Гид по товарным знакам
Как вести бизнес в России
39K
Обложка — Егор Цветков

Гид по товарным знакам

Как защитить бизнес от недобросовестных конкурентов

3
Аватар автора

Алексей Башук

патентный поверенный

Страница автора

Чтобы никто другой не мог использовать ваше название, логотип или этикетку товара, их надо зарегистрировать как товарный знак.

Это делают в Роспатенте — федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. После регистрации никто без разрешения правообладателя не сможет пользоваться товарным знаком. Например, конкурент не сможет открыть бизнес с таким же названием или назвать марку похожим словом.

Товарный знак нужен любому бизнесу, который создает собственный бренд и дорожит репутацией. Он позволяет покупателям различать компании и товары, а бизнесу не нести ущерб от подделок.

Рассылка для тех, у кого свой бизнес
Новости и кейсы для предпринимателей — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Что такое товарный знак

Иногда товарный знак называют торговой или товарной маркой. Такие термины используют в англоговорящих странах, в российских законах их нет.

Товарный знак — обозначение продукта, услуги, ИП или компании, зарегистрированное в Роспатенте. Чаще всего в это понятие входят название, слоган, домен, логотип, этикетка — то, что выделяет продукт на рынке.

У одной компании могут быть десятки, а иногда и сотни товарных знаков.

«Кока-кола» зарегистрировала не только название и логотипы, но и форму стеклянной бутылки. Источник: fips.ru
«Кока-кола» зарегистрировала не только название и логотипы, но и форму стеклянной бутылки. Источник: fips.ru

Товарные знаки регистрируют для товаров и услуг, на которых бизнес зарабатывает или будет зарабатывать. В зависимости от вида деятельности фирмы или ИП выбирают определенный класс Международной классификации товаров и услуг, МКТУ.

МКТУ — это список товаров и услуг, разделенных по группам или классам. Он принят в большинстве стран мира. По классам МКТУ определяют, на какие товары и услуги действует товарный знак. Покажу на примерах.

Это информация из реестра Роспатента. Логотип чая Tess — зарегистрированный товарный знак. Он действует для определенных товаров. То, что в этот список не входит, товарный знак Tess не защищает. Например, другая компания может производить посуду с таким же названием, это законно. Источник: fips.ru
Это информация из реестра Роспатента. Логотип чая Tess — зарегистрированный товарный знак. Он действует для определенных товаров. То, что в этот список не входит, товарный знак Tess не защищает. Например, другая компания может производить посуду с таким же названием, это законно. Источник: fips.ru
Две компании зарегистрировали товарные знаки с названием Maestro. Это возможно, так как они сделали это в разных сферах — классах МКТУ. Источник: fips.ru
Две компании зарегистрировали товарные знаки с названием Maestro. Это возможно, так как они сделали это в разных сферах — классах МКТУ. Источник: fips.ru

Виды товарных знаков

Закон не ограничивает бизнес в способах выделить продукт на рынке. Поэтому товарные знаки — это не только названия и картинки, но и много других видов обозначений.

Словесные обозначения — самые популярные. Чаще всего регистрируют названия компаний и товаров, доменные имена, фамилии основателей и их псевдонимы, слоганы и аббревиатуры.

Изображения предметов, объектов, символы и любая другая графика тоже могут стать товарным знаком. Это могут быть логотипы, этикетки, паттерны — узоры, например на ткани или обоях.

Объемные изображения тоже могут быть товарным знаком. Например, бутылки, коробки или ювелирные изделия.

Комбинированные — обозначения, которые состоят из нескольких элементов, например слов и картинок.

Звуки и мелодии тоже бывают товарными знаками. Регистрируют заставки популярных шоу, художественных фильмов и рингтоны.

В качестве товарных знаков еще регистрируют анимации, голограммы, цвета и даже расположения элементов на товарах. Но пока что таких знаков в России немного.

Производитель картонных тубусов для упаковки зарегистрировал название «Кругом картон». Такая регистрация защищает название независимо от его графического исполнения, цвета или шрифта. Никто не сможет работать под таким же названием в зарегистрированных классах МКТУ. Источник: fips.ru
Алла Пугачева зарегистрировала свое имя как товарный знак. Это не значит, что у кого⁠-⁠то не может быть такого же имени и фамилии. Но вести бизнес под таким названием, в сферах, которые перечислены в классах МКТУ, нельзя. Например, никто другой не сможет производить зубные пасты с названием «Алла Пугачева». Источник: fips.ru
Производитель угля для кальяна зарегистрировал свой логотип как товарный знак
Стойка Chupa Chups зарегистрирована как товарный знак. Источник: fips.ru
На этом товарном знаке есть название и графика. Регистрация комбинированного знака защищает весь логотип, а также само по себе название — но с некоторыми оговорками: например, если конкурент использует только слова из этого знака, суд может не счесть это нарушением. Поэтому название лучше зарегистрировать отдельно. Источник: fips.ru
Музыкальная заставка радио «Шансон» зарегистрирована как товарный знак. Звучит она так. Источник: fips.ru

Товарный знак, знак обслуживания, бренд — в чем различия

Есть несколько терминов, связанных с товарными знаками. Поясню, в чем разница.

Знак обслуживания — почти то же самое, что товарный знак. Только товарный знак регистрируют для индивидуализации товара, а знак обслуживания — для работ или услуг.

Компания производит пиццу, которая называется «Супермегапицца». Если фирма зарегистрирует наименование, это будет товарный знак, потому что он связан с конкретным продуктом. Если, например, та же компания откроет сеть пиццерий «Кафе Супермегапицца» — это будет знак обслуживания, потому что он защищает комплекс услуг заведения: приготовление еды, сервировка, подача.

На практике в свидетельствах Роспатент всегда пишет «товарный знак (знак обслуживания)». Закон регулирует товарный и знак обслуживания одинаково.

Бренд — это термин из мира маркетинга, а не права. Обычно под брендом понимают совокупность обозначений — названий, логотипов, слоганов, а также репутацию самого продукта и связанные с ним ассоциации. Регистрацией бренда в правовом поле называют регистрацию товарного знака.

Логотип — картинки и оригинальные шрифтовые исполнения названий брендов. Его можно зарегистрировать в качестве товарного знака как изображение.

Зачем нужен товарный знак

По статистике Роспатента, в России зарегистрировано больше 800 000 товарных знаков. Каждый год подают на регистрацию еще примерно 100 000 заявок. Вот с какими целями компании и ИП это делают.

Защитить бизнес от недобросовестных конкурентов. Когда товарный знак зарегистрирован, конкуренты по всей стране не могут использовать такое же или аналогичное обозначение в схожем бизнесе. А если сделают это, правообладатель через суд может взыскать компенсацию до 5 млн рублей. Товары под чужим брендом могут уничтожить, а заодно заставят убрать все упоминания чужого бренда с рекламы и вывесок.

В Санкт-Петербурге правообладатель товарного знака Maestro, предприниматель из сферы общепита, отправил досудебную претензию ресторану, который использовал такое же название. Он потребовал заплатить 1 млн рублей компенсации, снять все вывески, уничтожить рекламные носители и прекратить использовать название в интернете.

Нарушитель требования правообладателя проигнорировал, и тот обратился в суд. Первая инстанция удовлетворила иск полностью, апелляция это поддержала, суд по интеллектуальным правам — тоже. Ресторан должен выплатить предпринимателю компенсацию.

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-98643/2019
PDFPDF · 496 Кб

Не стать нарушителем самому. Возможно, название или логотип, которые придумал бизнес, уже зарегистрировано как товарный знак. Если владелец этого знака обратится в суд, компанию или предпринимателя могут принудить выплатить компенсацию и уничтожить продукцию.

В Новосибирске сеть маникюрных салонов 4hands manicure & pedicure подала в суд на маникюрный салон «Луч: маникюр и педикюр в 4 руки». Правообладатель потребовал заплатить 600 000 ₽, прекратить использовать название в бизнесе и убрать логотип из рекламы, с вывесок и интерьера салона.

В суде спорили о сходстве 4hands и «в 4 руки». Суд решил, что обозначения схожи и удовлетворил иск полностью. Апелляционные инстанции и суд по интеллектуальным правам решение поддержали.

Решение Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-15826/2015
PDFPDF · 300 Кб

Не попасться патентным троллям. Есть компании или ИП, которые специально регистрируют названия с распространенными словами, чтобы потом взыскивать компенсации с тех, кто начал бизнес и не подумал о регистрации товарного знака. Иногда у троллей это получается — как правило, взыскивают суммы от 100 000 до 500 000 ₽ за названия в духе «Баланс», «Вектор», «Светлана» и подобные.

Защитить доменное имя. Домен  может оказаться похожим на чей-то товарный знак — тогда сайт могут закрыть, а домен или отобрать, или запретить продавать на нем товары.

Предположим, предприниматель зарегистрировал домен romashka.ru для магазина и начал работу. Дальше выясняется, что Romashka — это чей-то товарный знак. Его владелец может прийти в суд и потребовать запретить предпринимателю использовать домен в бизнесе, отдать этот домен владельцу товарного знака Romashka и выплатить компенсацию. Чтобы этого не случилось, нужно было заранее зарегистрировать домен romashka.ru как товарный знак.

Товарный знак — это интеллектуальная собственность, а у доменов такого статуса по закону нет. Поэтому, даже если домен создали раньше, чем схожий товарный знак, зарегистрированный в Роспатенте, суд встанет на сторону владельца товарного знака.

Суд в Москве запретил использовать домен pilki.ru, который появился на 15 лет раньше регистрации похожего товарного знака, взыскал с ответчика госпошлину и расходы на юристов истца. Мы подробно рассказывали про эту историю в материале.

Постановление суда по интеллектуальным правам по делу №А40-119557/2018
PDFPDF · 264 Кб

Безопасно работать на маркетплейсах. Если знак используют незаконно, то по запросу правообладателя маркетплейс может заблокировать карточку товара, а иногда и весь магазин.

ИП Нестеров покупает в Китае одеяла под маркой Dreamland, привозит их в Россию и продает на маркетплейсе.

Производители зарегистрировали этот знак в Китае, а в России — нет. Если знак Dreamland зарегистрирует другой российский предприниматель, который производит подушки, он может пожаловаться маркетплейсу. Товары или весь магазин ИП Нестерова, скорее всего, заблокируют. Нестеров потеряет деньги, вложенные в товар и продвижение на маркетплейсе.

Чтобы этого избежать, нужно заранее, до выхода на маркетплейсы, зарегистрировать товарный знак. Если выяснится, что такой же или похожий товарный знак уже зарегистрирован, можно придумать другой и зарегистрировать его.

Право использовать знак охраны ®. Обычно его ставят на упаковках, вывесках и сайтах рядом с названиями или логотипами. Главная задача такой маркировки — показать потенциальным нарушителям, что товарный знак зарегистрирован в Роспатенте, у него есть правообладатель и он может защищать свои права.

Использовать обозначение ®, если товарный знак не зарегистрирован, нельзя. Если сделать это два раза или больше, грозит уголовный штраф до 120 000 ₽ или исправительные работы на срок до одного года.

Продавать франшизу. Суть франшизы — в том, что один предприниматель за деньги дает другому право работать под своим брендом. Но когда бренд не зарегистрирован в Роспатенте, продавать в качестве франшизы нечего. Кроме того, покупка права пользоваться незарегистрированным брендом опасна и для продавца, и для покупателя. Покупатель может сам зарегистрировать знак в Роспатенте, а потом подать в суд на продавца. А если обнаружится кто-то третий, кто давно зарегистрировал такой знак, ответственность понесут и продавец, и все франчайзи.

Увеличить стоимость нематериальных активов компании. Товарный знак можно оценить и поставить на баланс компании — обычно этим занимаются эксперты-оценщики и бухгалтеры.

Случай из моей практики. Уставный капитал компании — 2 млн рублей, но по ряду причин эту сумму надо было увеличить. Фирма зарегистрировала 4 товарных знака, эксперты оценили их в 60 млн рублей. После участники ООО приняли решение об увеличении УК общества до 62 млн рублей за счет его имущества.

Такой актив может помочь в диалоге с инвесторами и банками — повысит шансы получить кредит, его можно будет взять под залог товарного знака. И, конечно, этим активом можно распоряжаться: давать им пользоваться за деньги или продать.

Запретить ввоз контрафакта в страну. Товарный знак по желанию можно внести в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности — ТРОИС. Это нужно, чтобы таможня без разрешения правообладателя не пропускала товары, маркированные его товарным знаком. Это в первую очередь нужно иностранным компаниям, которые работают в России под известным в мире брендом, чтобы пресечь провоз контрафакта.

Компания «Ювелир-про» зарегистрировала товарный знак для украшений DIA DEMIO и внесла его в ТРОИС. Она покупает эти украшения в Китае и привозит в Россию.

Если кто-то другой купит эти же украшения у того же завода и повезет их в Россию, таможня остановит товар на границе и направит запрос правообладателю. «Ювелир-про» может разрешить или запретить ввоз товара в Россию.

Чтобы внести знак в реестр, нужно подать заявление на таможню, приложив к нему свидетельство о регистрации товарного знака и другие документы, которые перечислены в административном регламенте ФТС.

Таможенная служба может отказать во включении в реестр, если, например, какие-то из документов не приложены к заявлению или там есть ложные сведения. Полный список оснований для отказа также в регламенте. Если ФТС устроят документы, знак включат в ТРОИС. Подать заявление можно через портал госуслуг или через личный кабинет на сайте ФТС.

Важно: контрафактом не считается продукция из списка товаров, которые можно ввозить в Россию по параллельному импорту. Это значит, что, например, правообладатель товарного знака Jim Beam не может воспрепятствовать ввозу в Россию через Казахстан виски под этим названием, даже если он раньше зарегистрировал товарный знак и внес его в ТРОИС.

Использовать название бренда на иностранном языке. По российским законам использовать иностранные слова в рекламе можно только с переводом. Это касается даже вывесок на фасаде.

Для товарных знаков есть исключение. Можно писать иностранные названия в рекламе без перевода.

Компания называется Big Potato. Сейчас в рекламе во «Вконтакте» она должна писать «Big Potato (большая картошка)». Но если фирма зарегистрирует товарный знак, она сможет писать название только на английском.

Использование товарных знаков

Вот пять самых распространенных способов использовать товарный знак в бизнесе:

  1. Нанести знак на товар, этикетки и упаковки.
  2. Разместить на вывеске.
  3. Использовать в домене сайта, на промостраницах, маркетплейсах и в соцсетях.
  4. Промаркировать фирменные бланки и другие документы.
  5. Использовать в рекламе.

В законе есть правило: товарный знак должен использоваться. То есть хотя бы один из пунктов выше должен соблюдаться.

Если правообладатель не использует товарный знак больше трех лет, любой заинтересованный может аннулировать регистрацию через суд. Поэтому просто занять товарный знак и не использовать его не получится.

Товарный знак нужно использовать в том виде, в котором он зарегистрирован.

Если вы зарегистрировали логотип, а спустя пару лет его перерисовали — нужно регистрировать новый знак.

Это правило работает и в обратную сторону — я крайне не рекомендую регистрировать знаки в том виде, в котором вы их не используете.

Например, некоторые юристы, когда видят, что похожее название уже занято, предлагают «доработать» знак: берут ваш логотип и меняют пару букв на картинки, например «О» на мячик, «Х» на ножницы и подают заявку в Роспатент. Беда в том, что регистрация этого ребуса не дает права на зашифрованное в нем название.

Предприниматель не сможет везде использовать логотип с картинками вместо букв. В названии домена, в соцсетях, в названии компании, да и вообще везде, где можно поставить текст и нельзя поставить картинку, он будет использовать обычное название из букв. А делать это нельзя — ведь все эти символы и рисовали потому, что само название уже занято кем-то другим.

В итоге получается, что единственное право, которое получает предприниматель, — право использовать нарисованный юристом ребус, не более того. Использовать само название ему по-прежнему нельзя.

Обязательно ли регистрировать собственный товарный знак

Регистрация товарного знака — это право, а не обязанность. По сути предприниматель или компания взвешивают риски: готовы ли они в случае столкновения с правообладателем провести полный ребрендинг и выплатить компенсацию, или лучше заранее зарегистрировать товарный знак и работать спокойно.

Бывают ситуации, когда бизнес может работать без регистрации товарного знака и ничем не рисковать. Расскажу три самых распространенных случая.

Перепродажа чужих товаров. Допустим, предприниматель Кравцов покупает косметику Selena у российского производителя-правообладателя и выставляет ее на маркетплейс от своего имени.

В таком случае достаточно того, что регистрация знака Selena есть у производителя. Кравцов дальше может перепродавать товар в России как хочет — так работает принцип исчерпания права на товарный знак.

Кравцову надо только убедиться, что его поставщик — правообладатель. Для этого нужно спросить у поставщика номер свидетельства на товарный знак и проверить в реестре: правда ли товарный знак действует на те товары, которые покупает у производителя ИП. Если все сходится — прекрасно.

Товарный знак пригодится Кравцову, когда тот откроет магазин на маркетплейсе и даст ему какое-то название. Или если у производителя нет знака — тогда Кравцов с его разрешения зарегистрирует знак на себя.

Бизнес не получает выгоду от брендинга. «Шаурма» для ларька с шаурмой, «Кафе» для кафе или «Одежда для всей семьи» для магазина одежды — это не товарные знаки, а просто указания на вид товаров. По закону такие названия нельзя зарегистрировать как товарный знак, а раз нет правообладателей, значит, нет и претензий. С такой вывеской можно работать сколько угодно — регистрация знака не нужна.

К названию товара можно добавить свойства товара, его происхождение, цену или назначение. Название с такими элементами тоже никто не сможет присвоить.

Компания, которая занимается тонировкой машин в Курске, может использовать название «Тонировка46», «Тонировка-авто», «Курская тонировка», «Доступная тонировка» или «Твоя тонировка» и спокойно работать без регистрации знака. С точки зрения маркетинга название так себе, но с точки зрения закона так работать можно.

Учитывайте, что «Детская одежда» — это указание на товар, а вот «Детский мир» — это уже вполне себе товарный знак, причем с богатой судебной историей. Даже если кажется, что название обычное и у всех на слуху, может оказаться, что оно уже давно кем-то занято. Все нужно проверять.

Если предприниматель — новичок и у него нет ни ИП, ни ООО. До 29 июня 2023 года правообладателем товарного знака в России мог быть только индивидуальный предприниматель или компания. Сейчас это ограничение убрали — правообладателями могут стать и самозанятые.

Когда вы делаете первые шаги в бизнесе и пробуете продать первый товар где-то на «Авито» или «Вконтакте», без регистрации ИП или компании, товарный знак зарегистрировать не получится. Какое-то время вы сможете поработать так, и, скорее всего, не получите никаких претензий. Только не затягивайте — грань между «первыми шагами» и «незаконной предпринимательской деятельностью» проходит незаметно.

Как зарегистрировать товарный знак в РФ

На территории России знаки регистрирует Роспатент. Это государственный орган, который проверяет товарные знаки, ведет реестр заявок и регистраций.

Максимальный срок для всех экспертиз и проверок — 18 месяцев и две недели. Но по моей практике средний срок регистрации товарного знака — 4—6 месяцев.

Большинство предпринимателей и компаний поручают регистрацию товарных знаков патентным поверенным — юристам, аттестованным Роспатентом. Чтобы стать патентным поверенным, нужно минимум четыре года стажа регулярной работы с товарными знаками в статусе помощника патентного поверенного и пройти аттестацию.

Зарегистрировать товарный знак можно и самостоятельно. Для этого нужно сделать следующее.

Выбрать обозначение для регистрации. Определиться, какое обозначение вы будете регистрировать: словесное, графическое, комбинированное. Чаще всего регистрируют словесные знаки — названия, и графические — логотипы. Полный перечень обозначений, которые можно зарегистрировать, в п. 32 правил, утв. приказом Минэкономразвития от 20.07.2015 № 482.

Проверить обозначение. Подать заявку можно на любое обозначение, но главный вопрос в том, пройдет оно экспертизу Роспатента или нет. На этом этапе заранее определяют перспективы регистрации: оценивают знак на соответствие требованиям закона и сходство с другими знаками.

Поискать похожие знаки и заявки можно на сайте ФИПС  . Сходство обозначений нужно оценивать не просто «на глаз», а в соответствии с методическими рекомендациями Роспатента — так, как это будет делать проверяющий эксперт.

Составить перечень товаров и услуг. Чтобы подать заявку в Роспатент, помимо самого заявления нужно заплатить пошлины и подготовить список товаров и услуг, которые будут соответственно продаваться и предоставляться под товарным знаком. Нужно выбрать один или несколько классов МКТУ для вашего знака. В дальнейшем внести изменения в этот перечень уже нельзя.

