AMA
3K

Не знаете, как сократить расходы и спасти бизнес? Задайте вопрос эксперту

AMA с экспертом по корпоративным финансам Алексеем Захаровым

32
Аватар автора

Алексей Захаров

эксперт по корпоративным финансам

Страница автора

Импортное сырье и комплектующие дорожают или их невозможно оплатить, у компаний возникают трудности с логистикой, онлайн-продвижением и рекламой в соцсетях — и это только первые последствия экономических санкций, которые бьют по людям и бизнесу. Предприниматели ищут способы сохранить свое дело.

Чтобы разобраться, как управлять бизнесом в кризис, мы позвали эксперта по корпоративным финансам Алексея Захарова. Он уже рассказывал, как компании могут сокращать расходы, и теперь готов помочь практическими советами — и тем, у кого совсем небольшой бизнес, и руководителям крупных компаний.

У вас свое дело и вы не понимаете, как сокращать расходы, чтобы не навредить прибыли? Пытаетесь оптимизировать операционку в компании и решаете, с чего начать — резать расходы на рекламу или съезжать из офиса в центре города? Хотите узнать, какие есть способы проанализировать расходы и не допустить ошибок? Возможно, вы думали о сокращении команды и ищете способ избежать этого? Задайте вопрос в комментариях и поддержите важные вопросы других читателей, чтобы на них тоже ответили.

Правила

  1. Пишите свои вопросы в комментариях с 11 по 15 апреля — до 15:00. Если вы пришлете свой вопрос позже, возможно, на него ответит кто-то из читателей.
  2. Ответы получат только вопросы с положительным рейтингом и только на заданную тему. Поэтому, если вам интересен какой-то вопрос, ставьте ему лайк. Если считаете, что вопрос не по теме или неуместен, ставьте дизлайк.
  3. Эксперт начнет отвечать на вопросы в понедельник, 11 апреля, и закончит в пятницу, 15 апреля, в 19:00.
  4. Мы оставляем за собой право не отвечать на самые каверзные вопросы в трансляции: для сложных случаев мы возьмем дополнительное время, чтобы чуть позже посвятить им подробные разборы.
  5. Не стесняйтесь задавать любые вопросы по теме и помогать друг другу — мы будем рады каждому комментарию.
  • ИльяЕсть несколько направлений бизнеса (производство, b2b продажи, логистика, арендный бизнес) и один общий офис для всех направлений. Почти все направления курируются из офиса и не имеют отдельных директоров. Постоянно вопросы по делению затрат общего офиса на эти направления. Нанимать каждому бизнесу своего hr глупо, если справляется один централизованный. Как посоветуете делить расходы центрального офиса при учете финансовых показателей бизнесов? Благодарю за ответ.1
  • Olli DorОт экономии особенно на людях экономика будет только стагнировать. Было бы классно найти более-менее экологичные способы экономии, например, на аренде, на западном по. Может еще есть какие-то способы, где люди не потеряют рабочие места1
  • ТиграБенгальскаяКафе, упал спрос +одновременно вышел из состава основной " поставщик денег ". Вопрос какие варианты0
  • MariaТиграБенгальская, присоединяюсь к вопросу. Резко и сильно подорожали продукты + у людей меньше денег на еду вне дома. Дешевые продукты отразятся на качестве блюд. Люди хотят то же качество за те же деньги. Кафе около предприятия в небольшом городе, фактически выполняет функцию столовой. 90% клиентов это работники предприятия, которые ходят или каждый день или несколько раз в неделю. Терять их никак нельзя. Какие есть идеи?0
  • ТиграБенгальскаяMaria, о, да! Я ж забыла про цены закупки! Сразу оговорю- в меню пиццы, роллы, бургеры. Наверное много ингредиентов за валюту. Ситуация просто не моя, родственников0
  • Алексей ЗахаровИлья, т.к. вы первый, кто задал вопрос, постараюсь ответить максимально развернуто . Ваш вопрос довольно частый и очень и очень важный для любого бизнеса! Нанимать hr для такого вопроса не нужно, прежде всего потому, что это не сфера деятельности этого подразделения, тут вопрос к финансисту и менеджменту компании. В управленческом учете такие расходы обычно называют накладными или распределенными. Самый важный вопрос, на который нужно ответить – что будет базой распределения таких расходов между подразделениями. База распределения – это некая величина, относительно которой разносятся все расходы общих подразделений на бизнесы. Использовать лучше что-то постоянное, например, площади, занимаемые разными бизнесами. Расчет очень простой: общую сумму распределенных расходов разносите на подразделения пропорционально занимаемых площадей. При таком подходе, сумма расходов в разные месяцы будет меняться, а площади всегда (или почти всегда) неизменны и это как раз важно. Иногда, в качестве такой базы берут выручку бизнесов, но я бы такой подход не рекомендовал, т.к. выручка меняется из месяца к месяцу, а значит результаты отнесения расходов могут сильно меняться. Если говорить про управление такими расходами, я бы рекомендовал, как и любые расходы бизнеса, вести не скопом, а группировать по смыслу. Это поможет управлять ими и анализировать динамику. Про группировку расходов я писал тут https://journal.tinkoff.ru/cut-costs/ Надеюсь, мой ответ вам поможет!3
  • Olli DorMaria, вот я вас не знаю, но уже душа болит за ваше заведение2
  • Алексей ЗахаровOlli, согласен с вами, в своей работе я обычно заблаговременно стараюсь прежде всего ставить учет расходов (оптимизация, управление и контроль) и разрабатывать меры по увеличению доходов для укрепления позиций компании.1
  • Алексей ЗахаровТиграБенгальская, ваш вопрос не совсем к сфере финансов, скорее к стратегии развития бизнеса в кризисных ситуациях. С точки зрения финансов, любые изменения, особенно, если они сильные, я бы рекомендовал всегда просчитывать в бизнес модели с учетом новых обстоятельств и рисков, сценариев развития (целесообразность продолжения бизнеса, поиск новых инвесторов и т.п.). В целом, по моему опыту, вообще любое изменение внутреннего развития бизнеса лучше сопровождать максимальными расчетами и желательно с участием финансиста. Особенно это поможет при серьезных планах или уже свершившемся факте, как у вас. Вот тут я писал про инструменты для кризисных ситуаций https://journal.tinkoff.ru/money-in-crisis/1
  • Алексей ЗахаровMaria, в предыдущем посте ответил + ссылка на мою статью с примерами инструментов помощи1
