Как я начала осознанно вести бюджет с помощью ручки и блокнота
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Бюджет надо записывать ручкой по бумаге. Тогда волшебным образом возникает связь между написанными цифрами и мозгом. Конечно, процесс потребует непривычных усилий. Например, нужно вспомнить, где в доме есть ручка. И придумать, где хранить блокнот, чтобы до него не добрались любопытные носы. И вообще, где взять в жизни лишние пять минут ежедневно, ведь их нам вечно не хватает.
Но записи ручкой — очень хороший способ не просто зафиксировать цифры, но и отрефлексировать их. К этому выводу я пришла постепенно, через три года после того, как пробовала вести бюджет разными способами.
Дзен-мани
Быстро, удобно, почти автоматически. Я любовалась на красивые диаграммы и радовалась, как у меня все круто учтено и какая я теперь молодец. Цифры в расходах меня, конечно, иногда пугали, но не очень. Я вообще не понимала, как я могу менять ситуацию. То есть программа мне была нужна просто для того, чтобы продемонстрировать, как всё было. Планировать изменения в будущем с помощью Дзен-мани у меня так и не получилось, но я и не очень старалась, если честно.
Однако на первых порах приложение было достаточно полезным, особенно в качестве архива. Например, я могла легко найти сумму, потраченную 3 месяца назад на парикмахера, чтобы проконтролировать, не слишком ли много хочет мастер в этот раз.
Эксель-таблицы
Опять радовалась, как классно я теперь считаю — всё сама-сама! Таблички оказались явно полезнее, чем Дзен-мани. Я меняла формулы и схемы, считала так и этак. Но складывалось ощущение, что я снова только фиксирую ситуацию. Без погружения. Без рефлексии.
Записи в блокноте
Водила каждый вечер ручкой по бумаге, записывала цифры, а в голове складывались картинки, идеи, планы. И рождались твердые намерения.
Постепенно пришла к выводу, что вместо «аптека-налоги-рестораны», для меня правильнее делить все расходы на три категории:
- Обязательные.
- Необязательные, но такова жизнь
- Расходы, которых лучше бы не было
И жить (зачеркнуто) вести бюджет стало интереснее.
Например, ужин с дочерью, который раньше был бы просто в категории «рестораны», теперь относится в «ок», потому что это как бы хорошее семейное мероприятие. А вот Макдоналдс в одно лицо по дороге с тренировки, который раньше тоже был бы в категории «рестораны», теперь смело отправляется в «зря»
Раньше я видела, что в месяц уходит 12 000 рублей на рестораны, и не понимала, что с этим делать — отказываться от ужинов с детьми? Да и не так много там ненужных трат, все походы в ресторан вроде бы были оправданными. Теперь же я четко вижу — был ли это «правильный ресторан» — с хорошим посылом или нет.
Итоги
Сейчас у меня несколько сложная, на первый взгляд, но вполне удобная система:
- В ежедневник, который у меня всегда с собой, я записываю ручкой расходы за день детально, чтобы прочувствовать и осознать.
- Раз в неделю-две переношу цифры из блокнота в гугл-таблицу, чтобы все посчитать и систематизировать.
Свои три категории я детализировала следующим образом:
Обязательное:
- штрафы, налоги;
- аренда;
- автомобиль;
- медицина;
- одежда / техника.
Ок, нормальные расходы:
- подписки, курсы;
- обеды в офисе;
- одежда / техника;
- карманные детям;
- семейные развлечения / рестораны;
- хобби;
- копилка.
- случайные / ненужные покупки;
- кофе навынос, фастфуд;
- такси.
Можно заметить, что «одежда» есть и в обязательных, и в «необязательных». Обувь детям — обязательно, а вот новый свитер, еще один, но вроде не лишний — это «пусть будет, ладно». Хвала «Экселю», в конце месяца можно составить разные формулы и посчитать эти расходы как вместе (расходы на одежду), так и порознь в обязательных и не очень обязательных расходах.
Но главным фактором успешного планирования я считаю то, что веду ежедневные записи рукой в блокноте. Возможно, этот способ подойдет не всем, но у большинства все же есть связь между моторикой и мозгом. Так что советую попробовать!