Как я вложилась в коммерческую недвижимость
И насколько это перспективнее, чем сдавать обычную квартиру

Я решила вложить деньги в коммерческую недвижимость вместо жилой.
Я несколько лет сдавала свою однушку на окраине Новосибирска, но устала от низкой доходности и проблем с арендаторами. В результате я продала квартиру и вложилась в нежилое помещение.
В статье расскажу, как я оценивала перспективность района и места покупки, зачем увеличивала мощность энергопринимающих устройств при ремонте и как искала арендатора.
Как я пришла к идее заработка на коммерческой недвижимости
В 2008 году я купила однокомнатную квартиру площадью 36 м² за 1 650 000 ₽ в панельном доме в спальном районе Новосибирска. Большую часть я оплатила сбережениями, немного заняла у родителей, а на недостающую сумму оформила ипотечный кредит.
Я быстро закрыла кредит с помощью субсидии. В тот момент в Новосибирской области работала такая программа: каждому из членов семьи, которые прописаны на одной жилплощади, по закону полагалось не менее 15 м². Если размеры квартиры не позволяли обеспечить каждого проживающего таким метражом, давали субсидию нуждающимся, когда они покупали квартиру. Ее размер — 300 000 ₽.
Общий метраж квартиры моих родителей не позволял обеспечить потребности всех членов нашей семьи. Так что я собрала документы, подала заявление и через несколько месяцев получила субсидию, которой погасила кредит. Дальше я снова начала откладывать деньги на покупку новой квартиры.
В 2013 году мой сын пошел в первый класс, и стало понятно, что надо расширяться. К этому моменту я накопила 2 млн и купила студию размером 51 м². Мы переехали туда с сыном. Мне нужно было придумать, что делать с первой квартирой. Варианты были следующие: сдать, продать или оставить стоять пустой.
Если бы я решила продать квартиру, надо было срочно выбирать, куда направить деньги. Оставлять такую сумму на руках мне казалось опасным, так как при скачках валют можно многое потерять или даже остаться ни с чем. А купить взамен я могла только примерно такую же квартиру. У меня не было денег на более интересный и дорогостоящий вариант, так как я все потратила на новую квартиру и ее ремонт.
Я могла бы просто оставить эту однушку — не продавать и не сдавать. Но тогда пришлось бы платить коммуналку. Это не огромные деньги, но со временем вышла бы приличная сумма.
В итоге я решила сдавать квартиру за 14 000 ₽, что и делала чуть более двух лет. Из этих денег еще около 1500—2000 ₽ уходило на коммунальные платежи. Мои арендаторы постоянно пытались сбить цену. Со временем меня перестали устраивать их жалобы и низкий доход от сдачи, поэтому я решила продать квартиру. К тому моменту я уже накопила 500 000 ₽ и знала, что хочу вложить деньги от продажи в коммерческую недвижимость.
Я выставила свою квартиру на продажу и начала изучать рынок нежилой недвижимости. Я сама разместила объявления на всех рекламных площадках и написала, что продаю жилье без посредников. Спустя 2,5 месяца нашелся покупатель, и я продала квартиру.
У меня на руках оказалось 1 850 000 ₽. Теперь нужно было найти подходящий вариант коммерческой недвижимости.
Как я выбирала помещение
Я уже была знакома с базовыми понятиями экономики и основами бухгалтерии. Но все равно еще раз перечитала теорию, чтобы сориентироваться в принципах расчета финансовых показателей и прибыли. Мне показались не слишком скучными и при этом полезными следующие материалы:
- Л. С. Тарасевич, В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, «50 лекций по микроэкономике».
- Роберт Кийосаки, «Богатый папа, бедный папа».
- Генри Хазлитт, «Экономика за один урок».
Это помогло мне сделать ряд выводов и лучше понять основные термины.
- Например, прибыль и доход — это разные понятия: доход — все деньги, которые я получу в результате продажи товаров и услуг, а прибыль — это доход за вычетом всех расходов на коммерческую деятельность, включая зарплаты сотрудникам и налоги.
- Окупаемость — это отрезок времени, после которого доход от проекта становится равен сумме вложенных денег. То есть срок окупаемости при инвестировании в объект недвижимости будет показывать, сколько необходимо времени, чтобы вернуть потраченные на него деньги.
Вот на какие критерии я ориентировалась при поиске помещения.
Безопасность. У меня был опыт вложений в долгострой: свою первую квартиру я купила в 2006 году, и через полгода дом перестали строить. Спустя много лет его достроили, но очень долго эти деньги были для меня «заморожены». Поэтому я сразу отмела варианты, где степень готовности здания была менее 60%. Хотя цены на начальных этапах стройки ниже, чем при продаже готового объекта, всегда есть риск, что застройщик затянет сроки сдачи или обанкротится.
С готовыми помещениями такого риска нет — после покупки можно сразу получать прибыль от сдачи в аренду. Но приобретать недвижимость на стадии строительства выгоднее, чем на вторичном рынке.
- Например, в 2018 году я покупала коммерческое помещение площадью 58 м² в строящемся доме за 2 900 000 ₽. То есть 1 м² обошелся мне в 50 000 ₽. Дом был готов на 80%: уже строили верхние этажи и начинали работы по внутренней отделке нижних. Мою секцию планировали сдать через 10 месяцев. Когда это произошло, цена за метр выросла до 67 000 ₽, то есть на 34%.
- В готовом доме картина была бы иной. Я могла купить аналогичное помещение за 3 886 000 ₽, что на 986 000 ₽ дороже варианта, который я выбрала, и сразу начать его сдавать. Среднестатистическая арендная ставка в этом районе — 600 ₽ за 1 м², значит, я могла получать от арендатора 35 000 ₽ ежемесячно. Таким образом, за те 10 месяцев, которые я бы выиграла в плане времени, если бы мне не нужно было ждать окончания стройки, я бы заработала всего 350 000 ₽. То есть я потратила бы на покупку готового помещения на 986 000 ₽ больше, но получила бы за это время всего 350 000 ₽. И мне бы не удалось вернуть лишний миллион в полном объеме.
- Получается, что покупать помещения в объектах на стадии строительства выгоднее — даже с учетом того, что нужно ждать окончания работ.
И я еще не беру в расчет ремонт, на который в обоих случаях тоже необходимы деньги. Пока дом строят, есть время подготовиться к нему финансово. Если покупать готовое помещение, нужно сразу где-то брать деньги на ремонт.

Предложения только от застройщиков. Я решила отказаться от услуг агентств, от сделок по переуступке и на вторичном рынке. В сотрудничестве напрямую я вижу больше плюсов:
- У застройщика можно получить рассрочку, в том числе и беспроцентную.
- В сделках напрямую с застройщиком более прозрачные условия и меньше рисков. У подрядчиков бывают более выгодные предложения, но тогда понадобятся дополнительные деньги, чтобы проверить юридическую чистоту.
- Не нужно платить посреднику.
- В проблемных ситуациях сотрудники компании-застройщика чаще более лояльны к своим клиента.
Перспективность объекта. Я составила для себя небольшую шпаргалку с пунктами, которые необходимо учитывать при покупке объекта недвижимости:
- Местоположение.
- Размеры.
- Стоимость.
- Степень готовности.
- Ликвидность.
Если найти привлекательное помещение за небольшие деньги, но неликвидное, в дальнейшем его будет сложно продать. Можно оценить ликвидность без специальных знаний, если задать себе вопрос, как быстро удастся продать это помещение. Основные факторы, которые влияют на ликвидность:
- Местоположение и транспортная доступность.
- Инфраструктура, хотя тут все зависит от целей, для которых вы планируете сдавать недвижимость. В некоторых случаях выгоднее, чтобы инфраструктуры еще не было. Например, если поблизости нет продуктовых магазинов, аптек, парикмахерских, то с большой вероятностью жители этих домов будут в них нуждаться. Значит, найдутся и арендаторы, которым понадобятся площади и помещения.
- Возраст и срок эксплуатации здания: чем новее объект и здание, в котором он расположен, тем ликвиднее помещение.
- Доступность покупки для других. Дорогое помещение продавать сложнее и дольше, чем недвижимость экономкласса. Чем больше людей смогут позволить себе купить ваше помещение, тем оно более ликвидно.
Для первичной оценки недвижимости можно пройтись по этой шпаргалке: чем больше пунктов складывается в пользу выбранного объекта, тем выше его инвестиционная привлекательность.
Если объект привлекателен местоположением и ценой, но, по предварительным расчетам, окупится не раньше чем через 10 лет, то это «долгие деньги». По факту все эти годы придется отбивать вложенные деньги, а заработок в плюс начнется только после этого периода окупаемости.
Поясню на примерах. Мне надо было выбрать из двух коммерческих объектов один. Если бы мне не хватало денег, то я взяла бы кредит.
Как я сравнивала два коммерческих объекта при покупке
Первый вариант | Второй вариант | |
---|---|---|
Местоположение | Место с хорошей инфраструктурой и перспективами развития | Спальный район Новосибирска |
Материал дома | Кирпичный дом | Дом экономкласса |
Где располагалось помещение в доме | На первом этаже с высокими потолками | На цокольном этаже |
Цена | 7 млн рублей | 2,74 млн рублей |
Средняя арендная ставка в этом месте | 80 000 ₽ | 40 000 ₽ |
Доход в год | 960 000 ₽ | 480 000 ₽ |
Срок окупаемости | Более 7 лет | 5,7 года |
Как я сравнивала два коммерческих объекта при покупке
Местоположение | |
Первый вариант | Место с хорошей инфраструктурой и перспективами развития |
Второй вариант | Спальный район Новосибирска |
Материал дома | |
Первый вариант | Кирпичный дом |
Второй вариант | Дом экономкласса |
Где располагалось помещение в доме | |
Первый вариант | На первом этаже с высокими потолками |
Второй вариант | На цокольном этаже |
Цена | |
Первый вариант | 7 млн рублей |
Второй вариант | 2,74 млн рублей |
Средняя арендная ставка в этом месте | |
Первый вариант | 80 000 ₽ |
Второй вариант | 40 000 ₽ |
Доход в год | |
Первый вариант | 960 000 ₽ |
Второй вариант | 480 000 ₽ |
Срок окупаемости | |
Первый вариант | Более 7 лет |
Второй вариант | 5,7 года |
Это грубые расчеты без налогов и коммунальных платежей, но они позволяют увидеть, что второй вариант выгоднее. Чтобы его купить, нужно в два раза меньше денег, а значит, можно обойтись без займов и кредитов. И тогда не будет дополнительных расходов в виде процентов. Окупится он тоже быстрее. И я выбрала этот вариант.
Размеры помещения. Я обратила внимание на этот фактор по двум причинам:
- На рынке нежилой недвижимости цена 1 м² начиналась в среднем от 50 000 ₽ — не слишком дорого. Но коммерческие площади обычно продают большим метражом, поэтому общая стоимость объекта переваливала за 4 млн. Мне попадались помещения и по 30 000 ₽ за 1 м². Но они были в отдаленных районах, которые меня не устраивали.
- В Новосибирской области с 2011 года действует закон, который обязывает предприятия, торгующие в розницу алкогольными напитками, иметь минимальную общую площадь не менее 50 м². Я рассматривала в качестве потенциальных арендаторов мини-маркеты и пивные магазины, поэтому это было важно.
Исходя из этих параметров, я выбрала помещение площадью 70 м² на цокольном этаже. Объект в цоколе сложнее сдать, потому что по закону в подвалах запрещены некоторые виды деятельности. Список большой, приведу основные:
- Ночные клубы или подобные им заведения.
- Производства, где есть шумное оборудование или выделяются запахи.
- Стирки, химчистки и прачечные.
- Бюро ритуальных услуг.
- Бассейны, сауны, парные.
- Медицинские центры.
- С 2021 года в цоколе запретили открывать детские развивающие центры.
В идеале я хотела купить торговый зал на первом этаже, но цена отличалась более чем на полмиллиона рублей. В итоге я выбрала дом с высоким первым этажом. За счет этого цоколь находился не в подвале, а чуть ниже уровня земли. В помещении были полноценные окна, выходящие на улицу, а также достаточно много естественного света.

Таких помещений, как мое, в доме было несколько, и в будущем это могло создать конкуренцию на рынке аренды. Но я посчитала, что 17-этажному пятиподъездному дому, где больше тысячи квартир и который расположен обособленно от торговых центров, потребуется развивать собственную инфраструктуру. И арендаторы будут открывать в таких помещениях магазины, парикмахерские, салоны красоты и кофейни.
Помещение стоило 2 740 000 ₽. У меня было 1 850 000 ₽ от продажи квартиры, я добавила 500 000 ₽ из своих сбережений, а на недостающие 390 000 ₽ оформила беспроцентную рассрочку у компании-застройщика на 6 месяцев.
В мае 2016 года я оформила договор купли-продажи. Срок сдачи дома по договору назначили на октябрь 2016 года, то есть через полгода. Я рассчиталась со строительной организацией — и дом как раз начали сдавать в эксплуатацию.

Оформление в собственность
Осенью 2016 года меня пригласили на просмотр помещения. Также нужно было составить акт приемки-передачи. На момент приемки объекта я оценила качество стен, потолка и прокладки коммуникаций как удовлетворительное. Если бы это была квартира, возможно, я бы потребовала от застройщика устранить часть недостатков. Но я понимала, что помещение для технических нужд не должно быть в идеальном состоянии. И чем быстрее я подпишу акт сдачи-приемки, тем скорее смогу сдать его в аренду.
Процедура оформления коммерческого помещения такая же, как и жилого. Я получила выписку из Росреестра и заключила договор на оказание услуг по обслуживанию с управляющей компанией и ресурсоснабжающими организациями, которые обеспечивают дом электроэнергией, отоплением, горячей и холодной водой.
Тарифы для нежилых помещений могут отличаться от тарифов для жилых. Например, в моем случае доступ в интернет и электроэнергия были дороже: провайдеры считают коммерческие площади источником прибыли и, следовательно, предлагают собственникам такой недвижимости платить больше. Мое помещение было в цоколе и с отдельным входом, я не пользовалась лифтом и лестничными площадками в доме, но ежемесячно платила за них наравне с остальными жильцами, без каких-либо перерасчетов.

Ремонт
Теперь мне нужно было сделать ремонт, чтобы сдавать помещение в аренду. Поскольку я потратила все деньги на покупку, на ремонт практически ничего не осталось. Я не могла платить бригаде рабочих, поэтому по рекомендации подруги наняла ее знакомого — мастера, который занимался ремонтом, отделкой и прочими сопутствующими работами.
Потолки. В зависимости от строительного проекта, потолки подвальных и цокольных помещений могут быть как очень высокими, так и плачевно низкими. У меня был не худший вариант — 2,5 метра, как в среднестатистической квартире. По этой причине пришлось отказаться от более стильной и удобной, на мой взгляд, потолочной системы «Грильято» — модульной системы решетчатых блоков с хорошей вентиляцией. Ее легко монтировать, и есть быстрый доступ к коммуникациям под потолком. Но если поставить ее на невысоких потолках, она «съест» пространство.
Я не хотела выравнивать и красить потолок: на нем были большие неровности, вышло бы дорого. Устанавливать натяжной потолок было рискованно: он мог не сочетаться с видом деятельности будущего арендатора. Если бы им оказалась пекарня или другое пищевое производство, при такой высоте помещения материал натяжных потолков быстро пришел бы в негодность. А еще он мог создать риск возникновения пожара. Помимо этого, цокольный этаж могут затопить — тогда потребуется ремонт или замена потолочного покрытия.
В итоге я остановилась на обычном «Армстронге» — это самая распространенная система подвесных потолков из минеральной плиты. Его можно быстро установить, он скрывает все дефекты и грязь на основном потолке, а в случае потопа есть возможность легко и дешево заменить пришедшие в негодность отдельные плитки.
- 34 600 ₽
- я потратила на потолок «Армстронг» и потолочные лампы


Коммуникации. Кроме труб и проводов под потолком вдоль некоторых стен проходили и другие коммуникации, которые обычно располагаются в технических помещениях. Оставлять их на виду было неэстетично. Был вариант сделать перегородки из гипсокартона от пола до потолка, но это сократило бы полезную площадь комнат.
Я выбрала компромиссный вариант: спрятать трубы в подвесные короба из гипсокартона и вмонтировать туда люки, чтобы в случае аварий к ним был доступ.
Стены. Остальные стены я решила тщательно не выравнивать, а минимально оштукатурить и поклеить обои. Во-первых, бетонные блоки, из которых построили дом, довольно ровные, а во-вторых, я посчитала, что выводить идеальные стены — это потеря времени и денег, так как будущий арендатор с большой вероятностью поставит вдоль них мебель или оборудование.
- 8300 ₽
- у меня ушло на обои
Санузел был совмещенный и совсем небольшой — всего 2 м². Придумывать и реализовывать там особый дизайн затруднительно, поэтому я обошлась минимумом: купила унитаз, раковину на постаменте и зеркало. Стены в целях экономии обшили стеновыми панелями. Я рассудила, что для начала этого будет достаточно, а если в дальнейшем понадобится более стильный и современный ремонт, то можно демонтировать панели и облицевать стены керамической плиткой.

Кондиционер. Я периодически приезжала на объект, чтобы отдать мастеру деньги и материалы, а также проконтролировать ход ремонта. И в какой-то момент заметила, что в помещении бывает душно. Возможно, из-за того, что оно находилось в цоколе, воздуха было недостаточно или он плохо циркулировал. И я задумалась об установке кондиционера.
Но для этого мне нужно было получить разрешение от управляющей компании и не выйти за рамки запланированного бюджета.
Сначала УК отказала мне в установке кондиционера: сотрудники заявили, что снаружи он будет нарушать конструкцию здания и мешать жильцам первого этажа. Тогда я направила в УК запрос, чтобы мне разрешили разместить внешний блок не на стене, а на полу в нише возле одного из моих окон. Такой вариант мне согласовали.
Я нашла на «Авито» б/у кондиционер за 18 000 ₽. Внешне и на практике разница между новым кондиционером и бывшим в эксплуатации не слишком заметна, зато тот факт, что он есть, мог повысить привлекательность моего объекта для арендатора.
Электрика. Я не стала ничего делать с электрической разводкой и розетками: их количество и расположение было вполне сносным. К тому же сложно предсказать, понадобятся ли будущему арендатору дополнительные розетки и в каких местах, поэтому я оставила все как есть.
Чтобы расширить круг возможных арендаторов, я решила подать документы в организацию, которая обеспечивала установку, эксплуатацию и надзор за электрическими сетями. Мне нужно было увеличить максимально возможную мощность энергопринимающих устройств с 3,7 кВт до 15 кВт.
- 15 кВт
- мощность энергопринимающих устройств в моем помещении
Некоторым арендаторам нужна небольшая энергонагрузка — например, магазину одежды, товаров для животных или пункту выдачи заказов. И той мощности, что у меня была, им бы вполне хватило. Но продовольственному магазину, который хранит продукты в больших холодильниках, или пекарне, как и любому другому производству, нужно большое количество электроэнергии. И моих 3,7 кВт было бы недостаточно.