  • Vera VeraАлексей, здравствуйте! У меня совсем небольшой бизнес без сотрудников, маленькое производство — работаю одна. Раньше я особо не вела бюджет — экономика сходилась, поэтому это было не нужно. Но сейчас материалы подорожали, и точно надо начинать считать. Можете подсказать, с чего стоит начать планировать бюджет? Как понять, каким должен быть уровень затрат, чтобы при этом не просело качество изделия? А если вышла из бюджета, как понять, что именно на это повлияло?3
  • Алексей ЗахаровVera, добрый день! Ваш вопрос очень частый от начинающих предпринимателей и я вас поздравляю, что вы уже начали об этом думать! Вообще, как показывает моя практика (а это более 20 разных бизнесов и консультирование большого числа предпринимателей), чем раньше начинаем считать, тем эффективнее будут принимаемые решения, т.к. цифры не обманешь. Ответ на ваш вопрос я бы рекомендовал разбить на три этапа: 1. Прежде всего, как я писал выше в другом ответе, желательно посчитать бизнес модель. Упрощенно, это как раз картина вашего бизнеса (тип клиентов, направления получения доходов, средний чек, статьи переменных и постоянных расходов, размер и инвестиций и т.п.). По сути, нужно в цифры вложить ваше стратегическое видение развития бизнеса. На этом этапе достаточно укрупненных расчетов, для понимания общей картины. Причем, такую модель лучше вообще вести при любом изменении бизнес ситуации. Результатом таких расчетов должен быть планируемый финансовый результат и тогда уже на этом этапе вы сможете увидеть свою точку безубыточности. Единственно, в момент бизнес моделирования она будет посчитана как ориентир, укрупненно. 2. После того как вы увидели на цифрах стратегию развития, можно приступать к подробному расписыванию шагов и более точному подсчету, т.е. к бюджету. Чем подробнее будут расчеты, тем лучше. Начинать бюджетирование лучше в бюджета продаж (количество продаж, средний чек, направления сбыта и т.п.). Далее считаем переменные затраты или себестоимость (затраты, которые напрямую зависят от объема продаваемого товара). После этого добавляем к ним постоянные или условно-постоянные расходы (это аренда помещений, зп административного персонала, содержание офиса и т.п., т.е. те расходы, которые напрямую не связаны с продаваемой продукцией). Что касается формирования статей расходов, тут лучше сразу, в самом начале, сделать группировку расходов по укрупненным блокам. В дальнейшем это поможет легче их анализировать и принимать решения по оптимизации и управлению. 3. После того, как вышеописанная структура сложится, вы сможете менять какие-то параметры (например, повышать средний чек или добавлять какие-то расходы) и смотреть на изменение планового результата. Это и будет ответом на вопросы о балансе затрат и уровня качества или превышении бюджета. Про многое из вышеописанного я уже писал тут: https://journal.tinkoff.ru/cut-costs/ https://journal.tinkoff.ru/money-in-crisis/ Надеюсь, мои рекомендации вам помогут!3
  • Vera VeraАлексей, спасибо большое! Постараюсь следовать вашему плану1
  • Валерийя владелец бизнеса и принимаю активное участие в работе, а деньги забираю из прибыли - ну то есть по сути работаю бесплатно. Перед кризисом думал о том, чтобы назначить себе должность и зарплату - которая пойдет в категорию тн «постоянных расходов». При этом, конечно, я понимаю, что это увеличит себестоимость. Как считаете, стоит ли сейчас воплощать такой план в жизнь или лучше с этим повременить? Какие есть нюансы вывода денег на себя в кризисное время?2
  • Алексей ЗахаровВалерий, добрый день! Если я правильно понял, вы по сути и управленец и собственник одновременно. Это частая боль предпринимателей, как лучше оформить. В целом, ваша идея правильная, лучше в управленческой отчетности разделить ЗП собственника от дивидендов. Тут всё просто - управленец и его оплата это часть операционных расходов компании и, да, их лучше считать "внутри" бизнеса. При таком подходе вы будете видеть реальную картину. Например, в какой-то момент развития вы решите нанять управляющего и просто поменяетесь с ним местами, а расходная часть уже будет частью бюджета. Другое дело, как вы определите размер вашей ЗП как управленца, это, конечно, нужно считать. Что касается времени для изменений, я бы не стал с этим тянуть, т.к. сейчас картина расходов бизнеса искажена и ее лучше исправить. Нюанс с выводом только один - лучше всегда (а в кризис особенно) это делать без ущерба для компании (иногда собственники это игнорируют) и при наличии положительного финансового результата. При планировании и в отчетности также любое использование прибыли лучше показывать отдельно, чтобы отделить от финансового результата.3
  • Evgeny FrolovМы развиваем продукт в сфере торговли. Когда начались эти "качели", мы несколько недель хотели сохранить всё в первоначальном виде, потому что раньше отдел поддержки приносил пользу, но по факту он сейчас работает в минус. При снятии показателей отдела оказалось, что несколько человек их не выполняют и достаточно давно. Соответственно, нужно что-то делать, т.к лишних денег у нас нет. Как бороться с тратами? Сократить часть сотрудников или урезать зарплаты всем? Хочется быть человечными, может есть какие-то мягкие альтернативы? Как вообще сейчас управлять фотом? Ну и было бы здорово знать, где находится та точка, когда действительно пора сокращать людей, снижать зарплаты или вообще закрывать отдел или бизнес?2
  • Алексей ЗахаровEvgeny, добрый день! Как финансист, прежде всего, я бы рекомендовал как можно чаще считать разные показатели бизнеса и составлять онлайн управленческую отчетность. Как собственнику, вам очень поможет видеть цифровую картину бизнеса, особенно в кризисные времена. В описанной вами ситуации, то, что часть сотрудников отдела давно не выполняет свои показатели, скорее говорит о слабой или неработающей системе контроля показателей бизнеса и оценки эффективности ее служб. Это первый шаг, который я бы рассмотрел внимательно. Понимаю, что бизнес реалии часто оттягивают много времени, но когда речь про реальные потери, стоит уделить этому время и как можно скорее перестроить работу. Прежде всего я бы провел внутреннюю работу - пересмотрел систему мотивации и может быть функционал, провел бы внутреннее расследование причин (может быть невыполнение плана связано с непониманием задач или сотрудники не на своем месте, поговорить и с теми и с другими). Далее варианты тут могут быть разные, например, усилить «отличников» (кто выполняет план) и/или перегруппировать «двоечников» (кто давно не выполняет план) или вообще изменить структуру. Все эти шаги могут вообще избавить от любых сокращений персонала. И финально, я бы посмотрел структуру расходов компании и насколько она оптимальна, какова динамика между отчетными периодами и соотношение выручка/расходы и т.п. Хорошая управленческая отчетность в этом всегда поможет! Тут я описывал несколько своих кейсов, в частности про сокращение фот, плюс инструменты помощи: https://journal.tinkoff.ru/money-in-crisis/ Вообще, очень хорошая практика в любых кризисных ситуациях (и не только в бизнесе) задавать себе неудобные вопросы. Например, - какие решения могли повлиять на ухудшения доходности - оптимальна ли действующая система управления расходами бизнеса - какие инструменты я использую для анализа и контроля показателей бизнеса и часто ли - что я могу сделать прямо сейчас для исправления ситуации (и конечно сразу делать) и т.п. Безусловно, всё это не волшебная палочка, но в комплексе это может также помочь.4
  • Evgeny FrolovАлексей, спасибо за развернутый ответ, будем пытаться все решить!2
  • Olga.ShiplinЗдравствуйте, Алексей! Слышала, что можно сократить налоговую нагрузку, если раздробить бизнес. Когда такой способ оптимизации может быть оправданным? Был ли у ваших клиентов такой опыт оптимизации расходов на налоги? И что тут особенно важно учесть, по-вашему? Речь идет о законных схемах в первую очередь.1
  • ВераАлексей, очевидно же, что вопрошающий не планировать нанимать hr для решения финансовых вопросов. Он планировать нанять одного hr для ведения кадровой работы разных подразделений, а расходы на него между всеми поделить. Совет эксперту: если вопрос кажется глупым - перечитайте)1
  • Алексей ЗахаровOlga.Shiplin, добрый день! Ваш вопрос очень неоднозначный, но крайне актуальный для многих компаний. Как правило, в данном случае, речь идет про использование специальных налоговых режимов и тем самым снижение общей налоговой нагрузки на бизнес. Однако, следует знать, что ФНС уже давно усилило контроль за подобными схемами. И даже если по мнению бизнеса, вы делаете всё правильно, вам все-равно могут задать много вопросов, а иногда и потребовать глубоких доказательств. В правовых базах достаточно много информации об этом и уже есть значительная арбитражная практика с разными примерами. В любом случае, если бизнес все-таки решился на такой шаг, любые действие по созданию новых юр лиц должны иметь под собой максимально экономические обоснования (снижение рисков бизнеса, повышение эффективности управления и т.п.) и четкие деловые цели, бизнес должен быть реальным и иметь подтверждение самостоятельности новых бизнес единиц. Например, что компания обладает своим (не общим для группы) персоналом, своими основными средствами, расположены на разных территориях и т.п. Любая взаимозависимость может быть трактована как негативная характеристика.2
  • Анна НикАлексей, здравствуйте! Можете ли Вы посоветовать литературу по управлению финансами, для новичков? Если есть в этом смысл, потому что может быть Вы посоветуете обратиться к специалисту за серией консультаций, а не изучать самостоятельно. Бизнес у меня в социальной сфере, с 2014 года. Сейчас 30 сотрудников. Все довольно стабильно, но не благодаря, а скорее вопреки финансовым подсчетам))) Бизнес плана не было никогда. Думаю что если бы я большим пониманием относилась к сфере финансов, то мы могли бы масштабировать нашу деятельность, вкладывать финансы в развитии более успешно. Мне хотелось бы самые азы изучить. Спасибо!0
  • Урфин ДжюсУ меня курьерская компания. За прошлые годы мы хорошо выросли и я взял в штат много сотрудников: бухгалтера, администратора, сисадмина и других людей. Но сейчас все больше думаю о том, что мне не всегда выгодно нанимать людей в штат Можете дать тут совет именно с точки зрения финансовой оптимизации - как лучше понять кого именно оставить в штате, а кого перевести на аутсорс? И стоит ли игра свеч ведь говорят, что люди на фрилансе стоят дешевле, но работают настолько хуже, что уж лучше держать свою постоянную команду И бонусом, если можно - что думаете, как сейчас быть с индексацией зарплат? По плану она у нас всегда была в марте, но сейчас все сбилось, и я не понимаю, как с этим быть. Может посоветуете что-то дельное2
  • Алексей ЗахаровАнна, добрый день! Не хотел бы вас разочаровывать, но с вашим бизнес опытом, мне кажется, любое укрепление финансовой грамотности лучше делать прицельно под ваши конкретные запросы. И я бы не стал рекомендовать какие-то конкретные книги, т.к. как показывает опыт, что хорошо для одних, совсем не подходит для других. Мне кажется, оптимальным в вашей ситуации могут быть какие-то курсы от практиков. Я сам, например, многие годы сотрудничаю с разными бизнес сообществами и групповая динамика дает гораздо больше знаний и инсайтов. И, да, мой опыт работы с большим количеством предпринимателей говорит, что масштабирование как раз идет быстрее, когда шаги осознанны и просчитаны, как минимум, в бизнес модели.0
  • Алексей ЗахаровУрфин, добрый день! В целом, ваш вопрос про штат/не штат гораздо шире, чем просто прием сотрудников, т.к. касается скорее стратегии работы компании и управления расходами всего бизнеса. Прежде всего, с точки зрения финансов, я бы разбил такие расходы на 2 части – переменные (относящиеся к изменению объемов услуг) и постоянные или условно постоянные (не относящиеся к изменению объема услуг). Далее, каждый отдельный блок рассмотрел бы внимательно. Удобно это делать в бизнес модели, например, занести максимум параметров в эксель, менять вводные и смотреть на изменение результатов. Логика, приблизительно, такая: к примеру, если вы берете курьера, он напрямую влияет на объем реализуемых заказов. Однако, если объем упадет или вообще исчезнет, для компании это будем грузом. Соответственно, брать такого сотрудника в штат и на оклад можно только при уверенности в определенной загрузке, хотя бы минимальной. При этом, эту загрузку желательно сопоставить с ЗП курьера. Либо, как вариант, если возможно, брать такого сотрудника вообще без оклада, а только на %, тогда и результат не будет утяжелять бизнес. Другая история с офисным персоналом. Это люди из категории постоянных (или условно постоянных) расходов. Вот тут надо считать аккуратнее и внимательнее, т.к. любая ошибка может стоить лишних затрат, а в особо кризисные периоды, и не подъемных. Тут также пригодится бизнес модель. Например, бухгалтер или сисадмин всегда стоит дешевле на аутсорс. Кроме того, не забывайте про существующие сейчас разные системы налогообложения, при внимательном моделировании и это тоже может принести существенную экономию, безусловно, в рамках, законодательства. Кстати, разбив все расходы компании, как я описал выше, и сопоставив их с доходами, вы сможете выйти на понимание точки безубыточности, а это уже серьезная граница, после которой и начинается настоящее развитие и масштабирование. Вот тут я писал про это подробнее: https://journal.tinkoff.ru/cut-costs/ Что касается вообще аутсорса, мой многолетний опыт работы с удаленными, например, бухгалтерами, сисадминами и менеджерами показывает, что в целом сложность только одна – это правильно выстроить бизнес-процессы и точки контроля. Когда эти вещи сделаны, работа, как правило, не страдает. Ваш второй вопрос, по сути, продолжение первого. Как только вы посчитаете картину всех расходов компании и общую результативность бизнеса, ответы (можете или нет, а если можете, то в каком размере и когда), будут наглядны. Хорошая управленческая отчетность всегда легко решает эти вопросы. Надеюсь, мои комментарии вам помогут!1
  • Айгуль БулатоваЗдравствуйте! Для авторизации всех процессов хотим внедрить CRM систему. Как самостоятельно научиться настраивать без вложений?0
  • Алексей ЗахаровАйгуль, добрый день! Смотря какие цели у данного внедрения. Разные CRM могут решать разные задачи. Минимум это должна быть удобная база ведения клиентов, хороший планировщик и т.п. Не все подобные базы предусмотрены для учета финансов и операционного управления компанией, иногда приходится дорабатывать под конкретные задачи, а если такие задачи серьезные, то и доплаты могут быть большие. По моему опыту могу сказать, что перед внедрением лучше всего максимально сформулировать цели и задачи для такой системы. Может получиться, что доп вложений (кроме покупки самой коробки) и не потребуется. Что касается любых настроек, часто в комплекте идут видео курсы или бесплатное сопровождение.1
