Слишком творческие мастер-классы по фотографии: мои затраты и востребованность среди аудитории

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Дмитрий Несмелов

Страница автора

Я преподаю фотографию с середины нулевых годов. До 2013 года я, в основном, вёл длительные курсы, рассчитанные на полгода или год. Но это плохо сочеталось с моей основной работой — преподаванием в университете и научными исследованиями. Поэтому я попытался перевести свои фото-курсы в онлайн, но не достиг в этом успеха. Позже я всё-таки подобрал более удобный формат — перешёл на разовые мастер-классы продолжительностью 2-3 часа и небольшие воркшопы на пару дней.

В этой статье я проанализирую востребованность различных тематик среди моей аудитории и расскажу, что именно привлекает студентов в наиболее популярных мастер-классах (на основании их отзывов). Также я приведу приблизительную оценку затрат на расходные материалы для проведения мастер-классов.

Сразу отмечу, что мои мастер-классы трудно назвать товаром первой необходимости. Я уже давно отказался от проведения стандартных «мейнстримовых» мастер-классов, предложение которых достаточно велико. Я не занимаюсь студийной съёмкой моделей, свадебной фотографией, не обучаю ретуши и цветокоррекции. Моя ниша — творческая фотография с уклоном в некоторый «крафт».

Студенты приходят ко мне не для того, чтобы освоить новую профессию и получить какой-нибудь сертификат (сертификатов я и не даю), а чтобы обогатить свои творческие методы или просто провести время за интересным занятием.

Моя аудитория — начинающие и продвинутые любители фотографии, художники и дизайнеры, осваивающие смежные области, пенсионеры с фантазией, а также подростки. Иногда бывают семьи с детьми до 12 лет. Для подростков я провожу специальные воркшопы, в которых уделяю больше внимания образовательной и научной составляющей. Такие воркшопы часто проходят в рамках какой-нибудь более общей программы, поэтому в этой статье я их рассматривать не буду.

Мастер-классы

В последние три года у меня сформировался вот такой перечень из пяти мастер-классов, рассчитанных на широкую аудиторию:

  • №1. Мастер-класс по изготовлению камеры-обскуры для съёмки смартфоном
  • №2. Мастер-класс по печати цианотипии
  • №3. Мастер-класс по печати фотограмм
  • №4. Мастер-класс по историческому методу цветной фотосъёмки «трихром»
  • №5. Мастер-класс по альтернативным техникам панорамной фотографии и панографии

Собственно, в этом списке я уже расположил тематики по степени их популярности. Популярность я определяю самым простым способом — по количеству участников.

Прежде чем обсуждать особенности мастер-классов, на всякий случай расшифрую ряд терминов. Если вас напугают некоторые из них, можете сразу переходить к следующему разделу и не обращать внимания на незнакомые слова.

Камера-обскура (также пинхол, стеноп) — светонепроницаемая коробка с узким отверстием (проколом, pinhole) в одной из стенок и экраном на противоположной стене. Свет, проходя через отверстие, формирует на экране перевёрнутое изображение предметов, расположенных перед отверстием снаружи камеры.

Пикториализм — направление в фотографии, использующее различные манипуляции с оптикой и процессами обработки фотоматериалов для придания фотографиям сходства с живописными произведениями. В советской и российской традиции под пикториализмом обычно понимали съёмку с использованием монокля — однолинзового объектива, дающего размытое изображение.

Цианотипия — один из старейших фотографических процессов, основанный на использовании светочувствительных солей железа. Цианотипия известна, прежде всего, благодаря голубому оттенку получаемых изображений — цвету «берлинской лазури».

Фотограмма — фотографическое изображение, получаемое без фотокамеры освещением предметов, расположенных на светочувствительном листе бумаги или плёнки. Для печати цианотипии часто используют метод фотограммы.

«Трихром» — исторически первая техника получения аддитивных цветных изображений с помощью последовательной съёмки трёх чёрно-белых кадров одного и того же объекта через светофильтры основных цветов — красный, зелёный и синий. Для демонстрации изображения использовали совмещение трёх проекций прозрачных позитивов через соответствующие фильтры. Этим методом пользовался С.М. Прокудин-Горский.

Панография — фотоколлаж, составленный по принципу панорамной сшивки соседних кадров, однако без обработки границ между кадрами, так что итоговое изображение выглядит как своеобразная мозаика из отдельных фотографий.

Щелевая съёмка (slit-scan, strip photography) — способ съёмки и сшивки псевдо панорамных двумерных изображений, представляющих собой последовательно соединённые друг с другом в хронологическом порядке снимки одного и того же одномерного фрагмента пространства (щели). Т.е., в отличие от обычной фотографии, фиксирующей двумерное изображение в определённый момент времени, щелевая фотография фиксирует изменение одномерного фрагмента пространства с течением времени.

