Можно ли открыть кафе с блюдами из мультфильмов?

15
Аватар автора

София Поспелова

спросила в Сообществе

Страница автора

Хочу открыть кафе, в котором будут готовить блюда из популярных мультфильмов, аниме-сериалов и фильмов. Например, рататуй из «Рататуя» или крабсбургер из «Спанч Боба». Не будет ли это нарушать чьи-то авторские права?

Не хочу, чтобы вся идея накрылась, поэтому спрашиваю заранее.

Кафе хочу дать говорящее название Movie Dish. Подскажите, как сохранить концепцию и не нарушить авторские права?

Аватар автора

Алексей Башук

патентный поверенный

Страница автора

В большинстве мультфильмов герои готовят самые обычные блюда, рецепты которых не защищены авторским правом. Это значит, что вы можете подавать в кафе рататуй под сливочное пиво, и вам ничего за это не будет. Но есть нюанс.

Авторское право защищает конкретных персонажей из мультфильмов. Кроме того, названия блюд могут быть зарегистрированы как товарные знаки. А какой-нибудь торт может быть запатентован как промышленный образец.

Нарушение прав даже на один из этих объектов может обернуться выплатой миллионных компенсаций, штрафами от государства, а иногда и уголовным делом.

Рассылка о том, как жить и богатеть
Лучшая статья недели — в вашей почте каждую среду. Бесплатно

Как российские законы защищают рецепты

Авторское право защищает произведения, то есть результаты творчества: книги, фильмы, программы и так далее. При этом закон защищает только саму форму произведений, а не заложенные в них идеи.

Например, в книге «Властелин колец» авторское право защищает сам текст, но не идею мира маленьких человечков. Вы можете написать свою историю про волшебное кольцо, и вам ничего за это не будет. Главное — не использовать чужой текст, персонажей и названия.

Так же и с рецептами. Рецепт — это, по сути, список ингредиентов. Заложенный в него смысл авторское право не защищает — готовьте пироги на здоровье, только текст рецепта не копируйте. Да и то, даже охрана текста рецепта под вопросом: учитывая, что в нем нет авторского самовыражения, не факт, что его в принципе можно считать объектом авторских прав.

Однако не все так просто. Помимо авторских прав на рецепты стоит подумать об авторских правах на книги рецептов, фотографии блюд и патентах.

Книга рецептов — это объект авторских прав. Отдельный рецепт как список ингредиентов авторское право не защищает, а вот всю книгу целиком — вполне. Поэтому авторские рецепты из книг, особенно с предисловиями и пышными эпитетами, копировать точно не стоит. Но готовить по ним можно.

Фотография блюда защищена авторским правом. Даже если фотография опубликована в интернете, а автор не подписан, это не значит, что ее можно просто так использовать у себя на сайте или в меню. У каждого фото есть правообладатель, который однажды может предъявить претензии. Поэтому вместо того, чтобы использовать чужие фото, лучше сделать свои.

Рецепт может быть запатентован как изобретение. Кулинарные патенты — редкая история. Патент на изобретение выдадут только на техническое решение, которое соответствует условиям патентоспособности: неизвестно из опубликованных в мире источников, неочевидно для профильного специалиста и может быть применено по назначению.

Каждый из этих критериев достаточно сложен, а кулинарные патентные заявки часто терпят фиаско, даже не дойдя до этой проверки, потому что рецепт далеко не всегда можно отнести к техническим решениям. У технического решения есть технический результат — то есть такой, который можно измерить или по крайней мере объективно установить.

У торта или пиццы технического результата, как правило, нет. Но иногда патенты на рецепты выдают, если такой результат удается найти, например тесто легче пережевывается или дольше хранится.

По запросу «торт» российская поисковая система выдает 374 патента, часть из них действующие. Патентуют как сами торты, так и способы их изготовления. Для примера можно посмотреть патент «Торт многослойный (варианты)».

Рецепт может быть запатентован как промышленный образец. Патент на промобразец защищает внешний вид изделия, то есть его дизайн. Здесь проверяют новизну и оригинальность: дизайн должен быть неизвестен из опубликованных источников и при этом не должен быть простой комбинацией нескольких известных решений.

Дизайн может защищаться и авторским правом. Но разница в том, что авторское право обычно защищает его от копирования, а вот патент на промышленный образец защищает еще и от использования похожего дизайна конкурентами.

Патенты на изобретения и промобразцы публикуются в открытом доступе в официальных реестрах.

Это патент на промышленный образец № 134056, который защищает внешний вид торта. Если использовать его без согласия правообладателя, он сможет взыскать с нарушителя компенсацию до 5 млн рублей
Это патент на промышленный образец № 134056, который защищает внешний вид торта. Если использовать его без согласия правообладателя, он сможет взыскать с нарушителя компенсацию до 5 млн рублей

Рецепт может быть чужим секретом производства. Чтобы не публиковать рецепт в патентных базах, некоторые правообладатели идут по другому пути — засекречивают рецепт.

Чтобы засекретить рецепт, в компании, как правило, внедряют режим коммерческой тайны. Для этого сотрудники, руководство и контрагенты компании подписывают документы о том, что не будут разглашать рецептуру. Документы нужны, чтобы в случае нарушения режима конфиденциальности наказать нарушителя.

Режим секретности не распространяется на тех, кто в нем юридически не участвует. Если вы купили чужой торт и догадались как его приготовить, можете делать такой же — чужую коммерческую тайну вы не нарушите. Если случайно придумаете такой же рецепт — тоже.

Получается, чтобы ответить на вопрос, можно ли готовить блюда из мультфильмов, нужно разобраться, как защищены конкретные блюда. Возможно, какие-то из них запатентованы как изобретения или промышленные образцы. Кроме того, фото чужих блюд точно защищены авторским правом.

Но даже если ничего не проверять, по части патентов риск невысокий: у нас в стране не так много патентов на блюда, а судебные дела по ним не поставлены на поток. В отличие от дел по персонажам и товарным знакам.

Можно ли использовать изображения героев

Чаще всего предприниматели или компании, которые открывают кафе, обжигаются на незаконном использовании персонажей из мультфильмов.

Персонаж — это объект авторских прав. Часто правообладатели регистрируют персонажей как товарные знаки. За нарушение авторских прав и прав на товарные знаки взыскивают компенсации — закон дает разбег от 10 тысяч до 5 млн рублей.

Миллионы за персонажей взыскивают редко, обычно такие большие суммы получают от тех, кто использовал в самом названии кафе чужой товарный знак. На практике компенсации чаще всего составляют от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей.

  • Например, в кафе в Котласе продавали торты с изображением персонажей «Смешариков». Владелец изображений заказал по каталогу торт с Нюшей и Барашем и, получив его, обратился в суд. В ходе разбирательства суд подтвердил нарушение прав, взыскал с индивидуального предпринимателя компенсацию 50 000 ₽ и 8000 ₽ судебных расходов.
  • Другой пример. Кафе в Перми устраивало праздники с героями мультфильма «Свинка Пеппа» и на сайте использовало их изображения. Правообладатель изображения «Свинка Пеппа» Peppa Pig зафиксировал этот факт у нотариуса и обратился в суд. Суд полностью поддержал правообладателя и взыскал почти 330 000 ₽.

Кроме того, есть административная ответственность за нарушение авторских прав. Чтобы оштрафовать нарушителя, правообладатель обращается в полицию или прокуратуру. Госорганы фиксируют нарушение и направляют материалы в суд. Максимальное наказание для крупных и средних компаний — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ с конфискацией предметов нарушения авторских прав. Для малых предприятий штраф в два раза меньше, но конфискацию назначат и в этом случае.

За использование чужих персонажей в рекламе установлены отдельные штрафы. Например, за недобросовестную конкуренцию среднюю или крупную компанию могут оштрафовать до 500 000 ₽.

Таки образом, чтобы не получить штраф, без разрешения правообладателя точно нельзя показывать в кафе сами мультфильмы и размещать изображения персонажей на любых носителях: на стенах, в меню, на сайте или блюдах.

Запрет не удастся обойти, даже если слегка изменить изображение. Например, нарисовать диснеевского Винни-Пуха не в красной, а в зеленой жилетке. Это будет считаться переработкой произведения. И наказание за это даже серьезнее: к компенсации за нарушение исключительного права может добавиться компенсация морального вреда автора за нарушение права на неприкосновенность произведения.

Также не стоит называть блюда с указанием мультфильмов, потому что сами названия могут быть товарными знаками. Например, название «Смешарики» зарегистрировано как товарный знак. Это значит, что не обязательно использовать самих персонажей, чтобы оказаться нарушителем, — достаточно продать торт «Смешарики».

Единственный законный способ использовать в кафе персонажей и их имена — получить разрешение правообладателя, чаще всего это анимационные студии. Однако за такое разрешение придется заплатить. Например, правообладатель может попросить процент от выручки кафе.

Другой вариант — не использовать изображения из мультфильмов и не называть их, а намекать на них. Например, существует «Неофициальная кулинарная книга Хогвартса». В ней нет изображений из фильмов, а формулировки не отсылают конкретно к «Гарри Поттеру». Например, самого Гарри называют не «мальчик, который выжил», а «мальчик-маг в круглых очках».

Но это игра на грани: название Hogwarts зарегистрировано как товарный знак в России. Это значит, что рано или поздно к издательству, выпустившему книгу, могут прийти с претензиями. И не факт, что они смогут избежать ответственности.

Что в итоге

Готовить в кафе блюда из мультфильмов, не используя чужие произведения, персонажей и их названия в целом можно. Рецепты пельменей, тефтелек в соусе и вегетарианского бургера можно найти в свободном доступе. Например, в Тинькофф Журнале есть рецепт рататуя.

Но чтобы использовать в кафе изображения персонажей или показывать сами мультфильмы, нужно получить разрешение правообладателя. И чаще всего за это придется заплатить.

И еще. Перед тем как открывать кафе, концепция которого строится вокруг персонажей, стоит подумать о том, какие конкурентные преимущества будут у вашего заведения.

Если это будет обычное кафе с типичными пиццей и суши, а посетители будут идти только на мультяшные образы, получается, вся ваша добавленная стоимость будет основываться на использовании чужих произведений. В таком случае придется договориться с правообладателями, ведь кроме мультперсонажей других причин идти в такое кафе нет. Так вы получите возможность работать, но вместе с ней и зависимость от воли правообладателей.

А если вы планируете готовить сложные сказочные блюда, то, возможно, никакие довески в виде чужих персонажей вам и не нужны. Ваш труд по поиску старинных рецептов и претворению их в жизнь уже стоит того, чтобы попробовать.



Какое блюдо из мультфильма или кино вы хотели бы попробовать?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество