Для чего я зарегистрировал товарный знак своей компании и надо ли это делать всем
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Бизнес
К сожалению, я давно стал замечать, что с каждым годом давление на бизнес растет. Появляются новые правила, которые заставляют тратить больше, оформлять новые разрешения и постоянно отчитываться. Вот, например, в 2025 году нас опять ждут серьезные налоговые изменения, но в этом материале я расскажу об интеллектуальной собственности.
Я руковожу патентным бюро. Сейчас у меня часто спрашивают:
- можно ли без товарного знака работать на маркетплейсах и в крупных торговых сетях;
- почему вывески с названиями на иностранном языке не разрешают размещать в некоторых городах;
- действительно ли работать с «Честным знаком» скоро не получится без товарного знака;
- как можно использовать товарный знак в 2025 году для получения максимальной выгоды.
Я отвечу на эти вопросы и расскажу, какие случаются ситуации уже сейчас в моей практике, что ждет бизнес в наступающем 2025 году по моему мнению, как владельцы зарегистрированных товарных знаков, которых я знаю, уже сейчас используют их для роста и развития своего дела, какие преимущества дал товарный знак моей компании.
Эта информация поможет исключить риски и денежные потери, не делать лишних движений и не упустить важное, вовремя подстраховаться и извлечь выгоды из того, что уже есть в арсенале, особенно тем, кто только планирует начинать бизнес-путь в 2025 году.
Что такое товарный знак и обязательно ли его регистрировать
Товарным знаком может быть название, фраза, логотип, персонаж, дизайн упаковки, даже цвет, звук или запах, если вы зарегистрируете их в Роспатенте. Обычно предприниматели останавливаются на первых четырех вариантах.
У моей компании тоже есть свой товарный знак. И не один. Мы зарегистрировали слово и отдельно комбинацию лого и названия на латинице.
Регистрировать товарный знак по закону необязательно. Без него тоже можно работать и не иметь проблем, но при определенных условиях. Поэтому лучше знать, в каких ситуациях без товарного знака быть опасно, и когда он наоборот поможет справиться с трудностями.
Какие риски и ограничения есть при работе без товарного знака
Чтобы понять, какие риски угрожают конкретно вашему бизнесу, нужно разбираться детально. Мы зарегистрировали свой товарный знак, потому что для нас важно, чтобы никто не смог воспользоваться нашей репутацией, а еще регистрация нам помогла, например, в рекламе. Мы часто используем свое название на латинице в рекламе, потому что изначально работали именно под ним.
Однажды ВК реклама прислала нам уведомление, что без свидетельства на ТЗ мы не можем использовать в рекламе название на латинице. И вот тут мы направили им документ, сразу все вопросы были закрыты. Очевидный плюс для нас.
Незарегистрированные в Роспатенте иностранные названия также могут стать препятствием для рекламы в Яндекс.Директе, объявление могут просто отклонить.
Но есть и другие ограничения, с которыми сталкивается бизнес, предлагаю рассмотреть самые часто встречающиеся ситуации, когда может понадобиться товарный знак, и выяснить, как все обстоит на самом деле.
Не получится свободно работать на маркетплейсах. Сейчас полный запрет на работу без товарного знака есть только на Lamoda. Если вы планируете работать там, вам придется оформить права на товарный знак в Роспатенте.
На других площадках прямых запретов нет, но предусмотрена ответственность за нарушение прав на товарные знаки для селлеров. Маркетплейсы полностью на стороне правообладателей, готовы блокировать личные кабинеты по их обращению, взыскивать штрафы, лишь бы не становиться участниками спора. В офертах предусмотрено, что всю ответственность за нарушение прав на интеллектуальную собственность несет продавец, а не площадка.
Получается, работать без товарного знака можно, но если выяснится, что вы случайно или намеренно использовали чужой товарный знак или просто похожее обозначение в названии, карточке товара, на самой продукции или в описании, ждите претензию и блокировку. На мой взгляд, таким образом продавцы попадают в уязвимое положение. Отсутствие необходимости регистрации усыпляет бдительность, а ответственность, которую маркетплейс закрепляет в документах, приводит к большим потерям в итоге.
Практика: в практике моей компании был случай, когда мы помогли клиенту заблокировать конкурента на маркетплейсе. Клиент обратился к нам за регистрацией товарного знака. Мы его зарегистрировали. Впоследствии клиент обнаружил, что на площадке есть продавец с похожим обозначением. Мы убедились в сходстве обозначений, провели анализ-сравнение и направили обращение, приложив свидетельство на товарный знак. Конкурента быстро заблокировали.
Могут заблокировать сайт, аккаунт в соцсети или заставить их передать правообладателю. Товарный знак позволяет защитить домен и название аккаунта. Сейчас любой бизнес, так или иначе, присутствует в онлайне, поэтому этот риск актуален и, думаю, останется актуальным в будущем. Допустим, домен нашего сайта полностью повторяет наш зарегистрированный ТЗ. Это позволяет спокойно работать, знать, что конкуренты не смогут «отжать» ресурс. Дополнительно мы можем спокойно размещать логотип на сайте.
В социальных сетях также используется наш товарный знак на латинице. Если кто-то попытается использовать наш товарный знак или схожие обозначения, мы имеем право обратиться в суд или другие органы для защиты своих интересов, например, блокировки сайтов или аккаунтов, которые нарушают наши права.
Допустим, у вас есть бизнес, вы ведете его в Интернете и используете какое-то слово в домене, имени аккаунта. Его могут зарегистрировать в Роспатенте на себя ваши конкуренты. Потом они заблокируют ваш сайт или аккаунт, либо заберут их себе в досудебном или судебном порядке. Недопустить этого — принципиально важно для нас, поэтому прошли регистрацию.
Не дадут разместить вывески на иностранном языке в некоторых городах. Во многих городах России уже установлен запрет на размещение вывесок не на кириллице, если это не зарегистрированный товарный знак. Краснодар — один из первых. Там такие правила предусмотрены с 2023 года, но для всех действуют с 1 сентября 2024 года. Позже к Краснодару присоединились Смоленск, Ярославль, Саратов, и даже Республика Крым, а именно Красногвардейский район, где решение принято 30 октября 2024 года.
У предпринимателей есть 2 варианта:
- демонтировать вывеску и заменить ее на русскоязычную;
- зарегистрировать товарный знак и использовать свое иностранное название дальше.
За невыполнение требований грозят штрафы до 500 000 рублей. Предполагаю, что регионов с таким четким запретом в 2025 году станет гораздо больше.
Учитывайте, что товарный знак быстро зарегистрировать не получится. Процедура длится до 18 месяцев, но чаще 4-8 месяцев. Если вывеску требуют снять немедленно, то попробуйте предоставить хотя бы заявку, которую вы подали в Роспатент, возможно, демонтаж разрешат отложить.
Рекламные агентства во многих регионах уже отказывают в изготовлении вывесок на иностранном языке без свидетельства на товарный знак, а уполномоченные органы не согласовывают такие конструкции — это нужно знать тем, кто только планирует заказывать вывеску.
Практика: к нам в сентябре 2024 года обратился клиент. Он рассказал, что хотел заказать вывеску в рекламном агентстве в своем регионе, но ему отказали в изготовлении конструкции с названием на латинице. Он больше года работает под своим названием на английском языке, известен в соцсетях. Нам пришлось быстро сформировать заявку, направить в Роспатент. Пока ждем ответ, прошло 2 месяца. Клиент не может сейчас разместить вывеску, но надеемся, скоро все решится в его пользу.
Не пропустят продукцию без товарного знака на витрины крупных торговых сетей. Увидеть свой товар на витрине крупного сетевого магазина у многих предпринимателей не получается уже сейчас. Причина — нет товарного знака, а сеть не хочет брать на себя ответственность за продажу товара с возможным нарушением прав третьих лиц.
При выборе поставщиков крупные торговые сети, например «Пятерочка», учитывают наличие товарных знаков и считают это преимуществом.
Ситуация такая же, как и с маркетплейсами. Компании страхуют себя от претензий и исков. Им легче отказаться от сотрудничества, чем потом бороться с последствиями незаконного использования поставщиком чужого товарного знака.
В целом, партнёры и инвесторы не склонны сотрудничать с компаниями, у которой нет зарегистрированного товарного знака.
Не получится работать в системе «Честный знак». Те, кто уже работает в системе «Честный знак», знают, что там нужно заполнять строку «Товарный знак». На данный момент можно выбрать вариант «Без товарного знака», если ваше название или логотип не зарегистрированы, но есть мнение, что скоро такой возможности не будет.
Зерно правды в этом есть. «Честный знак» создан для борьбы с контрафактом, а товарный знак — это один из эффективных инструментов для этого. Вероятно, пересмотр графы «Товарный знак» все-таки рано или поздно случится, но пока панику поднимать рано. Я считаю, что лучше просто быть начеку, следить за изменениями и вовремя предпринимать меры.
Не получится бороться с ввозом контрафакта. Если ваша продукция уже приобрела популярность, то вполне вероятно, что у нее могут появиться менее качественные подделки. Контрафакт часто поступает из Китая. Наличие зарегистрированного товарного знака дает возможность внести его в реестр ФТС, чтобы при попытке провести контрафакт партию сразу остановили сотрудники ведомства.
Без товарного знака этого сделать нельзя, а когда продукция уже распространиться по рынку, бороться с последствиями будет сложнее. Актуально это и в обратной ситуации. Если вы завозите товар в Россию под незарегистрированным названием и логотипом, ваш конкурент может устранить вас так: зарегистрирует товарный знак, внесет его в ТРОИС и запретит вам ввоз вашей же продукции.
Как использовать товарный знак в 2025 году, чтобы извлечь выгоды
На мой взгляд, перспективные варианты использования товарного знака в ближайшем будущем:
- Франчайзинг.
- НМА.
Оба варианта позволяют увеличить прибыль.
Открыть франшизу. По данным Роспатента, за первые 9 месяцев 2024 года количество зарегистрированных договоров коммерческой концессии в отношении товарных знаков увеличилось на 19% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Это говорит о том, что интерес к франчайзингу растет. Многие предприниматели видят возможности для развития во франчайзинговой модели. Однако есть запрет — без регистрации товарного знака франшизу запустить невозможно.
Если вы планируете расширить зону своего присутствия на рынке за счет этой модели, первым делом нужно зарегистрировать товарный знак в Роспатенте.
Практика: мы зарегистрировали товарный знак клиента в 2020 году, чтобы защитить бизнес от конкурентов и запустить франшизу. За 4 года в Москве и Московской области было открыто 65 магазинов, в том числе по франшизе.
Увеличить стоимость компании и взять кредиты. Допустим, вам нужно привлечь инвестиции на развитие проекта. Для создания более привлекательного портрета можно использовать товарный знак.
После регистрации необходимо оценить права на товарный знак в денежном эквиваленте и поставить их на учет в качестве нематериальных активов. В результате стоимость компании увеличится, инвесторам будет легче сделать выбор в вашу пользу.
Активно развивается кредитование под залог товарного знака. Пока эта возможность есть не во всех регионах. Кредиты под залог интеллектуальной собственности уже получают в Москве и Казани. Но Роспатент обещает, что вскоре получать займы под залог ИС предприниматели смогут во всех регионах.
Еще товарный знак как нематериальный актив помогает снизить налоги, но как это будет работать после внедрения изменений в налоговое законодательство для бизнеса в 2025 году, пока неизвестно.
Выводы
- В 2025 году работать без товарного знака можно, но могут возникнуть трудности, как минимум, с размещением рекламы и вывесок на иностранном языке.
- Думаю, что не только Краснодар, Ярославль, Смоленск, Саратов и Республика Крым, но и другие регионы поддержат запрет на иностранные вывески без зарегистрированного товарного знака.
- Уже 2 года подряд в отношении товарных знаков принимаются ключевые изменения: с 2023 года расширился круг возможных заявителей на регистрацию товарного знака, среди них появились обычные физлица и самозанятые, а с 2024 года увеличились пошлины на регистрацию товарного знака, теперь минимальная сумма — 35 000 рублей, а раньше было всего 21 500 рублей. По аналогии в 2025 году тоже могут быть крупные изменения, но пока Роспатент не делал официальных заявлений.
- Работать в системе «Честный знак» пока можно без товарного знака. Будут ли изменения? Возможно. Официальной информации пока нет, но следить за этим бизнесу необходимо, чтобы успеть отреагировать.
- Маркетплейсы и крупные торговые сети как сейчас, так и в 2025 году будут пытаться сохранить свою репутацию и избежать споров об интеллектуальной собственности.
- Одна из причин регистрации собственных товарных знаков моей компании — защита сайта и аккаунтов в соцсетях, как основных способов контакта с аудиторией. Если ваш бизнес тоже зависит от Интернет-присутствия, стоит подумать об этом.
- Товарный знак можно использовать для достижения своих целей, например, для расширения бизнеса и привлечения дополнительного финансирования. На мой взгляд, это перспективные варианты использования.
Советы
У моей компании есть товарные знаки, которые зарегистрированы в разных вариантах. Я вижу конкретные плюсы этого шага в моем случае. Сейчас многие предприниматели тоже делают выбор в пользу регистрации, но решать этот вопрос нужно индивидуально, учитывая специфику бизнеса, цели, ситуацию на рынке, перспективы и требования закона.
С каждым годом ситуаций, в которых необходим товарный знак становится больше, но говорить, что он нужен всем, нельзя. Некоторые обозначения, которые используются предпринимателями, просто не пройдут процедуру, потому что не соответствуют критериям Роспатента. Например, если ваше название уже давно во всеобщем употреблении в отношении вашего вида деятельности, то подавать заявку бессмысленно.
Полный перечень запрещенных к регистрации обозначений дан в ст. 1483 ГК РФ. Если ваше название или логотип входят в перечисленные там категории, то регистрировать ничего не нужно, но желательно пересмотреть свое обозначение. Возможно, оно просто не выделяет вас среди конкурентов, создает у потребителей ложные ассоциации и может привести к проблемам в будущем.