Рейтинг посещаемости

Теперь подробнее о мастер-классах. №1. Самый посещаемый мастер-класс, лидер по абсолютному количеству участников — изготовление картонной камеры-обскуры для съёмки мобильным телефоном. Это «облегчённая» версия пинхол-фотографии для тех, кто не готов связываться с процессами проявки.

Мастер-класс как будто выстраивает мостик между эпохами. С одной стороны, студенты создают простейшее оптическое приспособление, известное с глубокой древности. С другой — это архаичное устройство дополняется актуальными и доступными технологиями. Впрочем, я не думаю, что именно это обстоятельство так привлекает участников.

Список достоинств мастер-класса я составил на основании непосредственных отзывов студентов, а также моих собственных размышлений на этот счёт.

  1. Доступность для широкой аудитории. От участников не требуется обладать никакими специальными знаниями и умениями. Каждый может по готовому шаблону вырезать коробку из картона и приклеить к ней пару деталей. Также доступность обусловлена тем, что нет необходимости иметь настоящий фотоаппарат, телефона с камерой вполне достаточно.
  2. Попадание в тренд. Уже несколько лет интерес к аналоговой фотографии и альтернативным способам съёмки и печати держится на высоком уровне. И, хотя в этом мастер-классе ничего из перечисленного не используется (съёмка ведётся телефоном, а печати нет вообще), общее впечатление от него очень «плёночное». И картинки, которые можно снимать этой картонной камерой, получаются «под старину», в духе вульгарного (в хорошем смысле) понимания пикториализма.
  3. Познавательная составляющая. Она здесь невелика и ненавязчива, но зато всем понятна: краткий экскурс в историю камеры-обскуры и пинхол-фотографии, простое объяснение оптических фокусов с переворотом изображения, и, наконец, маленькое исследование возможностей вашего смартфона. Чтобы правильно подобрать размер коробки, каждый участник экспериментальным путём (с использованием линейки) определяет минимальную дистанцию фокусировки телефонной камеры. Потом, когда камера-обскура готова, нужно подобрать правильный режим съёмки. Чтобы нормально сфотографировать проекцию на матовом экранчике, нужно найти оптимальные настройки, например — ночной режим или макро.
  4. Ощутимость результата. Мне кажется, это важно: вы приходите на мастер-класс с пустыми руками, а уходите, унося с собой собственноручно изготовленный прибор, который работает. И пусть результаты его работы не имеют практического значения, зато приносят явное удовольствие.
  5. Развлекательная составляющая. Это вообще довольно весело — вырезать что-то и склеивать (попробуйте, если не верите). А в конце мастер-класса, когда камера-обскура уже готова и участники начинают тестировать её возможности, развлекательная составляющая выходит на первый план. Кто-то открывает для себя, что с помощью этого прибора можно снимать не только фото, но и видео, кто-то увлекается внешним декором камеры и придумывает остроумные надписи.

С точки зрения затрат на расходные материалы этот мастер-класс проигрывает съёмке «трихрома» (№4 в моём списке) и панорамных фотографий (№5), где вообще нет расходников.

Здесь же необходим хороший гофрокартон, который я обычно сохраняю впрок от различных упаковок, небольшой кусок кальки для изготовления проекционного экранчика внутри камеры (можно использовать белую бумагу для запекания — около 300 рублей за рулон), клей или двусторонний скотч (около 200 рублей) и немного чёрной изоленты (тоже около 200 руб) для заклеивания возможных щелей и непредусмотренных отверстий.

Если не покупать картон, то реальные затраты на группу из пяти человек составят 300-500 рублей. Быстро заканчивается только двусторонний скотч, всё остальное можно купить один раз и использовать достаточно долго.

№2. На втором месте по абсолютному количеству участников идёт мастер-класс по цианотипии. Однако по степени вовлечения — т.е. по количеству повторно (и не только повторно, но и много раз) посетивших его студентов, этот мастер-класс лидирует.

В отличие от камеры-обскуры, здесь всё по-настоящему — химические реактивы, бумага, которую надо хранить в темноте, цветочки, листики, фантики и другой подручный реквизит. И главное — солнечный свет, благодаря которому и получаются настоящие цианотипные отпечатки цвета берлинской лазури.

Для цианотипии можно использовать ультрафиолетовые лампы, но я предпочитаю естественный свет. Не хочется в хорошую погоду сидеть в лаборатории, лучше провести мастер-класс на выезде. Реквизит легко можно найти в парке или в лесу, а для проявки и промывки можно взять с собой воду в канистрах или найти ближайший фонтан/колонку/ручей.

