Как избавиться от страха привлекать инвестиции
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Бизнес
В жизни каждого предпринимателя наступает момент, когда он задумывается о привлечении инвестиций в свой бизнес.
Я Алена Васильева, предприниматель со стажем 11 лет, бизнес-коуч. Свой второй бизнес — офлайн-магазины корейской косметики «Кокос и Мир» я начала с заемных 120 000 рублей и уже через 3 года превратила в сеть с выручкой 50 миллионов в год.
Привлечение денег — великолепный рычаг для роста бизнеса. Пример: у вас есть 1 точка, которая приносит стабильную прибыль (например, ресторан или спортивная студия). В ней налажена система работы, вы можете выделить время на стратегические задачи, но для масштабирования ресурса не хватает. В этом случае инвестиции на открытие еще 5 таких точек:
— в 3-4 раз увеличит вашу прибыль;
— позволит нанять грамотного управляющего;
— освободит вам огромное количество времени на то, что для вас по-настоящему важно.
Инвестициями активно пользуются селлеры на маркетплейсах, владельцы офлайн-бизнеса, образовательные платформы и другие.
Кейс
Мой клиент Владимир Боган пришел в коучинг, когда его 2 студии растяжки в г. Долгопрудном дали откат, прибыль была нестабильной. Мы работали в том числе над целями и уверенностью в них: «Инвестора мне помогли найти. А я уже через серию сессий убедил его со мной работать. Привлек на тот момент за счет системы и уверенности, что готов идти в новую игру». Теперь цель: 15 студий за 3 года в нескольких городах, и сейчас они открыли уже 2 новых.
Для привлечения инвестиций есть масса возможностей: от метода «6 рукопожатий» до венчурных фондов и банковских программ. Все доступно. Важно найти идею, подтвердить результат и составить бизнес-план, благодаря которому вложенный капитал принесет максимальный %. В этой статье мы не будем говорить о том, что и как делать. Можно найти множество материалов в интернете, когда есть искреннее желание роста.
Почему же так мало бизнесов пользуются этим инструментом?
Все начинается с того, как предприниматель мыслит и какие блоки в голове у него есть. Мы разберем 2 самых распространенных страха, которые останавливают предпринимателя от привлечения инвестиций, и выясним, что с ними делать.
Советы
Возьмем среднестатистического предпринимателя, у которого уже есть отлаженный небольшой бизнес. Он хочет масштабироваться. Бизнес-план, в котором видно, как будут работать финансовые вложения, готов. Есть потенциальные инвесторы.
Что же заставляет его откладывать переговоры?
1. Страх масштабироваться.
Мозг диктует закономерную последовательность: я возьму большие деньги, вложу их в бизнес. У меня в разы вырастет ответственность, риски. Оно того вообще стоит? И так ведь нормально, я только начал высыпаться.
2. Страх потерять деньги, не оправдать ожидания инвестора, не суметь расплатиться с обязательствами.
Что делать? Вы можете обратиться к коучу или проработать свои страхи сами.
Упражнение для самостоятельной работы
Выпишите на листок все негативные исходы, которые могут произойти в связи с привлечением инвестиций. Например:
• Боюсь, что не сработает (что конкретно не сработает в плане? Где есть узкие горлышки?).
• Не смогу расплачиваться по обязательствам.
• Буду сильно уставать.
• Мало времени с семьей / на себя.
И так далее. У одного моего клиента вскрылся страх: «Если я привлеку инвестиции и план не сработает, то моя семья окажется в долгах и жена от меня уйдет». То есть, за страхом привлечения инвестиций стоял страх потерять семью!
Когда у вас будет список таких опасений, для каждого спросите:
1) Правда ли это может произойти?
Вычеркните те исходы, в которые не верите. К оставшимся задайте вопросы:
2) Чего именно я больше всего боюсь?
3) Что будет, если это произойдет?
4) Что я тогда буду делать?
5) Что я могу сделать, чтобы предотвратить такой исход?
Напишите несколько вариантов и снижения рисков, и решения ситуаций, если это вдруг произойдет.
Такая практика поможет вам:
• Убрать иллюзорные страхи из головы;
• Продумать более точный план;
• Увидеть, что вы в любом случае найдете выход.
Наглядно проработав ваши страхи, вы сможете начать действовать!
А как быть в том случае, если идея масштабирования радует, но как цель — недостаточно весомая? Наш мозг саботирует действия, направленные на достижение результата, так как его задача — сохранять нас в состоянии определенности и инертности. Если у вас ситуация, когда «лень» масштабироваться, хотя есть возможности привлечь деньги и увеличить доход, задайте себе вопросы на тему «зачем мне расти в доходе?». Через простые вопросы саморефлексии вы поймете, что вас останавливает и как двигаться дальше.
Мой клиент Константин Гурьянов пришел ко мне в коучинг из найма, тогда у него уже был свой магазин на маркетплейсе с чистой прибылью до 200 000 рублей. За время нашей работы он уволился и вырос до 2 миллионов в чистой прибыли за счет привлеченных инвестиций.
Потом он поставил амбициозную цель выйти на миллиард по выручке, и на этом этапе столкнулся с проблемой: «и так хорошо, зачем делать усилия». У него не было до конца понимания, зачем такой большой бизнес, и выявились страхи. Ведь уровень жизни уже не сильно изменится, при этом уровень ответственности вырастет многократно. Мы провели еще буквально пару сессий, и он нашел глубокий смысл для себя в построении большой компании и проработал страх перед масштабом. Сейчас движется к новым вершинам, которых планирует достичь в 2024 году.
Выводы
Подведем итоги. Инвестиции в бизнес — это возможность для выхода на качественно новый уровень жизни. Чтобы уметь ими пользоваться, важно иметь дело, которое уже приносит прибыль, четкий бизнес-план по масштабированию и уверенность в собственных действиях. В последнем случае необходимо работать с собственным мышлением и понимать свои страхи, тогда вы будете «обречены» на успех.