я пессимистично настроен — настолки интеллектуально отдых более тяжёлый, чем видеоигры, а отдых предполагает лёгкость. 3. Для закрытия блога было очень много причин — от внешних (экономических) до внутренних (я не могу пока придумать какой-то уникально новый контент в настольной среде, чтобы выделиться и продвинуться). А Уральский Игровой Клуб, как и Уральский Игровой Кемп, — детище моей жены Наташи, тут я выступаю как помощник и организатор мероприятий.2
- TatianaМангуст, позволю себе дополнить Илью: Спящие королевы посмотрите. Всегда была хитом на детских игротеках.2