Перечислю достоинства этого мастер-класса:

  1. Высокая художественная привлекательность метода цианотипии. Даже если вы не мастер составления изысканных композиций, скорее всего, у вас получится что-то красивое. Особенно если сочетать на одном листе предметы с разной степенью прозрачности и с разной текстурой. Да и сам факт возникновения яркого синего цвета на бумаге под струёй проточной воды вызывает эстетическое удовольствие.
  2. Попадание в «аналоговый» тренд — как и в случае с камерой-обскурой.
  3. Новизна впечатлений. Абсолютное большинство участников моих мастер-классов по цианотипии сталкивались с этим методом впервые. И, как правило, увлекались и приходили снова. Это не камера-обскура, которую достаточно сделать один раз.
  4. Практическая польза. На этом мастер-классе вполне можно воплотить свои замыслы — сделать картинку для интерьера, принт на футболке или шоппере. Может быть, не с первого раза, но после некоторой тренировки.
  5. Совмещение с прогулкой на свежем воздухе. Это тоже важно, особенно для тех, кто всю неделю сидел в офисе. Лучше проветриться, чем провести три часа в фотолаборатории.
  6. Познавательная составляющая. Не каждый раз удаётся включить в тайминг короткую лекцию с картинками, но когда удаётся — студенты восхищаются цианотипными иллюстрациями из книги Анны Аткинс 1843 года «British Algae: Cyanotype Impressions».
  7. Ну, и развлекательная составляющая тут тоже присутствует. Некоторые студенты подходят к выбору объектов для печати с большой фантазией.

Затраты на расходные материалы для цианотипии выше, чем для камеры-обскуры. Необходимо приобрести химические реактивы — красную кровяную соль и цитрат железа (III) -аммония. Если покупать реактивы в химическом магазине, то красная кровяная соль обойдётся примерно в 1000 руб/кг, а цитрат железа-аммония — в 3000-4000 руб/кг. Этого количества хватит на несколько десятков мастер-классов.

Для ускорения проявки можно использовать аптечную перекись водорода (100 мл за 20-50 рублей). Также необходимо приобрести правильную посуду и приборы: пластиковые кюветы или лотки (можно стеклянные, но не металлические), канистры для воды, одноразовые ложки для смешения растворов, флаконы или бутылки для транспортировки растворов, мерный стакан, резиновые или полимерные бытовые или косметические перчатки (поскольку реактивы опасны для здоровья). Всё это обойдётся ещё в 2000-3000 рублей, но прослужит очень долго (кроме перчаток и ложек). Можно сэкономить, купив реактивы на Авито.

Истекший срок годности не очень критичен для цианотипии. Для нанесения растворов потребуется акварельная бумага — обычно я использую 8 листов формата А5 на одного участника. Если покупать и затем разрезать листы формата А3, то на группу из пяти человек их потребуется 10 шт. (около 300 руб). Итого с учётом многоразового использования — около 1500 рублей на группу из 5 человек.

№3. Мастер-класс по печати фотограмм. Если на мастер-классы по созданию камеры-обскуры и печати цианотипии группы набираются достаточно легко, то на остальные, начиная с номера 3, желающих не так много. Зато повторные посещения здесь — не редкость.

По сути, содержательная часть этого мастер-класса очень похожа на цианотипию. Но есть и различия: фотограммы печатаются в лаборатории, на обычной, не самодельной фотобумаге и с использованием настоящего проявителя и фиксажа. С одной стороны, это не столь романтично, как работа в лесу или парке, но зато позволяет сосредоточиться на творческом процессе и как следует продумать композицию. Хотя, опыт печати в тёмной комнате с красным светом сейчас тоже довольно экзотичен и редок.

Достоинства этого мастер-класса:

  1. Новизна впечатлений — опыт печати в тёмной комнате. Та самая магия постепенного проявления изображения.
  2. Попадание в тренд любви к «аналоговой» фотографии — также как и первые два мастер-класса.
  3. Практическая польза. Как и в случае с цианотипией, на этом мастер-классе можно создать изображение для украшения интерьера или открытку для подарка.
  4. Познавательная составляющая. В отличие от цианотипии, фотограммы мы печатаем в лаборатории, следовательно — не тратим время на дорогу. Поэтому время на небольшую лекцию с картинками всегда есть. Обычно я показываю фотограммы Ман Рэя, Пабло Пикассо и Александра Китаева.

Печать фотограмм обходится очень дорого, если у вас нет старых запасов фотобумаги. У меня есть. Но фотохимию покупать всё же приходится. Примерные расходы на группу из пяти человек таковы: проявитель для фотобумаг на 5 литров (около 1300 руб); кислый фиксаж на 5 литров (около 2000 руб), фотобумага, 18 x 24 см, 25 листов — две упаковки (около 6000 руб). Итого 9300 рублей — при таких затратах на материалы проводить этот мастер-класс бессмысленно.

