«Иногда кто-то выпадает за борт»: я основал школу парусного спорта в Черногории

Прибыль — около 1400 € в месяц
2
«Иногда кто-то выпадает за борт»: я основал школу парусного спорта в Черногории
Аватар автора

Иван Гуреев

основал школу сейлинга

Страница автора
Аватар автора

Дарья Дейнека

узнала, сколько можно заработать на парусном спорте

Страница автора
Аватар автора

Евгения Голдобина-Ярцева

красиво сфотографировала

Страница автора

В 2023 году я основал школу сейлинга в Черногории. Так называют парусный спорт.

Вместе с командой мы учим людей управлять спортивными и круизными яхтами, проводим любительские соревнования, корпоративы и путешествия. На старте мы вложили 500 €⁣ (46 971 ₽), а позже купили собственную яхту и планируем окупить ее за пять лет.

На яхте с 11 лет

Я с детства хотел заниматься сейлингом — ходить на лодке с парусом. В 11 лет родители нашли для меня школу яхтенного спорта, а через два года папа купил парусную яхту за 110 000 ₽, чтобы я мог заниматься активнее.

Парусный спорт — это гонки на небольших парусных яхтах на скорость. Бывают разные классы лодок: к примеру, одиночки — на одного спортсмена, двушки — на двоих. В Олимпийских играх таких классов шесть.

Я занимался детско-юношеским спортом, и в 17 лет меня начали приглашать шкипером разные компании поработать на корпоративе на лодке. Мне не очень нравится называть главного на яхте словом «капитан», потому что оно больше относится к профессиональным большим судам — танкерам или контейнеровозам. «Шкипер парусной яхты» звучит лучше. Обычно шкипер указывает направление движения и говорит команде лодки, что и когда делать, поднять или опустить тот или иной парус. Часто он же выполняет роль рулевого.

За подработку на частных мероприятиях платили 1000 ₽ в час, для того времени это было прилично. Мне нравилось сотрудничать с X-Sailing — у них в Подмосковье стоят хорошие лодки, я работал инструктором, и мы проводили любительские гонки.

Также мы с друзьями в свободное от работы время делали школу Moscow Kites: зимой учили людей кататься на горных лыжах и сноубордах за кайтом. Я стою на горных лыжах с восьми лет, а на сноуборде, водных лыжах и вейкборде — с тринадцати. За час работы инструктором получалось заработать около 1500 ₽. Я бы не назвал это словом «бизнес», потому что он подразумевает настроенные процессы, а у нас никто и никакой амортизации кайтов не закладывал, цены на оборудование не считал. Просто было кайфово, и была работа.

Друг дал 500 € на запуск бизнеса

Я родился и вырос в Москве, но мне не нравится жизнь в большом городе — всегда хотелось жить ближе к природе, морю и горам. Думал, перееду в другой регион в России, но события февраля 2022 года дали понять, что развиваться и делать бизнес в стране смысла нет.

Я несколько раз бывал в Черногории, мне там нравилось, так что у нас с девушкой появилась идея переехать туда. У меня был небольшой фургончик, который мы начали переделывать в автодом. Планировали проехать через Грузию и Турцию, а потом пожить в нем в Черногории, устроиться на новом месте и найти работу.

Мы собирались уехать в октябре, но в сентябре началась мобилизация, и граница на Верхнем Ларсе встала. Я улетел в Турцию с 3000 €⁣ (281 827 ₽) в кармане и, пробыв там пару недель, уехал в Черногорию. Первое время жил у друга в Будве, потом приехал в Тиват на парусную регату, познакомился с местной тусовкой, сделал корпоративное обучение сейлингу для одной из местных компаний, и закрутилось.

Я выложил пост в «Инстаграм»* — мол, ребята, давайте скинемся и вместе купим лодку. Никакого плана не было, просто предложение подписчикам. Естественно, денег так не соберешь. Но в январе 2023 года ко мне приехал друг, Вова Ахальцев, и сказал: «Ваня, хорош фигней страдать, давай делай школу». Я ответил, что все понимаю, но у меня нет ни денег, ни лодки. Вова дал мне 500 €⁣ (46 971 ₽) и сказал потратить их так, как я посчитаю нужным. С этого момента начался Bora Sailing.

Для старта нужны были только клиенты, потому что яхты можно арендовать. Первое время вкладывались в рекламу в соцсетях. Какие-то клиенты приходили от знакомых, какие-то — с рекламы. Потихоньку у нас появлялась аудитория.

Порой уходило по 600 €⁣ (56 365 ₽) в месяц, чтобы протестировать разные рекламные гипотезы. Например, выяснили, что сервис TGStat с каталогом телеграм-каналов не особо полезен: выбирать по нему каналы для закупки рекламы бессмысленно. Гораздо эффективнее просто оплачивать посты в двух-трех каналах, где большие охваты аудитории. Поняли, что в «Инстаграме»* лучше всего продают видео. Моя девушка Полина снимает рилсы, которые нас продвигают.

За все платим наличкой

Россиянам можно находиться в Черногории не больше 30 дней подряд, потом визу нужно обновлять. У меня был только один визаран  , дальше мы с девушкой получили ВНЖ. Я получил его, когда открыл компанию — DOO  , а Полине выдали вид на жительство как наемному сотруднику моего юрлица. Для оформления понадобились паспорт, справка о несудимости и договор аренды жилья.

Документами по ВНЖ и открытию компании занимался мой знакомый. За регистрацию двух ВНЖ и бизнеса мы отдали около 800⁠—⁠900 €⁣ (75 154⁠—⁠84 548 ₽), на все ушло два месяца.

Трудности были с открытием банковских счетов. Мои находятся в Erste Bank — австрийском банке, который есть в Черногории. Какое-то время там не хотели обслуживать людей с российским паспортом, но, говорят, потом в банке поняли, что это невыгодно, и сняли ограничения. В этот момент мы и смогли открыть счет.

Банковские услуги в Черногории — жесть.

Здесь все в наличке. В России я уже забыл о существовании бумажных денег, но в Черногории принято оплачивать такси, покупки в магазинах и многое другое наличными, будто в двухтысячных. Сейчас я уже привык — на карте держу только деньги для оплаты рекламы бизнеса и подтверждения виз в Шенгенской зоне.

Кроме того, Черногория не входит в ЕС, и здесь у тебя два счета: внутренний и внешний. Для переводов внутри страны нужен первый, а с другими странами — внешний. До сих пор не до конца с этим разобрался.

Наш налог на прибыль — 9%, на вывод дивидендов — 15%. В компании трудоустроены только я и девушка. Минимальная зарплата на одного сотрудника в Черногории — 450 €⁣ (42 274 ₽), сверху нужно платить еще 26% взносов. На двоих с налогом выходит 1134 €⁣ (106 530 ₽) в месяц. После вычета расходов на банковские услуги и работу бухгалтера мы получаем на карту 900 €⁣ (84 548 ₽).

Как ходит парусная яхта

Главная задача команды лодки в том, чтобы парусная яхта плыла быстрее и в нужном направлении. Паруса настраиваются исходя из воздушного потока. В зависимости от ветра лодка может идти со скоростью до 17 узлов — около 31 км/ч.

Паруса управляются веревками. У семиметровой яхты J70, на которой мы проводим занятия, три разных паруса и 14 основных веревок, у каждой свое название и назначение. Например, если тянешь гика-шкот на некоторых курсах, лодка начинает крениться. Постановка парусов различается в зависимости от ситуации: грот отвечает за основную тягу и всегда поднят, а если ветер дует сзади, то поднимается геннакер и убирается стаксель. В сейлинге много непривычных слов, и новички поначалу часто путаются.

В начале обучения важно заучить названия всех деталей яхты, чтобы быстро выполнять указания шкипера
В начале обучения важно заучить названия всех деталей яхты, чтобы быстро выполнять указания шкипера

Чтобы управлять лодкой J70, нужен экипаж из четырех человек. Первый — рулевой, он сидит на корме, держит румпель  и обычно берет на себя управление основным парусом — гротом. Второй человек находится рядом с рулевым и помогает управлять гротом. Третий контролирует стаксель, помогает ставить и убирать геннакер. Четвертый член команды — директор порядка, он сидит ближе к носу лодки и в процессе разбирает все запутавшиеся веревки, чтобы при маневрах не возникло проблем.

Конечно, в море происходит разное. Иногда кто-то выпадает за борт. Однажды мои ученики шли в гонке, и их положило в брочинг  , несло на остров, они теряли управление. Парень, который работал на носу яхты, услышал, что капитан кричит «бросайте все, бросайте все», имея в виду паруса. А парень не понял и выпрыгнул за борт. Потом подбирали его, было смешно, даже видео осталось.

Задача команды лодки — настраивать паруса в зависимости от ветра и курса яхты
Задача команды лодки — настраивать паруса в зависимости от ветра и курса яхты
На занятия берем с 8 лет
На занятия берем с 8 лет

За четыре дня можем обучить новичка

Клиенты делятся на две группы: те, кто хочет научиться ходить под парусом, и те, кому интересно просто отдохнуть на яхте.

Первая наша услуга — обучение на спортивно-учебных лодках J70 для новичков. Курс длится четыре дня по 4 часа, цена — 290 €⁣ (27 243 ₽). Мы учим управлять лодкой, объясняем, какой парус на что влияет и за какие веревки тянуть, чтобы, например, сделать поворот.

Собирается лодка начинающих, мы все вместе выходим в море, на борту не больше четырех человек. Даже если на какое-то из занятий записался только один ученик, мы все равно выходим на воду, тренировка в любом случае состоится.

Иногда лодку полностью бронирует семья или компания друзей
Иногда лодку полностью бронирует семья или компания друзей

После такого обучения человек может довести лодку из точки А в точку Б, но не может пришвартоваться, отшвартоваться  или управлять лодкой с мотором. Другими словами, выйти в плавание самостоятельно и без опытного шкипера после начального курса не получится.

Ученики, которые знают базу, могут пойти на курс из семи занятий за 400 €⁣ (37 577 ₽). На нем мы разбираем, как управлять бензиновым и электромотором, учимся швартоваться и отшвартовываться, спасать человека за бортом, прогнозировать погоду. После курса выдаем ученику сертификат — по нему можно брать в аренду лодку в дружественных нам яхтенных клубах и ходить на ней самому. Во многих странах для сейлинга на яхтах J70 не нужны специальные права, потому что их относят к спортивному снаряду, а не к водному транспорту.

290 €
стоит базовый четырехдневный курс сейлинга

Также мы обучаем яхтенных гонщиков. У нас даже есть любительская гоночная серия Bora Super Cup, на которую приезжают ребята из Сербии, России, Казахстана. На первом этапе в прошлом году было пять экипажей-участников, а сейчас не бывает меньше одиннадцати. Мы проводим такие двухдневные соревнования раз в месяц. Участие в наших соревнованиях стоит 340 €⁣ (31 940 ₽) с экипажа, из них часть уходит на аренду лодок, работу тренеров и судьи, а остальное — наш заработок.

Еще одна услуга — подготовительные регаты на один день, чтобы люди «накатывали опыт». На полдня выходим в море, гоняем, а потом на берегу инструктор рассказывает ребятам, кто и где косячил. Некоторые собираются в экипажи и ходят постоянным составом, и мы их готовим к более серьезным регатам.

Кроме обучения и соревнований мы проводим корпоративные мероприятия и морские путешествия по Черногории и другим странам на несколько дней. Стоит это по-разному, зависит от страны. Например, плавание по Сейшелам на неделю стоило 1600 €⁣ (150 308 ₽) на человека, не считая перелета и питания.

Количество учеников зависит от сезона: например, недавно за неделю собрали 25 человек, а когда погода плохая, может быть и десять. Выходим в плюс, если в неделю делаем 5—6 тренировок.

Мы работаем на постоянных клиентов: в основном это одни и те же люди, тесное комьюнити из 50—60 человек, которые живут в Черногории. Думаю, всего за время работы через нас прошли 400—500 человек.

Даже когда мы устраиваем круизы для отдыха, за неделю люди все равно что-то узнают о лодке, иногда просят поучить тянуть веревки и после поездки уже могут управлять парусом
Даже когда мы устраиваем круизы для отдыха, за неделю люди все равно что-то узнают о лодке, иногда просят поучить тянуть веревки и после поездки уже могут управлять парусом

Вложили 54 000 € в парусную яхту и катер

До нас единственные в Черногории спортивные лодки и обучение на них были в яхт-клубе Porto Montenegro Yacht Club. Мы стали партнерами и арендуем у них яхты J70. Нам помогает их менеджер Дженни, она 15 лет назад приехала на неделю из Лондона в Черногорию и осталась.

Своим инструкторам мы оплачиваем золотое членство в клубе Porto Montenegro за 2000 €⁣ (187 885 ₽) в год. С ним можно экономить на аренде лодок: обычные клиенты платят за семь часов 160 €⁣ (15 030 ₽), а владельцы карты — 120 €⁣ (11 273 ₽).

В марте 2024 года мы купили свою J70 за 40 000 €⁣ (3 757 703 ₽) — привезли подержанную из Италии. В покупку финансово вложились я и мой друг, он также помогал ее привезти и пройти границу. Я покупал виньету — разрешение для иностранной лодки, чтобы она двигалась по черногорским водам. Получить ее просто: нужно заплатить 400 €⁣ (37 577 ₽) и прийти в капитаний — местный орган, который занимается регулированием морских вод в Черногории.

40 000 €
стоит подержанная парусная лодка J70

Также друг вложился в моторный катер, с техосмотром и доставкой он обошелся в 14 000 €⁣ (1 315 196 ₽). Катер нужен для проведения соревнований и других мероприятий как поддержка рядом, с него наблюдаешь за происходящим. Сложности с катером возникли только из-за подержанного мотора, хотя у него было всего 900 моточасов. Катер потихоньку окупается, и параллельно нам удается зарабатывать, чтобы его поддерживать и прокачивать.

Дно лодки и катера нужно красить специальными составами, чтобы к нему не пристали ракушки и другая нечисть. С покраской нам помогают друзья, которые занимаются ремонтом лодок. Яхта или катер поднимаются краном на берег, сошлифовывается верхний слой прошлого покрытия и покрывается новым.

Для лодок также нужна стоянка. Для этого достаточно прийти в марину — большую лодочную парковку, — заплатить и получить место, где будет «жить» лодка. Для J70 стоянка в год обходится нам в 2550 €⁣ (239 553 ₽), для катера — 3100 €⁣ (291 222 ₽).

Если разбить расходы по году, в месяц обслуживание парусной лодки обходится примерно в 150 €⁣ (14 091 ₽). Мы планировали, что лодки окупятся за пять лет, и пока все говорит о том, что так и будет.

Сейлинг — это тусовка

В нашей основной команде пять человек. На оплату труда, включая бухгалтера на аутсорсе, уходит около 3000 €⁣ (281 827 ₽) в месяц.

Официально трудоустроены я и моя девушка Полина. Я все организую, провожу тренировки и мероприятия. Полина ведет соцсети и тоже преподает, но на воду выходит реже и большими лодками не управляет. Администратор Оксана отвечает на сообщения, когда кто-то записывается на тренировку или хочет что-то уточнить. До этого Оксана была нашей ученицей.

За маркетинг отвечает Саша. С ним работаем по бартеру — он помогает с настройкой рекламы в соцсетях, а взамен иногда бесплатно ходит с нами на яхтах. Также у нас много волонтеров, иногда помогает настроить рекламу в «Телеграме» Вова Ахальцев, который в самом начале дал мне денег на проект.

Главный инструктор клуба — Григорий Гидулянов, участник чемпионатов мира и Европы по парусному спорту, в прошлом член сборной России.

На фотографии я, наш администратор Оксана, моя девушка Полина и Гриша Гидулянов, главный инструктор клуба
На фотографии я, наш администратор Оксана, моя девушка Полина и Гриша Гидулянов, главный инструктор клуба

Моим сменщиком на больших лодках выступает Федор Маневский, он помогал мне легализоваться в Черногории и получить лицензию IYT  — о ней расскажу дальше. Федор, кроме прочего, практикующий психолог и профессионально помогает находить контакт с разными людьми и решать конфликты в команде. Вести двухнедельное обучение IYT по 10 часов в день тяжело — ресурс и терпение инструктора заканчиваются, поэтому я обычно зову Федю на помощь.

Нам не приходится специально искать сотрудников, потому что весь сейлинг — не бизнес в нормальном понимании, это скорее тусовка инструкторов и людей, которые любят этот спорт и друг друга поддерживают.

Получил международную лицензию, чтобы обучать капитанов больших яхт

Некоторым ученикам интересно отправляться в многодневные круизы на больших лодках, плавать на Канарах, в Японии, Австралии. Чтобы брать такую лодку в аренду, нужно пройти обучение по международной системе IYT и получить лицензию яхтенного капитана, она действительна во многих странах.

Обучать и выдавать лицензии IYT могут только сертифицированные инструкторы. У нас в школе это я и Федор. Я проходил инструкторскую программу в городе Биела в Черногории за 1200 €⁣ (112 731 ₽). Обучение с инструктором на воде длилось пять дней, после этого нужно еще пройти несколько созвонов с руководством IYT, они проверяют теоретические знания.

Дополнительно я четыре дня учился, чтобы получить сертификат STCW  — это программа по выживанию в море. Обучение стоило 400 €⁣ (37 577 ₽).

Я могу обучать людей как ходить на маленьких парусных яхтах, так и управлять большими лодками, для которых нужны яхтенные права
Я могу обучать людей как ходить на маленьких парусных яхтах, так и управлять большими лодками, для которых нужны яхтенные права

Там рассказывают, например, как и каким огнетушителем тушить пожар на яхте в зависимости от типа возгорания. Учат, что делать, если оказался в воде с группой людей без всего, — нужно экономить силы и цепляться друг за друга определенным образом, чтобы животные думали, что вы нечто большое и на вас не стоит нападать.

Показывают и объясняют, как обращаться с надувным спасательным плотом: раскрыть, залезать на него, пользоваться сигнальными ракетами. Если оказался на спасательном плоте, нельзя пить воду первые 12 часов. Это нужно, чтобы организм начал потреблять жидкость из запаса в своих тканях, иначе за день выпьешь запас воды, который был на неделю. Таких деталей очень много.

Как сертифицированный инструктор я могу сам обучать человека, который хочет получить IYT, проводить экзамен в море и, если все хорошо, выдать лицензию. Обучение длится две недели и стоит до 1600 €⁣ (150 308 ₽), из которых 400 €⁣ (37 577 ₽) уходит на аренду яхты, а еще 150 €⁣ (14 091 ₽) в день получает инструктор. На курсе 4—5 человек.

Человек учится управлять лодкой с мотором, которая в два раза больше спортивной J70. По сути, это целый дом на плаву. Ученик узнает, как швартоваться боком или кормой при разном ветре, как правильно вести себя в условиях волны, изучает базовую гидрометеорологию, чтобы по облакам определить прогноз погоды и ветра. Учит основы навигации на случай, если отключится электросистема и придется идти по бумажным картам, а еще должен запомнить сигналы судов ночью и днем, разные виды буев. Мы не соглашаемся брать на курс новичков: я понимаю, что в таком случае вряд ли выдам права — слишком мало опыта, а программа плотная.

На экзамене могу выключить мотор рядом со скалами и сказать, что двигатель отказал.

Или могу выкинуть надувной круг и сказать, что это человек за бортом, а когда его вытаскивают, он якобы оказывается без сознания и нужно решать, куда ехать за помощью.

В некоторых школах предлагают выучиться на IYT за неделю, хотя так делать нельзя, это нарушение правил системы. Минимальный срок — 10 дней, но мы учим дольше: я должен быть уверен, что выпускник не разобьет лодку, когда возьмет ее в аренду в клубе у наших друзей.

Пару раз в месяц мы устраиваем капитанский день для тех, кто получил лицензию. Собираемся и повторяем какой-нибудь день из практики IYT, чтобы поддерживать уровень выпускников.

Основная проблема — поиск клиентов

Мы знаем, как проводить крутые тренировки, гонки и лагеря, но самое сложное — найти, для кого это делать. Сложно поддерживать систему работающей, когда постоянно кто-то уезжает, приезжает, по-разному срабатывает реклама. Нет такого, что можно раз в неделю публиковать посты в «Телеграме» или закидывать деньги на продвижение в «Инстаграм»*, и будет собираться 10 лагерей в год. Бывает, что деньги списались, а выхлопа ноль. На последней рекламе мы потеряли 150 €⁣ (14 091 ₽).

Иногда пытаемся одну гипотезу протестировать, вторую, третью — и я уже думаю: «Блин, да все, ничего не идет, закрываемся». А потом ученики сами нас находят, потому что реклама не всегда работает немедленно: часто люди видят ее много раз и только потом обращаются. Так, «Ютуб» у нас начал приносить клиентов спустя год.

Наш друг Саша профессионально занимается таргетированной рекламой, благодаря ему у нас начали появляться результаты в «Инстаграме»*. Саша тестирует разные идеи, говорит нам, как правильно снимать видео. Иногда мы с инструкторами проявляем инициативу — как правило, зря. Снимаем и говорим «да выкладывай так», а потом понимаем, что Сашин вариант заходит намного лучше, потому что у него наметан глаз.

Месячная прибыль — около 1400 €

Черногория — идеальная акватория для обучения, потому что можно «высунуть нос» в море, попрыгать на волне, а если ученикам становится некомфортно или их укачивает, быстро зайти обратно в залив.

У нас есть сезонность. В августе для лодок маловато ветра, ноябрь в Черногории дождливый и иногда дуют очень порывистые ветра. Поэтому эти месяцы скорее несезонные. Лучшее время — апрель, май, июнь и сентябрь.

На IYT стараюсь обучать именно в зимние месяцы, потому что условия бывают действительно жесткие и ученики могут лучше понять, куда не надо соваться. Когда человек разочек побывал в море хотя бы в трехметровую волну, он уже понимает, что с семьей при таком прогнозе выходить на воду не стоит.

В Черногории, помимо прочего, еще и прекрасные виды
В Черногории, помимо прочего, еще и прекрасные виды
Парусная яхта может сильно крениться, но на самом деле перевернуться на ней практически невозможно
Парусная яхта может сильно крениться, но на самом деле перевернуться на ней практически невозможно

Большая часть нашей аудитории — релоканты из ИТ-сферы. Один ученик рассказывал, что после того, как занялся яхтингом, у него стало много свободного времени: он на лодке нащупал распределение обязанностей в экипаже и затем на своей работе раскидал задачи в команде так, что все отлично работает без его контроля. Сказал, что никогда не бросит сейлинг, потому что благодаря ему теперь работа работается сама.

Сейчас у нас стали появляться англоговорящие ученики. Есть человек, который гоняет в русскоязычной команде, и они каким-то чудом находят общий язык. Пока черногорский рынок маленький, но для развития страна мне кажется крайне перспективной из-за климата и из-за того, что она будет становиться популярнее, если войдет в ЕС.

Сейлинг больше не про деньги, а про развитие любительского парусного спорта. Я вижу в нем много счастливых людей. Профессиональный спорт не очень положительно влияет на здоровье, и на физическое, и на психологическое. Он, конечно, должен существовать, благодаря ему в том числе финансируются детские и юношеские спортивные школы. Но в то же время, мне кажется, здорово, когда люди после работы идут играть в футбол или гоняться на лодках — не бухают на пляже, а растут в чем-то и получают кучу эндорфинов.

Дальше я буду думать еще о развитии новых баз, но пока говорить об этом не готов — боюсь сглазить.

Выручка и расходы за апрель 2024 года

Выручка6160 €⁣ (578 686 ₽)
Расходы4775 €⁣ (448 575 ₽)
Прибыль1385 €⁣ (130 110 ₽)
Зарплата инструкторов2255 €⁣ (211 840 ₽)
Аренда лодок900 €⁣ (84 548 ₽)
Зарплата СММ-менеджера500 €⁣ (46 971 ₽)
Реклама400 €⁣ (37 577 ₽)
Зарплата администратора250 €⁣ (23 485 ₽)
Налоги250 €⁣ (23 485 ₽)
Обслуживание парусной лодки150 €⁣ (14 091 ₽)
Зарплата бухгалтера70 €⁣ (6575 ₽)

Выручка и расходы за апрель 2024 года

Выручка6160 €⁣ (578 686 ₽)
Расходы4775 €⁣ (448 575 ₽)
Прибыль1385 €⁣ (130 110 ₽)
Зарплата инструкторов2255 €⁣ (211 840 ₽)
Аренда лодок900 €⁣ (84 548 ₽)
Зарплата СММ-менеджера500 €⁣ (46 971 ₽)
Реклама400 €⁣ (37 577 ₽)
Зарплата администратора250 €⁣ (23 485 ₽)
Налоги250 €⁣ (23 485 ₽)
Обслуживание парусной лодки150 €⁣ (14 091 ₽)
Зарплата бухгалтера70 €⁣ (6575 ₽)

Мы ищем предпринимателей. Если хотите рассказать историю своего бизнеса — заполняйте анкету

Дарья ДейнекаХотели бы научиться управлять яхтой?
  • НикитаВ Москве и Подмосковье достаточно хорошо развита инфраструктура для яхтинга класса J/70 и около того (SV20, МХ700). Есть школы на Водном стадионе, довольно много на Пироговском водохранилище. Но сложно найти постоянную команду. Обычно люди приходят на 1-2 раза просто попробовать, что это такое или занять одни выходные. Регулярно немногие занимаются. Потому и школы зачастую нацелены на разовых клиентов. Было бы здорово, если б это изменилось и направление развивалось дальше. Я бы очень хотел, чтобы в России развивалась аренда лодок 35-45 футов как в обучающих целях (например, отработка швартовок), так и в соревновательных (тут, наверное уже в С. Петербурге, Сочи, Дагестане, Ейске и др. приморских городах) целях.1
  • DmitryРебята крутые, и клуб у них отличный. Успехов Ване с Полиной, и увеличения флота 😉0