Я доверила этот вопрос фирме-посреднику. Она подготовила документацию, все согласовала, и мне увеличили мощность. Технические моменты заняли мало времени, но на оформление документов и согласование ушло почти 4 месяца. За этот этап я заплатила 16 500 ₽.
Материалы и процесс. Все строительные материалы — грунтовку, шпатлевку, цемент, крепежные элементы и прочее — приобретал рабочий, который занимался ремонтом. Я давала ему деньги, а он отчитывался по чекам. Подбором и покупкой отделочных материалов — сантехники, напольной плитки, обоев, потолков и светильников — я занималась сама.
Из-за долгого процесса увеличения мощности я не слишком торопила мастера, хотя он нарушал оговоренные сроки. Сначала он обещал закончить ремонт за 1,5 месяца, потом продлил срок еще на месяц, затем работы затянулись из-за новогодних праздников.
Когда у меня на руках оказался полный комплект технических разрешений, а помещение все еще не было готово, пришлось возобновить переговоры с мастером и поставить ему более четкие сроки. Я не заключала с ним письменный договор, поэтому пришлось рассчитывать только на его порядочность. За все работы я заплатила ему 115 000 ₽.
Этот опыт позволил мне осознать две свои главные ошибки в части ремонта:
- Им должны заниматься минимум два человека. Даже если это будет дороже, все равно это выгоднее, так как существенно экономит время, а в итоге — и деньги.
- Любые договоренности нужно закреплять на бумаге. Не стоит стесняться предлагать заключать договор, даже если ремонт делает друг или знакомый знакомых. Это же правило касается расписок о выполненных работах, товарных чеков и чеков об оплате услуг. В дальнейшем это поможет сберечь нервы и восстановить справедливость в случае конфликтов и недопониманий.
Потратила на ремонт помещения — 329 000 ₽
Работа мастера | 115 000 ₽ |
Стройматериалы | 44 400 ₽ |
Входные и межкомнатные двери | 41 300 ₽ |
Потолок «Армстронг» и потолочные лампы | 34 600 ₽ |
Керамогранит на пол | 31 000 ₽ |
Кондиционер б/у | 18 000 ₽ |
Увеличение мощности до 15 кВт | 16 500 ₽ |
Обои | 8300 ₽ |
Демонтаж кирпичной перегородки | 7500 ₽ |
Электрический счетчик «Меркурий» | 7000 ₽ |
Сантехника — унитаз и раковина | 5400 ₽ |
Потратила на ремонт помещения — 329 000 ₽
Работа мастера | 115 000 ₽ |
Стройматериалы | 44 400 ₽ |
Входные и межкомнатные двери | 41 300 ₽ |
Потолок «Армстронг» и потолочные лампы | 34 600 ₽ |
Керамогранит на пол | 31 000 ₽ |
Кондиционер б/у | 18 000 ₽ |
Увеличение мощности до 15 кВт | 16 500 ₽ |
Обои | 8300 ₽ |
Демонтаж кирпичной перегородки | 7500 ₽ |
Электрический счетчик «Меркурий» | 7000 ₽ |
Сантехника — унитаз и раковина | 5400 ₽ |
Поиск арендатора
Параллельно с ремонтом я искала арендатора: разместила объявления на онлайн-сервисах НГС, «Авито» и «Коммерческая недвижимость Новосибирска». Среднерыночная арендная ставка для этого района — 600—700 ₽ за м². Я указала в объявлении стоимость месяца аренды — 45 000 ₽, то есть 633 ₽ за 1 м².
Звонков было много, 30% интересующихся приезжали посмотреть объект. Одних не устраивала цена, других — планировка, третьи просили, чтобы я сдала им только часть помещения. Но мне не хотелось дробить объект и заключать несколько договоров с разными юридическими лицами и предпринимателями.
Однажды появился человек, который хотел снять мое помещение под продовольственный магазин франчайзинговой сети. Такой долгосрочный, платежеспособный и неторгующийся арендатор был бы идеальным вариантом для моего мини-бизнеса, но сотрудничество у нас не сложилось. Он не хотел рисковать и отказывался заключать договор, пока я не получу все разрешения на присоединение к электрическим сетям.
Вскоре ко мне обратился другой арендатор, который искал место под магазин формата «у дома». И хотя у меня еще не было полного пакета документов и ремонта, он был готов заехать в помещение в ближайшее время. Правда, был один нюанс: он предложил снизить плату за месяц на 4500 ₽.
Я посчитала, что более низкая прибыль со стабильным партнером привлекательнее, чем возможный простой помещения или часто сменяющиеся арендаторы. Преимущества перевесили — и я сдала объект под небольшой продуктовый магазин с разливными напитками.


Мы заключили договор на два года с последующей пролонгацией еще на такой же период с арендной ставкой 40 500 ₽. Получалось, что 1 м² обходился арендатору в 570 ₽ в месяц.
- 40 500 ₽
- я получаю за аренду помещения
Мы предусмотрели, что я получаю деньги за аренду 10 числа каждого месяца переводом на банковскую карту. Воду и электричество съемщик оплачивает мне по счетчикам, а я через личный кабинет перечисляю эти деньги ресурсным организациям.
Помимо сроков и стоимости, мы прописали в договоре ответственность арендатора за содержание и эксплуатацию помещения. Если что-то случится по его вине, например потоп, пожар или другие повреждения, то он обязан ликвидировать последствия и все восстановить за свой счет.
Чтобы не оказаться в ситуации, когда арендатор неожиданно ставит меня перед фактом, что он съезжает и нужно срочно искать ему замену, я предусмотрела порядок досрочного расторжения договора. Если он захочет съехать раньше обозначенного срока, то должен письменно предупредить меня за три месяца до даты окончания сотрудничества. Я тоже могла досрочно расторгнуть договор, если бы арендатор стал систематически задерживать платежи, причинять ущерб помещению или использовать его в целях, которые мы не оговорили заранее.
Арендатор заключил со мной договор как ИП. В тексте были типичные пункты, которые используют для договоров аренды, например:
- Данные участников договора и их реквизиты.
- Описание того, сколько, как и за что платит арендатор.
- Права и обязанности каждой из сторон.
- Ответственность и штрафы за нарушение условий договора.
- Описание и схема объекта недвижимости.
- Порядок передачи и приемки помещения.
Я сама составила предварительный текст документа. За основу взяла договор, который заключала как арендатор, когда снимала офис в бизнес-центре. Когда основная структура была готова, я обратилась к знакомой девушке-юристу. Она за 2000 ₽ проверила мой договор на ошибки и проследила, чтобы все мои интересы были соблюдены.
После этого я со спокойной душой подписала договор. Поскольку договор аренды недвижимости на срок дольше 12 месяцев подлежит государственной регистрации, арендатор зарегистрировал его сам в Росреестре.







Подсчет прибыли
Я бы предпочла сдавать свое помещение по более высокой цене, но даже при такой арендной ставке за 4 года оно принесло мне почти 2 млн. Этого не произошло бы, если бы я продолжала сдавать свою однушку за 14 000 ₽ в месяц.
Для подсчета прибыли нужно учесть все расходы на коммунальные услуги и налоги.
Коммунальные услуги. Текущее содержание — отопление, водоотведение и ГВС на содержание общего имущества, канализационные стоки и прочее — оплачиваю я, а воду и электричество с учетом фактического потребления — арендатор.
Начисления в платежках каждый месяц отличаются, поэтому я беру для расчетов общую сумму за этот период. За все время я потратила 106 000 ₽. Я плачу управляющей компании и ресурсным организациям онлайн через личный кабинет.


Посчитаю чистую прибыль без налогов, которую я получила от сдачи нежилого помещения на сегодняшний день за 4 года:
- 1 944 000 ₽ − 106 000 ₽ = 1 838 000 ₽.
Про налоги я напишу отдельно. Но даже если платить налоги по максимальной ставке 13% как физлицо, то есть в моем случае было бы 252 000 ₽ в год, все равно выгодно. Согласно приведенным расчетам, можно предположить, что еще 3 года — и сумма, которую я потратила на приобретение, полностью вернется. Таким образом, срок окупаемости моего объекта составит 7 лет.
Налоги
Есть несколько вариантов, как уплачивать налог на коммерческую недвижимость.
Открыть ООО. Тогда можно платить по пониженной ставке налога на доход для юридических лиц — например, для ООО это 6% от дохода. Но, если открывать ООО, нужно вести документооборот, подавать отчетность в пенсионный и страховой фонды.
Платить налог как физлицо. Ставка — 13%. Но суды склонны считать сдачу в аренду нежилой недвижимости предпринимательством. Об этом есть в Письме Минфина от 01.09.2020 № 03-07-14/76526.
Если налоговая инспекция заинтересуется физлицом, которое сдает помещение в аренду, то могут назначить административный и налоговый штрафы, а также доначислить НДС.
Если доходы за аренду превысят 2,25 млн рублей, санкции еще серьезнее.
Еще этот вариант плох тем, что если использовать помещение в коммерческой деятельности, то нельзя будет при его продаже вычесть из доходов расходы на приобретение. И нет минимального срока владения — три года или пять лет с даты приобретения, — после которого выручка от продажи полностью не облагается НДФЛ.
Стать самозанятой. Когда ввели экспериментальный налог на профессиональный доход для самозанятых, я планировала на него перейти. Тогда я могла бы платить всего 6%. Но я все детально изучила и выяснила, что применять самозанятость могут только физлица и предприниматели, которые сдают в аренду жилую недвижимость. Нежилая не соответствует обязательным условиям, поэтому я продолжаю платить налог на доход.
Оформить ИП. За счет этого можно снизить ставку налога на доход до 6%, но тогда появляются обязательные взносы, которые нужно перечислять за себя как за предпринимателя: в пенсионный фонд, на медицинское страхование и прочее — за год набегает около 50 000 ₽. Еще нужно регулярно сдавать отчетность.
Оптимально зарегистрировать ИП до покупки помещения и выбрать систему налогообложения: УСН «Доходы минус расходы» или «Доходы» либо патент.
Если учитывать на «доходно-расходной» упрощенке стоимость помещения в год покупки, которую можно полностью вычесть из заработков, то за этот год можно заплатить лишь 1% минимального налога. А убыток можно перенести на следующие годы и снова заплатить 1% от доходов. И так до тех пор, пока убыток не исчерпается.
Патент на сдачу ИП в аренду нежилого помещения площадью 50 м² в Новосибирске на 2021 год стоит 30 000 ₽. Если арендная плата за год меньше 3 млн рублей, платить 1% минимального налога на доходно-расходной УСН в первые пару лет выгоднее. Но и хлопот побольше. С патентом проблем меньше.
Еще при любой системе налогообложения ИП платит за себя страховые взносы. На «доходно-расходной» УСН их включают в расходы, а на «доходной» упрощенке и патенте — вычитают из налога.
Сложности
Получать пассивный доход приятно, но не все бывает гладко: случаются как мелкие бытовые поломки, так и форс-мажорные обстоятельства, которые требуют оперативного вмешательства. Так, когда перегорают лампочки или засоряется канализация, арендатор ремонтирует это своими силами и за свой счет — я не компенсирую ему вызов сантехника. Но когда сломалась входная дверь и арендатор не мог попасть в помещение, я возместила все расходы. Срочный вызов специалиста и замена замка обошлись мне в 4000 ₽.
- 4000 ₽
- я потратила на замену замка у входной двери и срочный вызов специалиста
Когда в первый год работы магазина наступила зима, выяснилось, что на ступеньках перед входом намерзает лед и ходить по ним очень скользко. Арендатор предложил установить поручни и антискользящие рейки на крыльце. Расходы на их приобретение и монтаж мы разделили пополам.
Происходили и более серьезные ситуации. Однажды в разгар новогодних праздников нас затопило — арендатор обнаружил мокрые стены и огромные лужи воды на полу. В тех местах, где стекали струи воды, отклеились обои, потолочная плитка размокла, а на входной двери и оконных откосах застыли куски льда, так как в то время температура была ниже −30 °С. Мне срочно пришлось прервать свой отдых и ехать на объект. По пути я позвонила в диспетчерскую и сообщила о затоплении. Уже на месте мы с представителями УК составили акт осмотра помещения, в котором указали, к каким повреждениям привела авария.


Арендатор не мог работать в таких условиях, и для него это означало простой бизнеса и упущенную прибыль. Два дня мы сушили помещение, меняли поврежденную плитку на потолке и фрагменты обоев. За эту заминку в том месяце я снизила арендную плату на 5000 ₽.
Сразу после этого случая я оформила доверенность на юриста. Теперь он имеет право представлять мои интересы в различных организациях, в том числе в УК, если я физически не смогу быть рядом.
Как инвестировать в нежилую недвижимость
- Сначала стоит разобраться в основах бухгалтерии и базовых экономических терминах. А по всем спорным вопросам консультироваться с юристами и другими специалистами.
- Лучше покупать объект напрямую у застройщика. Но следует его проверить, а также получить все данные о земельном участке, на котором расположен объект.
- Помещение, которое вы покупаете под сдачу, нужно оценить по нескольким критериям и проанализировать коммерческие показатели: доходность, ликвидность, срок окупаемости.
- Выгоднее всего приобретать объекты на стадии строительства: в этом случае цена квадратного метра наиболее привлекательная и есть варианты рассрочек, которые можно получить непосредственно у застройщика.
- Когда объект построят, следует подумать, какому арендатору и бизнесу может быть интересно такое помещение. И исходя из этого делать дизайн-проект и вкладываться в ремонт.
17.08.21, 07:32
☑ разобраться в коммерческой недвижимости
☑ купить коммерческую недвижимость
☑ сделать ремонт и сдать коммерческую недвижимость
☑ написать статью в Т-Ж
☒ понять что такое пассивный доход
17.08.21, 18:26
really, благодарю за интерес к статье. Приятно, что вы очень внимательно ее прочитали
18.08.21, 04:44
Никогда не знал, что Роберт Кийосаки имеет отношение к бухгалтерии. А по недвижимости он спец да, сын губернатора штата, закончивший престижный универ, в 50-е годы бума недвижимости, на заёмные у друзей банкиров деньги наспекулировал на свой "первый миллион". А потом книжку написал и она принесла ему в разы больше 😁
Кийосаки - первый инфоцыган, ещё до Белфорта.
18.08.21, 18:49
Дмитрий, спасибо за интерес к статье, но вообще-то я полагала, что будет обсуждение именно целесообразности вложения в коммерцию (или отсутствию таковой)
Дискуссия по поводу Кийосаки меня несколько удивляет. Это же лишь МОЙ список литературы. Кто не хочет, тот не читает. Колхоз - дело добровольное )
21.08.21, 23:23
Светлана, на мой взгляд, тут всё просто... если у человека много бабла и он в этом разбирается - пусть занимается. Если бабла немного или он в этом не разбирается (а бабла при этом много), то лучше обойти эту тему стороной. Купить недвижимость всегда легче чем её потом продать, любую недвижимость.
18.08.21, 06:01
Светлана, Вы большая молодец! Безусловно, это более выгодный вариант по сравнению со сдачей квартиры. Чтобы увеличить доходность, всё-таки выгоднее перейти на ИП при УСН 6% без сотрудников. В этом случае сумму налога УСН можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов. В этом случае вы оплачиваете в год 116,6 тыс. налогов и сборов. Это обязательные страховые взносы 40874 и 1% в ПФР с выручки, превышающей 300 тыс.в вашем случае это 16440 ((1944000-300000)*1%). Сумма УСН к оплате за год 1944000*6%-40874-16440=59326 р. Кроме того, при УСН вы не платите налог на имущество с этого помещения (если этот объект не включен в отдельный перечень, публикуемые на сайте минземимущества Новосибирской области). В Вашем случае отчётность сдается раз в год - это налоговая декларация. Можете сдать сами, можете привлечь бухгалтера раз в год. За составление и отправку такой декларации обычно берут 5-7 тыс. Зато экономия по налогам у вас будет в районе 130 тыс в год:)
18.08.21, 18:59
Анастасия, спасибо Вам огромное , что так подробно все расписали! Чувствуется, что ваш отклик - от чистого сердца !
Если вы бухгалтер - я бы хотела ваш контакт))
23.08.21, 05:12
Анастасия, как получается сумма усн к оплате за год 59326? Вы взяли 1944000 доход за 4 года, а уменьшаете 40874 рублей это сумма только за один год взносов, а 16440 опять опс 1% это за 4 года
23.08.21, 05:18
Получается за год доход 486000 рублей. 13% это 63180 рублей
Если вы ип 6%, то взносы 40874 руб + 1% это получается 1860 рублей за год.
Всего взносов 42734 руб.
Налог 6% от 486000 это 29160 рублей. Эта сумму вы не оплачиваете, так как она полностью покрывается взносами.
То есть за год вы заплатите 42734 рублей.
Выгода как ИП 63180-42734= 20446 рублей за год
19.01, 14:40
василиса, хоть кто то адекватно все расписал.
19.01, 14:39
Анастасия, Кто вам сказал, что она не будет платить налог на имущество??? У меня 3 помещения и я со всех плачу! Сказки не рассказывайте и не вводите людей в заблуждение
18.08.21, 18:46
Павел, мне, безусловно, приятно, что Вас не оставила равнодушным моя статья. Пожалуй, я не буду следовать вашему примеру и «тыкать», а продолжу обращаться на «Вы» (простите - дурное воспитание (с))
Если вы не заметили, я и сама обращаю внимание в тексте на собственные промахи, так как это не статья о том «Смотрите какая я молодец - я все сделала идеально», а о моем первом опыте и о том, как я набивала на этом шишки. (Кстати, это был первый блин, следующие идут лучше. Но об этом напишу в другой раз)
- Когда все этапы пройдены другими людьми и со стороны можно было понаблюдать и сделать выводы;
- Когда вы видите насквозь ошибки других;
- когда Вам предлагается буквально готовое пособие «как не надо делать и как сделать лучше» - что ж, берите и пользуйтесь, мне не жалко))
Самый лучший способ раскритиковать чью-то работу - сделать эту работу лучше. Будете ли вы это делать или продолжите писать комментарии ???
18.08.21, 18:24
Н, отличный комментарий! Когда вы напишете свою статью, в ней могут фигурировать юристка, инженерка, риэлтерка или кто-то ещё. Жаль, что это не ваш материал и вы не можете подкорректировать его на свой вкус...
17.08.21, 14:51
Автор крутой! Сама задумываюсь о покупке коммерческой недвижимости, когда будет возможность.
17.08.21, 17:12
Алиса, спасибо! Надеюсь, у вас все получится!
19.08.21, 06:14
Светлана, при договоре аренды между физ.лицом и ИП, последний являтся налоговым агентом и именно он обязан согласно НК подавать декларацию за вас и оплачивать НДФЛ. В вашем случае явное нарушение НК и могут быть вопросы со стороны налоговой.
Кроме этого сдача в аренду нежилых помещений физ.лицом имеет большие ограничения и может быть расценено как незаконное предпринимательство со всеми вытекающими. Обязательно обратите на это внимание чтобы потом не быть в шоке.
Регистрация как ИП несёт за собой самую большую проблему в том, что при дальнейшей продаже данного помещения вы с суммы сделки заплатите 6%. Никакие вычеты и сроки пользования в данном случае не действуют. Также как и тот факт что вы приобретали имущество как физ.лицо.
Вы ещё забыли про ежегодный налог на имущество. А на нежилые помещения ставки данного налога в разы выше чем на жилые.
19.08.21, 18:56
Питерский, " при дальнейшей продаже данного помещения вы с суммы сделки заплатите 6%." -- А Разве физлицо не платит с продажи 13 проц? при дальнейшей продаже данного помещения. Разбирали в налоговой - получается за этот налог надо 2 года как бы бесплатно сдавать.
23.08.21, 14:52
Евгений, если объект использовался для деятельности ИП на УСН 6%, то платится налог со всей полученной суммы
23.08.21, 17:09
Evgeny, Так он платится и физлицом, 13 %, если использовался для комм. деятельности. Суды удовлетворяют требования ФНС в таких случаях. Исключения - когда у них нет доказательств такого использования, нет копий договоров аренды, а у физлица есть доказательства использования исключительно в личных целях, - личная библиотека, мастерская - только для себя, и т.д. В обзоре судебной практики, ФНС очень редко получает отказное решение суда.
23.10.21, 08:45
Евгений, сдача в аренду помещения под коммерческую деятельность должна вестить через ЮЛ. При продаже налог будет да, от полученного дохода. А если помещение на физ лице, так ещё к 13% могут начислять ещё 20%. Доказать, что помещение использовалось под коммерческие цели очень просто, спрашиваем любую бабульку, которая живёт в доме и вот вам вся правда.
23.10.21, 10:00
Anastasia, На судебном заседании даже если ФНС вытащит эту бабульку туда, ее показания против моих ничего не стоят. Нет подтверждающих документов. Я же писал про обзор судебной практики. При отсутствии в ФНС договора аренды, и имея акт осмотра помещения от УК, где написано про библиотеку, суд отказывал ФНС. Вот вам и вся правда.
23.10.21, 10:58
Евгений, ваши статьи я не читала, а вот живых реальных людей знаю, которые получили письма счастья и никакой суд им не помог
24.10.21, 07:18
Anastasia, Если действительно знаете этих живых людей, дайте номера их судебных дел, если они действительно судились, в чем я сомневаюсь. А если и судились с отказом, значит у ФНС были доказательства в виде договоров, но никак не в виде бабульки.
20.08.21, 17:21
Питерский, Андрей , спасибо за Ваш интерес к статье и замечания. Насчёт первого я уточню, не слышала об этом ранее
При продаже помещения я должна буду оплатить налог с дохода, то есть если продам дороже, чем покупала его. А при нахождении объекта недвижимости в собственности более 5 лет, по-моему, физ лицо освобождается от уплаты налога
Ежегодный налог на имущество в моем случае составляет менее 3 тыс рублей, поэтому я не стала упоминать его в расчётах
12.09.21, 09:36
Светлана, налог с продажи платить придется в любом случае. Коммерческая недвижимость не освобождается от налога с продажи, а сумма покупки объекта не снижает налоговую базу (стоимость с которой считают налог). С точки зрения уменьшения налога, как с дохода, так и с продажи, лучше сдавать помещение через ИП.
01.10.21, 18:03
Куперман, спасибо Вам за обратную связь и комментарии по теме !
23.08.21, 08:49
Светлана, "....при нахождении объекта недвижимости в собственности более 5 лет, по-моему, физ лицо освобождается от уплаты налога..." Ключевое слово - "по-моему." Посмотрите обзор судебной практики. И второе - откуда информация "...если продам дороже, чем покупала его." ?
20.08.21, 05:13
Такая большая работа проделана и в итоге открылась еще одна пивнушка :( Печально...
20.08.21, 17:23
Роман, отчасти да. Но это рынок: спрос рождает предложение...
18.08.21, 04:41
Очень интересно, познавательно. Вы- большая умница.
18.08.21, 18:47
Виктория, благодарю за Ваш интерес и отклик !
19.08.21, 12:45
Браво автору в том, что пыталась изучить хоть какие то элементарные экономические понятия, начала отличать доход от прибыли. Даже это , среди массы "инвесторов", крайняя редкость. Не говоря уже о понятии себестоимости. Инвестиции в коммерческую недвижимость ,в целом, сейчас чуть более выгодны. При грамотном выборе. Однако же , как многие знают, инвестировать в недвижимость вообще далеко не лучший вариант. Есть более выгодные и более спокойные варианты.
17.02.22, 21:11
Андрей, это какие варианты? Мы на протяжении многих лет инвестируем в комнедвигу, и все ровно!
19.08.21, 18:58
Павел, А вы сами покупали готовое помещение с торгов по банкротству?
18.08.21, 15:14
Pavla, кто о чем, а феминистки про мезогинию? Не существует профессии "юристка". Эта профессия называется юрист, и неважно, какого пола сам (или сама) юрист. Так же, как не существует должности "директорша" или "директриса", есть только директор.
18.08.21, 19:01
Елена, благодарю за обратную связь!
Насколько мне известно, при сдаче нежилых помещений невозможно уплачивать налог как самозанятый, так как этот вид налогоообложения распространяется только на жилые
17.08.21, 18:53
Идея хорошая! Рад, что у вас дело хорошо идет.
Я для себя считал выгодность покупки жилого помещения для сдачи в аренду. Понял, что мороки будет много, риски большие. Решил, что лучше REIT — ликвиднее и надежнее.
17.08.21, 20:17
Платить 13% НДФЛ вместо 6% как ИП - это фиаско, на мой взгляд. Взносы за ИП идут не отдельно, а в счёт 6% налога. Отчётность (декларация ИП)? - так как физик вы тоже её подаёте, непонятно почему это указано как минус для ИП.
Окупаемость расчетная получилась 7 лет - то есть, такая же как у более престижного объекта в центре (а сначала рассчитывали на 5.7 лет, но не срослось...)
18.08.21, 08:16
ilya, у престижного объекта окупаемость тоже скорее всего бы выросла, это на бумаге она семь лет, потом реальность внесла бы свои коррективы.