Стоимость участия должна существенно превышать 2000 руб, что отпугнёт и без того немногочисленных клиентов. Затраты без учёта фотобумаги — 3300 руб, что тоже слишком много. Я выхожу из положения, покупая компоненты проявителя и фиксажа в химическом магазине и на Авито и составляя растворы самостоятельно. Это снижает затраты примерно в три раза, но требует наличия некоторых специальных знаний и оборудования — весов. Пока у меня не закончатся запасы фотобумаги, буду проводить этот мастер-класс.

№4. Мастер-класс по историческому методу цветной фотосъёмки «трихром». Этот мастер-класс рассчитан «на любителя». Как правило, люди, которые раньше ничего не слышали о такой технике съёмки, не приходят на этот мастер-класс. Пик его востребованности последовал за выходом фильма Леонида Парфёнова «Цвет нации» о Прокудине-Горском.

У меня есть несколько вариантов этого мастер-класса. В самом простом случае, мы снимаем телефоном. Обычно получается не очень, потому что телефоны вмешиваются в тональное соотношение кадра на программном уровне. Это приводит к искажению цветов. Получше получается при съёмке на цифровой фотоаппарат. И совсем хорошо выходит при использовании чёрно-белой фотоплёнки. Но тут есть нюанс — я не покупаю плёнку для студентов, а прошу приносить её с собой, поскольку не готов к таким большим вложениям. Правда, при нынешних ценах на плёнку участники мастер-класса тоже зачастую не готовы к таким вложениям.

Достоинства мастер-класса по «трихрому»:

  1. Познавательная составляющая. Невероятной красоты вступительная лекция с цветными фотографиями столетней давности. Краткий экскурс в середину XIX века, когда этот метод был предложен.
  2. Уникальный опыт съёмки, который не так много где можно получить.
  3. Практически-эстетическая польза — получение изображений, которые выглядят очень оригинально, эффектно и загадочно, особенно если вы снимаете движущиеся объекты.

Затрат нет, если не покупать плёнку, а если покупать, то около 700 рублей на одного участника (главное, чтобы плёнка была изопанхроматическая). Светофильтры я к расходным материалам не отношу, но если у вас их нет, то можно купить китайские пластиковые прямоугольные (около 500 рублей за штуку). Они рассчитаны под специальный держатель, но без него даже удобнее — оперативность смены фильтров в данном случае имеет большое значение.

№5. Завершает мой список мастер-класс по альтернативным техникам панорамной фотографии и панографии. Этот мастер-класс — один из первых, которые я начал проводить ещё лет 15 назад. Возможно, ностальгические чувства — это единственное, что заставляет меня проводить его сейчас. Популярностью он не пользуется, вероятно, из-за узкой специфической тематики. Но пару раз в год группа всё-таки набирается.

С годами программа этого мастер-класса изменилась: я начинал с панографий, снятых на плёнку и склеенных скотчем. Теперь такие затраты не оправдываются, поэтому я предлагаю студентам цифровой вариант.

Ещё одно новшество — включение в программу щелевой фотографии. Качественные слит-панорамы без высокоскоростной видеосъёмки с высоким разрешением получить трудно, поэтому мы со студентами ограничиваемся пробным исследованием возможностей метода.

Достоинства мастер-класса:

  1. Познавательная составляющая. Мало кто вообще знает о щелевой фотографии, поэтому многие бывают буквально шокированы её способностью визуализировать время. Особенно когда я показываю панорамы Адама Магьяра. Про панографию тоже многие узнают впервые. Неизгладимое впечатление производят на слушателей работы Дэвида Хокни — нестареющая классика жанра.
  2. Возможность командной работы. Это больше относится к панографии — можно заранее разделить объект съёмки на зоны и случайным образом распределить их между участниками. Договориться о технике съёмки — у кого-то будет цветная фотография, у кого-то чёрно-белая или монохромная тонированная. И затем — сшить общее изображение из фрагментов.
  3. Опять же, практически-эстетическая польза — картинки получаются впечатляющие, пригодные для размещения на стене в раме.

Как и в предыдущем случае, затрат нет, если не покупать плёнку. А если покупать, то около 700 рублей на одного участника.

Итог

Мой опыт показывает, что наиболее востребованные мастер-классы, к сожалению, не относятся к категории не требующих затрат. А не требующие затрат — не являются популярными. Однако самый востребованный среди моих мастер-классов — посвящённый изготовлению камеры-обскуры — демонстрирует умеренные затраты на расходники.

Можно ли рассматривать подобные мероприятия как стабильный источник заработка? Скорее нет, чем да. Всё же, для привлечения больших потоков учащихся стоит выбирать более приземлённые и практически значимые тематики. Но для меня очень важно, что все мои мастер-классы нравятся мне самому. Их проведение приносит мне моральное удовлетворение.