Подать заявку на регистрацию товарного знака можно в бумажном или электронном виде. Заполняется она по правилам Роспатента.

Бумажную заявку отправляют почтой по адресу Роспатента: Бережковская набережная, д. 30, к. 1, Москва, Г-59, ГСП-3, 125993, РФ.

Электронную заявку для регистрации товарного знака подают через сервис АРМ Регистратор. Чтобы подать ее, нужно:

  1. Получить квалифицированный сертификат электронной подписи в удостоверяющем центре, аккредитованном в Минцифры. Список всех центров можно посмотреть на сайте госуслуг.
  2. Войти в систему с помощью сертификата.
  3. Настроить личный кабинет по инструкции.
  4. Нажать на кнопку «Начать работу».
  5. Оформить и отправить заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент.

Перед подачей заявки надо уплатить пошлины за регистрацию товарного знака, общая сумма — от 22 000 до 35 000 ₽. Она зависит от количества выбранных классов МКТУ и от того, хотите ли вы получить бумажное свидетельство о регистрации знака. По закону получать его не обязательно. Практического смысла в этом нет, просто некоторым нравится, когда документ на бумаге, а не в цифровом формате.

Формальная экспертиза. Роспатент проверит правильность заполнения документов и уплаты пошлин. Если найдут хотя бы одну ошибку, пришлют запрос по электронной почте — ошибку надо будет исправить. Обычно на ответ дают от двух до шести месяцев. Частые ошибки — выбран не тот класс МКТУ, пошлина перечислена не по тем реквизитам, уплачена неверная сумма.

На этом этапе обычно в регистрации не отказывают, но каждый запрос добавляет месяц-два к общим срокам регистрации.

Экспертиза обозначения. Эксперты проверяют будущий знак. Ищут основания для отказа и зачастую находят. Сначала присылают предварительный отказ, и дальше у заявителя есть право на одно возражение. Часто, чтобы убедить эксперта в возможности регистрации, нужно собирать письма-согласия на регистрацию знака от правообладателей сходных знаков.

Регистрация знака в реестре. Если экспертиза прошла успешно, знак регистрируют и выдают свидетельство. Электронное свидетельство пришлют на указанную при регистрации электронную почту, бумажное — заказным письмом по указанному при регистрации адресу. Если эксперт принимает решение об отказе или положительное решение, но не на все товары и услуги, то это решение можно оспорить в палате по патентным спорам — подразделении Роспатента.

Так выглядит бумажное свидетельство на товарный знак
Так выглядит бумажное свидетельство на товарный знак

Срок действия прав на товарный знак

Исключительное право на товарный знак действует десять лет — как правило, срок отсчитывается с даты подачи заявки.

Действие знака можно продлевать сколько угодно раз еще на 10 лет. Продлить знак сразу на двадцать-тридцать лет вперед знак нельзя: государству важно, чтобы правообладатели товарных знаков реально использовали их в бизнесе и подтверждали продлением, что знак им действительно нужен.

Если правообладатель знака не пользуется им больше трех лет, любая другая заинтересованная компания или ИП может попробовать аннулировать эту регистрацию через суд. Так «расчищают» пространство для регистрации знаков и прекращают действие тех обозначений, которые не используются.

Запомнить

  1. Товарный знак — это зарегистрированное в Роспатенте обозначение товаров и услуг.
  2. В качестве товарного знака можно зарегистрировать название, логотип, слоган, мелодию, форму продукта и другое.
  3. Товарный знак регистрируют для того, чтобы другой бизнес не мог работать под таким же названием или, например, с таким же логотипом.
  4. Зарегистрированный товарный знак позволяет торговать на маркетплейсах, продавать франшизу, получать кредиты под залог товарного знака и другое.
  5. Использовать товарный знак без согласия правообладателя нельзя. Он может подать в суд и взыскать компенсацию.
  6. Если выйти на рынок и не разобраться с товарным знаком своей компании и ее продукта, то есть риск нарушить чужой товарный знак — это грозит потерей продукции и штрафами.
  7. Зарегистрированный товарный знак действует десять лет по всей стране. После окончания срока его можно продлить еще на 10 лет сколько угодно раз.

Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes

Вы когда-нибудь регистрировали товарный знак? С какими проблемами столкнулись при регистрации?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество