Как я выпустилась из детского дома и нашла работу

Фонд «Бюро добрых дел» помог мне подготовиться к самостоятельной жизни

68
Как я выпустилась из детского дома и нашла работу
Аватар автора

Валентина Байздерова

выпускница детского дома

Страница автора

Я осталась без попечения родителей, когда мне было три года.

Мою маму посадили в тюрьму, а отец отказался от меня — так я попала сначала в приемную семью, а затем в учреждение. Приемные родители постоянно пугали меня детским домом, но мне в нем понравилось, там я познакомилась с хорошими людьми.

Мне хотелось чего-то добиться в жизни, поэтому я участвовала во всех активностях, которые у нас проводились. В выпускном девятом классе меня взяли в проект «Успешное будущее» и программу «Социальные квартиры», которые организовал фонд «Бюро добрых дел». Так я нашла друзей вне стен учреждения, узнала новое и подготовилась к выпуску.

Расскажу подробнее о жизни в детском доме и том, как мне помог фонд.

О важном

Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Тинькофф Журнала «О важном». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто помогает, можно в потоке «О важном».

Как я попала в детский дом

Я родилась в Астрахани, затем мы переехали в село Икряное, в 40 км от города. Когда мне исполнилось три года, маму посадили за покушение на убийство — она напала на мужчину, который до меня домогался. Отец не захотел обо мне заботиться, поэтому я оказалась в больнице — это временное учреждение, куда поначалу попадают все дети, от которых отказались родители.

Пока меня обследовали, решалась моя дальнейшая судьба — детский дом или приемная семья. Спустя полгода, когда мне исполнилось четыре года, я попала в семью.

Приемные родители жили в селе Икряное. С ними я прожила восемь лет вместе с двумя детьми-сиротами.

Это было ужасное время, о котором я пытаюсь забыть.

Анализируя те годы, я понимаю, что нас взяли из-за выплат от государства. Уже потом мне рассказали, что приемные родители тратили деньги с моей книжки на оплату коммунальных услуг, покупку двух автомобилей и другие свои нужды. А должны были тратить на мое воспитание.

В приемной семье я чувствовала себя никем. Однажды ночью кто-то из нас случайно уронил в уличный туалет туалетную бумагу. Чтобы заставить «виновника» признаться, приемная мама пригрозила дать каждому по столовой ложке горчицы. Когда это не помогло, нас отказались кормить до следующего вечера.

В другой раз у приемной мамы что-то пропало, и в этом обвинили нас. Она поставила всех в угол до вечера, а потом начала вызывать по одному на кухню. Когда я зашла, приемная мама перешла на крик, вытащила нож для разделки мяса, положила на стол разделочную доску и сказала, что отрубит мне руки. Она схватила мою руку, попыталась уложить на доску и сильно кричала. Я очень испугалась и до сих пор с ужасом вспоминаю тот момент.

Пока я жила в приемной семье, меня постоянно запугивали детским домом. Я боялась его и не хотела туда попасть. Наверное, поэтому так затянула с жалобами на наши условия. Приемные родители рассказывали нам жуткие истории, как детей в учреждении окунают в унитаз, вывешивают из окна. Мы все просили не отдавать нас в это место.

В какой-то момент я поняла, что если продолжу молчать, то мы так и останемся жить в этой семье. Когда я обратилась за помощью в органы опеки, мне не поверили. Одна сотрудница сказала: «Я жила в родной семье и терпела насилие. В итоге ничего страшного со мной не случилось, я не умерла. А вы теперь в детском доме будете мучиться».

Но все же мы добились своего, и в 2016 году нам удалось уехать подальше от села, где жила приемная семья. После этого нас поместили в реабилитационный центр, который по факту был детским домом. Он находился в городе Нариманове, в 45 км от Астрахани.

Предполагалось, что в центре нам окажут помощь, а затем мы вернемся в приемную семью. Я этого не хотела и просила поместить меня в детский дом. Мне сказали, что нигде нет мест и в итоге оставили в реабилитационном центре.

Какой была жизнь в учреждении

В центре реальность превзошла все ожидания: у меня сразу наладились отношения с воспитателями, мне доверяли и не ходили за мной по пятам. Я делала все, чтобы влиться в коллектив.

В учреждении жили дети, которые приезжали только на реабилитационный период. Поэтому у нас постоянно сменялись воспитанники: из 24 жильцов было 20 сирот и четверо временных посетителей.

С детьми в группе у нас возникали конфликты, но редко: когда кто-то брал косметику без спроса или ругался при мне матом. Еще бывало, что кто-то допоздна не спал и не давал делать уроки. Но с помощью воспитателей все быстро решалось: они усаживали нас всех вместе и разговаривали с нами, пока не улаживали конфликт.

В детском доме было расписание: утром мы завтракали, шли в общеобразовательную школу, обедали, убирались, гуляли, делали уроки, ужинали. В свободное время мы делали то, что хотели: смотрели фильмы, ходили на фитнес или на волейбол. Мы могли посещать секции вне стен учреждения после согласования с воспитателями.

Нам готовили еду в столовой. Затем дежурный, который менялся каждый день, забирал ее в кастрюлях, привозил на кухню и раскладывал по тарелкам. Потом каждый сам за собой мыл посуду. Если кому-то из нас хотелось ночью сделать чай или приготовить себе что-то еще поесть, это разрешалось. Главное — убрать за собой.

Чуть ли не каждый день проходили мероприятия по самым разным поводам: например, о вреде курения, защите от ВИЧ. Никто из нас их не любил, но чаще всего воспитанников заставляли посещать такие мероприятия. При этом воспитатели старались, чтобы все прошло побыстрее.

Директор нашего детского дома постоянно находила спонсоров, которые покупали нам ту одежду, которую мы хотели. Она понимала, помогала и позволяла всем выбирать то, что мы точно будем носить и что будет нравиться, поэтому можно было не чувствовать себя ущербным.

А так я слышала, что в детских домах раз в три года утверждается бюджет, где прописывается средний срок носки и необходимый объем одежды. Например, джинсы закупаются раз в год, кроссовки — три раза, носки — 20 пар ежегодно. Не все укладываются в эти рамки, но руководство учреждения ничего не может с этим сделать. Так что нам повезло.

Как мне помог фонд

Большинство воспитанников из нашей группы выпускалось после девятого класса, и я поступила так же. Мне не хотелось тратить время в учреждении зря. Вместо этого я хотела получить два образования по разным специальностям в колледже и университете. А еще — жить самостоятельно. Поэтому последний год перед выпуском у меня не было свободного времени: я готовилась к поступлению в колледж.

Когда я училась в восьмом классе, с нашим реабилитационным центром начал сотрудничать фонд «Бюро добрых дел». Первым делом сотрудники НКО организовали двухдневную поездку в Москву, чтобы познакомить нас с разными компаниями и профессиями. Например, показывали офис Сбербанка и «Хедхантера».

Тогда я восприняла работу в крупных корпорациях как что-то далекое и недоступное для меня.

Зато это дало мощную мотивацию: я увидела красивый город, крутые компании и дала себе обещание однажды попасть в них.

После этого меня приняли в программу «Успешное будущее». Сначала психолог фонда определил мою предрасположенность к профессиям, после чего мы вместе разработали план развития и то, как я могу по нему двигаться. Также, чтобы подготовиться к ОГЭ, со мной два раза в неделю дистанционно занимались преподаватели. Занятия были бесплатными — их оплачивало «Бюро добрых дел».

Параллельно я участвовала в другом проекте фонда — «Социальные квартиры». Сотрудники НКО на протяжении четырех недель выдавали нам деньги. Вместе с воспитателями мы составляли список покупок, меню и потом сами по нему готовили. Благодаря проекту я научилась готовить, планировать и составлять бюджет.

Также у меня появились друзья среди сотрудников фонда — взрослые вне детского дома, к которым можно обратиться по любым вопросам. Это очень важно и как раз то, чего мне не хватало в учреждении: у воспитателей были свои заботы, а работа в реабилитационном центре — прежде всего работа.

«В детском доме воспитанники не умеют банально сварить гречку»

Аватар автора

Наталья Горулева

руководитель проекта «Успешное будущее»

Государство тратит в среднем 100 000—300 000 ₽ на содержание одного воспитанника детского дома. По нашему опыту, у большинства подопечных не складывается жизнь после выпуска, несмотря на затраты. Все потому, что в учреждении дети живут в искусственной среде.

Некоторые не умеют банально сварить гречку или воспользоваться лифтом. Дети привыкли ко всему готовому: в большинстве детских домов повара сами выбирают продукты и готовят еду, няни убираются и стирают вещи, сотрудники закупают все необходимое для учебы и творчества. Иногда по правилам учреждения подопечные не могут даже мыть посуду или пол.

Воспитанники не знают о здоровых партнерских отношениях в семье — тот опыт, который они видели, часто строился на насилии или корысти. При этом ребята очень хотят как можно скорее завести семью, чтобы быть «как все». Поэтому вступают в ранние отношения с малонадежными, малознакомыми или малоподходящими людьми.

В таких отношениях быстро появляются дети, юноши пропадают, и девушки пытаются сами устроиться в жизни. Но это получается редко: молодые мамы попадают в ситуацию тупика — ничего не умеют, нет поддержки, нужны деньги, а с маленьким ребенком на руках никуда не берут. Девушкам приходится искать сомнительные способы заработка или отказываться от ребенка и отдавать его в приют.

После выпуска воспитанники детских домов испытывают растерянность, оставаясь один на один с незнакомым миром. Большинство выходит из учреждения с мыслью, что у них всегда будет пособие, им не надо работать, общество обязано о них заботиться. Многие еще из кровной семьи усвоили, что деньги служат исключительно для удовольствий — алкоголя или гулянок — и должны доставаться легко: их можно занять, украсть, заложить, что-то продать.

С такими установками дети становятся легкой жертвой мошенников и аферистов. Поэтому без поддержки многие спустя время повторяют опыт своих родителей: ввязываются в криминал, начинают употреблять алкоголь или наркотики.

Чтобы помочь справиться с проблемой, надо научить детей жить самостоятельно, не покидая стен учреждения. Для этого мы предлагаем им временно переселиться в «социальную квартиру», где каждый старшеклассник живет от двух до четырех недель.

Квартиры мы переоборудуем в детских домах: делаем кухню и закупаем необходимую бытовую технику. Где-то, как у Вали, ничего переоборудовать не надо — все уже готово.

В проекте дети учатся планировать бюджет, заказывать продукты, вести домашнее хозяйство, оплачивать коммуналку.

Выйдя из стен детского дома, выпускники должны уметь обслуживать себя, готовить еду, пользоваться бытовыми приборами. Именно для этого существует наш проект «Социальные квартиры»
Мы готовим выпускников детских домов в Саратовской, Астраханской, Костромской, Нижегородской областях и в Башкирии
Благодаря тому, что мы учим детей готовить и планировать бюджет, им легче устроиться во взрослой жизни после выпуска из учреждения

Еще у нас есть проект «Успешное будущее» для учащихся выпускных и предвыпускных классов. Это знакомство ребенка с разными профессиями и помощь в выборе той, что отвечает его интеллектуальному, творческому и психологическому потенциалу. В программе мы проводим профессиональное тестирование, регулярные занятия со специалистом-наставником, работаем с целеполаганием и верой в себя, развиваем потенциал и лидерские качества детей.

Еще мы устраиваем экскурсии и пробы, помогаем подготовить документы для поступления в учебные учреждения. Кроме того, ребята учатся выстраивать отношения, разрешать конфликты, чувствовать свои и чужие границы, рассказывать о своих сильных сторонах, осознавать свои потребности и ценности.

Мы хотим, чтобы дети поступали в оптимальные для себя учебные заведения, умели выстраивать поддерживающие социальные связи, находить выход из сложных жизненных ситуаций, а не отключаться с помощью алкоголя и наркотиков.

Ребенку, который пережил утрату семьи, требуется гораздо больше терпения, поддержки и внимания со стороны педагогов, чем детям, которые изначально росли в семье и были защищены любовью родителей. Зачастую в школе у педагогов не хватает сил на дополнительное внимание к «трудному» ребенку. Таких детей отправляют на заднюю парту, не интересуясь, поняли они что-то или нет. Но для детей важно проявить себя и получить уважение.

Наша практика показывает: если педагоги смогут преодолеть выгорание и увидеть перспективы в своей работе, то у них получится выстроить с детьми теплые отношения. Это поможет обеим сторонам стать устойчивее и счастливее.

Ксюша недавно попала в детский дом. Девушке нравится делать поделки, поэтому мы организовали для нее занятия в творческой студии. На них она сшила игрушку-подушку, которую подарила своему наставнику из фонда
Наставница Елена Кравцова побывала в Ченцовском детском доме, где ее приняли по⁠-⁠домашнему. Воспитанники напекли на кухне, где учатся готовить, плюшек к чаю
Участники программы «Успешное будущее» из Ченцовского центра помощи детям после встречи-знакомства с наставником Еленой. Она рассказала ребятам о программе, после чего они заполнили колесо баланса и определили, в каких областях жизни им хочется улучшений
Наставники очно посещают учреждения два⁠-⁠три раза в год. Эти встречи всегда очень долгожданные для обеих сторон. Дети к ним серьезно готовятся и встречают наставников тепло и гостеприимно. Эти встречи не похожи на занятия — они проходят в неформальной обстановке, дети и наставники много разговаривают, играют, вместе готовят. Иногда, узнав о приезде наставника, в гости приходят выпускники и делятся тем, как складываются их жизни
Встреча команды психологов-наставников «Успешного будущего», волонтеров и президента в офисе фонда. На них участники обсуждают, что происходит на программах, и принимают важные стратегические решения

Как я живу сейчас

Я выпустилась из детского дома в 2019 году — тогда мне было 15 лет. После выпуска все как будто пускается на самотек: ты больше не находишься под чьим-либо контролем и не понимаешь, как дальше жить.

Учеба. Я подавала документы на поступление в три колледжа: выбирала между социальной педагогикой, менеджментом в туризме и аналитикой газоснабжения. Поступила везде и хотела уехать в Москву, но в итоге испугалась поездки в незнакомый город. Поэтому выбрала колледж при Астраханском государственном университете по направлению «Монтаж и эксплуатация оборудования систем газоснабжения».

Работа и пособия. Когда я переехала в Астрахань, у меня не было денег, поскольку пособие ожидалось в конце месяца. На помощь пришли воспитатели: кто-то подарил немного денег, а кто-то — продукты. Так удалось протянуть до пособия. Но когда оно пришло, то разлетелось за неделю, ведь никто не учил меня финансовой грамотности.

В первый месяц обучения я стала подрабатывать няней. Работа была далеко от места, где я жила, и платили мало — 200 ₽ за четыре часа. Из них 25 ₽ я тратила на маршрутку. В итоге продержалась месяц.

На официальную работу я не могу устроиться, потому что тогда потеряю пособие. Сейчас государство платит мне ежемесячно 14 000 ₽ и еще 1000 ₽ — за хорошую учебу. Также в начале каждого сезона выдают деньги на одежду и обувь — это дополнительно 10 000—15 000 ₽.

В 2021 году сотрудница фонда «Бюро добрых дел» предложила мне обучиться на СММ-менеджера, поскольку сама им работала и вела аккаунт организации. Я согласилась и в августе начала удаленно работать в крупной питерской компании AGGO. Мне платили от 17 000 ₽ до 45 000 ₽. В итоге вместе с пособием выходила крупная сумма, и я чувствовала себя очень богатой.

В марте 2022 года мне сказали, что я должна выйти на работу в офис. К сожалению, я не могла этого сделать, и пришлось уволиться.

Жилье. Поначалу я жила в общежитии, но затем в нем начался ремонт, и нас перевели в другое. От него до колледжа надо добираться на трех маршрутках. Мне было тяжело совмещать учебу с работой и долгие поездки на транспорте, поэтому я сняла квартиру поближе к вузу. Возможно, скоро мое общежитие снова откроется, но сейчас у меня два попугая, и меня туда уже не пустят.

Я стою в очереди на квартиру в Нариманове — нахожусь на 186-м месте. У чиновников такая политика: пока ты учишься, то у тебя есть где жить, и ты не нуждаешься в квартире. Поэтому свою я, скорее всего, получу только после окончания университета.

Сейчас я живу с двумя попугаями — обоих я спасла, выкупив у заводчика, где они жили в плохих условиях. Сейчас обе птицы здоровы
Сейчас я живу с двумя попугаями — обоих я спасла, выкупив у заводчика, где они жили в плохих условиях. Сейчас обе птицы здоровы
В приемной семье у меня тоже были попугаи. Я делала для их хорошей жизни все, что могла, но мне не давали денег на нормальный корм и вкусняшки. А однажды, когда я вернулась после летних каникул у приемной бабушки, ни попугаев, ни клетки не было
В приемной семье у меня тоже были попугаи. Я делала для их хорошей жизни все, что могла, но мне не давали денег на нормальный корм и вкусняшки. А однажды, когда я вернулась после летних каникул у приемной бабушки, ни попугаев, ни клетки не было
1/2
Сейчас я живу с двумя попугаями — обоих я спасла, выкупив у заводчика, где они жили в плохих условиях. Сейчас обе птицы здоровы

Сейчас мне 18 лет, и я учусь на третьем курсе — остался еще год до окончания. Когда окончу колледж, хочу поступить в университет, но пока не решила, на какую специальность.

Я подрабатываю мастером маникюра, вяжу игрушки крючком, веду аккаунт ювелирного магазина. Так и получается зарабатывать себе на жизнь.

Как помочь детям-сиротам подготовиться к выпуску из детского дома

Фонд «Бюро добрых дел» поддерживает выпускников детских домов в пяти регионах: Саратовской, Астраханской, Костромской и Нижегородской областях, а также в Башкирии. НКО помогает ребятам выбрать профессию, готовит к поступлению в учебные учреждения, учит самостоятельности.

Вы можете поддержать работу организации, оформив регулярное пожертвование в ее пользу:

Валентина БайздероваКак, на ваш взгляд, помочь выпускникам детского дома адаптироваться к самостоятельной жизни?
  • Как помочь не знаю, но инициатива "Социальные квартиры" понравилась.24
  • МилаВалентина, вы молодец! Удачи вам во всем! :)12
  • Анисья Иванова«Анализируя те годы, я понимаю, что нас взяли из-за выплат от государства. Уже потом мне рассказали, что приемные родители тратили деньги с моей книжки на оплату коммунальных услуг, покупку двух автомобилей и другие свои нужды. А должны были тратить на мое воспитание» - это, конечно, не новость, думаю, что многие семьи берут детей ряди пособий, печально, что время идёт, а достаточного контроля над семьями нет. «Одна сотрудница сказала: «Я жила в родной семье и терпела насилие. В итоге ничего страшного со мной не случилось, я не умерла. А вы теперь в детском доме будете мучиться» - это вообще атас. Люди, которые должны помогать другим людям сами нуждаются в помощи. Просто нет слов, одни эмоции89
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Очень интересный и важный рассказ! Надеюсь, у вас всё будет ок! Вы уже более самостоятельны, чем 99% людей в вашем возрасте!101
  • ХукабураВы большая молодец, серьезно.14
  • Сергей Владимиров>Когда я зашла, приемная мама перешла на крик, вытащила нож для разделки мяса, положила на стол разделочную доску и сказала, что отрубит мне руки. Она схватила мою руку, попыталась уложить на доску и сильно кричала. Я очень испугалась и до сих пор с ужасом вспоминаю тот момент. Это просто ужасно. Прочитал с содроганием. И хуже всего то, что это действительно могут или могли сделать. Читал историю, что мужчина отрубил кисти рук своей бывшей жене. Валентина, желаю удачи. Вы большая молодец. Лучи поддержи.60
  • MiramaxВ методике воспитания в дет.домах предусмотреть видео-лекции и практику в большем объеме. Нам в школе дают уроки труда с шитьем и готовкой, а еще фильмы документальные про мировую культуру, астрономию, поведение в случае ЧС показывают. Так и тут наснимать про поход в магазин, ремонты и прочее.7
  • xeniyaВы смелая и красивая! Пусть у вас все сложится хорошо)19
  • бананОбидно, что к социализации и подготовке детей к самостоятельной жизни должны подключаться различные фонды и проекты. Этим должно заниматься государство по умолчанию. А не так, чтобы кому то повезло попасть на какие то курсы, а кому то нет. "«Я жила в родной семье и терпела насилие." - и так везде. Отсюда насилие становится нормой и это ужас! Бить тревогу должны не только фем-активистки и известные личности вроде Алены Попопой. Понятно, что в текущих реалиях видимо закон против домашнего насилия будет последним на рассмотрении в правительстве. Героиня статьи классная! Успехов в учебе и на работе, все получится, вы молодец!47
  • бананСергей, Да, это было с Маргаритой Грачевой. Она сейчас активно выступает за принятие закона против домашнего насилия, но даже после таких случаев у нас никаких сдвигов нет в лучшую сторону...31
  • Мать_программистовУмница! Хочется вас обнять. Или вы не написали, или я не внимательно прочитала. Что в итоге с родной мамой то?33
  • Два ШапироОднозначно, нужны уроки финансовой грамотности, какие-то игры-обучалки с ненастоящими деньгами, но настоящими выводами. гречку научиться варить - дело пяти минут. А финансовой грамотности можно и за всю жизнь не научиться8
  • AnjeУ вас очень красивые глаза, но в них грусть. Побольше радостных событий вам!5
  • ФеонаВашу маму еще не выпустили? Все-таки она за вас заступилась, почему ее посадили?18
  • ЗлатеникаПомогающее трудоустройство (или как там это называется) самое главное что нужно выпускнику детского дома4
  • Златеникабанан, государству некогда, у него дедолларизация и деакцификация на носу2
  • ЗлатеникаАнисья, это все что вам нужно знать о сотрудниках опеки и детских домов в России Это исключительно карательные ведомства в отношении своих подопечных22
  • Никита Мизинбанан, да, у нас за изнасилование до смерти шваброй дают 3 года, а за репост - 15.38
  • МарияГероиня молодец! Маму я не поняла, посадили за защиту дочери? А сама мама не асоциальная?13
  • Dmitry BondarevАнисья, Там контроль такой же, как везде в госухе - по бумажкам отчитаться. И персонал из "глубинного города", " меня дембеля били, а я тебя буду".16
  • Андрей ОбрубовВам очень повезло с детским домом и совсем не повезло с приемными родителями. К примеру в Ессентуках, когда я учился в школе, лет 5 назад, дети в детском доме, напоминали скорее маленьких зэков, чем детей. При этом органы опеки настолько бдительны, что заставляют родителей обои переклеивать каждый год в комнате ребёнка.11
  • Андрей Обрубовбанан, так дело не в принятии закона, а в бездействии ментов1
  • Mr. WolfВы мне так понравились🙌🏻 Добра вам!9
  • Елизаветатемич, зайдите на страницу фонда "Детские деревни sos", посмотрите чем можете помочь - можете деньги переводить, можете волонтером быть. Также можно пойти в интеллектуальное волонтерство на procharity - помогать можно разными способами, и каждый может найти что то свое7
  • Андрей ОбрубовЗнаете что интересно, сейчас в России все новостройки строятся чуть ли не из фанеры, экономит я на всём настолько, что часто стены даже не до конца блоками заделывают. А если же застройщик знает, что строит для сирот, то экономит ещё больше. Потому что он знает, что такие люди не будут жаловаться, да и не знают как даже обычные граждане, вот это действительно плохо10
  • Елизавета, я не в этом плане, там вопрос после статьи "Как, на ваш взгляд, помочь выпускникам детского дома адаптироваться к самостоятельной жизни?"5
  • ЕнотВЖёлтомПальтоПриятная, симпатичная девушка, надеюсь, что всё у тебя сложится. Хорошо, что у нас есть рабочие фонды и инициативы которые дают второй шанс детям оказавшимся в такой ситуации.8
  • Роман КолюкаА почему посадили в тюрьму мать этой девушки, а не мужчину, который домогался до этой девочки? Почему у нас в России нет самообороны?!9
  • Vi KaplinaВалентина, я потрясена вашей историей. Я желаю вам сил и энергии на то, чтобы выстроить свою жизнь наилучшим для вас образом. И, пожалуйста, не стесняйтесь обратиться к хорошему психологу или психотерапевту, если те травмы, которые вы пережили, будут вам мешать двигаться вперед.4
  • Елена ШевцоваМать, тоже интересно. Мама должна была давно уже выйти....8
  • Евгений СавостьяновЗлатеника, это всего лишь пара отрицательных примеров. Среди педагогов есть достойнейшие люди, которые относятся к воспитанникам как к своим собственным детям. Не нужно во всем видеть чернуху.20
  • ЗлатеникаЕвгений, в любой карательной системе без сомнения есть достойнейшие люди, что никак не меняет суть системы9
  • Саша УткинаЗнакомая ходит в церковь, которая помогает детскому дому. Прихожане берут детей к себе домой. Показывают как варить макароны, заваривать чай, ходят в магазин. Дети часто чай заваривают горячей водой из-под крана. Далее, когда эти дети выпускаются из детского дома, они всегда могут обратиться за помощью к этим взрослым. Ведь им трудно адаптироваться к жизни. Валентине желаю силы духа, оптимизма, не сдаваться перед жизненными трудностями. Они есть у всех. Удачи!!!17
  • Кто? Петровбанан, "Отсюда насилие становится нормой и это ужас!" - никто не говорит, что это норма. У меня детство, как, думаю и у многих было трудноватым. Но еслиб стоял выбор, я бы остался все же дома, чем пошел бы в сомнительный детский дом.0
  • Кто? ПетровРоман, потому что если чел только пытался примеряться куда-то, а его уже пыряют ножом, то следствие видит только то, что чела пыряли ножом5
  • ГалактиксВы пишите: - Когда мне исполнилось три года, маму посадили за покушение на убийство — она напала на мужчину, который до меня домогался. Что значит домогаться 3-х летнего киндера?!? Что должно твориться в голове у такого «человека»? Мне с несколькими высшими образованиями это не понять… Валентина, смело проступайте в любой ВУЗ страны и всё у вас получится! Уверен в этом, так как сам до 15 лет провёл жизнь в детских домах и воспитал помимо своих родных ещё 2-х приемных…13
  • ГалактиксСаша, хороший пример социализации!7
  • ГалактиксПо выходным и в каникулярное время организовать воскресных родителей, людей прошедших отбор и желающих брать на время сирот к себе домой. Это могут быть одиноко живущие люди, могут быть успешные люди, желающие быть полезными таким детям и тд… для кого то это от утра воскресенья и до обеда этого же воскресенья, а кого то можно и на каникулах так социализировать. Главное запустить в обществе это понимание и общество откликнется, так как для сироты важны новые условия в которых не только будут моделироваться условия жизни, но и будет сама жизнь….5
  • ксюшаЯ сама росла в таком учереждении,но в советские времена.Там плохо.Дети по достижению возраста(когда они должны покинуть учереждение)предоставлены сами себе.И дорогу выбираешь сама.Это очень сложно.Что бы быть не многословной,на мой взгляд рассчитывать только на себя.3
  • Александр ЛоосВалентина, вы просто мощь. Я влюбился в такую силу воли, в такую выдержку... Хлопаю стоя.4
  • Алекс КотейкаРоман, самообороны нет, потому что: 1. депутаты ненародные 2. у них задача, чтобы чернь друг друга не поубивала и платила всю жизнь налоги.4
  • AlenaStribog Fподдерживаю вопрос. Похоже, что мама любила свою дочь, и покушение по тексту было похоже на состояние аффекта.3
  • Валентина Байздероватьфунатебя, спасибо!2
  • Валентина БайздероваСергей, спасибо !1
  • Валентина Байздеровабанан, спасибо!2
  • Валентина БайздероваФеона, здравствуйте, она не одна совершила это преступление и у ее напарника была и другая версия, но когда мы впервые созвонились она озвучила мне свою версию. Она к сожалению ведёт не хороший образ жизни, поэтому мы не поддерживаем общение.8
  • Валентина БайздероваМать, здравствуйте, она не одна совершила это преступление и у ее напарника была и другая версия, но когда мы впервые созвонились она озвучила мне свою версию. Она к сожалению ведёт не хороший образ жизни, поэтому мы не поддерживаем общение.9
  • Мать_программистовВалентина, спасибо за ответ! Пусть у вас все будет хорошо!6
  • Lida PolitovaЯ не считаю, что за детей в детских домах отвечает только государство. Общество тоже в ответе. Жить эти дети будут в обществе, в социуме и соответственно адаптация должна проходить в обществе. Можно было бы организовать, например, сайт, на котором семьи или просто желающие (на волонтерской основе) оставляли свои данные и предложения по проведению совместного времени и приглашали детей провести выходные в их семье. Воспитанники сами могли бы выбирать семью или какого то человека. Конечно к кандидатам должны быть определенные требования и все это должно контролироваться сотрудниками. Думаю, очень важный момент донести и показать ценности и традиции семьи, доброго и теплого отношения друг к другу, заботе и любви. Можно знакомить со своей работой, рассказать как искать работу, как подготовиться к собеседованию, рассказывать как вы планируете бюджет, учить готовить, пользоваться техникой, планировать быт, ходить в госучреждения, заполнять декларации, рассказывать о правах и обязанностях, делиться своими провальными историями и их последствиями и как всего этого избежать... тут уже масса вариантов. Не знаю насколько эта идея подходящая на самом деле, но мне кажется это было бы здорово.2
  • Ольга ИвановаВалентина, а что с родной мамой ?вы поддерживаете связь?0

Сообщество