Законно ли устанав­ливать ограничение по времени для столика в кафе или ресторане?

58
Аватар автора

Екатерина

спросила в Сообществе

Сидели с подружками в кафе. В какой-то момент к нам подошел официант и сказал, что у нас еще полчаса, а потом мы должны освободить столик. Вроде как у них в кафе такие правила.

Скажите, это вообще законно — ограничивать время пребывания за столиком в кафе или ресторане? А если предупреждают, например, что «столик на три часа»? Или как с нами — когда не предупреждают и просят уйти? А что будет, если не уйти?

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Если ограничение прописано в правилах и вам эти правила покажут, это законно. Но просто слова официанта, ничем не подкрепленные, не могут быть основанием для вашего выдворения. Расскажу подробнее.

Может ли заведение общепита установить ограничения по времени использования столика

В законе не сказано, как долго посетители могут находиться в заведении. Но кафе или ресторан вправе самостоятельно установить промежуток времени, после которого посетители должны освободить столик  . Например, кафе может прописать в правилах, что столик можно занимать не дольше трех часов.

Этот лимит заведения общепита обязаны указать в правилах и предупредить о нем гостей  — например, написать в меню на видном месте или пустить бегущей строкой по экранам в помещении. В крайнем случае — распечатать правила и поместить в «Уголке потребителя». Или хранить в кабинете руководителя, но предъявлять посетителям вместе с предупреждением, что время использования столика ограничено.

Рассылка с разбором новых законов
Истории о том, как законы влияют на деньги, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

В какой момент должны предупредить об ограничении

Предупредить посетителя об ограничениях по времени должны до того, как он сделал заказ, — чтобы он решил, устраивают его эти правила или нет. Если официант сразу ничего не сказал, он нарушил закон: заведение общепита оказывает потребителю услугу и должно дать полную информацию о ней  .

Если посетителя заранее не предупредили, что время пользования столиком ограничено, кафе не вправе ссылаться на правила и требовать от него уйти.

При этом нельзя просто сказать, что столик нельзя занимать больше чем на три часа, — надо показать, где это ограничение указано. Поэтому в вашем случае официант дважды нарушил закон: не предупредил о лимите по времени и не показал документ, в котором прописаны правила посещения.

Иногда бывает, что общего ограничения нет, но столик, который хочет занять посетитель, забронирован. Тогда официанты могут разместить его за этим столиком, но обязаны предупредить, что его надо освободить к определенному часу. В этом случае достаточно, чтобы на столике стояла табличка с указанием брони.

Если посетителя заранее ознакомили с правилами, но, когда установленное время пользования столиком закончилось, он отказывается уходить, сотрудники кафе или ресторана вправе вызвать полицию, чтобы его выдворили из заведения.

В Татарстане семья пришла в кафе в 15:40. Официантка посадила гостей за стол, но сразу предупредила, что он забронирован и его нужно освободить до 16:30. Посетители согласились, но когда подошло время и официантка попросила их пересесть за другой столик, грубо отказали.

Тогда официантка принесла посетителям чек, но мужчина не стал его оплачивать и начал препираться с администратором. Кто-то из сотрудников кафе нажал кнопку тревожной сигнализации, и приехали сотрудники Росгвардии.

Поскольку общественный порядок семья не нарушила, а неоплаченная пицца стоила 590 ₽, ущерб был незначительным. Сотрудники Росгвардии не оформили никаких документов и уехали.

Но посетитель решил, что персонал кафе должен понести наказание, и написал жалобу в полицию, чтобы на сотрудника заведения завели дело об административном правонарушении за заведомо ложный вызов. Полиция отказала, и гость пошел в суд обжаловать это. Но и суд не нашел в действиях МВД нарушений  .

Что можно потребовать, если вас незаконно просят уйти из ресторана

Если вас не предупредили об ограниченном времени использования столика, а потом заставили уйти, можно направить претензию заведению общепита. В ней нужно указать суть нарушения, дату и время, когда это произошло, требования и срок, в течение которого они должны быть удовлетворены.

Претензию можно направить сервисом Почты России для отправки заказных писем либо заказным письмом на юридический адрес компании или по месту регистрации ИП. На сайте Почты России есть сервис для отслеживания отправлений — распечатка из него будет подтверждением, что вы соблюли претензионный порядок.

Еще претензию можно вручить лично. Сделайте два экземпляра, один отдайте представителю кафе или ресторана, а на втором попросите поставить подпись и дату.

Ответить вам должны в течение 30 дней с момента получения претензии. Если ответа не будет или заведение откажется удовлетворить ваши требования, можно жаловаться в Роспотребнадзор. К жалобе надо приложить претензию с подтверждением отправки  .

Для жалобы в федеральный орган нужны доказательства нарушений. Лучше всего снять разговор на видео: так вы сможете зафиксировать голос официанта и показать интерьер кафе, чтобы не было сомнений, где именно случился инцидент.

За нарушение ведомство может оштрафовать заведение: предпринимателю и малому предприятию грозит штраф от 1000 до 2000 ₽, крупной компании — от 10 000 до 20 000 ₽  .

Еще можно попробовать обратиться в суд за взысканием компенсации морального вреда. Но по такому делу вряд ли присудят большую сумму: скорее всего, компенсация составит 1000—5000 ₽. Поэтому подумайте, стоит ли связываться с судебным процессом ради такого результата.

Что в итоге

Чтобы кафе или ресторан могли законно ограничивать посетителей во времени посещения, эти лимиты надо зафиксировать во внутренних правилах. Вас должны предупредить об ограничениях и показать документы, в которых это написано.

Если вас не предупредили, правил нет или их вам не показывают, требование покинуть кафе или ресторан незаконно. Вы можете пожаловаться на заведение в Роспотребнадзор, если не удалось добиться справедливости в прямых переговорах с общепитом. Для этого приложите к жалобе доказательства — например, видеосъемку разговора.


Анастасия КорниловаА вас просили освободить столик? Расскажите, чем все закончилось:
  • AlexБывает такое, что заранее просят освободить столик к какому-то времени. Обычно лимит - часа 2-3, с лихвой хватает чтобы поесть. Гораздо больше раздражает когда (преимущественно в Мск) букаешь столик по телефону, соглашаются забронировать только самый маленький с ограничением по времени, а в реальности сидишь потом в полупустом зале за самым маленьким столом, на который еще и заказанные блюда, ко всему прочему, не умещаются. Или вообще предлагают депозит 20+к на дневное бронирование при стоимости основного блюда по меню 2-3к. Никогда не понимал, я что обязан в ресторане пить алкоголь? Надо делать депозит, на который реально заказать по меню.37
  • Елизавета ИоноваТут показана только одна сторона ситуации, а вот другая: захочешь зайти кофе выпить – все столы заняты. Кто-то с ноутбуком сидит, кто-то уроки делает, кто-то чатится, кто-то рисует. Все замечательно. Кроме того, что помещение используется как антикафе, только бесплатно. Я понимаю, в общем, у нас бесплатно и посидеть негде, кроме тёплой остановки и библиотеки, а последние как-то сильно рано закрываются. Но ...90
  • КитнисВводить такое начали даже раньше, лет 5 назад уже были такие правила, но в высокий сезон, например, перед НГ. Но сейчас они встречаются всё чаще и уже в любое время!4
  • КитнисВы знаете, тут странность в том, что такие правила устанавливают как раз не кафе, где любят поработать или поучиться, а рестораны среднего+ и высокого чеков12
  • Елизавета ИоноваКитнис, мой друг отмечает дни рождения исключительно в ресторане, для нашего города это средний чек. Компания занимает обычно три стола и сидит часов 6 (периодически что-то заказывая) Ни разу – ни при мне, ни до меня – не выражали недовольство тем, что столы заняты так долго. А вот со случаем, когда компанию предупредили о времени брони, но они решили указать официанту на его место и принципиально не освобождать стол, сталкивалась лично. Заведение вскоре закрылось. Совпадение, конечно, так, чисто для полноты картины. Для поработать и поучиться есть коворкинги, библиотеки и свободные аудитории в вузах, их тоже можно занимать, не все об этом знают. А купить условный чай за 100 рублей и занять стол на 4 часа – некрасиво. Хотя, конечно, удобно, что уж. Опять же, визуальный контент можно пилить.3
  • Максим СкомороховЕлизавета, соглашусь с вами. Неоднократно сталкивался, приходишь и сидят с важным видом за ноутбуком и с чашкой кофе часами, достали.44
  • Забаненый за правдуНикогда об этом не просили. А если бы и попросили, то не было бы уже особо интересно, законно это или нет-потому что мой визит в это заведение был бы последний. Ну и единицы в отзывы с красочным описанием с пары-тройки аккаунтов)2
  • Забаненый за правдуМаксим, так не ходите туда больше, кафе чтоли других нет.Пусть выживает сильнейший, с умнейшим менеджментом)5
  • Елизавета ИоноваБендер, и как часто вы _действительно_ оставляете плохие отзывы, а не просто проживаете эмоцию в моменте?) Кстати, карточками с контактами директора "если не понравилось – скажи мне" пользуетесь? Видела их во многих заведениях, где обслуживание за столом, а не общей стойкой.0
  • Максим СкомороховБендер, такие посетители есть везде, кроме спортбаров, где все пьяные и орут, мне они тоже не совсем подходят. В большинстве случаев, "работающие в кафе" на самом деле не работают, а делают вид особо занятых персон и зарплата у них не особо большая, раз сидят с кофе за 200 рублей три-шесть часов. У меня знакомый владелец кафе называет их манекенами и дает им столики в сложных углах, где убираться лень.13
  • Елизавета ИоноваБендер, вот у нас есть шикарная кофейня с огромными окнами в самом центре. Там тусят от рассвета до закрытия ценители клевого места. Можно пойти и в другую, но если цель – совместить вид, атмосферу, вкус?))7
  • Забаненый за правдуЕлизавета, вы видимо давно в России не были) Общение с начальством обычно заканчивается делегированием от него быдлогана, который не скрывая свое презрение и особо не слушая аргументы рассказывает что все нормально, а если не нравится могу идти в суд. Отзывы пишу чаше чем вы думаете, но увы в обществе много мазохистов, которым унижение даже нравится и они пишут в плюсах то, от чего адекватный человек бы опплевался6
  • Елизавета ИоноваБендер, я здесь живу 44 года и мне случалось решать конфликты с директором. Справедливости ради, в один из разов все пошло по описанному вами сценарию. Но не всегда же мое имя – Счастливчик:) Почему я спросила: гораздо чаще, чем хотелось бы, выслушивала истории, когда рассказчики, плюясь ядом, обещали обидчикам от общепита встречу в суде. Ну-ну. Пока никто не дошёл и даже минусов не накидал в отзывах. И по более серьёзным поводам тоже. А пример плюсов, которые минусы, можете привести? У меня фантазия к вечеру плохо работает, я не могу представить.1
  • Забаненый за правдуЕлизавета, ну видимо потому что вы женщина вам льготу делали и старались ублажить. А про минусы-например наличие толчеи а то и очереди, когда приходится ждать. Але, я пожрать пришел, а не на главное событие всей своей жизни. Но многие считают-раз много людей-значит вкусно и недорого. Далеко не всегда так) Или схожее-набивают в зал людей в разы больше чем могут, что как сельди и с гордостью сообщают-так артист-то известный, что вы хотели?! Да мы хотел чтобы в зал подходящего размера его пригласили..1
  • Ховард МоржовыйНормальное правило. Общепит- это не лавочка в парке, и, если постоянно стоит очередь желающих присесть- разумно вводить такие ограничения, чтобы заработать больше денег. К тому же, я, лично не понимаю, что можно делать в ресторане больше двух часов... Посидел, поел, насладился интерьером, пообщался- ну и хватит22
  • Tatyana RodionovaСырная, в Горыныче так долбит музыка вечером, что в принципе ничего не слышно, и хочется поскорее уйти)3
  • Сергей ВарламовУверен, что это незаконно. Это еще и бесит безумно1
  • Сырная палочкаTatyana, точно) Поэтому я больше туда не пойду 😅2
  • ИгорьДико бесит. Ладно, когда это три - четыре часа. Но сейчас уже вводят два. Например, "Harvest", у нас в Питере, если я не ошибаюсь. Мы с женой еле-еле уложились в норматив. Я понимаю, что так делают сверхпопулярные места, которые этот столик продадут ещё 3 раза за вечер, бизнес есть бизнес, но я в тот же "Harvest" больше не пойду. У них, конечно, не убудет, поток постоянный и клиентов полно, но и у меня нет желания быстро-быстро поесть, выпить и убраться. Это же не фаст-фуд.17
  • lina.alina1996Напишу с точки зрения человека, имеющего опыт работы в общепите, в очень популярном заведении Москвы. Есть разные места, где предусматривается разный вид отдыха. Есть рестораны с красивым видом, например в Moscow city - логично, что туда ты приходишь не только поесть, но и за атмосферой. Есть кофейни, типа Starbucks, где можно сесть с ноутом и поработать пару часов. А есть места, где ты поел, ну минут 30 и ушел. Да, можно прийти с подругами и посидеть пару часов. Но сидеть по 7-8 часов с ноутом в таких местах - это мне не очень понятно. Да, при этом заказав за эти 7 часов только чашку кофе. При этом в ресторане поток гостей, которые хотят поесть и уйти. Конечно, никто никого не выгоняет и даже не намекает на это, потому что это чревато увольнением. Но официант тоже приходит работать и зарабатывать, провести 8, а то и 12 часов на ногах и уйти с пустым кошельком - мало приятного. Хотелось бы увидеть человека, который спустя 8 часов рабочего дня не получил за него никакую оплату (а у официантов часто оплата это чаевые и процент с оборота, т е с продаж, и вот эти столы, часами сидящие с чашкой кофе, его заметно сокращают) и ушел довольный и радостный с работы))2
  • Влад БеляковПопадал я под такое "правило" в Сыроварне в прошлом году. Через 15 минут после открытия звонил для брони столика. Говорил что приду с девушкой и нужно уединённое место. Спокойно подтвердили, об ограничениях не говорили. Пришел с девушкой в оговоренное время - посадили за столик у самого проходного места (хотя зал полупустой). После разговора с менеджером посадили за другой столик. Часть заказа несли 1,5 часа. Только после того как пошел узнавать где он. Через 2 часа попросили на выход - отказался уходить без ментов. Бонус: Официант перед уходом наехал на мою девушку пока я отошёл в туалет (сказать "для вас порция была слишком большая" и "что то долго вы тут сидите" - как то не очень). Узнал уже после ухода оттуда, когда моя девушка разревелась по пути домой. Не поленился, вернулся туда через несколько дней, и в жалобной книге оставил отзыв (та же менеджер дала её после включения камеры).46
  • FinangraНикогда не было такого, чтобы просили освободить столик. Если стол был забронирован на более позднее время, то так и предупреждают, что через 2 часа нужно будет освободить, поскольку придут другие люди, в этом случае прикидываешь, успеешь ли за это время поесть и поболтать. Впрочем, у меня не было таких ситуаций, когда я с одним стаканом чая сижу 3 часа, у меня есть какое-то внутреннее понимание, что пора бы и честь знать))9
  • Елизаветаlina.alina1996, зарплата официанта - не проблема посетителей. Искренне не понимаю, почему помимо оплаты еды с наценкой я должна еще и их содержать. Если все так плохо, так не соглашайтесь работать за чаевые, если уж человек прямо хочет быть официантом и расти в ресторанной вертикали, то можно относиться к местам, куда берут бед опыта за чай как к стажировке, и потом идти только в места с официальной оговоренной зп. Не хочется тратить на это время - есть куча других профессий с низким порогом входа, которые помогут сразу начать зарабатывать. А когда закончится поток дешевой и согласной на все рабочей силы, то владельцы бизнеса быстро поймут, что либо самим теперь в зал выходить, либо закрываться, либо зарплату платить официантам, и будет всем счастье.17
  • Марина СоболеваAlex, такие безумные депозиты в московских ресторан сделаны для того, чтобы убрать девушек с бокалом вина, которые очень отчаянно ищут на бизнес-ланчах и ужинах мужчин побогаче)0
  • AlexЕлизавета, разумеется, я говорю про бронирование по телефону и не на компанию, а, например, на 1-2 человека. Большим депозитом в Москве грешат, в основном, популярные у туристов заведения. Чтобы не быть голословным: Русский, Белый Кролик. Экспедиция, Сахалин - не помню точно, там либо было даже не забукать было, либо тоже депозит, на который и вдвоем еще попробуй наешь :) Слишком маленькие столы попались в Белом Кролике, Лила Арабик, Мунтерра. При этом сами заведения-то все хорошие (кроме, пожалуй, Русского) - уровень сервиса, качество блюд. Но вот эта московская экономия "места на столе" портит впечатление5
  • Алина ЕрмаковаЕлизавета, потому что так сложилось исторически)) Вроде всегда были чаевые, в этом особенность данной профессии. Сколько себя помню, всегда оставляла чаевые при адекватном обслуживании. И да, это часть дохода официанта, но не его зарплата. Зарплата - это процент с продаж. Чаевые - это благодарность гостя. Безусловно, при условии достойного обслуживания. У гостя есть право не оставить чаевые, если ему не понравилось обслуживание, конечно) Но если официант крутой, вежливый, знает меню, может посоветовать блюда и поддержать беседу - то в нормальных заведениях оставлять чаевые принято🙂 А вообще официант в хорошем заведении зарабатывает сейчас тысяч 150-200. Туда не такой простой и быстрый «вход», а стажировка несколько месяцев, сдача меню и аттестации. Так что «дешевой рабочей силой» я бы не назвала эту профессию😅 Хороших официантов очень ценит работодатель. И у официанта тоже есть права, а не только обязанности. Но я сейчас не про грубость и хамство, конечно, когда официанты позволяют себе сказать какие-то оскорбительные вещи гостям или выгнать посетителей 🙈 (хотя пьяных не в адеквате - да, но это согласовывается с менеджером и делается с помощью охраны максимально вежливо и аккуратно, как правило).0
  • ЕлизаветаAlex, ну, в том же мишленовском твинс гардене такой фигни не было, все без депозита)0
  • ЕлизаветаАлина, я хожу в самые разные места - и в мишленовские рестораны с чеком в 15к/чел, и в обычные кафешки до 2к/чел, и просто в красивые кофейни, и далеко не всегда работа официанта соответствует ожиданиям. А про дешевую рабочую силу - это именно про простенькие места без зп, только за чай, куда приходят люди без образования в расчете на мифические московские чаевые и из-за этого разочаровывающиеся. Вообще, в основном я чаевые оставляю, но не всегда, и точно не в том заведении, где я ем тортик, выбранный на витрине, и кофе))2
  • AlexЕлизавета, я же не говорю, что это прямо везде. Но это, в целом, история, характерная для Москвы, по моему опыту. В Питере почти любое заведение можно забукать без депозита, если речь не идет о мероприятии каком-то4
  • Анна ФиханИгорь, ну справедливости ради в Харвесте очень быстро еду приносят, нам два часа с лихвой хватило. Другое дело, если хочется посидеть подольше, с друзьями, поболтать и так далее, но тогда просто можно другое заведение выбрать. Имхо, Харвест как раз для быстрого обеда и создан0
  • Гражданин_инкогнитоlina.alina1996, уже была дискуссия на тему чаевых для официантов. Как мне показалось, что все сошлись во мнении, хочешь - давай, не хочешь - не давай. Другое дело, если кафе было полупустым весь день (не пятница вечер), а я сидел с ноутбуком и работал весь день, но заказал 2 чашки кофе, то за какой "отменный" сервис нужно отблагодарить официанта? Так или иначе я принёс прибыль и без того пустующему кафе (оно же не отключает часть столов от электроэнергии и т.п)1
  • ИгорьAnna, это кому как. Смотрите, мы по приходу взяли по стаканчику вина и неторопливо просмотрели меню. Пообщались за это время с сомелье и выбрали, что будем пить. Сделали заказ на еду. Неторопливо поели закуски и основное, взяли опять меню, сели думать про десерты. Мы всегда так делаем, про десерты решаем после еды. Тут съели по десерту и супруга захотела ещё один. Ну вот так захотелось. А у меня есть интересная особенность организма: он работает, как шприц. Если с одной стороны добавили, то через полчаса с другой... Короче, этому я у одной из своих собак научился, видимо, и убегать сразу после еды мне не вариант. :))) В общем, мы только-только уложились, нам уже напомнили про время. Поэтому, ну его этот "Харвест", кормят неплохо, цены человеческие, но рядом есть наш любимый "Маст", а если денежка позволяет, то "Пробка" в двух шагах. Там нас не гоняют :))) Хотя, сомелье в "Харвесте" шикарная.3
  • Иван КрасновЕлизавета, что значит "некрасиво"? Правилами не запрещено, тогда можно. Кто решает, что красиво, а что - нет?2
  • ChaykinaБрегош,, а что надо морду бить официанту или девушке администратору? Тогда точно бесстрашный Герой, по-вашему?18
  • Полиция Т—ЖИван, не грубите. Напоминаем о шестом пункте: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/3
  • Warped FoxОдин раз я психанула и написала письмо в любимую кофейню с просьбой выделить хотя бы один стол и повесить над ним объявление, что он для тех, кто реально пришел попить кофе, а не сидеть с ноутом 9 часов подряд. Мне не ответили.2
  • Юлия ХараИван, это не просто "некрасиво", а эгоистично, я бы сказала. Занимать столик несколько часов, оплачивая пару чашек кофе.4
  • никЕсли мест полно, то не вижу проблем, а если мест нет, а желающих попасть полно, то вполне нормальное требование. Бизнесу тоже надо зарабатывать, а то превратили их в рабочие места. Надо место работы - снимайте офиса, работайте в коворкингах, нех превращать в офисы общепиты.1
  • Александр П.Алина, хорошо про любые профессии сказано, да. А врачу хорошей платной клиники, где была нормальная атмосфера, и он все сделал верно вы чаевые сколько оставляете ? Консультанту в магазине одежды, который подобрал вам платье? Толковому оператору в МФЦ , которая помогла сэкономить вам время подсказав по заполнению документов? Нотариусу, выписавшему доверенность или ДКП ?1
  • yurka52rusбольше всего на свете бесит ситуация, когда к примеру в пятницу вечером ты заходишь в кафе выпить кружечку пива (а может и не одну, не суть), в кафе почти НИКОГО НЕТ, но все столики в резерве. иногда конечно официанты разрешают занять столик с предупреждением «здесь бронь с 19.00, если успеете, то садитесь», но далеко не всегда.3
  • Руслан КриминскийПолиция, прошу прощения, очень уж захотелось нахамить тут0
  • Раиса АстанковаДобрый день ! Я директор кафе.Хочу рассказать о случаях в кафе с посетителями,которые приходят рано утром и покидают кафе перед закрытием. Устроили себе почти офис,даже своих клиентов принимают,сами сидят 8-10 часов,работают удаленно.Вопрос : как законно прекратить превращать кафе в выездной офис.Буду благодарна в решении данного вопроса.6
  • Мать-архитекторНе нравится такой лимит и подход только там, где из двух часов полтора приносят еду, в потом угрюмо смотрят и напоминают через 15 минут, что время на исходе. Когда сервис быстрый проблем не возникало)1
  • Мать-архитекторTatyana, и не только вечером)1
  • Наталья БалаеваРаиса, вам же в тексте статьи ответили - официально ограничить время пользования столом3
  • Руслан Бегалиевyurka52rus, ну так всё правильно. В хороших местах офисный планктон заранее бронирует столы, чтобы в пятницу после работы без лишнего напряга придти к назначенному времени и получить свой стол. Мы с коллегами часто так делаем, считаю это нормальным. Ну а если я прихожу один ради 1-2 кружки пива, то, как правило, занимаю место у барной стойки, дабы не занимать целый стол1
  • АлександраЗабаненый, в смысле, нужно разогнать очередь? Чтобы освободить Вам путь к еде? Или перестать вкусно готовить?0
  • Забаненый за правдуАлександра, а языка нет сказать что например свободные столики закончились? Или продавать ограниченное количество билетов на мероприятие?0