  • Aлександр КуцегубЗдравствуйте! я владею частным мебельным производством, делаем лофт-мебель на заказ. В последнее время все расходники и материалы растут в цене, иногда не хватает денег с предоплат клиентов на оплату зарплат и покупку материалов. Уровень предоплаты (30%), стоимость изделий и ЗП сотрудников пока не трогал, опасаюсь, что что-то пойдет не так и останусь без сотрудников или клиентов. Как вы думаете, стоит ли для оптимизации пока поднять размер предоплаты? Как на такие меры обычно реагируют клиенты в долгосрочной перспективе? Хотел бы поднять стоимость изделий соразмерно росту цен на материалы, но думаю, что в текущей ситуации это отпугнет клиентов или снизится их количество, что может быть критичным. Следует делать это постепенно или вообще нет никакой разницы? Ну и в целом — на что нужно обращать внимание при оптимизации в первую очередь, когда у тебя совсем небольшой бизнес? Спасибо за внимание)1
  • Сладкий КоржикДобрый день, Алексей!) В целом с бизнесом все нормально, денег хватает, росли последние несколько месяцев. Сейчас наблюдается небольшой спад спроса, заказов, но все пока достаточно стабильно. Главный вопрос для меня состоит в том, что хочется расти дальше, но не знаю, стоит ли сейчас что-нибудь предпринимать или пока просто наблюдать за обстановкой? Личных средств для расширения пока недостаточно, насколько целесообразно в нынешней обстановке брать кредиты на развитие? Какой объем заемного капитала будет безопасным для растущего бизнеса и можно ли как-то это рассчитать? И вообще, может мне кажется, что я стабильно развиваюсь?:) За какими показателями нужно следить кроме оборота, выручки и количества заказов, чтоб вовремя скорректировать возможные просадки? Опыта немного, учусь в процессе)1
  • Алексей ЗахаровAlex, добрый день! Ваше опасение абсолютно справедливо, сейчас многие находятся в такой же ситуации. Однозначного ответа тут нет, скорее варианты. Конечно, если в текущей рыночной ситуации, большинство поставщиков вынуждены повышать цены, и вам рано или поздно придется делать тоже самое. Но тут, на мой взгляд, вопрос способов и приемов. Как финансист скажу, что конечно все изменения нужно максимально глубоко считать. Причем, я бы посмотрел минимум 2-3 варианта сценариев. О сценарном моделировании я писал тут: https://journal.tinkoff.ru/money-in-crisis/. В сценарии, например, можно заложить и возможность снижения предоплат. Как результат, вы сможете увидеть свои возможности, т.е. при каких ценах бизнес в плюсе, при каких в точке безубыточности, а при каких в минусе. Такие расчеты удобно и быстро сделать в эксель, а при любом изменении также быстро пересчитывать. Кроме этого, я бы подготовил схему информирования клиентов об изменениях и, наверное, подумал бы о каком-то новом принципе взаимодействия с ними. Например, составил бы универсальное письмо для текущих клиентов, в котором бы обратился к ним, обрисовал ситуацию и объяснил бы вынужденность повышения цен. Но, как вариант, дал бы какое-то время на переход, в течение которого клиенты смогут купить по старым ценам. Кстати, для бизнеса это может стать временным скачком продаж. А если у компании есть сайт, то прямо там повесил бы объявление о планируемом повышении с кратким пояснением причин (хотя, и так всем всё понятно). Если говорить вообще про оптимизации расходов, прежде всего, всё желательно считать, анализировать и контролировать. В предыдущих комментариях я уже писал про деление расходов на переменные и постоянные, ведение онлайн управленческой отчетности, дисциплину периодической аналитики. Все эти приемы помогут видеть реальную онлайн картину бизнеса и своевременно принимать решения. А главное, заблаговременно до любого (или почти любого) кризиса, быть к нему готовым.1
  • Алексей ЗахаровСладкий, добрый день! Ваши вопросы как никогда актуальны сейчас для многих предпринимателей. Касательно кредитования (особенно, если пока оно не особо требуется), я бы переждал. Причина проста, ключевая ставка слишком высока, а значит любые кредиты очень дороги, а отдавать придется из заработанных. По поводу оценки стабильности бизнеса, прежде всего, крайне желательно вести онлайн управленческий учет и управленческую отчетность (идеально, онлайн), с делением по статьям, группировкой по видам деятельности и типам расходов. Показатели, которые вы перечислили тоже очень важны. Помимо них есть такие виды анализа отчетности, как горизонтальный и вертикальный, факторный. Подробно тут расписывать не буду, главное, это всё дает информацию для более глубокого понимания бизнеса и его перспектив. Например, при горизонтальном анализе можно сравнить динамику выручки и себестоимости за периоды. Если полученные кривые похожи по своему однонаправленному движению, это неплохо, а вот если присутствуют резкие отклонения (например, скачок себестоимости при неизменном движении выручки), это тревожный знак и нужно скорее изучать причины. Также, периодически среди предпринимателей встречаю опасное мнение, что для анализа деятельности компании достаточно одного отчета ДДС (отчет о движении денежных средств). Однако, один этот отчет не дает понимания ни финансового результата, ни структуры активов и пассивов, а это важнейшие показатели бизнеса.1
  • Пётр БусыгинАлексей, как с вами связаться? Заранее спасибо, Пётр 89269325747.0