18.08.21, 18:21
ilya, у меня был период, когда я старалась по максимуму сэкономить где только можно, теряя при этом другие, более ценные для меня ресурсы: мое время и нервы. Сейчас мне где-то проще переплатить (я сейчас про систему налогообложения), где-то делегировать, так как высвободив время я заработаю больше)
У меня было несколько ООО, и я отдаю себе полный отчет, какие траты влечёт их открытие: как минимум, нужно ежемесячно платить за обслуживание банковского счёта (только банку в год набегает сумма более 25 тыс руб.) Я даже не говорю сейчас о других платежах, которые сопутствуют открытию юр.лица (ИП в том числе)
Если вы хоть раз были собственником бизнеса, вы должны это знать.
Про более престижный объект:
если бы я его купила, пришлось бы воспользоваться заёмными средствами, что повлекло бы доп.расходы в виде процентов
И, да, чтобы вы не переживали: у меня все сложилось ))
18.08.21, 04:46
Армстронг бывает красивый – скрытого монтажа. Не такой как мы привыкли видеть. Сам недавно узнал.
Удивило, что проблему духоты решили кондиционером. В первую очередь нужна вентиляция, разве норм нет на неё в коммерции?
18.08.21, 08:59
Вы конечно молодец что не побоялись вложиться в такой вид заработка. Проходя каждый день мимо этих пустующих помещений, где даже собаки не хотят ссать, у меня всегда возникает вопрос, а кто те люди которые вложились в эти подвалы. Т. К среди всей массы унылых подвалов, я вижу только работают 2 пивнушки и одно ателье. Вопрос к автору.
Вы тот самый счастливчик который смог сдать и получаете ежемесячно аренду сейчас? Или вы среди большинства и ваше помещение пустует. В будущем при продаже вы хоть сможете отбить те затраты которые вложили? Т.к рядом много мелких ТЦ построили, и вся масса народу ходят туда.
Спасибо вам за интересный рассказ из первых уст на уса))
18.08.21, 17:03
Н, есть кое что, что звучит ещё более дико в контексте этой статьи про недвижимость - Ваш комментарий. Очень душно, очень.😔
03.09.21, 15:05
Павел, а вы все не успокоетесь с советами как было лучше делать? Уже третий комментарий, прям распирает, смотрю.
Почему бы ваши советы не направить на саморазвитие? Т.е. вы указываете как сделать лучше, так сделайте это сами и напишите статью. Как такая идея? Если уже сделали, то еще лучше - напишите историю своего успеха и почему вы такой обиженный жизнью, что льете столько негатива, если у вас столько умных идей.
17.08.21, 08:03
а страховать объект вы не думали?
17.08.21, 19:12
А я в 2017 купила жилую недвижимость и за 4 года заработала 3,2 млн. Как вам моя инвестиция?
18.08.21, 10:02
Пока ипотеку платила - 2 млн накопила. следом еще 500 тыс, и рассрочку 390000 на 6 мес - это 65 тыс в месяц, плюс ремонт в этом здании и на чтото жить - это она по 300 тыс зарабатывает?
18.08.21, 20:30
Елена, представляете, бывали месяцы, когда по 300к зарабатывала, бывали, когда 0 рублей. Потому что было очень сильное желание зарабатывать и «она» пробовала себя в самых разных видах деятельности: открывала магазины одежды, турагентство, рекламное агенство, покупала продавала недвижимость, рисковала... И далеко не все было успешным..
В 30 с лишним пошла на 3-е высшее и получила специальность психолога. Сейчас я востребованный гештальт и арт-терапевт, работаю в Европе и уверена, что это не предел. Ни для меня, ни для кого-то другого - было бы желание)
Желаю, чтобы ваша жизнь вас тоже радовала!
26.10.21, 21:59
1. 3,7 кВт на 58м2, это что за дичь, столько даже на квартиру не дают! Обычно мощности прописываются в ДДУ как 0,2кВт/м2, т.е. 11 кВт у вас уже должно быть. Извините, но даже 15кВт по трем фазам это ооочень мало для продуктового! Увеличение мощности за 15 000 руб. Это в принципе фантастика.
2. Почему за отопление и водоотведение платит арендодатель??
3. В итоге какую систему налогообложения выбрали? Физик 13% оплата на карту?
4. Цоколь очень большая ошибка, очень многие сетевики с ним не работают!
5. Почему договором не предусмотрена индексация ставки?
6. 7 лет очень неплохо!!!
Инвестиции в стрит это очень круто! Очень много людей стали избавляться от своих однушек, т.к. это гемор и только те у кого их нет считаю, что наличие 5-10 однушек позволит балду гонять и жить на островах. Только коммерция и только стрит!
Удачи в других проектах.
25.08.21, 12:45
Раиль, спасибо за интерес к моей статье и жизненному опыту ) даже не знаю, как кратко все рассказать ))
После института 6 лет работала в найме. Потом параллельно пошла на 2 высшее (экономическое, в расчёте, что в жизни мне пригодятся эти знания)
Когда забеременела и была на последнем месяце, компания, где я работала, обанкротилась, и к тому моменту я уже рассталась с отцом будущего ребёнка, поэтому мне пришлось думать: чем я могу заниматься, чтобы зарабатывать на жизнь
Так как на тот момент я занималась рекламой и имела об этом представление, то открыла рекламное агентство, которое довольно успешно работало 10 лет.
Параллельно пробовала продавать женскую одежду, но магазины требовали больших трудозатрат, а прибыль приносили небольшую, поэтому закрыла.
Также был опыт открытия тур.агентства, который совпал с обвалом рубля и банкротством крупных туроператоров. Отчасти по этим причинам в этой области тоже не сложилось.
На психолога пошла учиться сначала для себя самой, но в процессе обучения стало очевидно, что я способна помочь не только себе, но и другим. Поэтому на сегодняшний день- это моя основная деятельность.
Что касается сделок с недвижимостью:
опыт пришёл с жизненными обстоятельствами. Вначале покупала квартиру для себя, и первая покупка оказалась неудачной - стройка встала на 10 лет и деньги были заморожены. За это время я купила другую квартиру. Зато это ошибочное решение привело к тому, что когда дом всё-таки сдали, я смогла продать и получить на руки сразу около 40 тыс евро (по курсу на тот момент) В общих чертах история с моими первыми шагами в сделках с недвижимостью рассказана в этой статье.
Благодарю, что нашли время прочитать все это)